На сегодняшний день строительство является одной из основных отраслей национальной экономики. Его особая роль состоит в том, что именно строительство является непременным фактором успешного развития основных производственных фондов и экономики страны в целом.
Являясь важнейшим условием жизнедеятельности, строительство, так или иначе, сопровождает жизнь человечества с самого начала, позволяя удовлетворять различные потребности членов общества (в первую очередь базовую потребность в жилье). Активное и устойчивое развитие строительной отрасли является несомненным благом для любого государства и его граждан, поскольку позволяет решить многие экономические и социальные задачи, такие как повышение показателей экономического роста, темпов производства и урбанизации, создание новых рабочих мест, обеспечение населения жильем и объектами социальной инфраструктуры.
Однако при этом строительная деятельность влечет и множество негативных последствий, которые наиболее остро ощущаются в сфере охраны окружающей природной среды. Только на первый взгляд к таким последствиям можно отнести:
Как реализоваться в сфере строительства? Алексей Ляльков, руководитель проектов компании «Донстрой»
— использование значительного количества природных ресурсов в процессе строительства;
— кардинальное изменение качества земельных участков, предоставленных для строительства, и прилегающих к ним территорий, уничтожение компонентов окружающей природной среды при подготовке строительных площадок и производстве строительных работ;
— чрезмерное сокращение земель, пригодных для использования в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве ;
— загрязнение окружающей природной среды в процессе эксплуатации предприятий строительной отрасли;
— негативное воздействие антропогенных объектов, созданных в результате строительства, на компоненты окружающей природной среды.
———————————
См., например: Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2011. С. 34.
Очевидно, что строительство представляет собой ту сферу человеческой деятельности, которая наглядно демонстрирует столкновение многих интересов самых различных лиц, включая частные и публичные интересы граждан, отдельных групп граждан и населения в целом, представителей строительного бизнеса, а также муниципальные и государственные интересы. В силу самой природы строительной деятельности среди сложных, комплексных отношений ее участников непременно наличествуют публичные экологические интересы. Вопрос правового обеспечения публичных экологических интересов на этапе строительства хотя и не является предметом настоящей статьи, но отметим, что одной из фундаментальных задач правового регулирования строительства должно являться создание эффективных механизмов достижения баланса интересов различных участников строительной деятельности с целью предотвращения наступления негативных для окружающей среды последствий.
Проектный офис 3.5. Автоматизация учета договоров и проектов. Ч1.
Строительство является той стадией хозяйственной деятельности, на которой определяется система взаимоотношений и характер взаимного влияния нового (или измененного) антропогенного объекта и окружающей природной среды друг на друга. В связи с этим большое значение имеет детальное регулирование всех этапов процесса от подготовки градостроительного плана земельного участка до успешного ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию. Каждый этап строительства требует осознанного участия всех субъектов строительной деятельности и лиц, заинтересованных в успешной реализации строительного проекта, качественной оценки экологических рисков и прогнозирования негативных воздействий результата строительства на окружающую природную среду в целях поиска наиболее благоприятного варианта реализации строительного проекта.
Одной из основных задач и предметом научного интереса автора настоящей статьи является выявление тех этапов строительного процесса («точек соприкосновения»), на которых действующее законодательство обязано обеспечить эффективные механизмы достижения баланса публичных экологических и иных интересов в свете повышения степени экологической обоснованности строительства. Но прежде чем приступить к решению указанной задачи, необходимо определить понятийный аппарат, являющийся основополагающим элементом любого исследования, ответив на вопрос: «Что такое строительство?»
Руководствуясь бытовыми представлениями, мы часто воспринимаем строительство исключительно как процесс создания нового объекта, не существовавшего ранее. В этом же ключе раскрывает понятие строительства и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ), определяя строительство как «создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)». Особое внимание в приведенном выше определении требует оговорка законодателя о возможности создания зданий на месте сносимых объектов капитального строительства. В этой связи возникает вопрос о том, входят ли работы по сносу объектов капитального строительства в понятие «строительство», либо их следует рассматривать в качестве самостоятельного вида деятельности, сопряженной со строительством и тесно с ним связанной.
———————————
См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст.
16.
Действующее законодательство о градостроительной деятельности не уделяет сносу зданий, строений и сооружений особого внимания на федеральном уровне, оставляя большинство вопросов, касающихся порядка сноса объектов капитального строительства, на усмотрение регионального регулирования. Тем не менее снос и демонтаж зданий «градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности» и, на наш взгляд, являются неотъемлемой частью строительного процесса. Так, например, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства является седьмым разделом проектной документации , который выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи с новым строительством (реконструкцией) , и в обязательном порядке прилагается к заявлению застройщика о выдаче разрешения на строительство . Более того, снос или демонтаж объектов капитального строительства имеет разрешительную природу и осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа местного самоуправления о сносе, которым в том числе определяются порядок и сроки осуществления сноса такого объекта . За нарушение установленного порядка сноса объектов капитального строительства региональным законодательством в области административных правонарушений обычно предусматривается административная ответственность .
