УСТОЙЧИВАЯ АРХИТЕКТУРА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / SUSTAINABLE ARCHITECTURE / DEFINITION / HIGH TECHNOLOGIES / DEVELOPMENT STRATEGY / APPROACH / NATURAL CONFORMITY / MATHEMATICAL MODELING
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Есаулов Георгий Васильевич
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Есаулов Георгий Васильевич
SUSTAINABLE ARCHITECTURE: FROM APPROACHES TO STRATEGY OF DEVELOPMENT
Sustainability in architecture finds more and more meaning in creative activity of modern architects and town-planners, engineers and technologists who are engaged in different fields of design, construction, and production of advanced materials, structures, and technologies. A new definition of sustainable architecture is suggested in this paper as well as the approaches to its formation: harmonization of social, economic, environmental, and spatial factors of settlement development; detection of the optimum combination of ‘stability’ and ‘variability’ within the framework of the object design program; natural conformity and biomimetics; adaptability to challenges and risks of climatic condition and man-made origins; mathematical and three-dimensional modeling of building depending on its life cycle. The explanatory content of approaches makes possible to use them in research, experimental design, and education activities. Approaches to a formation of the development strategy of sustainable architecture are shown in this paper.
что нужно знать начинающему архитектору? Отвечаю на вопрос подробно!
Текст научной работы на тему «Устойчивая архитектура — от принципов к стратегии развития»
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Московский архитектурный институт,
107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 11/4, корп. 1, стр. 4
УСТОЙЧИВАЯ АРХИТЕКТУРА — ОТ ПРИНЦИПОВ К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Рассмотрено понятие устойчивости (sustainability, die Nachhaltigkeit) в творчестве современных архитекторов и градостроителей, инженеров и технологов. Предложены новое определение устойчивой архитектуры и принципы ее формирования: гармонизация социальных, экономических, экологических, территориально-пространственных факторов развития поселений; выявление оптимального сочетания «стабильного» и «изменяемого» в программе проектирования объектов; природосообразность и биомиметика; адаптивность к вызовам и рискам природно-климатического и техногенного характера; моделирование пространственное и математическое формы здания в зависимости от факторов, определяющих жизненный цикл.
Ключевые слова: устойчивая архитектура; определение; принципы; природосообразность; высокие технологии; моделирование; стратегия развития.
GEORGII V. ESAULOV, DSс, Professor, RAACSAcademician,
Moscow Architectural Institute,
11, Rozhdestvenka Str., 107031, Moscow, Russia
SUSTAINABLE ARCHITECTURE: FROM APPROACHES TO STRATEGY OF DEVELOPMENT
10 минут, чтобы узнать о профессии архитектор
Sustainability in architecture finds more and more meaning in creative activity of modern architects and town-planners, engineers and technologists who are engaged in different fields of design, construction, and production of advanced materials, structures, and technologies. A new definition of sustainable architecture is suggested in this paper as well as the approaches to its formation: harmonization of social, economic, environmental, and spatial factors of settlement development; detection of the optimum combination of ‘stability’ and
‘variability’ within the framework of the object design program; natural conformity and biomimetics; adaptability to challenges and risks of climatic condition and man-made origins; mathematical and three-dimensional modeling of building depending on its life cycle. The explanatory content of approaches makes possible to use them in research, experimental design, and education activities. Approaches to a formation of the development strategy of sustainable architecture are shown in this paper.
Keywords: sustainable architecture; definition; approach; natural conformity; high technologies; mathematical modeling; development strategy.
Понятие устойчивости (sustainability, die Nachhaltigkeit) обретает все большее значение в творчестве современных архитекторов и градостроителей, инженеров и технологов, работающих в различных сферах проектно-строительной деятельности, создания и производства новых материалов, конструкций и технологий. С каждым годом растет количество проектов и построек, именуемых устойчивыми, «зелеными», экоустойчивыми, экологичными, энергоэффективными и другими подобными по сути терминами.
Каждое время придает роли архитектуры в жизни человека и природы свое современное толкование. Философские идеи и учения, концепции и технологии проектирования, практика строительства, материалы и конструкции, различные составляющие как самой архитектуры, так и процесса ее создания влияют в той или иной степени на понимание архитектуры и увеличивают терминологическое семейство ее трактовок. На всех этапах истории человечества архитектура, ставшая «искусственной средой жизнедеятельности», «второй природой», вбирает в свое существо все новые и новые смыслы, обретая характер универсальной составляющей бытия человека.
Принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития определило обращение человечества к поиску возможностей воплощения его принципов в самых разных сферах деятельности.
Парадоксально звучащее словосочетание «устойчивая архитектура» (пока человечество не знало «неустойчивой» архитектуры) — скорее ориентир проектного процесса, нежели собственно архитектура, не ее возможное временное или стилевое наименование. Это не тенденция и не направление в архитектуре, а именно вектор развития, система принципов, проектная парадигма. Следуя стратегии развития, устойчивая архитектура призвана обеспечивать потребности ныне живущих людей на высоком качественном уровне, не лишая будущие поколения таких же возможностей. Будущее невозможно без учета уже имеющихся многочисленных научных и проектных разработок — «прошлого» устойчивой архитектуры, истории всей архитектуры, учета опыта традиционного народного зодчества.
Исключительное значение для развития архитектуры имеет анализ происходящих общепланетарных процессов и поиск новых концепций создания пространственной среды с позиций утверждения общечеловеческих ценностей. Именно образ мышления архитектора, градостроителя, строителя — важная составляющая формирования будущего архитектурно-пространственной среды.
К вопросу определения
На симпозиуме, посвященном устойчивой архитектуре, состоявшемся в 2011 г., мною было предложено определение: «Устойчивая архитектура (sustainable architecture) — архитектура, имеющая программой непротиворечивое единство эстетических позиций автора и времени и социально-экономических, инженерно-технологических и природно-экологических требований, базирующихся на принципах устойчивого развития, полнота воплощения которых определяется принятыми в мировой практике и практике страны требованиями рейтинговых систем оценки устойчивости среды обитания» [1].
Тенденции применения тех или иных принципов и методов проектирования и строительства, технологий и инженерных систем проявляются в разных названиях самой архитектуры: «устойчивая», «низкозатратная», «изумрудная», «экологически дружественная», «зеленая».
Проектирование «зеленых зданий» и «зеленое строительство» на принципах устойчивого развития все более ориентированы на аналитические предпроектные процедуры и поиск архитектурного решения в содружестве с инженерами — специалистами в самых разных областях.
Поиски нового в архитектуре ведутся на фоне глобальных структурных процессов в культуре, вызванных приходом информационной эпохи, становлением постиндустриального общества, общепланетарными природно-климатическими изменениями.
Вселенским вызовом человечеству стали климатические аномалии на планете. В глобальный доклад ООН 2011 г. «Города и изменение климата: направления стратегии» включен тезис о том, что «при дальнейшей урбанизации понимание воздействий изменений климата на городскую среду будет приобретать все большее значение».
