Настоящая инструкция по охране труда при работах на железнодорожных путях доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работам на железнодорожных путях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр (освидетельствование) и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей с присвоение соответствующей группы допуска; обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей; обучение безопасным приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве.
1.2. Не реже одного раза в 3 месяца рабочий проходит повторный инструктаж на рабочем месте по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с законодательством РФ.
целевой инструктаж по охране труда
1.3. Рабочий, своевременно не прошедший соответствующий инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, к работам не допускается.
1.4. Рабочий обязан:
— соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать правила личной гигиены, перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему, знать место нахождения аптечки, а также уметь пользоваться средствами пожаротушения и знать место их нахождения;
— поддерживать порядок на рабочем месте;
— не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц.
1.5. При проведении работ на железнодорожных путях наиболее опасными и вредными производственными факторами, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, являются:
— опасность наезда подвижного состава;
— опасность поражения электрическим током при обнаружении оборванных проводов;
— повышенный уровень шума;
— повышенная или пониженная температура воздуха.
1.6. Рабочий должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
1.7. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.8. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.9. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
Запоминаем правила безопасности при переходе через железную дорогу
1.10. При замеченных неисправностях применяемого оборудования, инструмента, транспортного средства или возникновении аварийной ситуации рабочий должен:
— прекратить работу;
— предупредить работающих об опасности;
— организовать работу по устранению аварийной ситуации.
1.11. Курить разрешается только в специально отведенном и оборудованном для этого месте, принимать пищу разрешается в комнате отдыха и приема пищи. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.12. Запрещается употреблять в рабочее время алкогольные напитки, токсические и наркотические вещества, а также находиться на рабочем месте или территории предприятия в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
1.13. Рабочий обязан немедленно извещать непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
1.14. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, рабочий несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Осмотреть, привести в порядок и надеть спецодежду. Застегнуть и заправить одежду так, чтобы она не имела свободно свисающих концов. Спецодежда должна быть соответствующих размеров и не стеснять движений. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. Проверить комплектность и исправность средств индивидуальной защиты.
2.3. При нахождении на железнодорожных путях все работники, включая руководящий состав, должны быть одеты в жилеты сигнальные со световозвращающими полосами.
2.4. Получить задание на работу и при необходимости инструктаж, связанный с особенностями работы.
2.5. В случае обнаружения нарушений требований безопасности или неисправности оборудования, устранение которых не входит в обязанности рабочего или которые не могут быть устранены его силами, сообщить о них непосредственному руководителю и поступать согласно его указаниям.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При проходе вдоль путей на перегоне одному или группой следует идти в стороне от пути или по обочине; на станции идти по установленному для данной станции маршруту прохода или по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами.
3.2. Если рабочий оказался между движущимися по соседним путям поездами, то ему, по возможности, нужно сесть или лечь на землю вдоль пути. При переходе через пути следует сначала посмотреть в обе стороны и убедиться в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотивы) вагоны, автодрезины и т.п. Переходить пути следует под прямым углом; при этом нельзя становиться на головку рельса, между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода.
3.3. При следовании группой необходимо идти по одному, друг за другом или по два человека в ряд под наблюдением производителя работ, не допуская отставания и движения толпой.
3.4. При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов или обойти состав. Запрещается подлезать под вагонами или автосцепками и протаскивать под ними инструмент, монтажные приспособления и материалы. Прежде чем сойти с площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов; при сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаясь лицом к вагону.
3.5. Запрещается переходить через пути перед приближающимися локомотивами, вагонами, автодрезинами и другим подвижным составом.
3.6. При обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива и проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м. При этом следует убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.
3.7. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, дроссель-трансформатор, а также любые другие устройства, расположенные как в пределах, так и вблизи габарита подвижного состава.
3.8. Если нет возможности пройти в стороне от пути или по обочине, то допускается проход по пути с соблюдением следующих требований:
— на двух путных участках необходимо идти навстречу движению поездов, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению;
— на многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров;
— при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем); в конце группу должен ограждать производитель работ в указанном выше порядке.
3.9. Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленной скорости движения до 120 км/ч, 4 м — от 121 до 140 км/ч и 5 м – свыше 141 км/ч.
— если по пути идут в рабочем положении путеукладчик, электробалластер, уборочная машина, рельсошлифовальный поезд или другие путевые машины тяжелого типа, то отходить от крайнего рельса следует на расстояние не менее 5 м;
— если идет путевой струг, то отходить нужно на расстояние не менее 10 м, а если однопутный снегоочиститель, то не менее чем на 25 м.
3.10. При плохой видимости, в крутых кривых, глубоких выемках, во время тумана или метели, а также в случаях, когда нет возможности двигаться по обочине пути, обходы с осмотром контактной сети, ВЛ необходимо осуществлять в 2 лица. При этом один из работников должен идти с развернутым красным флагом и следить за приближающимися поездами.
3.11. Осмотр ВЛ и связанного с ней оборудования при наличии однофазного замыкания на землю, а также отыскание места замыкания путем поочередного отключения разъединителей необходимо производить в два лица.
3.12. Запрещается при нахождении на железнодорожных путях с целью осмотра устройств или выполнения работы прослушивание аудио (видео) записей.
3.13. Перед началом прохода по железнодорожному мосту или тоннелю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.
3.14. По мостам и тоннелям длиной менее 50 м разрешается проходить только тогда, когда не видно приближающегося поезда.
3.15. На мостах и тоннелях длиной более 50 м при приближении поезда необходимо укрываться на специальных площадках или в нишах-укрытиях.
3.16. При подъеме на автомотрису, в вагон необходимо убедиться в исправности подножек и поручней и подниматься, держась обеими руками за поручни. Сходить с автомотрисы, вагона можно только после полной остановки, держась обеими руками за поручни и находясь лицом к автомотрисе, предварительно внимательно осмотрев место остановки. Запрещается сходить с автомотрисы, вагона со стороны проходящего поезда.
3.17. Во время работы быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
3.18. Не принимать пищу на рабочем месте.
3.19. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.20. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться к врачу.
4 . ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При замеченных неисправностях применяемого оборудования, транспортного средства и инструмента или возникновении аварийной ситуации при выполнении работ:
— прекратить работу;
— предупредить работающих об опасности;
— поставить немедленно в известность начальника участка.
4.2. При обрыве провода или кабеля запрещается приближаться к опасному месту на расстояние ближе 8 м. При этом необходимо принять меры, исключающие попадание других работников в опасную зону, и сообщить о случившемся диспетчеру или другому должностному лицу.
4.3. Уходить из зоны растекания тока следует короткими шажками, не отрывая одной ноги от другой.
4.4. При возникновении пожара, пилу необходимо вынести из зоны пожара, а при возгорании накрыть кошмой или брезентом до полного затухания. Приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.5. Доложить руководителю работ, при необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101 или 112.
4.6. При несчастном случае:
— принять меры по извлечению пострадавшего из опасной зоны, убедившись в собственной безопасности;
— оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;
— сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не нарушает технологического процесса, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео.
4.7. В случае получения травмы работник должен прекратить работу, по возможности оказать себе первую помощь и поставить в известность непосредственного руководителя или попросить сделать это окружающих.
