Бурение скважины это объект капитального строительства

Содержание

В связи с отменой Законом №533-ФЗ требования об обязательной государственной экспертизе проектной документации на строительство скважин и результатов инженерных изысканий для ее подготовки, отменой государственного строительного надзора, а также требования о получении разрешений на строительство скважин, на ввод скважин в эксплуатацию у недропользователей (заказчиков-застройщиков) и организаций (проектировщиков), создающих проектные документации на строительство буровых скважин, возникло немало вопросов, касающихся порядка подготовки, экспертизы и утверждения проектной документации на строительство и ликвидацию поисково-разведочных и эксплуатационных (нефтедобывающих, нагнетательных, водозаборных) скважин.

Является ли нефтяная скважина объектом капитального строительства

Капитальное или не капитальное здание, в чем отличие, все нюансы, снял Видео — строительства не кап. здания

Частый вопрос у многих: какие здания попадают под определение «капитальное строение», а какие нет. Ведь от этого зависят и дополнительные затраты на получение разрешения на строительство и сроки возведения объекта, а также возможные штрафы, если будете выполнять самовольное строительство капитального здания без получения соответствующего разрешения. Ведь для временных, сборных зданий не требуется разрешение, а для капитального — требуется. Давайте разбираться. Видео по сборке здания в конце статьи, если что!

К капитальным объектам относят

Ниже я представлю самый общий, распространенный перечень зданий, относящихся к капитальному строению.

1. По функциональному признаку КАПИТАЛЬНЫЙ объект это:

2. По статусу

Незавершённое строительство. К ним относятся объекты, сооружения, которые начаты, но не завершены или являются приостановленными на какой-то определенный, фиксируемый срок.

  • Для определенных объектов сельского хозяйства. К таким зданиям или помещениям относят объекты со следующими техническими характеристиками:

— Объекты, возведенные на специально смонтированном фундаменте.

— Объекты со стационарно подведёнными коммуникациями.

— Объекты, оснащённые конструкциями: эстакады, пандусы, мосты и т.д.

  • Жилые здания: оснащённые коммуникациями по надземной и подземной части, для массового проживания людей.
  • Нежилые здания и сооружения. Мосты, ЛЭП, стадионы, объекты коммерческого, административного назначения (школы, больницы, детсады и другие).

Кто-то спросит: «А жилой дом будет относиться к капитальному объекту? Дом (строение), возведенный на собственном участке ИЖС, или на садоводческом участке.»

В п. 39, Статьи 1 , Градостроительного кодекса РФ даётся понятие объекта индивидуального жилищного строительства (частного жилого дома):

Объект, подпадающий под ИЖС (объект индивидуального жилищного строительства) – это отдельно стоящее здание с параметрами:

  • количество этажей не более 3-х
  • максимальная высота здания не должна превышать 20 м

Здание для ИЖС состоит из комнат разного назначения для проживания людей.

В Градостроительном кодексе упоминаются такие понятия и формулировки:

  • «Объект индивидуального жилищного строительства»;
  • «Жилой дом»;
  • «Индивидуальный жилой дом».

К не капитальным объектам относят:

1. По функциональному признаку НЕ КАПИТАЛЬНЫЙ объект:

Его сложно с ходу определить: относится ли он к не капитальному строению? Для этого требуется комплексная оценка. В Градостроительном кодексе РФ формулировка достаточно размытая, не четкая, в которой есть нюансы, которые можно трактовать по разному.

  • Разборное или цельно передвигаемое здание. Это объекты обладающие такими техническими характеристиками, которые обеспечивают для объекта возможность сделать демонтаж, перенос объекта без вреда для самого строения. Еще считается, что у не капитального строения имеется ограниченный срок пребывания на месте его монтажа. Но как говорится, что нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому временные здания часто стоят не ограниченно долгое время и по долговечности, бывает, служат дольше, чем капитальные строения.
  • Нет капитального фундамента. Для временных построек не предусмотрен капитальный фундамент. Что это значит? Что временный объект не должен обладать прочной связью с землей, а, следовательно, не должен иметь капитального фундамента. К капитальному фундаменту относят прочный (как правило железобетонный) монолитный фундамент с залеганием в грунт.

Итак, резюмируем, следующие объекты относятся к не капитальным :

  1. Имеющие определенный срок эксплуатации;
  2. Возможность переместить, разобрать здание;
  3. Нет заглубленного фундамента;
  4. Нет стационарных коммуникаций, как правило, нет газа;
  5. Не требуется разрешения на строительство;
  6. Нет возможности получения права собственности на здание.

Но важно отметить, что перечисленные критерии не могут быть 100% гарантией, что данное здание относится к не капитальному строению. Давайте дальше рассмотрим следующие критерии.

2. Детализация признаков НЕ КАПИТАЛЬНОГО объекта

Есть несколько признаков, описывающих в проекте назначение здания, на что обращает внимание проверяющие органы:

  • Титул. Им называют краткие характеристики объекта строительства в котором указываются следующее:
  1. Наименование объекта и его назначение;
  2. Местонахождение объекта;
  3. Технические характеристики объекта.

В гос. стандарте: ГCН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных, модульных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ» указывается (пункт 1.1): «к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения модульного типа, необходимые для производства ремонтно-строительных работ».

По определению к не капитальным зданиям относят легкие, сборно-разборные здания на болтах, связях элементах, не имеющих прочного основания, связанного с землей, с возможностью разборки и перемещения объекта. К ним относятся следующие объекты:

  • навесы
  • павильоны, сооружения торговли
  • остановочные комплексы для ожидания транспорта
  • площадки
  • склады
  • стоянки, парковки
  • МАФ — малые архитектурные формы (беседки, веранды)
  • фонтаны с заглублением не более, чем 0,5 метров
  • аттракционы с устройством ограждений в грунт не более 0,3м
  • туалеты общественного назначения

В общем, все объекты не имеющие капитального фундамента.

Рекомендация

Прежде чем строить свой объект, следует первым делом посмотреть в свой ГПЗУ — градостроительный план земельного участка. Там пишутся виды возможного использования участка и типов зданий разрешенного строительства. Про ГПЗУ можно почитать в моей статье.

Так как же построить или запроектировать временное, не капитальное здание?

Ведь, как правило возведение не капитального объекта обходится дешевле, а сроки его монтажа быстрее чем у капитального объекта и он не требует разрешения на строительство. По ряду причин, многие стремиться строить именно не капитальные объекты, если не требуется присвоения адреса или объект не более 1 500 м2 ( там вообще не только разрешение получать требуется, но и экспертизу делать, что влечет за собой проектов 12 разделов, длинные сроки и прохождение самой экспертизы для объекта).

Не стоит забывать, что минусом не капитального строения является то, что к нему не присвоить адрес, на него невозможно получить право собственности.

Видео с пояснениями

Теперь разберем нюансы, как можно законным образом уйти от капитального строения, при этом построить объект по надежности и долговечности соответствующий капитальному.

