Часть объекта капитального строительства

Предпосылки признания частей объекта капитального строительства в качестве самостоятельных недвижимых вещей

Что учитывать при изменении объекта капитального строительства

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это изменение параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта, а также замена и (или) восстановление несущих конструкций. Исключение — замена отдельных элементов таких конструкций аналогичными или иными улучшающими показатели элементами и восстановление указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГК).

То есть объект капитального строительства, созданный в рамках реконструкции, всегда будет связан с изменением каких-либо характеристик. Реконструкция отличается от других видов работ (капитальный ремонт или перепланировка) тем, что для нее нужно получить разрешение на строительство. Поэтому реконструированное здание может оказаться самовольной постройкой, если собственник не согласует необходимых изменений или нарушит обязательные градостроительные нормы.

Кроме того, особенность реконструкции состоит в изменении параметров объекта капитального строительства. При выполнении капитального ремонта или перепланировки такого не происходит. Между тем установить, что под этим изменением понимает законодатель, непросто. Обратимся к правоприменительной практике.

  • Если в результате выполнения работ изменяется (увеличивается) общая площадь объекта капитального строительства, например появляется пристройка, изменяются внешние границы здания, то такое изменение будет признано реконструкцией.
  • Реконструкцией могут признать и факт размещения на фасаде здания навесных систем, хотя по результатам выполнения таких работ строительные объемы и площади здания не меняются. Однако работы по устройству навесных фасадных систем, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, следует проводить на основании соответствующего разрешения на строительство (письмо Минрегиона от 22.02.2012 № 3706-ДШ/08). Кроме того, необходимо положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (если проведение госэкспертизы предусмотрено ст. 49 ГК).
  • В качестве работ, для которых нужно разрешение на строительство, могут быть рассмотрены и работы по переустройству технического подполья в эксплуатируемый подвал (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2015 по делу № А50-14365/2014).

При этом в ГК прописаны случаи, когда разрешение на строительство не требуется: если изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов и не превышают предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом (п. 4 ч. 17 ст. 51 ГК). Чтобы понять, нужно ли получать разрешение для конкретных работ (особенно после их выполнения), необходимо провести полноценное исследование,

Если же проект работ предусматривает изменение характеристик объекта капитального строительства (его площади, высоты, количества этажей), застройщику точно потребуется разрешение на строительство. Кроме того, нужно будет внести соответствующие изменения в ВРИ (вид разрешенного использования) земельного участка.

Как получить разрешительную документацию?

Шаг 1. Получите градостроительный план земельного участка, который будет отражать сведения о предельных параметрах разрешенного строительства.

Шаг 2. Проведите техническое обследование здания.

Шаг 3. Получите свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения, разработке проектной документации стадии П и иной разрешительной документации.

Шаг 4. Оплатите сбор за снятие запрета на строительство и изменение вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающего строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Размер сбора зависит от разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Для расчета используют формулу:

П = С× (КС2-КС1), где

П — размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (руб.);

С — ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования;

КС1 — кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (руб.);

КС2 — кадастровая стоимость земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Показатель рассчитывается исходя из максимального удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка для устанавливаемых видов разрешенного использования, утвержденного в установленном порядке правовым актом правительства Москвы на дату обращения (руб.).

Следует учесть, что для некоторых земель может быть установлен запрет на строительство (реконструкцию). Например, в столице такой запрет устанавливает правительство Москвы (или уполномоченный им орган; закон г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве»).

Снять запрет на строительство и реконструкцию можно по заявлению собственника земельного участка. Но это возможно только после оплаты 80% от кадастровой стоимости такого участка. Если строительство объекта не приводит к изменению вида разрешенного использования участка, такой запрет снимут по заявлению собственника земельного участка без оплаты. Снять запрет на строительство и реконструкцию с предварительным изменением вида разрешенного использования земельного участка можно на основании заявления собственника в рамках установленного градостроительного регламента.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт всегда связан с улучшением отдельных характеристик самостоятельных элементов здания, которые обеспечивают его функционирование в целом. Застройщик вправе лишь заменить отдельные конструкции более новыми и современными, чтобы здание соответствовало требованиям градостроительных, санитарных, пожарных и других норм. Возводить новые элементы и конструкции, которые ранее не предусматривались в проекте здания, при капремонте нельзя.

