Азс нормы при строительстве

В целях приведения в соответствие положений территориальных строительных норм требованиям федерального законодательства и рекомендациям Министерства регионального развития Российской Федерации Правительство Рязанской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые территориальные строительные нормы Рязанской области «Автозаправочные станции. Требования к размещению, проектированию и строительству АЗС на территории Рязанской области» ТСН 31-331-2005 Рязанской области.

2. Управлению по связям с общественностью и информационной политике аппарата Губернатора и Правительства Рязанской области (Н.А. Брагин) опубликовать в печати информацию об утверждении и введении в действие ТСН 31-331-2005 Рязанской области.

3. Определить срок ввода в действие ТСН 31-331-2005 Рязанской области со дня принятия данного постановления.

4. Постановление Правительства Рязанской области от 06.10.2005 N 250 «Об утверждении и введении в действие Территориальных строительных норм Рязанской области «Автозаправочные станции. Требования к размещению, проектированию и строительству АЗС на территории Рязанской области» считать утратившим силу.

Галилео. АЗС ⛽ Petrol station

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Н.В. Мужихова.

Вице-губернатор Рязанской области,

первый заместитель Председателя

Правительства Рязанской области

Утверждены

Правительства Рязанской области

от 19 июня 2006 г. N 152

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, ПРОЕКТИРОВАНИЮ И
СТРОИТЕЛЬСТВУ АЗС НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

ТСН 31-331-2005 РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

TOC o «1-3» n h z 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ АЗС

6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО АЗС

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ АЗС

8. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ АЗС

9. ПРИРОДООХРАННЫЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ АЗС

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие территориальные строительные нормы (далее — нормы) устанавливают требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций всех типов (далее — АЗС) для заправки транспортных средств жидким и газообразным топливом при размещении их на территориях поселений и межселенных территориях, в пределах придорожных полос государственных автомобильных дорог общего пользования, муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог, расположенных на территории Рязанской области.

1.2 Требования настоящих норм не распространяются на АЗС, размещаемые в пределах территорий промышленных предприятий.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах используются ссылки на следующие документы:

СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»,

Прокуратура проверяет законность и безопасность мини-АЗС в Оренбурге

СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»,

СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»,

СНиП 31-03-2001 «Производственные здания»,

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»,

СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»,

НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»,

ГОСТ 23457-86* «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»,

ГОСТ 25458-82 «Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия»,

ГОСТ 25459-82 «Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия»,

ГОСТ 10807-78* «Знаки дорожные. Общие технические условия»,

ГОСТ 12.1.007-76* «ССБТ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»,

ПУЭ «Правила устройства электроустановок».

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих нормах приняты следующие термины:

Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (далее — ТРК).

Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее — СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) — АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Государственные автомобильные дороги общего пользования — федеральные автомобильные дороги и автомобильные дороги Рязанской области. К федеральным государственным автомобильным дорогам общего пользования, расположенным на территории Рязанской области, относятся участки дорог: М-5 «Москва — Челябинск», М-6 «Москва — Астрахань» и А-395 «Калуга — Тула — Михайлов — Рязань».

Перечень областных автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Рязанской области.

Муниципальные автомобильные дороги — автомобильные дороги местного значения, расположенные в пределах границ территорий поселений и территорий муниципальных образований, являющиеся собственностью муниципальных образований, за исключением федеральных, ведомственных и частных автомобильных дорог.

Ведомственные автомобильные дороги — автомобильные дороги, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении, на балансе учреждений или предприятий и предназначенные для решения специальных государственных задач или обеспечения внутрихозяйственных производственных и технологических перевозок.

Частные автомобильные дороги — автомобильные дороги, являющиеся собственностью граждан или юридических лиц и используемые для собственных нужд или коммерческой деятельности.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом требований настоящих норм, норм земельного законодательства Российской Федерации и Рязанской области.

При этом возможность предоставления земельных участков под проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос необходимо согласовывать с органами местного самоуправления и владельцем автомобильной дороги.

