Автомобильные дороги это объект капитального строительства или нет

Дороги и иные специфические объекты: можно ли признать право собственности (Морозов А., Морозова М.) В судебной практике зачастую возникают вопросы, связанные с признанием права собственности на

Земли автомобильного транспорта — это земли, которые используются либо предназначены для эксплуатации автомобильных дорог.

Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В п. 3 ст. 90 ЗК РФ указано, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2)размещения объектов дорожного сервиса, объектов предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3)установления полос отвода автомобильных дорог.

Одним из основных нормативно-правовых актов, на текущий момент, является Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги:

2. регионального или межмуниципального значения;

3. местного значения;

В составе земель автомобильного транспорта следует различать правовой режим:

Полоса отвода автомобильной дороги— земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Земельные участки в границах полос отвода автомобильной могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и установки и эксплуатации рекламных конструкций. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций допускается установление частного сервитута в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В границах полосы отвода автомобильной дороги, ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» запрещается:

-размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

-распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

-выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

-установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актом о безопасности дорожного движения;

-установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Для создания нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержании автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технического регламента и нормативных актов по безопасности движения транспорта, а также информационных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.

Согласно ст. 26. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Придорожные полосы автомобильных дорог

1. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.

2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров — для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров — для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров — для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) ста пятидесяти метров — для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

3. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

4. Решение об установлении границ придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении границ таких придорожных полос принимается:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района, а также в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 3.1 настоящей части);

3.1) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

4) органом местного самоуправления городского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах городского поселения;

5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.

5. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.

6. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.

7. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

8. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье — технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

8.1. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

9. Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Земли водного транспорта — это земельные участки, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского и внутреннего водного транспорта.

Эти земельные участки могут предоставляться для (п.4 ст. 90 ЗК РФ) :

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Береговая полоса – полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования шириной 20 метров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км., составляет 5 м. Порядок выделения береговой полосы и пользование ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ. Согласно п.10 данного Кодекса в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских населенных пунктов, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу — полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях.

Земли воздушного транспорта — это земельные участки, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций эксплуатации объектов воздушного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Согласно ст. 40 Воздушного кодекса РФ под аэродромом понимается участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и посадки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации. Аэропорт — это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Читайте также:  Как заполнять уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства

Земельный участок, предназначенный для размещения аэродрома, аэропорта или объекта единой системы организации воздушного движения, поверхностный водный объект, предназначенный для размещения аэродрома, предоставляются в соответствии с законодательством РФ (ст.43 Воздушного кодекса РФ).

«Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения должны быть согласованы с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ» (ст.45 Воздушного кодекса РФ).

Воздушный кодекс РФ также закрепляет особенности строительства в пределах приаэродромной территории.

Так, согласно ст. 46 «проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводится с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома».

Схемой территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р установлены требования к приаэродромной территории.

Приаэродромная территория является прилегающая к аэродрому участком земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организации) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов — окружностью радиусом 30 км. от контрольной точки аэродрома. Их размеры зависят от класса аэродрома (длины, ширины и азимутального направления взлетно-посадочной полосы).

Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138, установлено, что приаэродромная территория отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта РФ.

В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома (по решению Верховного Суда РФ от 23.01.2014 № АКПИ-1080 согласование должно производиться с собственником аэродрома).

Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

В пределах границ района аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) запрещается строительство без согласования старшего авиационного начальника аэродрома (вертодрома, посадочной площадки):

а) объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома (вертодрома);

б) линий связи и электропередачи, а также других источников радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для работы радиотехнических средств;

в) взрывоопасных объектов;

г) факельных устройств для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени);

д) промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районе аэродрома (вертодрома).

Строительство и размещение объектов вне района аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 м, согласовываются с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта.

Требования к выбору мест размещения аэродромов установлены в СП 121.13330.2012. Свод правил. Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 (утв. Минрегион России от 30.06.2012 № 277.