При проведении капитального ремонта не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. Какие работы можно выполнять в рамках капремонта:

  • переустройство полов с заменой более прочными и долговечными материалами;
  • частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец;
  • ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности;
  • полное или частичное (более 10%) возобновление штукатурки;
  • полное возобновление тяг, карнизов, поясов, сандриков и др.;
  • смена покрытий выступающих частей здания;
  • смена отопительных регистров;
  • частичная или полная смена воздуховодов;
  • смена вентиляторов;
  • смена износившихся участков сети (более 10%);
  • смена предохранительных щитков;
  • ремонт или восстановление кабельных каналов и др.

Пределы капитального ремонта регулирует приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312. Согласно этому акту во время капитального ремонта нужно устранить неисправности всех изношенных элементов, восстановить их или заменить (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) более долговечными и экономичными, улучшить эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом можно провести экономически целесообразную модернизацию здания или объекта: улучшить планировку, добавить недостающие виды инженерного оборудования, благоустроить окружающую территорию.

Важно: суды понимают под капитальным ремонтом не только непосредственно ремонт, но и работы, изменившие объект в части, не касающейся его параметров как объекта капитального строительства. Например, со ссылкой на определение капитального ремонта суд отказал в признании реконструкцией работ, после которых часть подземной парковки стала пригодной для использования под торгово-развлекательную зону (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2013 по делу № А21-860/2013).

Переустройство и перепланировка

В настоящее время перепланировка, переустройство и связанные с ними работы относятся к сфере регулирования жилищного законодательства. К нежилым помещениям их не применяют. Для последних существуют понятия «реконструкция» и «капитальный ремонт». При этом их определения имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и «переустройство», и включают специальные процедуры.

На практике, когда в отношении нежилых помещений необходимо провести работы, которые не входят в понятие капитального ремонта и не изменяют параметров объекта капитального строительства, застройщики оформляют их как перепланировку (переоборудование). Переустройство и перепланировка нежилых помещений и зданий на практике проводятся по процедуре, аналогичной перепланировке (переустройству) жилых помещений,

Перепланировка жилого помещения — это изменение его конфигурации, а переустройство — установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт помещения (ст. 25 ЖК).

Порядок действий собственников, а также основания проведения переустройства и перепланировки жилого помещения установлены в ст. 26 ЖК. Работы по перепланировке и переустройству перечислены в п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170. Так, перепланировка жилых помещений включает:

  • перенос и разборку перегородок;
  • перенос и устройство дверных проемов;
  • разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир;
  • устройство дополнительных кухонь и санузлов;
  • расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений;
  • ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;
  • устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование жилых помещений (к которому, согласно п. 1.7 указанных правил, относится и переустройство) включает:

  • установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
  • перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
  • устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
  • прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Наличие либо отсутствие изменений технических характеристик объекта выявляется исключительно в рамках проведения кадастровых работ в порядке, предусмотренном ст. 36 федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», с отражением кадастровым инженером необходимой информации в техническом плане. При подаче заявления о кадастровом учете произведенных изменений заявитель должен приложить также положительное заключение о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ.

Случаи из практики

Грань между приведенными категориями подчас оказывается довольно тонкой. Например, нарушения, допущенные при выполнении работ по реконструкции мансарды, стали основанием для признания такой мансарды самостоятельным этажом, а работ по ее реконструкции — строительством нового этажа. В итоге мансарду признали самовольной постройкой и потребовали привести объект в первоначальное состояние, а также уплатить штрафы.

Критически важным может также оказаться дословное и доскональное соблюдение предусмотренного законом порядка согласования работ до начала их выполнения. Например, отказ от получения разрешения на строительство до начала реконструкции объекта культурного наследия повлек за собой признание реконструированного здания самовольной постройкой. И правообладателю было очень непросто доказывать, что разрешение на строительство не получили в связи с тем, что уполномоченный орган был уверен, что не может выдавать такие разрешения (соответствующий ответ получили в письменном виде). Получить заранее разрешение на реконструкцию объекта культурного наследия в общем порядке было невозможно, потому что это не предусмотрено законом. В такой ситуации правообладатель, начиная работы без разрешения на строительство, действовал, как говорится, на свой страх и риск, а в результате столкнулся с последствиями нарушения охранных обязательств и штрафами.

