История Большой кольцевой линии берёт своё начало в далёком 1965 году. Тогда предполагалось связать все существующие и перспективные диаметральные линии на расстоянии 4—6 перегонов от Кольцевой линии для создания удобных пересадочных связей вдали от центра города и снятия нагрузки с критически загруженных перегонов перед Кольцевой линией. В 1969 году был открыт первый участок будущей линии «Каширская» — «Каховская» в составе Горьковско-Замоскворецкой линии. Для будущего разделения линий станция «Каширская» была построена двухзальной с организацией пересадки по совмещённой схеме. При этом использовались только 2 пути из 4, а за станцией расположились съезды, по которым поезда следовали с пассажирами.
Как строят Большую кольцевую линию метро. Планы 2022
В феврале 1985 года Горьковско-Замоскворецкая линия была продлена по основному направлению до станции «Орехово», и в конце того же года — до станции «Красногвардейская». На линии началась эксплуатация с вилочным движением поездов до «Красногвардейской» и «Каховской».
Однако такая схема сильно ограничивала частоту движения поездов на участке «Каширская» — «Красногвардейская», в результате чего в утренние часы «пик» вагоны переполнялись, а станции перегружались. Малейший сбой на одной из ветвей приводил к рассинхронизации движения и срыву графика.
Поэтому было принято решение выделить участок «Каширская» — «Каховская» в отдельную линию, для чего в 1995 году был сооружён оборотный тупик за станцией «Каширская». 20 ноября 1995 года была образована Каховская линия, являющаяся прародительницей Большой кольцевой линии. Разделение линий позволило ликвидировать избыточность поездов на Каховской линии и одновременно значительно сократить интервалы на южной части Замоскворецкой. Однако полностью вилочное движение отменить не удалось из-за расположенного на участке «Каширская» — «Каховская» электродепо «Замоскворецкое», обслуживающее Замоскворецкую линию.
В качестве ещё одного участка будущей Большой кольцевой линии был построен участок «Черкизовская» — «Улица Подбельского», открытый в составе Сокольнической линии. Для планировавшейся передачи участка в состав БКЛ на перегоне «Преображенская площадь» — «Черкизовская» построены две группы камер съездов. Саму Сокольническую линию планировалось продлить на несколько станций вдоль Щёлковского шоссе с организацией пересадки на станцию «Щёлковская» Арбатско-Покровской линии.
Однако в 2000-х восточный участок БКЛ был перетрассирован ГАУ «НИиПИ Генплана Москвы» через станции «Семёновская» и «Преображенская площадь» в совмещённых тоннелях с Северной рокадой, поэтому в случае реализации перспективного продления Сокольнической линии на восток перегон «Черкизовская» — «Бульвар Рокоссовского» продолжит работу в челночном режиме как отдельная линия.
Что строить после БКЛ?
Третий пересадочный контур
Для удовлетворения транспортных потребностей жителей развивающегося мегаполиса в 1985 году появилась идея строительства четырёх хордовых линий для связи периферийных районов с центральной частью города, при этом хорды шли по касательной к ней и не заходили в центр. Всего предполагалось строительство четырёх таких линий: Митино-Бутовской, Солцневско-Мытищенской, Химкинско-Люберецкой и Балашихинско-Бутовской. Участки, образующиеся между пересечениями этих хорд, в совокупности стали называться Третьим пересадочным контуром. Первым пересадочным контуром считаются пересадки в пределах Кольцевой линии, вторым — сама Кольцевая линия.
Задача Третьего пересадочного контура — заблаговременно «перехватывать» пассажиров, которые в настоящий момент для поездки с одного радиального направления метрополитена на другое пользуются Кольцевой линией или пересадочными узлами в центре Москвы. Это позволит значительно разгрузить первые два пересадочных контура, которые загружены проходящими через них пассажиропотоками на пределе своих возможностей.
В первоначальном варианте хордовая система состояла из новой кольцевой линии (ТПК), отстоящей на 1—3 станции от существующей, и 8 новых радиусов, начинающихся от неё (кроме того, в местах пересечения с существующими линиями метро организуются пересадочные узлы):
- Химкинский.
- Мытищинский.
- Балашихинский.
- Люберецкий.
- Бирюлёвский.
- Ленинский.
- Очаковский.
- Митинский.
При проектировании была выбрана организация эксплуатации, удовлетворяющая сразу автономному, маршрутному и кольцевому движению поездов. В соответствии с ней движение поездов может осуществляться по трассе собственно контура (кольцевое движение) или в сочетании частично кольцевого движения с движением по любому из радиальных направлений, входящих в состав Третьего пересадочного контура.
Для реализации данной схемы движения было предусмотрено разветвлённое примыкание тоннелей радиальных участков к тоннелям кольцевого участка, позволяющее поездам с радиального направления продолжать кольцевое движение как по часовой, так и против часовой стрелки.
Всю систему хордовых линий планировалось достроить в полном объёме к 2010 году, однако распад Советского Союза сильно отодвинул реализацию столь грандиозных планов и заставил искать более дешёвые способы обеспечения метрополитеном периферийных районов.
К разработке проекта ТПК вернулись в 2005 году с завершением строительства в конструкциях двух станций и открытием третьей на нижнем ярусе ММДЦ «Москва-Сити». Тогда впервые была представлена концепция линии от одной из недостроенных станций через район жилищного строительства Ходынское поле до станции «Динамо», фактически заменившей центральный участок Солнцевско-Мытищинской хорды. Далее линия проходила на расстоянии 1 перегона от Кольцевой линии до «Авиамоторной», откуда брала своё начало Некрасовская линия. Трасса южного полукольца ТПК оставалась практически неизменной по сравнению с советским вариантом.
