Общие положения автоматизации строительных машин и технологических процессов в строительстве. Структурная схема систем управления. Классификация систем автоматики и средств автоматизации. Разработки, внедренные в строительные машины и оборудование.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.01.2012 |
Размер файла | 654,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
Кемеровский Государственный Технический Университет
Кафедра строительного производства и экспертизы недвижимости
Автоматизированный бизнес-процесс «Строительство и ремонт»
Контрольная работа №1
Основы автоматизации в строительстве
Учебная дисциплина «Механизация строительства»
Студент гр. ЭСв09
1. Общие положения автоматизации строительных машин и технологических процессов в строительстве
2. Классификация систем автоматики
3. Классификация средств автоматизации
4. Общее состояние автоматизации строительных машин
1. Общие положения автоматизации строительных машин и технологических процессов в строительстве
Существенное повышение эффективности строительного производства обеспечивается путем постоянного совершенствования технологии, организации, управления и используемого оборудования. Одновременно основное значение в указанных видах работ приобретает не только механизация, но и автоматизация и роботизация строительного производства.
Механизация и автоматизация строительного производства также постоянно совершенствуются, так как дают возможность увеличивать темпы строительства, снижать трудоемкость и стоимость работ, повышать их качество, улучшать и облегчать условия труда обслуживающего персонала, обеспечивать безопасность выполняемых работ, перейти к завершению полной механизации тяжелых и трудоемких процессов и от механизации отдельных простых процессов строительства к комплексной их механизации и автоматизации. В соответствии с этим в строительстве различают механизированные, комплексно-механизированные и автоматизированные виды работ.
При механизированных работах основные операции выполняются с помощью машин, оборудования, установок и инструментов, имеющих механический, электрический, пневматический, гидравлический и комбинированные приводы. Например, наиболее трудоемкая операция технологического процесса по отрывке грунта при производстве земляных работ выполняется экскаватором.
При комплексно-механизированных работах все основные и вспомогательные тяжелые и трудоемкие операции и процессы механизированы. В этом случае все машины, оборудование и другие средства механизации должны быть взаимосвязаны по производительности и обеспечивать заданный ведущей машиной темп работ при наивысших технико-экономических показателях. Например, при производстве земляных работ экскаватором выполняется отрывка грунта, автосамосвалом — его транспортирование, а бульдозером, автогрейдером и уплотняющей машиной (катком, трамбовкой) — зачистка, разравнивание, планирование и уплотнение грунта. При этом в указанном комплекте машин экскаватор является ведущей, а остальные — вспомогательными машинами. Так как существующие типы и типоразмеры машин не всегда могут обеспечить полное соответствие их производительности сменному потоку работ, то необходимо всегда выявлять образующийся между ними разрыв и подбирать такое сочетание, при котором не полностью используются только наиболее дешевые в эксплуатации машины или же ввод этих машин осуществлять на определенных этапах работ.
Как я автоматизировал стройку l Бизнес процессы в Колосов ХАУЗ
Автоматизация производственных процессов включает в себя понятия «автоматика» и «автоматизация», которые не следует отождествлять. Автоматика — отрасль науки и техники, разрабатывающая теорию и методы автоматизации производственных процессов, а автоматизация — это применение технических средств автоматики, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в производственном процессе.
При автоматизированных процессах различают частичную, комплексную и полную автоматизацию.
Частичная автоматизация предусматривает применение автоматического оборудования, приборов и устройств на отдельных, преимущественно основных производственных операциях. Большинство строительных машин и оборудования оснащено такими приборами и устройствами для отключения или ограничения действия машин и их рабочих органов, учета работы, регулирования скорости движения рабочих органов, траектории их движения (глубина копания траншей с заданным уклоном для землеройно-транспортных машин, подача сборных элементов к месту их установки по кратчайшему пути для монтажных кранов и др.) и т. д.
Комплексная автоматизация предусматривает применение системы связанных в единую технологическую линию отдельных агрегатов, машин, приборов и устройств, осуществляющих все (как основные, так и вспомогательные) операции производственного процесса. При этом оператором или машинистом выполняются только операции пуска и остановки, а поддержание заданных параметров производственного процесса во всех его звеньях происходит автоматически.
Полная автоматизация позволяет выполнять не только все основные и вспомогательные производственные операции, но и полностью осуществлять автоматическое управление и контроль за процессами, в том числе изменение по заданной программе параметров и вида продукции.
В строительстве и промышленности строительных материалов автоматизированы производственные процессы на асфальто- и цементобетонных заводах, заводах железобетонных изделий и домостроительных комбинатах, а также на строительных, дорожных машинах и оборудовании при выполнении отдельных, обычно основных, операций.
Средства автоматизации разделяют на устройства управления, защиты, регулирования и контроля. В каждой строительной и дорожной машине используются различные комбинации указанных видов устройств, однако основным направлением является автоматизация управления рабочими органами. Управление по степени участия в нем человека можно разделить на неавтоматическое, автоматизированное и автоматическое. При этом следует отметить, что в последнее время существенно изменилась аппаратура управления, используемая в строительных и дорожных машинах. Рассмотрим указанные системы управления и общие понятия автоматизации производственных процессов.
автоматизация строительный машина
Рис.1. Структурная схема систем управления
Неавтоматическое управление машиной бывает ручное и механизированное. В первом случае человек сам определяет необходимые действия по управлению технологическим процессом, осуществляет и контролирует их визуально или по показаниям простейших приборов. Во втором случае технологический процесс (рис.1, а) управляется с помощью исполнительных механизмов, использующих дополнительную энергию (электрическую, сжатого воздуха или рабочей жидкости). При этом приборы через соответствующие преобразователи только информируют человека о нарушениях технологического процесса.
При автоматизированном управлении (рис.1, б) часть операций технологического процесса осуществляется механизмами управления без участия человека. В этом случае сигналы преобразователей о нарушении технологического процесса принимаются не только приборами сигнализации, но и сервомеханизмами. Последние, воздействуя самостоятельно на механизмы управления, могут остановить действие рабочего органа или всей машины. На долю человека приходится работа по устранению неисправности и повторного запуска машины в работу.
Автоматическое управление (рис.1, в) предусматривает управление по командам преобразователей или программного механизма. Эта система состоит из двух основных частей: контролирующей и управляющей.
При таком управлении человек занят только предварительной установкой определенной программы (алгоритма), устранением неполадок по сигналам преобразователей (регулировка и ремонт механизмов), а также пуском машины в работу или ее отключением. Так, в смесительных установках смеси различных марок готовятся каждая по своей технологии.
Алгоритм технологического процесса для каждой марки смеси закладывается в память программного механизма, который и управляет последовательностью выполняемых операций от начала и до окончания каждого цикла в течение смены. При этом человек только устанавливает код требуемой программы управления для получения необходимой марки смеси.
Запуск в работу и остановка машины при той системе управления осуществляются в определенной последовательности: при пуске электрическая цепь каждого двигателя предыдущего рабочего органа машины может быть включена только после пуска электрической цепи двигателя последующего рабочего органа и наоборот — при отключении машины. Таким образом, рассмотренное управление технологическими процессами осуществляется системой автоматического управления (САУ), представляющей совокупность взаимодействующих между собой управляемого объекта и управляющего устройства без непосредственного участия человека и независимо от его квалификации. Автоматическое управление может быть местным и дистанционным и управлять работой одного или нескольких объектов (установок, машин, оборудования). Разновидностью автоматического управления является система автоматического регулирования (САР), поддерживающая постоянство или изменение по требуемому закону физической величины, характеризующей управляемый процесс. Здесь же следует отметить, что наряду с управлением и регулированием, в машинах используется и система автоматического контроля (САК) за состоянием объекта (узлов машины), за характером протекания технологического процесса или достижением предельных значений параметров как в машине и ее узлах, так и в готовой продукции (строительные материалы, сооружения).
Автоматизированное и автоматическое управление производственными процессами преимущественное распространение получило на предприятиях по изготовлению асфальтобетонных и цементобетонных смесей, а также при изготовлении серийных железобетонных изделий (плит, колонн, блоков и т.д.). Однако автоматизация все шире применяется в строительных и дорожных машинах при выполнении как отдельных операций, так и различных их комбинаций. В большой степени этому способствует широкий перевод большинства рассматриваемых машин на гидравлические, в основном объемные гидросистемы управления рабочими органами. В отличие от механических эти системы позволяют снизить металлоемкость. Эффективней использовать возможности регулирования положения рабочих органов или самой машины в пространстве и обеспечить повышение качества выполняемых работ и производительности.
В соответствии с этим в настоящее время для землеройных (одноковшовые, многоковшовые, цепные экскаваторы и т.п.), землеройно-транспортных (скреперы, бульдозеры, автогрейдеры и т.п.) и дорожных (катки, асфальто- и бетоноукладчики) машин, а также для стреловых самоходных и башенных кранов разработаны и внедряются микропроцессорные системы управления, регулирования, диагностики и безопасности.
