Целевые финансирование и поступления — это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Источниками целевого финансирования являются:
в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
Целевое использование бюджетных средств. Основные моменты
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;
в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;
в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Следует отметить, что в соответствии НК РФ (2) не учитывается при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательстваРоссийской Федерации.
Таким образом, в целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.
Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование», сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения. Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование – по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.
В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.
Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией – бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:
направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.
ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:
1. по мере фактического получения бюджетных средств;
при наличии следующих условий:
имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;
имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.
Выполнение первого условия должно подтверждаться заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией.
Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.
При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют бухгалтерской записью:
Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.
Кредит счета 86 «Целевое финансирование».
Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».
При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолжности по целевым бюджетным средствам и оформляют бухгалтерской записью:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Кредит счета 86 «Целевое финансирование».
Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).
В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доход с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.
Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.
Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:
83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.
В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», подлежат отражению в одном регистре – в журнале-ордере №12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления). Основанием для записи операций в журнале-ордере №12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов-ордеров.
При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации».
На рис.3 показаны корреспонденции счетов возникающие при перечисленных операциях:
Списание денежных средств за счет целевого финансирования
С начальное — сумма неизрасходованных средств
Уменьшение на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг
Увеличение за счет денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц
Начисление средств целевого назначения унитарной организации
Использование средств полученных в виде инвестиций
Направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов, а также при поступлении безвозмездных средств имеющих целевой характер
Схема режима работысчета 86 «Целевое финансирование»
Выделенные из бюджетных средств или поступившие от сторонних лиц активы, назначение которых строго определено, формирует счет 86 «Целевое финансирование». Анализ записей позволяет определить источники образования финансов и результат их использования.
86 счет бухгалтерского учета
У юридических лиц данные о денежных поступлениях целевой направленности формирует счет 86 «Целевое финансирование». Полученные активы необходимо использовать на определенные запланированные цели.
Условия зачисления финансовой помощи такого характера не предполагают возврата. Деньги поступают безвозмездно, учитываются, как собственные на балансе предприятия. Однако при нарушении условий расходования средств или невыполнении их может быть образована кредиторская задолженность перед источниками поступления. При этом нередко допускается необходимость возврата.
Счет 86 может фиксировать выделенные государством суммы или безвозмездные субсидии от прочих лиц. Но основной источник формирования активов ― средства бюджета, учет которых подчиняется правилам ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Полученные в качестве целевого финансирования средства могут быть использованы на обеспечение следующих целей:
- финансирование предстоящих определенных затрат или покрытие полученных в результате убытков;
- финансовое оздоровление предприятия за счет увеличения активов;
- приобретение запасов, прочих материалов.
Выделенные активы рассматриваются как целевое финансирование, если существует уверенность, что средства будут получены и израсходованы на конкретные цели. При этом не каждое оказание помощи сторонних лиц, направленное на улучшение текущей экономической ситуации, рассматривается как целевое финансирование. Под это определение не попадают следующие действия:
- получение всех видов налоговых льгот ;
- привлечение кредитов и прочих заемных средств;
- операции, связанные с привлечением капитала от государства в работе организации.
Счет 86 в балансе
Ответ на вопрос, счет 86 активный или пассивный, зависит от заранее оговоренных условий предмета финансирования. План счетов 86 счет рассматривает как активно-пассивный. Хотя чаще всего сальдо записи носит кредитовый характер. В случае же перерасхода выделенных средств счет может иметь и дебетовое сальдо.
Неизрасходованные средства 86 счет в бухгалтерском балансе отразит в пассивной части по строкам 1450 и 1550. При перерасходе выделенных средств целевой направленности используется строка актива 1190, куда относят прочие внеоборотные активы.
Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта.
Счет 86 «Целевое финансирование» проводки (пример записей коммерческой организации):
- Дт 76 ― Кт 86 ―возникло соглашение о необходимости использования активов целевой направленности;
- Дт 10, 50, 51 ― Кт 76 ― в качестве целевого учета оприходованы материалы, денежные ресурсы и прочие активы;
- Кт 20, 26 ― Кт 10 ―в составе прочих расходов учтены поступившие материалы.
Полученные из бюджета средства могут сразу же учитываться на счетах с появлением соответствующих записей, например:
- Дт 50, 51 ― Кт 86 ― зачислена денежная помощь.
Как закрывается 86 счет?
Результат использования средств целевой направленности отражается по дебету счета 86. Сформированные записи будут зависеть от характера операций и действующей учетной политики. Оприходование имущества и материалов, которые поступили в рамках указанных условий, в коммерческих предприятиях отражается проводками:
- Дт 86 ― Кт 98 ― полученные активы рассматриваются как доходы будущих периодов;
- Дт 60 ― Кт 51 ― потрачены выделенные суммы в качестве отплаты поставщиками за предоставленные ценности;
- Дт 10 ― Кт 60 ― материалы поставлены на приход;
- Дт 20 ― Кт 10 ― списание материалов в расходы;
- Дт 91 ― Кт 20 ―закрытие затратного счета.
- Дт 98 ― Кт 91 ― полученные активы целевой направленности отражены как прочие доходы.
За счет средств целевой направленности некоммерческие организации свои затраты могут покрывать напрямую:
- Дт 86 ― Кт 20, 26 ― поступления направлены на расходы организации.
Кроме того, полученные активы могут увеличить добавочный капитал:
- Дт 86 ― Кт 83 ― использование некоммерческим субъектом вложенных средств.
Как закрывается 86 счет в конце года? Если поступившие активы не получится использовать полностью, остаток по целевому финансированию будет учтен в пассиве баланса бухгалтерской отчетности. В ситуации, когда потребовалось на осуществление задачи меньше средств, чем было выделено, организация остаток денег учитывает, как прочий доход: Дт 86 ― Кт 91. В зависимости от действующих условий договора, может быть и осуществлен возврат денег: Дт 86 ― Кт 51.
Аналитический учет активов, чье поступление связано с целевым финансированием, необходимо вести по каждому источнику поступлений. При необходимости к счету 86 открываются субсчета.
К средствам целевого финансирования относятся средства, получаемые организациями на строго определенные цели и проведение мероприятии целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Целевое финансирование, предоставляемое коммерческим организациям, признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств , иного имущества). Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с назначением.
Списание со счета 98 в кредит счета 91 будет происходить:
- по основным средствам — по мере начисления амортизации;
- по оборотным активам — по мере списания на счета учета затрат на производство и другого выбытия.
Списание бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов или текущих расходов. Порядок списания целевых средств у коммерческой и некоммерческой организации различен.