Какова роль технологий и какие технологии используются при создании устойчивой архитектуры? Эти технологии получили название «зеленых» и определяются как экономически безопасные инновационные технологии, позволяющие сократить ресурсопотребление и негативное воздействие на окружающую среду при сохранении их экономической эффективности» [2].
И еще одно определение, связывающее характеристику технологий с устойчивым развитием: «Зеленые технологии — инновации, в основе которых лежат принципы устойчивого развития и повторного использования ресурсов» [3].
Как производное от применения «зеленых технологий» определяется и само «зеленое строительство». «Зеленое строительство» — отрасль, включающая в себя строительство и эксплуатацию зданий с минимальным воздействием на окружающую среду. Основной задачей «зеленого строительства» является снижение уровня потребления ресурсов (энергетических и материальных) на протяжении всего жизненного цикла здания: выбор участка строительства, проектирование, строительные работы, эксплуатация и снос» [4]. Существуют и другие определения «зеленого строительства» и «зеленых зданий», однако они близки по сути [5].
Анализ практики «зеленого строительства» и устойчивой архитектуры дает основание выделить две основные черты устойчивой архитектуры: эко-логичность и использование высоких технологий. Поэтому и может быть предложено новое, более краткое определение устойчивой архитектуры: «Устойчивая (зеленая) архитектура — экологически ориентированная архитектура высоких технологий». При этом экологическая составляющая учитывает общую экологию и экологию культуры.
В практическом смысле критериями соответствия объектов требованиям устойчивости стали рейтинговые системы оценки. Наибольшее распространение получают три международные рейтинговые системы: американская LEED, британская ВКЕЕАМ и немецкая DGNB.
В нашей стране в 2010-е гг. разрабатываются нормативные документы и рейтинговые системы оценки устойчивости зданий и сооружений. Сегодня набор российских «зеленых» стандартов включает:
1. ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».
2. СТО НОСТРОЙ 2.35-4-2011 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания.
3. СТО НОСТРОЙ 2.35.68-2012 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания.
4. Система добровольной сертификации объектов недвижимости — «зеленые стандарты» (www.greenstand.ru/watch/sistema.html).
5. Система добровольной сертификации «Рейтинговая система оценки экоустойчивой среды обитания САР-СПЗС». Экологический стандарт для оценки малоэтажной недвижимости и индивидуальных жилых домов (www.rsabc.ru/ru/o-sovete/klassifikatsiya/).
6. Российская гильдия управляющих и девелоперов GREEN ZOOM (www.greenzoom.ru/#about).
В связи с этим возникает необходимость координации подходов в разрабатываемых документах и возможностях их применения.
Вместе с тем наряду с названными подходами к инженерным, технологическим разработкам и оценке успешности этой деятельности рейтинговыми системами все большее значение приобретает воплощение процессов устойчивого развития в архитектурной форме. Именно она, интегрируя усилия архитектора и инженера, формирует облик среды жизнедеятельности.
Под архитектурной формой понимается структурно и функционально организованная, символически значимая, ориентированная на эстетическое и повседневное (бытовое) восприятие материальная субстанция.
Что же определяет архитектурную форму как интегратор проявления и воплощения принципов устойчивого развития? Обозначим сферы рождения устойчивой архитектуры:
— нормативное сопровождение — регулирование;
— проектирование и строительство;
— мониторинг жизненного цикла.
Именно в многообразии этих областей деятельности различных специалистов и осуществляется процесс рождения и бытия устойчивой архитектуры. Каждая из сфер обладает своей методологией реализации целей деятельности и задач создания устойчивой архитектуры. Отметим, что последовательность сфер условна.
На данном этапе развития устойчивой архитектуры уровни решения задач внутри сфер в нашей стране различны и не синхронны. Это характеризует состояние процессов в целом и определяет стратегические подходы. В основе — два подхода, которые выделяют архитекторы и инженеры, например, два подхода к развитию экоустойчивой архитектуры: «Первый подход — активное включение в архитектуру всех новейших технологических разработок по энергоэффективности, умному управлению зданием, использованию новейших материалов. Другой подход заключается в применении объемно-пространственных, архитектурных методов, влияющих на энергопотребление и ресурсосбережение, а также в максимальном использовании естественных, а не механических способов работы инженерных систем» [6, с. 45].
Фактически, как показывают тенденции развития устойчивой архитектуры, происходит соединение этих двух подходов. Вероятно, синтез и определит их будущее.
Процессы во всех названных сферах рождения устойчивой архитектуры протекают в условиях, определяемых рядом факторов, характеризующих современную ситуацию и сценарии развития.
Три из них представляются важнейшими при определении принципов создания устойчивой архитектуры:
— сложность социально-функциональных, в том числе производственно-технологических процессов и связей, межсистемного взаимодействия и соответствующей им среды жизнедеятельности;
— неопределенность процессов формирования среды жизнедеятельности, урбанизации и интеграции архитектурно-градостроительных систем с природной средой;
— нестабильность экономических процессов, природно-климатических условий, рост природных и техногенных рисков.
Исходя из опыта и тенденций создания устойчивых архитектурных решений, были предложены следующие принципы формирования устойчивой архитектуры, применение которых может быть рассмотрено в каждой вышеназванной сфере:
— гармонизация социальных, экономических, экологических, территориально-пространственных факторов развития поселений;
— выявление оптимального сочетания «стабильного» и «изменяемого» в программе проектирования объектов;
— природосообразность и биомиметика;
— адаптивность к вызовам и рискам природно-климатического и техногенного характера;
— моделирование пространственное и математическое формы здания в зависимости от факторов, определяющих жизненный цикл.
Рассмотрим последовательно влияние предложенных принципов на архитектурную форму.
Гармонизация факторов развития поселений
В рамках развития триединства экономических, социальных и экологических составляющих устойчивого развития вырабатываются требования к стратегии формирования и реконструкции среды жизнедеятельности и, в свою очередь, к архитектуре и градостроительным системам. Полномасштабное проектирование на уровне нового города с учетом гармонизации всех факторов предпринимается в настоящее время на моделях 8та11-сйу: Masdar (ОАЭ) (рис. 1, 2, 3, 4) и Songdo (Южная Корея): от общей стратегии, увязывающей процессы жизнедеятельности города, к отдельному объекту, что обеспечивает возможность его оптимального программирования и учета всех факторов, определяющих функционально-типологические, архитектурно-художественные и типологические характеристики.
Рис. 4. Масдар. Сочетание традиционных форм архитектуры и «новых технологий». Фрагмент
Выявление оптимального сочетания «стабильного» и «изменяемого»
Позиция устойчивого развития заставляет иначе оценить соотношение «стабильного» и «изменяемого» в архитектуре. Их динамический баланс и должен обеспечить воплощение «принципа устойчивости». При этом «элементы устойчивости» — это и «стабильное», и «изменяемое». Стабильное имеет духовную и материальную составляющие. Сохранение недвижимых памятников историко-культурного наследия общепризнано составляющей устойчивости среды, материальной основой культурной идентичности народов.