———————————
См.: письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. N Д23и-1663 «О рассмотрении обращения» // СПС «КонсультантПлюс».
Речь идет о проектной документации, разрабатываемой в отношении объектов капитального строительства.
См.: пункт 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 744.
См.: ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
См.: письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. N Д23и-1663 «О рассмотрении обращения».
Так, ст. 8.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях установлена ответственность в виде административного штрафа за самовольный снос зданий, сооружений и коммуникаций. См.: Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // Ведомости Московской городской Думы. 2008. N 12. Ст.
251.
Напомним, что реконструкция представляет собой (1) изменение параметров объекта капитального строительства или его частей, в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также (2) замену и восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов, подпадающей под определение капитального ремонта (ст. 16 ГрК РФ).
Капитальный ремонт определяется действующим законодательством как замена или восстановление строительных конструкций или их элементов, за исключением несущих строительных конструкций, замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ). При этом реконструкция, так же как и капитальный ремонт , является таким изменением объекта капитального строительства, которое не требует сноса этого объекта и, следовательно, создания нового объекта капитального строительства.
———————————
Реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов имеют свои особенности. Для целей настоящей статьи они рассматриваться не будут.
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2005 г. N А56-49972/04 // СПС «КонсультантПлюс».
С одной стороны, реконструкцию и капитальный ремонт в понятие «строительство» в узком смысле слова, определенном в ст. 1 ГрК РФ, включить нельзя. С другой стороны, не представляется возможным рассматривать эти понятия отдельно от строительства и намеренно выводить их за рамки строительного процесса. Не нужно быть специалистом в данной сфере, чтобы понимать, что как собственно строительство, так и реконструкция с капитальным ремонтом являются технологически единообразным процессом, связанным с производством строительно-монтажных работ (работ капитального характера, в результате которых создаются объекты недвижимого имущества, в том числе здания, сооружения, или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и по иным аналогичным основаниям) .
———————————
См.: письмо Минфина России от 30 октября 2014 г. N 03-07-10/55074 // СПС «КонсультантПлюс».
Ключевое нормативное регулирование строительства и реконструкции на федеральном уровне содержится в гл. 6 ГрК РФ («Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства»), в которой также уделено внимание регулированию деятельности по осуществлению капитального ремонта.
Включение требований к порядку производства реконструкции, строительства и капитального ремонта в одну главу кодекса уже само по себе свидетельствует о едином подходе законодателя к различным вопросам осуществления указанных видов деятельности. Наряду с одинаковой содержательной частью строительство, реконструкция и капитальный ремонт имеют очень схожее правовое регулирование с точки зрения юридического оформления, включающее в себя следующие основные этапы: (1) подготовка проектной документации; (2) экспертиза проектной документации в случае строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ст.
16 ГрК РФ); (3) получение разрешения на строительство (за исключением капитального ремонта) (ст. 51 ГрК РФ); (4) осуществление строительно-монтажных работ; (5) приемка выполненных работ и (6) получение разрешения на ввод в эксплуатацию (за исключением капитального ремонта) (ст. 55 ГрК РФ). Процесс осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта отличается четкой и довольно подробной регламентацией со стороны действующего законодательства, из которой однозначно следует единообразный подход законодателя к режиму правового регулирования этих видов деятельности.
Особо отметим, что аналогичный режим прослеживается и в правовом регулировании ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия. Порядок их проведения включает в себя подготовку задания на проведение работ, получение разрешения на проведение работ от уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия, подготовку проектной документации и согласование ее с органами охраны объектов культурного наследия, а также осуществление контроля за проведением ремонтно-реставрационных работ . Очевидно, что реставрация объектов культурного наследия по своему содержанию и правовому регулированию близка к режиму реконструкции, поскольку налицо те же основные этапы и тот же общий разрешительный подход к правовому регулированию. Тем не менее, поскольку создать новый объект культурного наследия невозможно, значит, и любые реставрационные работы к строительству в узком смысле отнести нельзя.
———————————
См.: статья 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
Однако существует и другой подход, согласно которому выполнение инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования входит в состав деятельности по подготовке земельного участка к строительству и является частью процесса строительства. Работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации являются строительными работами, и их выполнение свидетельствует о том, что на земельном участке было начато строительство . Такая точка зрения не бесспорна, но она отражает подход к процессу строительства как к комплексному явлению — «от этапа выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» .
———————————
См.: Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Зарегистрировано в Минюсте России 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16902 // Рос. газ. 2010. 26 апр. N 88.
См.: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 г. по делу N А63-3385/2014.
Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Н.А. Игнатюк и др.; под ред. С.А. Боголюбова.
3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
В пользу такой позиции можно привести норму п. 9 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации , согласно которой срок договора аренды находящегося в публичной собственности земельного участка, предоставленного на аукционе для целей строительства, в два раза превышает срок, установленный уполномоченным органом, в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. Приказом Минстроя России от 27 февраля 2015 г. N 137/пр такой общий срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления проектирования и строительства, установлен и составляет 60 месяцев. Примечательно то, что в этом случае, в развитие предписаний кодифицированного законодательного акта, срок для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства установлен в одном нормативном правовом акте. С одной стороны, это лишь юридико-технический прием, использованный в целях удобства, но с другой стороны, также и косвенное подтверждение единства, органичности и непрерывности инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, что является аргументом в пользу расширения понятия «строительство» за счет указанных видов деятельности.