4.2 АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

4.3 При выборе вариантов размещения АЗС, кроме технико-экономических показателей объекта, следует учитывать степень воздействия АЗС на окружающую природную среду как в период строительства, так и во время ее эксплуатации, а также сочетание территории АЗС с окружающим ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду.

В ходе сравнения вариантов возможного размещения АЗС следует учитывать ценность занимаемых земель, а также затраты на приведение временно отводимых для нужд строительства площадей в состояние, пригодное для хозяйственного использования, включая рекультивацию земель.

4.4 Проектирование, строительство и размещение объектов АЗС, включая объекты придорожного сервиса, должно производиться с учетом требований стандартов, технических регламентов и норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности.

4.5 Разработка проектной документации для строительства АГЗС и АГНКС должна осуществляться юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на проектирование технологической части АЗС для заправки транспортных средств сжиженным углеводородным и сжатым природным газом.

4.6 Проектная документация на строительство, реконструкцию и расширение всех типов АЗС в обязательном порядке подлежит государственной экспертизе.

Кроме того, проектная документация подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства, а также государственными органами управления, контроля и надзора в соответствии с требованиями законодательства.

4.7 Разрешение на строительство АЗС всех типов выдается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, Правительства Рязанской области или органа местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, при наличии согласованной в установленном порядке и утвержденной проектной документации, а также положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

4.8 Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию АЗС, в том числе газонаполнительных станций, осуществляется в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации, при условии выполнения требований, предусмотренных проектной документацией, включая разработку и выполнение мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом всех видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).

Приемка в эксплуатацию систем газоснабжения АЗС осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по строительству и с учетом требований СНиП 42-01.

4.9 Строительство объектов дорожного сервиса при АЗС, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, полосу разгона-торможения, осуществляется за счет средств их владельцев.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ АЗС

5.1 Размещение АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования следует производить с учетом их категории и статуса, а также интенсивности транспортных потоков на основе градостроительной документации областного и муниципального уровня, генерального плана городского или сельского поселения либо территориальной комплексной схемы размещения объектов придорожного сервиса, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

5.2 Размещение, проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования допускается при соблюдении следующих условий:

а) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции государственных автомобильных дорог общего пользования;

б) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения, эксплуатации этой дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения.

5.3 Выделение земельных участков для размещения АЗС на межселенных территориях следует производить с учетом реализации схем территориального планирования Рязанской области и муниципальных образований, их транспортно-коммуникационного состояния, а в границах поселений — генерального плана поселения, с учетом развития его улично-дорожной сети, взаимосвязи системы кварталов и микрорайонов, существующей и перспективной застройки, а также транспортной нагрузки.

5.4 Проектирование и строительство АЗС в зоне размещения железных и автомобильных дорог федерального значения, мелиоративных систем, гидротехнических сооружений, объектов сельскохозяйственного водоснабжения, объектов специального назначения, связанных с обороной и безопасностью страны, лесных угодий и других зонах со специфическими условиями функционирования, осуществляется с учетом требований ведомственных (отраслевых) нормативных документов, согласованных и утвержденных в установленном порядке.

5.5 Возможность размещения АЗС исходя из их типа следует определять в соответствии с таблицей 1 и с учетом соблюдения требований, изложенных в п. 5.3 настоящих норм.

Источник: mooml.com

СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 05 мая 2014 г. № 221

3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 30 мая 2014 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.

1.2 Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.

1.3 Требования к автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов складов нефти и нефтепродуктов, к автомобильным газозаправочным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также к автомобильным газонаполнительным компрессорным и автомобильным криогенным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий нефтяной и газовой (нефтегазовой) промышленности допускается определять по другим нормативным документам в области стандартизации, регламентирующим требования пожарной безопасности к объектам, на которых эти топливозаправочные пункты предусматриваются.