Организация выиграла грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы, как:
- зарплата ремонтных рабочих (включая страховые взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
- ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в том числе НДС — 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кт 86 948 400 руб. — отражен грант в составе целевых поступлений;
Дт 51 Кт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» 948 400 руб. — получен грант;
Дт 60 Кт 51 448 400 руб. — оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дт 10 Кт 60 380 000 руб. — куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дт 19 Кт 60 68 400 руб. — учтен НДС по материалам;
Дт 20 Кт 10 380 000 руб. — переданы материалы для проведения ремонта;
Дт 20 Кт 70, 69 500 000 руб. — начислена зарплата со страховыми взносами и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дт 86 Кт 98 880 000 руб. (500 000 + 380 000) — стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дт 86 Кт 19 68 400 руб. — списан НДС по материалам за счет гранта;
Дт 98 Кт 91-1 880 000 руб. — стоимость ремонта включена в состав прочих доходов.
Регистр синтетического учета — журнал-ордер № 15.
Аналитический учет ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
При использовании организацией автоматизированной формы учета с применением программного продукта «1С: Предприятие » регистрами синтетического учета являются обороты счета 86 (Главная книга), анализ счета 86, оборотно-сальдовая ведомость и др. Регистрами аналитического учета выступают оборотно-сальдовая ведомость по счету 86, анализ счета 86 по субконто, обороты между субконто, карточка счета 86, карточка счета 86 по субконто и др.
Начислены средства целевого финансирования при принятии решения об их выделении организации | Дт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» | 86 |
Поступают в организацию средства целевого финансирования в виде денежных средств | 50, 51, 52 | |
Оприходованы материальные ценности, поступившие в качестве средств целевого финансирования | 07, 08, 10, 41 | Кт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» |
Поступили средства целевого финансирования из бюджета (без использования счета 76) | 07, 08, 10, 41, 50, 51 | 86 |
Списание средств, предназначенных для вложений во внеоборотные активы | ||
В коммерческой организации: | ||
— после покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов | 86 | 98 |
— по мере начисления амортизации на купленные основные средства или нематериальные активы средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации | 98 | 91-1 |
— после покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала | 86 | 83 |
Списание средств, предназначенных для финансирования текущих расходов | ||
В коммерческой организации: | ||
— при оприходовании МПЗ, приобретенных за счет средств целевого финансирования, целевые средства списаны в доходы будущих периодов | 86 | 98 |
— после отпуска МПЗ в производство или использования для нужд организации средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации. | 98 | 91-1 |
В некоммерческой организации: | ||
— списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности | 86 | 20, 26 |
С учетом средств целевого финансирования сталкиваются многие современные коммерческие компании, производственные предприятия и некоммерческие организации. Источником получение целевых средств могут выступать как государственные органы, так и специализированные фонды и даже физические лица.
Для отражения таких операций используется 86 счет бухгалтерского учета. В статье мы подробно поговорим о том, что такое целевое финансирования и каким образом отражать целевые средства в проводках.
Под целевым финансированием понимают выделение предприятию средств, цель использования которых строго определена, а процедура использования контролируема. Задачи, на решение которых возможно использование средств, оговариваются и согласовываются субъектом, который является источником финансирования.
Основными целями для выделения средств являются:
- научно-исследовательские работы;
- капитальное строительство;
- целевые мероприятия (например, рекламная компания, направленная на продвижение услуг организации на рынке);
- развитие нового направления деятельности предприятия.
Использование средств осуществляется исключительно для реализации целевых проектов и проведения утвержденных мероприятий.
Различают целевое финансирование за счет бюджета и выделение средств за счет негосударственных фондов.
К основным видам ассигнований из государственного бюджета относят субсидии (например, на компенсацию оплаты коммунальных услуг для населения), трансферты на капитальное строительство, а также средства для поддержки проведения научно-исследовательских работ. Отличительной особенностью государственного целевого финансирования является безвозвратность перечисляемых средств.
Средства, получаемые из негосударственных источников, могут выделяться в виде:
- грантов и стипендий (например, на развитие научной деятельности, поддержки искусства);
- инвестиций по результатам учрежденного конкурса;
- вложений иностранных компаний.
Средства, получаемые от коммерческих организаций, как и государственное целевое финансирование, оформляются соответствующим договором. В заключенном соглашении фиксируются условия, выполнение которых необходимо для получения средств, а также их целевая направленность.
Субсчета 86 счета
Всего на счете 86 обычно выделяют два субсчета:
Типовые проводки по учету средств целевого назначения
Для обобщения информации о средствах и операциях целевого назначения используют счет 86. Основные операции по учету целевого финансирования рассмотрим на примерах.
Целевое финансирование некоммерческой организации
НКО «Благодать» была получена оргтехника с целью автоматизации работы и упрощения документооборота. Согласно отчета об оценке, рыночная стоимость полученной оргтехники составила 174 500 руб.
В учете НКО «Благодать» были сделаны такие проводки по 86 счету:
02.10.2015 НКО «Благодать» безвозмездно получены строительные материалы. Цель их использования — ремонт помещений в медицинском учреждении. Стоимость стройматериалов — 294 800 руб.
Операция была отражена в учете НКО «Благодать» таким образом:
Государственное финансирование производственного предприятия
ООО «Статус Плюс» получены средства из государственного бюджета в сумме 3 985 000 руб. Цель использования средств — приобретение земельного участка для строительства полиграфической фабрики (срок строительства — 1 год). 24.01.2015 средства были зачислены на расчетный счет ООО «Статус Плюс».
Бухгалтер ООО «Статус Плюс» отразил операции в проводках так:
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
76 | Отражение задолженности по предоставлению средств целевого назначения | 3 985 000 руб. | ||
76 | Поступление средств на расчетный счет ООО «Статус Плюс» | 3 985 000 руб. | Банковская выписка | |
08 | 60 | Отражение стоимости приобретенного земельного участка | 3 985 000 руб. | Договор купли-продажи |
01 | 08 | Поступление земельного участка в состав основных средств | 3 985 000 руб. | Договор купли-продажи, акт приема-передачи |
98.2 | Отражение целевого финансирование в составе доходов будущих периодов | 3 985 000 руб. | Договор на получение средств целевого назначения | |
98.2 | 91.1 | Учет ежемесячных прочих доходов (3 985 000 руб. / мес.) | 362 272 руб. | Договор на получение средств целевого назначения, договор купли-продажи земельного участка |
Сч.86 «Целевое финансирование» применяется юридическими лицами для обобщения сведений и последующего анализа использования привлеченных как от государства, так и от физических лиц и организаций средств целевого назначения.