Исключить возможные претензии проверяющих можно, только если верно квалифицировать предстоящие работы (с учетом особенностей судебной правоприменительной практики) и строго выполнять предусмотренные законом процедуры согласования. Легализация результатов уже завершенных работ, даже в случаях, когда это допускается законом, предполагает сложную и длительную процедуру, результаты которой зачастую сложно прогнозировать,

— Михаил Краснов, партнер, руководитель практики налогового и юридического консультирования Consul Group.

капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства , которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства . С 1 сентября 2022 года вступит в силу постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 711 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании…

Предпосылки признания частей объекта капитального строительства в качестве самостоятельных недвижимых вещей (Колбасюк Е.А.)

В составе сложных недвижимых вещей, к которым относятся объекты капитального строительства, можно выделить как реальные (юридически отделимые части — самостоятельные вещи, например лифт), так и идеальные части (юридически неотделимые части — части, не являющиеся по природе самостоятельными вещами (помещения) (подробнее см. [1]).

Справедливости ради следует сказать, что в законодательстве собственно помещение признано вещью лишь условно. Как метко отметил К.И. Скловский, «помещение может быть вещью только в качестве фикции вещи», признавая помещение как «пространственное качество здания» [2, с. 879], с чем мы полностью солидарны.

Легальное определение термина «помещение» содержится в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент), в соответствии с подпунктом 14 части 2 статьи 2 которого помещением признается «часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями» (выделено мной. — Е.К.). При этом строительной конструкцией признается часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции (п. 24 ч. 2 ст. 2 Технического регламента). При внимательном прочтении этого положения мы убеждаемся, что строго материальной (телесной) частью вещи (здания) является строительная конструкция, а не помещение.

Таким образом, фактически помещение является пространством, границы которого определены возведением перегородок, рассекающих пространство в здании горизонтально (полами и потолками) и вертикально (стенами), что указывает на бестелесность помещения как вещи. В конечном счете разрешение на строительство выдается на создание здания, а не помещений, то есть создаваемой вещью является именно здание.

То же следует указать и в отношении земельного участка, под которым понимается недвижимая вещь, представляющая собой «часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи» (выделено мной. — Е.К.) (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации; далее — ЗК РФ).

В общеупотребительном значении под земной поверхностью понимается совокупность суши и океана, то есть материи в твердом и жидком состоянии. Очевидно, что земельным участком не может считаться часть океана, поэтому им может считаться только твердая часть земной поверхности.

На первый взгляд телесность земельного участка как вещи прямо явствует из легального определения (твердая часть земной поверхности в определенных границах, то есть почва). Однако необходимо помнить, что изъятие почвенного слоя не приводит к прекращению земельного участка до тех пор, пока сохраняются его границы. При этом согласно части 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Следовательно, под земельным участком нелогично понимать почву, иначе законодатель специально не оговаривал бы, что собственнику участка принадлежит почвенный слой, так как этим слоем собственно и является земельный участок.

Читайте также:  Управление капитального строительства фсб россии официальный

Таким образом, по нашему мнению, земельный участок по своей природе также представляет собой пространство на суше в определенных границах, что и следовало бы закрепить в легальном определении земельного участка, приводимом в ЗК РФ. Это также обеспечивало бы единообразное понимание норм ЗК РФ и ГК РФ.

Как верно отмечено А.В. Егоровым и М.А. Церковниковым в комментарии к судьбоносному Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 64, «право собственности на помещение — это не право на окружающие правообладателя со всех сторон бревна, кирпичи или бетонные блоки, это право господства над неким пространством» (выделено мной. — Е.К.) [6, с. 55].

Очевидно, что признание помещений и земельных участков в качестве вещей обусловлено настоятельной потребностью (требованиями) гражданского оборота, и они представляют собой «вынужденные» вещи или фикцию вещи (абстракцию).

