Предпосылки признания частей объекта капитального строительства в качестве самостоятельных недвижимых вещей
ОБЪЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА
отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими работами и затратами), на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение которого имеется утвержденная проектная и проектносметная документация, а также получено разрешение на строительство (специальное разрешение на строительство), в порядке, установленном действующим законодательством. Объект, возводимый без получения разрешения, будет рассматриваться как самовольная постройка.
Если на строительной площадке по проекту (рабочему проекту) возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например, в промышленности – здание цеха основного назначения, на транспорте – здание железнодорожного вокзала, в жилищногражданском строительстве – жилой дом, театр, школа, городской мост и т. п.), то понятие объекта строительства совпадает с понятием стройки.
При строительстве предприятий, жилых поселков и т. п. наружные обслуживающие и вспомогательные сооружения (сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газификации, энергоснабжения, подъездные пути и т. п.) являются отдельными объектами строительства, входящими в состав стройки. Здание (корпус), в котором размещаются несколько цехов, считается одним объектом (Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденная постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. № 123).
Что является объектом капитального строительства ? Определение объекта капитального строительства дано в ст.1 Градостроительного кодекса РФ. Также определение ОКС в строительстве дает ГК РФ. … Градостроительный кодекс дает определение объектов капитального строительства и четко характеризует эту категорию сооружений, так что сомнений возникать не должно. Но бывают спорные случаи, когда постройка по всем признакам к ОКС не относится, а тем не менее признается таковой. Следует разбираться в этих нюансах, ведь к капобъектам предъявляются особые требования. Что такое ОКС по закону?
Предпосылки признания частей объекта капитального строительства в качестве самостоятельных недвижимых вещей (Колбасюк Е.А.)
В составе сложных недвижимых вещей, к которым относятся объекты капитального строительства, можно выделить как реальные (юридически отделимые части — самостоятельные вещи, например лифт), так и идеальные части (юридически неотделимые части — части, не являющиеся по природе самостоятельными вещами (помещения) (подробнее см. [1]).
Справедливости ради следует сказать, что в законодательстве собственно помещение признано вещью лишь условно. Как метко отметил К.И. Скловский, «помещение может быть вещью только в качестве фикции вещи», признавая помещение как «пространственное качество здания» [2, с. 879], с чем мы полностью солидарны.
Легальное определение термина «помещение» содержится в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент), в соответствии с подпунктом 14 части 2 статьи 2 которого помещением признается «часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями» (выделено мной. — Е.К.). При этом строительной конструкцией признается часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции (п. 24 ч. 2 ст. 2 Технического регламента). При внимательном прочтении этого положения мы убеждаемся, что строго материальной (телесной) частью вещи (здания) является строительная конструкция, а не помещение.
Таким образом, фактически помещение является пространством, границы которого определены возведением перегородок, рассекающих пространство в здании горизонтально (полами и потолками) и вертикально (стенами), что указывает на бестелесность помещения как вещи. В конечном счете разрешение на строительство выдается на создание здания, а не помещений, то есть создаваемой вещью является именно здание.
То же следует указать и в отношении земельного участка, под которым понимается недвижимая вещь, представляющая собой «часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи» (выделено мной. — Е.К.) (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации; далее — ЗК РФ).
В общеупотребительном значении под земной поверхностью понимается совокупность суши и океана, то есть материи в твердом и жидком состоянии. Очевидно, что земельным участком не может считаться часть океана, поэтому им может считаться только твердая часть земной поверхности.
На первый взгляд телесность земельного участка как вещи прямо явствует из легального определения (твердая часть земной поверхности в определенных границах, то есть почва). Однако необходимо помнить, что изъятие почвенного слоя не приводит к прекращению земельного участка до тех пор, пока сохраняются его границы. При этом согласно части 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Следовательно, под земельным участком нелогично понимать почву, иначе законодатель специально не оговаривал бы, что собственнику участка принадлежит почвенный слой, так как этим слоем собственно и является земельный участок.
Таким образом, по нашему мнению, земельный участок по своей природе также представляет собой пространство на суше в определенных границах, что и следовало бы закрепить в легальном определении земельного участка, приводимом в ЗК РФ. Это также обеспечивало бы единообразное понимание норм ЗК РФ и ГК РФ.