Всегда и во всем есть нюансы, вот о них мы и поговорим. Не капитальным считается фундамент, который, можно демонтировать — разобрать . Стены должны быть не кирпичные , так как, очевидно, что кирпич для капитальных строений. Если делать винтовые сваи или монолитную плиту (но в проекте и по документам плиту обозвать площадкой), то легким движением курсора мышки, в проекте, фундамент превращается в элегантную площадку. А так как площадка не является фундаментом, то и основания считать здание капитальным, пропадает. Само здание можно назвать навесом или просто разборным, быстровозводимым зданием с ограниченным сроком службы. Также стены должны быть разборными (как правило это сэндвич-панели). Такое здание уже считается не капитальным.

Ангар на месте не стоит

— Федеральным законом РФ от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ в п. 4 ст. 374 НК РФ были внесены изменения, согласно которым налогом на имущество организаций не облагается движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Как определить, какое имущество относится к движимому, а какое — к недвижимому?

— Во-первых, внесенные в главу 30 НК РФ изменения касаются только вновь приобретенных в 2013 году объектов основных средств, которые относятся к движимому имуществу. Во-вторых, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Таким образом, определения следует искать в Гражданском кодексе РФ. В ст. 130 ГК РФ определено:

— к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты;

— вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

В ст. 1 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержится аналогичное определение: недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Несмотря на то что ГК РФ определяет объекты недвижимости путем их перечисления, все-таки ключевым отличием недвижимости от движимого имущества является неразрывная связь с землей. Именно из анализа данной связи и исходят суды при квалификации объектов в качестве недвижимого или движимого имущества:

— капитальный характер сооружения не является единственным и бесспорным признаком объекта недвижимости: из технической документации и графического материала нельзя сделать вывод о самостоятельном потребительском значении участка 84,51 м, как и о том, что данный объект отвечает признакам сложной вещи, так как нет оснований считать иные участки (26,58 м и 27,3 м) объектом гражданских прав — вещами, а не элементом благоустройства дороги. Экспертом установлено, что дорога состоит из трех частей с разными покрытиями: асфальтового покрытия протяженностью 84,51 м — капитальное сооружение; покрытия из ж/б плит протяженностью 26,58 м — некапитальное (временное) сооружение; покрытия из грунта со щебнем протяженностью 27,3 м — некапитальное (временное) сооружение. Также в экспертном заключении отражено, что дорога располагается на закрытой территории и используется в качестве подъездной дороги; покрытие дороги из асфальта и ж/б плит не имеет специально подготовленного основания в соответствии со строительными нормами. На основании изложенного судебные инстанции сделали вывод о том, что спорный объект с указанными характеристиками не может быть признан объектом недвижимого имущества (постановление ФАС Центрального округа от 2 августа 2012 г. по делу N А35-12348/2011);

— сборно-разборное сооружение (ангар арочного типа) не является недвижимым имуществом (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 ноября 2006 г. по делу N А43-48090/2005-17-1337);

— ангар, представляющий собой каркасно-обшивную конструкцию (сооружение каркасно-обшивного типа), не является прочно связанным с землей, может быть разобран и перемещен без несоразмерного ущерба их назначению, исходя из чего данный объект не относится к объектам недвижимого имущества (постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 августа 2011 г. N Ф03-3436/2011).

При этом в постановлении ФАС Московского округа от 8 ноября 2012 г. по делу N А40-125218/09-77-763 отмечено, что вопрос юридической характеристики объекта (движимое или недвижимое имущество) является вопросом права, относящимся к компетенции суда.

— У организации на балансе находится объект движимого имущества, по которому амортизация начислена в полном объеме. В марте 2013 года проведена модернизация данного основного средства. Исключается ли его стоимость из налоговой базы при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций?

— С 1 января 2013 года в соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. То есть определяющим фактором при исключении движимого имущества из обложения налогом на имущество является принятие его на бухгалтерский учет (отражение по дебету счета 01 «Основные средства») после 1 января 2013 года.

Затраты на модернизацию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации улучшаются (повышаются) его первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) (п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01).

Изменение первоначальной стоимости в связи с проведением модернизации означает увеличение остаточной стоимости основного средства, уже отраженного в учете организации. Именно исходя из этого показателя (остаточной стоимости) и формируется налоговая база по налогу на имущество. Таким образом, организация не вправе исключать из обложения налогом на имущество движимое имущество, принятое к учету до 1 января 2013 года и модернизированное после указанной даты. Аналогичное разъяснение содержит письмо минфина от 1 марта 2013 г. N 03-05-05-01/6096.

— В отчетном периоде у организации были расходы, однако не было доходов. Можно ли расходы признать для целей налогообложения прибыли?

— Прежде всего необходимо определиться с квалификацией расходов, которые могут быть прямыми и косвенными. Прямые расходы согласно п. 2 ст. 318 НК РФ относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, поэтому либо прямые расходы относятся на уменьшение дохода — при наличии дохода, либо — на остатки незавершенного производства.

Перечень прямых расходов должен быть определен учетной политикой для целей налогообложения организации. Все остальные расходы налогоплательщика согласно п. 1 ст. 318 НК РФ относятся к косвенным расходам. Однако при этом следует учитывать п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которому косвенные расходы учитываются:

Читайте также:  Процесс сноса объекта капитального строительства

— либо исходя из условий сделок;

— либо в непосредственной связи с доходами;

— либо самостоятельно самими налогоплательщиками.

Таким образом, косвенные расходы признаются в налоговом учете даже и при отсутствии доходов в этом же отчетном периоде. Этот вывод подтверждается не только арбитражной практикой (определения ВАС РФ от 28 июля 2008 г. N 8741/08 и от 31 мая 2012 г. N ВАС-6418/12), но и ФНС (письмо от 21 апреля 2011г. N КЕ-4-3/6494 констатирует, что косвенные расходы учитываются в текущем отчетном периоде даже при отсутствии доходов: «Глава 25 Кодекса не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были у организации доходы или нет»). Прямые же расходы при отсутствии выручки подлежат распределению на остатки незавершенного производства.

— Российская организация заключила договор с иностранным исполнителем на выполнение работ, местом реализации которых согласно ст. 148 НК РФ признается Российская Федерация. В каком порядке российская организация должна исполнить свои обязанности налогового агента по НДС?

— На российскую организацию в данном случае возложены обязанности налогового агента по исчислению, удержанию НДС и перечислению его в бюджет (п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, п. 3 ст. 174 НК РФ). Порядок исполнения обязанностей налогового агента зависит от конкретных условий договора. Если в договоре цена согласована сторонами вместе с НДС, то российская организация в качестве налогового агента удерживает соответствующую сумму НДС согласно п. 4 ст. 164 НК РФ расчетным методом 18/118%. Если же в договоре цена указана без НДС, то налоговый агент обязан уплатить НДС за свой счет дополнительно к договорной цене по ставке в 18%. Указанный вывод присутствует в постановлении Президиума ВАС РФ от 3 апреля 2012 г. N 15483/11.