Как при разделе земли на земельные участки, так и при разделе земельного участка на части не происходит физическое отделение земельного участка от земли, а также одной части земельного участка от другой, что также свидетельствует об абстрактном характере раздела земельных участков.

Как абстрактный характер раздела недвижимости, так и абстрактный характер частей здания (помещений) и земельных участков как вещей позволяют сделать вывод, что основополагающей каузой (причиной) законодательной возможности раздела недвижимых вещей по природе на идеальные части, которым придается статус вещей по закону, выступает потребность гражданского оборота.

Означает ли это возможность раздела всего и вся на любые части, например фасадных стен здания или крыши, лестниц и т.п., только лишь исходя из потребности гражданского оборота? Ответ, безусловно, отрицательный. Это связано с тем, что образуемые в результате раздела недвижимой вещи идеальные части, признаваемые правопорядком «вынужденными» вещами, должны иметь самостоятельное значение, а точнее, должны соответствовать признаку пригодности (предназначенности) для самостоятельного использования.

В связи с этим А.В. Егоровым и М.А. Церковниковым очень правильно обозначено право собственности на идеальные части вещи, имеющие самостоятельное значение, которым можно придать статус самостоятельной вещи, как «обособленная собственность» или «собственность на пространство» [6, с. 65].

Такое специфическое право необходимо отличать от индивидуальной собственности, предметом которой может быть любая вещь, а не только идеальная часть вещи, признаваемая правопорядком самостоятельной вещью.

В свою очередь, «вынужденная» вещь (пространство в (на) вещи) должна обладать признаком дискретности, то есть быть способной к описанию (индивидуализации).

Одной из важных предпосылок для учреждения законодателем возможности раздела здания на «вынужденные» вещи и признания идеальных частей здания (пространств в нем) в качестве самостоятельных вещей является сформированный общественный спрос на обособленную собственность в отношении таких частей.

Именно в силу общественного спроса законодателем также была признана в качестве самостоятельной вещи комната в квартире, хотя раздел квартиры на комнаты законодательно прямо не разрешен, но и не запрещен.

Так, в статье 558 ГК РФ утверждается, что предметом договора купли-продажи могут быть части жилого дома или квартиры (надо полагать комнаты), тогда как собственно правило, допускающее раздел жилого дома или квартиры на комнаты, ГК РФ не урегулировано.

В статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилым помещением признается комната, а институт раздела жилого дома или квартиры на комнаты ЖК РФ не установлен. В статье 40 ЖК РФ предусматривается раздел жилых помещений, но только смежных. То есть указанный в статье 40 ЖК РФ раздел осуществляется в отношении двух квартир одновременно, что в большей степени напоминает одновременный раздел, которым осуществляется перераспределение площади между квартирами, а не «покомнатный» раздел одной из квартир.

Кроме того, ни ГК РФ, ни ЖК РФ не содержат прямой запрет на действия собственника по разделу жилого дома и квартиры на комнаты. Такой запрет следует из судебной практики.

Так, в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года N 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом» разъясняется, что «выдел по требованию участника общей долевой собственности на дом принадлежащей ему доли (раздел дома) может быть произведен судом в том случае, если выделяемая доля составляет изолированную часть дома с отдельным входом (квартиру), либо имеется возможность превратить эту часть дома в изолированную путем соответствующего переоборудования» (выделено мной. — Е.К.).

В свою очередь, в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано: «Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой» (выделено мной. — Е.К.).

Таким образом, судебная практика исходит из возможности раздела жилых домов на квартиры и раздела квартир на квартиры, не допуская тем самым раздел исходного жилого помещения на комнаты. Однако такие судебные акты были приняты до принятия ЖК РФ, что ставит под сомнение актуальность приведенных судами разъяснений.

В этом аспекте также обращает на себя внимание проблематика возможности раздела объекта капитального строительства — сооружения парковки — на парковочные места или, как принято их называть, машино-места либо формирование машино-мест в частях здания, предназначенных для парковки (подземный паркинг), на открытых автостоянках. Эта проблематика возникла в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которым был установлен исчерпывающий перечень видов объектов недвижимости, подлежащих индивидуализации (описанию), среди которых машино-место не поименовано, при том что до принятия указанного законодательного акта машино-места описывались, в отношении их осуществлялись технический учет и государственная регистрация прав.