4.8. В случае ухудшения самочувствия, появления рези в глазах, резком ухудшении видимости – невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о произошедшем непосредственному руководителю и обратиться в медицинское учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Сообщить непосредственному руководителю о выполненной работе, об имеющихся неполадках в работе оборудования, инструмента.
5.2. Снять спецодежду, осмотреть, при необходимости сдать в стирку и/или ремонт.
5.3. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.
Источник: xn——7cdbxfuat6afkbmmhefunjo4bs9u.xn--p1ai
Правила Правила по охране труда при сооружении земляного полотна железных дорог
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ СООРУЖЕНИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
МОСКВА 1992
Утверждены зам. министра транспортного строительства СССР Лейтландом В.Г. 26.12.1990 г., согласованы ЦК независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей 17.12.1990 г., Управлением горного надзора и военизированных горноспасательных частей Минтрансстроя СССР 17.12.1990 г., Главным координационно-технологическим управлением Востокжелдорстроя 12.12.1990 г. Главным координационно-технологическим управлением Запжелдорстроя 12.12.1990 г.
Изложены требования техники безопасности, производственной санитарии к технологическим процессам сооружения земляного полотна железных дорог, а также требования к территории, складам, зданиям и сооружениям, транспортным и погрузочно-разгрузочным работам.
Для работников транспортного строительства.
Подготовлены лабораторией охраны труда ЦНИИСа (А.А. Самолдин).
1. Основные положения
2. Требования безопасности к технологическим процессам
Основные земляные работы
Сооружение земляного полотна второго пути
Планировка и уплотнение земляного полотна
1.Перечень нормативных документов
2. Нормы искусственного освещения при сооружении земляного полотна железных и автомобильных дорог
3. Набор медикаментов аптечки первой помощи
Министерство транспортного строительства СССР (Минтрансстрой СССР)
Правила по охране труда при сооружении земляного полотна на железных дорогах
ОСТ 35-10-80 «ССБТ. Сооружение земляного полотна, железных и автомобильных дорог. Требования безопасности», утвержден приказом Минтрансстроя СССР от 11 июня 1980 г. № 190
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила по охране труда при сооружении земляного полотна железных дорог, именуемые в дальнейшем Правила, обязательны для руководящих работников и специалистов, занятых проектированием земляного полотна и производством работ в транспортном строительстве.
1.2. Помимо настоящих Правил при организации и производстве работ необходимо соблюдать требования СНиП III-4-80*, стандартов ССБТ и других нормативно-технических документов по охране труда, действующих в Министерстве транспортного строительства СССР.
Перечень нормативных документов, на которые имеются ссылки по тексту Правил, приведен в справочном приложении 1.
Внесены Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом транспортного строительства — Минтрансстроя СССР (ЦНИИС)
Утверждены Министерством транспортного строительства СССР, согласованы Президиумом ЦК независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей
Срок введения в действие
1.3. Общее руководство работой всех подразделений по обеспечению безопасности труда возлагается на руководителя строительной организации и осуществляется в соответствии с «Примерным положением о функциональных обязанностях руководителей, специалистов, бригадиров и рабочих по технике безопасности в строительных организациях» СНиП III-4-80*, рекомендациями ВЦСПС и Госстандарта СССР «Управление охраной труда. Основные положения», «Отраслевым положением об организации работы по охране труда в транспортном строительстве» и «Положением о системе управления охраной труда в подразделениях Министерства транспортного строительства», утвержденными Минтрансстроем СССР. Непосредственное руководство возлагается на главного инженера.
1.4. Руководитель строительной организации обязан обеспечить соблюдение всеми работающими правил внутреннего трудового распорядка, относящихся к охране труда, в соответствии с «Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций», утвержденными Госкомтрудом СССР-Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на территорию предприятия, в производственные санитарно-бытовые помещения и на рабочие места запрещается.
1.5. В строительных организациях по сооружению земляного полотна железных дорог должна быть разработана и внедрена система управления охраной труда (СУОТ).
Порядок внедрения стандартов безопасности труда в организациях Министерства транспортного строительства СССР устанавливается в соответствии с ГОСТ 1.20-85* и «Рекомендациями по внедрению стандартов ССБТ на предприятиях и в организациях Министерства транспортного строительства СССР», утвержденными Минтрансстроем СССР.
1.6. Для организации работ по охране труда в строительной организации, а также контроля за выполнением мероприятий по охране труда должны быть назначены лица из числа руководителей и специалистов, подчиненные главному инженеру.
1.7. При введении новых технологических процессов, применении новых материалов, внедрении новых видов оборудования, машин и механизмов, приспособлении и инструментов, по которым требования безопасного выполнения работ не предусмотрены настоящими Правилами, администрация строительной организации должна принимать меры, обеспечивающие безопасность труда работающих.
Безопасность труда работающих должна быть обеспечена разработкой требований для включения в стандарты предприятия по безопасности труда, инструкции по охране труда и другие нормативно-технические документы.
Разработка инструкций по охране труда должна осуществляться в соответствии с «Положением о разработке инструкций по охране труда», утвержденным Госкомтрудом СССР и ВЦСПС по согласованию с Госгортехнадзором СССР.
1.8. Надзор и контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляют функциональные службы, работники службы охраны труда предприятий, руководители вышестоящих хозяйственных организаций, органы государственного надзора, техническая инспекция труда, профсоюзный комитет и общественные инспектора по охране труда.
1.9. Контроль в организации за состоянием условий труда в производственных помещениях на участках и рабочих местах, уровнем безопасности должен осуществляться в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда в транспортном строительстве», утвержденными Минтрансстроем СССР.
1.10. Обучение и проверку знаний, инструктажи по охране труда работающих следует проводить в соответствии с требованиями СНиП III-4-80*, ГОСТ 12.0.004-90 и Временного положения «Организация обучения работников транспортного строительства охране труда», утвержденного Минтрансстроем СССР.
1.11. Персонал, обслуживающий машины, оборудование, объекты и установки, подконтрольные Котлонадзору МПС, Главгосэнергонадзору Минэнерго СССР, обучается и допускается к работе в соответствии с Правилами этих органов.
1.12. Примерный перечень профессий и виды строительно-монтажных работ, относительно которых предъявляются дополнительные требования по технике безопасности, устанавливаются согласно СНиП III-4-80* и «Списку профессий и должностей, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по технике безопасности», утвержденному Минтрансстроем СССР.
1.13. Порядок допуска к работе лиц в возрасте до 18 лет обуславливается действующим «Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет», утвержденным Минтрансстроем СССР.
1.14. К выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональные навыки, прошедшие обучение безопасным методам и приемам этих работ и получившие соответствующие удостоверения. До прохождения обучения такие лица к самостоятельной работе не допускаются.
1.15. Перед началом работ в местах, где имеется или может возникнуть производственная опасность, ответственному исполнителю необходимо выдавать под расписку письменный наряд-допуск на производство работ с повышенной опасностью.
Выдача нарядов-допусков на производство работ должна осуществляться в соответствии с Положением о нарядной системе, утвержденной вышестоящей организацией.
Наряд-допуск должен быть выдан руководителем или специалистом, уполномоченным на это приказом руководителя предприятия за срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае изменения условий производства работ наряд-допуск аннулируется и возобновление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска.
1.16. Эксплуатация электроустановок в организациях должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.013-78, «Правил устройства электроустановок» ( ПУЭ), « Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и « Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» ( ПТЭ и ПТБ), утвержденных Главгосэнергонад-зором Минэнерго СССР и СНиП III-4-80*.