Земли трубопроводного транспорта – это один из видов земель транспорта. Используются для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развитие наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта (п.6 ст. 90 ЗК РФ).

Режим земель трубопроводного транспорта регулируется многими нормативно-правовыми актами в том числе Земельным кодексом РФ, ФЗ от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ»; ФЗ от 21.07.1997г № 116 «Промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другими нормативными актами.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

Распоряжением Правительства РФ от 13 августа 2013 г. №с1416-р утверждена Схема территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта). Схема содержит перечень предполагаемых к строительству на период до 2030 г. магистральных нефте-, газо-, конденсато- и нефтепродуктопроводов, сетей газораспределения, их местоположение и основные характеристики. Схема включает также карту размещения трубопроводов, характеристики устанавливаемых вдоль них охранных и санитарно-защитных зон. Согласно Схемы планируется построить 6 новых нефтепроводов, 5 нефтепродуктов, 1 конденсатопровод, 14 газопроводов, 7 газопроводов-отводов.

Трубопроводы являются объектами повышенной опасности, а потому подлежат особой охране с выделением охранных зон, для которых устанавливается особый режим использования земельных участков. Требования к обеспечению безопасности сетей газораспределения утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления». Требования к режиму использования земельных участков в охранных зонах установлены в специальных Правилах. Они являются обязательными для всех юридических и физических лиц, производящих работы в местах прокладки магистральных трубопроводов. Ширина устанавливаемой охранной зоны вдоль трассы трубопроводов, подводных переходов, вокруг емкостей для хранения и иных объектов зависит от вида транспортируемого или содержащегося нефтепродукта.

Охранные зоны устанавливаются:

— вдоль трасс трубопроводов – на расстоянии 25 м или 100 м (в зависимости от вида добываемого нефтегазового ресурса) от оси трубопровода с каждой стороны; вдоль трасс многониточных трубопроводов;

— вокруг емкостей для хранения (разгазирования) конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов – на расстоянии 50 м от границ этих объектов;

— технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных станций, резервных парков ….. на 100 метров во все стороны от границ территорий указанных объектов.

На территории охранных зон при их хозяйственном использовании этих земельных участков не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Земельные участки, расположенные в пределах охранных зон, у собственников, землевладельцев, землепользователей не изымаются, но их использование допускается только в соответствии с установленными ограничениями.

В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов транспорта осуществляется резервирование земель.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1299 ; Мы поможем в написании вашей работы!

4. В случаях строительства , реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу.

Дороги и иные специфические объекты: можно ли признать право собственности (Морозов А., Морозова М.)

В судебной практике зачастую возникают вопросы, связанные с признанием права собственности на специфические объекты, которые по ряду признаков отнесены к недвижимому имуществу, но по сути таковым не являются. Речь идет об асфальтовом покрытии (бетонном замощении и ином имуществе), право собственности на которое заявители пытаются легализовать в судебном порядке. В каких случаях возможна такая легализация, а в каких нет?

В гражданском законодательстве предусмотрено несколько способов приобретения права собственности на объекты недвижимости и введена специальная регистрационная процедура, что не должно вызывать каких-либо спорных или неопределенных вопросов. Построил объект недвижимости с соблюдением норм и правил, регулирующих вопросы строительства, — приобрел право собственности на объект. Приобрел объект по договору, например договору купли-купли продажи, договору мены, — приобрел право собственности на объект и т.д.
Однако в судебной практике все чаще возникают сложные вопросы по применению положений Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов, регулирующих порядок приобретения прав собственности на объекты недвижимости. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно давали разъяснения нижестоящим судам по вопросам толкования норм прав, как через принятие постановлений пленумов судов, в том числе совместных, так и путем рассмотрения конкретных споров в порядке надзора (см. таблицу ниже). Несмотря на обилие разъяснений, вопросы остаются.