Справедливости ради следует отметить, что указанный Федеральный закон как процессуальный акт должен регулировать исключительно процедурные вопросы, связанные с порядком описания и постановки на кадастровый учет недвижимых вещей, и не должен вторгаться в сферу материального права, определяющего виды недвижимых вещей. Использование императивного способа изложения перечня недвижимых вещей, подлежащих кадастровому учету, безусловно, нельзя признать удачным. В письмах же разработчика этого законодательного акта (Министерства экономического развития Российской Федерации) последовательно продвигался тезис о возможности описания машино-места только при условии его соответствия признакам помещения (см. [12, 13]), что противоречило существу машино-места как идеальной части объекта капитального строительства, не ограниченной строительными конструкциями.

Таким образом, профильное ведомство фактически нивелировало идею признания машино-места объектом права собственности, оставляя возможность исключительно владения и пользования им по соглашению между всеми сособственниками объекта капитального строительства (парковки, жилого здания) в целом.

В письме [14] профильным ведомством высказана менее категоричная позиция — отмечена возможность существования машино-места в качестве самостоятельной вещи только после внесения соответствующих изменений в существующее гражданское законодательство.

При этом не так давно в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены поправки, согласно которым машино-места признаны объектами обложения налогом на имущество физических лиц и перечислены в одном ряду с объектами недвижимости [15], то есть законодатель, хоть и не в статутном законе, исходил из того, что машино-место является недвижимой вещью. На наш взгляд, это в полной мере свидетельствовало о высоком общественном спросе на введение в гражданский оборот машино-места в качестве обособленного объекта права собственности.

Машино-место по своему назначению также отвечает предлагаемому нами признаку обособления идеальных частей вещи в самостоятельные вещи в виде пригодности (предназначенности) для самостоятельного использования, так как оно никем, кроме правообладателя, использоваться не должно. Что касается механизма описания машино-места, то это вопрос абсолютно технический.

Как мы уже отмечали, А.В. Егоровым и М.А. Церковниковым допускается установление права господства над неким пространством, иногда даже не имеющим стен (авторы как раз упоминали места для парковки в подземной части здания) [6, с. 55]. При этом авторами приводятся примеры индивидуализации машино-мест в различных правопорядках.

Так, в законодательстве Германии для регистрации в качестве обособленной собственности закон называет долговечность маркировки (отметка на чертеже, установка демаркационного столбика).

В Австрии объектом права обособленной собственности признается квартира и иная пространственная единица (к ней можно отнести машино-место), а индивидуализация машино-места осуществляется посредством нанесения маркировки на поверхность земли, которая предназначена исключительно для парковки автомобиля и пригодна для этого по своему размеру, местоположению и свойствам, при этом не важно, где оно находится, в здании или на открытом воздухе (см. [6, с. 53, 72, 73]).

Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии как теоретических, так и практических препятствий для раздела зданий и сооружений на машино-места. В связи с этим вспоминается римское изречение: «Общее имущество — мать раздоров», поэтому введение норм, направленных на обеспечение более устойчивого гражданского оборота, следует признать закономерным.

По нашему мнению, учреждение машино-места как «вынужденной» вещи должно быть предусмотрено в статутном законе, содержащем нормы материального права, коим нельзя признать законодательный акт, регулирующий порядок кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на нее, поскольку он является процессуальным законом.

В части 1 статьи 130 ГК РФ приводится примерный перечень объектов недвижимости, однако указанный перечень ограничен недвижимыми вещами «по природе», поэтому логично было бы предположить, что учреждение машино-места как «вынужденной» вещи должно осуществляться в ином законодательном акте.

Вместе с тем субъектами правотворческой инициативы роль родительского закона для норм о самостоятельном статусе машино-места в ряду недвижимых вещей отведена именно ГК РФ.