Временные лаги влияют на ценностные характеристики произведений архитектуры, выявляя в корпусе объектов прошедших периодов уникальное, типичное, характерное всем трем пластам [7] и придавая отдельным постройкам статус памятника, осуществляя процесс «вменения ценностей».
Стабильность системно характеризуется физико-механической прочностью, инженерно-технической надежностью и «живучестью» (способностью к сохранению свойств) конструктивных и инженерных систем, инерционностью свойств объекта, а также сохранением ценностных характеристик архитектурных объектов, интегрированных в понятии «памятник архитектуры».
«Стабильное» и «изменяемое» в современной архитектуре имеют свое воплощение и в прямом смысле. Характерными примерами «стабильного» и «изменяемого» в отношениях оболочки формы и пространства архитектуры и природы являются три типа:
— стационарная форма (обеспечивающая микроклимат за счет инженерных систем и частично — изменения формы оболочки) — многофункциональный комплекс River View, Peli Clarke, Peli Architects, Ухань, Китай; сертифицировано по BREEAM;
— передвигающаяся (динамичная) форма (архитектура, чувствительная к погодным изменениям за счет движения оболочек форм постройки: раскрытия-закрытия, перемещения форм, изменения углов наклона козырьков, жалюзи, навесов) — «Скользящий дом» (dRMM), Суффолк, Великобритания
(рис. 5). Эти работы осуществляются в рамках исследования биоадаптивных оболочек здания [8];
— пространство формы (содержащее фрагменты природной среды, влияющие на микроклимат объекта) — Cibertecture Egg, James Law Company, Мумбаи, Индия (рис. 6).
Стационарные системы (каркас, стены, оборудование) сочетаются с мобильными (оболочки, покрытия, оборудование).
Рис. 5. «Скользящий дом». Суффолк
Рис. 6. Cibertecture Egg, Мумбаи
Таким образом, входящее в «стабильное», ценностное имеет вектором в устойчивом развитии сохранение и транслирование. Устойчивость проявляется и в «изменяемом», как адекватно воплощающем вызовы времени, трансформации климата и т. п.
Изменяемость проявляется, прежде всего, в следующих свойствах архитектурной формы — новационности (как способности к восприятию достижений технического прогресса), адекватности (как возможности реагировать на меняющиеся внешние факторы), эволюционности (как реакции на внутренние потребности саморазвития и внешние факторы) [1]. Учет воздействия ветра, влияние влажности, солнечный свет во многом определяют новые оригинальные формы зданий (ветроустойчивость постройки, возможность «улавливания» света зданиями, например, в работах московского архитектора С.В. Непомнящего и др.).
В свою очередь, новационность, адаптивность, эволюционность предопределяют трансформации и преобразования архитектурной формы, ее строения (морфологии), назначения (функциональности) и значения (семантики).
Непрерывность обновления «изменяемого» приводит к его трансформации в «стабильное», превращению архитектурных форм в устойчивые элементы среды жизнедеятельности.
Таким образом, архитектура как составляющая материальной среды жизнедеятельности, состоящая из различных объектов, элементы которых и она сама (архитектура) в целом, находясь в непрерывном процессе развития (как сбалансированного сочетания «стабильного» и «изменяемого»), обеспечивает реализацию принципов устойчивости.
Вопросы же выделения элементов «стабильного» и «изменяемого», своего рода «каркаса» и «ткани» архитектурной формы, нуждаются в постоянном исследовании.
Природосообразность и биомиметика
От стремления приспособиться к природным условиям человечество прошло путь к возможности преодоления воздействия природы в архитектуре, а затем и симбиозу природных и искусственных систем (рис. 7).
Рис. 7.«Дом-кактус». Исх. Architects. Роттердам
Современное понимание влияния природы на архитектуру состоит в изучении природных форм как прошедших длительную эволюцию по выживанию в различных природных условиях посредством приспособления и симбиоза [9] (рис. 8).
Рис. 8. Проект городского центра Gwanggyo. Компания МУКЭУ, Южная Корея
Природные формы, формы животного и растительного мира, прошедшие тысячелетнюю эволюцию, являют собой примеры адаптации к постоянно меняющимся природно-климатическим условиям (рис. 9).
Рис. 9. Формы природы как воплощение в одном целом «стационарного» и «динамичного»
Многочисленны примеры стационарных каркасов и динамических оболочек, меняющихся форм на протяжении жизненного цикла растительных организмов и мира животных и птиц, рыб и насекомых.
От подражания во внешнем облике и строении архитектурных объектов бионики к глубинному осмыслению жизненного цикла форм в биомиметике. При этом «биомиметические принципы, то есть применение единых подходов к развитию природной и архитектурной сред» [10, с. 3], рассматриваются как принципы архитектурного проектирования.
Широкий спектр возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой, приливной, геотермальной) окажет значительное влияние на построение архитектурных форм и объемно-планировочные решения жилых и общественных зданий и сооружений инженерной инфраструктуры, интегрированных с системами преобразования этих пока еще нетрадиционных источников энергии. Проектные поиски новых форм архитектуры ожидаются прежде всего в регионах наибольшего влияния нетрадиционных источников энергии на территории страны с учетом изучения опыта материально-пространственного оформления жизнедеятельности природных организмов. В основу разработок положены карты ресурсов солнечной, ветровой, геотермальной энергии на территории России [11].
Адаптивность к вызовам и рискам природно-климатического и технологического характера
Изменения климата, все более резкие колебания температурных циклов, повышение температуры, жара и засуха, ливни и наводнения, другие экстремальные природные воздействия и техногенные катастрофы — все это диктует новые требования к «живучести», сохраняемости и устойчивости в прямом смысле градостроительных образований и архитектурных объектов. Отсюда и появление двух направлений преодоления катастрофических воздействий: ужесточение требований к искусственной среде, обеспечивающих ее сохранность и защиту человека. Второе направление состоит в возможности осуществления новых способов существования искусственной среды (плавающие, летающие здания и города) и др. На ЭКСПО-2012 «Живой океан и побережье» в южно-корейском городе Иосу (Ёсу) были представлены подходы к решению проблемы океана в условиях глобального потепления.
Новые формы проживания человека в контакте с водной стихией раскрыли проекты швейцарца В. Колебо (рис. 10).
Рис. 10. «Плавающий город». В. Колебо
Стационарные формы на водной глади представлены и в проектах московского архитектора А. Асадова (рис. 11, 12).
Рис. 11. Концептуальный проект для г. Сочи. План. Арх. А. Асадов
Рис. 12. Концептуальный проект для г. Сочи. Общий вид. Арх. А. Асадов
Моделирование пространственное и математическое формы здания в зависимости от факторов, определяющих жизненный цикл
ИТ-моделирование форм с демонстрацией функциональных процессов, природно-климатических циклов, природных рисков и состояния здания, его систем в периоды различных жизненных циклов обеспечивает новый уровень решения проектных задач.