Объединение ТПК и БКЛ
27 октября 2011 года главный архитектор «Метрогипротранса» Н. И. Шумаков заявил, что проектировщиками с мэрией принято решение объединить северный участок Третьего пересадочного контура «Хорошёвская» — «Авиамоторная» с южным участком Большой кольцевой линии «Текстильщики» — «Улица Народного Ополчения». Данное решение было обосновано близостью расположения проектируемых северного участка Большой кольцевой линии, южного участка ТПК с Малым кольцом Московской железной дороги, по которому уже давно планировалось запустить пассажирское движение, что на порядок дешевле строительства двух отдельных кольцевых линий в полном объёме. С этого момента объединённая линия носит название Третий пересадочный контур.
Критики данной концепции отмечают плохую связанность столичной кольцевой железной дороги с многими линиями метрополитена, что не позволяет говорить о равноценной замене двух полноценных кольцевых линий метрополитена.
В связи с этим решением начался постепенный отказ от периферийных «хвостов» планировавшихся хорд. Так, с юга был укорочен Бирюлёвский радиус до новой трассы кольцевого участка, а Очаковский — отменён. Люберецкий перетрассирован с Волгоградского проспекта на Рязанский и должен прийти в новый район Кожухово, а не в подмосковные Люберцы.
Митинский решено преобразовать в отдельную линию после замыкания Третьего пересадочного контура и направить в Рублёво-Архангельское и Красногорск, а не в Митино (переключив на него участок «Пятницкое шоссе» — «Строгино» Арбатско-Покровской линии). Ленинский также решено выделить в отдельный радиус, соединив с Некрасовским. Таким образом, в первоначальном виде остались только Химкинский, Мытищинский и Балашихинский радиусы.
Осенью 2012 года была пересмотрена схема организации движения поездов в местах примыкания хордовых участков к кольцевому: предполагается строительство двух параллельно расположенных станционных залов для организации пересадки по совмещённой схеме между хордами, а также съездов между ними до и после станционных комплексов для сохранения возможности организации как маршрутного движения, так и автономного. Планировалось построить четыре таких узла: «Аминьевская», «Нагатинский затон», «Нижегородская улица» и «Марьина Роща».
Схема пересадочного узла «Нижегородская улица» между Некрасовским и Балашихинским радиусами, переходящими в северный и южный участки Третьего пересадочного контура соответственно
Спустя два года было принято решение организовать исключительно кольцевое движение поездов по Третьему пересадочному контуру. При такой схеме отпадает необходимость строить двухзальные станции с 4 группами камер съездов, под котлованы которых не везде удалось найти место, в местах примыкания планировавшихся ранее хорд. Также исключается зависимость графика движения поездов на кольцевом участке от сбоев на отдельных периферийных участках хорд. Стоит отметить, что при давно сложившихся центростремительных пассажиропотоках сквозное движение по хордам будет менее востребовано, нежели кольцевое по ТПК.
Оставшиеся радиусы, которые планировалось подключать к ТПК, решено было соединить между собой. Так, в 2016 году была вновь реанимирована идея хордовых линий: на перспективные схемы вернулись Рублёво-Архангельско-Бирюлёвская и Троицко-Некрасовская (бывшие Митино-Бутовская и Ленинско-Балашихинская) хорды с пересечением в районе платформы ЗИЛ Московского центрального кольца, где ведётся активная жилищная застройка бывшей промзоны.
Центральные участки этих хорд планируется проложить, как и 30 лет назад, в 1-3 перегонах от действующей Кольцевой линии, но без пересадок на некоторые радиальные линии. Например, Троицко-Некрасовская линия не будет иметь пересадки на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Однако данные линии рассматриваются уже отдельно от проекта ТПК. Оставшиеся три радиуса — Химкинский, Мытищинский и Балашихинский — окончательно ушли в историю. Вместо их строительства решено активно развивать городское железнодорожное сообщение.
Первая очередь
Первоначально на первом пусковом участке предполагалось строительство 9 станций глубокого заложения: «Шмитовская», «Шелепихинская», «Олимпийская», «Краснопресненский проспект», «Полежаевская», «Ходынское поле-1», «Ходынское поле-2», «Ленинградский проспект», «Динамо». Общая его длина составляла 9,7 км.
Позднее проект был скорректирован: общая длина старого участка была уменьшена до 9,1 км, а количество строящихся станций — до 6, также добавлен участок «Петровский парк» — «Савёловская» длиной 2,0 км. Станцию «Мнёвники» планировалось построить в виде задела, а станции «Пресня» и «Шелепиха» — в виде эвакуационных выходов в связи с расположением в промзоне.
«Метрогипротранс» при проектировании первой очереди решил сформировать её облик в целом, а не отдельных станций. В отдельных случаях цветовое оформление станций будет соответствовать цвету линии, на которую с них можно произвести пересадку.
Рендер станции «Савёловская»
Рендер станции «Петровский парк»
Рендер станции «ЦСКА»
Рендер станции «Хорошёвская»
Рендер станции «Мнёвники»
Рендер станции «Пресня»
Рендер станции «Шелепиха»
Окончательный проект первого пускового участка от станции «Деловой центр» до станции «Савёловская» был утверждён в 2011 году. Станции «Мнёвники» и «Пресня» исключены, станция «Шелепиха» будет построена в полноценном виде. Станции «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошёвская» и «Шелепиха» вместо глубоких пилонных будут мелкими колонными, что существенно снизит финансовые и временные затраты на строительство.
Первый пусковой комплекс первой очереди линии имеет эксплуатационную длину 8,3 км и включает в себя 5 станций, из которых 3 — пересадочные. Его открытие состоялось 26 февраля 2018 года.
Во второй пусковой комплекс первой очереди входит пересадочная станция «Савёловская». Её открытие состоялось 30 декабря 2018 года.
