1. Размеры в плане эстрад и сцен указаны в осях строительных конструкций, авансцены – от внутреннего края проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены или эстрады.
2. Высота эстрад определяется от уровня планшета (отметки строительных конструкций) до потолка, технологического оборудования. Высота сцен определяется от уровня планшета до верха колосникового настила. Высота над колосниковым настилом в свету – 2 м, при наклонном перекрытии – не менее 1.5 м.
3. При проектировании оркестровой ямы глубину авансцены следует соответственно увеличивать на величину открытого проема оркестровой ямы (не менее 2.5 м).
4. Ширину строительного портала допускается увеличивать на 1 – 5 м, высоту – на 0.5 – 2.5 м.
5. При увеличении глубины авансцены допускается соответственно уменьшать глубину эстрады (сцены), но не более чем на 0.25 указанной глубины эстрады (сцены).
Площадь сцены (портальной эстрады) делится на две части: видимую зрителю – игровую, на которой происходит действие, и невидимую – закулисную, служащую для передвижения актеров, размещения механизмов, дежурных декораций. Игровую часть ограничивают обычно «одеждой сцены»: с боков – кулисами, сзади – задником, а сверху – падугами, скрывающими источники освещения и верхние конструкции. Связь авансцены с полом зала рекомендуется осуществлять открытыми лестницами или устройством пандусов вдоль боковых стен зала.
Что такое эстрадная акустика? Сравниваем эстрадную и SQ акустику. Автозвук 2020 УралАвтоСаунд
Для эстрад Э-2 – Э-6 допускается не предусматривать строительный портал, отделяя авансцену от эстрады занавесом. Открытые в зал эстрады рекомендуется проектировать площадью, отвечающей размерам соответствующих портальных эстрад.
По боковым и задней стенам сцены следует предусматривать ярусы рабочих галерей. Нижний ярус следует размещать на 1 м выше строительного портала. Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола составляет от 2.5 до 3 м по всей высоте сцены.
Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцены С-4 должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки до уровня колосникового настила (при вместимости зала до 800 мест допускается от уровня пола нижней рабочей галереи). Для сцен С-1 – С-3 допускается устройство открытых внутренних лестниц от уровня пола нижней галереи или планшета сцены с оборудованием проходов на общие лестницы или открытые пожарные лестницы. Открытые внутренние лестницы должны иметь ширину 0.6 м, угол наклона не более 45 0 , поручни и сплошной настил ступеней.
Оркестровую яму для сцен и эстрад рекомендуется проектировать не менее следующих размеров: ширина – 2.5 м, ширина проема – 1.7 м, высота (до низа выступающих конструкций) – 1.9 м.
Технологические помещения, обслуживающие портальную эстраду (сцену). В клубах со зрительными залами вместимостью 300 человек и более желательно устройство отдельного входа для персонала в помещения, обслуживающие игровую площадку. В клубах со зрительными залами вместимостью 500 человек и более, оборудованных сценой, допускается устройство служебного вестибюля при помещениях, обслуживающих игровую площадку. Площадь такого вестибюля принимается не более 10% площади сцены.
Все что нужно знать об эстрадной акустике
Помещение склада объемных декораций рекомендуется размещать смежно с игровой площадкой. В клубах с эстрадами Э-1 – Э-3 и сценами С-1 – С-3 склады объемных декораций и склад мебели и бутафории целесообразно объединять в одном помещении; часть склада, предназначенная для хранения мебели и реквизитов, может проектироваться с пониженной высотой. В клубах с эстрадами Э-4 – Э-6 ил сценой С-4 эти склады можно разделять в пропорции 2/1. полы складов и игровой площадки необходимо делать в одном уровне. Высота складов декораций, примыкающих к сцене, должна быть равна высоте строительного портала. Проемы, соединяющие склады декораций со сценой (эстрадой), должны иметь ширину, м, не менее:
· для сцен С-4 – 2.5
· для сцен С-1 – С-3 – 2
Высота проемов принимается равной высоте проемов карманов для сцен С-4, для сцен С-1 – С-3 – равной высоте строительного портала минус 0.5 м, а для эстрад – не менее 2.5 м.
Столярная и слесарная мастерские, в которых делаются крупногабаритные детали, оснащенные тяжелыми станками, требуют удобной загрузки, поэтому их размещают на первом, в цокольном или в подвальном этажах. Эти помещения следует проектировать с естественным освещением. Полы для столярной мастерской предпочтительны деревянные, для механической – асфальтовые. Столярную и механическую мастерские можно объединять в одном помещении. Мастерская должна иметь удобную связь с хозяйственным двором.