Математическое моделирование широко применяется в проектировании и строительстве. Исследования и программирование архитектурных форм и пространств нуждаются в дальнейшей разработке программного обеспечения и его внедрения в исследования и проектирование. Хотя уже сегодня поиск оптимальных форм объекта, например, минимальная площадь поверхности при максимальном объеме (здание мэрии г. Лондона, арх. Н. Фостер) практически воплощается в жизнь. Оптимизация формы и ориентации здания с учетом направленного действия наружного климата осуществляется путем математического моделирования [12, 13].
Разработка цифровых моделей, учитывающих влияние как отдельных факторов, так и их групп для отдельного здания или фрагмента пространственной среды может оказать существенное влияние на рождение новых архитектурных форм.
Таким образом, устойчивая архитектура как проектная парадигма диктует требование интеллектуализации, включения исследовательских процедур и экспертных оценок в традиционное архитектурное и градостроительное проектирование, в котором прогнозирование с моделированием становится неотъемлемой частью деятельности в условиях применения многокритериальных рейтинговых оценок вариантов решения проектных задач и осуществленных проектов.
В таком подходе реальны различные варианты сочетаний, а возможно, выделение неких инвариантов в архитектуре разных направлений, тенденций и уникальных объектов различных типов или неких универсалий: каркас, мобильные оболочки, стационарные формы и мобильное оборудование, самонастраивающиеся системы, учитывающие новации различных видов энергетики, и создание новых материалов и конструкций.
При этом в основе всех разработок — поиск философских концепций и сценариев развития, учет социально-экономических, природно-экологичес-ких, инженерно-технологических, художественно-эстетических и других факторов и требований.
Современные версии минимализма в наибольшей степени программно нацелены на воплощение принципов устойчивого развития. Однако поиски архитекторов и других творческих направлений демонстрируют возможные пути рождения архитектурных форм, построенных на сочетании оригинальных пространственно-пластических идей и новаций «зеленых» технологий. Вероятно, многообразие последних наряду с традиционными для архитектуры факторами духа места, своеобразия контекста, традиционных форм народного зодчества, уникальности природы и прочих будут способствовать появлению
оригинальных региональных архитектурных школ и индивидуализации облика зданий и сооружений.
О стратегии развития устойчивой архитектуры
Проблема формирования стратегии рассматривается в работах отечественных практиков и ученых [6, 14].
Стратегия развития устойчивой архитектуры в нашей стране на нынешнем этапе представляет собой последовательную и параллельную реализацию задач во всех сферах рождения архитектуры. С учетом различного уровня их развития важная, может, даже определяющая роль в стратегии принадлежит координации этой деятельности в сфере НИР, проектирования, строительства, управления, законодательно-нормативной деятельности, мониторинга жизненного цикла зданий, градостроительных систем во взаимодействии с природой.
Координация на государственном уровне будет способствовать эффективной реализации принципов устойчивого развития в целом в архитектурно-строительной сфере. Базой реализации задач координации может стать технологическая платформа «Строительство и архитектура», а механизмом внедрения устойчивой архитектуры в практику строительства — взаимодействие субъектов на основе модели «тройной спирали» [15]. Модель университеты -предприятия — государство может быть использована и для реализации принципов устойчивого развития в формировании и реконструкции среды жизнедеятельности.
С учетом многообразия природно-климатических условий нашей страны и различных технологических возможностей территорий, их культурных традиций роль университетов в процессе этой деятельности исключительно важна и актуальна. Они, по существу, являются базой научных разработок наряду с отраслевыми и академическими НИИ, а также структурой, в которой осуществляется экспериментальное поисковое архитектурное проектирование на концептуальном уровне. Апробация же различных вариантов решения проектных задач с учетом моделирования процессов и соответствующих им пространств и форм, прогнозирования сценариев развития становится целеуста-новкой деятельности архитектурных школ России в современных условиях.
Предложенные автором определения устойчивой архитектуры и пять принципов ее формирования могут быть использованы при разработке стратегии развития устойчивой архитектуры в России.
Выделение в качестве принципа «природосообразности» и «биомимети-ки» обеспечит их включение в программу проектирования как составляющей анализа взаимодействия и взаимовлияния природных и искусственных систем на всех этапах жизненного цикла искусственной среды.
Особое значение придается пространственному и математическому моделированию в архитектурном проектировании, которое будут способствовать полноте и эффективности решения проектных задач на принципах устойчивого развития.
1. Есаулов, Г.В. Устойчивая архитектура как проектная парадигма (к вопросу определения) / Г.В. Есаулов // Устойчивая архитектура: настоящее и будущее: тр. Международного симпозиума. 17-18 ноября 2011 г. Научные труды Московского архитектурного института (государственной академии) и группы КНАУФ СНГ. — М., 2012. — С. 76-79.
2. Экологичное развитие — Evolution Awards 2014. Всероссийская премия. — Условия доступа : greenevolution/evolutionwards2014/
3. «Зеленая энциклопедия». — Условия доступа : greenevolution.ru/enc/wiki/zelenye-texnologii
4. «Зеленая энциклопедия». — Условия доступа : greenevolution.ru/enc/wiki/zelenoe stroitelstvo
5. Бродач, М.М. Бизнесу зеленый свет / М.М. Бродач // АВОК. — 2009. — № 6. — С. 6.
6. Ремизов, А.Н. Стратегия развития экоустойчивой архитектуры в России / А.Н. Ремизов // Устойчивая архитектура: настоящее и будущее: тр. Международного симпозиума. 17-18 ноября 2011 г. Научные труды Московского архитектурного института (государственной академии) и группы КНАУФ СНГ. — М., 2012. — С. 40-50.
7. Есаулов, Г.В. Третий пласт в архитектуре Юга России в XX веке / Г.В. Есаулов. -Academia. Архитектура и строительство. — 2009. — № 3. — С. 36-38.
8. Мунен, Р. Биоадаптивная оболочка зданий / Р. Мунен, А. Хайрулина, Я. Хенсен // Здания высоких технологий. — М. : АВОК-ПРЕСС. — 2014.
9. Есаулов, Г.В. Архитектура в природе. Природа в архитектуре. Парадигмы развития / Г.В. Есаулов // Архитектура в природе. Природа в архитектуре. — Москва; Кисловодск,
10. Гридюшко, А.Д. Биомиметические принципы в архитектурном проектировании : авто-реф. дис. . канд. архит. — М. : МАРХИ, 2013.
11. Атлас ресурсов солнечной энергии на территории России / О.С. Попель [и др.]. — М.,
12. Tabunschikov, Y.A. Mathematical models of thermal conditions in buildings / Y.A. Ta-bunschikov. — CRC Press, 1993. — P. 141-154.
13. Табунщиков, Ю.А. Математическое моделирвоание и оптимизация тепловой эффективности зданий / Ю.А. Табунщиков, М.М. Бродач. — М. : АВОК-ПРЕСС, 2002. — С. 124-161.
14. Табунщиков, Ю.А. Дорожная карта зеленого строительства в России: проблемы и перспективы / Ю.А. Табунщиков. — АВОК. — 2014. — № 3. — С. 4-10.
15. Ицковиц, Генри. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц ; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. — 238 с.