Поскольку участок «Деловой центр» — «Хорошёвская» не вписывается в разработанную в 2011 году концепцию кольцевого ТПК, за станциями «Хорошёвская» и «Шелепиха» построены две и одна (по I пути) камеры съездов, соответственно, чтобы в перспективе замкнуть ТПК, а участок «Деловой центр» — «Шелепиха» выделить в отдельную Рублёво-Архангельскую линию, которая в перспективе будет продлена через районы Хорошёво-Мнёвники и Строгино в Рублёво-Архангельское с одной стороны, с другой — в Бирюлёво и Щербинку, образуя, таким образом, вышеупомянутую Рублёво-Архангельско-Бирюлёвскую хорду. Перегон «Шелепиха» — «Хорошёвская» останется в качестве двухпутной ССВ между ней и ТПК.
Совместная эксплуатация ТПК и Солнцевской линии
В начале 2015 года было принято решение временно объединить первую очередь ТПК с Солнцевской линией посредством двухпутной соединительной ветви «Парк Победы» — «Шелепиха» с целью отвода пассажиропотока от перегона «Киевская» — «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии, который стал перегруженным после продления Солнцевской линии на запад. С открытием линии организовано вилочное движение за станцией «Шелепиха» до станции «Деловой центр» и на Солнцевскую линию. В таком виде был фактически реанимирована Солнцевско-Мытищинская хорда до ответвления в Мытищи за станцией «Марьина Роща». В силу исторических причин проектирования и строительства новых линий на западе города полученная хорда минует ММДЦ «Москва-Сити», обслуживая его по остаточному принципу посредством вилочного движения за станцией «Шелепиха».
Схема соединительных ветвей
Название линии
В 2017 году на сайте «Активный гражданин» в 2 тура прошло голосование среди жителей по выбору официального названия будущей линии. Из двух наиболее популярных вариантов — «Третий пересадочный контур» и «Большая кольцевая линия» — победу одержал второй, набрав 53,34 % голосов. 28 декабря 2017 года Сергей Собянин официально подвёл итоги голосования и объявил, что новая линия будет называть именно так, как выбрали жители. Стоит отметить, что трасса современной БКЛ наполовину не совпадает с трассой исторической БКЛ в версии от 1965 года.
Вторая очередь
Вторая очередь Большой кольцевой линии включает в себя 6 станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Электрозаводская», «Лефортово», «Авиамоторная». Все станции запроектированы колонными мелкого заложения, кроме первых двух — они запроектированы пилонными глубокого заложения.
Первый пусковой комплекс второй очереди линии состоит из участка «Лефортово» — «Нижегородская» с 2 станциями. С открытием 27 марта 2020 года он временно объединён с Некрасовской линией. Второй пусковой комплекс со станцией «Электрозаводская» открылся 31 декабря 2020 года.
Третий пусковой комплекс, состоящий из участка «Электрозаводская» — «Савёловская» с 3 станциями, приведёт к слиянию западного полукольца с северо-восточным участком кольца. Его открытие запланировано на 2022 год. Тогда же Некрасовская линия будет отсоединена от БКЛ.
Южное полукольцо БКЛ
До 2023 года планируется поэтапный запуск южного полукольца Большой кольцевой линии, который состоит из участков «Хорошёвская» — «Каховская», «Каширская» — «Нижегородская», а также реконструируемой Каховской линии.
Западный участок «Хорошёвская» — «Кунцевская» включает в себя 4 станции: «Народное ополчение», «Мнёвники», «Терехово», «Кунцевская». В первый пусковой комплекс выделен участок «Хорошёвская» — «Мнёвники», который открылся 1 апреля 2021 года. 12 декабря 2020 года перед проведением подготовительных работ к его запуску была прекращена совместная эксплуатация БКЛ с Солнцевской линией.
Юго-западный и южный участки «Кунцевская» — «Каховская» включают в себя 7 станций: «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино». Оба участка были объединены со вторым пусковым комплексом западного участка в единую пусковую очередь длиной 18,55 км. Таким образом, 7 декабря 2021 года открылся самый длинный пусковой участок за всю историю Московского метрополитена.
Восточный участок «Каширская» — «Нижегородская» включает в себя 4 станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», «Печатники», «Текстильщики». В настоящий момент предполагается одновременное открытие перегона «Нижегородская» — «Текстильщики» этого участка с третьей очередью северо-восточного участка в 2022 году. Одновременно будет прекращена совместная эксплуатация БКЛ с Некрасовской линией. Участок «Текстильщики» — «Каширская» откроется последним в 2023 году. Тогда же завершится реконструкция участка «Каширская» — «Каховская» бывшей Каховской линии.
Станции «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», «Печатники», «Текстильщики» построены с боковым расположением платформ, а на участках «Мнёвники» — «Давыдково» и «Кленовый бульвар» — «Текстильщики» пути встречных направлений расположены в одном тоннеле большого диаметра.
После завершения строительства эксплуатационная длина Большой кольцевой линии составит 57,5 км. Число станций — 31.
Отделение участка в ММДЦ
1 апреля 2021 года с открытием участка «Хорошёвская» — «Мнёвники» началось вилочное движение на БКЛ за станцией «Хорошёвская». С замыканием кольца оно будет сохранено, однако маршрут от «Делового центра» не будет продлён на восток — поезда продолжат ходить до «Савёловской». Участок «Деловой центр» — «Хорошёвская» будет отделён от БКЛ в 2024 году, к моменту начала проведения строительных работ на участке «Хорошёвская» — «Шелепиха», где необходимо построить камеру съездов под развитие новой Рублёво-Архангельской линии. А на участке «Деловой центр» — «Шелепиха» будет организовано челночное движение поездов.