Как верно отмечено А.В. Егоровым и М.А. Церковниковым в комментарии к судьбоносному Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 64, «право собственности на помещение — это не право на окружающие правообладателя со всех сторон бревна, кирпичи или бетонные блоки, это право господства над неким пространством» (выделено мной. — Е.К.) [6, с. 55].
Очевидно, что признание помещений и земельных участков в качестве вещей обусловлено настоятельной потребностью (требованиями) гражданского оборота, и они представляют собой «вынужденные» вещи или фикцию вещи (абстракцию).
Как при разделе земли на земельные участки, так и при разделе земельного участка на части не происходит физическое отделение земельного участка от земли, а также одной части земельного участка от другой, что также свидетельствует об абстрактном характере раздела земельных участков.
Как абстрактный характер раздела недвижимости, так и абстрактный характер частей здания (помещений) и земельных участков как вещей позволяют сделать вывод, что основополагающей каузой (причиной) законодательной возможности раздела недвижимых вещей по природе на идеальные части, которым придается статус вещей по закону, выступает потребность гражданского оборота.
Означает ли это возможность раздела всего и вся на любые части, например фасадных стен здания или крыши, лестниц и т.п., только лишь исходя из потребности гражданского оборота? Ответ, безусловно, отрицательный. Это связано с тем, что образуемые в результате раздела недвижимой вещи идеальные части, признаваемые правопорядком «вынужденными» вещами, должны иметь самостоятельное значение, а точнее, должны соответствовать признаку пригодности (предназначенности) для самостоятельного использования.
В связи с этим А.В. Егоровым и М.А. Церковниковым очень правильно обозначено право собственности на идеальные части вещи, имеющие самостоятельное значение, которым можно придать статус самостоятельной вещи, как «обособленная собственность» или «собственность на пространство» [6, с. 65].
Такое специфическое право необходимо отличать от индивидуальной собственности, предметом которой может быть любая вещь, а не только идеальная часть вещи, признаваемая правопорядком самостоятельной вещью.
В свою очередь, «вынужденная» вещь (пространство в (на) вещи) должна обладать признаком дискретности, то есть быть способной к описанию (индивидуализации).
Одной из важных предпосылок для учреждения законодателем возможности раздела здания на «вынужденные» вещи и признания идеальных частей здания (пространств в нем) в качестве самостоятельных вещей является сформированный общественный спрос на обособленную собственность в отношении таких частей.
Именно в силу общественного спроса законодателем также была признана в качестве самостоятельной вещи комната в квартире, хотя раздел квартиры на комнаты законодательно прямо не разрешен, но и не запрещен.
Так, в статье 558 ГК РФ утверждается, что предметом договора купли-продажи могут быть части жилого дома или квартиры (надо полагать комнаты), тогда как собственно правило, допускающее раздел жилого дома или квартиры на комнаты, ГК РФ не урегулировано.
В статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилым помещением признается комната, а институт раздела жилого дома или квартиры на комнаты ЖК РФ не установлен. В статье 40 ЖК РФ предусматривается раздел жилых помещений, но только смежных. То есть указанный в статье 40 ЖК РФ раздел осуществляется в отношении двух квартир одновременно, что в большей степени напоминает одновременный раздел, которым осуществляется перераспределение площади между квартирами, а не «покомнатный» раздел одной из квартир.
Кроме того, ни ГК РФ, ни ЖК РФ не содержат прямой запрет на действия собственника по разделу жилого дома и квартиры на комнаты. Такой запрет следует из судебной практики.
Так, в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года N 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом» разъясняется, что «выдел по требованию участника общей долевой собственности на дом принадлежащей ему доли (раздел дома) может быть произведен судом в том случае, если выделяемая доля составляет изолированную часть дома с отдельным входом (квартиру), либо имеется возможность превратить эту часть дома в изолированную путем соответствующего переоборудования» (выделено мной. — Е.К.).
В свою очередь, в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано: «Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой» (выделено мной. — Е.К.).
Таким образом, судебная практика исходит из возможности раздела жилых домов на квартиры и раздела квартир на квартиры, не допуская тем самым раздел исходного жилого помещения на комнаты. Однако такие судебные акты были приняты до принятия ЖК РФ, что ставит под сомнение актуальность приведенных судами разъяснений.