При этом следует отметить особенности устройства и работы большого разнообразия и различного назначения строительных машин, которые должны быть положены в основу при разработке соответствующих систем управления. В строительных машинах, особенно в землеройно-транспортных и дорожных, необходимо управлять одновременно несколькими параметрами, такими как курс машины, продольный и поперечный уклон, оптимальная загрузка приводного двигателя при минимальном расходе топлива, подача и температура укладываемых материалов, осуществлять независимое регулирование в многоконтурных системах, компенсировать воздействия на объекты управления нагрузок от неровности поверхности земли и дороги, неоднородности разрабатываемой среды и распределяемых технологических материалов, температуры окружающего воздуха и скорости ветра, регулировать параметры в широком диапазоне времени (от долей секунды до нескольких часов) и т.д. Помимо этого для выбора требуемых параметров в машинах необходимо использовать специальные бортовые микро-ЭВМ.
В связи с развитием комплексной автоматизации в последнее время большое распространение в строительстве получают роботы и различные манипуляторы. Под манипулятором понимают механизм, осуществляющий под управлением оператора действия, аналогичные действиям руки человека. Строительный манипулятор не имеет в своей системе управления никаких вычислительных устройств. Однако для обеспечения ориентационного управления (т.е. точного позиционирования) в состав строительного манипулятора могут входить различные информационно-измерительные устройства (лазерные, телевизионные, радиоанализаторные). Строительный робот — это манипулятор с системой автоматического управления, программирование которым осуществляется посредством специальной рукоятки управления.
2. Классификация систем автоматики
Автоматические системы, используемые в строительных машинах и оборудовании для контроля, регулирования и управления, можно классифицировать по ряду признаков.
Рис.2. Системы автоматического управления
а — по разомкнутому циклу; б — по замкнутому циклу;
в — по комбинированной схеме.
По характеру алгоритма управления различают системы по разомкнутому и замкнутому (с обратной связью) циклам, а также комбинированные системы. В первом случае в системе отсутствует обратная связь и управление является жестким.
В такой системе (рис.2, а) задающий сигнал X поступает в управляющее устройство УУ, из которого сигнал управляющего воздействия УВ направляется к объекту управления ОУ для получения выходных координат Y с учетом возможного воздействия сторонних помех F. При управлении по замкнутому циклу (рис.2, б) в случае отклонения выходного параметра от заданного значения сигнал возвращается объектом управления на управляющее устройство для корректировки. Такие системы работают с изменяемыми структурой и законом управления. Комбинированное управление (рис.2, в) характеризуется наличием в системе обратной связи и резервного управляющего устройства, подключаемого параллельно первому через элемент сравнения (анализатор). Установленные на схемах знаки «плюс» и «минус» характеризуют положительные или отрицательные значения задающего воздействия.
В зависимости от числа каналов обратной связи различают одноконтурные и многоконтурные системы. В последних всегда более одной замкнутой цепи воздействия.
По характеру применяемых сигналов различают непрерывные и дискретные (импульсные, релейные) системы.
По характеру изменения сигналов задатчика системы делят на стабилизирующие, программного управления и следящие. В стабилизирующих системах по поступающим постоянным сигналам выходные параметры поддерживаются практически с постоянными значениями (например, стабилизация температуры двигателя). В системах программного управления сигналы из задающего устройства меняются по заранее установленным законам и выходные параметры также изменяются во времени и пространстве. В следящих системах значения заранее неизвестны и из блока задающего устройства поступают случайно изменяющиеся сигналы, измеряемые соответствующими датчиками. Эти системы, в свою очередь, делятся на автономные, копирные и комбинированные.
По количеству выходных параметров различают одномерные и многомерные системы.
По расположению измерительных и сигнальных устройств относительно управляемого объекта и по его расположению относительно пульта автоматические контроль и управление разделяют на местные и дистанционные. Местный контроль и управление наибольшее распространение получили в передвижных, в том числе в строительных машинах. Дистанционный контроль и управление используют при одновременной работе с несколькими машинами или для приближения его к месту выполнения технологических операций рабочим органом машины. При этом значительно увеличивается роль каналов связи, осуществляющих передачу сигналов на расстояние. В качестве каналов связи используются механические, гидравлические, пневматические, электрические и комбинированные (смешанные) передачи.
3. Классификация средств автоматизации
Внедрение в нашей стране Государственной системы приборов (ГСП) позволило наладить выпуск датчиков, преобразователей, исполнительных механизмов и других устройств и средств автоматизации с унифицированными входными и выходными параметрами.
Все изделия ГСП составляют четыре основные группы, в каждую из которых входят определенные устройства.
К первой группе относятся средства получения информации о состоянии объектов управления, регулирования и контроля. Эти средства включают в себя измерительные элементы (датчики) и состоят из первичных измерительных (для перевода любого контролируемого параметра в физическую величину — усилие, напряжение, силу тока и т.п.) и нормирующих (для перевода выходного сигнала в унифицированный) преобразователей.
Вторая группа представлена средствами приема, переработки и дальнейшей передачи информации, полученной от измерительных элементов, а также для преобразования и передачи управляющих команд. Эта группа представляет собой усилители сигналов, каналы связи, преобразователи и сравнивающие устройства (преобразующие устройства) и состоит из устройств телемеханики, телеуправления, телесигнализации, шифраторов, дешифраторов, согласования и др.
В третью группу входят средства получения информации о задачах автоматического управления, регулирования и контроля. Они включают в себя запоминающие и программные устройства, выполненные на базе микропроцессоров и микро-ЭВМ (задающие устройства).
Четвертая группа включает в себя средства регулирования параметров контролируемых процессов (исполнительные устройства), состоящие из усилителей входных сигналов и исполнительных механизмов, преобразующих указанные сигналы в энергию механических перемещений.
Следует отметить, что не все вышеуказанные элементы используются во всех автоматических системах, хотя в то же время отдельные элементы способны выполнять сразу несколько функций. Так, центробежный регулятор частоты вращения вала двигателя в системе прямого воздействия является одновременно и измерительным, и исполнительным элементом.
4. Общее состояние автоматизации строительных машин
Постоянно растущее увеличение объемов строительных работ и ужесточающие требования по значительному улучшению их качества требуют ускоренного и широкого внедрения автоматизации в строительных машинах и технологических процессах. Для этого в НИИСтройдормаше разработан набор унифицированных приборов регулирования и управления различными машинами, входящих в ряд агрегатированных комплексов автоматической аппаратуры (АКА). Однако выпуск автоматизированной продукции по строительным и дорожным машинам и оборудованию очень неоднороден по номенклатуре, стоимости и объему производства. Значительную часть объема выпуска (53%) составляют автоматизированные мобильные строительные и дорожные машины. К ним относят самоходные стреловые краны, гидравлические экскаваторы, землеройно-транспортные и дорожные машины.
Практически одинаковый объем выпуска составляет продукция на базе автоматизированных тракторов и для промышленности строительных материалов. И всего по 4 % приходится на долю мелиоративных, торфяных и лесозаготовительных машин, строительно-отделочных машин и электроинструмента и другой продукции. Объем выпуска специализированных средств автоматизации для дорожно-строительных машин также неоднороден и в большинстве своем предназначен для защиты строительных кранов от перегрузки и для систем контроля, диагностики и управления. Рассмотрим основные разработки, внедренные в строительные и дорожные машины и оборудование.
Автоматическое управление перемещением, взвешиванием, перемешиванием, контролем за работой и порционной выдачей материалов в асфальтосмесительных и цементосмесительных установках всех типов и назначений осуществляется системой «АКА-Бетон».
Автоматизация контроля безопасности работы различных кранов и погрузчиков, ограничения их грузоподъемности, применения дистанционного и автоматического управления осуществляется системой «АКА-Кран».
Автоматизация саморегулирования рабочих органов, элементов управления и контроля аэродромных, мелиоративных и дорожно-строительных машин при возведении земляного полотна и устройстве дорожных покрытий в части обеспечения ровности взлетной полосы, траншеи, дороги и покрытий, требуемых поперечного и продольного уклонов, толщины и плотности укладываемого материала осуществляется системой «АКА-Дормаш».
Рис.3. Комплект аппаратуры «АКА-Дормаш»
В комплект аппаратуры «АКА-Дормаш» входят следующие устройства (рис.3): I — «Стабилоплан» для скреперов, канавокопателей, дреноукладчиков и др.; II — «Автоплан» для бульдозеров; III — «Профиль» для автогрейдеров и профилировщиков; IV — «Стабилослой» для различных укладочных машин.
В комплекте аппаратуры используют следующие автономные системы управления:
— маятниковые датчики, установленные на борту машины, для контроля положения рабочего органа;
— копирные системы, обеспечивающие контроль положения по внешнему копиру — проволоке (тросу), бордюру, колесу, лыже, поверхности готового покрытия, радио- и световому лучу и т. п.;
— комбинированные системы, в которых контроль углового положения осуществляется автономными датчиками, а определение положения по высоте — копиром.
Все системы, используемые в машинах различного назначения (рис.3), комплектуют в основном из двух разновидностей автономных маятниковых датчиков (отличающихся между собой типом установочного приспособления и разрешающей способностью преобразователя), щуповым (копирным) датчиком, подъемным устройством, двумя разновидностями электрогидрозолотников (при этом один вид золотника является составным элементом другого), унифицированным пультом дистанционного управления и вспомогательным блоком. Вместо щупового или маятникового датчика может использоваться следящая система управления с дискретным регулированием. В этом случае дополнительно применяется унифицированное согласующее устройство, лазерный излучатель (световой луч вместо копира) и фотоэлектрический приемник.