1.17. При проектировании, устройстве, эксплуатации и ремонте осветительных установок рабочего, аварийного, эвакуационного и охранного освещения в производственных помещениях, а также на открытых строительных площадках необходимо соблюдать требования к источникам света, осветительным приборам, качеству освещения, контролю состояния освещения и нормы освещенности в соответствии со СНиП II -4-79 и ГОСТ 12.1.046-85.
1.18. Работающие, занятые эксплуатацией электроустановок, должны иметь группы по электробезопасности согласно выполняемой работе и занимаемой должности в соответствии с ПУЭ, ПТЭ и ПТБ, утвержденных Главгосэнергонадзором Минэнерго СССР.
1.19. Проектирование и устройство искусственного освещения при сооружении земляного полотна в темное время суток следует производить в соответствии с нормами настоящих Правил (обязательное приложение 2).
1.20. Работы в темное время суток и при туманах производят при условии обеспечения освещенности в соответствии с нормами. Прожекторы, освещающие рабочие места, должны исключать ослепляющее действие светового потока на работающих.
1.21. В период полярной ночи следует освещать объекты и запрещать работу отдельных звеньев и небольших отрядов в отрыве от основных производственных подразделений.
1.22. Автомашины, предназначенные для перевозки работающих, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями СНиП III-4-80*. Перевозка людей грузовым автомобилем должна производиться с соблюдением «Правил дорожного движения», утвержденных МВД СССР.
1.23. Перевозка людей, как правило, должна осуществляться на автомобильных транспортных средствах, специально предназначенных для этой цели. В путевом листе делается отметка «Водитель проинструктирован о правилах перевозки людей».
1.24. При перевозке людей на бортовых автомобилях последние должны иметь тент, защищающий пассажиров от ветра и атмосферных осадков, лестницу для посадки и высадки людей, освещение внутри кузова, сигнальное устройство к водителю.
1.25. Транспортные средства в период полярной ночи должны двигаться преимущественно колоннами. В их состав следует включить ремонтные средства и автомобили с утепленными кузовами.
1.26. Эксплуатация автомобильных транспортных средств и перевозка на них людей должны осуществляться в соответствии с «Правилами дорожного движения», утвержденными МВД СССР, «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденными Минавтотрансом РСФСР, «Инструкцией по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с транспортными средствами Министерства транспортного строительства», утвержденной Минтрансстроем СССР.
1.27. Регулирование дорожного движения должно производиться дорожными знаками согласно ГОСТ 10807-78* и ГОСТ 23457-86, хорошо видимыми в светлое и темное время суток. Схемы движения транспортных средств и пешеходов, разработанные администрацией организации, должны быть вывешены перед входом и въездом на строительную площадку организации, а также на видных местах на участках работ.
1.28. При производстве погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ должны выполняться требования СНиП III-4-80*, ГОСТ 12.3.009-76*, ГОСТ 12.3.020-80*, «Правил по технике безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте», утвержденных МПС, и настоящих Правил.
При перевозке строительных грузов, кроме требований СНиП III-4-80*, в зависимости от видов транспортных средств, следует соблюдать также «Правила дорожного движения», утвержденные МВД СССР; «Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР», утвержденные МПС; «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденные Минавтотрансом РСФСР.
1.29. Эксплуатация строительных машин (механизмов, средств механизации), включая техническое обслуживание, должна осуществляться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей. Эксплуатация грузоподъемных машин, кроме того, должна производиться с учетом требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных МПС и Минтрансстроем СССР.
Водитель транспортного средства, который работает с грузоподъемными механизмами, должен быть обучен по программе стропальщика, аттестован квалификационной комиссией и иметь удостоверение на право выполнения этих работ.
1.30. Пожарная безопасность на территории организации, в бытовых помещениях, «а участках работ и рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями. ГОСТ 12.1.004-85 и «Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах, народного хозяйства», утвержденных ГУПО МВД СССР.
1.31. Пожарная техника, предназначенная для защиты от пожаров сооружений, общие требования к ее размещению и содержанию должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.009-83* и «Нормам оснащения противопожарным: оборудованием и пожарным инвентарем предприятий, зданий, сооружений, подвижного состава отделений временной эксплуатации и других объектов Минтрансстроя», утвержденным Минтрансстроем СССР.
Для указания местонахождения пожарной техники должны применяться знаки безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-76*. Знаки должны размещаться на видном месте на высоте 2-2,5 м.
1.32. На предприятиях должно быть организовано санитарно-бытовое обслуживание работающих и обеспечены мероприятия по производственной санитарии.
Санитарно-бытовое обслуживание предусматривает обеспечение всех работающих санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с действующими нормами и номенклатурой инвентарных зданий, сооружений и установок и их комплексов, утвержденной Госстроем СССР, и гигиеническими требованиями по устройству и оборудованию санитарно-бытовых помещений, утвержденных Минздравом СССР.
1.33. Все здания санитарно-бытового назначения должны вводиться в эксплуатацию до начала производства основных работ.
Бытовые здания и помещения должны соответствовать требованиям СНиП 2.09.04-87.
1.34. Расстояние от рабочих мест, расположенных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, до бытовых помещений не должно превышать 500 м, а в северной строительно-климатической зоне 300 м.
При доставке работающих от бытовых помещений к рабочим местам и обратно транспортными средствами указанные расстояния ее нормируются.
1.35. В производственных и вспомогательных зданиях должны быть теплые уборные, умывальные, душевые, помещения личной гигиены женщин, гардеробные, помещения сушки и обеспыливания спецодежды, помещения для обогревания рабочих, комнаты приема пищи и отдыха, здравпункты, кладовые для хранения чистой и грязной спецодежды, средств индивидуальной защиты и др.
1.36. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов работающие на сооружении земляного полотна должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011-89, выдаваемыми в соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ)».
СИЗ должны быть выданы требуемых размеров в зависимости от профессий, характера выполняемой работы и технологических процессов.
Лица без соответствующих СИЗ к работе не допускаются.
1.38. Рабочие, занятые на сооружении земляного полотна в районах распространения гнуса, в летнее время года должны быть снабжены защитными средствами против укусов комаров, мошки и других насекомых. Помимо этого руководство строительной организации обеспечивает проведение других мероприятий по борьбе с гнусом (применение аэрозолей с помощью авиации и т.д.).
1.39. Рабочие, занятые на сооружении земляного полотна, должны быть одеты в оранжевые сигнальные жилеты.
1.40. Температура наружного воздуха и сила ветра в климатическом районе, при которых следует приостанавливать производство работ на открытом воздухе, определяются в установленном порядке исполкомами Советов народных депутатов по месту расположения строительных площадок.
1.41. Для укрытия от непогоды следует устраивать навесы, палатки, устанавливать вагончики на расстоянии не более 75 м от места работы.
1.42. При приближении грозы работы на открытой местности по сооружению земляного полотна железных дорог должны быть прекращены, а работающие укрыты в помещении. Если люди застигнуты грозой вдали от помещений, то ни в коем случае нельзя прятаться под деревьями около их стволов, а также не следует подходить к молниеотводам или к (высоким столбам и мачтам на расстояние менее 10 м.
Не следует бежать на открытой местности во время грозовых разрядов. В случае, если человек пострадал от молнии, необходимо вызвать медицинского работника и до его прихода пострадавшему оказать первую помощь.