Счет 86 в бухгалтерском учете используется коммерческими и некоммерческими организациями для получения сведений о поступающем финансировании от сторонних организаций и государства и направлениях расходования данных средств. Целевое финансирование — имущество (денежные средства, земельные участки), поступающие в компанию для использования только в заранее определенных и прописанных целях (в некоторых случаях может быть оговорен срок, в течение которого финансирование должно быть израсходовано).
Счет 86 является пассивным. По кредиту отображаются денежные средства, которые компания должна получать, в корреспонденции со сч.76 (фактическое получение инвестиций должно отражаться в корреспонденции со счетами учета форм субсидирования). Дебет счета — расходование на определенные, заранее оговоренные мероприятия в корреспонденции со счетами учета этих направлений (20,26,83,98 и т. д.)
Целевое финансирование может быть привлечено в виде:
- государственной помощи;
- вложений физических лиц и сторонних организаций.
- учет бюджетных средств;
- учет инвестиций иных источников.
Налоговым кодексом Российской Федерации утвержден перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, некоторые из них:
- гранты на осуществление мероприятий в сферах образования, медицины, культуры, спорта и т. д.;
- средства, полученные застройщиками по договорам долевого участия и от инвесторов;
- бюджетные инвестиции, которые будут направлены на долевое участие в капитальном ремонте многоквартирных домов;
- инвестиции в научную, научно-техническую и инновационную деятельность и т. д.
Примечание от автора! На каждом предприятии должен осуществляться обособленный учет по средствам целевого финансирования. Налогоплательщики, не ведущие обособленный учет, обязаны отображать полученные инвестиции как подлежащие налогообложению доходы.
Государственное целевое финансирование
В соответствии с ПБУ в бухгалтерском учете коммерческих компаний отображаются сведения о бюджетных средствах, представленных в следующих видах:
- субвенция — предоставление государственных средств местным органам власти на определенные цели с назначением срока использования. При невыполнении условий соглашения полученные вложения подлежат возврату;
- субсидии — пособия местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, например, на реконструкцию недвижимости. Как правило, не подлежит возврату при нарушении условий предоставления;
- бюджетные кредиты (исключение — отсрочки налоговых обязательств);
- прочие формы (безвозмездные ссуды, консультации, гарантии и т. д.).
Целевое финансирование от государства в виде субвенций и субсидий разделяется на:
- инвестиции, предоставляемые для капитальных расходов (например, закупка оборудования);
- инвестиции, предоставляемые для текущих расходов (покупка МПЗ, оплата труда сотрудников и аналогичные мероприятия).
При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что должно осуществляться обязательное раскрытие следующих данных:
- размер и форма предоставляемой государственной помощи;
- размер бюджетного кредитования, направление расходования;
- прочие виды помощи от государства, пользование которыми приводит к экономическим выгодам компании;
- остатки средств государственного кредитования, не погашенные в отчетном периоде.
Одним из видов государственной помощи в настоящее время является . Подробнее о развитии государственной помощи субъектам малого предпринимательства и ИП в 2017 году
Аналитический мониторинг
Мониторинг информации, отображаемой на сч.86, осуществляется по целям, на которые данное субсидирование было получено, а также по источникам поступлений.
Нормативная база
Использование сч.86 для обобщения сведений о поступающем целевом финансировании коммерческих организаций регламентировано Планом счетов, утвержденным приказом Минфина от 31.10.2000 №94 и другой законодательно утвержденной документацией (например, ПБУ 13/2000, ст.251 НК РФ).
Источник: analytspectr.ru
Что такое целевое финансирование?
Целевое финансирование – это средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения и поступившие от других лиц или из бюджета.
Какие средства относятся к целевому финансированию?
К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.
Что такое целевое финансирование и поступление?
На счете 96 «Целевые финансирование и поступления» учитывают движение средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения: средств, поступивших из бюджета, от других предприятий, субсидий правительственных органов и др.
Что такое целевое финансирование организации?
Как учитывается целевое финансирование?
Что отражается на счете 08?
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
Что такое целевые поступления?
На каком счете учитываются доходы будущих периодов?
Счет 83 «Доходы будущих периодов» предназначен для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, и разницах между суммой, подлежащей .
Что входит в целевые поступления?
В чем принципиальное отличие целевого финансирования?
Целевые поступления, в отличие от целевого финансирования, направляемого для реализации определенных мероприятий, программ и проектов, носят лишь компенсационный характер и направляются из государственного и региональных (местных) бюджетов не адресно, а через посредство некоммерческих организаций – участников .
Что является источником формирования целевого финансирования?
Источниками формирования целевых фондов выступают бюджетные ассигнования и внебюджетные фонды, взносы родителей, плата за обучение и др. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами. Использование этих средств не по назначению запрещено.
Что такое целевое значение?
Значение слова «целевой»
Направленный на осуществление какой-л. цели (во 2 знач.). Целевое задание.
Что такое целевое использование денежных средств?
Целевое использование бюджетных средств — использование полученных бюджетных средств на конкретные цели, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения на очередной финансовый год .
Как списать деньги с 86 счета?
Как закрыть 86 счет
Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с соответствующими счетами. Если на конец отчетного года целевые средства использованы на полностью, сальдо по счету 86 (Кт 86) будет отражаться по строкам 1450 или 1550 пассива баланса.
Что учитывается на счете 98?
Счет 98 «Доходы будущих периодов» предназначен для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, и разницах между суммой, подлежащей .
Где в балансе отражается 86 счет?
Счет 86 в бухгалтерском балансе
Счет используется для заполнения строки 1530. В ней фиксируется суммарное кредитовое сальдо счета 86 и счета 98. Если субсидия уже признана прочим доходом, то сумма, соответствующая ее величине, включается в расчет показателя по строке 2340 отчета о прибылях и убытках.
Источник: kamin159.ru
Что такое целевое использование средств. Целевое использование денежных средств
Учет расходов бюджетного предприятия, а также его доходы от основной и прочей деятельности относятся сегодня к наиболее сложным и спорным вопросам учета таких организаций. Целевое финансирование в этом отношении используется достаточно редко, поскольку на сегодняшний день отсутствует единая методика работы с таким счетом. Однако, несмотря на все сложности, именно такой счет является основным в вопросах получения прибыли и согласования затрат на основные фонды. Лишь в случае предоставления денежных средств на единственный проект в рамках одной программы можно говорить о том, что работать с таким счетом достаточно просто. Во всех остальных случаях целевое финансирование и его анализ требует от руководителя и главного бухгалтера предприятия тщательной подготовки и высокого квалификационного уровня.