Хронология строительства перегонных тоннелей
камера съездов для соединительной ветви с СолЛ — «Деловой центр» | Левый | NFM 1331/342/0920 «Натали» | Август 2016 — 31 октября 2016 |
Правый | Robbins «Виктория» | Июль 2016 — 19 октября 2016 | |
«Шелепиха» — камера съездов для соединительной ветви с СолЛ | Левый | Robbins EPB-2110-365 «София» | 6 ноября 2015 — 1 марта 2016 |
Правый | Robbins «Виктория» | Ноябрь 2015 — май 2016 | |
«Хорошёвская» — «Шелепиха» | Левый | Robbins EPB-2110-365 «София» | 12 мая 2014 — 25 сентября 2015 |
Правый | Robbins «Виктория» | Октябрь 2014 — 26 октября 2015 | |
«ЦСКА» — «Хорошёвская» | Левый | NFM 1331/342/0920 «Натали» | 24 апреля 2013 — 20 августа 2015 |
Правый | LOVAT MP254-SE «Юлия» | 1 августа 2012 — декабрь 2013 | |
«ЦСКА» — «Петровский парк» | Левый | LOVAT RME-238SE «Мария» | 24 апреля 2013 — 11 марта 2016 |
Правый | LOVAT MP254-SE «Юлия» | 15 марта 2014 — январь 2015 | |
«Петровский парк» — «Савёловская» | Левый | Robbins EPB-2015-371 | Декабрь 2014 — 15 июля 2015 |
Правый | Robbins EPB-2015-371 | 20 декабря 2015 — 2 июля 2016 | |
монтажная камера (пл. № 17) — «Савёловская» | Левый | Herrenknecht S-772 «Инна» | 22 августа 2019 — 14 сентября 2020 |
Правый | Herrenknecht S-771 «Елена» | 12 декабря 2018 — 4 июня 2020 | |
«Сокольники» — монтажная камера (пл. № 17) | Левый | Herrenknecht S-755 «Татьяна» | 27 апреля 2019 — 30 сентября 2020 |
Правый | Herrenknecht S-770 «София» | 14 мая 2019 — 18 июня 2020 | |
камера съездов — «Электрозаводская» — «Сокольники» | Левый | Herrenknecht S-755 «Наталья» | 29 июня 2017 — 21 марта 2019 |
Правый | Herrenknecht S-770 «София» | 15 августа 2017 — 19 апреля 2019 | |
камера съездов — «Лефортово» | Левый | Herrenknecht S-772 «Альмира» | 17 октября 2016 — 18 августа 2017 |
Правый | Herrenknecht S-771 «Анастасия» | 25 августа 2016 — 17 августа 2017 | |
«Лефортово» — «Авиамоторная» | Левый | Herrenknecht S-453 «Елена» | 11 сентября 2017 — 7 августа 2018 |
Правый | Herrenknecht S-771 «Любовь» | 19 октября 2017 — 31 июля 2018 | |
монтажная камера (пл. № 25.3) — «Авиамоторная» | Левый | Herrenknecht S-453 «Валерия» | 15 ноября 2018 — 1 августа 2019 |
Правый | Herrenknecht S-772 «Татьяна» | 15 октября 2018 — 10 июня 2019 | |
монтажная камера (пл. № 25.3) — «Нижегородская» | Левый | Herrenknecht S-328 «Светлана» | 27 ноября 2017 — 14 сентября 2018 |
Правый | Herrenknecht S-832 «Ольга» | 17 ноября 2017 — 5 сентября 2018 | |
монтажная камера (пл. № 8) — «Нижегородская» | Левый | Herrenknecht S-747 «Наталья» | 10 сентября 2018 — 26 июня 2019 |
Правый | Herrenknecht S-831 «Марина» | 23 августа 2018 — 15 апреля 2019 | |
монтажная камера (пл. № 8) — «Текстильщики» | Левый | Herrenknecht S-328 «Светлана» | 14 ноября 2019 — 18 мая 2020 |
Правый | Herrenknecht S-328 «Светлана» | 31 июля 2020 — 31 января 2021 | |
«Текстильщики» — «Печатники» | — | Herrenknecht S-517 «Виктория» | 27 января 2020 — 28 октября 2020 |
«Печатники» — «Нагатинский затон» | — | Herrenknecht S-517 «Виктория» | 21 апреля 2021 — 29 ноября 2021 |
«Нагатинский затон» — «Кленовый бульвар» | — | Herrenknecht S-956 «Лилия» | 10 марта 2021 — 25 декабря 2021 |
«Кленовый бульвар» — переходная камера | — | ZTE DZ777 «Победа» | 5 мая 2020 — 14 июля 2021 |
«Каширская» — переходная камера | Левый | Lovat RME-234SE 9200 «Ольга» | 15 мая 2021 — 9 октября 2021 |
Правый | Robbins EPB-2015-371 «Елена» | 20 августа 2021 — 13 декабря 2021 | |
«Каховская» — «Зюзино» | Левый | Herrenknecht S-218 «Наталия» | 16 июля 2019 — 23 ноября 2019 |
Правый | Herrenknecht S-219 «Роза» | 8 октября 2018 — 27 марта 2019 | |
«Зюзино» — «Воронцовская» | Левый | Herrenknecht S-218 «Наталия» | 2 января 2020 — 28 марта 2021 |
Правый | Herrenknecht S-219 «Роза» | 28 ноября 2019 — 29 января 2021 | |
Воронцовская» — «Новаторская» | Левый | Herrenknecht S-219 «Роза» | 27 апреля 2019 — 19 октября 2019 |
Правый | Herrenknecht S-218 «Наталия» | 21 ноября 2018 — 22 июня 2019 | |
«Проспект Вернадского» — «Новаторская» | Левый | ZTE DZ401 «Полина» | 16 июня 2019 — 22 ноября 2019 |
Правый | ZTE DZ397 «Галина» | 6 августа 2019 — 17 декабря 2019 | |
«Проспект Вернадского» — «Мичуринский проспект» | Левый | ZTE DZ400 «Галина» | 5 сентября 2018 — 2 мая 2019 |
Правый | ZTE DZ401 «Полина» | 2 июля 2018 — 4 апреля 2019 | |
«Аминьевская» — «Мичуринский проспект» | Левый | ZTE DZ398 «Дарья» | 15 августа 2018 — 18 августа 2019 |
Правый | ZTE DZ399 «Евгения» | Июль 2018 — 8 августа 2019 | |
«Аминьевская» — переходная камера | Левый | ZTE DZ397 «Мария» | 25 января 2019 — апрель 2019 |
Правый | ZTE DZ400 «Мария» | 30 июня 2019 — 17 октября 2019 | |
«Давыдково» — переходная камера | — | Herrenknecht S-782 «Надежда» | 18 августа 2020 — 20 мая 2021 |
«Кунцевская» — «Давыдково» | — | Herrenknecht S-782 «Надежда» | 25 февраля 2020 — 13 июля 2020 |
«Терехово» — «Кунцевская» | — | Herrenknecht S-956 «Лилия» | 25 февраля 2020 — 9 октября 2020 |
«Мнёвники» — «Терехово» | — | Herrenknecht S-7956 «Лилия» | 9 сентября 2019 — 13 декабря 2019 |
«Мнёвники» — «Народное ополчение» | Левый | Herrenknecht S-798 «Ольга» | 3 сентября 2018 — 17 мая 2019 |
Правый | Herrenknecht S-736 «Светлана» | 26 октября 2018 — 8 августа 2019 | |
«Хорошёвская» — «Народное ополчение» | Левый | Robbins EPB-2016-377-1 «Александра» | 4 марта 2019 — 6 августа 2020 |
Правый | Robbins EPB-207-328-2 «Эсмина» | 9 января 2019 — 29 января 2020 |
Техническая информация
Схема управления эскалаторами дублирована по цепям управления пуском и позволять изменять скорость движения лестничного полотна в зависимости от наличия пассажиров на эскалаторе.