Артистические уборные, предназначенные для переодевания в сценические и репетиционные костюмы, наложения и снятия грима, отдыха и т.д., рекомендуется размещать на этаже сцены, желательно не выше третьего этажа от уровня планшета сцены и проектировать, как правило, с естественным освещением. Артистические уборные рекомендуется предусматривать при вместимости зала 300 мест и более; при меньшей вместимости для этой цели следует использовать комнаты для работы кружков.
К блоку артистических уборных примыкают костюмерные и гримерно-парикмахерские. Ширина лестничных маршей в зоне артистических уборных принимается не менее 1.5 м, ширина коридоров при одностороннем расположении уборных 2 м, при двухстороннем – 3 м. В блоке артистических уборных необходимо предусмотреть умывальники.
Помещения технологического обеспечения размещаются:
· светопроекционная, светоаппаратная – за задней стеной зрительного зала;
· звукоаппаратная, кабина диктора, ложа звукооператора – за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала;
· тиристорная – вблизи сцены.
Светопроекционную рекомендуется размещать таким образом, чтобы угол отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии равнялся:
· в горизонтальной плоскости — 9 0
· в вертикальной плоскости при проекции сверху вниз — 9 0
· в вертикальной плоскости при проекции снизу вверх — 3 0
Длину помещения светопроекционной для сцен С-1 – С-3 и для эстрад Э-4 – Э-6 следует принимать не менее 3 м. Уровень пола светопроекционной должен быть выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0.9 м.
Светоаппаратная располагается обычно в пределах проекции строительного портала на заднюю стену зала. Длину помещения светоаппаратной следует принимать не менее 4 м. Уровень пола светоаппаратной должен быть выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0.9 м. Уровень пола тиристорной должен быть не ниже уровня пола первой рабочей галереи.
Звукоаппаратную, кабину диктора, ложу звукооператора следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены.
Источник: megaobuchalka.ru
Эстрады
Эстрада, рассчитанная на 150—200 зрителей. Прямоугольная в плане дощатая плита, образующая покрытие, подвешена к металлической раме и образует вместе с плоскостью пола угол 25°. Цоколь эстрады бутовый, пол деревянный. Места для зрителей — обычные деревянные скамьи на железобетонных опорах — размещены на участке с естественным уклоном 8—10%.
Такие эстрады предназначены для парков, садов, лесопарков.
Летняя эстрада, рассчитанная на 750 зрителей, состоит из трех основных элементов — сцены, оркестровой ямы и секторов для зрителей. Для сооружения такой эстрады выбирают местность с естественным уклоном. Желательно, чтобы за сценой была плотная кулиса из высоких деревьев.
Материалы, из которых сооружена эстрада, оставляют естественного цвета и фактуры. Древесину пропитывают горячей олифой, а сиденья дополнительно покрываю бесцветным лаком.
Подобные эстрады сооружают в городских садах, лесо- и лугопарках.
Источник: snip1.ru
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА, -ы, ас. 1. Возвышение для исполнителей (оркестра, чтеца),выступающих перед публикой. Выйти на эстраду. 2. Вид исполнительскогоискусства ~ представление на сцене небольших драматических, музыкальных,хореографических, цирковых номеров, обычно сопровождаемое конферансом. Театрэстрады. Артист эстрады. 11 прил. эстрадный, -ая, -ое.
Эстрадные жанры. Э.концерт. смотреть
ЭСТРАДА
эстрада 1. ж. Возвышение, сценическая площадка для артистов, чтецов и т.п., выступающих перед публикой. 2. ж. Вид искусства, связанный с исполнением на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических и т.п. произведений; эстрадное искусство.
. смотреть
ЭСТРАДА
эстрада ж.1. (площадка) stage, platform 2. (вид искусства) variety (art) артист, артистка эстрады — variety performer / actor, actress
ЭСТРАДА
эстрада См. театр. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. эстрада театр; возвышение, подмостки, помост Словарь русских синонимов. эстрада сущ., кол-во синонимов: 9 • возвышение (52) • искусство (45) • масскультура (18) • подмостки (18) • помост (33) • попса (14) • попсня (10) • попсятина (10) • эстрадка (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: возвышение, искусство, подмостки, помост. смотреть
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА(фр.). Помост, возвышение среди залы для музыки, артистов и пр.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ЭС. смотреть
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА ы, ж. estrade f. 1. Возвышение, помост для артистов, чтецов и т. п., выступающих перед публикой. БАС-1. Театральный зал Большого театра .. важ. смотреть
ЭСТРАДА
En.: Music-hall Гипноз как представление — это карикатура на традиционный гипноз; гипнотизер как бы отдает приказания вдруг поглупевшему пациенту, который их исполняет (см. автомат). Отбор лиц, пригодных для того, чтобы служить мишенью, является определяющим фактором эстрадного гипноза.