1.4 При проектировании автозаправочных станций наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими нормативными документами по пожарной безопасности в части, не противоречащей требованиям настоящего свода правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.007-76* Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

ГОСТ Р 53316-2009 Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания

ГОСТ Р 54808-2011 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3.1 аварийный расход газа по трубопроводу: Расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.

3.2 аварийный пролив топлива: Топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.

3.3 автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами:

Автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.

3.4 автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельный участок многотопливной АЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.

Читайте также:  Экономические аспекты строительства что это

3.5 безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места):

Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

3.6 блок хранения топлива: Сборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.

3.7 блок хранения жидкого моторного топлива: Сборочная единица

технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.

3.8 газоуравнительная система: Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.

3.9 граница АЗС: Отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.

3.10 двустенный резервуар: Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.

3.11 двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.

3.12 заглубленное размещение оборудования: Размещение оборудования в

сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.

3.13 закрытый способ перемещения горючего вещества внутри

технологического оборудования: Обращение горючего вещества внутри

технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.

3.14 заправочный островок: Технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.

3.15 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.

3.16 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.

3.17 контейнер хранения жидкого моторного топлива: Технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.

3.18 линия выдачи: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.

3.19 линия деаэрации: Комплекс оборудования, с помощью которого

обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.

3.20 линия наполнения: Комплекс оборудования, с помощью которого

обеспечивается наполнение резервуара топливом.

3.21 линия обесшламливания: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).

3.22 линия рециркуляции: Комплекс оборудования, с помощью которого

обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.

3.23 места массового пребывания людей: Территория, на которой

предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).

3.24 многокамерный резервуар: Резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.

3.25 насос перекачивания: Насос, входящий в состав технологической системы АЗС и обеспечивающий перекачивание топлива внутри указанной технологической системы, и/или из автоцистерны в резервуар для хранения топлива, и/или наоборот.

3.26 островок безопасности: Сооружение, предназначенное для защиты

установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.

3.27 площадка для автоцистерны: Технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС.

3.28 площадка заправки ПАГЗ (МЭГК): Технологическая площадка,

предназначенная для установки ПАГЗ (МЭГК) при заправке сосудов аккумулятора ПАГЗ (МЭГК) природным газом.

3.29 площадка подпора: Участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.

3.30 резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе.

3.31 самосрабатывающий огнетушитель: Огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.

3.32 самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС:

Комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.

3.33 сбросная труба: Устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.

3.34 свободное пространство шахты резервуара или технологического колодца:

Воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.

3.35 система объединенного контроля герметичности двустенного

(двухоболочечного) резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для

периодического контроля герметичности внешней и постоянного контроля внутренней стенок двустенного (двухоболочечного) резервуара на месте эксплуатации.

3.36 система периодического контроля герметичности резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для периодического определения персоналом АЗС

3.37 система постоянного контроля герметичности резервуара (межстенного

пространства двустенного или двухоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре): Комплекс оборудования, предназначенного для раннего обнаружения

разгерметизации резервуара (межстенного пространства двустенного или двухоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) в автоматическом режиме на месте эксплуатации.

3.38 система предотвращения переполнения резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для автоматической сигнализации персоналу АЗС о необходимости прекращения операции наполнения резервуара топливом по достижении номинального уровня его наполнения и автоматического прекращения сливо-наливной операции в случае достижения предельного уровня наполнения, указанных в документации на технологическую систему АЗС.

3.39 технологический отсек: Выгороженный участок технологической системы, в котором размещается технологическое оборудование.

3.40 технологическая система АЗС: Комплекс оборудования, специально

сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС.

3.41 технологически связанные с АЗС производственные объекты: Объекты, предназначенные для производства и/или хранения моторного топлива, поставляемого на АЗС по трубопроводам, и характеризующиеся общими с АЗС системами предотвращения пожара и противопожарной защиты.