На подстанциях размещены накопители рекуперативной электроэнергии от подвижного состава, также изменены места расположения неперекрываемых токоразделов.
Линия оснащена двумя независимыми микропроцессорными системами управления движением поездов со 100%-м резервированием центральных и линейных устройств, каналов связи и контролем целостности ходовых рельсов.
Устройства диспетчерской централизации на базе микропроцессорной техники обеспечивают:
Источник: wiki.nashtransport.ru
Большая кольцевая линия Московского метрополитена
Большая кольцевая линия (БКЛ) метро – один из самых масштабных проектов метростроения в мире. Первый участок Большого кольца на северо-западе Москвы был открыт в феврале 2018 года.
Мэр Москвы Сергей Собянин и заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин на открытии первого участка БКЛ. Источник: stroi.mos.ru
Наименование проекта: Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена
Заказчик: Департамент транспорта города Москвы
Оператор программы развития московского метро: инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект»
Генпроектировщик: АО«Метрогипротранс»
Место расположения: город Москва
Особенности: полностью подземная со станциями мелкого заложения
Начало работ:ноябрь 2011
Ввод первого участка: февраль 2018
Окончание работ: 2023
Основные характеристики
Большая кольцевая линия (БКЛ) метро – один из самых масштабных проектов метростроения в мире. Является 14-й линией в системе метрополитена российской столицы. На схеме обозначается бирюзовым цветом и цифрой 11.
Протяженность кольца — 69 км
Количество станций — 31
Количество электродепо — 3
После ввода в эксплуатацию БКЛ станет самой протяженной подземной кольцевой линией метро в мире, обогнав сегодняшнего лидера — Вторую кольцевую линию Пекинского метро протяженностью 57 км.
Линия БКЛ (рабочее название Третий пересадочный контур), будет полностью подземной и пройдет на расстоянии 3 — 10 км от действующей Кольцевой линии, объединив все существующие и проектируемые радиальные направления. Это позволит в значительной степени разгрузить два действующих пересадочных контура Московского метрополитена – первый (станции внутри Кольцевой линии) и второй (станции самой Кольцевая линии).
После завершения строительства в 2020-2021 годах станет самой протяженной линией московского метрополитена и третьей по счету внутригородской кольцевой линией рельсового пассажирского транспорта в российской столице.
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые в дальнейшем позволят присоединить к ней Рублево-Архангельскую и Коммунарскую линии, а также еще одну перспективную линию, которая свяжет центральные районы мегаполиса с Восточным и Западным Бирюлево, а также с территорией городского округа Щербинка.
Пересадки с БКЛ на другие линии:
На радиальные линии метро – 19
На Московское центральное кольцо (МЦК) – 4
На Московские центральные диаметры (МЦД) — 5
На пригородные железнодорожные линии – 11
Крупнейшие станции — транспортно — пересадочные узлы:
«Деловой центр»
«Нижняя Масловка»
«Нижегородская»
«Улица Новаторов»
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
В Генеральном плане 1971 года было предусмотрено строительство второй кольцевой линии Московского метрополитена. Однако на новых территориях в пределах МКАД началось строительство новых микрорайонов. Появилась острая необходимость обеспечить транспортные связи новых жилых массивов с центром города, и основной задачей метростроителей стало развитие радиальных линий.
Затем вопрос строительства Большой кольцевой линии (БКЛ) обсуждался в 1985 году, однако по ряду экономических и политических причин проект реализован не был.
Только через 25 лет, в 2011 году решение приступить к строительству БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин.
В октябре 2011 года московский проектный институт АО «Метрогипротранс» представил план по объединению проектов Третьего пересадочного контура и Большого кольца метрополитена. Трасса линии была утверждена правительством Москвы 4 мая 2012 года.
28 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем микроблоге в сети Twitter о том, что участники интернет-сервиса правительства Москвы «Активный гражданин» выбрали новое название для ТПК – «Большая кольцевая линия».
Особенности технологии
На Большой кольцевой линии строятся в основном станции мелкого заложения. В 2020 году на строительстве объектов Московского метрополитена одновременно работает 23 механизированных тоннелепроходческих комплекса (ТПМК), что является мировым рекордом.
Стройка ведется в условиях плотной городской застройки, поэтому требуется проводить укрепление фундаментов зданий и сооружений, попадающие в зону влияния от строительства.
Также для обеспечения комфорта жителей близлежащих зданий были осуществлены мероприятия по шумозащите и виброзащите с использованием современных технологий.
Летом 2011 года были разработаны проекты станций первой очереди — все они имеют типовую конструкцию, но различаются дизайном.