Рис.4. Датчики контроля положения рабочего органа машины
В датчиках углового положения (ДУП) первого поколения используется преобразователь контактного типа. В последующих конструкциях применяется датчик углового положения (ДКБ), в котором преобразование изменения угла отклонения в электрический сигнал осуществляется унифицированным бесконтактным преобразователем. Маятниковый датчик ДКБ (рис.4, а) состоит из закрепленного на валу тонкостенного цилиндра со смещенным, относительно оси вращения, центром тяжести.
Экран, связанный с чувствительным элементом, при повороте корпуса датчика (изменении угла наклона рамы машин) изменяет свое положение относительно катушек, закрепленных на корпусе, и изменяет выходной сигнал преобразующего блока.
При работе машины с внешним копирным устройством применяют датчики типа ДЩ (рис.4, б), состоящие из бесконтактного датчика и экрана, соединенного с щупом. Поворот щупа относительно тросика и соответственно экрана на угол, превышающий допустимое значение, вызывает подачу датчиком дискретного сигнала, осуществляющего управление рабочим органом. В датчике второго поколения ДЩБ используют унифицированный преобразователь аналогового типа с выходным сигналом, пропорциональным угловому перемещению щупа и необходимым для индикации отклонения и в качестве управляющего сигнала. При этом преобразователь перемещения в электрический сигнал является унифицированным и применяется в обоих типах датчиков последнего поколения.
Системы автоматического управления по положению рабочего органа машин разделяют на одно-, двух- и трехканальные. При одноканальных системах управления рабочий орган машины удерживается в заданном положении в одной плоскости: продольной у скреперов и бульдозеров, поперечной — у авто грейдеров. К таким системам относятся «Стабилоплан-1» и заменяющие их системы последующих поколений, «Стабилоплан-10» и «Копир-Стабилоплан» для скреперов, «Автоплан-1» и «Копир-Автоплан-10» — для бульдозеров, «Профиль-1» и «Профиль-10» — для легких и средних автогрейдеров. При двухканальных системах управления стабилизация положения рабочего органа обеспечивается одновременно в продольной и поперечной плоскостях. К этим системам относятся «Комбиплан» для бульдозеров, «Профиль-2» и «Профиль-20» — для средних и тяжелых авто грейдеров, «Стабилослой-1» и «Стабилослой-10» — для укладчиков покрытий.
При трехканальных системах управления, помимо фиксации положения рабочего органа в двух ортогональных вертикальных плоскостях, имеется еще и управление движением машины в плане («по курсу»). Эти системы управления «Профиломат-1», «Профиломат-2, 5, 6 и 7» устанавливаются на профилировщиках оснований и укладчиках покрытий, входящих в комплект машин типа ДС-110 для скоростного строительства автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов.
Копирные системы автоматики, использующие внешний копир-проволоку (тросик), имеют ряд недостатков. К ним следует отнести повышенную трудоемкость очень точных работ подстановке тросика, появление погрешностей в работе копирно-щуповой системы в связи с провисанием тросика, колебания щупа, ошибок при установке тросика и постоянным работам по его поддержанию в заданном положении.
При использовании в качестве жесткой опорной базы уже готовых дорожного основания, дорожного покрытия, бордюрного камня или дорожной разметки воздействие на датчик может передаваться через промежуточный механизм, перемещающийся по указанным поверхностям. В качестве такого механизма-щупа используются колесо, лыжа с выравнивающими шарнирными или рычажными устройствами.
Рис.5. Схема автоматического выдерживания продольного (а) и поперечного (б) уклонов рабочим органом машины для фрезерования дорожных покрытий
Так, на машинах, осуществляющих холодное фрезерование дорожных покрытий (ремонтные работы по снятию верхнего изношенного слоя покрытия), для выдерживания продольного уклона глубину фрезерования на правой и левой сторонах рабочего органа (фрезы) устанавливают отдельно в зависимости от базовой плоскости (рис.5, а). Заданный уклон относительно базовой плоскости 1, на которую опирается щуп — лыжа 2, устанавливают с регистрацией на шкалах рукоятками 4. Подъем и опускание фрезы производят двумя гидроцилиндрами 6, управляемыми через золотники от датчиков с блоками сравнения действительной и заданной величины.
В случае отсутствия на одной стороне рабочего органа базовой плоскости или необходимости выдерживания задаваемого поперечного профиля поверхности дорожного покрытия используют регулятор поперечного уклона (рис.5, б). Он представляет собой цифровой задатчик уклона и автоматически сохраняет заданный поперечный уклон независимо от установленной глубины фрезерования. Этот регулятор может устанавливаться как на одной, так и на другой стороне рабочего органа машины.
В настоящее время наиболее прогрессивными и используемыми в качестве копиров являются лазерные системы управления. В них широко применены элементы микроэлектроники, интегральные схемы, микропроцессоры, логические запоминающие и вычислительные устройства. Такие системы используются как для управления одной строительной или дорожной машиной, так и группой машин на значительных площадях и расстояниях (до 1500 м) при достаточно высоких скоростях движения. Применение этих систем обеспечивает как раздельное, так и одновременное управление курсом машины и толщиной укладываемого слоя материала (бетон, асфальт) укладочными машинами, а также автоматическую ориентацию рабочих органов в пространстве. Опорной базой в этой системе служит секторная в горизонтальной плоскости или крестообразная форма излучения, образованная пересечением двух секторов.
Рис.6. схемы лазерного сканирующего (а) координатора и растрового автокоординатора (б)
Для управления рабочими органами строительных и дорожных машин широко используют лазерные координаторы различных конструкций и назначения. К достоинствам сканирующих координаторов (рис.6, а) следует отнести возможность при одном излучателе быть двухкоординатными, а также простота их изготовления и эксплуатации.
Они состоят из лазерного излучателя 1 с формирователем оптического луча 2, воздействующего на фотоприемник 4, установленный на рабочем органе 9 (отвал землеройно-транспортной машины). Полученный фотоприемником сигнал проходит через блок его усиления 5, электронный ключ 6, цифровое измерительное устройство 7 и подается на датчик положения рабочего органа 3, связанного с блоком рассогласования фотоприемника 8. Растровые авто координаторы (рис.6, б) используют для программного управления рабочими органами строительных и дорожных машин. От сканирующих излучателей они отличаются наличием растрового излучателя, фильтрами частот f1(11) и f2(12), детекторами 13 и 14 и усилительно-множительным устройством 15. К перспективному оборудованию для применения на строительных и дорожных машинах следует отнести и радиоанализаторные координаторы.
В настоящее время осуществляется серийное производство современных отечественных электронных устройств отображения информации для экскаваторов и погрузчиков, ограничителей нагрузки кранов типа ОНК для самоходных гидравлических кранов и унифицированный ряд систем «Профиль-30» для автогрейдеров, скреперов, бульдозеров и асфальто-укладчиков, включающий в себя и заменяющий все ранее разработанные системы для этих машин.
Наряду с НИИ Стройдормашем большие работы по разработке и внедрению в строительных машинах различных систем регулирования, управления и контроля ведутся в различных учебных и научных институтах, проектных организациях и промышленных предприятиях.
1. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. М.: Высшая школа, 2006;
2. Пермяков В.Б. Комплексная механизация строительства: Учебник для вузов — 2-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2008.
3. Астаев С.С., Бондарик В.А., Громов И.Н. Технология, механизация и автоматизация строительства. М.: Высшая школа , 1990.
Источник: otherreferats.allbest.ru
Автоматизация строительных машин: ожидания и реалии
«Увеличивающаяся автоматизация встречается с волнением и страхом в равной мере. Но преимущества автономии для человечества огромны», — профессор Пол Ньюман (Paul Newman).
Фактом является то, что автономные машины повысят безопасность в опасных производственных условиях и исключат возможность несчастных случаев, вызванных человеческой ошибкой. Они также будут выполнять повторяющиеся задачи более эффективно и точно, чем оператор-человек, и, поскольку машины будут работать наиболее эффективно, их владельцы получат выгоду от повышения производительности, эффективности использования топлива и долговечности.
На первоначальном этапе, до внедрения полностью автономного оборудования, на рынке появится техника, оснащённая системами помощи оператору. Они позволят одному человеку управлять несколькими машинами, что повысит производительность и сократит расходы. Но для того, чтобы полностью автономное строительное оборудование стало нормой, необходимо увидеть признание и доверие к технологии, снижение стоимости, увеличение темпов технологических изменений и реформу регулирования.
Автоматизация глазами строителей
Компания Volvo CE на протяжении нескольких лет утверждает, что она готова к внедрению новых технологий на своей технике. С этим никто и не спорит. А вот готовы ли потребители!? Этим же вопросом задались и в Volvo Construction Equipment, заказав специальное исследование, которое показало двоякое отношение к автономным машинам. В опросе приняли участие 2219 респондентов из США и Великобритании, из которых 205 были рабочими на стройплощадках.
С одной стороны, почти половина всех строителей опасаются, что надёжность и безопасность на рабочих местах может быть поставлена под угрозу из-за внедрения искусственного интеллекта и автоматизации машин и оборудования. Повышение риска для безопасности на строительной площадке в качестве основного негативного фактора внедрения новых технологий отметили 46% опрошенных. Ещё 31% респондентов отметили проблему потенциальной потери рабочих мест.