1. Esaulov G.V. Ustoichivaya arkhitektura kak proektnaya paradigma (k voprosu opredeleniya) [Sustainable architecture as project paradigm]. Ustoichivaya arkhitektura: nastoyashchee i bu-dushchee. Proc. Int. Sci.
Conf., Proc. Moscow Institute of Architecture (State Academy) and KNAUF CIS group. Moscow, 2012. Pp. 76-79. (rus)
2. Information on: greenevolution/evolutionwards2014/
3. Zelenaya entsiklopediya [Green encyclopedia]. Information on: greenevolu-tion.ru/enc/wiki/zelenye-texnologii
4. Zelenaya entsiklopediya [Green encyclopedia]. Information on: greenevolu-tion.ru/enc/wiki/zelenoe stroitelstvo
5. Brodach M.M. Biznesu zelenyi svet [Green light to business]. AVOK Publ., 2009, No. 6. P. 6. (rus)
6. Remizov A.N. Strategiya razvitiya ekoustoichivoi arkhitektury v Rossii [Development strategy of sustainable architecture in Russia]. Ustoichivaya arkhitektura: nastoyashchee i budushchee. Proc. Int. Sci. Conf., Proc.
Moscow Institute of Architecture (State Academy) and KNAUF CIS group. Moscow, 2012. Pp. 40-50. (rus)
7. Esaulov G.V. Tretii plast v arkhitekture Yuga Rossii v XX veke [A third formation in Russian architecture in 20th century]. Academia. Arkhitektura i stroitel’stvo, 2009, No. 3. Pp. 36-38. (rus)
8. Munen R., Khairulina A., Khensen Ya. Bioadaptivnaya obolochka zdanii [Bioadaptable building envelopes]. Zdaniya vysokikh tekhnologii. Moscow : 2014. AVOK-PRESS. (rus)
9. Esaulov G.V. Arkhitektura v prirode. Priroda v arkhitekture. Paradigmy razvitiya [Architecture in nature. Nature in architecture. Paradigms of development]. Arkhitektura v prirode. Priroda v arkhitekture. Moscow — Kislovodsk, 2009.
Pp. 30-58. (rus)
10. Gridyushko A.D. Biomimeticheskie printsipy v arkhitekturnom proektirovanii [Biomimetic principles of design architecture. PhD thesis abstract]. Moscow : MARKHI Publ., 2013. (rus)
11. Popel’ O.S. et al. Atlas resursov solnechnoi energii na territorii Rossii [Atlas of solar energy resources in Russia]. Moscow, 2010. (rus)
12. Tabunschikov Yu.A. Mathematical models of thermal conditions in buildings. CRC Press, 1993. Pp. 141-154.
13. Tabunshchikov Yu.A., Brodach M.M. Matematicheskoe modelirvoanie i optimizatsiya teplovoi effektivnosti zdanii [Mathematical simulation and optimization of thermal effectiveness of buildings]. Moscow : AVOK-PRESS, 2002. Pp. 124-161. (rus)
14. Tabunshchikov Yu.A. Dorozhnaya karta zelenogo stroitel’stva v Rossii: problemy i perspektivy [Road map of green construction in Russia]. AVOK Publ., 2014, No. 3. Pp. 4-10. (rus)
15. Etzkowitz H. Triple helix. Universitety-predpriyatiya-gosudarstvo. Innovatsii v deistvii Tomsk: Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics Publ., 2010. 238 p. (transl. from Engl.)
Источник: cyberleninka.ru
Очень краткая история архитектуры
Простейшая архитектурная конструкция, известная с эпохи неолита. С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.
Около 2500 года до н. э.
Начало оформления колонн
Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Эти каменные «заросли» рассказывают о загробном лесе, через который души умерших должны пробраться к новой жизни. Так архитектура стала изобразительным искусством.
Позже делать из архитектуры огромную скульптуру стали и в Междуречье. Однако там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира.
Около 700 года до н. э.
Складывание античного ордера
Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Они просят сочувствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигуры — мужской, женской или девичьей. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером Ордер — (от лат. ordo) воинский строй, порядок. . Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский — и два дополнительных — тосканский и композитный. Это момент рождения европейского зодчества.
Около 70 года н. э.
Начало широкого применения арочных конструкций
Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции (своды и купола). Горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная; клиновидные же части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются, а разрушить камень давлением непросто. Поэтому арочными конструкциями можно перекрывать гораздо большие пространства и нагружать их значительно смелее.
Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитектурный язык взамен древнегреческого. Стоечно-балочная система (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы) осталась на фасадах, но теперь часто не работала, а лишь украшала здание. Таким образом, римляне сделали ордер декором.
318 год
Возвращение раннехристианских зодчих к деревянным стропильным перекрытиям
Падение Западной Римской империи обрушило экономику тех территорий, которые мы сегодня называем Западной Европой. Средств на строительство каменных перекрытий не хватало, хотя потребность в больших зданиях, прежде всего в храмах, была. Поэтому византийским строителям пришлось вернуться к дереву, а с ним — и к стоечно-балочной системе. Из дерева делались стропила — конструкции под кровлю, где часть элементов (подкосы) согласно законам геометрии работает не на излом, а на разрыв или сжатие.
532 год
Начало применения византийскими зодчими купола на парусах
Технологический прорыв византийской архитектуры — постановка изобретенного еще в Древнем Риме купола не на круглые стены, замыкающие внутреннее пространство, а на четыре арки — соответственно, всего с четырьмя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники — паруса. (В храмах на них чаще всего изображаются евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн — четыре опоры церкви.) В частности, благодаря этой конструкции православные церкви имеют привычный для нас вид.
Около 1030 года
Возвращение к строительству арочных сводов в архитектуре романики
К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романские соборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами.
1135 год
Готические архитекторы придают арочным конструкциям стрельчатые очертания
У арки и арочных конструкций есть один серьезный недостаток. Они стремятся «разъехаться». До готики архитекторы боролись с этим эффектом, строя толстые стены. Затем был найден другой прием: арки и своды стали делать стрельчатыми. Конструкция такой формы давит больше вниз, на опоры, чем в стороны.
Кроме того, с боков эта система подпиралась специальными «мостиками» — аркбутанами, которые перекидывались от отдельно стоящих столбов — контрфорсов. Так стены освобождались от всякой нагрузки, делались легкими или даже исчезали, уступая место стеклянным картинам — витражам.
1419 год
В эпоху Ренессанса, барокко и классицизма стили формируются вне зависимости от новизны применяемых конструкций
Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, теологам, математикам и историкам (и в какой-то степени тем, кто ввел в моду галантные манеры), чем изобретателям новых конструкций перекрытий. Вплоть до эпохи промышленной революции новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене стилей.
1830 год
Начало «железнодорожной лихорадки» привело к массовому применению в строительстве металлических конструкций
Рельсы, поначалу предназначавшиеся только для железных дорог, оказались идеальным строительным материалом, из которого легко создаются прочные металлические конструкции. Бурное развитие наземного парового транспорта способствовало росту мощностей металлопрокатных производств, готовых предоставить инженерам любое количество швеллеров и двутавровых балок. Из таких деталей и сегодня делаются каркасы высотных зданий.