Не меньше вопросов возникает и в системе правильного отражения операций при использовании денежных средств такого финансирования. Дело в том, что такое поступление средств на счет предприятия предусматривает использование финансов исключительно на те которые поставило перед предприятием государство. В противном случае высшие руководящие чины таких могут быть привлечены к уголовной ответственности за нецелевое использование государственных средств. По этой причине целевое финансирование предусматривает постоянный контроль за текущим денежным потоком, а также строгую отчетность о выполненной работе.
В рамках такого предоставления денежных средств для каждой некоммерческой организации открывается ряд счетов, отражающих тот или иной вид Обычно такие операции предусматривают:
Учет целевого финансирования предусматривает несколько способов его осуществления, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В системе современного российского законодательства не предусмотрен четкий механизм его реализации, а также отсутствует нормативно обоснованный и грамотно разработанный подход.
В идеале остаток по кредитному счету должен быть равен сумме дебетовых остатков, которые находятся на денежных счетах бюджетной организации. Однако на практике часто возникают такие ситуации, когда денежные средства от целевого финансирования еще не поступили, а организация уже несет фактические расходы по реализации государственной программы. Иногда даже могут возникать ситуации, при которых общая сумма расходов предприятия будет больше выделенных средств. В таком случае некоммерческой организации придется писать о выделении дополнительных целевых средств для реализации программы в полном объеме.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что целевое финансирование — это плановое выделение средств из государственного бюджета для какого-либо проекта или программы с целью повышения социально-экономического развития страны. К сожалению, в настоящее время наша страна не очень балует своих граждан различными программами, однако, хочется верить, что и мы когда-нибудь достигнем уровня развития западных стран.
Предприятия и индивидуальные предприниматели в целях поддержания и развития бизнеса привлекают заемные средства банка. Банковские кредиты в подавляющем большинстве случаев являются целевыми, то есть выдаются под определенные цели, исполнение которых отслеживаются банковским работником путем сбора подтверждающих документов по сделке (счет, договор, счет-фактура, накладная, акт выполненных работ, акт приема-передачи и тому подобное).
В том числе работник банка отслеживает целевое использование кредита путем регулярного анализа движения денежных средств по счету на предмет возвратов по несостоявшимся сделкам. Цель кредитования отражена в кредитной документации, сроки, в которые необходимо отчитаться по целевому также могут быть четко оговорены в кредитном договоре. В противном случае документы предоставляются по факту их получения заемщиком от контрагентов. Перечень документов в подтверждение состоявшейся сделки, проведенного платежа, которые необходимо предоставить в банк, можно уточнить непосредственно у кредитного работника банка.
В чем причины столь пристального внимания банка к целевому использованию кредита? Дело в том, что при расчете суммы кредита и возможности кредитования строится прогноз дальнейшего развития деятельности предприятия-заемщика и его способности выполнять своевременно и в полном объеме взятые на себя обязательства. К примеру, если кредитные средства, взятые на пополнение оборотных средств, будут отвлечены на приобретение основных активов, то есть на долгосрочные цели, это может повлечь за собой неспособность предприятия в срок вернуть кредит. Одна из возможных причин кроется в том, что отдача от основных средств будет не столь быстрой, а оборотки предприятию будет все также не хватать, возникнет потребность в дополнительном кредитовании для финансирования оборотного капитала, а отсюда и риск перекредитовки. То есть предприятие рискует загнать себя в угол.
Таким образом, цели (направлению) кредитования должны соответствовать сроки кредита и вид (режим) кредитования. По срокам в увязке с целями кредиты делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Самая распространенная цель получения кредита – пополнение оборотных средств . Под пополнением оборотных средств понимаются затраты на закупку сырья и материалов для производства продукции, товаров для последующей перепродажи, выплата заработной платы, оплата текущих расходов, в том числе погашение текущей задолженности перед бюджетом, оплата коммунальных платежей, перечисление текущих платежей за аренду помещений. Кредитные средства не предоставляются на оплату просроченных платежей. Данные кредиты являются краткосрочными, спектр режимов кредитования в данном случае наиболее широк от кредита до кредитной линии (возобновляемой или невозобновляемой).
Кредит может быть предоставлен безналичным путем – зачислением на расчетный счет для дальнейшего перечисления заемщиком на счета контрагентов. Также кредит может быть в ряде случаев предоставлен наличными деньгами на цели выплаты заработной платы либо индивидуальным предпринимателям для проведения закупок необходимых товаров и материалов в розничных точках.
Подтверждением целевого использования по кредиту в случае выдачи наличных на заработную плату работникам являются платежные ведомости, а если оплачивались товары в розничной точке, то необходимы товарный и по возможности кассовый чеки, либо это могут быть закупочные акты, акты приема-передачи. Сумма транша (части кредита), предоставляемого наличными деньгами для расчетов в розничных точках и срок отчета по нему ограничены банком. Срок следует уточнить заранее и держать под контролем во избежание штрафных санкций со стороны банка. Следующий транш наличными можно получить после своевременного отчета по целевому использованию предыдущего.
На цели оплаты текущего (капитального) ремонта основных средств предприятия или имущества используемого в бизнесе предпринимателя, покупку стройматериалов и строительных (ремонтных) работ может быть предоставлен краткосрочный банковский кредит либо рассмотрено финансирование инвестиционного проекта. В отдельных случаях, допустимо приобретение основных активов (оборудования, транспорта, техники, недвижимости) за счет краткосрочного кредита. В основном это касается предприятий малого бизнеса.
Сроки , как правило, более длительные. Пакет документов и расчеты отличаются. В качестве целей инвестиционного кредита может выступать приобретение основных средств и сопутствующее пополнение оборотных средств, например, для запуска приобретенного оборудования в производство. Банки занимаются финансированием строительных объектов. Данные виды кредитования предполагают расчет участия самого заемщика собственными средствами в финансируемом проекте, банк берет на себя покрытие только части расходов за счет предоставляемого инвестиционного кредита составляющей порядка от пятидесяти (строительный проект) до восьмидесяти, в отдельных случаях, восьмидесяти пять процентов от общей суммы проекта.