4 Обозначения и сокращения

АЗС — автомобильная заправочная станция

АГЗС — автомобильная газозаправочная станция

АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция

АЦ — автомобильное транспортное средство для транспортирования топлива (автоцистерна)

ГЖ — горючая жидкость

КриоАЗС — криогенная автозаправочная станция

ЛВЖ — легковоспламеняющаяся жидкость

КПГ — компримированный природный газ

МЭГК — многоэлементный газовый контейнер

НКПР — нижний концентрационный предел распространения пламени

ПАГЗ — передвижной автомобильный газозаправщик

ПАЗС — передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива

СПГ — сжиженный природный газ

СУГ — сжиженные углеводородные газы

Территория населенных пунктов — территория поселений и городских округов

ТРК — топливораздаточная колонка 5 Классификация АЗС

5.1 Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный).

5.2 Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

5.3 Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.

5.4 Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

5.5 Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Источник: xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai

Требования пожарной безопасности для АЗС — СП 156.13130.2014

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 05 мая 2014 г. N 221

3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 30 мая 2014 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.

1.2 Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.

1.3 Требования к автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов складов нефти и нефтепродуктов, к автомобильным газозаправочным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также к автомобильным газонаполнительным компрессорным и автомобильным криогенным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий нефтяной и газовой (нефтегазовой) промышленности допускается определять по другим нормативным документам в области стандартизации, регламентирующим требования пожарной безопасности к объектам, на которых эти топливозаправочные пункты предусматриваются.

1.4 При проектировании автозаправочных станций наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими нормативными документами по пожарной безопасности в части, не противоречащей требованиям настоящего свода правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.007-76* Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

ГОСТ Р 53316-2009 Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания

ГОСТ Р 54808-2011 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный расход газа по трубопроводу: Расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.

3.2 аварийный пролив топлива: Топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.

3.3 автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами: Автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.

3.4 автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельныйучастокмноготопливнойАЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.

3.5 безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места): Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

3.6 блок хранения топлива: Сборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.

3.7 блок хранения жидкого моторного топлива: Сборочная единица технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.

3.8 газоуравнительная система: Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.

3.9 граница АЗС: Отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.

3.10 двустенный резервуар: Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.

3.11 двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.

3.12 заглубленное размещение оборудования: Размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.

3.13 закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования: Обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.

3.14 заправочный островок: Технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.

3.15 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.

3.16 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.

3.17 контейнер хранения жидкого моторного топлива: Технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.

3.18 линия выдачи: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.

3.19 линия деаэрации: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.

Читайте также:  Дрим хаус строительство отзывы

3.20 линия наполнения: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

3.21 линия обесшламливания: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).

3.22 линия рециркуляции: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.

3.23 места массового пребывания людей: Территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).

3.24 многокамерный резервуар: Резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.

3.25 насос перекачивания: Насос, входящий в состав технологической системы АЗС и обеспечивающий перекачивание топлива внутри указанной технологической системы, и/или из автоцистерны в резервуар для хранения топлива, и/или наоборот.

3.26 островок безопасности: Сооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.

3.27 площадка для автоцистерны: Технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС.

3.28 площадка заправки ПАГЗ (МЭГК): Технологическая площадка, предназначенная для установки ПАГЗ (МЭГК) при заправке сосудов аккумулятора ПАГЗ (МЭГК) природным газом.

3.29 площадка подпора: Участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.

3.30 резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе.

3.31 самосрабатывающий огнетушитель: Огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.

3.32 самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС: Комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.

3.33 сбросная труба: Устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.

3.34 свободное пространство шахты резервуара или технологического колодца: Воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.

3.35 система объединенного контроля герметичности двустенного (двухоболочечного) резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для периодического контроля герметичности внешней и постоянного контроля внутренней стенок двустенного (двухоболочечного) резервуара на месте эксплуатации.

3.36 система периодического контроля герметичности резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для периодического определения персоналом АЗС герметичности резервуаров на месте эксплуатации.