———————————
См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
См.: Приказ Минстроя России от 27 февраля 2015 г. N 137/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений». Зарегистрировано в Минюсте России 5 марта 2015 г. Регистрационный N 36368 // БНА ФОИВ. 2015. N 32.
В заключение укажем, что широкому пониманию понятия «строительство» должны быть положены пределы. Такие пределы даны в ГрК РФ, на основании комплексного толкования положений которого понятие «строительство» в широком смысле должно включать в себя инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, создание новых объектов капитального строительства (включая снос существующих объектов, если новые объекты капитального строительства возводятся на месте сносимых), а также реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и реставрацию объектов культурного наследия. Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция смешения понятий «строительство» и «размещение объекта». Такой пример видим в толкованиях Министерства экономического развития Российской Федерации положений Земельного кодекса Российской Федерации. Так, согласно ответам на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», опубликованным Минэкономразвития России 24 апреля 2015 г., понятие «размещение» подразумевает строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства» .
———————————
См.: пункт 62 Информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Приведем аргументы против такого подхода. Во-первых, современная законодательная и правоприменительная практика в сфере градостроительной деятельности уже выработала подход к восприятию строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов капитального строительства как к самостоятельным стадиям хозяйственной деятельности.
Во-вторых, процесс строительства не всегда заканчивается успешно и в силу объективных причин не всегда переходит в последующую стадию эксплуатации объекта капитального строительства, ведь строящийся объект может быть «законсервирован» или попросту брошен в связи с отсутствием дальнейшего финансирования. При таких обстоятельствах существует угроза полного отождествления понятий «размещение» и «строительство».
Однако строительство, даже с учетом широкого понимания этого термина, данного выше, объединяет различные виды деятельности, все вместе направленные на достижение одного результата — создание объекта капитального строительства либо изменение параметров или элементов существующего объекта капитального строительства. А целью размещения объекта не является непосредственно создание объекта капитального строительства или изменение его характеристик, поскольку результатом размещения может быть только определение и закрепление расположения будущего объекта капитального строительства на местности. Вот почему в правовом регулировании размещения объектов капитального строительства последовательно применяются совершенно иные подходы и методы, чем по отношению к строительству. Размещение объектов капитального строительства тесно связано с такими важнейшими компонентами градостроительной деятельности , как территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территорий, которые необходимо отделять от строительства, реконструкции и тем более от эксплуатации законченного строительством объекта.
———————————
См.: Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
Литература
1. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Н.А. Игнатюк и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп.
М.: Проспект, 2009.
2. Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2011. С. 34.
3. Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник lexandbusiness.ruСтроительство как сфера реализации капитальных вложений. Субъекты строительной деятельности, их функции
Основу строительства и всей инвестиционной сферы составляют строительные организации.
Переход строительства на рыночные условия хозяйствования сопровождался реформированием отрасли и созданием новых предпринимательских структур: ОАО, ЗАО, ООО и т.д. В последние годы строительные организации негосударственных форм собственности преобладают, как по количеству организаций, так и по объему выполняемых работ.
Согласно Закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», субъектами строительной деятельности признаются заказчик, застройщик, подрядчик.
Заказчик – это юридическое или физическое лицо, осуществляющее возведение (реконструкцию) объекта с привлечением подрядчика на основании заключенного с ним договора строительного подряда.
Застройщик – юридическое или физическое лицо, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика на основании заключенного договора.
Заказчик и застройщик также осуществляет финансирование строительства (реконструкции) объектов.
Подрядчик – юридическое или физическое лицо, имеющее право (лицензию) на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившее договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком в целях осуществления этой деятельности.
Генеральный подрядчик – подрядчик, привлекающий по договорам для выполнения отдельных своих обязательств других лиц
Субподрядчик – лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор на выполнение отдельных, специальных видов работ.
В соответствии с Указом Президента «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» от 14.01.2014 года № 26 перечень субъектов строительной деятельности дополнен руководителем (управляющим) проекта по возведению, реконструкции и реставрации объекта строительства.
Приступая к осуществлению инвестиционного проекта заказчик (заказчик) назначает управляющего проекта, который обеспечивает его реализацию.
Управляющий проекта выполняет следующие основные функции: организует работу по подготовке и реализацию проекта; организует разработку предпроектной (прединвестиционной) документации; разрабатывает план управления проекта и обеспечивает его выполнение; обеспечивает соблюдение сметной стоимости строительства, предусмотренной проектной документации; формирует перечень исполнителей, необходимых для реализации проекта; обеспечивает эффективное использование ресурсов и персонала, участвующих в реализации проекта; обеспечивает контроль за выполнение участниками проекта исполнения своих обязательств; информирует своих заказчиков (застройщиков) о ходе реализации проекта; координирует взаимодействие всех участников при реализации проекта; другие функции.