Первый участок БКЛ
Первый участок Большой кольцевой линии Московского метрополитена был введен в эксплуатацию в 26 февраля 2018 года. В составе участка протяженностью 10,5 км открылось пять подземных станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк».
Пусковой участок от станции «Деловой центра» до «Петровского парка» был спроектирован московским проектным институтом АО «Метрогипротранс». Строительные работы были начаты в ноябре 2011 года, подрядчик ООО «СМУ Ингеоком».
Все станции, кроме «Делового центра» построены по типовому проекту, разработанному под руководством главного архитектора АО «Метрогипротранс» Николая Шумакова.
В декабре 2018 года открылась еще одна станция Большого кольца столичного метро — «Сав ёловская ». Это станция глубиной заложения 65 метров.
Станции Большой кольцевой линии «Лефортово» и «Авиамоторная» были сданы в эксплуатацию 27 марта 2020 года вместе со вторым участком Некрасовской ветки.
Перспективы
До конца 2020 года планируется запустить пассажирское движение на северном участке БКЛ от станции «Петровский парк» до станции «Нижняя Масловка». В 2022 году будут соединены северо-восточная и северо-западная части кольца. Южный и юго-западный участки БКЛ также планируется сдать в 2022 году. а юго-восточный — в 2023 году.
Выберите интересующую статью:
14 октября, 2022
13 октября, 2022
12 октября, 2022
11 октября, 2022
10 октября, 2022
Расскажите о нашей статье своим друзьям,
поделившись ссылкой в социальной сети
Источник: undergroundexpert.info
БКЛ меняет транспортную схему Москвы
Проект Большого кольца стал одним из самых масштабных в истории как отечественного, так и мирового метростроения. После запуска всех участков БКЛ получит статус не только самой протяженной линии московского метрополитена, но и самого длинного метрокольца на планете – более 70 км. Сейчас это звание принадлежит Второй кольцевой линии Пекинского метрополитена, однако Большое кольцо превзойдет его на 13 км.
«Реализацией такого масштабного, крайне востребованного проекта москвичи по праву могут гордиться. Знаю, что в его исполнении были задействованы все городские службы, привлечены тысячи разных специалистов», – подчеркивал президент России Владимир Путин.
Новый каркас
Московские метростроители осознавали необходимость создания нового пересадочного контура еще в 1970-х. Однако в то время шла активная застройка территорий, присоединенных к Москве в 1960 году – тогда город расширился до границ МКАД. Приоритет получили радиальные линии, которые помогли оперативно улучшить транспортную доступность отдаленных районов. К проекту Большого кольца метростроителей спустя годы вернул мэр Сергей Собянин.
«Это как раз тот ключевой проект, который является вместе с МЦК, по сути, новым опорным каркасом всей транспортной системы Москвы и Московского транспортного узла», – отмечал Сергей Собянин.
По словам заместителя директора Института Генплана Москвы Игоря Бахирева, МЦК и БКЛ изначально проектировались таким образом, чтобы дополнять друг друга. На севере столицы БКЛ будет обслуживать районы, расположенные ближе к центру города, МЦК – более удаленные области в срединной части города. На юге Москвы кольца «меняются» ролями.
В то же время Большая кольцевая линия обеспечит беспрецедентный уровень интеграции различных видов транспорта. С БКЛ будут связаны:
- все существующие и перспективные радиальные ветки метро;
- МЦК;
- МЦД;
- станции пригородных направлений МЖД.
На базе многих станционных комплексов БКЛ будут созданы современные транспортно-пересадочные узлы.
Этот масштабный проект кардинально изменит схему распределения пассажирских потоков в метро. Москвичи смогут делать пересадки с одной радиальной линии на другую через БКЛ. Таким образом, пассажиры будут экономить до 40 минут на каждой поездке, а Кольцевая линия и существующие пересадочные станции разгрузятся на 25-30%.
«БКЛ сделает топологию московского метро более разветвленной, что приведет к эффекту сглаживания трафика. Сейчас маршрут поездок многих жителей столицы напоминает буквы «Л» или «V», т.е. они едут из периферийного района в центр, чтобы оттуда уехать в другой периферийный район. Большое кольцо сделает их маршруты короче, удобнее и быстрее», – подчеркнул директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
К тому же, новые станции станут центрами экономического и социального развития территорий. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, столичное правительство ожидает получить мощный мультипликативный эффект от запуска станций БКЛ.
«Импульс к развитию получают целые районы. Помимо новых рабочих мест для будущего персонала метрополитена, открытие станций повышает инвестиционную привлекательность территорий, привлекает торговлю, бизнес, в результате чего дополнительные рабочие места создаются уже за счет инвесторов», – добавил Андрей Бочкарев.
В конце прошлого года состоялось открытие 10 станций БКЛ. Общая протяженность нового отрезка составила свыше 20 км – это самый масштабный пуск с момента открытия московского метрополитена.
Популярность Большой кольцевой линии доказывает, насколько этот проект важен для города и его жителей. В первую же неделю после запуска нового участка пассажиропоток достиг 135 тыс. человек в сутки. При этом 20% поездок за указанный период совершили новые пассажиры, которые ранее пользовались наземным общественным транспортном или личным автомобилем. К концу года суммарный пассажиропоток новых станций БКЛ достиг 550 тыс. человек в сутки, сравнявшись по этому показателю с Московским центральным кольцом.
Архитектор Илья Заливухин, в свою очередь, отметил, что расширение сети метро и создание крупных транспортных хабов положительно скажется на дорожной обстановке.
«В перспективе можно добиться значительного снижения количества автомобилей на дорогах. Для этого необходимо создавать офисные центры и бизнес-кластеры на базе крупных ТПУ. Если люди живут в пределах 800 метров от метро, а работают в таком центре, им будет быстрее и проще добираться до офиса на метро, а не стоять в пробках, а потом искать место для парковки», – считает Заливухин.