1850 год
Стекло становится полноправным строительным материалом
Фабричное производство оконного стекла больших размеров позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей, а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными. Сказочные «хрустальные дворцы» начали воплощаться в реальности.
1861 год
Начало промышленного применения железобетона
Попытки упрочнить бетон предпринимались еще в Древнем Риме; металлические стержни для армирования перекрытий начинают активно применять с начала XIX века. В 1860-х годах садовник Жозеф Монье в поисках средства сделать садовые кадки более прочными случайно обнаруживает, что, если в бетон заложить металлическую арматуру, прочность получившейся детали возрастает многократно. В 1867 году открытие было запатентовано, а затем продано профессиональным инженерам, разработавшим методы применения этой новейшей технологии. Однако предприимчивый садовник был лишь одним из нескольких отцов новой строительной технологии. Например, в 1853 году во Франции инженер Франсуа Куанье построил дом целиком из железобетона, а в 1861 году опубликовал книгу о его применении.
1919 год
Соединение всех технологических возможностей в новом
«современном» стиле
В своем манифесте в журнале «Эспри нуво» один из лидеров архитекторов-модернистов Ле Корбюзье формулирует пять принципов современной архитектуры, которые возвращают ее к античным идеалам — не внешне, но в главном: образ здания опять стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. К началу XX века декор на фасадах стал восприниматься как обман.
Появилась потребность обратиться к истокам, брать пример с древнегреческих храмов, правдиво рассказывавших о работе конструкций. Однако теперь перекрытия делались из железобетона, смысл применения которого в том, что там, где деталь работает на излом, замурованная в ней арматура сопротивляется разрыву. Поэтому современные конструкции могут перекрывать пролеты почти любой ширины. Теперь здания смогли совсем лишиться колонн, украшений, смогли иметь сплошное остекление, то есть обрести привычный нам «современный вид».
Источник: arzamas.academy
Чем занимается архитектурная компания
Профессиональные сотрудники архитектурной компании проектируют все виды зданий. Они разрабатывают школы, небоскребы, частные коттеджи, больницы, гостиницы, церкви, вокзалы, а также занимаются реконструкцией старых домов. Любое здание, которое используется людьми, создано по архитектурному проекту. Прежде чем строить здание, архитектор должен нарисовать его планировку, а затем контролировать работу строительной компании, чтобы убедится, что работы ведутся в соответствии с проектом.
Архитектура на службе человечества
- Во-первых, как здание будет использоваться;
- Во-вторых, сколько людей будет жить или посещать этот объект;
- В-третьих, каким видом деятельности будут заниматься люди в этом здании
Правильный проект — безопасное здание
Архитекторы работают над проектом здания, которое будет безопасным на протяжении всего времени. Это невозможно сделать самостоятельно, без знаний получаемых после окончания высшего учебного заведения. Новое здание должно быть разработано с учетом землетрясений, торнадо и других чрезвычайных ситуаций, когда необходимы надёжные здания, способные спаси жизнь многим людям.
Кроме того, думая о функциональности и безопасности здания, архитекторы учитывают и красоту здания. Важно, чтобы оно выглядело эстетично и гармонично сочеталось с окружающим пейзажем. Если хотите, чтобы ваш дом по индивидуальному проекту действительно стал «крепостью», нужно категорически отказаться от варианта «сделай сам», а обратиться в нашу компанию. Грамотный подход и профессионализм — это надежный фундамент будущего дома, от которого завит жизнь зданий и благополучие их владельцев.
Источник: proekt-shop.ru
1. Основные понятия архитектуры.
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы архитектуры.
Начало архитектуры как искусства появилось на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать не только законы необходимости, но и законы красоты.
За многие тысячелетия своего существования архитектура понималась и определялась по-разному, но всегда в зависимости от тех задач, которые ставились перед ней на конкретном историческом этапе развития общества.
Слово «архитектура» происходит от греческого слова «architecton», что значит «главный строитель». Синоним его – русское «зодчество» от слова созидать.
Классическим определением архитектуры служила фраза “искусство строить здания”, а также данное римским теоретиком архитектуры (1в.н.э.) Марком Витрувием определение задач архитектора:
“. Все это должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту”.
И если эти задачи в строительном понимании, разумеется, имеют значение и для нашего времени, то определение, безусловно, не характеризует того, чем же занимается современная архитектура.
В той или иной мере определениями архитектуры являются:
“Архитектура – есть искусство организовывать пространство, и она реализует себя в строительстве”. Огюст Перре.
“Архитектура – тоже летопись мира: когда молчат уже и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе” Н. Гоголь.
Среди определений архитектуры данных в разное время разными людьми и часто не архитекторами есть и такие как:
Архитектура – искусство, доходящее до божественного.
Архитектура – украшение, которое строят.
Архитектура – песнь взволнованного разума.
Можно выделить и ряд других определяющих задачи архитектуры:
Вероятно, односторонне определить архитектуру невозможно. Становится ясным, что это многосложное явление, где переплетаются и слиты воедино качественно разные материалы и духовные явления. Т.е. мы имеем дело со сложной соподчиненной системой. И вероятно в архитектуре выступают в двуединстве и материальное и духовное. Причем, это то и является наиболее важным.
Эти стороны архитектуры не равнозначны. Материальное имеет для общества решающее значение. Архитектурные сооружения и комплексы, целые города и поселки нас интересуют как пространственная среда для жизненных процессов общества. Вместе с тем архитектурные сооружения и ансамбли обладают своеобразной выразительностью, являются произведениями архитектурного искусства.
Поэтому при рассмотрении определения архитектура, исходя из задач стоящих перед ней на данном этапе исторического развития, будем основываться на следующем определении:
Архитектура – это создаваемые в процессе проектирования и строительства архитектурные сооружения и комплексы, в которых инженерно-конструктивными средствами создается пространственная организация труда, быта и культуры, причем одновременно возникает своеобразное специфическое выражение этой среды как искусства.
Это определение может быть условно формализовано в виде схемы.
а – архитектурный замысел и проектирование Архитектурное проектирование – область духовного производства, требуемого сочетания инженерных и социальных расчетов с художественным творчеством.
с– строительство (материальное производство) – реализуется в конструкциях, но к ним не сводится.
Итак, архитектурное проектирование – моделирует, строительство реализует (причем общество интересуют не сами конструкции, а то пространство, что они ограждают).
Вторым аспектом архитектуры как системы является объект архитектуры (среда).
Материально-техническая природа строительства прямо реализуется в инженерно-конструктивной подоснове сооружений ПР – прочность. Реальное архитектурное сооружение немыслимо без инженерных конструкций, но никак не сводится к ним.
Куда сложное обстоит дело с определением социальной природы назначения жилых и общественных сооружений.
Сложность здесь в том, что социальные процессы, протекающие в жилище, школе, театре, качественно многообразны. И все же в этой широкой сфере, которую Витрувий обозначил емким словом “польза”, есть определенная общность: все здания и сооружения вызваны к жизни общественными потребностями, созданы в результате строительства как вида производства материальных благ и являются именно материальными благами.