Сущность подрядных торгов, их виды, значение
И порядок проведения
Развитие рыночных отношений обусловило переход от заключения прямых договоров между заказчиками (застройщиками) и подрядными организациями к размещению заказов на строительство объектов на конкурсной основе путем проведения торгов для выбора подрядчика.
Торги создают условия конкуренции между претендентами на получение заказа. Это позволяет заказчику выбрать подрядчика (поставщика), предложения которого с точки зрения цены, сроков строительства и других условий в наибольшей степени удовлетворяют его. Таким образом, конкурсный отбор исполнителей заказов способствует более эффективному использованию инвестируемых средств.
Проведение подрядных торгов является обязательным:
а) при заключении договоров о строительстве объектов, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
– средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, – при стоимости строительства объектов 6 тысяч БВ и более;
– иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, – при стоимости строительства объектов 100 тысяч БВ и более.
б) при строительстве вышеназванных объектов обязательным также является проведение подрядных торгов в случае размещения заказов на:
– разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
– выполнение проектных и изыскательских работ;
– оказание инженерных услуг стоимостью 3 тысячи БВ и более;
– закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тысячи БВ и более;
– выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тысячи БВ и более.
В других случаях выбор подрядчика осуществляется по результатам переговоров.
Подрядные торги – форма размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса
Применяются открытые и закрытые подрядные торги.
Открытые торгипредставляют собой процедуру выбора подрядчика из числа всех участвующих в конкурсе претендентов. Они проводятся на основе опубликованного в печати объявления. В торгах могут участвовать все желающие строительные и другие организации, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Открытые торги являются основной формой проведения торгов.
Закрытые торгипредставляют собой процедуру выбора подрядчика из заранее отобранных организаторами торгов претендентов, имеющих специальные разрешения (лицензии) на выполнение работ. Объявления о проведении закрытых торгов в печати не публикуются. Организатор торгов направляет претендентам приглашения к участию в торгах.
Закрытые торги проводятся при размещении заказов на строительство объектов:
• специального назначения (при возведении которых должны соблюдаться требования об охране государственных секретов; экспериментальные и другие объекты);
• взрывоопасных объектов, находящихся на территории организаций и связанных с непрерывным производственным циклом;
• обеспечивающих безопасность движения поездов, развитие и эксплуатацию железнодорожного транспорта;
• обеспечивающих энергетическую безопасность экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах.
В организации и проведении подрядных торгов участвуют:
– организатор этих торгов;
– специалисты и наблюдатели.
Организатор торгов(инвестор, заказчик) обеспечивает подготовку и проведение торгов на размещение заказа на строительство объектов.
К моменту объявления торгов организатор должен иметь:
• документ, удостоверяющий право на земельный участок;
• разрешение местного исполнительного и распорядительного органа на строительство объекта;
• проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу и утвержденную в установленном порядке.
Организатор торгов выполняет следующие основные функции:
• принимает решение о размещении заказа на основе подрядных торгов: готовит документы (приказ, распоряжение и др.) о проведении торгов, их сроках, форме, назначает ответственное лицо за проведение торгов;
• создает конкурсную комиссию, определяет полномочия ее членов;
• обеспечивает разработку и утверждает конкурсную документацию, предоставляет ее претендентам;
• публикует в специальных печатных изданиях, в том числе имеющих международное значение, извещение о проведении подрядных торгов или рассылает приглашения претендентам (при закрытых торгах);
• принимает и регистрирует заявки на участие в торгах и конкурсные предложения претендентов, ознакамливает их с выделенной под застройку площадкой;
• размещает в печати сообщение о результатах открытых подрядных торгов;
• принимает другие меры по организации и проведению подрядных торгов.
Конкурсная комиссия— это орган, создаваемый организатором торгов для их проведения и определения победителя. В ее состав входят специалисты заказчика, министерств, ведомств, научно–исследовательских, инженерно–консультационных и проектных организаций, представители местных органов власти.
Конкурсная документация – комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения подрядных торгов
В состав конкурсной документации включают документы, сгруппированные в следующие разделы:
1. «Предмет заказа».
2. «Проектная документация».
3. «Условия проведения торгов».
4. «Порядок и объем представления претендентом конкурсного предложения».
5. «Условия заключения договора».
6. «Обязательства организатора подрядных торгов».
Конкурсная документация утверждается организатором подрядных торгов. После опубликования извещения о проведении подрядных торгов претенденты, заинтересованные в получении заказа, направляют организатору торгов письмо о своем согласии участвовать в торгах.
Участниками в зависимости от предмета заказа могут выступать проектные, изыскательские, строительные и инженерные организации (инженеры), поставщики.
Квалификационный отбор участников проводит конкурсная комиссия с целью уточнения способности претендента осуществить строительство объекта в установленные сроки и на должном уровне.
К дальнейшему участию в торгах допускаются претенденты, прошедшие предварительный отбор. Они приобретают конкурсную документацию, изучают ее, разрабатывают свое конкурсное предложение и направляют его конкурсной комиссии.