Технологии ускорения
Реализация столь масштабного проекта потребовала колоссальной концентрации опыта, специалистов и ресурсов. Как отметил генеральный директор компании «МИП-Строй 1» Константин Маслаков, при строительстве Большого кольца использовался целый ряд технологических решений, которые позволили значительно сократить сроки проведения работ.
«В первую очередь, почти все станции БКЛ расположены на относительно небольшой глубине – до 30 метров. Такой подход позволяет ускорить строительство станционных комплексов, а также увеличить объемы щитовой проходки тоннелей. Кроме того, разные типы работ – земляные, монолитные, отделочные, монтажные – велись параллельно, если в конкретном случая такая возможность имелась», – отметил Константин Маслаков.
«МИП-Строй 1» является ведущим строительным подразделением холдинга «Мосинжпроект». Специалисты компании участвовали в реализации проектов юго-западного и западного участков Большой кольцевой линии, а сейчас ведут работы на восточном сегменте. Константин Маслаков обратил особое внимание на тот факт, что все тоннели между станциями восточного участка пройдены 10-метровыми щитами-гигантами. Это еще одна технология, оптимизирующая сроки строительства новых объектов метро. «Десятки» позволяют проходить двухпутные тоннели, в которых курсируют поезда встречных направлений.
«Проходка одного 10-метрового тоннеля требует меньше ресурсов и персонала, чем устройство двух 6-метровых. Кроме того, это позволяет отказаться от строительства дополнительных вентиляционных и водоотливных стволов, что сокращает объемы строительства и упрощает интеграцию новой инфраструктуры в плотную застройку мегаполиса», – добавил Константин Маслаков.
В то же время работа с щитами-гигантами имеет ряд особенностей, в частности, более длительный монтаж и демонтаж оборудования.
«Чтобы снизить временные затраты на этот вид работ, мы осуществляем сборку ТПМК на поверхности, а затем опускаем его в котлован при помощи портальной системы домкратов», – отметил Константин Маслаков.
Некоторые архитектурные и технические решения, использованные при строительстве БКЛ, ранее в московском метро не встречались. К примеру, в отделке станции «Воронцовская» впервые применялся искусственный камень – кварцевый агломерат. Его прочность сопоставима с гранитом, при этом материалу можно придать любой цвет – важное свойство при разработке архитектурного облика станции. А на «Текстильщиках» установят автономную систему отопления с тепловым насосом, которая позволит снизить нагрузку на московскую коммунальную инфраструктуру.
«Система будет закачивать воздух из тоннелей и использовать его тепловую энергию для обогрева станционного комплекса, повышая энергоэффективность объекта», – подчеркнул Константин Маслаков.
Проект БКЛ завершается, однако программа расширения московского метрополитена на этом не остановится. Уже идет активное строительство станции «Новомосковская» Сокольнической линии, участков Люблинско-Дмитровской линии и Солнцевского радиуса, а также перспективной Троицкой ветки. Кроме того, ожидается начало работ по двум новым линиям метро: Бирюлевской и Рублево-Архангельской. Они улучшат транспортную доступность южных и северо-западных районов Москвы соответственно.
Большое кольцо, в свою очередь, станет мощной базой для развития городского транспортного узла в целом.
«С открытием БКЛ будет создан контур для новых линий метро, которые можно объединить с Большим кольцом. К тому же, уже зарождаются предпосылки единой городской железной дороги. Примером служит Московское центральное кольцо», – отмечает главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн.
Источник: moscowchanges.ru
Большая кольцевая линия Московского метрополитена. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 26 февраля 2018 года запущено пассажирское движение на первом участке Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк».
Большая кольцевая линия (рабочее название — Третий пересадочный контур, ТПК) — строящаяся новая кольцевая линия Московского метрополитена. На схеме метро обозначается бирюзовым цветом и номером 11. Планируется, что в будущем она включит в себя Каховскую линию (тот же цвет на схеме, №11А). После завершения строительства в 2020-2021 годах станет самой протяженной линией московского метро и третьей по счету внутригородской кольцевой линией рельсового пассажирского транспорта в российской столице — после Кольцевой линии (на схеме метро — №5, поэтапно открыта в 1950-1954 годы), а также интегрированной с метрополитеном железнодорожной линии — Московского центрального кольца (МЦК, на схеме — №14, открыта в 2016 году).
Полностью расположенная под землей БКЛ пройдет на расстоянии от 3 до 10 км от Кольцевой линии, объединит все существующие и проектируемые радиальные направления. По информации Стройкомплекса Москвы, линия будет иметь протяженность около 68 км и насчитывать 31 станцию. Из них 18 будут снабжены переходами на действующие линии столичного метро, семь — на радиальные направления железных дорог, две — на МЦК.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, БКЛ сможет перевозить в два раза больше пассажиров, чем МЦК (среднесуточный пассажиропоток в 2017 году — 350 тыс. человек), и позволит сократить время движения в пути по некоторым направлениям в два-три раза.
История проекта
«Большим кольцом» Московского метрополитена во время строительства в 1940-х годах называлась современная Кольцевая линия — тогда проектировалось «Малое кольцо», которое должно было пройти под бульварами. В частности, на станции «Курская» сохранились надписи на путевой стене: «Курская большого кольца 1945-1949». Однако уже в начале 1950-х годов от проекта «Малого кольца» отказались.
Строительство второго кольца метро для разгрузки существующей Кольцевой линии предусматривал Генеральный план развития Москвы 1971 году. Новое метрокольцо должно было включить в себя Каховскую линию и северо-восточный участок Сокольнической линии. Однако в советские годы строительство так и не началось, а после распада СССР экономические трудности долгое время мешали реализации столь крупномасштабного проекта. Специалисты на протяжении 1980-х — 2010-х годах обсуждали различные альтернативные проекты и варианты трассировки нового «пересадочного контура» — как в виде кольца, так и в виде хордовых линий.