Таблица. Судебная практика: полезные ссылки

Название документа (номер дела)

Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ

От 01.07.1996 N 6/8

О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации

От 29.04.2010 N 10/22

О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав

Информационные письма Президиума ВАС РФ

От 15.01.2013 N 153

Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

От 09.12.2010 N 143

Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации

От 13.11.2008 N 126

Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения

От 16.02.2001 N 59

Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

От 28.04.1997 N 13

Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав

От 31.07.1992 N С-13/ОП-171

О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности

Обзор судебной практики

Утвержден Президиумом ВС РФ 19.03.2014

Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством

Постановления Президиума ВАС РФ

От 18.06.2013 N 17630/12

О признании объекта самовольной постройкой, недействительными госрегистрации права и сделок купли-продажи объекта

От 11.06.2013 N 15297/12

О признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок и истребовании его из незаконного владения

От 28.05.2013 N 17085/12

О признании права собственности на объекты недвижимости, оспаривании зарегистрированного права собственности

От 21.05.2013 N 16865/12

О признании отсутствующим права собственности на земельный участок

От 21.05.2013 N 16867/12

Об истребовании из незаконного владения участка, признании нежилых зданий и сооружений самовольными постройками и их сносе, оспаривании постановления должностного лица

От 26.03.2013 N 14828/12

Об истребовании из чужого незаконного владения нежилых помещений

От 19.03.2013 N 15104/12

Об обязании демонтировать опоры с земельных участков

От 12.03.2013 N 13021/12

О признании самовольной постройкой нежилой вставки

От 19.03.2013 N 14773/12

О признании незаконным отказа в выкупе участка

От 24.01.2012 N 12048/11

О понуждении устранить препятствия в пользовании земельным участком путем демонтажа объектов

Почему так важна легализация

Вначале попробуем разобраться, почему владельцы дорог и других специфических объектов так стремятся закрепить право собственности на них как на объекты недвижимости.
Причин несколько.
Первая. Российский правопорядок, в отличие от германского, взял на вооружение принцип, согласно которому «судьба земельного участка следует судьбе недвижимости, расположенной на данном земельном участке». Это вытекает, в частности, из положений, например, ст. ст. 271, 552 ГК РФ и ст. ст. 1, 35 Земельного кодекса РФ.
Так, в ст. 271 ГК РФ закрепляется, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком. Собственник недвижимости, находящейся на чужом участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.
Вторая причина: лицо, владеющее на праве собственности объектом недвижимости, расположенным на чужом земельном участке, имеет значительные привилегии в отношении данного участка по сравнению с иными третьими лицами. В частности, собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды данного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (п. 3 ст. 35 ЗК РФ). Собственники зданий, строений, сооружений, если иное не установлено федеральными законами, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
Третья причина: признание права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, в контексте ст. 36 ЗК РФ позволяет вывести данный участок из государственной или муниципальной собственности. То есть муниципалитет, например, может лишиться земельного участка, который впоследствии будет ему необходим для решения социальных задач (обустройство сквера, парка и т.д.).
Обратите внимание: речь идет именно о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Участки, находящиеся в собственности у физических и юридических лиц, как правило, не застраиваются «специфическими объектами», поскольку со стороны собственников земельных участков осуществляется должный контроль. Чего нельзя сказать о деятельности государственных и муниципальных органов по осуществлению контроля за правомерным использованием земельных участков, соответственно находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу сказанного арендаторы, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, всеми силами пытаясь сохранить власть над земельным участком, прибегают к различным способам. Признание права собственности на специфический объект (асфальтовое покрытие, бетонное замощение и т.д.) открывает возможность легализации прав и на земельный участок.
Заявляя иски о признании права собственности на специфические объекты, истцы, как правило, указывают как на неразрывную связь асфальтового покрытия с земельным участком, так и на невозможность отделить данный объект без существенных повреждений от земельного участка. А поскольку в наличии имеются указанные признаки и, более того, строительство велось за счет истца, соответственно, асфальтовое покрытие выступает объектом недвижимости, право собственности на который можно зарегистрировать в установленном порядке.