Является ли нефтяная скважина объектом капитального строительства

от 20-22 ноября 2007 года N 48

По вопросам экспертизы промышленной безопасности

В работе совещания-семинара приняли участие: начальник ФГУ «Главгосэкспертиза России» С.П.Османов, заместители начальника В.М.Вернигор, Н.В.Богомолова, В.В.Ливитина, начальники отделов объектов энергетического комплекса, промышленной безопасности, объектов горных работ, методологии и работы с филиалами, специалисты указанных отделов и специалисты филиалов Главгосэкспертизы России в области промышленной безопасности (Екатеринбургского, Казанского, Красноярского, Ростовского, Омского, Саратовского, Санкт-Петербургского, Хабаровского и Ханты-Мансийского).

Всего — 39 человек.

Работа совещания проходила в трех группах:

Группа N 1 — ответственный Морозов С.И. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам нефтегазодобычи, магистрального трубопроводного транспорта и газоснабжения.

Группа N 2 — ответственный Кириенко А.П. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам нефтегазоперерабатывающих, нефтехимических производств и объектам нефтепродуктообеспечения.

Группа N 3 — ответственный Вернигор В.М. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых и подземных работ.

В ходе совещания-семинара состоялся обмен опытом практической работы по проведению экспертизы и подготовке заключений по вопросам промышленной безопасности широкого круга производственных объектов( )различного назначения. Обсуждены также отдельные вопросы, связанные с проведением экспертизы проектной документации особо опасных производственных объектов, по которым имеется неоднозначное толкование, в частности, таких как:

— порядок проведения государственной экспертизы проектов различных категорий скважин;

— необходимость проведения экспертизы декларации промышленной безопасности;

— обоснованность требования о представлении в составе проектной документации сертификатов соответствия применяемого оборудования и разрешения Ростехнадзора на его применение;

— необходимость требования заключений и рекомендаций специализированных организаций при проверке расчетов устойчивости откосов вскрышных и добычных уступов и ярусов отвалов, а также нерабочих бортов разреза (карьера) действующих предприятий.

Рассмотрев и обсудив изложенные выше, а также другие вопросы в области экспертизы промышленной безопасности совещание-семинар приняло следующие решения:

1. Отметить значимость и эффективность проведения подобных совещаний с работниками филиалов Главгосэкспертизы России.

2. Считать целесообразным продолжение работы по методическому обеспечению деятельности филиалов.

3. Принять к сведению пожелания специалистов филиалов о необходимости проведения семинаров-совещаний не менее 2 раз в год.

4. Принять к сведению вопросы о необходимости доукомплектования филиалов специалистами по промбезопасности и горным работам.

5. Обобщить вопросы, поставленные участниками совещания, подготовить и довести до сведения филиалов ответы на указанные вопросы для их использования в практической работе.

МАТЕРИАЛЫ
совещания-семинара ФГУ «Главгосэкспертиза России» по экспертизе промышленной безопасности

Часть I. Ответы на вопросы специалистов филиалов ФГУ «Главгосэкспертиза России»
по экспертизе промышленной безопасности, поставленные на совещании-семинаре

Вопрос 1. Каков порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства следующих категорий скважин: параметрических, разведочных, поисково-оценочных, наблюдательных, нагнетательных, эксплуатационных, учебных, реконструируемых с зарезкой и бурением боковых стволов, реконструируемых для увеличения нефтеотдачи пластов, консервируемых, расконсервируемых, ликвидируемых, водозаборных, артезианских?

Ответ. При решении вопроса о проведении государственной экспертизы на строительство скважин ФГУ «Главгосэкспертиза России» рекомендует руководствоваться следующим.

В соответствии с п.11 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экспертизы на федеральном уровне являются опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы.

Понятие «опасного производственного объекта» приведено в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Следует учитывать, что такие объекты как скважины также должны быть отнесены к объектам капитального строительства в соответствии с определениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (сооружения или объекты, строительство которых не завершено), поскольку обладают необходимыми признаками объекта капитального строительства, а именно:

являются результатом планируемого и регулируемого воздействия на природную среду, осуществляемого в общественно-полезных (производственных) целях, срок существования (полезного использования) которых не ограничен периодом строительства.

Работы, проводимые при строительстве скважин, относятся к горным работам, а с учетом потенциального наличия опасных веществ, которые существуют на газовых и нефтяных месторождениях, артезианских скважинах, пробуренных на второй и последующие водоносные горизонты, скважины являются опасными производственными объектами.

При проведении государственной экспертизы проектной документации рекомендуется пользоваться приказом МПР России от 07.02.2001 N 126, которым утверждена «Временная классификация скважин, бурящихся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений (залежей) (приложение 2 к приказу). Согласно «Временной классификации скважин. » все скважины, бурящиеся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.

Проекты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт скважин подлежат государственной экспертизе на федеральном уровне, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.1, подпункт 11 «г» ст.48.1).

Проекты консервации, расконсервации и ликвидации скважин подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ.

Проведение экспертизы проектов на строительство и эксплуатацию водозаборных и артезианских скважин, пробуренных на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О недрах»).

Дополнительная информация по данному вопросу приведена в части 2 «Справочные материалы».

Вопрос 2. Как формировать раздел «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности» в заключениях государственной экспертизы, если такой раздел не предусмотрен в составе проектной документации, установленном частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ответ. Разработка раздела «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности» в составе проектной документации не предусмотрена, поскольку вопросы промышленной безопасности содержатся во всех разделах проектной документации, за исключением сметной документации и охраны окружающей среды (ОВОС). В нормативных технических документах по промышленной безопасности содержатся требования к проектированию опасных производственных объектов. Поэтому при оценке проектных решений необходимо руководствоваться требованиями нормативных технических документов по промышленной безопасности для конкретных отраслей промышленности.

Следует отметить, что в разделе «ИТМГО и ЧС» отражаются вопросы промышленной безопасности, связанные с анализом риска, которые позволяют дать дополнительную оценку проектным решениям.

Раздел «Пожарная безопасность» не всегда содержит требования, изложенные в нормативных технических документах по промышленной безопасности для конкретных отраслей промышленности, поэтому эти требования необходимо дополнительно отражать при подготовке раздела «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности».

При необходимости рекомендуется применять «Отраслевые положения по проведению экспертизы промышленной безопасности» (приведены в части 2 данных материалов).

Вопрос 3. Основным критерием оценки проектных решений является соответствие требованиям технических регламентов. Является ли основанием для выдачи отрицательного заключения несоответствие, например положениям ГОСТ 21.101-97 Основные требования к проектной и рабочей документации?

Ответ. В соответствии с п.2 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальные стандарты носят рекомендательный характер и, применительно к опасным производственным объектам, подлежат применению в части не противоречащей требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Поэтому выявленные несоответствия национальным стандартам, например требованиям ГОСТ 21.101-97, могут являться основанием для выдачи отрицательного заключения в случае, если при проведении государственной экспертизы указанные несоответствия не позволяют дать положительную оценку требованиям промышленной безопасности.