Требования к документам по подтверждению целевого использования кредита предъявляются следующие:
Договоры, подтверждающие целевое использование кредитных средств, должны соответствовать требованиям действующего законодательства, содержать существенные или необходимые условия для договоров данного вида – ст. 432 ГК РФ. В договорах поставки может быть не оговорена сумма договора, в таком случае он, как правило, содержит ссылки на спецификации и другие тому подобные документы, в которых указывается цена определённой партии товара, т.е. поставка товара предусмотрена отдельными партиями в течение длительного периода. Если же в договоре вообще отсутствует упоминание о его стоимости, такой договор считается незаключённым, так как сторонами не достигнуто соглашение по одному из его существенных условий – стоимости.
Все ли договоры по целевому использованию кредита должны быть предоставлены сразу на этапе рассмотрения вопроса о предоставлении кредита? В случае кредитования на пополнение оборотных средств в режиме кредитной линии дополнительно предоставлять договоры возможно и в процессе кредитования. Контрагенты заемщика, как правило, проверяются службой безопасности банка на наличие претензий. В случае отсутствия так называемых «стоп-факторов», кредитный работник банка подтверждает проведение платежа за счет предоставленного заемщику кредита.
Что делать, если сделка не состоялась , и контрагент вернул платеж, совершенный за счет кредитных средств? В таком случае необходимо дальнейшие действия согласовать с кредитным работником банка.
Как вариант, это может быть погашение соответствующей части кредита, если вы пользуетесь возобновляемой кредитной линии, то в дальнейшем, за счет образовавшегося свободного (незагруженного) лимита по линии, вы сможете перечислить эту сумму по другой сделке.
Если вы пользуетесь кредитом либо невозобновляемой кредитной линией, возможно перечисление возвращенной суммы кредитных средств на расчетный счет без погашения кредита по другой сделке согласованной с кредитным работником либо просто погашение соответствующей части кредита, поскольку в данном случае лимит не восстанавливается.
Возвраты рано или поздно будут отслежены банком-кредитором, и если вы не побеспокоились о дальнейшем целевом использовании возвращенных по несостоявшимся сделками кредитных средств, то это будет свидетельствовать о вашей халатности в лучшем случае, либо о попытке увода кредитных средств из предприятия, в зависимости от дальнейшего использования данных денежных средств. То есть будет дана соответствующая оценка вашей благонадежности как заемщика. Подобные прецеденты нецелевого использования кредита могут создать проблемы в дальнейшем при рассмотрении вопроса о новом кредите. При выявлении нецелевого использования кредитных средств банк имеет право (если это указано в кредитной документации) потребовать досрочного погашения кредита.
Прошло уже больше двух лет с тех пор, как вступила в силу новая редакция ст. 15.14 КоАП РФ » » (). С 4 августа 2013 года к субъектам правонарушения, предусмотренного данной статьей, относятся не только получатели бюджетных средств, но и бюджетные и автономные учреждения, которые таковыми не являются, а также их должностные лица.
Как органы государственного и муниципального финансового контроля трактуют положения ? Всегда ли с ними соглашаются суды? Каким образом учреждения могут минимизировать риски и отстоять свои права? Сейчас, по прошествии двух лет с момента внесения поправок, пришло время подвести первые итоги и обобщить практику наложения ответственности за этот проступок.
Общие положения
Первый вопрос, который сразу же возник у многих специалистов бюджетных и автономных учреждений при прочтении новой редакции , – «При расходовании каких средств может быть применена административная ответственность?»
Теперь, анализируя практику, можно четко сформулировать ответ на него: к таким средствам относятся любые средства, получаемые непосредственно из бюджета:
- субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий ();
- субсидии на иные цели ();
- гранты в форме субсидий ();
- субсидии на осуществление капитальных вложений ().
А что же со средствами обязательного медицинского страхования (ОМС)? Контролирующие органы и суды полагают возможным применение положений и в отношении таких средств ( , решение Палехского районного суда Ивановской области от 28 октября 2014 г. по делу № 12-22/2014, решение Ивановского районного суда Ивановской области от 19 февраля 2015 г. № 12-201/2014).
Добавим, что понятие «нецелевое использование» бюджетных средств не должно применяться к средствам бюджетных и автономных учреждений, поступающим в связи с осуществлением ими приносящей доход деятельности. Даже если нарушены условия целевого использования гранта из внебюджетных источников или пожертвования, к организации могут применяться только те санкции, которые предусмотрены двусторонними соглашениями о предоставлении этих средств.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со применяется только в том случае, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. УК РФ предусматривает два состава преступлений в области расходования бюджетных средств, причем эти составы различаются по субъектам.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ » «, являются только должностные лица получателей бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения, напомним, к получателям бюджетных средств не относятся ().
Субсидии из бюджета предоставляются бюджетным и автономным учреждениям на основании соглашений ( , ). Эти соглашения – двусторонний документ, подписываемый уполномоченными должностными лицами учреждения и органа, осуществляющего в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя.
В соглашения могут быть включены любые дополнительные условия по целевому расходованию средств субсидий, которые обязательно должны учитываться при квалификации действий учреждения или его должностного лица по . Конечно, эти дополнительные условия не могут противоречить нормам действующего законодательства. Например, в качестве условия о целевом использовании средств бюджетной субсидии нельзя установить требование о приобретении за счет средств этой субсидии товаров у конкретного поставщика, если закупка должна осуществляться путем проведения конкурентных процедур согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ » «.
Важно знать, что не всякие условия предоставления бюджетной субсидии определяют требования по целевому характеру расходования денежных средств. За нарушение получателем субсидии иных условий ее предоставления применяется ответственность, предусмотренная («Нарушение условий предоставления субсидий»): штраф на граждан и должностных лиц в размере 10-30 тыс. руб., а на юридических лиц – от 2% до 12% суммы полученной субсидии.
Например, порядком предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, установленным уполномоченным органом в соответствии с , в качестве условия предоставления субсидии может быть определено выполнение задания. По мнению специалистов Минфина России, в этом случае при невыполнении задания к бюджетным и автономным учреждениям может применяться ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий на финобеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания ( , ). Однако факт невыполнения задания в полном объеме по отдельным видам услуг не может служить основанием для применения ().
Средства также могут быть израсходованы с нарушением требований действующих нормативных правовых актов (локальных актов учреждения), однако оснований для квалификации расходов в качестве нецелевых и в этом случае не возникнет. Например, переплата заработной платы (выплата окладов, надбавок сверх установленных норм) за счет субсидии на выполнение задания работникам, занятым оказанием услуг в рамках задания, является финансовым нарушением. Однако рассматривать это нарушение в качестве нецелевого использования бюджетных средств не совсем корректно – в данном случае средства были направлены строго на выполнение задания.
Согласно положениям бюджетного законодательства после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений субсидии теряют статус средств бюджета ( , ). Соответственно, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения , о применении бюджетных мер принуждения ().