П – польза, социально-функциональная подоснова.
Т.о., основное социальное назначение архитектурных сооружений – являть собой материальные (и культурные) блага, служащие для пространственной организации почти всех социальных процессов – труда и быта, развлечений и культуры и т.д. В том и состоит главная материальная функция самых разнообразных архитектурных сооружений.
У – утилитарные (практические) функции.
Но архитектурные сооружения должны обладать, кроме того, и художественными качествами – А – “архитектура как искусство”. Художественная сторона архитектуры в большей мере выражает социальное назначение разных типов сооружений, конструктивный строй (тектонику) сооружений, а также ряд общих социально-художественных идей: гуманизм, демократизм, представления об эстетическом идеале эпохи “застывшая музыка”. Т.о. архитектура всегда и закономерно должна быть искусством и уже поэтому – культурным благом, создавать художественные ценности.
Главное в архитектуре для общества – это двуединство социального материального назначения и художественной выразительности. Однако бывает, что зодчие забывают об этом и в результате впадают или в грех декоративизма, украшательства, эклектики (конец 30-х и 40 г.г.) — рабочие клубы советские зодчие воздвигали в виде помещичьих хоромов и т.д. или же пренебрежение. художественной выразительностью привело к упрощенчеству “голому” конструктивизму – “черемушки”.
Ставя основной задачей организацию материального пространства для практических целей, архитектура одновременно служит и средством эмоционального воздействия на человека, удовлетворяя, таким образом, не только его материальные, но и духовные запросы, в частности эстетические, являясь одним из видов искусств.
Значение архитектуры как фактора, оказывающего влияние на сознание людей в общественной жизни и в быту, определяется повседневным, неизбежным, непрерывным воздействием ее на человека. Человек живет, работает, отдыхает, постоянно испытывая на себе ее влияние. В этом отличии архитектуры от других видов искусств, оказывающих временное воздействие, поддающееся регулированию.
Архитектура определяется теми условиями, в которых она возникает и развивается, и в первую очередь общественными отношениями, а также материальными факторами – уровнем развития производительных сил, состоянием строительной техники, природными условиями. Социально-экономическая обусловленность архитектуры способствует выявлению особенностей и черт, присущих каждому общественному строю.
Это сказывается в преобладании в тех или иных типов сооружений, их функциональном содержании, в способах решения эстетических задач. Образная выразительность, способность воздействовать на чувства, а через них на сознание людей делает архитектуру серьезным идейным оружием. Это свойство архитектуры широко использовалось господствующими классами в разные исторические эпохи. Так архитектура Древнего Египта являлась отражением технократического, абсолютного строя, господства касты жрецов. Монументальные сооружения (например, пирамиды) были призваны утверждать могущество обожествленных властителей.
Архитектурный образ проектируемого объекта зачастую раскрывается с помощью монументального искусства: живописи, скульптуры. И в этом смысле архитектура – это синтез искусств, строительного и монументального.
Архитектурный образ — выявленная художественными средствами идейная и материальная сущность сооружения; художественная выразительность объекта.
Основой архитектурного образа является архитектурная композиция.
Архитектурная композиция – взаимосвязь объемно-пространственных и планировочных элементов здания (сооружения) или элементов среды связанных идейной задумкой и назначением.
Художественная выразительность здания построена на законах архитектоники.
Архитектоника – художественный способ композиции, построенный на единстве конструктивной и художественно-образной формы.
Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе истории и воплощались в архитектурном стиле.
Архитектурный стиль – совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон (приемы построения планов и объемов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров).
С древнейших времен и вплоть до середины XIX века господствующую конструктивную основу архитектуры составляла стоечно-балочная система.
Принцип сочетания вертикали-опоры и горизонтали-балки остается неизменным и в легких деревянных колоннах китайского и японского дома-павильона, и в массивных колоннах египетских храмов, достигавших 20 м в высоту и по форме уподобленных лотосу. Декоративность, свойственная архитектуре раннего периода её развития, – это попытка скрыть, декорировать стоечно-балочную конструкцию за формами, заимствованными у природы. Зодчие на протяжении долгих веков не решались открыть строгую красоту самой конструкции. Впервые открыть конструкцию стало возможным в Древней Греции, родине архитектурного ордера.
Архитектурный ордер – художественно осмысленный порядок размещения несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструктивной системы, их структура и художественная обработка.
Формы античного ордера являются универсальными по отношению к материалу: они воспроизводят работу стоечно-балочной конструкции в камне, дереве, бетоне.
Однако при всей эстетической гармонии античного ордера возможности применения его ограничены относительно небольшими размерами перекрываемого пролета. В развитие этой задачи римляне впервые соединили ордер со стеной и обратились к опыту стран Древнего Востока, Месопотамии, Персии, для которых традиционными являлись купольные конструкции перекрытий.
Бетонный купол римского Пантеона (125 г.н.э. ) с диаметром основания 43 м стал первой в истории человечества большепролетной конструкцией.
Купол – пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.
Аркада – ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных между собой, опирающихся на колонны или столбы; нашла широкое применение при устройстве открытых галерей, опор мостовых сооружений.
Источник: studfile.net
Архитектор
Архитектура всегда шла рука об руку с искусством. Творения Антонио Гауди, Осипа Бове, Карла Росси и других величайших архитекторов вдохновляют не меньше, чем творения живописцев и симфонии композиторов. Речь не только о старейших памятниках, дворцах и башнях, но и о современных зданиях и сооружениях, которые поражают эстетикой и величием.
Архитектор может увековечить свое имя в потрясающих проектах, а может допустить ошибку, в результате которой облик целого города будет безнадежно испорчен. Не боитесь сложной работы и колоссальной ответственности? Тогда эта работа для вас.
Кто такой архитектор? Описание профессии
Архитектор – специалист, осуществляющий проектирование зданий, планировочных и интерьерных решений, а также организацию архитектурной среды. Он отвечает не только за внешний облик сооружений, но и за их функциональные, эксплуатационные характеристики.
При всей сложности профессии и необходимости руководствоваться нормативами, правилами и техническими параметрами, специальность является творческой.
Только от внутреннего мира профессионала и его представлений об эстетике, гармонии и рациональности зависит облик сооружения.
Специалистами могут быть не только архитекторы, разрабатывающие эскизные проекты, документацию и рабочие чертежи, но и организаторы процесса разработки (главные архитекторы), разработчики генеральных планов городов и поселков (градостроители), создатели ландшафтных решений по благоустройству территории (ландшафтные архитекторы). К специальности также относят дизайнеров (разработчиков планировки и интерьеров), реставраторов, экспертов и теоретиков, занимающихся научной и преподавательской деятельностью.
Что входит в обязанности специалиста
С развитием технологий работа архитектора существенно видоизменилась. Причиной тому – усложнение строительных технологий.