Лица внушаемые или невнушаемые, но с установкой на подчинение, как бы получают возможность усыпить в себе всякую способность к критике и делегировать другому свою личную инициативу. Всегда заметно, что начальные внушения касаются только простых, банальных идеомоторных актов. Но поскольку идея оформлена как приказание, ее идеодинамическая реализация выглядит как покорность. Такие импликации, повторяясь, становятся успешнее и убедительнее и усиливают эффективность внушения, приводя к передаче власти гипнотизеру (см. соскальзывание при внушениях.) Поскольку очевидно, что на подобных спектаклях гипнотизируемые не обязательно являются «подставными лицами», эти феномены чрезвычайно интересуют психологов, несмотря на то, что речь здесь идет скорее о внушении, чем о гипнозе. Диссоциация психических функций и подключение бессознательных видов поведения превращают такие представления в особую разновидность гипнотического опыта. . смотреть
ЭСТРАДА
En.: Music-hall Гипноз как представление это карикатура на традиционный гипноз; гипнотизер как бы отдает приказания вдруг поглупевшему пациенту, который их исполняет (см. автомат). Отбор лиц, пригодных для того, чтобы служить мишенью, является определяющим фактором эстрадного гипноза.
Лица внушаемые или невнушаемые, но с установкой на подчинение, как бы получают возможность усыпить в себе всякую способность к критике и делегировать другому свою личную инициативу. Всегда заметно, что начальные внушения касаются только простых, банальных идеомоторных актов. Но поскольку идея оформлена как приказание, ее идеодинамическая реализация выглядит как покорность. Такие импликации, повторяясь, становятся успешнее и убедительнее и усиливают эффективность внушения, приводя к передаче власти гипнотизеру (см. соскальзывание при внушениях.) Поскольку очевидно, что на подобных спектаклях гипнотизируемые не обязательно являются «подставными лицами», эти феномены чрезвычайно интересуют психологов, несмотря на то, что речь здесь идет скорее о внушении, чем о гипнозе. Диссоциация психических функций и подключение бессознательных видов поведения превращают такие представления в особую разновидность гипнотического опыта. смотреть
ЭСТРАДА
-ы, ж. 1.Возвышение, помост, площадка для выступления перед публикой артистов (музыкантов, чтецов и т. п.).Тихон Павлович увидел эстраду, на ней играл. смотреть
ЭСТРАДА
«. 7.2.4. Эстрада — часть зрительного зала, предназначенная для эстрадных и концертных выступлений. Эстрада может быть отделена от зрительного зала по. смотреть
ЭСТРАДА
подмостки Ср. Его безжалостно освистали, так что он тут же, публично, не сойдя с эстрады, расплакался.Достоевский. 1, 1, 6. Ср. Strasse (нем.), street . смотреть
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА — постоянная или временная площадка в виде помоста, возвышающаяся над уровнем партера или земли и служащая местом концертных выступлений (Бол. смотреть
ЭСТРАДА
▲ сценическое искусство ↑ множество, произведение искусства эстрада — показ отдельных произведений.эстрадник.обозрение. | куплетист.читка. чтец.декла. смотреть
ЭСТРАДА
1) Орфографическая запись слова: эстрада2) Ударение в слове: эстр`ада3) Деление слова на слоги (перенос слова): эстрада4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА эстрады, ж. (фр. estrade с исп.). 1. Помост, подмостки, площадка, возвышающаяся над уровнем земли или поля, для выступающих перед публикой исполнителей чего-н. (оркестра, хора, музыканта, чтеца и т. п.). Выйти на эстраду. Его безжалостно освистали, так что он тут же, не сойдя с эстрады, расплакался. Достоевский.
Прекрасны грации кулис, покуда на эстраде. Некрасов. Концертная эстрада. Эстрада в летнем саду (открытая сцена). 2. только ед. Искусство малых форм (см. малый), область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене, эстраде (театр.). Артист эстрады.
Искусство эстрады. Советская эстрада.