Даже при установлении факта нецелевого использования бюджетных средств необходимость привлечения должностных лиц и организаций к ответственности будет увязываться судами с обстоятельствами конкретного дела. Так, например, согласно при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. ВАС РФ в свое время разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям ().
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных , составляют уполномоченные должностные лица:
- органов внешнего государственного финансового контроля – Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ ();
- органов внутреннего государственного финансового контроля в пределах бюджетных полномочий этих органов – Росфиннадзора и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере ( , );
- полиции ().
При осуществлении муниципального финансового контроля протоколы об административном правонарушении, предусмотренном , вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления в соответствии с установленным законом субъекта РФ перечнем ().
Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов
Для определения целевого характера расходов средств этой субсидии, как правило, применяются два основных критерия:
Направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (решение суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 7 мая 2015 г. № 12-562/2015).
Соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии, установленном в публично-правовом образовании в соответствии с , а также соглашением о предоставлении субсидии (решение Волгоградского областного суда № 07-450/2015 от 17 апреля 2015 г.).
Нецелевым использованием средств субсидии может быть признано расходование средств на выплату заработной платы работникам, трудовая функция которых не связана с выполнением государственного (муниципального) задания, а также на иные цели, не связанные с выполнением задания (решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 18 июня 2015 г. по делу № 12-34/2015, решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2015 г. по делу № 12-1140/2015, решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 8 октября 2015 г. по делу № 12-229/2015, решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 8 октября 2015 г. по делу № 12-230/2015).
С другой стороны, для подтверждения факта целевого использования субсидии достаточно представить документы, согласно которым планировалось провести ремонт (реконструкцию, перепланировку) для приведения имущества в состояние, пригодное для выполнения задания (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 г. № 13АП-25263/13). При этом судьи указывают: отсутствие в помещении персонала само по себе себе не означает, что такое помещение не используется учреждением в деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг.
Если же при определении размера субсидии какие-то расходы в явном виде не учитывались, дело обстоит сложнее. А такие расходы время от времени возникают в каждом учреждении. И это может быть что угодно: от затрат на проведение внепланового выездного мероприятия до дистанционного зондирования земельного участка, не закрепленного за учреждением.
В подобных ситуациях желательно располагать документами, подтверждающими направленность расходов на выполнение задания и наличие текущей экономии средств субсидии. Подобная рекомендация обусловлена следующими обстоятельствами.
Средства субсидии на выполнение задания не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (). Специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) ( , ). Осуществление таких расходов само по себе не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств ( , решение Первомайского районного суда г. Омска от 1 июня 2015 г. по делу № 12-126/2015, решение Первомайского районного суда г. Омска от 5 марта 2015 г. по делу № 12-436/2014).
Отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на выполнение задания на момент осуществления расходов может стать одним из аргументов проверяющих при квалификации расходов учреждения в качестве нецелевого использования бюджетных средств (решение Арбитражного суда Ивановской области от 28 августа 2015 г. по делу № А17-2519/2015). Не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств недовыполнение задания по одним видам услуг и перевыполнение по другим с одновременным перераспределением экономии средств выделенной субсидии между услугами ().
Вопрос о том, каким образом может быть «зафиксирована» экономия, запланированная и достигнутая учреждением в течение года, в настоящее время остается открытым – проблема должна быть урегулирована на уровне локальных актов организации.
Направленность расходов на выполнение задания обычно определяется на момент их осуществления. Так, например, имущество может быть приобретено за счет субсидии, но по объективным причинам уже после приобретения отпадет необходимость в его использовании для выполнения задания и имущество начнет использоваться для оказания платных услуг. В этом случае с высокой долей вероятности учреждение сможет обосновать правомерность расходов.
Можно уверенно констатировать: даже временное отвлечение средств субсидии на осуществление расходов, связанных с приносящей доход деятельностью, контролирующие органы будут пытаться квалифицировать в качестве нецелевых расходов. Не факт, что учреждению поможет даже ссылка на письмо, в котором специалисты финансового ведомства допускают возможность такого отвлечения с последующим восстановлением расходов за счет средств от приносящей доход деятельности ().
А вот если речь идет о расходах прошлых лет, возможны такие аргументы:
- на момент проверки или рассмотрения дела в суде установлено, что задание выполнено в полном объеме и с должным качеством;
- законодательство позволяет учреждению расходовать остатки субсидии, в том числе и в рамках приносящей доход деятельности (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ » «, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ » «; далее – закон об автономных учреждениях).
Есть даже пример решения, в котором эти аргументы были приняты во внимание судьями ().
На практике возможна такая ситуация. Заданием оказание определенной услуги или выполнение определенной работы прямо не предусмотрено (возможно, по «недосмотру» отдельных должностных лиц). Учреждение оказывает (выполняет) ее безвозмездно. В таких случаях следует помнить, что речь все равно идет о приносящей доход деятельности и, следовательно, все связанные с этой услугой (работой) расходы не могут быть произведены за счет субсидии на выполнение задания (п. 4 Раздела «Результаты контрольного мероприятия» Отчета о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2012-2013 годах и истекшем периоде 2014 года (совместно с ФСБ России)» (контрольное мероприятие проведено согласно п. 2.8.11.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год).
Важное значение имеет организация раздельного учета кассовых и фактических расходов по видам деятельности в разрезе каждой оказываемой услуги (выполняемой работы). В некоторых ситуациях при отсутствии раздельного учета контролирующие органы могут попытаться квалифицировать в качестве нецелевых расходов всю сумму расходов даже в том случае, когда часть из них относится к деятельности по выполнению задания.
Объекты имущества могут частично использоваться в приносящей доход деятельности. Расходы по их содержанию целесообразно распределять между субсидией на выполнение задания и приносящей доход деятельностью на основании экономически обоснованных показателей. Если данный вопрос не урегулирован учредителем, рекомендуем решить его в локальном правовом акте учреждения.
Тем самым будет выполнено основное целевое предназначение средств субсидии – финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период. На сегодняшний день можно констатировать: данной проблеме органы государственного (муниципального) контроля пока не уделяют должного внимания. Однако не факт, что и в дальнейшем сохранится подобное положение дел.
Субсидия, предоставляемая учреждениям согласно положениям , имеет строгое целевое назначение – она предназначена для финансового обеспечения выполнения задания. А если толковать буквально, то только для выполнения задания соответствующего (текущего) года.