1.43. В районах с жарким климатом при выполнении тяжелой физической работы на открытом воздухе в жаркие дни, в целях обеспечения нормальных условий труда, а также предупреждения и устранения болезненных явлений, связанных с перегревом организма, необходимо проводить следующие мероприятия:
— работу начинать в ранние утренние часы, а в наиболее жаркие часы дня делать перерыв;
— в местах, где работа на открытом воздухе производится периодически, а фронт работ все время передвигается, для укрытия рабочих во время отдыха в жаркое время дня должны устраиваться переносные тенты из плотной ткани (белая парусина) или навесы;
— пользоваться спецодеждой специальных образцов для южных районов.
1.44. С целью предупреждения ожогов и для защиты от солнечных лучей должны использоваться рекомендованные Минздравом СССР защитные мази и пасты.
1.45. В районах с холодным климатом необходимо использовать рекомендации по обеспечению в этих условиях санитарно-гигиенических требований.
Для предупреждения обморожения лицо следует смазывать (свиным, гусиным) жиром. Во избежание обморожения кистей рук металлические инструменты следует брать только в рукавицах.
1.46. Медицинское обслуживание работающих включает предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работающих в соответствии с приказом Минздрава СССР № 555.
1.47. Установление работающим льготных режимов труда и отдыха производится в соответствии с нормативными документами Госкомтруда СССР, ВКП СССР, рекомендациями Минздрава СССР и «Положением об организации режимов труда работников виброопасных профессий предприятий и строек Министерства транспортного строительства СССР», утвержденного Минтрансстроем СССР.
1.48. Медицинское обслуживание должно проводиться фельдшерским или врачебным здравпунктом, медико-санитарной частью или территориальной поликлиникой.
Состав и площади помещений принимаются в соответствии со СНиП 2.09.04-87.
1.49. Работа медико-санитарной части, врачебного или фельдшерского здравпункта организуется и проводится в соответствии с положениями, утвержденными Минздравом СССР и МПС СССР.
1.50. Для профилактики заболеваний и отдыха работающих в организациях должны быть организованы реабилитационные центры, комнаты психологической разгрузки и другие санитарно-оздоровительные мероприятия (сауна, гимнастика, водные процедуры, режимы труда и отдыха).
1.51. Администрация строительной организации предоставляет помещения для организации здравпунктов и обеспечивает их оборудованием и инвентарем за счет организации в соответствии с табелями, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.
1.52. Работа здравпункта должна строиться по плану, утвержденному руководителем лечебно-профилактического учреждения, в состав которого он входит, и согласованному с администрацией строительной организации и профсоюзным комитетом.
1.53. На всех участках строительства земляного полотна должны быть аптечки с медикаментами для оказания первой
11доврачебной помощи пострадавшим. Набор медикаментов для аптечки приведен в рекомендуемом приложении 3.
1.55. При обучении следует руководствоваться указаниями Минздрава СССР «Первая помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях». Па видном месте вывешивается таблица с адресом и номером телефона ближайшего медицинского лечебного учреждения.
1.56. При несчастных случаях руководитель работ (прораб, мастер, механик) должен организовать немедленное оказание пострадавшему первой помощи, а затем вызвать медицинского работника или направить к нему пострадавшего.
1.57. Расследование и учет несчастных случаев осуществляется в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным Президиумом ВЦСПС и Госпроматомнадзором СССР, с учетом постановления ЦК независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
Общие требования
2.1. Строительно-дорожные машины и механизмы, применяемые на сооружении земляного полотна железных дорог, должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003-74*. ГОСТ 12.2.011-75*, «Санитарно-гигиеническим требованиям к производственному оборудованию», утвержденным Минздравом СССР, а также «Единым требованиям безопасности к конструкциям машин и оборудования, проектируемых и изготавливаемых в транспортном строительстве», утвержденным Минтрансстроем СССР.
2.2. Эксплуатация строительно-дорожных машин должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.033-84 и инструкций заводов-изготовителей.
2.3. Применяемые землеройные и транспортные машины должны быть обеспечены заводской инструкцией по устройству и эксплуатации, содержащей требования техники безопасности, производственной санитарии, а также указания о системе сигналов, данные о предельных нагрузках и скоростях работы машины и возможных совмещениях операций.
2.4. Каждая машина, применяемая на сооружении земляного полотна, закрепляется за обслуживающей ее бригадой приказом по строительной организации. Замена машинистов и их помощников на машине без приказа не допускается.
2.5. Проезды (полосы для въезда и выезда) на территории мехколонны в местах хранения машин должны быть шириной не менее 6 м. Схема расстановки машин при длительном хранении должна предусматривать расстояние между машинами в одном ряду не менее 0,5 м.
2.6. Очистку, мойку машин и нанесение защитных покрытий следует выполнять с обязательным применением средств индивидуальной защиты.
2.7. Транспортирование машин в особых и экстремальных условиях (в снегопад, при низких температурах, транспортировании неработоспособных машин) должно осуществляться в соответствии с технологическими картами, обеспечивающими безопасные условия труда.
2.8. Разрешение на проезд переездов экскаваторами и другими тихоходными машинами и механизмами необходимо получить у начальника дистанции пути не менее чем за сутки.
2.9. Устройство временных железнодорожных переездов должно согласовываться с начальником отделения дороги (НОД), а открытие движения через переезды строительно-дорожных машин разрешается приказом начальника дороги. Переезды должны быть оборудованы в соответствии с действующей «Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов», утвержденной Министерством путей сообщения СССР.
2.10. Перегон машин допускается только при их полной исправности после осмотра механиком и установки рабочих органов в транспортное положение с надежным их закреплением.
2.11. Перед перемещением машин и оборудования через мосты ответственному лицу необходимо убедиться в том, что их грузоподъемность и техническое состояние обеспечивают безопасный переезд, а габариты мостов соответствуют габаритам данного типа машин или оборудования.
2.12. Технологические процессы сооружения земляного полотна железных дорог должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75*.
2.13. При рыхлении скальных пород и мерзлых грунтов буровзрывным способом необходимо, кроме ППР и требований настоящих Правил, соблюдать требования «Единых правил безопасности при взрывных работах», утвержденных Госгортехнадзором СССР.
2.14. В северных районах для разжигания костров, курения и работ с открытым огнем должны быть отведены специальные места, огороженные от ягельниковой и ерниковой тундры валом из минерального грунта.
2.15. Безопасность работ при сооружении земляного полотна способом гидромеханизации должна обеспечиваться в соответствии с «Правилами по охране труда при производстве строительно-монтажных работ по постройке портовых гидротехнических сооружений».
2.16. Земляные работы должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80*, ГОСТ 12.3.033-84, «Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 В» и «Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В», утвержденных Советом Министров СССР.
2.17. Работа строительно-дорожных машин в охранной зоне линий электропередач и подземных коммуникаций разрешается при условии выдачи машинисту наряда-допуска на производство работ.
До начала работ должны быть установлены знаки, указывающие место расположения подземных коммуникаций.
2.18. Корпуса строительных машин и механизмов с электроприводом, корпуса электродвигателей, понижающих трансформаторов, пусковых аппаратов, кожухов рубильников и других устройств должны быть заземлены в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» ( ПУЭ), «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» ( ПТЭ и ПТБ), утвержденных Главгосэнергонадзором, Минэнерго СССР, ГОСТ 12.1.013-78 и ГОСТ 12.1.019-79*.