Вопрос 4. Правомерны ли требования территориальных органов Ростехнадзора о проведении государственной экспертизы проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов в связи с отсутствием заключений по экологической безопасности.

Ответ. Такие требования не правомерны. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежит проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Вопрос 5. Является ли правомерным требование о необходимости выделения в составе проектной документации объектов горных работ раздела «Промышленная безопасность»?

Ответ. В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздел «Промышленная безопасность» в составе проектной документации не предусмотрен.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности по объектам ведения горных работ в составе проектно-сметной документации должны быть выделены отдельные разделы, касающиеся аспектов промышленной безопасности, например:

Вопрос 6. При проверке расчетов устойчивости углов откосов вскрышных и добычных уступов и ярусов отвалов, рабочих и нерабочих бортов разреза (карьера) действующих предприятий, нужно ли требовать заключение и рекомендации специализированных организаций, таких как ВНИМИ, или достаточно выполненных проектной организацией расчетов по «Правилам обеспечения устойчивости откосов на угольных разрезах» (ВНИМИ, СПб., 1998 год) и «Методических указаний по определению углов наклона бортов, откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатирующихся карьеров» (ВНИМИ, Л., 1972 год).

Расчеты, рекомендации и заключения по устойчивости уступов, бортов и отвалов разреза в опасных зонах, по которым необходима разработка проекта, должны быть выполнены специализированной организацией (п.97 ПБ 05-619-03). Проектные решения основываются на рекомендациях и заключениях, выданных специализированными организациями (п.95 ПБ 05-619-03). Разработка проекта, а также мероприятий по обеспечению безопасности горных работ производится в соответствии с требованиями действующих правил и норм по безопасному ведению горных работ на основании рекомендаций и по конкретным видам опасных зон, а также заключений специализированных организаций (п.108 ПБ 05-619-03). Противооползневые мероприятия для обеспечения устойчивости откосов в опасных зонах на угольных предприятиях разрабатываются горнодобывающим предприятием либо специализированной организацией (п.117 ПБ 05-619-03).

Вопрос 7. Принимать ли во внимание расчеты, выполненные по специализированным программам (буровзрывные работы, сейсмобезопасным расстояниям, по расчету водопритоков), и какие имеются утвержденные Ростехнадзором программы по шахтам, разрезам, обогатительные фабрики (ОФ).

Ответ. При рассмотрении проектной документации в качестве обосновывающих материалов допускается использование результатов расчетов, выполненных на программном обеспечении, разрешенном к применению в установленном порядке.

При выполнении расчетов с использованием программного обеспечения в составе проектной документации следует включать сертификат и разрешение на применение используемого программного обеспечения, распечатки с вводимыми исходными данными и результатами расчетов, а также результатами проверочных расчетов, пересчетов и выводимых графических материалов, если это допускается используемым программным обеспечением. В пояснительной записке следует указывать разработчика, наименование и версию применяемого программного обеспечения, номер лицензии на применение программного обеспечения, а также данные по методикам, в соответствии с которыми программным обеспечением выполняются расчеты.

Вопрос 8. По шахтам прогноз газообильности горных выработок, расчет количества воздуха для проветривания очистных и подготовительных забоев, поддерживаемых выработок и шахты в целом приводится в соответствии с действующим «Руководством по( )проектированию вентиляции угольных шахт» (Макеевка-Донбасс, 1989 год, согласовано Госгортехнадзором СССР 18.06.89; согласовано с Госстроем СССР 04.06.89; утверждено Министерством угольной промышленности СССР 15.08.89), «Временным руководством по применению эффективных способов изолированного отвода метана из выработанного пространства за пределы выемочных участков и на поверхность на пологих и наклонных пластах угольных шахт ЗАО УК «Южкузбассуголь» (второе издание, Новокузнецк, 2002 год), программой, разработанной институтом «Гипроуголь». При рассмотрении этих разделов руководствоваться ли этими методиками и программами.

На базе «Руководства по проектированию вентиляции угольных шахт» разработано программное обеспечение «IRS. Вентиляция. ПЛА», которое утверждено Ростехнадзором.

В соответствии с п.7.5.2 «Акта технического расследования причин аварии, происшедшей 19.03.2007 на филиале «Шахта «Ульяновская» ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» с 01.10.2007 запрещено использование для расчетов проветривания выемочных участков по комбинированной схеме с использованием газоотсасывающих вентиляторов «Временных руководств по изолированному отводу метана. «, разработанных отдельными компаниями и угледобывающими предприятиями.

Вопрос 9. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации. Обязан ли заказчик представлять ее на экспертизу? Должен ли филиал ее рассматривать? Каким образом отражать правильность ее разработки в экспертном заключении?

Налог признают капитальным

О грядущих изменениях 15 января напомнил заместитель министра финансов Илья Трунин. «Когда мы обсуждали законодательную инициативу об отмене налога на движимое имущество в Совете Федерации, сенаторы указывали на то, что добывающие нефтяные скважины учитываются как объекты движимого имущества и с них не будет уплачиваться налог. Хотя очевидно, что нефтяная скважина не может быть перенесена без существенного ущерба для нее, а это не соответствует определению движимого имущества, — рассказал он журналу «Бюджет». — Сейчас минэкономразвития предлагает законодательно закрепить, что все добывающие скважины независимо от того, когда они поставлены на учет и как оформлены, являются объектами недвижимого имущества и в соответствии с Налоговым кодексом должны быть включены в налоговую базу».

Сейчас часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ определяет, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. При этом надо разграничивать классическое понятие скважины и производственного оборудования, обеспечивающего ее работу, обращает внимание партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт. Скважину как сложное техническое сооружение возможно квалифицировать как недвижимое имущество, но не оборудование, обеспечивающее ее работу (разработку месторождения). Основная проблема вопроса заключается в попытке квалифицировать такое производственное оборудование как недвижимое имущество для целей налогообложения.

Читайте также:  В капитальное строительство в энергетике

Также с этого года вступил в силу закон, который освободил движимое имущество юрлиц от налога на имущество. Предполагалось, что эта мера поможет ускорить обновление основных фондов и создать стимулы для развития промышленности, однако риск, что компания квалифицирует скважину как движимое имущество, остался.

В минэкономразвития «РГ» пояснили, что в связи с новыми поправками любое сооружение или постройка, создание которых не требует получения документа, подтверждающего право на строительство, не будет признаваться недвижимостью. Градостроительный кодекс РФ предусматривает, что если на скважину есть техническая и проектная документация, то дополнительное разрешение на строительство не требуется и само наличие документации у этих скважин дает основания признавать их недвижимостью.