Читайте также:  Забор на фундаменте это объект капитального строительства

Формулировки ГК РФ как источник разногласий

Из положения п. 1 ст. 130 ГК РФ следует, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Таким образом, из положений указанной статьи Кодекса можно выделить несколько видов недвижимых вещей:
— вещи, недвижимые по своей природе (земельные участки, участки недр), то есть объекты, составляющие единое целое с земельными участками;
— объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства);
— объекты, имеющие значительный стоимостный показатель, правовой режим которых приравнен к режиму недвижимости в силу закона (воздушные и морские суда, космические объекты и иные объекты, отнесенные к категории недвижимых вещей в силу закона).
Вместе с тем, прибегая к помощи данной формулировки при решении вопроса об отнесении соответствующего объекта к категории недвижимости, судам не всегда удается прийти к правильному выводу, в силу чего в арбитражной практике отсутствует единообразный подход по некоторым проблемам, связанным с недвижимым имуществом и возникновением права собственности на указанное имущество. Причиной является неточность самой формулировки Кодекса, позволяющей, по существу, относить к недвижимости многие объекты, которые по своей сути таковыми быть не могут.
На сегодняшний день в судебной практике два подхода.

Обратите внимание! С 1 марта 2015 г. в Гражданском, Земельном, Градостроительном кодексах и ряде иных законов произойдут существенные изменения, связанные с реализацией земельной реформы. Значительная часть планируемых поправок уже принята Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 171-ФЗ). Принятие других поправок запланировано на осеннюю сессию Госдумы.
В частности, Законом N 171-ФЗ из положений ЗК РФ по всему тексту исключено слово «строение». Например, ст. 35 «Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение» ЗК РФ с 1 марта 2015 г. будет называться «Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение».
В то же время согласно ч. 36 ст. 34 Закона N 171-ФЗ собственники строений приобретают земельные участки, на которых расположены строения этих собственников, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ЗК РФ (в ред. Закона N 171-ФЗ) для приобретения земельных участков собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких участках.
Из сказанного можно сделать вывод, что в перспективе законодатель планирует не рассматривать строения как самостоятельные объекты недвижимости.

Первый подход: право собственности признается

Признавая право собственности на асфальтовое покрытие, суды отмечают, что данный объект относится к недвижимому имуществу, поскольку по своим конструктивным свойствам его невозможно без существенных повреждений отделить от земельного участка (см. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.09.2008 по делу N А43-7815/2008, Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2008 по делу N А43-7815/2008-19-234, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу N А65-15041/2011, Определение ВАС РФ от 17.05.2007 N 3663/07 по делу N А57-12710/2004-4).
В частности, признавая право собственности на асфальтовую площадку, ФАС Поволжского округа отметил, что на основании исследования представленных истцом в подтверждение обоснованности своих требований документов суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что возведенный объект недвижимости не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не будет ущемлять права и законные интересы смежных владельцев земельного участка и, учитывая достаточность доказательств, подтверждающих право собственности истца на самовольно возведенное сооружение, а также отсутствие возражений ответчиков на заявленные требования, правомерно удовлетворил иск (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2007 по делу N А57-12710/2004-4).
Вывод о возможности признания права собственности на «специфический объект» был сделан и ВАС РФ. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 N 9626/08 по делу N А08-7744/06-5 (заявлялись требования о признании права собственности на производственную площадку для стоянки грузовиков) отмечено, что, поскольку спорный объект не является самовольной постройкой в связи с наличием у общества права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком под спорным объектом и соблюдением строительных норм и правил при его строительстве, иск о признании права собственности на сооружение — производственную площадку удовлетворен правомерно.
В подтверждение сказанного приведем более свежий пример. Так, в п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утв. Президиумом ВС РФ 10.10.2012) отмечается, что устройство асфальтового покрытия дороги за счет личных средств членов товарищества само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью товарищества. Суд также отметил, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке. Соответственно, право собственности, в том числе право общей собственности на сооружение — дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть, только если дорога создана именно как объект недвижимости в установленном порядке и индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.