Конкурсное предложение участника должно содержать:
– сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие подписать договор (государственный контракт);
– обоснование и расчет цены предложения претендента;
– график производства работ, оказания услуг, поставки товаров;
– график платежей (за исключением случаев единовременной оплаты);
– предложения о внесении изменений (если они имеются) в представленный организатором торгов проект договора;
– сведения о системе контроля качества;
– сведения о претенденте, документально подтверждающие его технические, организационные и финансовые возможности реализации обязательств, предусмотренных в конкурсной документации организатором подрядных торгов;
– иные документы, предусмотренные в конкурсной документации организатором подрядных торгов.
Ответственным этапом является оценка поступивших конкурсных предложений. Конкурсная комиссия изучает их в срок не более 45 дней после вскрытия пакетов, а по объектам жилья, инженерной инфраструктуры и благоустройства, транспортной инфраструктуры — не более 10 дней.
Оценка предложений претендентов проводится конкурсной комиссией по критериям, установленным организатором торгов.
Результаты подрядных торгов подводятся на заседании конкурсной комиссии, где большинством голосов определяется победитель торгов на основании оценки и обсуждения конкурсных предложений. Составляется протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов, который подписывается председателем, членами комиссии и вместе с прилагаемыми документами (заключение экспертов, особое мнение отдельных членов комиссии, другие документы) представляется для утверждения организатору торгов.
В течение 20 дней после утверждения протокола претендент, признанный победителем торгов, и заказчик заключают договор строительного подряда. В заключаемый договор (контракт) вносятся существенные условия, сформированные по результатам подрядных торгов.
Источник infopedia.suВведение
Строительство — одна из наиболее быстрорастущих и развивающихся отраслей бизнеса. Это обусловлено тем, что на рынке строительства и недвижимости практически всегда наблюдается большой спрос, который растет с каждым днем.
Особенно выгодным является строительство в крупных городах, население которых постоянно увеличивается в связи с наплывом новых жителей из регионов, стремящихся к заработку в больших городах. Спрос на рынке строительства не уступает спросу на автомобили, туристические услуги и даже спросу на услуги игровых и развлекательных заведений. Цель курсовой — выявление тенденций развития строительства в г. Екатеринбурге и Свердловской области. Для этого поставлены следующие задачи — рассмотреть строительство как вид экономической деятельности, определить характеристики рынка и его сегментов, проанализировать тенденции изменения рынка, выявить системы предпочтений потребителей, исследовать цены, оценить эффективность рекламных кампаний, оценить степени влияния финансового кризиса на сферу недвижимости.
Актуальность темы: определение уровня развития строительной отрасли, весьма точный показатель здоровья экономики любой страны.
Строительство как вид экономической деятельности
Понятие строительного комплекса
Строительство является одной из крупнейших сфер экономической деятельности. Оно обеспечивает расширенное воспроизводство производственных мощностей и основных фондов для всего народного хозяйства. Строительство создает для организации любых сфер народного хозяйства основные фонды. Результатом, или продукцией строительства, являются здания или сооружения различного функционального назначения.
Рассматривая экономику страны как сложную систему — единый народно-хозяйственный комплекс, можно отметить, что она состоит из более простых комплексов: топливно-энергетического, аграрно-промышленного, лесохимического, машиностроительного, транспортного, строительного и др. Такие комплексы состоят из множества отдельных организаций, предприятий и производств. Их объединение в комплексы происходит по принципу участия в выпуске определенной продукции или оказания услуг.
В состав строительного комплекса стали включать следующие отрасли и подотрасли общественного производства:
— Строительное производство (осуществляемое подрядным и хозяйственным способом);
— Производство строительных материалов, конструкций, деталей;
— Строительное, дорожное машиностроение, изготовление инструмента, ремонт техники;
— Транспорт, обслуживающий строительство;
— Материально-техническое обеспечение (поставка, комплектация).
Учитывая сложную структуру строительного комплекса, существует довольно большое многообразие подходов к определению его сущности. Российская архитектурно-строительная энциклопедия дает следующую трактовку: «Строительный комплекс представляет собой совокупность отраслей, производств, организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата — обеспечения производства основных фондов народного хозяйства».
Система управления строительным комплексом в нашей стране претерпела длительную эволюцию, которая продолжается до настоящего времени.
Источник studbooks.netСтроительство как вид экономической деятельности, роль, значение и место капитального строительства в экономике страны
В целях государственного регулирования развития экономики, сбора и систематизации информации все производства и сферы деятельности группируются по принципу участия в той или иной сфере деятельности. Критерием отнесения организации и предприятий к тому или иному виду экономической деятельности является максимальная доля выручки от данного вида деятельности в их общей выручки от данного вида деятельности.
Одной из крупнейших сфер экономической деятельности является строительство. Строительство обеспечивает расширенное воспроизводство производственных мощностей и основных фондов для всего народного хозяйства. Оно наряду с машиностроением создает для организации любых сфер народного хозяйства основные фонды. Результатом или продукцией строительства являются здания и сооружения различного функционального назначения.