Скважину как сложное техническое сооружение можно назвать недвижимостью, а оборудование для ее работы — нет

Таким образом, поправки минэкономразвития написаны «в целях недопущения введения формального основания» для признания скважин движимым имуществом и обеспечения защиты прав их владельцев. Налогообложение уже признанных недвижимостью скважин не изменится, заключили в ведомстве.

Оформление права собственности на нефтедобывающие скважины

Тысячи гектаров российской земли используются в целях нефтедобычи. Приватизировать скважины, из которых добывается углеводородное сырье, может лишь фактический владелец земельного участка. Поэтому о приобретении в собственность территорий, на которых планируется разработка недр, необходимо позаботиться еще до начала строительства скважин. Однако на практике данный вариант приобретения имущественных прав становится выгодным лишь тогда, когда наличие крупных запасов углеводородного сырья подтверждено геологическими заключениями.

Таким образом, многие пользователи недр предпочитают брать участок под нефтедобычу на условиях долгосрочной аренды , продолжительность которой может , по желанию заявителя, достигать 49 лет . В таком случае заниматься строительством скважин можно, однако для дальнейшей их приватизации потребуется соблюдение ряда условий:

  • Нужно ввести в эксплуатацию хотя бы один объект капитального строительства. Таковым как раз и является нефтедобывающая скважина.
  • Срок пользования недрами на арендном участке должен быть не менее трех лет.

Если право собственности на государственную землю под строительство нефтедобывающей скважины планируется оформить сразу, заявителю необходимо:

1. Выбрать желаемый надел и согласовать его предоставление с местным органом самоуправления. В частности, в ходатайстве, адресуемом муниципальному образованию, необходимо указать площадь участка, обоснованную нормами СН 459-74, месторасположение надела и характер приобретаемых на него прав (владение). В случае одобрения заявления органом исполнительной власти составляется акт согласования границ объекта недвижимости.

2. Провести независимую экспертизу, которая нужна для дальнейшей постановки надела на кадастровый учет. По завершении кадастровых работ в отношении земли под строительство нефтедобывающих скважин составляется межевой план.

3. Поставить участок на кадастровый учет. После этого шага орган местного самоуправления принимает решение о передаче земли пользователю недр в собственность. Расположенные на таком участке скважины будут автоматически признаны недвижимым имуществом владельца территории.

Стоит отметить, что добыча углеводородного сырья зачастую осуществляется на землях лесного фонда. Такие территории являются исключительной собственностью государства, и пользоваться ими можно лишь на условиях аренды без возможности приватизации. В таком случае право собственности на размещенные на участке скважины становится возможным лишь после выведения надела из состава лесного фонда, что является довольно сложной, с юридической точки зрения, процедурой.

Ищете источник грамотной юридической информации в сфере земельных правоотношений? Заходите в блог на сайте компании «Максард » , где еженедельно публикуются новые статьи по данной тематике.

Является ли нефтяная скважина объектом капитального строительства

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 10 июля 2013 года

Разъяснения по вопросам идентификации и классификации опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса

Определение границ объектов нефтегазодобывающего комплекса для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов производится в соответствии с проектной документацией.

Класс опасности опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 3 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ).

Класс опасности опасных производственных объектов обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 1 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

В случае если для опасного производственного объекта нефтегазодобывающего комплекса могут быть установлены разные классы опасности по критериям, указанным в пунктах 1-7 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», устанавливается наиболее высокий из них (пункт 10 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ).

В случае если опасный производственный объект нефтегазодобывающего комплекса расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого объекта, в соответствии с пунктом 11 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, устанавливается следующий (более высокий) класс опасности.

И.о. начальника
Правового управления Ростехнадзора
Д.А.Яковлев

Врио начальника
Управления Ростехнадзора
по надзору за объектами
нефтегазового комплекса
А.А.Феоктистов

5.1. Принципы организации подрядного бурения и системы проектирования строительства нефтяных и газовых скважин . Генеральная линия развития общественного производства в нашей стране в настоящее время базируется на стратегии интенсификации экономического развития. … Важный инструмент современной организации капитального строительства – программный подход, предусматривающий особое внимание к крупным межотраслевым проблемам, которые по своим масштабам касаются основной деятельности нескольких министерств и не имеют какого-либо географического ограничения.

Проблемы, предложения и рекомендации в связи с введением в действие Федерального закона №533 «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса РФ» (в порядке обсуждения)

The problems, suggestions and recommendations in connection with the enactment of Federal law No.533 «On amendments to articles 49 and 51 of the town planning code of the Russian Federation» (by way of discussion)

M. AKHMETSHIN, «Oil and gas center of scientific research and design work» JSC, V. SITNIKOV, V. MUKHAMETSHIN, «Nizhnevartovsk research and design Institute of the oil industry» OJSC

В связи с отменой Законом №533-ФЗ требования об обязательной государственной экспертизе проектной документации на строительство скважин и результатов инженерных изысканий для ее подготовки, отменой государственного строительного надзора, а также требования о получении разрешений на строительство скважин, на ввод скважин в эксплуатацию у недропользователей (заказчиков-застройщиков) и организаций (проектировщиков), создающих проектные документации на строительство буровых скважин, возникло немало вопросов, касающихся порядка подготовки, экспертизы и утверждения проектной документации на строительство и ликвидацию поисково-разведочных и эксплуатационных (нефтедобывающих, нагнетательных, водозаборных) скважин.

Due to connection with the abolition by the low No. 533-FZ requirements about obligatory state expertise of project documentation for construction of wells and the results of engineering surveys for its preparation, the abolition of the state construction supervision and the requirement to obtain permits for the construction of wells to input wells in operation, the subsurface users (customers-developers) and organizations (designers), who are created project documentation for the construction of boreholes, had many questions relating to the procedure for preparation, review and approval of project documentation for the construction and elimination of exploration and production (oil-producing, discharge valve, water-intake) wells.

Проектная документация на строительство эксплуатационных скважин

После ввода в действие закона №533-ФЗ от 31.12.2014 г. с 11 января 2015г. проектная документация (ПД) на строительство буровых скважин в настоящее время продолжают разрабатываться в составе, отвечающем требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и о требованиях к их содержанию». Согласно указанному постановлению ПД включает в себя до 10 – 12 разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности, схему планировочной организации земельного участка (ПЗУ), мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) и т.п.
В условиях отсутствия государственной экспертизы ПД на строительство буровых скважин появляются предложения по замене государственной экспертизы негосударственной или о переходе на так называемую внутреннюю экспертизу, проводимую самим Заказчиком (застройщиком) или третьим лицом (например, экспертно-аналитическим центром крупной компании). Есть также случаи, когда застройщик продолжает направлять ПД на строительство буровых скважин (чаще разведочных) на государственную экспертизу.
До правового регулирования вопросов, связанных с экспертизой ПД на строительство буровых скважин, вначале, на наш взгляд, необходимо рассмотреть сами правила разработки ПД на строительство скважин. Учитывая разницу в подходах к созданию эксплуатационных и поисково-разведочных скважин, рассмотрим вначале варианты создания ПД на строительство эксплуатационных скважин (нефтедобывающих, нагнетательных и водозаборных).
Мы предлагаем к рассмотрению несколько вариантов создания ПД на строительство эксплуатационных скважин.
Вариант 1. ПД на строительство скважин разрабатывать в составе ПД на обустройство буровых площадок (индивидуальных или кустовых). ПД на обустройство буровых площадок предусматривает размещение и обустройство скважин с указанием назначений и типа профиля стволов скважин, определяет расстояния между скважинами и т.п. Предлагается при разработке ПД на обустройство буровых площадок одновременно разрабатывать ПД и на строительство скважин, далее – проектную документацию на строительство скважин и проектную документацию на обустройство буровой площадки со скважинами как единый документ представлять на государственную экспертизу. Такая схема разработки проектных документаций и прохождения ими госэкспертизы существенно сократит сроки ввода залежей (месторождения) нефти и газа в разработку.