3.37 система постоянного контроля герметичности резервуара (межстенного пространства двустенного или двухоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре): Комплекс оборудования, предназначенного для раннего обнаружения разгерметизации резервуара (межстенного пространства двустенного или двухоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) в автоматическом режиме на месте эксплуатации.

3.38 система предотвращения переполнения резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для автоматической сигнализации персоналу АЗС о необходимости прекращения операции наполнения резервуара топливом по достижении номинального уровня его наполнения и автоматического прекращения сливо-наливной операции в случае достижения предельного уровня наполнения, указанных в документации на технологическую систему АЗС.

3.39 технологический отсек: Выгороженный участок технологической системы, в котором размещается технологическое оборудование.

3.40 технологическая система АЗС: Комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС.

3.41 технологически связанные с АЗС производственные объекты: Объекты, предназначенные для производства и/или хранения моторного топлива, поставляемого на АЗС по трубопроводам, и характеризующиеся общими с АЗС системами предотвращения пожара и противопожарной защиты.

4 Обозначения и сокращения

АЗС — автомобильная заправочная станция

АГЗС — автомобильная газозаправочная станция

АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция

АЦ — автомобильное транспортное средство для транспортирования топлива (автоцистерна)

ГЖ — горючая жидкость

КриоАЗС — криогенная автозаправочная станция

ЛВЖ — легковоспламеняющаяся жидкость

КПГ — компримированный природный газ

МЭГК — многоэлементный газовый контейнер

НКПР — нижний концентрационный предел распространения пламени

ПАГЗ — передвижной автомобильный газозаправщик

ПАЗС — передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива

СПГ — сжиженный природный газ

СУГ — сжиженные углеводородные газы

Территория населенных пунктов — территория поселений и городских округов

ТРК — топливораздаточная колонка

5 Классификация АЗС

5.1 Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный).

5.2 Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

5.3 Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.

5.4 Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

5.5 Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

5.6 Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

5.7 Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная, в том числе, для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

5.8 Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа ПАГЗ (МЭГК) КПГ.

5.9 Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.

5.10 Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ, выполненного как единое заводское изделие.

5.11 Передвижная автомобильная газозаправочная станция — АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения СУГ, выполненного как единое заводское изделие.

5.12 Криогенная автозаправочная станция (КриоАЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на территории станции путем регазификации СПГ.

5.13 Передвижная КриоАЗС — КриоАЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки, хранения и регазификации СПГ, выполненного как единое заводское изделие.

6 Общие требования

6.1 При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС, имеющих техническую документацию.

6.2 Техническая документация на технологическую систему АЗС должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

6.3 При размещении АЗС вне территории населенных пунктов минимальные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или КПГ, границ площадок для АЦ и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, котельной, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящим сводом правил не регламентируются.

При размещении АЗС вне территории населенных пунктов минимальные расстояния следует определять:

до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения — до стен, окон и дверей зданий;

до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния от АЗС до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории, а именно:

до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;

до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;

до остальных дорог и улиц — не нормируются.

6.4 Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними.

6.5 На АЗС могут размещаться здания, сооружения и помещения для оборудования технологической системы АЗС, котельной, а также административные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

На территории многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС с двухоболочечными резервуарами СПГ или АГЗС с двустенными резервуарами, а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы; для сервисного обслуживания транспортных средств — посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

На территории АЗС не допускается размещать наружные установки категории АН, БН, ВН и ГН, не относящиеся к технологической системе АЗС или котельной АЗС.

6.6 К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,2 м (для резервуаров и трубопроводов с жидким моторным топливом) или не менее 0,5 м (для сосудов, резервуаров и трубопроводов с КПГ или СПГ, а также СУГ и его парами) или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность защиты и ее теплоизолирующую способность в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода), при воздействии на нее воды во время тушения пожара, а также в течение 60 минут огневого воздействия на нее возможного пожара.

Пример — Указанное требование допускается выполнять следующим образом.