Строительная продукция представляет собой ту часть общественного продукта, в которую входят работы по изысканию и проектированию объектов строительства, их возведению, установке в них оборудования, по ремонту строительных объектов, их расширению и реконструкции, а также геологоразведочные работы, связанные со строительством.
Строительство как сфера материального производства имеет свои специфические особенности. Главные из них заключаются в неподвижности продукта при перемещающихся в процессе производства материальных, технических и людских ресурсах; длительности производственного цикла; высокой материалоемкости продукции, что требует наличия мощной материальной базы и размещения ее в пределах регионального радиуса обслуживания; повышенной зависимости строительных процессов от влияния вероятностных факторов (погодных условий, организационно- технических неувязок, изменений внешних условий производства и т.д.); существованием сложных и многообразных производственных связей кооперирования в системе народного хозяйства, которые представляют собой внешнюю среду, создающую условия для нормальной деятельности строительного производства.
Строительство отличается сложностью производственных связей и обслуживается предприятиями более чем 70 сфер экономической деятельности, при этом используется около 50% продукции промышленности строительных материалов, 18% металлопроката, 40% пиломатериалов, более 10% продукции машиностроительной промышленности.
Рассматривая экономику страны как сложную систему — единый народнохозяйственный комплекс, можно отметить, что он состоит из более простых комплексов: топливно-энергетического; аграрно-промышленного; лесохимического; машиностроительного; транспортного; строительного и других.
Такие комплексы состоят из множества отдельных организаций, предприятий и производств. Их объединение в комплексы происходит по принципу участия в выпуске определенной продукции или оказания услуг.
В состав строительного комплекса стали включать следующие отрасли и подотрасли общественного производства:
— строительное производство (осуществляемое подрядным и хозяйственным способом);
— производство строительных материалов, конструкций, деталей;
— строительное, дорожное машиностроение, изготовление инструмента, ремонт техники;
— транспорт, обслуживающий строительство;
— материально-техническое обеспечение (поставка, комплектация).
Учитывая сложную структуру строительного комплекса, существует довольно большое многообразие подходов к определению его сущности. Российская архитектурно-строительная энциклопедия дает следующую трактовку: «Строительный комплекс представляет собой совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечении производства основных фондов народного хозяйства».
Сущность, качественное своеобразие строительного комплекса можно рассматривать с различных позиций [32].
Первая. С технологической точки зрения строительный комплекс существует объективно при любой форме управления или регулирования хозяйства.
Вторая. С точки зрения управления экономикой страны понятие «строительный комплекс» как объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится экономической абстракцией. Это объясняется ликвидацией вертикали «трест — объединение — главное управление — министерство», что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна, и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением.
Третья. С точки зрения управления на уровне региона строительный комплекс существует: организация процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов.
Субъектами инвестиционно-строительного комплекса являются:
— инвесторы (застройщики, заказчики);
— подрядные строительные предприятия, проектно-изыскательские организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов;
— учреждения центрального и коммерческих банков, осуществляющие взаиморасчеты между всеми участниками инвестиционного процесса;
— предприятия большинства отраслей народного хозяйства, поставляющие материалы, товары и услуги для участников инвестиционного проекта;
— посреднические и информационные фирмы и др.
Условно место инвестиционно-строительного сектора в структуре российской экономики представлено в таблице 1.1.
Система управления строительным комплексом в нашей стране претерпела длительную эволюцию, которая продолжается до настоящего времени. Можно выделить несколько этапов в формировании инвестиционно-строительного комплекса [32].
Этап первый (1939-1990 гг.): в условиях социализма в управлении строительством, попеременно преобладали отраслевой и территориальный принципы.
1939-1957 гг. – период окончательного отделения строительства от промышленности, создан Наркомат по строительству, управление было организовано по отраслевому принципу.
1957-1964 гг. — система отраслевых министерств была заменена управлением через совнархозы по экономическим районам, в чьем подчинении оказалась большая часть подрядных строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов. В систему каждого совнархоза включалась часть строительства, обслуживающая промышленность совнархоза.
Структура управления находившегося на данной территории совнархоза определялась особенностями промышленности союзного и союзно-республиканского значения. Каждый совнархоз имел развитую линейно-функциональную структуру, отраслевые управления, функциональные отделы. Основным достоинством данной системы управления было то, что управление было максимально приближено к производству и многие производственные проблемы, возникшие в результате ведомственных барьеров при предшествующей отраслевой структуре управления, стали разрешимыми. Поэтому совнархозы вошли в историю с хорошими экономическими показателями, отличались комплексным подходом в развитии производительных сил территорий, полнее использовали резервы производства. Недостатком данной системы управления, было снижение темпов научно-техническое прогресса в отрасли.