Необходимо владеть специальными компьютерными программами (в частности, программами для 3D-проектирования и моделирования зданий), проводить экспертизу документации на соответствие множеству норм. Круг деятельности специалиста при этом не столько ограничивает, сколько направляет вид его деятельности:
- Архитектурное проектирование. Специалист разрабатывает проект, координирует создание строительной документации, осуществляет авторский надзор.
- Градостроительство. По сути это «объемное проектирование», в основе которого лежит разработка генеральных архитектурных планов населенных пунктов.
- Ландшафт. Ландшафтная архитектура включает в себя озеленение – проектирование садов, парков, зеленых насаждений, приусадебных участков и даже заповедных зон.
- Дизайн интерьера. Специалисты специализируются на разработке функциональной и одновременно эстетичной планировки, на проектировании интерьеров.
Круг обязанностей сотрудника также зависит от его опыта, квалификации и организации, в которой он работает. В проекте нуждаются не только грандиозные концертные залы и небоскребы, но и каждый торговый павильон (за исключением быстровозводимых конструкций), каждая поликлиника и каждый жилой дом. Опыт и портфолио играют ключевые роли – очень важно стремится получать действительно важные и сложные проекты, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Как получить профессию архитектора, где учиться
Эта профессия требует высшего образования, объемных теоретических знаний и успешно выполненной практической работы. Лучше всего поступать в профильный ВУЗ, и чем более авторитетным он будет – тем лучше для вашей будущей карьеры. Выпускников лучших учебных заведений страны с распростертыми объятьями принимают не только российские, но и зарубежные работодатели. Потому подойдите к выбору места обучения ответственно и постарайтесь поступить (или хотя бы попытаться сделать это) в лучшее образовательное учреждение из возможных.
ТОП-5 российских ВУЗов, готовящих архитекторов:
- Московский архитектурный институт.
- Московский строительный государственный университет.
- Архитектурно-строительный университет в Санкт-Петербурге.
- Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде.
- Архитектурно-строительный университет в Самаре.
Как сдавать предметы при поступлении? Прием абитуриентов обычно проводится в 2 этапа: первая часть – это анализ результатов ЕГЭ (обычно математика, русский язык и история, реже – литература), вторая часть – творческий конкурс, проводимый образовательным учреждением самостоятельно. Кандидаты должны будут подготовить рисунок, композицию и чертеж.
Учебные заведения почти всегда проводят консультацию – здесь преподаватели рассказывают, что именно хотят увидеть в рамках творческого конкурса. Презентация проводится в 1 день, либо отсутствует – результаты проверки работ могут оглашаться и дистанционно. Обязательно сходите на нее. Также заблаговременно уточните перечень экзаменов – он устанавливается каждым ВУЗом индивидуально и может отличаться от приведенного списка.
Какими качествами нужно обладать
- Усидчивость. Каждый чертеж и каждый проект требует длительной, скрупулезной работы, где важны детали и нюансы.
- Творческая натура. Каждый специалист – это творец. Именно в его голове рождается внешний облик зданий, которые могут стать культовыми достопримечательностями
- Развитый интеллект. Необходимо не только обладать опытом и практическими навыками, но и держать в голове огромный объем теории, знать нормативную базу.
- Перфекционизм. Малейшая ошибка в проекте может привести к катастрофе или, как минимум, к не допуску проекта. Важно постоянно стремиться к совершенству.
- Собранность. Умение концентрироваться на работе – это залог успешно выполненного проекта. Архитектура не терпит рассеянности и не прощает ошибок.
Где может работать специалист
Строительная компания. Преимущественно здесь требуются архитекторы-проектировщики, так как большинство компаний занимается возведением рядовых зданий и конструкцией. Типичность работы не делает ее более простой – каждый проект требует многоэтапного согласования и прохождения экспертизы. Часто приходится выполнять разноплановые задачи, так как штат архитекторов почти всегда сжат или урезан.
Архитектурное бюро. Ключевое отличие бюро от строительной компании – направление деятельности. Организация занимается исключительно архитектурным проектированием, экспертизой и разработкой документации. Здесь присутствует четкая градация персонала, и его нехватки не наблюдается. В бюро можно прийти уже в первые годы обучения, получить должность техника, создавать несложные чертежи и набираться опыта, продвигаясь по карьерной лестнице.
Государственные учреждения. Это муниципальные и федеральные организации, которые готовят генеральные планы населенных пунктов, проводят архитектурную экспертизу, составляют профильную документацию, занимаются согласованием проектов и выдачей разрешения на строительство. Лучший вариант для специалистов, которые ищут стабильную работу и хотят пользоваться всеми льготами, положенными государственным служащим.
Плюсы и минусы профессии архитектор
Если в школе вы писали сочинение на тему «Моя будущая профессия – архитектор», то наверняка углублялись в суть специальности. Ее ключевые достоинства – это возможность творить и перспективы высокого дохода. Главный недостаток – практическая сложность. Отметим другие преимущества и недостатки для детального сравнения.
Плюсы профессии архитектор:
- Интересная, творческая работа.
- Высокая оплата труда квалифицированных специалистов.
- Перспективная профессия для иммиграции.
- Высокий социальный статус и признание специальности.
- Реальные перспективы карьерного роста.
Минусы профессии:
- Сложная и крайне ответственная работа.
- Необходимость долго учиться и постоянно развиваться самостоятельно.
- Регулярные переработки, масса стрессов.
- Низкие зарплаты на старте карьеры.
- Частая невозможность самореализации.
Невозможность самореализации заключается в необходимости работать по заказу. Пример: вы хотите реализовать грандиозный проект, который давно живет в вашей голове, но не можете из-за отсутствия спонсора. Либо ваше видение функциональности и эстетики здания не совпадает с мнением руководителя или клиента.
Сколько получают архитекторы в России
Средняя зарплата специалистов по России – 25 тысяч рублей. Больше коллег получают архитекторы из Москвы (в среднем 36 тыс. рублей) и Санкт-Петербурга (29 тыс. рублей). Зарплаты в отдаленных регионах ниже. Не приходится рассчитывать на высокий доход и специалистам без опыта работы – обычно они занимают должность техника и получают по 15-17 тыс. рублей в месяц. Зато можно трудоустроиться уже во время первых лет обучения.
К тому же существуют реальные перспективы карьерного роста. Для него лучше работать в офисе, в коллективе. Фрилансеру добиться высот без должного опыта реальной практической работы почти невозможно. При постоянном трудоустройстве и целенаправленном развитии уже через 7-8 лет работы вы сможете претендовать на должность главного архитектора компании. Зарплаты этих специалистов часто превышают отметку в 100-125 тыс. рублей.
Резюме
Архитектор – по-настоящему интересная, творческая профессия. Она идеально подойдет развитым, целеустремленным и ответственным людям, которые умеют концентрироваться на поставленной задаче. Вы должны быть готовы к сложностям, которые обязательно настигнут вас уже в ходе обучения. Если вы не боитесь бессонных ночей, постоянных переработок и колоссальной ответственности, если хотите увековечить свое имя в уникальных архитектурных сооружениях – эта работа для вас.
Источник: info-profi.net