. смотреть
ЭСТРАДА
Эстрада — подмостки. Ср. Его безжалостно освистали, такъ что онъ тутъ же, публично, не сойдя съ эстрады, расплакался.Достоевскій. 1, 1, 6. Ср. Strasse. смотреть
ЭСТРАДА
ж1) (возвышение) Estrade f, Podium n, pl -dien, Konzertbühne f2) (вид искусства) Unterhaltungskunst f; Variete n (варьете) артист эстрады — Varietekün. смотреть
ЭСТРАДА
(фр. estrade — помост) — вид сценического зрелищного искусства, которое включает в себя элементы драматургии, музыки, хореографии, цирка и т.д. Традиционные эстрадные представления состоят обычно из разнохарактерных элементов, объединенных по принципу обозрения — ревю. Искусство эстра-ды сформировалось в конце XIX в.; сегодня к ней от-носят концерты различных видов поп-музыки, развлекательные программы шоу-бизнеса и т.п. Термин «эстрада» означает также сценическую площадку, постоянные или временные подмостки для концертных выступлений. смотреть
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА, -ы, ж.1. Пункт высокочастотной связи.2. Пренебр. Плохая, примитивная музыка.1. — Возм. из арм.; 2. — из муз.Синонимы: возвышение, искусство, . смотреть
ЭСТРАДА
1) (помост) 舞台 wǔtáiвыйти на эстраду — 上台2) (вид искусства) 曲艺 qǔyì, 游艺节目 yóuyì jiémùартист эстрады — 游艺节目演员; 曲艺演员Синонимы: возвышение, искусство, под. смотреть
ЭСТРАДА
sahne; varyete* * *ж1) sahne вы́йти на эстра́ду — sahneye çıkmak2) (вид искусства) varyete Синонимы: возвышение, искусство, подмостки, помост
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА (франц . estrade), ..1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в кон. 19 в. 2) Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.
. смотреть
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА (франц. estrade) -..1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в кон. 19 в
2)] Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов. . смотреть
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА, -ы, ас. 1. Возвышение для исполнителей (оркестра, чтеца), выступающих перед публикой. Выйти на эстраду. 2. Вид исполнительского искусства ~ представление на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических, цирковых номеров, обычно сопровождаемое конферансом. Театр эстрады.
Артист эстрады. || прил. эстрадный, -ая, -ое. Эстрадные жанры. Э. концерт.
. смотреть
ЭСТРАДА
— (франц. estrade) -..1) вид искусства. Включает т. н. малые формыдраматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии,цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединеныконферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельноеискусство сформировалась в кон. 19 в. 2) Сценическая площадка (постояннаяили временная) для концертных выступлений артистов. смотреть
ЭСТРАДА
ЭСТРАДА, -ы, ас. 1. Возвышение для исполнителей (оркестра, чтеца), выступающих перед публикой. Выйти на эстраду. 2. Вид исполнительского искусства ~ представление на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических, цирковых номеров, обычно сопровождаемое конферансом. Театр эстрады. Артист эстрады. || прилагательное эстрадный, -ая, -ое.
Эстрадные жанры. Э. концерт. смотреть
ЭСТРАДА
корень — ЭСТРАД; окончание — А; Основа слова: ЭСТРАДВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ЭСТРАД; ⏰ — А; Слово Эстрада со. смотреть
ЭСТРАДА
вид искусства. Включает так называемые малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX в. Так же называется сценическая площадка для концертных выступлений артистов. смотреть
ЭСТРАДА
ж.estrade f выйти на эстраду — monter vi (ê.) sur l’estradeСинонимы: возвышение, искусство, подмостки, помост
ЭСТРАДА
эстрада ж 1. (возвышение) Estrade f c, Podium n 1, pl -di|en, Konzertbühne f c 2. (вид искусства) Unterhaltungskunst f; Variete ( v a r J e » t e : ] n 1 (варьете) артист эстрады Varietekünstler ( v a r J e » t e : — ] m 1d
Синонимы:
. смотреть
ЭСТРАДА
ж(площадка) palco m, tablado m, estrado m; (вид искусства) teatro de variedadesСинонимы: возвышение, искусство, подмостки, помост
ЭСТРАДА
flava, estradiks эстрадныйоткрытая эстрада — ulkoilmalavaтеатр эстрады — viihdeteatteri
Источник: rus-stroitel-dict.slovaronline.com
Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование клубов
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ
ИНСТИТУТ ТИПОВОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КОМПЛЕКСОВ И ЗДАНИЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И УПРАВЛЕНИЯ
ИМ. Б. С. МЕЗЕНЦЕВА
(ЦНИИЭП ИМ. Б. С. МЕЗЕНЦЕВА)
ГОСКОМАРХИТЕКТУРЫ
Справочное пособие к СНиП
Серия основана в 1989 году
Проектирование клубов
Москва Стройиздат 1991
Рекомендовано к изданию Научно-техническим советом ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева Госкомархитектуры
Редактор Н. В. Лосева
Разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Содержит общие положения выбора типа клуба, площадей и структуры пространства; требования к акустике помещений и защите от шума, к условиям видимости и расположению зрительских мест в залах, к конструктивным решениям, к инженерному оборудованию зданий клубов
Для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Справочное пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» и конкретизирует общие требования к проектированию клубов и других объектов клубно-досугового назначения.