Опрос также показал, что новые технологии, такие как более умные машины, вызывают и оптимизм. Более половины респондентов (54%) считают, что автономные машины и применение искусственного интеллекта повысят производительность, в то время как 48% считают, что передовые технологии увеличивают скорость выполнения повседневных строительных задач.
Молодое поколение относится к новым технологиям с большим доверием, чем их старшие коллеги: респонденты в возрасте от 25 до 44 лет с большей вероятностью считают, что автономное оборудование повысит производительность, безопасность, качество, увеличит скорость работы и эффективность использования топлива, по сравнению с респондентами в возрасте 44 лет и старше.
Что касается рисков потери работы, то, по мнению 48% респондентов, именно операторы машин подвергаются наибольшему риску. Трое из пяти операторов машин, опрошенных в рамках исследования, также считают, что их работа станет лишней с ростом компьютерных технологий. На втором месте по риску потери работы в строительстве считаются инженер, так считают 21% опрошенных.
Каменщики и прорабы, по мнению исследователей, также находятся в зоне риска. Их отметили 17% и 16% респондентов соответственно. Есть и те, кто считает, что при внедрении новых технологий ни одна должность не окажется на обочине рынка труда и все профессии будут востребованы. Так считает каждый пятый опрошенный.
Операторы техники и автоматизация
«Мы считаем, что наше внимание к таким технологиям, как автоматизация, является именно тем, что позволяет сделать строительную отрасль более безопасной. Наши исследования в этой области показали, что автономные системы действительно могут повысить безопасность и производительность для наших клиентов. Поскольку все больше машин работают в сотрудничестве с людьми, а не управляются ими, эта тенденция продолжится и в будущем», — отмечает Кристиан Гранте (Christian Grante), специалист по автоматизации Volvo Group.
Хотя работа оператора изменится с внедрением автоматизации, некоторые задачи настолько сложны и непредсказуемы, что потребуется человек, который будет находиться в непосредственной близости. По мере того, как увеличивается автономность машины, оператор, как правило, будет действовать больше в качестве наблюдателя. Это обеспечит менее напряженную и более безопасную и интересную работу. К тому же оператор сможет управлять несколькими машинами одновременно – дистанционно или для отдельных операций, как, например, при работе буровых станков Epiroc.
Во многих регионах мира, например в США, ощущается нехватка квалифицированных операторов. Кроме того, существует множество случаев, когда рабочие места настолько отдалены, как в Австралии или северных регионах России, что им приходится привлекать операторов и создавать инфраструктуру, в которой они должны жить, работая там. Автоматизация обеспечит решение обеих этих проблем.
Готов ли рынок к автономным машинам
Строительная отрасль готова и нуждается в переменах. Вопрос в том, с какой скоростью это будет происходить. Как показал опрос Volvo CE, некоторые компании рады использовать автономные машины уже сегодня, но другие хотят подождать, пока технология не станет более зрелой. Для их продвижения компании проводят пилотные исследования в реальных условиях, чтобы клиенты смогли оценить эффективность работы машин, убедиться в безопасности, надежности, долговечности и производительности оборудования.
Немаловажным фактором является и стоимость первоначальных вложений. Ведь штучный продукт всегда дороже массового. Если десять лет назад электрические автомобили были диковиной из «далёкого будущего», то сейчас – это вполне серийная машина. Так и в автоматизации: с развитием технологий затраты начинают падать, а спрос на повышение эффективности, безопасности и производительности сохраняется. Вполне возможно, что в ближайшие пару лет, слова из песни Сыроежкина «вкалывают роботы, а не человек» станут нашей действительностью.
Зачем автоматизировать процессы в стройке
Соучредитель Oxbotica, компании по разработке программного обеспечения для автономных транспортных средств, а также профессор информационной инженерии BP в Оксфордском университете, Великобритания, профессор Пол Ньюман (Paul Newman) поделился своим видением развития автоматизации транспортных средств в строительной отрасли. Кроме того, он является изобретателем методов, которые позволяют машинам знать, где они находятся, что их окружает и что они должны делать дальше.
— Что движет стремлением автоматизировать функции строительной техники?
Это в основном о загруженности людей. Речь идет о людях, которые делают больше, потому что машины могут делать больше – благодаря тому, как они работают.
— Что должно произойти, чтобы сделать это возможным?
Работа машин и транспортных средств уже меняется. Но для полной автономии нам нужно доверять машинам, чтобы они могли безопасно и эффективно работать самостоятельно, без зависимости от инфраструктуры, без зависимости от каких-либо внешних систем, без маяков, без кабелей, без маркеров, без белых линий, без зависимости от дорог, даже не зависимо от GPS. Когда это будет достигнуто, все машины смогут работать лучше для нас.
— Какая технология способствует увеличению автономности мобильных машин?
Программное обеспечение. Датчики важны, и есть много интересных сенсорных технологий. Но золотые вещи – это алгоритмы. Способ, которым машины могут понять пространство, структуру пространства, рабочее пространство. Как все движется, что в них, способность воспринимать различные потоки датчиков, и машина может сказать: «Ага! Я знаю, где я, что вокруг меня и что мне делать дальше».
Это три столпа автономии, на которые отвечают программы и алгоритмы.
— Позволят ли эти системы машинам быть умными и самообучающимися?
Конечно. Было бы трудно сделать это по-другому. Машины могут учиться, у них есть оптимизация, оценка и алгоритмическая способность работать на высоких скоростях и в реальном мире. Возможность обрабатывать потоки данных от нескольких датчиков и одновременно думать об избыточности и безопасности. Это самый большой опыт работы в этой области – заставить роботов и машины работать в дикой природе, в грязи, под дождем и на ярком солнце.
— Когда у нас будет автономная строительная техника?
Это не такой простой вопрос, чтобы ответить. Мы далеки от того, чтобы производить машины, которые могли бы работать в любом месте, в любое время и в любых приложениях. Но для четко понятных и определенных приложений мы можем устанавливать, обучать и поставлять машины сегодня.
— Будут ли безопаснее автономные машины?
Безопасность может быть преимуществом номер один автономных машин. Сегодня одна из главных причин смертности в результате строительства – люди, пораженные строительным оборудованием. Это не хорошо, поэтому мы можем создать функции «ангела-хранителя», которые работают в сотрудничестве с операторами-людьми, и просто сказать: «Я просто не позволю травмировать кого-нибудь».
— Что, никаких несчастных случаев?
Во всех технологиях, во всех средах случаются несчастные случаи. И они ужасны. С автономными машинами их должно быть очень мало, но мы должны признать, что будут некоторые аварии. Это не будет случайностью, которая случается, если человек контролирует ситуацию. Примерно 80% дорожно-транспортных происшествий вызвано неисправностями, которых никогда не было у компьютеров.
Несчастные случаи часто вызваны скукой и отвлечением. Автономность может сократить количество таких несчастных случаев до нуля. Компьютеры обладают нечеловеческой способностью концентрироваться – им никогда не бывает скучно.
Но нокаутирующим ударом по этой технологии является обучение. Люди-операторы занимают много времени, даже годы, чтобы стать экспертом в управлении своими машинами. Но строительные машины могут быть запрограммированы до их первого дня на месте со всеми данными и знаниями всех других машин, которые предшествовали им. Со всего мира.
От каждой аварии, которая когда-либо была зарегистрирована, везде. Таким образом, утренняя авария в Куала-Лумпуре действительно должна уменьшить вероятность того же происшествия, произошедшего в Лондоне во второй половине дня.
— Что общего между автономией и удалённым управлением?
Автономные машины должны работать независимо от чего-либо внешнего. Однако это не означает, что если у вас есть подключение, вы не должны его использовать. Это приятно иметь, но дело в том, что вам это не нужно, чтобы добиться успеха.
— Автономная техника обеспечивает большую производительность потому что не ходит в туалет, никогда не спит, не делает перерыв на обед?
У меня так много историй о том, почему это правда. Ответ однозначно большими буквами и неоновым светом: ДА.
-Можете ли Вы дать количественную оценку эффективности?
Автономность позволит оператору управлять несколькими машинами одновременно, а не по одной. Об этом говорят больше всего, но это еще не все. Есть много преимуществ второго порядка, о которых не говорят. Например, выбоины в условиях бездорожья могут стать причиной всевозможных проблем. Но машина знает, что они есть, она знает, что они приближаются.
Таким образом, она движется медленнее, что позволит шинам служить дольше. Контролируемое ускорение и замедление этих транспортных средств значительно сокращают затраты на топливо. Автономные машины могут работать в полной темноте. Транспортные средства, которые не используются, могут отключаться. По мере того, как эти машины перемещаются по площадке, они воспринимают свой мир, но в то же время они проводят полномасштабный мониторинг активов объекта.
— Могут ли автономные машины иметь такой же уровень квалификации, как оператор?
Есть определенные задачи, которые на данный момент выходят за рамки возможностей машин. Возьмите с собой очень опытного оператора экскаватора и дайте ему задачи на точность и деликатность управления ковшом. Это необычно. Это просто праздник человеческого ума.
Но на самом деле, того же оператора просят выполнить тоскливые и повторяющиеся задачи – это же пустая трата супер способностей. Мы могли бы сказать, что есть вещи, которые мы хотели бы, чтобы делали люди, а другие, которые машина может делать непрерывно посреди ночи в темноте. Речь идет о расширении возможностей человека путем устранения монотонных задач.