В 2006 году начальник московского метро Дмитрий Гаев ввел в употребление название «Третий пересадочный контур». Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась сама Кольцевая, а третий контур предполагалось создать на расстоянии двух-трех перегонов от существующего кольца, с учетом советского проекта второй кольцевой линии или пересекающихся хорд.
4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития Московского метрополитена на срок до 2020 года. Программа предусматривала строительство в 2012-2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая ТПК.
Текущая трассировка линии была утверждена правительством Москвы 4 мая 2012 года в дальнейшем неоднократно уточнялись названия проектируемых станций.
Пусковой участок от «Делового центра» до «Петровского парка» спроектировала компания «Метрогипротранс», оставшуюся часть линии — инженеры «Мосинжпроекта» и испанской компании Bustren. Было принято решение построить около 30 км тоннелей с применением испанского способа метростроения, когда для движения двух поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются пути. Такой стандарт предусматривает возведение станций не с одной островной платформой, а с двумя боковыми и выходами в торцах станции. Первоначально планировалось, что 20 станций будут иметь островную платформу, а десять станций — береговые, при дальнейшем проектировании число станций с береговыми платформами сократилось до семи. На линии запланировано строительство трех станций глубокого заложения — «Нижняя Масловка» (65 м), «Шереметьевская» (70 м) и «Ржевская» (63,5 м).
На ранних этапах работы линии подвижной состав решено разместить в электродепо Измайлово. Для обслуживания кольца предусмотрено строительство нового электродепо Аминьевское и перестройка бывшего Московского вагоноремонтного завода им. В. Е. Войтовича в депо Нижегородское.
Строительство линии ведется с ноября 2011 году ООО «СМУ Ингеоком».
28 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем микроблоге в сети Twitter о том, что участники интернет-сервиса правительства Москвы «Активный гражданин» выбрали новое название для ТПК — «Большая кольцевая линия». По состоянию на 26 февраля 2018 года об официальном утверждении этого названия не сообщалось.
Пусковой участок
Открытый 26 февраля 2018 года участок протяженностью 10,51 км включает в себя пять подземных станций: «Деловой центр», «Шелепиха» (обе — в Пресненском районе), «Хорошёвская», «ЦСКА» (обе — в Хорошевском районе) и «Петровский парк» (район Аэропорт). Отрезок БКЛ от «Шелепихи» до «Петровского парка» эксплуатируется совместно с Солнцевской линией метро (на схеме обозначена желтым цветом и №8А). Ожидается, что открытие первого участка БКЛ повысит транспортную доступность пяти районов Москвы, в которых проживает более 480 тыс. жителей. Также улучшится транспортное обслуживание таких популярных объектов, как деловой центр «Москва Сити», стадионы «Динамо» и ЦСКА, дворец спорта «Мегаспорт».
Четыре из пяти станций (за исключением «Делового центра») построены по типовому проекту, разработанному под руководством главного архитектора «Метрогипротранса» Николая Шумакова. Отделка этих станций выполнена с применением естественного камня (гранит, мрамор) различных цветов, а также окрашенных алюминиевых панелей. Цвет отделки, как правило, повторяет цвет радиальной линии метро, на которую можно пересесть со станции БКЛ.
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (22,5 м). Колонны и потолок облицованы металлом, пешеходные галереи над путями оформлены стеклом. Расположена в Пресненском районе Москвы на территории делового центра «Москва-Сити». Имеет переходы на станции «Выставочная» Филёвской линии, «Деловой центр» Солнцевской линии (с 24 февраля 2018 года закрыта до окончания строительства за ней тупиков для оборота поездов или запуска движения по центральному участку Солнцевско-Калининской линии).
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (26 м) располагается на Шелепихинском шоссе, севернее Шмитовского проезда. Имеются выходы к станции «Шелепиха» МЦК и железнодорожной платформе Тестовская Смоленского направления Московской железной дороги.
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (28 м). Находится на Хорошевском шоссе между ул. Куусинена и 4-й Магистральной. Имеет переход на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии метро, выход к станции «Хорошёво» МЦК, перехватывающей парковке.
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (28 м). Расположена под территорией парка «Ходынское поле», близ Ходынского бульвара. Выходы ведут к центральному входу в парк, Дворцу спорта «Мегаспорт» и стадиону «ВЭБ Арена» (домашняя арена футбольного клуба ЦСКА). Элементы оформления выполнены в цветах символики этого клуба — синем и красном.
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (15 м). Находится на Ленинградском проспекте близ реконструируемого стадиона «Динамо» («ВТБ-Арена») и Петровского парка. Расположена вблизи станции «Динамо» Замоскворецкой линии метро, в дальнейшем эти две станции соединит подземный переход. В настоящее время пересадка осуществляется через выход на поверхность.
Перспективы
Вслед за открытым в феврале 2018 года пусковым участком до конца текущего года планируется запустить пассажирское движение на северном участке БКЛ от станции «Петровский парк» до станции «Нижняя Масловка».
Ожидается, что в 2019 году войдут в эксплуатацию северо- восточный участок из четырех станций («Рубцовская», «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская улица») и две станции западного участка — «Нижние Мнёвники» и «Улица Народного Ополчения». Схема движения поездов на этот период еще не определена. Рассматривается вариант временного соединения через северную часть БКЛ Солнцевской и строящейся Кожуховской линий.
На 2020-2021 год предварительно запланирован ввод станции «Стромынка» на восточном участке, станций «Шереметьевская» и «Ржевская» на севере кольца, юго- восточного участка из четырех станций («Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар»), юго-западного участка из трех станций («Зюзино», «Воронцовская», «Улица Новаторов»), западного участка из шести станций («Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Аминьевское шоссе», «Давыдково», «Можайская» и «Терехово»). Тогда же в состав БКЛ войдет Каховская линия из трех станций («Каширская», «Варшавская», «Каховская»).
После замыкания кольца в 2021 году возможна передача участка от «Делового центра» до «Шелепихи» в состав проектируемой Рублёво-Архангельской линии метро.
Источник: tass.ru