Материалы Пособия частично используют опыт нормативных разработок и директивные документы последних лет, результаты прикладных исследований типов и сетей клубов, а также обобщают опыт текущего проектирования. Этот опыт демонстрирует, особенно в конкурсном и поисковом проектировании, в разработке индивидуальных программ и проектов, исключительное разнообразие решений клубов. Сам объект проектирования обретает новые границы. Он выходит за рамки традиционных клубов и домов культуры типового проектировании семидесятых — восьмидесятых годов. В составе клубно-досуговых сооружений оказываются и новые объекты — досуговые клубы, центры досуга и рекреативные комплексы, профильные и любительские клубы и т. д.
Ведущим условием эффективного проектирования становится учет местных условий и прогноз развития культурной сети. Составление программ проектирования и определение конкретных требований к клубу и клубно-досуговой системе становится ответственной задачей, решение которой требует специальных предпроектных исследований исходной ситуации.
Данное Пособие не может охватить всех вариантов конкретных ситуаций. Оно касается лишь некоторых общих положений, выбора типа клуба, определения состава помещений, площадей и структуры пространства.
Положения Пособия имеют рекомендательный характер и допускают отступления, мотивированные конкретными условиями.
Требования к акустике помещений и защите от шума, к условиям видимости и расположению зрительских мест в залах, к конструктивным решениям, к инженерному оборудованию зданий клубов, противопожарные требования представлены в соответствующих нормативных документах.
Пособие разработано ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева (кандидаты архит. Е. М. Соснова — ответственный редактор, Г. И. Быкова, Н. Н. Ерофеева, А. Я. Никольская, В. Н. Ревякин, М. Р. Савченко; архитекторы А. Л. Иликчян, А. С. Кравченко, Е. К. Милашевская).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Клубы разделяются на типы:
Досуговые клубы — первая ступень клубной типологии, клубы общего профиля — вторая, любительские клубы — третья и высшая на сегодня ступень. Эти типологические ступени-уровни определяют направление перспектив его развития и пополнения клубно-досуговой сети. Они отвечают переходу от первичного и пассивного приобщения к коллективному досугу к активизации и дифференциации клубных интересов, от универсальных клубных пространств — к специализации помещений, и росту разнообразия типов клубных зданий и систем.
1.2. Области применения клубов досуговых, общего профиля, любительских определяются достигнутым и прогнозируемым уровнем социально-экономического развития каждого региона, числом жителей и административным статусом населенного места, сложившейся и прогнозируемой активностью посещений клубов и насыщенностью культурной сети.
По мере роста культурного потенциала, повышения уровня урбанизации населенных мест, дифференциации культурного спроса населения и становления самоорганизующихся клубных коллективов исходная сеть досуговых клубов должна пополняться (и частично вытесняться) клубами общего профиля, а затем и любительскими. В развитой клубно-досуговой сети присутствуют все указанные типы клубов.
1.3. Распределение типов клубов по территории области, сельского района, города подчиняется, как правило, следующей закономерности: более высокая типологическая ступень клубов — в центре, более низкая — на периферии сети. Кроме того, центр сети имеет большее типологическое разнообразие клубов, представительство как нижних, так и верхних типологических ступеней. Периферийные территории города или сельского района предполагают преимущественное развитие досуговых клубов, а центральные территории — как досуговых, так и клубов общего профиля, в крупнейших городах — также и любительских клубов.
1.4. Общий культурный и социально-экономический потенциал региона влияет на пропорции распределения разных типов клубов в центре и на периферии клубных сетей, но при этом сохраняется тенденция более высокого типологического уровня и разнообразия центра.