Право собственности не признается

К объектам недвижимости по ГК РФ, как уже было сказано, могут быть отнесены, например, здания (иные строения), сооружения, объекты незавершенного строительства и т.д.
Чтобы проанализировать, относится ли асфальтовое покрытие к одной из названных категорий, обратимся к п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ред. от 02.07.2013) (далее — Закон N 384-ФЗ). Из этой нормы следует, что здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Также в Общероссийском классификаторе основных фондов (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) к подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой «архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу».
Из положения Приказа Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 04.09.2000) следует, что под строением понимают отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения. Признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства могут служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
С учетом сказанного асфальтовое покрытие не является ни зданием, ни строением.
Можно ли асфальтовое покрытие отнести к категории сооружений?
Из п. 23 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ следует, что сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Из Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики (утв. Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 02.12.2002) следует, что к сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Это, в частности, транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.).
Отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» площадки производственные с покрытиями и без покрытий отнесены к сооружениям. При данной правовой квалификации площадок суды также учитывают Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, который относит площадки и замощения к вспомогательным элементам сооружений (площадка для плотины, мостовое полотно для моста, настил для эстакады, верхнее покрытие автомобильной дороги). Согласно Классификатору основных фондов объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Асфальтовые площадки в виде стоянок для машин не указаны в Классификаторе основных фондов в качестве отдельных сооружений.
Таким образом, покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для стоянки автомобилей, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства участка, на котором оно находится. Такое покрытие обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений.
В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Данный вывод в одном из дел суды отнесли и к железобетонным плитам, из которых был сооружен спорный объект.
Мотивировочная часть судебных актов может содержать различные основания для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на указанные объекты. Приведем несколько вариантов отказа.

У объекта нет признаков недвижимости

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.11.2012 по делу N А43-44310/2009 сделан вывод о том, что, поскольку спорное сооружение не является отдельным самостоятельным объектом капитального строительства и не имеет признаков недвижимого имущества, право собственности на него не может быть зарегистрировано.
Из Постановления ФАС Поволжского округа от 24.02.2012 по делу N А57-6778/2011 следует, что заявленный на регистрацию объект (замощение) по своим характеристикам не относится к недвижимому имуществу и регистрация прав на него не производится. Правомерность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 06.06.2012 N ВАС-6598/12.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 07.02.2012 по делу N А48-1873/2011 указано, что асфальтовая площадка не является объектом недвижимости.
Из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 по делу N А53-19718/2011 следует, что спорный объект по своим характеристикам не обладает самостоятельными полезными свойствами и фактически не относится к недвижимому имуществу.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 по делу N А65-15041/2011 суд, передавая дело на новое рассмотрение, указал, что для признания имущества недвижимым как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость, в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что объект обладает признаками недвижимой вещи, как они определены в ст. 130 ГК РФ, судами не оценивались, обстоятельства, связанные с выяснением вопроса о том, к какому виду имущества (движимому либо недвижимому) относится спорный объект, судами должным образом не устанавливались.

Читайте также:  Участок горного капитального строительства

Объект — вспомогательный (принадлежность к главной вещи)

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 4777/08 по делу N А56-31923/2006 сделан вывод, что спорные объекты не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к ст. 135 ГК РФ.
Из Постановления ФАС Центрального округа от 03.02.2012 по делу N А48-1872/2011 следует, что твердое покрытие (асфальтовая площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс, следовательно, не является объектом недвижимости.