По поручению Президента Российской Федерации о вовлечении парковочных мест в гражданский оборот Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан и внесен на общественное обсуждение проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вовлечения в гражданский оборот площадок, являющихся частями здания или сооружения)» (ID 02/04/08-15/00039290) [16]. Этим законопроектом предусматривались:

1) дополнение пункта 1 статьи 130 ГК РФ предложением следующего содержания: «К недвижимым вещам также относятся входящие в состав здания или сооружения определенные в соответствии с требованиями федерального закона помещения и площадки» (выделено мной. — Е.К.);

2) введение в Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определение термина «площадка», под которой понималось «определенная в соответствии с Федеральным законом часть здания или сооружения неограниченная строительной конструкцией».

Таким образом, в статье 130 ГК РФ наряду с недвижимыми вещами «по природе» предложено перечислить и части таких вещей, которые являются самостоятельными вещами «в силу закона» (помещения, площадки).

Вместе с тем в заключении об оценке регулирующего воздействия, подготовленном Министерством экономического развития Российской Федерации по итогам общественного обсуждения указанного законопроекта [17], предлагалось уточнить формулировку дополнения в пункт 1 статьи 130 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: «К недвижимым вещам также относятся индивидуально-определенные в соответствии с требованиями федерального закона части зданий, строений, сооружений, помещений» (выделено мной. — Е.К.).

По нашему мнению, приведенную формулировку следовало уточнить с учетом предпосылки учреждения идеальных частей вещи в качестве самостоятельных вещей в виде предназначенности таких вещей для самостоятельного использования. В ином случае предложенная формулировка создавала бы опасность регистрации прав на такие части здания, как лестничные клетки и иные части зданий, которые не могут использоваться индивидуально. Также следует обратить внимание на то, что такая формулировка предполагала введение в гражданский оборот частей помещений, а при условии, что они не изолированы (не ограничены строительными конструкциями), — фактически квадратные метры в комнатах, что предполагало раздел исходного («материнского») объекта — здания на помещения, и, в свою очередь, раздел образуемых («дочерних») объектов — помещений — на меньшие «дочки» — части, не являющиеся помещениями. Таким образом, такая часть помещения выступала бы наименьшей «матрешкой» в здании, а сама объектно-правовая структура здания являлась бы трехзвенной «здание — помещение — часть помещения».

С.А. Степанов метко отметил, что здание можно рассматривать как юридическую, объектно-правовую матрешку (см. [18, с. 155]).

Представляется, что авторы поправки стремились ввести в гражданский оборот места для банкоматов или иных нестационарных объектов, когда собственнику материнского объекта принадлежит не целое здание, а помещение в нем. Между тем, на наш взгляд, формирование общественного спроса на сделки с таким имуществом требовало дополнительного обоснования, а это предложение выходило за рамки первоначальной идеи, заложенной в законопроект. В связи с этим, по нашему мнению, дополнение пункта 1 статьи 130 ГК РФ следовало бы изложить в следующей редакции: «К недвижимым вещам также относятся индивидуально-определенные в соответствии с требованиями федерального закона части зданий и сооружений, предназначенные для самостоятельного использования«.

В окончательной редакции дополнения пункта 1 статьи 130 ГК РФ указанная неточность устранена, и законодателем принято решение однозначно поименовать вводимые в гражданский оборот части объектов капитального строительства машино-местом, что снимает с правоприменительных органов необходимость определения соответствия части недвижимой вещи признаку предназначенности для самостоятельного использования и исключает возможность злоупотреблений.

Читайте также:  Как получить землю под строительство капитального гаража

В итоге Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ пункт 1 статьи 130 ГК РФ дополнен абзацем следующего содержания: «К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке» (выделено мной. — Е.К.).

Одновременно с этим были внесены поправки во вступающий в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» [20], определяющие механизм описания (индивидуализации) машино-мест (что обеспечивает дискретность машино-места). Этот Закон дополнен следующими нормами:

«Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения — на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.

Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности — в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее — специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования. По желанию заказчика кадастровых работ могут быть дополнительно определены координаты специальных меток. По желанию обладателя права на машино-место характерные точки границ машино-места могут быть дополнительно закреплены специальными метками на поверхности пола» (выделено мной. — Е.К.).