В настоящее время относительно пониженный уровень социально-экономического развития и соответственно большую долю досуговых клубов на всех уровнях клубной сети имеют регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии; средний уровень и соответственно увеличение доли клубов общего профиля — центральные, западные и южные районы РСФСР, отдельные районы УССР, БССР, Молдовы, Прибалтики, Закавказья, более дифференцированной клубной типологией (включая и любительские клубы) отличаются ряд областей РСФСР, Литвы, отдельные южные и западные районы страны.
Указанные уровни развития регионов составляют обобщенную и изменяющуюся во времени картину. В ряде регионов с повышенным уровнем социально-экономического развития существуют районы и населенные пункты, имеющие клубы менее высокого типологического уровня и наоборот. Направление повышения социально-экономического потенциала регионов определяет общую тенденцию развития клубной типологии в сторону ее обогащения и дифференциации.
1.5. В зависимости от социально-экономического потенциала региона, административного статуса населенного места, численности населения и согласно положению в сети типы досуговых, общего профиля и любительских клубов имеют разную вместимость, функциональную нагрузку и состав помещений.
1.6. Досуговые клубы на периферии клубной сети жилой группы и микрорайона города, сельского поселка и т. д. — это, как правило, малые клубы с универсальными пространствами — отдельно стоящие, кооперированные с другими сооружениями местного центра или встроенно-пристроенные к жилым зданиям и т. п. Досуговые клубы в центре клубной сети (городской центр, центр планировочного района-новостройки, центр сельского административного района и т. д.) — это относительно крупные центры досуга, универсальные залы и многоцелевые зрелищные, развлекательные, физкультурно-оздоровительные комплексы, а также система малых досуговых клубов.
1.7. Клубы общего профиля на периферии клубной сети (городские жилые районы, средние и малые города вблизи областного центра, центральные усадьбы колхозов и совхозов и т. д.) — это здания, совмещающие зрелищную часть (зрительный зал, фойе) и клубную часть (помещения для отдыха и развлечений, лекционно-информационные и студийно-кружковые помещения). Чем выше культурная активность населения и экономический потенциал населенного места, тем выше необходимая доля клубной части в общей вместимости клуба и ниже доля зрелищной части.
Клубы общего профиля в центре клубной сети (общегородской центр, центр сельского административного района и т. д.) должны иметь, как правило, относительно большую долю клубной части в общей вместимости здания в основном за счет помещений для отдыха и развлечений, а также студийных помещений.
Если согласно численности населенного места в составе его центра предусматривается несколько клубов общего профиля (городские центры больших, крупных и крупнейших городов), то среди них должны предусматриваться так называемые профильные клубы с преимущественным развитием или зрелищных, или лекционно-информационных, или развлекательных, или студийных групп помещений. Такая профильная специализация клубов позволяет интенсифицировать их работу.
Наряду с ними возможны и самостоятельные здания клубов общего профиля, совмещающие все группы помещений, а также клубы в составе кооперированных культурных центров. Чем выше культурный потенциал города, его административный статус и число клубов центра, тем, больше доля профильных клубов в составе клубов общего профиля. Она колеблется от 15-20% в центрах больших городов до 60-70% в центрах крупнейших городов. Остальные клубы общего профиля совмещают все основные группы помещений. В составе клубов центра рекомендуется предусматривать также и досуговые клубы.
1.8. Любительские клубы согласно дифференциации своей деятельности и контингента являются принадлежностью исключительно центра клубной сети, как правило, в крупнейших городах с высоким культурным потенциалом. Формирование этого уровня типологии возможно только на базе насыщенной культурной сети города. Типы любительских клубов составляют развитую систему из множества клубов разной специализации (клубы исполнительского творчества, клубы коллекционеров, дискуссионные клубы, клубы авангардного искусства, ремесел, любителей старой техники, спортивные клубы и т. п.). Доля любительских клубов в крупнейших городах составляет сейчас около 10% сети.
1.9. Организационный статус клуба-учреждения в привязке к административно-территориальным единицам (городской Дом культуры – в центре города, городской клуб – в жилом районе, районный Дом культуры – в административном центре района, сельский Дом культуры – на центральной усадьбе, сельский клуб – в поселке и т.д.) не имеет однозначной связи с типом клуба-сооружения. Так, например, в разных населенных пунктах функции районного Дома культуры может исполнять досуговый клуб, клуб общего профиля или любительский клуб (в научном городке или академическом центре; прил. 1, 2)
1.10. Вышеперечисленные типы клубов являются элементами так называемой открытой (общедоступной) клубной сети, предполагающей свободный выбор места клубных занятий для разных групп населения. При проектировании ведомственных клубов, клубов предприятий, клубов творческих союзов, Домов техники и иных специализированных клубных объектов следует, как правило, предусматривать возможность их работы как в закрытом режиме, так и в составе открытой сети населенного места.