— То есть, автономная техника не будет врагом?
Технология – это инструмент. Это делает нас здоровее, богаче, счастливее. Это так просто. Это как следующая глава, следующий молоток в нашем наборе инструментов. Мы собираемся построить больше вещей, потому что мы можем сделать это лучше.
Мы собираемся строить и добывать, потому что мы можем, потому что мы даем людям возможность делать больше.
— Как насчёт потери рабочих мест из-за того, что машины больше не нуждаются в операторах?
В 1970-х люди боялись, что компьютеры отнимут все рабочие места. Теперь посмотрите на все рабочие места, которые создали компьютеры – у нас самая лучшая работа.
Профессии будут меняться, со временем будут постепенно создаваться новые обязанности, это не произойдет одномоментно. Таким образом, в строительстве и добыче полезных ископаемых у нас будет целая бригада людей, способных обеспечивать работу автономным машинам и обслуживать их.
— Может ли что-то помешать внедрение роботов?
Машины и люди будут работать вместе в течение некоторого времени. Есть места, где машины будут думать: «Это действительно сложно – ты мне нужен, человек». И человек говорит: «Я понял». Пройдет много времени, прежде чем что-либо приблизится к необычайному мастерству человека. Но тогда есть некоторые процессы, которые являются простыми и повторяющимися рабочими задачами, которые автономные системы могут выполнять лучше и безопаснее.
Источник: t-magazine.ru
Автоматизация строительных процессов
Строительные технологические процессы выполняют преимущественно с использованием машин, которые обеспечивают высокую производительность труда и сравнительно низкую стоимость строительной продукции, благодаря чему сокращаются сроки строительства и снижаются связанные с этим затраты. В то же время некоторые операции технологических процессов выполняются вручную, в основном из-за нецелесообразности их механизации.
Строительные процессы, в которых заняты машины, называют механизированными, а их обеспеченность машинами — механизацией строительства. Механизация может быть полной и частичной. При полной механизации все операции строительного процесса выполняются машинами, а при частичной на отдельных операциях используется ручной труд. В механизации строительства существует также понятие малой механизации с использованием ручных машин, механизмов, приспособлений и оснастки, упрощающих и облегчающих ручной труд и повышающих его производительность.
Комплексная механизация
Строительные работы делятся на технологические процессы, а эти, в свою очередь — на операции, выполняемые последовательно (цикличные процессы) или одновременно (непрерывные процессы). В случае разнообразных операций для их выполнения применяют различные машины, согласованные между собой по производительности, и в совокупности образующие комплект.
Примером может служить комплект машин, состоящий из экскаватора, разрабатывающего грунт в котловане, и нескольких самосвалов, занятых вывозкой разработанного грунта. Технологический процесс с использованием указанного комплекта, не утрачивая своей самостоятельности, может быть составной частью более сложного технологического процесса, включающего, например, рыхление прочного грунта гидромолотом перед его экскаваторной разработкой. В этом случае указанный выше комплект машин вместе с гидромолотом образует комплекс. Для механизации технологических процессов применяют также комбайны в виде одной машины с несколькими рабочими органами, соответствующими характеру выполняемых операций, или в виде комплекта машин, управляемых с единого пульта.
Наиболее высокой формой механизации строительных работ является комплексная механизация, при которой все основные и вспомогательные тяжелые и трудоемкие операции и процессы выполняются комплексно с помощью машин, механизмов и оборудования, отвечающих передовому техническому уровню, взаимоувязанных по производительности, обеспечивающих заданный темп (сроки) всего процесса и наивысшие в данных условиях технико-экономические его показатели — наиболее высокую производительность труда при наименьшей стоимости работ. Комплексная механизация не исключает ручного труда, но только на нетрудоемких операциях при условии, что при этом общий темп работ не будет снижен и что механизация этих операций нецелесообразна как по экономическим соображениям, так и с целью облегчения труда.
Уровень комплексной механизации данного вида работ оценивают процентным отношением объема работ, выполненных комплексно-механизированным способом, к общему объему работ. Кроме вышеприведенных показателей механизации работ для сравнительной оценки эффективности комплексной механизации используют также показатели:
— механовооруженность труда — стоимость занятых в технологическом процессе машин, приходящаяся на одного рабочего;
— энерговооруженность труда — количество энергии, потребляемой в процессе выполнения строительных работ, приходящееся на один отработанный человеко-час или на одного рабочего.
Автоматизация строительных процессов
Автоматизированными называют технологические процессы, в которых заняты машины, оснащенные устройствами, обеспечивающими выполнение строительных работ без оперативного вмешательства человека. В этом случае говорят об автоматизированной машине или автоматизированном комплексе.
За оператором, таким образом, остаются лишь функции наблюдения за работой машины и переключения управления на себя в экстремальных ситуациях. Высвобождая полностью или частично человека от управления машиной, автоматизация есть одна из наиболее эффективных форм системы управления. Важным положительным фактором автоматизации является гарантированная возможность более высокого качества строительных работ, в ряде случаев способствующая сокращению времени на их выполнение. Так, если для получения требуемого качества земляной поверхности при ее планировке неавтоматизированным бульдозером требуется совершить пять-шесть проходов по одному следу, то с применением автоматической системы управления такое же качество может быть получено за три-четыре прохода. Автоматические системы управления машинами лишены присущего человеку такого негативного фактора как физическая усталость, вследствие которой к концу рабочей смены у машиниста притупляется четкость в координации управленческих движений и существенно снижается производительность машины.
Применение автоматических систем управления ,как правило, эффективно только при комплексно механизированном технологическом процессе, поскольку автоматизация высвобождает только рабочих-механизаторов, которые при частичной механизации составляют незначительную часть от общего числа рабочих, вследствие чего затраты на создание и обслуживание автоматических систем управления могут оказаться неокупленными. При частично механизированном строительном производстве возможный рост производительности машин за счет автоматизации их работы в ряде случаев не покрывает снижения их производительности из-за простоев по организационным причинам.
Автоматизацию называют полной или комплексной, если все основные и вспомогательные процессы управления автоматизированы так, что заданная производительность и качество продукции обеспечиваются без вмешательства человека, за которым остается только функция наблюдения за работой специальных устройств. Из этого следует, что путь к комплексной автоматизации лежит через комплексную механизацию строительных процессов.
1.4. Строительные машины: основные понятия и определения
Строительной машиной называют устройство, которое посредством механических движений преобразует размеры, форму, свойства или положение в пространстве строительных материалов, изделий и конструкций.
Состояние функционирования машины, в процессе которого она вырабатывает продукцию, называют производственной эксплуатацией.
В процессе производственной эксплуатации вследствие деформирования, поломок и износа элементов машины, обрывов и коротких замыканий в электрических цепях, нарушения регулировок, залипания и забивания рабочих органов обрабатываемой средой, засорения гидравлических систем, образования течей в местах соединения шлангов, загрязнения или ослабления контактов электропроводки, ослабления креплений вследствие вибрации, встречи рабочего органа с непреодолимым препятствием и т. п. машина частично или полностью теряет свою работоспособность и не может выполнять заданные функции с изначально установленными параметрами. Невозможность дальнейшей эксплуатации машины из-за неустранимого нарушения требований безопасности или неустранимого выхода заданных параметров за установленные пределы, неустранимого снижения эффективности эксплуатации ниже допустимой определяет предельное состояние машины. Календарную продолжительность эксплуатации машины от ее начала или возобновления после ремонта до наступления предельного состояния называют сроком службы. Подобный показатель, но измеренный либо в часах чистой работы машины, либо в единицах ее продукции до наступления предельного состояния, называют техническим ресурсом.
Источник: megalektsii.ru
Автоматизация строительства с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Скрипкина Анна Александровна, Тимофеева Анна Сергеевна, Афанасьева Алена Александровна, Ципурский Илья Лазаревич
Для успешной организации строительства во время возрастающей конкуренции необходимо максимально автоматизировать проектные и расчетные работы, тем самым сэкономив время и затраты человеческого труда. Автоматизацию можно обеспечить использованием информационных технологий. Начиналось применение информационных технологий в строительстве с решения расчетных задач. В настоящее время это сложнейшие системы управления комплексными проектами: начиная с проектирования зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и заканчивая автоматизированными средствами контроля объектов государственного надзора. Внедрение в практику интегрированных систем управления качеством, издержками, временными параметрами строительства объектов, их ресурсным обеспечением способствует улучшению экономического положения строительных организаций.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Скрипкина Анна Александровна, Тимофеева Анна Сергеевна, Афанасьева Алена Александровна, Ципурский Илья Лазаревич
For the successful organization of construction during the growing competition, it is necessary to automate the design and calculation work as much as possible, thereby saving time and human labor costs. Automation can be provided using information technology. The application of information technology in construction began with the solution of design problems. At present, these are the most complex systems for managing complex projects: starting from the design of buildings, structures, utilities and ending with automated means of monitoring objects of state supervision. Implementation of integrated systems for managing quality, costs, time parameters of construction of facilities, their resource support in practice helps to improve the economic situation of construction organizations.