Место инвестиционно-строительного сектора в структуре российской экономики [32]
Уровни | Иерархические структуры | Основные цели (задачи) | Субъекты реформирования |
Российская экономика (в целом) | Выход из экономического кризиса и стабилизация экономического положения. Повышение доверия населения и инвесторов к государственным институтам. Увеличение объемов и эффективности инвестиций. Обеспечение роста производства. Повышение жизненного уровня населения. Сокращение государственного долга и расходов по его обслуживанию. Обеспечение обороноспособности страны, экономической, экологической и других видов ее безопасности | Сектора национальной экономики | |
Сектора национальной экономики | Обеспечение роста национального богатства и материального благополучия граждан | Инвестиционно-строительный сектор и другие воспроизводственные сектора | |
Инвестиционно-строительный сектор | Создание основных фондов, расширение, реконструкция, техническая модернизация и перевооружение действующих основных фондов | Инвесторы, строительный комплекс, институциональные структуры | |
Инвесторы, строительный комплекс, институциональные структуры | Получение прибыли | Строительно-монтажные организации, проектировщики, логистические фирмы и др. |
1964-1986 гг. — ликвидация совнархозов; вновь создаются отраслевые министерства, принцип отраслевого управления сочетается с территориальным, так как за тремя основными министерствами закрепляются определенные территории. Принцип территориально-отраслевого управления имел на первых этапах некоторые преимущества, но с течением времени все отчетливее проявились и негативные стороны управления [35]. Серьезным недостатком данной структуры управления было большое количество параллельно работающих строительных организаций, которые принадлежали разным, в том числе нестроительным министерствам. Как правило, они создавали собственную производственную базу, свои автобазы, свой штат управления, результатом чего являлось низкое использование производственных мощностей и большие встречные и нерациональные перевозки грузов.
1986-1990 гг. – период перестройки, в строительстве преобладающим стал территориальный принцип управления. Во всех союзных республиках были созданы соответствующие министерства, а территория РСФСР была поделена между несколькими строительными министерствами с сохранением компактности района деятельности. В условиях рыночной реформы в системе управления строительным комплексом произошли серьезные изменения, в том числе и на региональном уровне.
В экономике термин «инвестиционно-строительная деятельность» не существовал. Капитальные вложения (инвестиции) и строительство (строительно-монтажные организации) были оторваны друг от друга, поскольку «соединялись» через длительную по времени цепочку директивных документов (титульные списки строек, план, лимиты капитальных вложений, строительно-монтажных и проектно-изыскательных работ, лимиты фондируемых материальных ресурсов, оборудования и др.).
Этап второй (1991-1994 гг.) – почти спонтанное разрушение административно-плановой (ведомственно-отраслевой) системы, но продуманного перехода на новую систему управления не было. Происходил процесс сокращения министерств, объединение функций и укрупнение в созданных заново структурах, а затем снова «раздувание» управленческого персонала за счет создания новых комбинированных структурных подразделений. В стране был полностью утрачен организационный фактор в управлении экономикой. Переход к рыночным отношениям связан с задачами кардинальной перестройки объекта управления и создания адекватного субъекта управления.
Этот этап характеризуется приватизацией в строительном комплексе, проводимой ускоренными темпами. Основными целями проведения приватизации в строительном комплексе являлись повышение конкуренции за счет снижения монопольной власти государственных предприятий и создания предприятий различных форм собственности, а также уменьшение товарного дефицита за счет повышения качества продукции и эффективного маркетинга.
Демонтаж административно-командной системы, разукрупнение и приватизация строительных объединений действительно привели к вакууму на среднем уровне управления, функции которого выполняли министерства и их подразделения: главные и территориальные управления [20].
С ликвидацией централизованной плановой экономики появляется территориальная собственность трех видов:
— непосредственно региональная, представленная присвоением населением региона материальных благ и услуг для удовлетворения общерегиональных потребностей;
— регионально-отраслевая, образующаяся в результате согласования региональной собственности с отраслевой на территории региона;
— федеральная, образующаяся в результате согласования регионально-отраслевых форм собственности всех региональных коллективов федерации.
Территориальная закрепленность конечного строительного продукта, распространение сырьевой базы, нецелесообразность перевозки исходных материалов и конструкций на большие расстояния и др., как правило, ограничивают акты купли-продажи между организациями стройиндустрии локальными территориями с достаточно узкими границами. Конечно, сейчас нередки случаи, когда и «массовые» строительные материалы (например, лицевой кирпич, черепица и некоторые другие) в силу низкого качества отечественной продукции завозят из-за рубежа, однако, такие явления скорее исключение [20].
С ликвидацией плановой системы произошли и принципиальные преобразования в политической и экономической системе России:
— образование двухуровневой финансовой системы и последовавшая за этим коммерциализация банков, до этого проводивших централизованное финансирование капитальных вложений и строительства;
— реализация принципа бюджетного федерализма – введение независимости федерального, субъектных и местных (муниципальных) бюджетов и передача прав по формированию и использованию последних соответствующим органам управления;
— отказ от монопольной государственной собственности на средства производства и введение различных форм собственности, что привело к резкому сокращению доли федерального (государственного) бюджета как источника финансирования.