В этом аспекте также обращает на себя внимание проблематика возможности раздела объекта капитального строительства — сооружения парковки — на парковочные места или, как принято их называть, машино-места либо формирование машино-мест в частях здания, предназначенных для парковки (подземный паркинг), на открытых автостоянках. Эта проблематика возникла в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которым был установлен исчерпывающий перечень видов объектов недвижимости, подлежащих индивидуализации (описанию), среди которых машино-место не поименовано, при том что до принятия указанного законодательного акта машино-места описывались, в отношении их осуществлялись технический учет и государственная регистрация прав.
Справедливости ради следует отметить, что указанный Федеральный закон как процессуальный акт должен регулировать исключительно процедурные вопросы, связанные с порядком описания и постановки на кадастровый учет недвижимых вещей, и не должен вторгаться в сферу материального права, определяющего виды недвижимых вещей. Использование императивного способа изложения перечня недвижимых вещей, подлежащих кадастровому учету, безусловно, нельзя признать удачным. В письмах же разработчика этого законодательного акта (Министерства экономического развития Российской Федерации) последовательно продвигался тезис о возможности описания машино-места только при условии его соответствия признакам помещения (см. [12, 13]), что противоречило существу машино-места как идеальной части объекта капитального строительства, не ограниченной строительными конструкциями.
Таким образом, профильное ведомство фактически нивелировало идею признания машино-места объектом права собственности, оставляя возможность исключительно владения и пользования им по соглашению между всеми сособственниками объекта капитального строительства (парковки, жилого здания) в целом.
В письме [14] профильным ведомством высказана менее категоричная позиция — отмечена возможность существования машино-места в качестве самостоятельной вещи только после внесения соответствующих изменений в существующее гражданское законодательство.
При этом не так давно в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены поправки, согласно которым машино-места признаны объектами обложения налогом на имущество физических лиц и перечислены в одном ряду с объектами недвижимости [15], то есть законодатель, хоть и не в статутном законе, исходил из того, что машино-место является недвижимой вещью. На наш взгляд, это в полной мере свидетельствовало о высоком общественном спросе на введение в гражданский оборот машино-места в качестве обособленного объекта права собственности.
Машино-место по своему назначению также отвечает предлагаемому нами признаку обособления идеальных частей вещи в самостоятельные вещи в виде пригодности (предназначенности) для самостоятельного использования, так как оно никем, кроме правообладателя, использоваться не должно. Что касается механизма описания машино-места, то это вопрос абсолютно технический.
Как мы уже отмечали, А.В. Егоровым и М.А. Церковниковым допускается установление права господства над неким пространством, иногда даже не имеющим стен (авторы как раз упоминали места для парковки в подземной части здания) [6, с. 55]. При этом авторами приводятся примеры индивидуализации машино-мест в различных правопорядках.
Так, в законодательстве Германии для регистрации в качестве обособленной собственности закон называет долговечность маркировки (отметка на чертеже, установка демаркационного столбика).
В Австрии объектом права обособленной собственности признается квартира и иная пространственная единица (к ней можно отнести машино-место), а индивидуализация машино-места осуществляется посредством нанесения маркировки на поверхность земли, которая предназначена исключительно для парковки автомобиля и пригодна для этого по своему размеру, местоположению и свойствам, при этом не важно, где оно находится, в здании или на открытом воздухе (см. [6, с. 53, 72, 73]).
Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии как теоретических, так и практических препятствий для раздела зданий и сооружений на машино-места. В связи с этим вспоминается римское изречение: «Общее имущество — мать раздоров», поэтому введение норм, направленных на обеспечение более устойчивого гражданского оборота, следует признать закономерным.
По нашему мнению, учреждение машино-места как «вынужденной» вещи должно быть предусмотрено в статутном законе, содержащем нормы материального права, коим нельзя признать законодательный акт, регулирующий порядок кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на нее, поскольку он является процессуальным законом.
В части 1 статьи 130 ГК РФ приводится примерный перечень объектов недвижимости, однако указанный перечень ограничен недвижимыми вещами «по природе», поэтому логично было бы предположить, что учреждение машино-места как «вынужденной» вещи должно осуществляться в ином законодательном акте.
Вместе с тем субъектами правотворческой инициативы роль родительского закона для норм о самостоятельном статусе машино-места в ряду недвижимых вещей отведена именно ГК РФ.