Текст научной работы на тему «Автоматизация строительства с использованием информационных технологий»
Скрипкина Анна Александровна, студент ИЭИУС ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский московский государственный строительный университет», Москва, Россия Тимофеева Анна Сергеевна, студент ИЭУИС ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский московский государственный строительный университет», Москва, Россия Афанасьева Алена Александровна, студент ИЭУИС ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский московский государственный строительный университет», Москва, Россия Ципурский Илья Лазаревич, к.т.н. профессор ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский московский государственный строительный университет», Москва, Россия
АВТОМАТИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: Для успешной организации строительства во время возрастающей конкуренции необходимо максимально автоматизировать проектные и расчетные работы, тем самым сэкономив время и затраты человеческого труда. Автоматизацию можно обеспечить использованием информационных технологий.
Начиналось применение информационных технологий в строительстве с решения расчетных задач. В настоящее время — это сложнейшие системы управления комплексными проектами: начиная с проектирования зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и заканчивая автоматизированными средствами контроля объектов государственного надзора.
Внедрение в практику интегрированных систем управления качеством, издержками, временными параметрами строительства объектов, их ресурсным обеспечением способствует улучшению экономического положения строительных организаций.
Ключевые слова: Инновации, информационные системы, технологии и организация,
Annotation: For the successful organization of construction during the growing competition, it is necessary to automate the design and calculation work as much as possible, thereby saving time and human labor costs. Automation can be provided using information technology.
The application of information technology in construction began with the solution of design problems. At present, these are the most complex systems for managing complex projects: starting from the design of buildings, structures, utilities and ending with automated means of monitoring objects of state supervision.
Implementation of integrated systems for managing quality, costs, time parameters of construction of facilities, their resource support in practice helps to improve the economic situation of construction organizations.
Keywords: Innovation, information systems, technology and organization, BIM.
2018 год был большим годом для технологических инноваций в строительной отрасли, и этот темп вряд ли замедлится в 2019 году. Это хорошая новость для компаний, которые используют технологии для повышения стоимости, безопасности, эффективности и качества строительства. Если вы планируете быть в числе лидеров, вот7 новинок в области строительных технологий, которые стоит осмотреть в 2019 году.
Виртуальная реальность наконец-то вышла из игровой индустрии полностью в реальный мир. ‘^п!егСош1шс1:юп использовала модели виртуальной реальности 4Э, чтобы полностью погрузить владельцев и других заинтересованных лиц в среду планируемого строительства на этапах планирования и проектирования крупных проектов, включая гостиницу в аэропорту и парковку для развлечений и зоопарк.
В обоих случаях прохождение заинтересованными сторонами полностью интерактивного погружения в игру до завершения планов позволило им выиграть вступительный взнос и составить планы, которые полностью соответствовали ожиданиям. Это также позволило им работать в уникальных условиях, включая график потребностей животных в зоопарке и вид взлетов и посадок самолетов.
Хотя виртуальная реальность ранее была доменом только самых передовых организаций, она становится все более популярной и все более востребованной со стороны владельцев. Среда 4Э позволяет строительным компаниям планировать каждый аспект строительного проекта, улучшая все -от безопасности до эффективности и предоставляя более последовательный и качественный конечный продукт.
В то время как виртуальная реальность позволяет пользователям
«ходить» по трехмерным и четырехмерным модельным средам, фактически не двигая ногами, дополненная реальность позволяет пользователям ходить по настоящим трехмерным средам ногами, собирая и /
или просматривая дополнительную информацию об этой среде в реальном времени.
Например, новое приложение для iOS под названием MeasureKit позволяет пользователям направлять свой телефон или iPad на объект или строительный компонент и взаимодействовать с этим компонентом черезэкран тремя полезными способами: измерять, выравнивать и размещать объекты [1].
Многие новые приложения дополненной реальности появятся в 2019 году, и что некоторые из существующих приложений станут массовыми, например, возможность, которую BIM 360 Glue предоставляет субподрядчикам, для указания устройства на компонент и получения информации из заложенных 3D-моделей. против изображения, которое создано в устройстве.
Строительная площадка никогда не была более безопасной, чем сегодня, и я думаю, что она станет безопаснее только благодаря внедрению носимых технологий. Такие компании, как Triax, предлагают носимые устройства, которые отслеживают местонахождение работников на рабочем месте, оповещают их в режиме реального времени о потенциальных опасностях и определяют, когда кто-то споткнулся, поскользнулся или упал, поэтому помощь можно отправить немедленно.
Мы думаем, что таких продуктов, как Triax, будет все больше и больше, и что компании, использующие их в своих интересах, будут становиться все более и более востребованными, особенно с учетом того, что отрасль начинает разрабатывать критерии безопасности, которые становятся частью процесса торгов.
В то время как мы находимся на теме безопасности, взглянем на некоторые инновации прошлого года в области машинного обучения и их значение для нового года. Например, Smartvid.io собирает визуальные данные с места работы и интеллектуально анализирует их для различных целей, включая безопасность, качество, отслеживание прогресса и маркетинг.
Smartvid.io постоянно анализирует фотографии, видео и другие визуальные данные, поступающие с рабочего места, и ищет нарушения безопасности (например, неиспользование СИЗ), а также маркирует элементы по комнатам и связывает их с плановыми данными. Это позволяет людям в трейлере работы или в офисе быстро находить визуальную информацию о строительной площадке без необходимости сортировать массу данных. Кроме того, он позволяет легко идентифицировать визуальные данные для использования в маркетинговых целях.
Я считаю, что такие технологии, как Smartvid.io, изменят способ ведения бизнеса в 2019 году, сделав существующие данные более доступными и удобными в использовании, чтобы улучшить все — от качества и сроков до безопасности и маркетинга.
Сборное производство вряд ли является новой инновацией само по себе. Строительная индустрия уже десятилетиями использует сборные конструкции в различных сферах применения. Однако новые технологии облегчают доступ к преимуществам сборных конструкций и изменяют способ интеграции сборных конструкций в процесс.
Например, ManufactOn предоставляет мобильную технологию, которая обеспечивает полную наглядность процесса предварительной сборки, так что любой, кто участвует в проекте, может видеть, что производится, где это процесс и когда он будет доставлен. Новая интеграция с BIM 360 Docs позволит просматривать эту информацию в одном рабочем процессе от начала до конца процесса проектирования и сборки [2].
Я думаю, что компании, которые используют эти технологии для оптимизации и расширения использования сборных конструкций, получат конкурентное преимущество в 2019 году.
Часто разница между успешной строительной компанией и строительной компанией заключается в вашей способности управлять рисками. Прогнозная аналитика значительно упростит управление рисками.
В 2017 году BIM 360 ProjectIQ провел бета-тестирование с ведущими компаниями, чтобы увидеть, насколько мы можем помочь им управлять своими рисками с помощью прогнозной аналитики. Проект ^ анализирует данные от субподрядчиков, поставщиков материалов, планов проектирования и самой строительной площадки для анализа факторов риска на основе исторических данных. Он предоставляет панель инструментов, на которой ГК могут определить, какие элементы их проекта представляют наибольший риск и требуют внимания, и позволяет им детализировать, чтобы увидеть причины оценки риска. Проект Щучится как на прошлых данных, так и на том, как GC взаимодействует с информацией, которую он предоставляет, чтобы постоянно предоставлять более точные и точные оценки рисков [3].
Взаимосвязь рабочих мест
Задержка связи между рабочей площадкой, трейлером, конструкторским бюро и инженерами может быть дорогостоящей и усугубляющей.
К счастью, подключение к месту работы становится все проще и проще. С подключенным рабочим местом каждый на площадке имеет доступ к самым последним чертежам и документам, а также имеет возможность хранить ЯР! и проблемы в своих руках. Точно так же, каждый в трейлере, проектном и инженерном деле имеет непосредственный доступ ко всему, что происходит на рабочей площадке.
Общение вокруг ЯЛ и проблем сокращается с дней или недель до нескольких часов или минут. Ошибки из-за недопонимания практически устранены. А заказы на изменения и переделки значительно сокращаются.
1. Решетникова Н.В., Шматко А.Д. Анализ передового опыта регулирования и поддержки инновационной деятельности // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2015. № 1 (1). С. 10.
2. Семенов В., Семененко С., Шматко А.Д. Проблемы инновационного инвестирования в экономике // Морской сборник. 2008. № 1. С. 57-59.
3. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.
Источник: cyberleninka.ru
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Постоянно растущее увеличение объемов строительных работ и ужесточающие требования по значительному улучшению их качества требуют ускоренного и широкого внедрения автоматизации в строительных машинах и технологических процессах. Для этого НИИСтройдормаш разработал набор унифицированных приборов регулирования и управления различными машинами, входящих в ряд агрегатированных комплексов автоматической аппаратуры (АКА). Однако выпуск автоматизированной продукции по строительным и дорожным машинам и оборудованию очень неоднороден по номенклатуре, стоимости и объему производства. Значительную часть объема выпуска (53%) составляют автоматизированные мобильные строительные и дорожные машины. К ним относят самоходные стреловые краны, гидравлические экскаваторы, землеройно-транспортные и дорожные машины.
Практически одинаковый объем выпуска составляет продукция на базе автоматизированных тракторов и для промышленности строительных материалов. И всего по 4% приходится на долю мелиоративных, торфяных и лесозаготовительных машин, строительно-отделочных машин и электроинструмента и другой продукции. Объем выпуска специализированных средств автоматизации для дорожно-строительных машин также неоднороден и в большинстве своем предназначен для защиты строительных кранов от перегрузки и для систем контроля, диагностики и управления. Рассмотрим основные разработки, внедренные в строительные и дорожные машины и оборудование.
