Человеческое общество состоит из четырех основных подсистем, которые называют сферами общественной жизни: политической, экономической, духовной и социальной. Духовная сфера общества ответственна за сохранение и передачу моральных и нравственных, религиозных, культурных ценностей из поколения в поколение. По развитости духовной сферы можно судить о цивилизованности общества, предвидеть его будущее. Что включает в себя духовная сфера общества, за что она ответственна — можно узнать из данного урока.
План урока:
Духовная сфера жизни общества — это пространство, в котором организована деятельность людей по созданию, сохранению и передаче духовных ценностей. Благодаря этому возможна духовная жизнь всего социума и отдельных индивидов в нем.
Старт курса «Сила Коржа ОГЭ» | Общество как форма жизнедеятельности людей | Анастасия Коржева
Что входит в духовную сферу общества
Духовная сфера включает в себя все, что необходимо для нравственного и интеллектуального развития личности: образование, науку, религию, искусство, культуру, нравственность, мораль. Все это элементы, способствующие формированию человеческого сознания.
Человеческое общество, даже с самым высоким уровнем развития экономики трудно назвать полноценным, без духовной составляющей. Страшно представить себе социум, лишенный духовных человеческих ценностей: любви, сострадания, нравственных идеалов, религиозных норм, культуры. Культура включает в себя традиции, язык, одежду, мировоззрение, повседневный быт народа. Без нее, народ потеряет идентичность, сольется с другими нациями, народностями.
К функциям духовной сферы общества относятся:
- Формирование мировоззрения (взглядов на мир и представлений о нем);
- Регулирование поведений людей в обществе (гармоничная жизнь возможна только благодаря нравственности, морали, представлениям о добре и зле);
- Развитие самосознания;
- Производство и передача научных знаний;
- Воспитание подрастающего поколения;
- Художественное освоение мира;
- Развитие эстетики (восприятия прекрасного).
Упрощенно основные элементы духовной сферы общества делят на 3 области:
- Научную сферу. Она позволяет людям познавать окружающее пространство, накапливать и передавать полученный опыт, информацию.
- Религиозную сферу. Она регулирует поведение людей в обществе на основе религиозных правил и предписаний, понятий добра, нравственности, справедливости.
- Сферу культуры. Произведения искусства, традиции, обычаи, язык передаются как особые ценности из поколения в поколение.
Главное отличие духовной сферы от других сфер общества — производство нематериальных благ. При этом их создание все же не обходиться без достижений экономики.
Все аргументы по разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Пример. Мелодия, созданная композитором, является нематериальным благом. Но ее воспроизведение невозможно без музыкальных инструментов — продукта экономической деятельности человека. Художник, так же не напишет картину без холста, красок, кистей.
Таким образом, духовная сфера неразрывно связана с остальными сферами жизни человеческого общества.
Духовные ценности и культурное наследие
Культура вмещает в себя все материальные и духовные ценности созданные человеком. К материальным ценностям относят: сооружения, изобретения, технику, транспортные средства, жилые дома. Среди духовных ценностей выделяют: произведения искусства, ритуалы, сказки, литературные произведения, традиции, обряды. Все это, передается по наследству следующим поколениям, благодаря такой преемственности человечество может прогрессировать, развиваться.
Представим себе ситуацию, в которой общество существовало бы без культурной преемственности. В нем, появившись на свет, человек должен был бы снова изобретать первые орудия труда, создавать новую письменность, придумывать свою мораль и законы. В этом случае развитие человечества было бы невозможно, люди так и остались бы на уровне первобытно-общинного строя.
Насколько прогрессировал современный человек, можно понять, сравнив духовные ценности в древнем обществе и современном. Так на Киевской Руси жизнь человека оценивалась в денежных единицах-гривнах. За убийство свободного человека нужно было выплатить штраф князю, в размере 80 гривен. Жизнь сельского работника оценивалась в 12, холопа — в 5 гривен.
Так же был распространен обычай кровной мести: можно было убить отца за отца, сына за сына или любого другого кровного родственника за место своего, убитого членами этой семьи. На сегодняшний день общество придерживается принципов человечности, гуманности, чего не скажешь о прошлом.
Для сохранения мирового культурного наследия еще в 1945 году была создана международная организация ЮНЕСКО. Сегодня она обеспечивает сотрудничество более 200 государств, входящих в ее состав, в сфере образования, культуры и науки. ЮНЕСКО занимается:
- Созданием охраняемых природных территорий, чтобы усилить взаимодействие человека с природой, сохранить природные заповедники;
- Охраной всемирного культурного наследия (памятников архитектуры, исторических ценностей, важных археологических находок);
- Охраной нематериального культурного наследия: языка, национальной музыки, ритуалов, устного народного творчества, ремесел;
- Сохранением исторических документов, архивов.
Только объединив усилия, люди могут сохранить культурное наследие своей страны и всего мира.
Нравственные основы жизни человека
Нравственность — это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.
Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.
Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.
Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара.
Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.
Наука, как часть духовной сферы
Наука- специфическая сфера духовной деятельности, без нее трудно представить себе развитие человеческой цивилизации. Наука обеспечивает поиск, накопление и передачу знаний об окружающем мире, ищет способы применения этих знаний на практике.
Наука выполняет важные функции в человеческом обществе:
- Создание научной картины мира (благодаря развитию науки люди знают, что Земля имеет форму шара, инфекционные заболевания вызывают опасные бактерии, микробы, вирусы);
- Развитие научно-технического прогресса (с каждым годом благодаря научным достижениям появляются новые технологии, электроника, различные приборы и устройства);
- Подготовку научных кадров, будущих деятелей науки;
- Обучение подрастающего поколения.
Таким образом, образование и наука неразрывно связаны между собой.
Сбор объективных знаний об окружающем мире, наука производит методами:
- Анализа;
- Статистики;
- Эксперимента;
- Исследования (проверки теории на практике);
- Измерения;
- Наблюдения;
- Выдвижения гипотез (предположений).
Образование
Роль образования в жизни человека трудно переоценить, оно обеспечивает передачу полученных научными методами знаний, будущим поколениям. Кроме того, образование включает процесс воспитания — усвоения ребенком системы ценностей, норм и правил поведения в обществе.
Выделяют следующие основные ступени образования:
- Дошкольное;
- Школьное;
- Средне-специальное;
- Высшее профессиональное образование.
В современном обществе большую роль приобретает самообразование – самостоятельное обучение, поиск знаний. Благодаря самообразованию человек становится всесторонне развитым, осваивает большие объемы информации, которая находится за пределами школьной программы.
- Передача культуры новым поколениям;
- Формирование мировоззрения, жизненных принципов;
- Передача знаний и опыта;
- Подготовка к будущей профессиональной деятельности;
- Воспитание нравственной, духовно развитой личности.
Образование создает разницу между людьми, социальное неравенство. Более образованный, квалифицированный работник имеет гораздо больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, повышения доходов.
Религия
Религия — это вера в сверхъестественное, божественное происхождение мира. Первые религии зародились еще в древности. Люди поклонялись идолам, богам,олицетворяющим природные стихии в надежде получить хороший урожай, умилостивить силы природы, получить защиту от различных бедствий.
В прошлом люди поклонялись множеству богов, такая форма религии называется политеизмом (многобожием). В Древнем Риме, Греции, Египте боги представляли собой целые семьи, где каждый член семьи отвечал за отдельную сферу мироздания.
Это интересно! У Древних греков было 30 основных богов, и множество дополнительных. У греков существовал даже бог злословия, бог воров, покровитель тюленей, богини времен года, богиня мщения.
Религии в современном мирев основном основываются на вере в одного единого бога — это называется монотеизмом. Сегодня в мире насчитывается более 5000 различных религий. Но самыми распространенными среди них, у которых насчитывается большее количество последователей, являются:
- Христианство;
- Буддизм;
- Ислам.
Эти религии называют мировыми, так как они находят своих последователей по всему миру. Существуют так же другие виды религии: родоплеменные, народные, национальные. Их особенностью является то, что религию разделяют только представители одной нации, этноса, народа, племени.
Религия имеет большое значение в жизни любого общества. К функциям религии относят:
- Интеграцию (объединение людей между собой, достижение ими взаимопонимания);
- Формирование мировоззрения;
- Регулирование поведения людей на основе религиозных норм, ценностей;
- Успокоение и утешение людей.
Если в прошлом, принадлежность человека к той или иной религии определяло окружающее его общество, то сегодня, в большинстве стран, человек свободен выбирать любую веру, приходящуюся ему по душе.
Свобода совести
Свобода совести — это право человека самостоятельно выбирать, какую религию ему исповедовать, или отказаться от какой-либо веры и стать атеистом. Свобода совести гарантирована во всех демократических, светских государствах, где церковь отделена от государственной власти.
Так же гарантирована свобода совести в Конституции РФ (Российской Федерации). Согласно главному закону российского государства запрещено любое принуждение к выражению убеждений или отказу от них.
Источник: 100urokov.ru
Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции
С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.
Что такое духовная сфера общества?
Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.
Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.
Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.
Примеры функционирования духовной сферы
Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.
По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:
- Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
- Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.
Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).
Структура духовной сферы
В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:
- Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
- Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
- Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
- Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
- Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
- Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.
Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.
Значение и функции духовной сферы
Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.
При этом духовная сфера выполняет такие функции как:
- Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.
- Формирование мировоззрения. Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.
- Развитиесамосознания. Чтобы найти своё место в мире и обществе, человек должен сформировать представление о себе, а также научиться понимать, как окружающие воспринимают его и реагируют на его поступки.
- Воспитание и образование. Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.
- Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.
Отличие духовных ценностей от материальных
У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.
Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.
Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).
Заключение
Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.
Источник: dnevnik-znaniy.ru