В нынешних условиях только один вид контроля за ходом строительства скважин может дать объективную оценку о соответствии построенной скважины действующей проектной документации на строительство скважин. Таким видом контроля является авторский надзор.

Вариант 2. ПД на строительство скважин разрабатывается в отрыве от ПД на обустройство буровой площадки, т.е. не в составе ПД на обустройство буровой площадки, как в варианте 1. В соответствии с законодательными и нормативными актами разработанная проектная документация на обустройство буровой площадки проходит государственную экспертизу. Государственную экспертизу проходят также результаты инженерных изысканий (ИИ) отведенных земельных участков. Таким образом, ПД на строительство эксплуатационных скважин разрабатывается на основе результатов ИИ земельных участков, прошедших госэкспертизу, а также на основе решений проекта обустройства буровой площадки, прошедшего госэкспертизу. Такая ПД на строительство эксплуатационных скважин по решению заказчика также может быть представлена на госэкспертизу. Заказчик-застройщик может ограничиться и негосударственной экспертизой или каким-то другим видом экспертизы (например, «внутренней» экспертизой) ПД на строительство эксплуатационных скважин. Однако, к сожалению, многие юридические аспекты негосударственной экспертизы ПД на строительство буровых скважин не решены, если брать во внимание тот факт, что буровые скважины отнесены к особо опасным и технически сложным объектам по признакам получения (переработки, транспортировки и т.д.) на них опасных веществ (горючих жидкостей, газов и т.п.), а также проведения работ в подземных условиях (см. ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ). В области негосударственной экспертизы ПД на строительство опасных и производственных объектов (ОПО, ООПО), какими являются буровые скважины (например, поисковые и разведочные скважины), должна быть внесена юридическая ясность в решение следующих вопросов: организация на основании каких документов (лицензии или свидетельства СРО) может быть допущена (приобретает право) к проведению негосударственной экспертизы ПД на опасные и особо опасные производственные объекты? Каковы юридически значимые последствия заключения негосударственной экспертизы для объектов капитального строительства (скважин)? Какова ответственность организации, выдавшей положительные заключения на ПД для строительства объектов капитального строительства, являющихся ОПО или ООПО?
Рассмотрим другой вариант экспертизы ПД. Если допустить, что в связи с отменой госэкспертизы заказчик-застройщик сам в ответе за соблюдение требований правил промышленной безопасности, пожарной и экологической безопасности, за выполнение мероприятий ГОЧС и т.п., тогда действительно можно ограничиться так называемой внутренней экспертизой, проводимой самим заказчиком-застройщиком, но это требуется, наверное, закрепить юридически какими-то нормативными документами (их пока нет). Если по заключению «внутренней» экспертизы заказчик-застройщик имеет право утвердить ПД на строительство скважин (до 2015 г. такое право заказчик получал при наличии положительного заключения государственной экспертизы), то это также надо закрепить правовыми нормативными документами.
Надо внести также ясность, что понимать под такими названиями, как «рабочий проект производства буровых работ» и «проектная документация на строительство скважин» (эти фразы приведены, но не раскрыты в «Правилах безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (М., 2013 г.).
Мы считаем, что в соответствии с п. 19 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. приказам Ростехнадзора №101 от 19.03.2013 г.) для строительства скважин заказчик-застройщик должен передать

Нами предлагается проектную документацию на строительство скважин рассматривать как один из важнейших документов, дающих право создания скважины и право на ее государственную регистрацию как объекта собственности недропользователя. Такое предложение предлагается закрепить правовыми нормативными документами.

Разработка, согласование и утверждение проектной документации на строительство поисково-разведочных скважин

Далее рассмотрим предложения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство поисково-разведочных скважин.
До отмены государственной экспертизы ПД на строительство поисково-разведочных скважин по составу и содержанию соответствовала Постановлению Правитель­ства РФ от 16.02.2008 №87 и наряду с результатами инженерных изысканий отведенных земельных участков под инженерную подготовку буровой площадки (для строительства на ней поисковой или разведочной скважины) и подъездных автомобильных дорог проходила государственную экспертизу. Вопросы инженерной подготовки, т.е. строительства буровой площадки и подъездных дорог, излагались в составе раздела 2 проекта под названием «Схема планировочной организации земельного участка» (ПЗУ). Буровая площадка и подъездные автодороги (при необходимости и вертолетная площадка) строились согласно техническим решениям раздела 2 ПЗУ проектной документации, получившей положительное заключение госэкспертизы. Другие вопросы, связанные с разделом ПЗУ, излагались в подразделе 6.1 «ПОС», вопросы охраны окружающей среды при строительных работах – в подразделе 8.1 «ООС» той же ПД, сметные расчеты – в подразделе 11.1 той же ПД.
После отмены госэкспертизы ПД на строительство буровых скважин требуется, на наш взгляд, внесение новых нормативных актов на строительство поисково-разведочных скважин. Это вызвано следующими обстоятельст­вами: площадка строительства поисково-разведочной скважины, в соответствии с п. 5 приложения №1 к ФЗ-116 от 21.07.1997 г., является опасным производственным объектом (ведение горных работ), и проектная документация на ее строительство подлежит прохождению экспертизы (например, негосударственной). Поскольку стадия разработки проектной документации на строительство буровой площадки под строительство поисковой или разведочной скважины предусматривает проведение инженерных изысканий, благодаря результатам которых учитываются при строительных работах: характеристика грунтов, степень заболоченности и прочие условия (неучет которых может привести к возникновению рисков появления чрезвычайных ситуаций), результаты инженерных изысканий земельных участков под строительство поисковой или разведочной скважины также подлежат прохождению экспертизы. Таким образом, этапами создания поисковой или разведочной скважины являются: отведение и аренда земельных участков, инженерные изыскания земельных участков, разработка проектной документации на строительство буровой площадки с подъездными автодорогами (при необходимости с вертолетной площадкой), строительство буровой площадки с подъездными автодорогами, разработка проектной документации на строительство поисковой или разведочной скважины и, наконец, строительство самой поисковой или разведочной скважины в соответствии с разработанной проектной документацией.