Таким образом, оплата за счет субсидии текущего года кредиторской задолженности прошлых лет, пусть и образовавшейся в рамках деятельности по выполнению задания, отдельными контрольными органами и судами трактуется как нецелевой расход (решение Волгоградского областного суда от 18 марта 2015 г. по делу №07-333/2015, решение Кировского районного суда г. Волгограда от 13 апреля 2015 г. по делу № 12-82/2015). Поэтому погашать такую задолженность лучше за счет остатков субсидий прошлых лет или за счет средств от приносящей доход деятельности. Наконец, учредитель может предоставить для этого целевую субсидию.
Учитывая изложенное, желательно без крайней необходимости не перечислять за счет субсидии текущего года аванс контрагентам за услуги (товары, работы), необходимые для выполнения задания следующего года.
С 4 ноября прошлого года федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами может быть предусмотрен возврат в бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. При этом бюджетными и автономными учреждениями должен быть возвращен не весь остаток средств, а только сумма, соответствующая не достигнутым показателям задания (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 301-ФЗ » «, ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ » «, ).
Согласно положениям бюджетного законодательства после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений субсидии теряют статус средств бюджета ( , ). Соответственно, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения , ().
Возможна иная ситуация: задание учреждением не выполнено, но требование о возврате в бюджет остатка субсидии в публично-правовом образовании не предусмотрено. Раньше и в такой ситуации остаток субсидии на выполнение задания можно было потратить на любые цели, ради которых создано учреждение, в том числе в рамках приносящей доход деятельности. Теперь же при расходовании этого остатка придется строго соблюдать те требования по целевому использованию, которые были установлены при предоставлении субсидии.
У некоторых бухгалтеров возникает вопрос: может ли рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств превышение расходов по отдельным направлениям над соответствующими показателями Плана ФХД?
Учитывая последние разъяснения специалистов финансового ведомства, с большой долей уверенности можно дать отрицательный ответ на этот вопрос. Такой вывод следует, например, из содержания . Добавим, что указание на возможность квалификации в подобных ситуациях нецелевого использования бюджетных средств встречается крайне редко. Например, в достаточно давнем .
В то же время нет сомнений в том, что несоответствие кассовых операций показателям утвержденного Плана ФХД является финансовым нарушением. В связи с этим в Минфине России обсуждается возможность включения в КоАП РФ специальной нормы, предусматривающей административный штраф за подобные нарушения.
Порядок применения кодов КОСГУ и иных кодов бюджетной классификации не используется для определения целевого характера расходования средств субсидии на выполнение (государственного) муниципального задания. Конечно, если иное не было оговорено сторонами при подписании соглашения о предоставлении этой субсидии.
В отдельных случаях контролирующие органы все-таки пытаются использовать КБК для квалификации расходов за счет субсидии на выполнение задания в качестве нецелевых, однако суды их, как правило, не поддерживают (решение Магаданского областного суда от 23 октября 2015 г. по делу № 12-337/2015).
Целевые субсидии. Критерии оценки целевого характера расходов
Для определения целевого характера расходов средств субсидии на иные цели, как правило, применяются следующие критерии:
Соблюдение условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:
- порядком определения объема и условий предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с ;
- соглашением о предоставлении субсидии.
Соблюдение условий по целевому расходованию, предусмотренных Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (далее – Сведения). Форма составляется в порядке, предусмотренном Требованиями к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, и утверждается органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
В отличие от субсидий на выполнение задания, при определении целевой направленности расходов за счет субсидий на иные цели применяются коды бюджетной классификации.
Начиная с 2016 года расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом ( ; ; , утвержденный ). До 1 января 2016 года санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений проводилось только после проверки документов и соответствия содержания расходных операций кодам КОСГУ.
Коды бюджетной классификации, указанные в Сведениях, должны соответствовать целям предоставления субсидии, указанным в соглашении. При нарушении этого условия учреждению желательно просто не подписывать соглашение и не расходовать средства до устранения нарушений.
Средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств ( , ). Операция по получению дохода в виде начисленных процентов на неснижаемый остаток денежных средств целевых субсидий на расчетном счете автономного учреждения в коммерческом банке является доходной и, соответственно, не может рассматриваться в качестве операции по осуществлению расходов за счет средств субсидий. Поэтому в качестве нарушения в контексте и такая операция квалифицирована быть не может.
Средства ОМС. Критерии оценки целевого характера расходов
Как правило, в качестве нецелевого использования средств ОМС квалифицируется осуществление за счет указанных средств расходов:
- не относящихся к видам медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС;
- не входящих в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
При наличии в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы других направлений расходования средств проверка использования средств ОМС на указанные цели осуществляется с учетом соответствующих документов, регламентирующих порядок проведения таких расходов, объема средств, предусмотренных на данные расходы в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи и утвержденной сметой расходов, а также условий заключенных договоров (
Организация далее «Ассоциация» зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ как: Ассоциация общероссийских общественных организаций, ведет свою деятельность (ОКВЭД Код 92.6 — Деятельность в области спорта) на пожертвования инвесторов (582 ст. НК). До 31.12.14г., на УСН -доходы -6%.Перед проведением олимпиады в Сочи, на денежные средства «Ассоциации» построен и частично (1 этап строительства- 24.01.14г.) сдан в эксплуатацию «Олимпийский объект» (собственник – «Ассоциация»).При сдаче второго этапа, Ассоциация перешла на общий режим налогообложения (с 01.01.15г.).Для строительства, были привлечены как собственные денежные средства (пожертвование на уставную деятельность, целевые пожертвования на строительство «Олимпийского объекта»), так и взят кредит в банке (под залог объекта и земельных участков под объектом (земельные участки в аренде у государства на 49 лет).Из — за не выполнения своих обязательств по кредиту, Банком начат процесс отчуждения «Олимпийского объекта» у собственника.Вопрос: При переоформлении права собственности «Олимпийского объекта» на Банк, может ли ИФНС квалифицировать расходование «пожертвований» на строительство «Олимпийского объекта» как не целевое использование денежных средств, и если да, то какие налоговые последствия ожидают организацию.
В данном случае пожертвования использованы по целевому назначению. Тот факт, что объект будет отчужден из-за невыполнения обязательств, не может повлиять на признание использования денежных средств нецелевым.
Обоснование
Из книги Эльвиры Митюковой
Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение
3.1. Когда поступления не облагают налогом на прибыль
Налоговое законодательство называет две группы не облагаемых налогом средств: целевое финансирование и целевые поступления. Оба они должны быть:
Если не выполняется хотя бы одно из данных условий, то с поступлений придется заплатить налог на прибыль. Об этом прямо говорится в письме Минфина России от 31.10.2005 № 03-03-04/4/74 . Рассмотрим основные из этих условий более подробно.