1.11. В условиях реконструкции как существующих клубных зданий, так и при приспособлении для клубной работы общественных и жилых зданий, а также при создании на базе клуба культурных центров целесообразно применение клубных блоков, основанных на одном из функциональных элементов клуба (зрительные, танцевальные, лекционные и спортивные залы, кружковые помещения.)
При реконструкции клубных зданий и при приспособлении для клубной работы зданий иного назначения в соответствии с конкретными условиями могут допускаться значительные отклонения от предлагаемых в прил. 3- 7 примерных составов и норм площадей помещений на 1 посетителя. Проектирование этих объектов рекомендуется вести согласно заданию на проектирование. Примерная номенклатура типов клубов, включая клубные блоки, приведены в прил. 2.
1.12. Размещение, величина и состав земельных участков клубов определяются согласно требованиям СНиП 2.07.01-89 и требованиям настоящего раздела Пособия. Площадь земельного участка принимается из расчета 10-15 м 2 на 1 посетителя клуба (20-25 м 2 на 1 место в зрительном зале).
1.13. Земельный участок клуба разделяется на следующие зоны:
общественная или представительная (площадки перед входами из расчета не менее 0,2 м 2 на 1 посетителя, памятник, Доска почета и т.п.);
зрелищная (рекламная и киноконцертная площадки, танцевальная площадка, открытая эстрада);
спортивная (комбинированная площадка для волейбола и баскетбола, другие площадки);
зона отдыха (павильон для чтения и настольных игр, площадка для аттракционов, детские площадки);
хозяйственная (площадка для транспортных средств, хозяйственный склад, навес для тары, мусоросборник).
1.14. При проектировании клубов в составе сложившейся городской застройки и на затесненных территориях допускается уменьшать площадь их земельных участков при сохранении необходимых площадок перед входами в здание и выходами из него, а также хозяйственной площадки.
1.15. Стоянки индивидуальных автомашин посетителей клуба следует предусматривать не далее 400 м от входов в здание клуба из расчета 2-5 мест для автомашин на 100 посетителей с учетом местных условий строительства.
1.16. На месте автомобильной стоянки необходимо выделить место с отличительными знаками для парковки автомобилей инвалидов. Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.
1.17. На земельных участках клубов в IV строительно-климатическом районе рекомендуется предусматривать устройство навесов, пергол и других затеняющих сооружений. В зданиях необходимо обеспечивать оптимальную ориентацию основных помещений.
2. ДОСУГОВЫЕ КЛУБЫ
2.1. Досуговые клубы следует проектировать в составе: помещений универсального назначения; специализированных помещений; служебно-бытовых помещений.
Отношение вместимостей помещений универсального и специализированного назначения рекомендуется принимать от 1:0,2 до 1:1.
2.2. Досуговые клубы разделяются на типы:
малые клубы с универсальной гостиной вместимостью от 50 до 250 посетителей (Д1);
клубы с универсальным залом вместимостью от 250 до 1500 посетителей (Д2);
клубы с универсальной рекреацией вместимостью от 250 до 1000 посетителей (Д3);
развлекательные, физкультурно-развлекательные и иные комплексы клубного досуга вместимостью от 150 до 1000 посетителей (Д4).
2.3. При проектировании досуговых клубов следует учитывать их размещение в составе культурной сети:
в периферийных сельских поселках, центрах производственных бригад досуговый клуб (клуб с универсальной гостиной) является, как правило, единственным культурным объектом населенного места. Здесь необходимо обеспечить возможность кинопоказа, танцевальных вечеров, работы кружков, концертов, нерегламентированного общения и т.п. Возможна кооперация досугового клуба с иными объектами поселкового центра (магазин, почта и т.п.);
на центральных усадьбах колхозов и совхозов, в центрах сельских административных районов досуговый клуб (как правило, клуб с универсальным залом) является основным культурным объектом центра сельских районов в развиваемых и среднеразвитых регионах страны. Универсальный зал позволяет осуществлять как зрелищные мероприятия, включая гастроли, и выезд концертных бригад, так и вечера отдыха, танцы и праздничные комплексные программы. В таких досуговых клубах целесообразно предусматривать специализированные помещения кружковых в отношении 1:0,4-0,8 к расчетной вместимости универсального зала.