Читайте также:  Инн управление капитального строительства ростова

ЗБС с горизонтальным окончанием по продуктивному пласту нельзя относить к капитальному ремонту скважин.

Для строительства поисковой или разведочной скважины предлагается обеспечить застройщика-заказчика двумя проектными документациями: 1) ПД на строительство буровой площадки с подъездными автодорогами; 2) ПД на строительство поисковой или разведочной скважины. Обе проектные документации по составу и содержанию разделов должны отвечать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 со следующей разницей: раздел 2 (ПЗУ) проектной документации на строительство поисковой или разведочной скважины заменить проектной документацией на строительство буровой площадки с подъездными автодорогами. Что касается экспертизы, предлагается следующее: проектная документация на строительство буровой площадки с подъездными автодорогами с отчетами по результатам инженерных изысканий представляется на негосударственную экспертизу при условии, что проектная документация на строительство поисковой или разведочной скважины не будет представляться на государственную экспертизу. Однако, с учетом того, что, в отличие от условий строительства эксплуатационных скважин, при строительстве разведочных скважин (в особенности поисковых) прогноз горно-геологических условий бурения не всегда достоверен на 100%, возрастает вероятность возникновения осложнений и аварий при строительстве таких скважин. Поэтому мы полагаем, что государственными органами в скором времени будет пересмотрен статус параметрических, поисковых и разведочных скважин и, при прочих равных условиях, они будут относиться к категории особо опасных, технически сложных объектов и на этой основе будет принято решение о необходимости прохождения проектных документаций на строительство указанных скважин государственной экспертизы. До принятия такого решения проектные документации на строительство указанных скважин, по решению заказчика (застройщика), также могут быть представлены на государственную экспертизу (такое право у недропользователя имеется). Могут представляться такие ПД также на негосударственную экспертизу и будут подвергаться, по-видимому, экспертизе по принятой в масштабе РФ схеме экспертизы проектных документаций на строительство эксплуатационных скважин.
Ниже изложены некоторые аспекты, касающиеся юридического статуса проектных документаций на строительство скважин.
До отмены разрешения на строительство скважин территориальные органы Ростехнадзора требовали от застройщиков-заказчиков предоставления заключения авторского надзора о соответствии построенной нефтяной или газовой скважины проектной документации. Согласно требований «Правил безопасности в НГП» (М,, 2013 г.) при строительстве скважин отклонения от проектных решений не допускаются.
Следует отметить, что и Градостроительным кодексом, и «Правилами безопасности в НГП» (М., 2013 г.), и другими нормативными документами предусмотрено строительство буровых скважин осуществлять согласно проектной документации (рабочему проекту). Однако, после вступления в силу закона №533-ФЗ и отмены государственного строительного надзора, нефтяные компании перестали заключать договоры на ведение авторского надзора за ходом строительства скважин, и создается такая ситуация, когда непонятно, кто и на основании какого нормативного документа должен осуществлять строительный контроль за бурением скважин. После отмены получения разрешения на ввод объекта (скважины) в эксплуатацию создается и такая парадоксальная ситуация, когда недропользователь получает возможность на свой страх и риск вводить в эксплуатацию и те скважины, которые построены с теми или иными отклонениями от проектной документации. Полагаем, что обязательное осуществление Государственного строительного надзора и авторского надзора за строительством скважин в ближайшее время будет возобновлено. Некоторые руководители и специалисты могут привести доводы относительно того, что в настоящее время строительный контроль осуществляется супервайзерской службой. Однако, к сожалению, следует констатировать, что супервайзерские службы, непосредственно входят в структуру заказчика (застройщика), «защищают» интересы («внутреннюю политику») недропользователя, связанные с расходованием материалов, инструментов, оборудования и т.п.
Пункт 108 главы Х «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.) гласит: «Контроль за ходом производства буровых работ, качеством выполнения этих работ, технологических процессов и операций, качеством используемых материалов и технических средств, соблюдением безопасных условий труда должен осуществляться пользователем недр (заказчиком), организацией, осуществляющей производство буровых работ, и другими субъектами хозяйственной деятельности, уполномоченными пользователем недр». Конечно, за все в ответе недропользователь (заказчик), а также подрядчик буровых работ и субподрядчики сервисных услуг. Однако, как показывает практика, без контроля со стороны третьим, независимым лицом, не всегда решается все гладко, на высоком уровне, т.е. в соответствии с требованиями безопасности, качества и т.п. В нынешних сложившихся условиях только один вид контроля за ходом строительства скважин может дать объективную оценку о соответствии построенной скважины действующей проектной документации на строительство скважин. Таким видом контроля является авторский надзор, который не отменен, – наоборот, он предписан п. 116 «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.), но только остается не ясным, каков юридический статус заключения авторского надзора о соответствии (несоответствии) построенной скважины проектной документации на строительство скважин, в т.ч. по части реализации природоохранных мероприятий.

На основании вышеизложенных материалов можно заключить, что строительство скважин на нефть и газ и их ликвидация с 2015 г. осуществляются без какого–либо контроля со стороны государственных органов.

Неясные вопросы требуют своего разрешения. При этом следует особо подчеркнуть, что самый неясный вопрос сегодня связан с юридическим статусом разработанных (и разрабатываемых) проектных документаций на строительство скважин. Какой орган государственной власти может потребовать представления проектной документации на строительство скважины как официального документа, в соответствии с которым построен объект капитального строительства (скважина), который является объектом недвижимости. Как известно, объекты недвижимости (скважины), после соответствующего оформления, становятся собственностью недропользователя. Государственная регистрация права собственности на скважину является завершающим этапом создания скважины. В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления правообладателя и документов, подлежащих представлению в регистрационный орган. Согласно пункту 30 «Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» среди прочих документов подлежала представлению и проектная документация на строительство объекта недвижимости. Однако приказом Министерства юстиции РФ от 16 сентября 2010 г. №227 указанный регламент был отменен, а взамен другой документ не принят до сих пор. В результате этого регистрационные органы требуют представления самых разнообразных документов, касающихся организации и фактического строительства объектов, связанных с пользованием недрами, их техническим учетом и т.д. Нами предлагается проектную документацию на строительство скважин рассматривать как один из важнейших документов, дающих право создания скважины и право на ее государственную регистрацию как объекта собственности недропользователя. Было бы правильно закрепить это правовыми нормативными документами.