Из указанных норм видно, что дискретность машино-места обеспечивается двумя требованиями:

— границы машино-места должны быть обозначены в натуре (нанесена краска и т.п.);

— должно быть закреплено местоположение специальных меток, от которых идет расчет расстояния до характерных точек машино-места.

По желанию заказчика могут быть определены координаты специальных меток (не характерных точек машино-места, а долговременных знаков (стен, колонн), к которым идет привязка таких характерных точек). И наконец, по желанию правообладателя, то есть лица, право которого уже возникло до вступления в силу закона, закон допускает закрепление границ специальными метками (долговременными знаками), если этого не было сделано ранее.

Необходимо отметить и то, что подзаконным актом должны быть определены минимальные (максимальные) размеры машино-места, что также должно упредить регистрацию прав на вещи, которые не могут использоваться по их функциональному предназначению (например машино-место размером 1 x 1 м, на котором невозможно разместить автомобиль).

Указанные нововведения в полной мере соответствуют формулируемым нами предпосылкам введения в гражданский оборот идеальных частей зданий и сооружений.

Подводя итог проведенному анализу, мы можем выделить три одновременные предпосылки для учреждения законодателем возможности раздела объекта капитального строительства на «вынужденные» вещи или признания идеальной части объекта капитального строительства (пространства в нем) в качестве самостоятельной вещи:

1) должен быть сформирован общественный спрос на обособленную собственность в отношении таких частей вещи;

2) такая часть должна быть пригодной (предназначенной) для самостоятельного использования;

3) такая часть должна быть индивидуализирована — отграничена от иных частей для определения границ (пределов) права обособленной собственности конкретного лица.

Литература и информационные источники

1. Колбасюк Е.А. История становления гражданско-правового института раздела объекта недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 5 (164).
2. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М.: Статут, 2010.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
6. Егоров А.В., Церковников М.А. Право на пространство в здании // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. N 2.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года N 14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
8. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года N 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 года N Д23-4171 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 июля 2011 года N Д23-3155 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 июня 2011 года N Д23-2475 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ: в редакции Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
16. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вовлечения в гражданский оборот площадок, являющихся частями здания или сооружения)». URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=39290 (дата обращения: 17 августа 2016 года).
17. Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вовлечения в гражданский оборот площадок, являющихся частями здания или сооружения). URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=39290 (дата обращения: 7 августа 2016 года).
18. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М.: Статут, 2004.
19. Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
20. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СПС «КонсультантПлюс».

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — это изменение параметров объекта , его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта , а также замена и (или) восстановление несущих конструкций. Исключение — замена отдельных элементов таких конструкций аналогичными или иными улучшающими показатели элементами и восстановление указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГК). То есть объект капитального строительства , созданный в рамках реконструкции, всегда будет связан с изменением каких-либо характеристик.

Статья 1 ГрК РФ. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;

2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;

10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;

10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);

10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;

11) красные линии — линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;

12) территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

13) строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

14.1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

14.3) капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;

15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;

Читайте также:  Ведущий инженер отдела капитального строительства

17) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор);

18) объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;

19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;

20) объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;

21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка;

22) технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса;

23) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

24) система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

25) транспортно-пересадочный узел — комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой;

26) нормативы градостроительного проектирования — совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

27) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения;

28) программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;

29) машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 настоящего Кодекса;

31) сметные нормы — совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее — строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;

32) сметные цены строительных ресурсов — сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;

33) сметные нормативы — сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм;

33.1) укрупненный норматив цены строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства;

34) комплексное развитие территорий — совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов;

35) элемент планировочной структуры — часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

36) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

37) прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;

38) элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;

39) объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

40) дом блокированной застройки — жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

1. Строительство , реконструкция объектов капитального строительства , а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. … 5) лиц, осуществляющих строительство , реконструкцию, капитальный ремонт объектов , указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

Источники
  • https://consul.group/ru/news/chto_uchityvat_pri_izmenenii_obekta_kapitalnogo_stroitelstva
  • http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8168
  • https://rulaws.ru/Gradostroitelnyy-kodeks/Glava-1/Statya-1/

Рейтинг
Загрузка ...