Для защиты от воздействия пожара резервуаров (трубопроводов), полностью или частично расположенных над поверхностью земли, позволяющей приравнивать их к подземным, допускается применять поверхностную огнезащиту, выполненную из негорючих материалов и обеспечивающую целостность указанных резервуаров (трубопроводов) при воздействии на них возможного пожара в течение времени не менее 60 минут, а также работоспособность оборудования, необходимого для их безопасного опорожнения от топлива и его паров. Поверхностная огнезащита должна выполняться стойкой как к воздействию огня, так и к воздействию воды при тушении пожара.

6.7 На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий А, Б (за исключением помещений для оборудования с КПГ и для перекачивания сжиженных углеводородных и/или природного газов, которое относится к технологической системе АЗС) и Г (за исключением котельной).

В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли.

6.8 При расположении помещений различного функционального назначения (помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров, помещение сервисного обслуживания транспортных средств или помещение для персонала АЗС) в одном здании минимальные расстояния определяются до ближайшей перегородки, стены и проема в стене помещения как до здания того же функционального назначения. При этом расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, определяются по другим нормативным документам по пожарной безопасности.

6.9 Здания и сооружения, расположенные на территории АЗС, должны быть одноэтажные, I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1, или IV степени огнестойкости класса С0. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м, в которых отсутствуют складские помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Опоры и несущие конструкции эстакад для прокладки трубопроводов с топливом и его парами должны изготавливаться из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее R60. В случае прокладки трубопроводов СПГ указанные опоры и конструкции должны сохранять свои функциональные свойства при воздействии на них аварийных проливов криогенных жидкостей.

6.10 На территории АЗС допускается предусматривать котельные только для нужд АЗС. При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. Следует применять электрические котлы или котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе (за исключением АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, АГЗС с одностенными резервуарами и КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе) с температурой вспышки более 45 °С.

При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа, в том числе, регазифицированного.

Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую трубу, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону оборудования технологической системы АЗС и площадки для АЦ. Дымовая труба должна оснащаться искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов.

6.11 Котельные на дизельном топливе должны размещаться в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств.

Оборудование хранения и линии подачи дизельного топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящего свода правил, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу устанавливается запорная арматура и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.

6.12 На территории АЗС не допускается устройство подземных воздушных пространств (тоннели, каналы), не предназначенных для обращения в них топлива и/или его паров, а также подземных помещений и подпольных пространств, в которые возможно поступление топлива и/или его паров в результате аварийной ситуации. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.

6.13 Помещения для персонала АЗС, включая операторную, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками первого типа и перекрытиями третьего типа.

Допускается предусматривать место оператора в помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров при условиях размещения кабелей электропитания электрических агрегатов технологической системы в специальном помещении электрической щитовой, управления работой технологической системы и обесточивания электропитания АЗС оператором посредством слаботочной системы управления, а также обеспечения возможности визуального контроля за технологическими операциями оператором АЗС.

Читайте также:  После строительства дома осталось некоторое количество плиток их можно впр

6.14 Не допускается объединять в едином здании:

помещения для оборудования технологической системы АЗС категорий А, Б и В1-В2 и помещения сервисного обслуживания транспортных средств, водителей и пассажиров;

помещения сервисного обслуживания транспортных средств (за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе) и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;

помещения магазина, в котором предусмотрена продажа товаров, содержащих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, и помещения общественного питания. В случае, если указанные товары размещены только в помещении кладовой, отделенной от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками первого типа, допускается размещать помещения магазина в едином здании с помещениями общественного питания.

6.15 В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различной функциональной пожарной опасности должны разделяться противопожарными перегородками первого типа.

При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, допускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.

6.16 В зданиях АЗС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.

6.17 Помещения категорий В1-В3, а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.