Принципиально изменились состав и структура источников капитальных вложений. В дореформенной системе их было всего два (если не считать доходы колхозов): национальный доход, примерно 25% которого шло на приращение основных фондов производственного и непроизводственного назначения, и фонд амортизации. И тем, и другим единовластно распоряжалось государство в лице Госплана. В настоящее время мы имеем дело с множественностью источников капитальных вложений. Примерно половина общего объема инвестиций направлена в отрасли, производящие товары, вторая половина – в отрасли, оказывающие услуги.
Таким образом, в современной рыночной экономике важную роль играют институты частной собственности и капитала, частнопредпринимательского сектора и предпринимателя как его главного действующего лица. Существенно изменились общеэкономические условия функционирования строительства как отрасли материального производства.
Этап третий (1994-2001 гг.) — характеризуется, с одной стороны, началом преобладания негосударственных форм собственности в строительном комплексе, а с другой — отсутствием действительной конкуренции на строительном рынке, а главное, возможностью для подрядчиков получать незаработанную прибыль путем обсчета и обмана заказчиков. Функционирование системы было неэффективно и не отвечало общественным требованиям.
С формированием рыночной среды претерпевают изменения экономические отношения между хозяйствующими субъектами, создаются новые рынки товаров и услуг, изменяется сама структура этих рынков, финансовых ресурсов и рабочей силы, складываются новые механизмы государственного регулирования. Однако эти реформы сопровождались и катастрофическими явлениями в экономике – беспрецедентным спадом производства, инфляцией, хроническими неплатежами, ростом безработицы, почти полным прекращением финансирования затрат на инвестиционные цели и т.д. Преодоление и решение таких проблем в масштабах всей страны имеет самую непосредственную связь с функционированием и развитием инвестиционно-строительного комплекса [32].
Этап четвертый (2001г.– по настоящее время) – преобладание негосударственных форм собственности в строительном комплексе и развитие конкуренции на строительном рынке. Появившаяся возможность выбора подрядчиков позволяет заказчику предъявлять высокие требования к качеству строительных работ.
Таким образом, экономические реформы, проводимые в России в течение 90-х годов, не только не способствовали преодолению кризисного состояния в развитии экономики, но и обострили его. После распада СССР Россия унаследовала систему государственного управления СССР, опирающуюся на единую государственную собственность, систему директивного планирования, распределительную систему ресурсов и производственной продукции при крайне ограниченных товарно-денежных отношениях. Переходный период в социальной и экономической жизни страны, приватизация большинства предприятий, смещение акцентов с преимущественно отраслевого принципа управления на территориальный обусловили необходимость замены старых форм и методов управления отраслями и комплексами экономики на новые. Наиболее остро отреагировали на данные изменения предприятия и организации инвестиционно-строительного комплекса.
Строительный комплекс относится к числу ключевых сфер экономической деятельности в России и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач ее развития. Задача, поставленная Президентом РФ В Послании Федеральному собранию РФ об увеличении валового внутреннего продукта к 2010 году в 2 раза, не может быть эффективно реализована без роста инвестиций в основной капитал, увеличения темпов строительства.
В составе строительного комплекса сейчас можно выделить пять групп предприятий и организаций (по необходимым элементам любого производственного процесса):
1 группа — постоянно действующие строительные (подрядные) организации, предприятия стройиндустрии;
2 группа — предприятия и организации, поставляющие для строительства предметы труда (предприятия промышленности строительных материалов, конструкций, предприятия машиностроения, деревообрабатывающей промышленности и других отраслей народного хозяйства);
3 группа — предприятия и организации, поставляющие средства труда (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для промышленности строительных материалов);
4 группа — предприятия инфраструктуры. Под инфраструктурой понимают совокупность отраслей, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
5 группа — организации, осуществляющие управление строительством — министерства, комитеты, департаменты, объединения, ассоциации и т.д.
Развитие строительного комплекса России в период до 2010 года должно быть направлено на решение следующих задач:
· Достижение устойчивого развития страны, позволяющего за счет широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста капитальных вложений в строительство, обновление производственного потенциала и материально- технической базы строительного комплекса обеспечить выход России на уровень ведущих зарубежных стран и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО);
· Усиление конкурентоспособности российских строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов на отечественном и зарубежных рынках подрядных работ;
· Ускорение модернизации производственной базы строительства с ориентацией на преимущественный выпуск эффективных ресурсо- и энергосберегающих материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам;
· Обеспечение реализации программ ипотечного кредитования населения на уже действующей и новой нормативной правовой базе с учетом готовности региональных администраций реально участвовать в этом процессе;
· Формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое развитие отдельных регионов и страны в целом;
· Ликвидацию тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, переход к интенсивному их восстановлению и воспроизводству на основе разработки и реализации эффективных социальных и научно- технических программ и проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
· Развитие научно — технического прогресса и инновационной деятельности в строительстве, направленное на обеспечение качества строительной продукции, высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, функциональной и эстетической комфортности и эксплуатационной экономичности, преобразование архитектурно- строительной среды жизнедеятельности человека и ее дальнейшее развитие до уровня, соответствующего современным достижениям развитых стран.
Источник studopedia.ru