Автоматическое управление перемещением, взвешиванием, перемешиванием, контролем за работой и порционной выдачей материалов в асфальтосмесительных и цементосмесительных установках всех типов и назначений осуществляет система «АКА-Бетон».
Автоматизацию контроля безопасности работы различных кранов и погрузчиков, ограничения их грузоподъемности, применения дистанционного и автоматического управления выполняет система «АКА-Кран».
Автоматизацию саморегулирования рабочих органов, элементов управления и контроля аэродромных, мелиоративных и дорожно-строительных машин при возведении земляного полотна и устройстве дорожных покрытий в части обеспечения ровности взлетной полосы, траншей, дороги и покрытий, требуемых поперечного и продольного уклонов, толщины и плотности укладываемого материала осуществляет система «АКА-Дормаш».
В комплект аппаратуры «АКА-Дормаш» входят следующие устройства (рис. 2.26): I — «Стабилоплан» для скреперов, канавокопателей, дреноукладчиков и др.; II — «Автоплан» для бульдозеров; III — «Профиль» для и профилировщиков; IV — «Стабилослой» для различных укладочных машин.
Рис. 2.26. Комплект аппаратуры «АКА-Дормаш»
В комплекте аппаратуры используют следующие автономные системы управления:
- • маятниковые датчики, установленные на борту машины, для контроля положения рабочего органа;
- • копирные системы, обеспечивающие контроль положения по внешнему копиру — проволоке (тросу), бордюру, колесу, лыже, поверхности готового покрытия, радио- и световому лучу и т.п.;
• комбинированные системы, в которых контроль углового положения осуществляют автономные датчики, а определение положения по высоте — копир.
Все системы, используемые в машинах различного назначения (см. рис. 2.26), комплектуют в основном из двух разновидностей автономных маятниковых датчиков 1 (различающихся между собой типом установочного приспособления и разрешающей способностью преобразователя), щуповым (копирным) датчиком 2, подъемным устройством 3, двумя разновидностями электрогидрозолотников 4 (при этом один вид золотника является составным элементом другого), унифицированным пультом дистанционного управления 5 и вспомогательным блоком 6. Вместо щупового или маятникового датчика может использоваться следящая система управления с дискретным регулированием. В этом случае дополнительно применяется унифицированное согласующее устройство 7, лазерный излучатель (световой луч вместо копира) 8 и фотоэлектрический приемник 9.
В датчиках углового положения (ДУП) первого поколения используется преобразователь контактного типа. В последующих конструкциях применяется датчик углового положения (ДКБ), в котором преобразование изменения угла отклонения в электрический сигнал осуществляется унифицированным бесконтактным преобразователем. Маятниковый датчик ДКБ (рис. 2.27, а) состоит из закрепленного на валу тонкостенного цилиндра со смещенным относительно оси вращения центром тяжести.
Рис. 2.27. Датчики контроля положения рабочего органа машины
Экран, связанный с чувствительным элементом, при повороте корпуса датчика (изменении угла наклона рамы машин) изменяет свое положение относительно катушек, закрепленных на корпусе, и изменяет выходной сигнал преобразующего блока.
При работе машины с внешним копирным устройством применяют датчики типа ДЩ (рис. 2.27, б), состоящие из бесконтактного датчика 2 и экрана 1, соединенного со щупом 3. Поворот щупа относительно тросика и, соответственно, экрана на угол, превышающий допустимое значение, вызывает подачу датчиком дикретного сигнала, осуществляющего управление рабочим органом. В датчике второго поколения ДЩБ используют унифицированный преобразователь аналогового типа с выходным сигналом, пропорциональным угловому перемещению щупа и необходимым для индикации отклонения и в качестве управляющего сигнала. При этом преобразователь перемещения в электрический сигнал является унифицированным и применяется в обоих типах датчиков последнего поколения.
Системы автоматического управления по положению рабочего органа машин разделяют на одно-, двух- и трехканальные. При одноканальных системах управления рабочий орган машины удерживается в заданном положении в одной плоскости: продольной — в скреперах и бульдозерах, поперечной — в автогрейдерах.
К таким системам относятся «Стабилоплан-1» и заменяющие их системы последующих поколений: «Стабилоплан-10» и «Копир-Стабилоплан» — для скреперов; «Автоплан-1» и «Копир-Автоплан-10» — для бульдозеров; «Профиль-1» и «Профиль-10» — для легких и средних автогрейдеров. При двухканальных системах управления стабилизация положения рабочего органа обеспечивается одновременно в продольной и поперечной плоскостях.
К этим системам относятся «Комбиплан» для бульдозеров, «Профиль-2» и «Профиль-20» — для средних и тяжелых автогрейдеров, «Стабилослой-1» и «Стабилослой-10» — для укладчиков покрытий. Унифицированный ряд систем автоматического управления положением рабочих органов представлен в табл. 2.2. При трехканальных системах управления помимо фиксации положения рабочего органа в двух ортогональных вертикальных плоскостях имеется еще и управление движением машины в плане («по курсу»). Эти системы управления «Профиломат-1» — «Профиломат-7» устанавливают на профилировщиках оснований и укладчиках покрытий, входящих в комплект машин типа ДС-110 для скоростного строительства автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов.
Копирные систем автоматики, использующие внешний копир- проволоку (тросик), имеют ряд недостатков. К ним следует отнести повышенную трудоемкость очень точных работ по установке тросика, появление погрешностей в работе копирно-щуповой системы в связи с провисанием тросика, колебания щупа, ошибок при установке тросика и постоянных работах по его поддержанию в заданном положении.
Унифицированный ряд систем типа «Профиль»
Одноканальная (автономная, копирная по жестким направляющим)
Одноканальная (автономная, копирная по жестким направляющим, копирная по лазерным направляющим)
Двухканальная комбинированная (автономная, копирная по жестким направляющим)
Двухканальная комбинированная (автономная, копирная по лазерным направляющим)
Профиль-30 (включая Профиль-10 и Профиль-20)
Двухканальная комбинированная (автономная, копирная по жестким направляющим, копирная по лазерным направляющим)
Авто грейдеры, асфальтоукладчики, дреноукладчики, торфяные профилировщики
При использовании в качестве жесткой опорной базы уже готовых дорожного основания, дорожного покрытия, бордюрного камня или дорожной разметки воздействие на датчик может передаться через промежуточный механизм, перемещающийся по указанным поверхностям. В качестве такого механизма-щупа используют колесо, лыжу с выравнивающими шарнирными или рычажными устройствами.
Так, на машинах, осуществляющих холодное фрезерование дорожных покрытий (ремонтные работы по снятию верхнего изношенного слоя покрытия), для выдерживания продольного уклона глубину фрезерования на правой и левой сторонах рабочего органа (фрезы) устанавливают отдельно в зависимости от базовой плоскости (рис. 2.28, а). Заданный уклон относительно базовой плоскости 7, на которую опирается щуп — лыжа 2, устанавливают с регистрацией на шкалах рукоятками 4. Подъем и опускание фрезы 8 производят двумя гидроцилиндрами 6, управляемыми через золотники 5 от датчиков с блоками сравнения 3 действительной и заданной величины.
В случае отсутствия на одной стороне рабочего органа базовой плоскости или необходимости выдерживания задаваемого поперечного профиля поверхности дорожного покрытия используют регулятор поперечного уклона 7(рис. 2.28, б). Он представляет собой цифровой задатчик уклона и автоматически сохраняет заданный поперечный уклон независимо от установленной глубины фрезерования. Этот регулятор может устанавливаться как на одной, так и на другой стороне рабочего органа машины.
Рис. 2.28. Схема автоматического выдерживания продольного (а) и поперечного (б) уклонов рабочим органом машины для фрезерования дорожных покрытий
В настоящее время наиболее прогрессивными и используемыми в качестве копиров являются лазерные системы управления. В них широко применены элементы микроэлектроники, интегральные схемы, микропроцессоры, логические запоминающие и вычислительные устройства. Такие системы используются как для управления одной строительной или дорожной машиной, так и группой машин на значительных площадях и расстояниях (до 1500 м) при достаточно высоких скоростях движения. Применение этих систем обеспечивает как раздельное, так и одновременное управление курсом машины и толщиной укладываемого слоя материала (бетон, асфальт) укладочными машинами, а также автоматическую ориентацию рабочих органов в пространстве. Опорной базой в системе служит секторная в горизонтальной плоскости или крестообразная форма излучения, образованная пересечением двух секторов.
Для управления рабочими органами строительных и дорожных машин широко используют лазерные координаторы различных конструкций и назначения. К достоинствам сканирующих координаторов (рис. 2.29, а) следует отнести возможность при одном излучателе быть двухкоординатными, а также простоту их изготовления и эксплуатации.
Они состоят из лазерного излучателя 1 с формированием оптического луча 2, воздействующего на фотоприемник 4, установленный на рабочем органе 9 (отвал землеройно-транспортной машины). Полученный фотоприемником сигнал проходит через блок его усиления 5, электронный ключ 6, цифровое измерительное устройство 7 и подается на датчик положения рабочего органа 3, связанного с блоком рассогласования фотоприемника 8. Растровые автокоординаторы (рис. 2.29, б) используют для программного управления рабочими органами строительных и дорожных машин.