Смазочные масла (включая отработанные) должны храниться в емкостях общей вместимостью не более 1 м, размещаемых либо подземно снаружи здания, либо в специальном помещении, отделенном от соседних помещений противопожарными перегородками первого типа и имеющем самостоятельный выход непосредственно наружу здания.

Допускается увеличивать общую вместимость указанных емкостей и производить заправку маслом транспортных средств на самостоятельных заправочных островках в случае, если оборудование для приема, хранения и выдачи смазочных масел и его размещение отвечает требованиям настоящего свода правил, предъявляемым к технологическим системам АЗС жидкого моторного топлива.

6.18 В случае, если выход из зданий АЗС расположен на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.

6.19 Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии (за исключением несущих конструкций) навесов высотой не менее 4 м над заправочными островками для легковых автомобилей допускается использование материалов группы горючести Г1-Г2.

Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, СУГ и СПГ не допускается.

6.20 Технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивались их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта, вибрации), определяемых проектом на АЗС.

6.21 Планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения.

6.22 При оснащении АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:

оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;

емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу звукового и светового сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении;

оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;

линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к линиям деаэрации топливных резервуаров;

трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;

крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.

6.23 Конструкция колодцев инженерных сооружений (за исключением приемных устройств колодцев

Источник: www.pnsk-online.ru

Азс нормы при строительстве

Разъясните статус документа НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности». В нормативной базе обозначен следующий статус: с 01.05.1998 действует.

По факту документ не входит не в один из перечней.

С 01.07.2014 года введен в действие СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»

Какими из вышеуказанных документов руководствоваться при проектировании автозаправочных станций? Действуют оба этих документа или только СП 156.13130.2014?

СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» входит полностью в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ ‘Технический регламент о требованиях пожарной безопасности’, что в соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ О техническом регулировании означает:

4. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

В первую очередь обязательны требования, изложенные в тексте Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, затем СП 156.13130.2014. Соблюдение требований этих документов достаточно для соблюдения в полном объеме Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности в действующие перечни не входит. Является документом добровольного применения и может применяться дополнительно по требованию заказчика, в части не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности,

В соответствии с описанием значений статусов документов в справке к программному обеспечению NormaCS: «действует» — есть правоустанавливающий документ, указатель, перечень, приказ и т.д., который определяет этот статус документа, как действующего.

НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности утвержден:

Источник: www.normacs.info

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие территориальные строительные нормы (далее — нормы) устанавливают требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций всех типов (далее — АЗС) для заправки транспортных средств жидким и газообразным топливом при размещении их на территориях поселений и межселенных территориях, в пределах придорожных полос государственных автомобильных дорог общего пользования, муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог, расположенных на территории Рязанской области.

1.2 Требования настоящих норм не распространяются на АЗС, размещаемые в пределах территорий промышленных предприятий.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах используются ссылки на следующие документы:

СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»,

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»,

СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»,

НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»,

ГОСТ 23457-86* «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»,

ГОСТ 25458-82 «Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия»,

ГОСТ 25459-82 «Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия»,

ГОСТ 10807-78* «Знаки дорожные. Общие технические условия»,

ГОСТ 12.1.007-76* «ССБТ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»,

ПУЭ «Правила устройства электроустановок».

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих нормах приняты следующие термины:

Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (далее — ТРК).

Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее — СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) — АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Государственные автомобильные дороги общего пользования — федеральные автомобильные дороги и автомобильные дороги Рязанской области. К федеральным государственным автомобильным дорогам общего пользования, расположенным на территории Рязанской области, относятся участки дорог: М-5 «Москва — Челябинск», М-6 «Москва — Астрахань» и А-395 «Калуга — Тула — Михайлов — Рязань».

Перечень областных автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Рязанской области.

Муниципальные автомобильные дороги — автомобильные дороги местного значения, расположенные в пределах границ территорий поселений и территорий муниципальных образований, являющиеся собственностью муниципальных образований, за исключением федеральных, ведомственных и частных автомобильных дорог.