2.19. Работа на машинах и механизмах в холодное время года допускается после удаления с рабочих органов и ходовых частей льда и намерзшего грунта.
2.20. Движение по железнодорожным переездам экскаваторов и других тихоходных дорожных машин и механизмов, скорость которых менее 5 км/ч, разрешается только начальником дистанции пути и производится в присутствии дорожного мастера или бригадира пути, а на электрифицированных участках при высоте перевозимого груза более 4,5 м в присутствии представителя районной контактной сети дистанции электроснабжения.
2.21. При сооружении земляного полотна на работающих могут оказывать воздействие следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
— вредные вещества от работы машин;
— движущиеся строительно-дорожные машины и механизмы;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— электрооборудование и электросети;
— подземные коммуникации (электрокабели, газопроводы и др.);
— взрывная волна, разлетающиеся куски породы при взрывных работах;
— оползни, обвалы и сдвиги грунтов;
— патогенные заражения почвы;
— шум, вибрация машин и оборудования;
— повышенная или пониженная ионизация воздуха;
— повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
— повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации.
2.22. Периодичность контрольных замеров опасных и вредных производственных факторов устанавливает администрация в соответствии с требованиями правил и норм охраны труда, утвержденных в установленном порядке, но не реже одного раза в год.
2.23. Контроль за состоянием атмосферных условий при производстве работ возлагается на службы, устанавливаемые администрацией организации.
2.24. Контроль за машинами и механизмами, создающими шум, должен производиться по ГОСТ 12.1.003-83*, а создающими вибрацию, — по ГОСТ 12.1.012-90 и ГОСТ 18778-80*.
Состояние воздушной среды должно оцениваться по ГОСТ 12.1.005-88.
Подготовительные работы
2.25. До начала работ по сооружению земляного полотна должны быть построены подъездные пути, обеспечивающие, свободный доступ транспортных средств к местам работ: насыпям, выемкам и карьерам.
2.26. Полоса отвода земли под строительство земляного полотна до начала производства работ должна быть очищена от деревьев, пней, кустарника и других препятствий, способных послужить причиной повреждения строительно-дорожных машин, а также создания условий, угрожающих, жизни и здоровью работающих.
2.27. Сносить и переносить строения, перестраивать подземные сооружения и коммуникации, находящиеся в пределах зоны строительства, можно только с письменного разрешения организации, ответственной за их эксплуатацию. К разрешению должны быть приложены сведения о назначении, конструкции и состоянии этих строений и сооружений.
2.28. Валка, трелевка и раскряжевка деревьев должны проводиться в соответствии с «Правилами по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве», утвержденными Минлесбумпромом СССР и Гослесхозом СССР, и ГОСТ 12.3.015-78*.
2.29. Перед механизированным корчеванием пней необходимо проверить исправность корчевальных машин, наличие: на них защитных ограждений и предохранительных приспособлений.
2.30. Во время работы тракторных корчевальных машин и лебедок, установленных на тракторе, крепление канатов на якорном и на корчуемых пнях должно быть надежным, исключающим возможность их случайного соскальзывания при натяжении. Для этого на пнях необходимо делать зарубки глубиной не менее 8 см, препятствующие срыву канатов.
2.31. Применяемые канаты должны быть исправны, а диаметры их — не менее указанных в табл. 1.
2.32. При корчевании пней все работающие должны быть удалены от пня и машины на расстояние не менее длины каната.
Таблица 1
Диаметр стального каната, мм
2.33. Осмотр корчевальной машины, ее регулировку, подтягивание болтов и профилактический ремонт следует выполнять до начала работ и после окончания смены. При необходимости осмотра во время смены корчевальная машина должна быть остановлена и освобождена от нагрузки.
2.34. Весь фронт работ кустореза, во избежание несчастных случаев, должен быть предварительно очищен от камней, пней, а также деревьев, диаметр которых на линии среза превышает 20 см. Пни диаметром более 20 см должны быть выкорчеваны.
2.35. В процессе работы кустореза необходимо следить за исправностью ограждения, предохраняющего машиниста от ударов срезываемыми деревьями и кустарниками. Во время работы машины с обеих сторон устанавливаются красные флажки.
2.36. Поднимать и опускать нож кустореза разрешается только после остановки трактора.
2.37. Работа кустореза запрещается в следующих случаях:
а) на пересеченной местности (овраги, ложбины), после ливневых дождей до просыхания грунта;
б) при наличии искривленных или наклонных деревьев навстречу движению машины;
в) при видимости менее 50 м.
2.38. Одновременная работа двух кусторезов на одном участке разрешается отдельными полосами или отводом каждому самостоятельного участка. Расстояние между участками или машинами должно быть не менее 40 м.
2.39. Если кусты и деревья, попавшие в гусеницы трактора и другие части кустореза, не отбрасываются при движении трактора, машинист обязан немедленно остановить машину и удалить их. Рабочим запрещается находиться позади работающей машины.
2.40. Рабочие, оттаскивающие срезанные деревья и кустарники, должны находиться на расстоянии не менее 25 м от места работы кустореза.
2.41. Работа грейдер-элеваторов, скреперов, автогрейдеров и грейдеров на участках, где имеются деревья, пни, кусты и крупные камни, до уборки этих препятствий не разрешается.
2.42. Для перегона кустореза на новое место необходимо:
а) поднять носовую часть кустореза не менее чем на 30 см от поверхности грунта;
б) проверить надежность крепления кустореза к трактору.
2.43. Заправка бензомоторных пил или сучкорезок этилированным бензином запрещается.
2.44. При применении взрывного способа корчевания пней, а также при разделке крупных валунов следует руководствоваться «Едиными правилами безопасности при взрывных работах», утвержденными Госгортехнадзором СССР.
2.45. При перевозках автосамосвалами или другим транспортом для каждого участка дороги, исходя из местных условий в соответствии с «Правилами дорожного движения», утвержденными МВД СССР, должны быть установлены скорости движения машин. На путях движения транспорта должны быть вывешены дорожные знаки по ГОСТ 10807-78*, хорошо видимые водителями в светлое и темное время суток, указывающие допустимые скорости, повороты, подъемы, спуски, места стоянок.
Превышение установленных скоростей запрещается. Водители машин должны быть об этом проинструктированы.
2.46. Ледовые переправы через водоемы следует сооружать согласно ППР только для одностороннего движения. Для встречного движения должны устраиваться смежные (вторые) переправы, при этом расстояние между обочинами дорог должно быть не менее 100 м.
2.47. Движение транспорта по льду рек и водоемов допускается только после проверки фактической толщины льда и устройства специальных съездов.
2.48. Дороги на льду рек и водоемов должны быть подготовлены, обозначены вехами, иметь указатели и дорожные знаки. За состоянием льда дороги, по которой открыто движение транспорта и строительных машин, должно быть установлено руководителем работ систематическое наблюдение и периодическая очистка проезжей части дороги от снега. Даты открытия и прекращения движения по ледовой дороге устанавливаются по приказу организации, в ведении которой находится дорога, и объявляются приказом по строительной организации.
2.49. Передвижение экскаватора на строительной площадке во время гололедицы допускается в том случае, если его гусеницы оборудованы специальными шипами.