Целевое назначение
Что значит: поступления использованы по целевому назначению? Как быть, если средства используются одновременно и целевым, и нецелевым образом ? В этом случае налог начисляют только на ту часть денег, которая использована нецелевым образом.
Сложнее, если целевые средства потрачены на покупку имущества, которое будет использоваться в обоих видах деятельности НКО . Тогда, по мнению налоговых инспекторов, такие средства облагаются полностью налогом на прибыль.
В противном случае придется предоставить документы о целевом использовании средств. Если документы предоставлены, то позиция налогоплательщика обоснована. Поэтому, даже если организация использует целевое имущество, направленное на некоммерческую деятельность, еще и в предпринимательстве для достижения уставных целей, облагать его налогом на прибыль неправомерно.
Но эта позиция все же является весьма спорной, и налоговики с такими доводами могут не согласиться. Поэтому не исключено, что отстаивать свои права организации придется в судебном порядке.
Также спор может возникнуть, если НКО положит целевые деньги на депозит . Минфин сообщил по этому вопросу следующее. Размещение целевых средств на депозите не будет являться нецелевым использованием денег и, следовательно, не приведет к их обложению налогом на прибыль только при наличии следующих условий:
При этом целевые деньги налогом облагаться не будут. Подпадут под налогообложение только полученные проценты от размещения средств на депозите (см. письма Минфина России от 01.08.2013 № 03-03-06/4/30833 , от 29.07.2013 № 03-03-06/4/30025 , от 13.01.2014 № 03-11-06/2/262 (в части применения УСН) и др).
Срок использования
А как быть, если целевая программа охватывает несколько лет? Или целевые средства остались на конец года?
Неистраченные поступления не будут облагаться налогом на прибыль, если будут отражены в смете следующего года входящим остатком. Главное, чтобы по ним не истек срок их использования (см. письмо Минфина России от 26.06.2007 № 03-03-06/4/75).
Раздельный учет
Заметьте: целевые поступления признаются таковыми для целей налогового учета лишь при условии, что та некоммерческая организация, которая их получает, ведет раздельный учет, как самих целевых поступлений по программам, так и доходов и расходов по предпринимательской деятельности (если такая деятельность ведется). Подробнее о том, как это делать на счетах бухгалтерского учета, мы написали в разделе 2.2 «Особенности бухгалтерского учета НКО».
А что будет, если не вести раздельный учет?
В таком случае все средства, которые получает некоммерческая организация, налоговики посчитают внереализационными доходами и потребуют включить их в налогооблагаемую базу. Если целевые средства истрачены организацией не по назначению или не в срок, то они также увеличивают налогооблагаемую прибыль.
Дело в том, что для некоммерческих организаций, получающих средства целевого финансирования и целевые поступления, в соответствии сподп. 14 п. 1 и ст. 251 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
Можно ли при этом учитывать расходы для налогообложения?
В рамках данного раздела особо следует остановиться на содержании целевых средств. К доходам, не облагаемым налогом на прибыль, относятся целевые средства. Целевые средства в целях налогообложения прибыли подразделяются на средства целевого финансирования и целевые поступления.
Средства целевого финансирования. Закрытый перечень средств целевого финансирования приведен в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В частности, к ним относится имущество, полученное общественными объединениями в виде:
Инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
Средств дольщиков и (или) инвесторов, аккумулированных на счетах организации-застройщика;
Средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
Средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
Средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;
Страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
Средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
Средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
Все перечисленные средства целевого финансирования относятся к доходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли. Но существуют определенные условия, при несоблюдении которых средства целевого финансирования могут стать объектом налогообложения по налогу на прибыль.
Рассмотрим подробнее вопрос о налогообложении грантов.
К средствам целевого финансирования, согласно п. 14 ст. 251 НК РФ, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования: в виде полученных грантов.
Под грантами понимаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями.
Перечень таких организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. № 923 «О Перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов».
В этот список включены:
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
Союз конфедераций промышленников Европейского экономического сообщества.
Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными независимых государств бывшего Советского Союза.
Международный фонд технологий и инвестиций.
Объединенный институт ядерных исследований.
Международное агентство по атомной энергии.
Американский фонд гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза, США.
Общество сохранения диких животных, США.
Русский общественный фонд Александра Солженицына, Швейцария.
Шведская королевская академия наук.
Всего около 80 организаций.
Гранты предоставляются на конкретные программы в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также научные исследования на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Согласно вышеизложенному, не являются объектом обложения налогом на прибыль гранты, полученные общественными объединениями для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности, при условии их фактического использования на указанные цели.
С 1 января 2006 г. законодатель внес изменения в Налоговый кодекс РФ. Изменения в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, во-первых, устанавливают, что денежные средства или иное имущество, предоставленные иностранными физическими лицами, как гранты признаваться не могут (ранее грантами признавались полученные средства или имущество от любых физических лиц – как российских, так и иностранных).
Кроме этого, уточнены цели, на которые могут выделяться гранты. Новыми целями, на которые могут выделяться гранты, являются:
а) охрана здоровья населения (направления: СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез);
б) защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ;
в) социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
Следовательно, с 1 января 2006 года средства или имущество, полученные от иностранных физических лиц, признаются как гранты. Для целей налогообложения прибыли они рассматриваются как безвозмездно полученное имущество, которое, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ, является внереализационным доходом и должно быть включено в налоговую базу на момент поступления на расчетный счет (для денежных средств) или на дату подписания акта приема-передачи имущества (для безвозмездно полученного имущества).
Соответственно, если денежные средства от иностранного физического лица поступили на расчетный счет (в отношении имущества — подписан акт приема-передачи) до 1 января 2006 года — они не включаются в налоговую базу, если после 1 января 2006 года — включаются.
Аналогично, поступившие до 1 января 2006 года денежные средства и имущество на указанные новые цели грантами еще не признаются и также, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ, должны рассматриваться как внереализационные доходы и включаться в налоговую базу. В случае же получения этих средств после 1 января 2006 года они уже будут признаваться грантами (при условии, что они отвечают иным требованиям, установленным по отношению к грантам в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и не должны будут включаться в налоговую базу.
Организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования.В случае отсутствия учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.
Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению, иначе они подлежат включению во внереализационные доходы организации.В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.
Организация должна использовать поступившие средства. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, являются средствами целевого финансирования только при условии использования их в течение одного календарного года с момента их получения.
Источник: admiralcafe.ru