Проектная документация на ЗБС

Вступившими с 18.12.2013 г. новыми «Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (М., 2013 г.) изменились терминология и требования к ведению работ по зарезке боковых стволов скважин, а именно: согласно пункту 982 указанных «Правил…» зарезка боковых стволов (ЗБС) и проводка горизонтальных участков в продуктивном пласте (без полной замены обсадной колонны) отнесены к капитальному ремонту скважин. Попытаемся объяснить, почему ЗБС с горизонтальным окончанием по продуктивному пласту нельзя относить к капитальному ремонту скважин. Дело заключается в том, что протяженность горизонтального участка, наиболее сложного участка бокового ствола с точки зрения бурения без осложнений и аварий с соблюдением требований промышленной безопасности, достигает 300 – 500 м и более, а длина бокового ствола в целом может составить 2000 – 3000 м и более, что соразмерно с длиной ствола обычных скважин, строящихся согласно проектным документациям, утвержденным заказчиком. Уменьшение диаметра бокового ствола по сравнению с диаметром ствола скважины, обсаженной эксплуатационной колонной, использование бурового инструмента меньшего диаметра, а также использование специального подземного оборудования, предназначенного для проведения, например, многостадийного гидроразрыва пласта в горизонтальном участке ствола, и т.п., усложняют условия бурения и заканчивания строительства боковых стволов с горизонтальным окончанием по продуктивному пласту. Обсаживание боковых стволов обсадными колоннами уменьшенного диаметра («хвостовиками») в принципе приводит к существенному изменению конструкции скважины. На наш взгляд, указанные факторы являются веским основанием для того, чтобы впредь строительство боковых стволов с горизонтальными окончаниями по продуктивному пласту (пластам) осуществлялось только в соответствии с утвержденной проектной документацией. Для этого предлагаем внести соответствующие изменения в «Правила безопасности в НГП» (М., 2013 г.).

Контроль за ликвидацией скважин

Приказом от 12.05.2015 №1 Ростехнадзор отменил дейст­вие «Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов», утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2002 г. №22. Тем же приказом порядок ликвидации скважин главой LVII.II (с некоторыми изменениями) введен в состав «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.). Вышеуказанная «Инструкция…» предусматривала ликвидацию скважин осуществлять в соответствии с проектной документацией на ликвидацию скважин, получившей положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, согласованной

Считаем, что в целях защиты интересов будущих поколений человечества должен быть восстановлен «статус–кво» на ликвидацию нефтяных и газовых скважин.

с Федеральным органом горного и промышленного надзора России и утвержденной недропользователем. В отличие от «Инструкции…» согласно новым «Правилам в НГП» (М., 2013 г.) ликвидация скважин проводится в соответствии с документацией (по планам изоляционно-ликвидационных работ), которые не подвергаются какой-либо экспертизе и не согласовываются с органами Ростехнадзора.
Таким образом, на основании вышеизложенных материалов можно заключить, что как строительство скважин на нефть и газ, так и ликвидация скважин в настоящее время (с 2015 г.) осуществляются без какого-либо контроля со стороны государственных органов.
Мы считаем, что отношение к строительству и ликвидации нефтяных и газовых скважин должно быть изменено коренным образом. Что собой представляет ликвидированная бывшая нефтяная или газовая скважина? Ликвидированная скважина – это отверстие («дыра») в земной коре, которое изолировано от окружающих горных пород колоннами строительных обсадных труб, цементным кольцевым камнем за обсадными колоннами, цементными мостами (стаканами) внутри колонн, устьевая часть скважины оборудована заглушкой (или глухим металлическим фланцем), а свободная часть колонны от твердых цементных стаканов заполнена нейтральной и незамерзающей (в приустьевом интервале) жидкостью той или иной плотности. Основное требование к ликвидированной скважине: 100%-ное обеспечение требований охраны недр, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Согласно «Правилам безопасности в НГП» (М., 2013 г.), ежегодный контроль за состоянием устьев ликвидированных скважин осуществляет пользователь недр. Периодичность проверок устанавливается пользователем недр, но не реже одного раза в два года (для скважин, ликвидированных после окончания бурения) и одного раза в год (для скважин, ликвидированных в процессе эксплуатации). Необходимые ремонтные работы при обнаружении неисправностей и нарушений вышеуказанных требований осуществляются пользователем недр по планам, составленным исполнителем работ и утвержденным пользователем недр.

Обезопасим поколения будущего

Мы считаем, что действующими «Правилами безопасности в НГП» (М., 2013 г.) не учитываются требования будущих периодов существования цивилизации человечества на Земле, когда человечество взамен нефти и газа будет пользоваться новыми источниками энергии, т.е. отпадет необходимость добывать из недр Земли нефтегазовые углеводороды или наступит момент, когда запасы нефти и газа недр Земли будут истощены настолько, что дальнейшая добыча нефтегазовых углеводородов перестанет быть рентабельной, вследствие чего наступит конец эры нефти и газа. Это означает, что человечество перестанет разрабатывать и эксплуатировать месторождения нефти и газа, а ликвидированные скважины останутся как «объекты» деятельности прошлых цивилизаций. Возникают вопросы: какую угрозу будут представлять ликвидированные бывшие нефтяные и газовые скважины для новых поколений человечества, спустя, скажем, несколько столетий? Вся сложность прогнозов относительно технического состояния скважин в будущем, заключается в отсутствии сегодня научных исследований по этой проблеме и трудностей предвидения того, как будет изменяться техническое состояние ликвидированных скважин через большие интервалы времени. Можно только предположить, что спустя годы произойдут разрушение и потеря герметичности стальных обсадных труб, а также полная потеря начальных свойств цементного камня вследствие коррозии. Одновременно можно допускать, что спустя годы ликвидированные скважины могут превратиться в «каналы» для просачивания на поверхность Земли газообразных легких углеводородов. Тогда можно будет представить себе картину, когда над ликвидированными месторождениями нефти и газа будут полыхать маленькие факелы (словно «свечи»), создавая неутешительную картину «могильника». Но при этом, однако, нельзя исключить и такого варианта развития событий, как «самозалечивание» ликвидированных скважин и благодаря этому сохранение атмосферы Земли от загрязнения углеводородами «бывших» месторождений нефти и газа через ликвидированные скважины.
Мы считаем, что в целях защиты интересов будущих поколений человечества должен быть восстановлен «статус-кво» на ликвидацию нефтяных и газовых скважин. Иными словами, на ликвидацию скважин должна разрабатываться проектная документация (типовая и индивидуальная), которая далее должна представляться на экспертизу промбезопасности и согласовываться с государственными органами, т.е. с территориальными органами Ростехнадзора. Предлагаем работы по ликвидации скважин сопровождать авторским надзором, т.е. должен вестись контроль за ходом работ по ликвидации скважин разработчиком – автором проектной документации на ликвидацию скважин.

В связи с тем, строительство скважин на нефть и газ сопровождается неизбежным техногенным воздействием на объекты природной среды, деятельность компаний, осуществляющих бурение и ГРР, в том числе регламентируется нормативными актами в области промышленной безопасности, основным из которых является ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов ». … Одним из основных недостатков Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов » является отсутствие учета специфических требований к объектам нефтяной и газовой промышленности.

Источники
  • https://stroitelstvo-gid.ru/santehnika/yavlyaetsya-li-neftyanaya-skvazhina-obektom-kapitalnogo-stroitelstva.html
  • https://burneft.ru/archive/issues/2015-06/14

Рейтинг
Загрузка ...