2.50. Передвижение экскаватора через мелкие реки вброд производится с разрешения ответственного руководителя работ после обследования пути движения.
2.51. Для определения грузоподъемности ледяного покрова следует использовать данные табл. 2, составленные для зимнего льда. Прочность льда весной уменьшается вдвое.
При появлении на льду воды под действием прилива или нагона льда расчетная нагрузка на лед должна быть снижена на 50-80%.
При расчете принимается только толщина прочных слоев льда, слой снежного и пористого, пропитанного водой, льда из общей толщины исключается.
Таблица 2
Безопасная толщина речного ледяного покрова при температуре воздуха от -1° С до -20° С. см
Источник: znaytovar.ru
Техника безопасности и контроль качества при строительно-путевых работах
При строительно-путевых работах на сравнительно коротком участке сосредотачивается большое число машин и людей. Машины, рабочие органы машин, люди все время находятся в движении на ограниченном фронте работ. Работающие машины и механизмы создают шум и вибрацию. Формируется ситуация повышенной опасности, требующая строгого соблюдения правил техники безопасности. При этом руководитель работ несет полную ответственность как за безопасность труда работающих, так и за безопасность движения машин и поездов.
При выполнении строительно-путевых работ необходимо соблюдать требования: СНиП Ш-4—80 «Техника безопасности в строительстве»; Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, ЦП/4402; Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, ЦД-206; Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, ЦРБ-162; Правила техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве, ЦП-3376.
Все машинисты должны иметь при себе удостоверения на право управления соответствующими машинами, строго выполнять требования инструкций по эксплуатации этих машин.
Запрещается приступать к работе до ограждения места работ соответствующими сигналами, которые могут быть сняты только после окончания работ, проверки состояния пути и соблюдении габарита.
Доставлять рабочих к месту работ разрешается только в приспособленном для этих целей подвижном составе. Нельзя перевозить людей вместе с конструкциями и материалами верхнего строения пути.
Все операции с машинами и механизмами должны выполняться только по команде руководителя работ. При каждом трогании машины с места машинист обязан подавать звуковой сигнал.
При работе с путеукладочным краном запрещается находиться на поднимаемом или опускаемом звене, под ним или сбоку на расстоянии менее 1 м, между пакетами звеньев во время транспортирования или перетяжки, стоять на расстоянии менее 10 м от каната лебедки при перетягивании ею пакета звеньев. Крайняя платформа, на которую перетягивается пакет звеньев, должна иметь ограждение из шпал, исключающее сход пакета с платформы. Во время перетяжки нельзя снимать межпакетные соединения. При следовании путеукладчика к месту работ и обратно запрещается машинистам крана и моторной платформы находиться на боковых сиденьях. Операция по сболчиванию стыков допускается не ближе 25 м от последней платформы головной части укладочного поезда.
Выгрузка балласта из подвижного состава допускается в светлое время суток или при соответствующем освещении. Во время выгрузки люди не должны находиться на тормозных площадках, подножках вагонов, подлезать под вагоны, подготовленные к разгрузке, находиться внутри них при выгрузке балласта и пролезать внутрь вагонов через откидные люки. После выгрузки балласта из думпкаров, полувагонов и платформ необходимо очистить габарит подвижного состава и закрыть люки.
Перед началом дозировки и подъемки пути балластерами из зоны работы должны быть удалены все мешающие предметы, а препятствия — ограждены соответствующими сигнальными знаками. Людям находиться ближе 5 м от рельса запрещается.
При подъемке путевой решетки машинами точечного действия обслуживающему персоналу запрещается находиться на рабочих органах машины и на поднимаемом звене. При следовании путевых машин в нерабочем состоянии все узлы рабочих органов должны находиться в транспортном положении и быть надежно закреплены. Давление в гидросистеме должно соответствовать допустимому.
При неисправном манометре работать запрещается. Во время стоянки и при запуске двигателя машина должна быть поставлена на тормоза. Перед запуском двигателя и опробованием тормозов необходимо убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне машины. Нельзя производить осмотр и ремонт машины при работающем двигателе.
Нельзя перевозить и хранить на машине легковоспламеняющиеся вещества и пользоваться открытым огнем. Нельзя останавливать машину на мостах и в других местах, препятствующих тушению пожара.
Аналогичные требования следует соблюдать при работе уплотнительных, рихтовочных и выправочных машин.
Контроль качества работ при сооружении верхнего строения пути осуществляется при выполнении каждой операции непосредственно исполнителями и руководителями работ в соответствии с разработанными институтом ВПТИТРАНСТРОЙ картами пооперационного контроля, в которых указывается, что, как, чем, когда и кем должно контролироваться, а также размеры допускаемых отклонений от установленных норм. Важным условием получения высокого качества верхнего строения пути является строгое соблюдение технологии производства работ.
Источник: studref.com
Система стандартов безопасности труда. Сооружение земляного полотна железных и автомобильных дорог. Требования безопасности
Стандарт распространяется на проектирование и производство строительных работ по сооружению земляного полотна железных и автомобильных дорог и устанавливает общие требования безопасности труда для всех стадий производства работ строительными организациями.
ОТРАСЛЕВЫЙ СТАНДАРТ
СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Министерство транспортного строительства
Москва 1980
Утвержден и введен в действиеприказом Министерства транспортного строительства СССР от 11 июня 1980 г. № 190
Заместитель директора Н.Б. Соколов
Зав. лабораторией стандартизациии
метрологии к.т.н. М.И. Милейковский
Зав. лабораторией сооружения
земляного полотна к.т.н. В.П. Чернавский
Зав. сектором охраны труда В.В.Казаров
Ст. инженеры А.В.Цейтлин, А.Е. Петров
1. Государственный всесоюзный
Зав. сектором охраны труда к.т.н. В.И. Колышев
ст. инженер В.Н. Румянцев
институт железнодорожной гигиены(ВНИИЖГ)
ст. научный сотрудник к.м.н.А.А. Дорфман
Отделом по технике безопасностиМинистерства транспортного строительстваСССР;
Главным врачебно-санитарнымуправлением (Главсанупр) Министерства путей сообщения СССР;
Центральным комитетом профсоюзарабочих железнодорожного транспорта;
Центральным комитетом профсоюзарабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ССБТ.
Сооружение земляного полотна железных и автомобильных дорог. Требования безопасности
Введен впервые
Приказом Министерства транспортного строительства СССР от 10.11.1985 г. № 105-орСрок введения установлен с1 января 1986г.
Ограничить срок действия с01.01.1986 г. до 01.01.1991 г.
(Измененная редакция. Изм. № 1 )
Настоящий стандартраспространяется на проектирование и производство строительных работ посооружению земляного полотна железных и автомобильных дорог и устанавливаетобщие требования безопасности труда для всех стадий производства работстроительными организациями, обслуживаемыми Центральным Комитетом профсоюзарабочих железнодорожного транспорта, и дорожными организациями, входящими вобслуживание Центральным Комитетом профсоюза рабочих автомобильного транспортаи шоссейных дорог.
Дополнительные требованиябезопасности труда должны устанавливаться нормативной документацией наотдельные виды работ, технологические процессы и операции, утвержденной вустановленном порядке.
ОСТ 35-10-80 разработан с учетомтребований правил сооружения железнодорожного земляного полотна и правилстроительства автомобильных дорог 1 .