По поручению Президента Российской Федерации о вовлечении парковочных мест в гражданский оборот Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан и внесен на общественное обсуждение проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вовлечения в гражданский оборот площадок, являющихся частями здания или сооружения)» (ID 02/04/08-15/00039290) [16]. Этим законопроектом предусматривались:
1) дополнение пункта 1 статьи 130 ГК РФ предложением следующего содержания: «К недвижимым вещам также относятся входящие в состав здания или сооружения определенные в соответствии с требованиями федерального закона помещения и площадки» (выделено мной. — Е.К.);
2) введение в Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определение термина «площадка», под которой понималось «определенная в соответствии с Федеральным законом часть здания или сооружения неограниченная строительной конструкцией».
Таким образом, в статье 130 ГК РФ наряду с недвижимыми вещами «по природе» предложено перечислить и части таких вещей, которые являются самостоятельными вещами «в силу закона» (помещения, площадки).
Вместе с тем в заключении об оценке регулирующего воздействия, подготовленном Министерством экономического развития Российской Федерации по итогам общественного обсуждения указанного законопроекта [17], предлагалось уточнить формулировку дополнения в пункт 1 статьи 130 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: «К недвижимым вещам также относятся индивидуально-определенные в соответствии с требованиями федерального закона части зданий, строений, сооружений, помещений» (выделено мной. — Е.К.).
По нашему мнению, приведенную формулировку следовало уточнить с учетом предпосылки учреждения идеальных частей вещи в качестве самостоятельных вещей в виде предназначенности таких вещей для самостоятельного использования. В ином случае предложенная формулировка создавала бы опасность регистрации прав на такие части здания, как лестничные клетки и иные части зданий, которые не могут использоваться индивидуально. Также следует обратить внимание на то, что такая формулировка предполагала введение в гражданский оборот частей помещений, а при условии, что они не изолированы (не ограничены строительными конструкциями), — фактически квадратные метры в комнатах, что предполагало раздел исходного («материнского») объекта — здания на помещения, и, в свою очередь, раздел образуемых («дочерних») объектов — помещений — на меньшие «дочки» — части, не являющиеся помещениями. Таким образом, такая часть помещения выступала бы наименьшей «матрешкой» в здании, а сама объектно-правовая структура здания являлась бы трехзвенной «здание — помещение — часть помещения».
С.А. Степанов метко отметил, что здание можно рассматривать как юридическую, объектно-правовую матрешку (см. [18, с. 155]).
Представляется, что авторы поправки стремились ввести в гражданский оборот места для банкоматов или иных нестационарных объектов, когда собственнику материнского объекта принадлежит не целое здание, а помещение в нем. Между тем, на наш взгляд, формирование общественного спроса на сделки с таким имуществом требовало дополнительного обоснования, а это предложение выходило за рамки первоначальной идеи, заложенной в законопроект. В связи с этим, по нашему мнению, дополнение пункта 1 статьи 130 ГК РФ следовало бы изложить в следующей редакции: «К недвижимым вещам также относятся индивидуально-определенные в соответствии с требованиями федерального закона части зданий и сооружений, предназначенные для самостоятельного использования«.
В окончательной редакции дополнения пункта 1 статьи 130 ГК РФ указанная неточность устранена, и законодателем принято решение однозначно поименовать вводимые в гражданский оборот части объектов капитального строительства машино-местом, что снимает с правоприменительных органов необходимость определения соответствия части недвижимой вещи признаку предназначенности для самостоятельного использования и исключает возможность злоупотреблений.
В итоге Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ пункт 1 статьи 130 ГК РФ дополнен абзацем следующего содержания: «К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке» (выделено мной. — Е.К.).
Одновременно с этим были внесены поправки во вступающий в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» [20], определяющие механизм описания (индивидуализации) машино-мест (что обеспечивает дискретность машино-места). Этот Закон дополнен следующими нормами:
«Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения — на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.
Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности — в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее — специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования. По желанию заказчика кадастровых работ могут быть дополнительно определены координаты специальных меток. По желанию обладателя права на машино-место характерные точки границ машино-места могут быть дополнительно закреплены специальными метками на поверхности пола» (выделено мной. — Е.К.).
Из указанных норм видно, что дискретность машино-места обеспечивается двумя требованиями:
— границы машино-места должны быть обозначены в натуре (нанесена краска и т.п.);
— должно быть закреплено местоположение специальных меток, от которых идет расчет расстояния до характерных точек машино-места.
По желанию заказчика могут быть определены координаты специальных меток (не характерных точек машино-места, а долговременных знаков (стен, колонн), к которым идет привязка таких характерных точек). И наконец, по желанию правообладателя, то есть лица, право которого уже возникло до вступления в силу закона, закон допускает закрепление границ специальными метками (долговременными знаками), если этого не было сделано ранее.