Объект улучшает полезные свойства участка или является элементом благоустройства

Некоторые суды, мотивируя отказ, отмечали, что асфальтовое покрытие (бетонное замощение) улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится либо является элементом благоустройства такого участка.
Обратите внимание на выводы, сделанные Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 28.05.2013 N 17085/12, которые необходимо применять по аналогии к объекту настоящего анализа. ВАС РФ отметил, что такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшение земельного участка, заключающееся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть участка, на котором они расположены.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 11.04.2014 по делу N А06-4829/2013, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на асфальтовое покрытие, суд указал, что само по себе замощение не образует новый объект недвижимости, несет вспомогательную функцию по отношению к назначению участка и является лишь элементом его благоустройства.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.03.2014 по делу N А12-12696/2013 сделан следующий вывод: асфальтовое покрытие как объект-сооружение не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает только участок, на котором расположено, поэтому является его неотъемлемой частью и не может в силу ст. ст. 128, 130 ГК РФ относиться к недвижимому имуществу. Данное асфальтовое замощение является обычным благоустройством земельного участка, то есть его составной частью.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 20.02.2014 по делу N А57-12181/2012 отмечается, что асфальтовая площадка, асфальтовая территория и покрытие территории завода, расположенные на земельном участке, являются покрытием такого участка и его улучшением.
Из Постановления ФАС Поволжского округа от 01.10.2012 по делу N А55-20932/2011 следует, что асфальтовое покрытие является элементом благоустройства земельного участка.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.08.2013 по делу N А53-36788/2012 отметил, что суды пришли к правильному выводу о том, что спорный объект может расцениваться лишь как улучшение земельного участка и не может быть использован отдельно в отсутствие полезных свойств такого участка.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2011 по делу N А26-6171/2010 сделан следующий вывод: покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для стоянки автомобилей, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2014 по делу N А53-15613/2013 следует следующее. Асфальтовое покрытие, обозначенное как эстакада, улучшающее свойства земельного участка, используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений.
Укладка на части участка определенного покрытия (асфальта, щебня) или его благоустройство не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств участка, на котором данные работы выполнены. Асфальтовое покрытие земельного участка, по существу, несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу и не должно препятствовать использованию такого участка для иных целей.

Кстати. В Определении ВАС РФ от 23.07.2013 N ВАС-9767/13 по делу N А42-4761/2011 отмечается, что в силу п. 1 ст. 130 ГК РФ понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства ), за исключением временных строек, киосков, навесов и других подобных построек – пункт 10 статьи 1 ГСК РФ. Виды объектов капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков. … — автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длинной не более 10 метров, ров.

Придорожная полоса автомобильной дороги — можно ли строить дом?

Вопрос вот какого характера, можно ли на этой земле строить дом и нужны ли какие то еще согласования в каких либо инстанциях?

Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено:

Статья 3
16) придорожные полосы автомобильной дорогитерритории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог
1. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров — для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров — для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров — для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
5) ста пятидесяти метров — для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
3. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

5. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение.
6. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.
7. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.
8.Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье — технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
8.1. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателейбез разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
9.Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Рекомендую также изучить постановление Правительства Красноярского края от 06.04.2010 № 165-п, на которое имеется ссылка в кадастровой выписке о земельном участке. Возможно в этом акте детальнее прописаны все процедуры согласований.

Что такое объекты капитального строительства . Как определяется капитальность объектов . ОКС и Градостроительный кодекс. Виды объектов капитального строительства . … линейные — линии электропередач, мосты, дороги , железнодорожные пути, туннели и другие объекты , возведение которых сопряжено с проектированием и межеванием; объекты производственного и промышленного назначений; оборонительные сооружения и объекты , обеспечивающие безопасность

Источники
  • https://studopedia.net/5_18305_zemli-avtomobilnogo-transporta—eto-zemli-kotorie-ispolzuyutsya-libo-prednaznacheni-dlya-ekspluatatsii-avtomobilnih-dorog.html
  • http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3823
  • https://pravoved.ru/question/885776/

Рейтинг
Загрузка ...