1 «Правила техники безопасности и производственнойсанитарии при сооружении железнодорожного земляного полотна» и»Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержанииавтомобильных дорог». Гл. III и IV отменяются свведением ОСТ 35-10-80.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Работы по сооружениюземляного полотна железных и автомобильных дорог следует выполнять ссоблюдением настоящего стандарта, системы стандартов безопасности труда,строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР, а такженормативно-технической документацией на отдельные виды работ, утвержденной организациямиГосударственного надзора.
Стандарт устанавливает общиетребования безопасности по сооружению земляного полотна и распространяется навсе виды работ: подготовительные, основные и укрепительные.
1.2. Сооружение земляногополотна должно осуществляться только при рациональном использовании земли и еенедр, водных и лесных ресурсов, сохранению в чистоте воздуха и воды, согласностатьи 18 Конституции (основного закона) Союза Советских СоциалистическихРеспублик.
1.3. Проектные организации приразработке и проектировании сооружения земляного полотна железных иавтомобильных дорог должны предусматривать: рекультивацию карьеров и резервов,приведение в порядок водоотводных и нагорных канав; обеспечение действенных мерпо охране почвы и водоемов от попадания загрязненных вод, горючесмазочныхматериалов и их отходов.
1.4. Проект организациистроительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) должны содержатьтехнические решения безопасного производства работ в любое время года,санитарно-гигиенического обслуживания работающих, освещенности местпроизводства работ, пожарной безопасности.
1.5. Основными источникамиопасных и вредных производственных факторов при сооружении земляного полотнаявляется:
— движущиесястроительно-дорожные машины и механизмы;
— подземные коммуникации(электрокабели, газопроводы и др.);
— шум, вибрация машин иоборудования;
— вредные вещества от работымашин.
1.6. Корпуса строительных машин имеханизмов с электроприводом, корпуса электродвигателей, понижающихтрансформаторов, пусковых аппаратов, кожухов рубильников и других устройств,должны быть заземлены в соответствии с «Правилами устройстваэлектроустановок» Минэнерго СССР и «Инструкцией по заземлениюпередвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента» ГОСТ12.1.019-79 .
1.7. Строительно-дорожные машиныи механизмы, применяемые на сооружении земляного полотна, должнысоответствовать требованиям безопасности по ГОСТ12.1.003-83 , ГОСТ12.2.011-75, ГОСТ 12.1.003 -76, ГОСТ12.1.005 -76, а также санитарным правилам по организации технологическихпроцессов и санитарно-гигиенических требований к производственномуоборудованию, утвержденных Минздравом СССР.
(Измененная редакция.Изм. № 1 )
1.8. Работа на машинах имеханизмах в холодное время года допускается после удаления с рабочих органов иходовых частей льда и незамерзшего грунта.
1.9. Движение по железнодорожнымпереездам экскаваторов и других тихоходных дорожных машин и механизмов,скорость которых менее 5 км/ч, разрешается только начальником дистанции пути ипроизводится в присутствии дорожного мастера или бригадира пути, а наэлектрифицированных участках при высоте перевозимого груза более 4,5 м вприсутствии представителя дистанции контактной сети.
1.10. Устройство временныхжелезнодорожных переездов должно согласовываться с управлением дороги, аоткрытие движения через переезды строительно-дорожных машин разрешаетсяприказом начальника дороги. Переезды должны быть оборудованы в соответствии сдействующей «Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов»,утвержденной Министерством путей сообщения СССР».
1.11. При рыхлении скальных имерзлых грунтов буровзрывным способом необходимо кроме проекта производстваработ и требований настоящего стандарта соблюдать требования «Единыхправил безопасности при взрывных работах», утвержденных Госгортехнадзороми «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов припроизводстве скальных и взрывных работ на строительстве вторых путей»,утвержденной МПС и Минтрансстроем (ВСН 175-71).
1.12. Работастроительно-дорожных машин в охранной зоне (вблизи линий электропередач иподземных коммуникаций) разрешается при условии выдачи машинисту письменногонаряда-допуска на безопасные условия производства работ.
До начала работ требуетсяустановить знаки, указывающие место расположения подземных коммуникаций.
Земляные работы должныпроизводиться в полном соответствии с требованиями строительных норм и правил всоответствии с ГОСТ12.1.013-78 .
(Измененная редакция.Изм. № 1 )
1.13. Перегон машин с участкадопускается только при их полной исправности после проверочного осмотра иустановки рабочих органов в транспортное положение с надежным их закреплением.
1.14. Перед перемещением машин иоборудования через мосты нужно убедиться в том, что грузоподъемность мостов иих техническое состояние обеспечивают безопасный переезд, а габариты мостовсоответствуют габаритам данного типа машин или оборудования.
1.15. Обслуживающий персоналземлеройных и транспортных машин должен быть обеспечен заводской инструкцией,содержащей требования техники безопасности, производственной санитарии,указания о системе сигналов, данные о предельных нагрузках и скоростях работымашины и возможных совмещениях операций.
Каждая машина, применяемая насооружении земляного полотна, закрепляется за обслуживающей ее бригадойприказом по строительной организации . Замена машинистов и их помощников намашине без приказа по строительной организации не допускается.
1.16. Ледяные переправы черезводоемы следует сооружать согласно проектам производствам работ только дляодностороннего движения. Для встречного движения устраиваются смежные (вторые)переправы, при этом расстояние между обочинами дорог должно быть не менее 100м.
Движение транспорта по льдуводоемов допускается только после проверки фактической толщины льда иустройства специальных съездов.
Дороги на льду водоемов должныбыть обозначены вехами, имен указатели и дорожные знаки. За состоянием льдадороги, по которое открыто движение транспорта и строительных машин, необходимоустановить систематическое наблюдение и периодически очищать проезжую частьдороги от снега. Даты открытия и прекращения движения по ледовой дорогеустанавливаются по приказу организации, в ведении которой находится дорога.
1.17. Передвижение экскаваторана строительной площадке во время гололедицы допускается в том случае, если егогусеницы оборудованы специальными шипами.
Передвижение экскаватора черезмелкие реки вброд производится с разрешения ответственного руководителя работпосле обследования пути движения.
1.18. Для безопасной доставкирабочих, занятых на сооружении земляного полотна второго пути, администрациясовместно с управлением дороги организует специальные хозяйственные поезда,оборудованные в соответствии с требованиями «Правил перевозки людей ипожарной безопасности в путевых машинных станциях и других спецформированияхжелезнодорожного транспорта», утвержденных Министерством путей сообщенияСССР.
1.19. Автомашины,предназначенные для перевозки рабочих, должны быть оборудованы в соответствиисо СНиП » Техника безопасности в строительстве». Перевозка людей производится с соблюдением»Правил дорожного движения» МВД СССР.
(Измененная редакция. Изм. № 1 )
1.21. Безопасность работ при сооружении земляного полотна способомгидромеханизации должна обеспечиваться в соответствии с ОСТ 35-18-83.
(Измененная редакция. Изм. № 1 )
1.22. Проезды (полосы для въезда и выезда) на территории мехколонны вместах хранения машин должны быть шириной не менее. 6 м. Схема расстановкимашин при длительном хранении — в соответствии со СНиП 11-93-74. При длительномхранении расстояние между машинами в одном ряду — не менее 0,5 м.
(Измененная редакция. Изм. № 1 )
1.23. Очистку, мойку машин и нанесение защитных покрытий следуетвыполнять с обязательным применением средств индивидуальной защиты.