От сканирующих излучателей они отличаются наличием растрового излучателя, фильтров частот f(ll) и f2(12), детекторов 13 и 14 и усилительно-множительного устройства 15. К перспективному оборудованию для применения на строительных и дорожных машинах следует отнести и радиоанализаторные координаторы.
Рис. 2.29. Схемы лазерного сканирующего (а) координатора и растрового автокоординатора (б)
В настоящее время осуществляется серийное производство современных отечественных электронных устройств отображения информации для экскаваторов и погрузчиков, ограничителей нагрузки кранов типа ОН К для самоходных гидравлических кранов и унифицированного ряда систем «Профиль-30» для автогрейдеров, скреперов, бульдозеров и асфальтоукладчиков, включающего в себя и заменяющего все ранее разработанные системы для этих машин.
Наряду с НИИСтройдормаш, большие работы по разработке и внедрению в строительные машины различных систем регулирования, управления и контроля ведутся в различных учебных и научных институтах, проектных организациях и промышленных предприятиях.
Автоматизация строительных и дорожных машин ведется в основном по трем направлениям, обеспечивающим управление пространственным положением рабочих органов машин, оптимизацию наиболее энергоемких режимов работы машин и создание на основе лазерной техники компасной автоматизированной системы управления технологическими процессами в строительстве.
Первое направление автоматизации — это повышение планирующих свойств машин для получения заданных профиля и уклона поверхности, так как эти виды работ требуют значительных затрат времени и трудоемкости, а невыполнение требований существенно снижает качество работ, вызывает перерасход материалов и т.п. Реализацию этого направления обеспечивает унифицированный ряд систем автоматики типа «Профиль» с микроэлектронными блоками управления, которые делятся на автономные, копирные и комбинированные.
Автономные системы обеспечивают контроль положения рабочих органов относительно вертикали с помощью рассмотренных бортовых датчиков, обычно маятникового типа.
В копирных системах датчик, установленный на одной стороне машины, по ходу контролирует положение рабочего органа в соответствии с заданным профилем — по натянутому тросу, лучу лазера, точно построенной полосе дороги или бордюра.
В комбинированных системах, к которым относится и «Профиль-30», требуемый уклон рабочего органа в поперечной плоскости обеспечивает автономный датчик, а его высотное положение определяет копирное устройство. Рассмотрим принцип действия этой системы в общем случае (рис. 2.30).
Рис. 2.30. Функциональная схема системы «Профиль-30»
Обычно рабочий орган землеройной, профилировочной или укладочной машины при их движении по неровной поверхности перемещается по высоте относительно заданного положения Н В этом случае щуповой датчик ДЩБ или фотоприемное устройство ФПУ лазерного излучения определяет отклонение одной из кромок рабочего органа относительно копирной поверхности. При этом выходной сигнал /2 поступает в первый микроэлектронный блок управления БУ1 и сравнивается с сигналом i] задатчика толщины срезаемого слоя ЗДТ. Разность сигналов (А/, 2 = /, — /2) проходит через первый усилитель мощности УМ1 и поступает на электромагниты ЭМ 1 и ЭМ2 первого электрогидравлического распределителя ЭГР1, который направляет требуемый поток рабочей жидкости в одну из полостей гидроцилиндра ГЦ1. Перемещение поршня со штоком изменяет высоту Ни управляемой кромки рабочего органа до совпадения ее с требуемым положением Я .
При изменении высоты первой кромки рабочего органа или наклоне машины в процессе ее движения по неровностям рабочий орган совершает угловые перемещения в поперечной плоскости относительно вертикали. В этом случае в работу включается второй автономный канал управления системы.
Автономным маятниковым датчиком ДКБ измеряют величину угла поперечного наклона рабочего органа, которая преобразуется в электросигнал /3 и подается в блок управления БУ2. Здесь /3 сравнивают с сигналом /4 задатчика ЗДу угла наклона, управляемого машинистом-оператором. При возникшем рассогласовании разность этих сигналов подается в усилитель мощности УМ2, из него на электромагниты ЭМЗ и ЭМ4 электрогидрораспределителя ЭГР2, направляющего поток рабочей жидкости в требуемую полость гидроцилиндра ГЦ2. Перемещение штока гидроцилиндра поднимает или опускает вторую кромку рабочего органа до углового положения у, равного заданному углу узад.
Второе направление автоматизации обеспечивает автоматизацию наиболее энергоемких технологических процессов, позволяющих максимально использовать тяговые возможности машин, снизить расход топлива, износ ходовой части, облегчить труд машиниста и т.п. Для оптимизации силового контура и регулирования рабочих процессов разработаны унифицированные системы типа «Режим».
При этом изменение тягово-скоростных характеристик машин позволяет управлять нагрузкой при автоматическом заглублении и выглублении рабочего органа. Управляющим параметром может быть скорость машины, обороты двигателя или гидротрансформатора, угловое положение тяговой рамы или толкающего бруса, а также их сочетание в случае, например, буксования движителей. Стабилизацию каждого из этих параметров осуществляют при заданных ограничениях на другие параметры. В строительных машинах эту систему можно использовать как автономно, так и совместно с системами типа «Профиль».
Принцип работы такой системы представлен на рис. 2.31.
Для предотвращения остановки двигателя при перегрузке в процессе копания аппаратура обеспечивает стабилизацию частоты вращения вала двигателя пла на заданном уровне nv При этом сигнал датчика частоты вращения ДЧВ сравнивают с заданным значением частоты «з, после чего вырабатывается сигнал на подъем или опускание рабочего органа. Одновременно с этим измеряют и сравнивают со своими граничными значениями такие параметры, как угловое положение, скорость и буксование. При достижении граничных значений управление отключается и подается команда на выглубление рабочего органа. В процессе транспортирования грунта обеспечивают поддержание действительной скорости машины на заданном уровне.
При планировочных работах система «Режим» работает совместно с системой «Профиль». В этом случае разность частот вращения вала (п в — п) усиливается по мощности и подается на блок управления «Профиль» вместе с выходным сигналом задатчика толщины срезаемого слоя. Это обеспечивает непрерывную регулировку толщины слоя и нагрузки, действующей на отвал, а также частоты вращения вала двигателя.
Рис. 2.31. Функциональная схема системы «Режим»
Третье направление автоматизации — наиболее прогрессивно и нацелено на совершенствование технологии и организации строительных работ путем создания на базе лазерной и микропроцессорной техники комплексной системы дистанционного программного или автоматического управления машинами, а также приборов оперативного контроля качества укладываемых дорожно-строительных материалов. Эти системы управления предназначены в основном для машин, занятых на строительстве дорог, мелиоративных и других сооружений. Системы управления с помощью лазерной техники обеспечивают и контролируют требуемые высотные отметки, продольный и поперечный профиль разрабатываемых и укладываемых дорожно-строительных материалов для каждой машины, работающей в любой точке строительной площадки. Рассмотрим работу такой системы на примере комплекта «Дорога» (рис. 2.32).
Рис. 2.32. Функциональная схема системы «Дорога»
Система управления состоит из задающей I контрол ьно-сл едящей II и программно-управляющей III частей. Задающая часть с помощью лазерного излучателя устанавливает параллельно проектной поверхности дороги световую опорную плоскость. При этом оптический пучок в приборе подается на пентопризму, которая разворачивает излучение на 90° и осуществляет его вращение вокруг вертикальной оси излучателя.
Контрольно-следящая часть включает в себя фотоприемное устройство (ФПУ), установленное на штанге механизма перемещения (МП), которая закреплена на рабочем органе машины, в данном случае на отвале. ФПУ служит для преобразования лазерного сигнала в электрический, поступающий в блок выработки команд управления (БВК), где формируются управляющие сигналы для исполнительных механизмов с одновременным отображением на информационном табло-индикаторе положения режущей кромки отвала относительно проектной поверхности.
Программно-управляющая часть состоит из измерителя перемещения машины, микропроцессорного вычислительного блока выработки команд управления высотным положением ФПУ, механизма перемещения ФПУ и устройства для магнитной записи данных. При работе в ручном режиме оператор по показаниям индикатора сам устанавливает требуемое положение рабочего органа. В автоматическом режиме управляющие сигналы с БВК подаются на исполнительный механизм, т.е. на систему типа «Профиль». ФПУ автоматически удерживается в плоскости лазерного излучения, а величина его перемещения несет информацию о неровностях возводимой дороги. Необходимый уклон возводимой поверхности на постоянных продольных участках поверхности можно задавать отклонением оси излучателя от вертикали.
При работе на переходных вертикальных кривых требуется более сложное управление машиной, которое обеспечивает программное устройство. В этом случае микропроцессор рассчитывает необходимое высотное положение рабочего органа и формирует сигнал для механизма перемещения. При изменении положения ФПУ по высоте в БВК вырабатывается сигнал управления, по которому рабочий орган поднимается или опускается на высоту перемещения ФПУ. Такая система обладает большими возможностями, так как световая опорная поверхность позволяет не только управлять работой машины или комплекта машин, но и осуществлять постоянный геодезический контроль высотных отметок в любой строчке и на любом этапе строительства дороги.
Источник: studref.com