Необходимо отметить и то, что подзаконным актом должны быть определены минимальные (максимальные) размеры машино-места, что также должно упредить регистрацию прав на вещи, которые не могут использоваться по их функциональному предназначению (например машино-место размером 1 x 1 м, на котором невозможно разместить автомобиль).
Указанные нововведения в полной мере соответствуют формулируемым нами предпосылкам введения в гражданский оборот идеальных частей зданий и сооружений.
Подводя итог проведенному анализу, мы можем выделить три одновременные предпосылки для учреждения законодателем возможности раздела объекта капитального строительства на «вынужденные» вещи или признания идеальной части объекта капитального строительства (пространства в нем) в качестве самостоятельной вещи:
1) должен быть сформирован общественный спрос на обособленную собственность в отношении таких частей вещи;
2) такая часть должна быть пригодной (предназначенной) для самостоятельного использования;
3) такая часть должна быть индивидуализирована — отграничена от иных частей для определения границ (пределов) права обособленной собственности конкретного лица.
Литература и информационные источники
1. Колбасюк Е.А. История становления гражданско-правового института раздела объекта недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 5 (164).
2. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М.: Статут, 2010.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
6. Егоров А.В., Церковников М.А. Право на пространство в здании // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. N 2.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года N 14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
8. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года N 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 года N Д23-4171 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 июля 2011 года N Д23-3155 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 июня 2011 года N Д23-2475 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ: в редакции Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
16. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вовлечения в гражданский оборот площадок, являющихся частями здания или сооружения)». URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=39290 (дата обращения: 17 августа 2016 года).
17. Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вовлечения в гражданский оборот площадок, являющихся частями здания или сооружения). URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=39290 (дата обращения: 7 августа 2016 года).
18. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М.: Статут, 2004.
19. Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
20. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СПС «КонсультантПлюс».
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Объект капитального строительства . здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Объекты незавершенного строительства . … изменение параметров объекта капитального строительства , его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительст. Организация и проведение подрядных торгов на строительство объектов .
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
а) разъяснения о порядке применения Положения, утвержденного настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанные разъяснения даются по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере;
б) Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности соответственно вправе уточнять отдельные требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением, утвержденным настоящим Постановлением;
в) Министерство транспорта Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры вправе уточнять отдельные требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением, утвержденным настоящим постановлением.
3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты, указанные в части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по атомной энергии до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), на особо опасные и технически сложные объекты в части обеспечения радиационной и промышленной безопасности.
5. Федеральной службе безопасности Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации в части мероприятий по противодействию террористическим актам.
а) в абзаце первом пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774), слова «и проектной документации» заменить словами «, проектной и рабочей документации»;
б) подпункт «ж» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1336) изложить в следующей редакции:
«ж) проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку;».
ПОЛОЖЕНИЕ О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯХ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — строительство).
2. В целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
5. В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
6. Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
7. Необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) — 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
8. Необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
В отношении метрополитена под этапом строительства также понимается комплекс работ по организации строительства, включающий в себя строительство временных зданий и сооружений, проходку шахтных стволов с подходными выработками, оснащение горных комплексов, сооружение и оснащение стартовых котлованов для щитовой проходки тоннелей.
В отношении автомобильных дорог под этапом строительства также понимается комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя изъятие земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, оформление прав владения и пользования на указанный земельный участок, снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, проведение археологических раскопок в пределах территории строительства, разминирование территории строительства и другие работы.
II. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов
9. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 — 32 настоящего Положения.
Цена объекта капитального строительства . цена, в основе которой лежит общий объем издержек производства, состоящий из затрат на комплектное оборудование, строительно-монтажные работы и инженерно-консультационные услуги. Ц.о.к.с., как пра. Строительство градостроительного объекта . комплекс работ по созданию нового градостроительного объекта и соответствующему инженерному обеспечению и благоустройству территории. Приемка законченного строительством объекта . юридическое действие, в результате которого подтверждается соответствие принимаемого объекта предъявляемым к нему требованиям и заказчик вступает во владение объектом , если иное не установлено.
- https://determiner.ru/termin/obekt-stroitelstva.html
- http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8168
- https://www.dokipedia.ru/document/5181056