(Измененная редакция. Изм. № 1 )
1.24. Транспортирование машин в особых и экстремальных условиях (вснегопад, при низких температурах, транспортировании неработоспособных машин)должно осуществляться в соответствии с технологическими картами,обеспечивающими безопасные условия труда.
(Измененная редакция. Изм. № 1 )
2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМПРОЦЕССАМ
2.1. До начала производстваработ по сооружению земляного полотна надлежит очистить полосу отвода земли длястроительства от деревьев, пней, кустарника и других препятствий, способных послужитьпричиной повреждения строительно-дорожных машин, в результате чего создаютсяусловия, угрожающие жизни и здоровью работающих.
2.2. Валка, трелевка ираскряжевка деревьев должны производиться в соответствии с «Правиламитехники безопасности и производственной санитарии на лесозаготовках, лесосплавеи в лесном хозяйстве» (Минлеспром СССР, 1970 г.).
2.3. Перед механизированнымкорчеванием пней необходимо проверить исправность корчевальных машин, наличиена них защитных ограждений и предохранительных приспособлений.
2.4. Во время работы тракторныхкорчевальных машин и лебедок, установленных на тракторе, крепление канатов наякорном и на корчуемых пнях должно быть надежным, исключающий возможность ихслучайного соскальзывания при натяжении. Для этого на пнях необходимо делатьзарубки глубиной не менее 8 см, препятствующие срыву канатов.
Применяемые канаты должны бытьисправны, а диаметры их не менее указанных в табл.1.
Источник: ohranatruda.ru
Техника безопасности при производстве путевых работ
Железнодорожный путь является опасной зоной из-за угрозы наезда подвижного состава на людей. Находясь на путях, необходимо проявлять постоянную бдительность, осторожность и осмотрительность. Требуется внимательно следить за движением поездов, локомотивов, маневровых составов, а также за окружающей обстановкой и принимать решительные меры к устранению возникающей угрозы для жизни людей или безопасности движения поездов.
При работах на железнодорожных путях для обеспечения безопасности движения поездов и труда рабочих место производства работ предварительно ограждают соответствующими сигналами. В зависимости от вида, объёма и степени опасности различают работы, места производства которых ограждаются сигналами остановки, сигналами уменьшения скорости, сигнальными знаками «С» (о подаче звукового сигнала локомотивами).
Всякое препятствие для движения поездов на перегоне, по станционным путям и стрелочным переводам ограждают сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд, маневровый состав или нет. В соответствии с правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве особая ответственность возлагается на руководителя работ.
Перед выходом на работу руководитель обязан проверить исправность инструмента, механизмов, сигнальных принадлежностей, наличие и состояние спецодежды, убедиться в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению. Кроме того, он должен провести инструктаж рабочих о маршруте безопасного прохода к месту работы и обратно, о правилах безопасного выполнения работ, о порядке ограждения места работы, необходимости наблюдения за движением поездов и маневровых составов, о своевременном прекращении работы и сходе с пути.
До начала работ выставляют сигналы остановки, сигнальные знаки «С» и сигналистов. Для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути при работах на одном из путей двупутного участка независимо от того, какими сигналами ограждено место работ, по соседнему пути устанавливают знаки «С».
Места работ, не ограждаемые сигналами остановки или уменьшения скорости, для предупреждения рабочих о приближении поезда ограждают с обеих сторон знаками «С». Знаки «С» устанавливают на расстоянии 500 — 1500 м от границы участка производства работ.
В случае использования электрического и пневматического инструмента, ухудшающего слышимость, руководитель работ даёт заявку на выдачу предупреждений на поезда об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ.
В случаях когда работы выполняются на расстоянии более 2 км от места расположения хозяйственного подразделения, предусматривается организованная доставка рабочих к месту работ и обратно. На участках, где обращаются местные или пригородные пассажирские поезда, рабочих доставляют этими поездами, а путевой и другой инструмент — автомобилями. Могут быть организованы и специальные рабочие поезда, состоящие из пассажирских вагонов пригородного сообщения для доставки рабочих и одной платформы для перевозки инструмента, материалов и надёжно затаренного горючего.
Перевозка горючего на любых транспортных средствах вместе с людьми категорически запрещается. Если нет пассажирских вагонов, то рабочие поезда формируют из специально оборудованных крытых грузовых вагонов.
На каждый вагон выделяют ответственного по должности не ниже бригадира. Он обязан обеспечить безопасное размещение рабочих, порядок в пути следования, при посадке в вагон и высадке из него, выгрузку инструмента и материалов, а также пожарную безопасность.
Посадку и высадку рабочих на двух- и многопутных перегонах производят только с полевой стороны, двери с противоположной стороны вагонов должны быть закрыты. Поезд сопровождает работник по должности не ниже производителя работ или дорожного мастера, ответственный за безопасность перевозки рабочих. Сопровождающий находится на локомотиве поезда. Запрещается движение рабочих поездов вагонами вперёд.
Монтеры пути должны пользоваться исправным ручным инструментом и регулярно проверять надежность насадки ударных инструментов.
Ручки инструмента должны быть изготовлены из прочного дерева, чисто остроганы, без заусенцев; на ударных инструментах поверхность бойка должна быть чистой и не иметь зазубрин и наплывов метала. При завинчивании гаек вручную надо пользоваться типовым ключом. Запрещается бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая другим ключом, а также применять неисправный ключ, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа. При срубании гайки зубилом необходимо надевать защитные очки.
Проверку совпадений отверстий в накладках и рельсах можно производить только бородком или болтом.
Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, внутри рельсовой колеи и на междупутье, а также на стеллажи покилометрового запаса рельсов.
Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению и не находился под ногами, а новые и старые материалы — рельсы, шпалы, скрепления — были аккуратно сложены вне габарита подвижного состава.
Монтеры пути, при работе на участках бесстыкового пути, до начала работ должны быть обучены особенностям производства работ на этих участках.
Во избежание поражения молнией нужно с приближением грозы принять необходимые меры для обеспечения безопасного пропуска поездов по месту работ, после чего уйти с пути. Нельзя прятаться под деревьями, прислоняться к ним, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам, деревьям) на расстояние менее 10 м. Опасно находиться во время грозы на возвышенных местах, открытых равнинах. Рекомендуется укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них — в небольших углублениях на склонах холмов или откосах насыпей или выемок.
При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы.
При переноске петард следует использовать специальные коробки.
производить припайку к петардам оторвавшихся пружин и лапок;
подвергать петарды ударам и нагреву, вскрывать;
стоять ближе 20 м от петард, положенных на рельсы, в момент наезда на них подвижного состава;
хранить петарды возле огня или отопительных приборов;
пользоваться петардами, если срок их годности истек.
При производстве работ развернутым фронтом (более 200 м) места работ ограждаются порядком, указанным на рис. 1. Устанавливаемые на расстоянии 50 м от границ участка, требующего ограждения, переносные красные сигналы должны находиться под охраной стоящих около них сигналистов с ручными красными сигналами.
Места производства работ на перегонах, требующие следования поездов с уменьшенной скоростью, ограждаются с обеих сторон на расстоянии 50 м от границ участка работы переносными сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места». От этих сигнальных знаков на расстоянии А (рис. 2) устанавливаются переносные сигналы уменьшения скорости.
Источник: studbooks.net