Ведомственные автомобильные дороги — автомобильные дороги, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении, на балансе учреждений или предприятий и предназначенные для решения специальных государственных задач или обеспечения внутрихозяйственных производственных и технологических перевозок.

Частные автомобильные дороги — автомобильные дороги, являющиеся собственностью граждан или юридических лиц и используемые для собственных нужд или коммерческой деятельности.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4 .1 Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом требований настоящих норм, норм земельного законодательства Российской Федерации и Рязанской области.

При этом возможность предоставления земельных участков под проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос необходимо согласовывать с органами местного самоуправления и владельцем автомобильной дороги.

4.2 АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

4.3 При выборе вариантов размещения АЗС, кроме технико-экономических показателей объекта, следует учитывать степень воздействия АЗС на окружающую природную среду как в период строительства, так и во время ее эксплуатации, а также сочетание территории АЗС с окружающим ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду.

В ходе сравнения вариантов возможного размещения АЗС следует учитывать ценность занимаемых земель, а также затраты на приведение временно отводимых для нужд строительства площадей в состояние, пригодное для хозяйственного использования, включая рекультивацию земель.

4.4 Проектирование, строительство и размещение объектов АЗС, включая объекты придорожного сервиса, должно производиться с учетом требований стандартов, технических регламентов и норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности.

4.5 Разработка проектной документации для строительства АГЗС и АГНКС должна осуществляться юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на проектирование технологической части АЗС для заправки транспортных средств сжиженным углеводородным и сжатым природным газом.

4.6 Проектная документация на строительство, реконструкцию и расширение всех типов АЗС в обязательном порядке подлежит государственной экспертизе.

Кроме того, проектная документация подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства, а также государственными органами управления, контроля и надзора в соответствии с требованиями законодательства.

4.7 Разрешение на строительство АЗС всех типов выдается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, Правительства Рязанской области или органа местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, при наличии согласованной в установленном порядке и утвержденной проектной документации, а также положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

4.8 Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию АЗС, в том числе газонаполнительных станций, осуществляется в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации, при условии выполнения требований, предусмотренных проектной документацией, включая разработку и выполнение мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом всех видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).

Приемка в эксплуатацию систем газоснабжения АЗС осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по строительству и с учетом требований СНиП 42-01.

4.9 Строительство объектов дорожного сервиса при АЗС, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, полосу разгона-торможения, осуществляется за счет средств их владельцев.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ АЗС

5.1 Размещение АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования следует производить с учетом их категории и статуса, а также интенсивности транспортных потоков на основе градостроительной документации областного и муниципального уровня, генерального плана городского или сельского поселения либо территориальной комплексной схемы размещения объектов придорожного сервиса, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

5.2 Размещение, проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования допускается при соблюдении следующих условий:

а) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции государственных автомобильных дорог общего пользования;

б) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения, эксплуатации этой дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения.

5.3 Выделение земельных участков для размещения АЗС на межселенных территориях следует производить с учетом реализации схем территориального планирования Рязанской области и муниципальных образований, их транспортно-коммуникационного состояния, а в границах поселений — генерального плана поселения, с учетом развития его улично-дорожной сети, взаимосвязи системы кварталов и микрорайонов, существующей и перспективной застройки, а также транспортной нагрузки.

5.4 Проектирование и строительство АЗС в зоне размещения железных и автомобильных дорог федерального значения, мелиоративных систем, гидротехнических сооружений, объектов сельскохозяйственного водоснабжения, объектов специального назначения, связанных с обороной и безопасностью страны, лесных угодий и других зонах со специфическими условиями функционирования, осуществляется с учетом требований ведомственных (отраслевых) нормативных документов, согласованных и утвержденных в установленном порядке.

5.5 Возможность размещения АЗС исходя из их типа следует определять в соответствии с таблицей 1 и с учетом соблюдения требований, изложенных в п. 5.3 настоящих норм.

Источник: www.standartov.ru

Рейтинг
Загрузка ...