в жилых группах и микрорайонах городов досуговый клуб (как правило, клуб с универсальной гостиной и клуб с универсальным залом) предназначен для обслуживания прилегающего населения микрорайонов в основном для немобильного населения (дети, семьи с маленькими детьми, пенсионеры, а также для развития, работы придомовых спортивных, семейных, детских клубов, самодеятельных клубов по интересам, клубных кооперативов. Рекомендуется проектировать также досуговые клубы как в отдельно стоящем здании, так и встроенными в цокольные и первые этажи жилых домов в виде пристроенных к жилым домам блоков, в составе кооперированных общественных центров микрорайонов, с учетом использования территории дворов;
в жилых районах в центрах городов (в том числе крупных и крупнейших) рекомендуется предусматривать досуговые клубы с универсальной рекреацией и клубы с универсальным залом. Основное назначение таких клубов — организация массового зрелищного и развлекательного досуга молодежи и других групп населения (работа дискотек, проведение музыкальных концертов и фестивалей, организация сменных выставок, проведение массовых собраний и дискуссий, физкультурно-оздоровительные занятия). Досуговые клубы обеспечивают первичное приобщение аудитории к клубному досугу. На уровне жилых районов и городского центра такие клубы сосуществуют с клубами общего профиля (профильными) и любительскими клубами.
2.4. Кооперация клуба со спортивными сооружениями и создание клубных спортивных центров особенно целесообразны в населенных пунктах на 2-5 тыс. жителей, в общественных центрах городов от 25 до 250 тыс. жителей, в центрах жилых районов на 60 тыс. жителей.
Путем кооперирования и блокирования могут быть созданы многофункциональные центры: культурно-спортивные и культурно-оздоровительные, учебно-культурно-спортивные и т. п.
2.5. Помещения универсального назначения рекомендуется проектировать с горизонтальным полом и сборно-разборным оборудованием (эстрадами, помостами, рабочими столами, мебелью и т. п.). Следует предполагать как последовательное во времени использование универсального помещение для разных видов клубных занятий, так и одновременное использование разных зон универсального помещения, выделенных сборно-разборным оборудованием, мебелью, озеленением, рельефом пола и т. п.
2.6. Специализированные помещения досуговых клубов (аудитории, мастерские, кабинеты домоводства, буфеты и другие помещения со стационарным оборудованием) следует предусматривать согласно заданию на проектирование.
2.7. Вестибюли и фойе досуговых клубов рекомендуется проектировать с учетом возможности присоединения к универсальным помещениям клубов.
2.8. Состав и площади помещений универсального назначения в досуговых клубах рекомендуется принимать по табл.
1. Основное универсальное помещение малого клуба — универсальная гостиная, представляющая собой пространство многоцелевого назначения, рассчитано на одновременное использование его для разных целей, в соответствии с которыми оно может подразделяться на функциональные зоны (место для просмотра телевизора, место настольных игр, чаепития, нерегламентированного общения и др.). Структура такого пространства должна предусматривать возможность его использования и для одной цели — собрание, вечер отдыха, дискотека, детская елка, занятие группы общефизической подготовки, детского хореографического кружка и др. Помещение зала-гостиной должно иметь плоский пол. Допускается устройство небольшой эстрады или подиума со стационарными местами по периметру.
Помещения универсального назначения досуговых клубов
Площадь, м 2 , на 1 посетителя
Универсальная гостиная
Кладовые мебели и инвентаря
Примечания: 1. Состав и площади специализированных помещений и помещений административно-бытового назначения рекомендуется принимать согласно требованиям к помещениям клубов общего профиля ( табл. 2- 7). 2. При помещениях универсального назначения допускается дополнительно предусматривать камины, кухонное оборудование, сервизную, кино- видеоаппаратуру, радиоузел, кладовые для спортивного оборудования и т. п. 3. Меньшие значения площадей указаны для помещений большей вместимости, большие — для помещений меньшей вместимости.
2.9. При залах-гостиных вместимостью 100 чел. и более рекомендуется оборудовать киноаппаратную на 1 пост (площадью б м 2 ), в меньших залах-гостиных — место для установки передвижного кинопроектора. Входные помещения рассчитываются по наименьшим значениям удельной площади ( табл. 2), гардеробная может располагаться в кладовой, стенной нише или оборудуются крючки по стенам.
2.10. Малый досуговый клуб не обязательно размещать в отдельно стоящем здании. Его можно организовать встроенным или в пристройке к жилому дому, учреждению, предприятию общественного питания, на территории предприятия и т. п. Рекомендуется не только строительство новых зданий, но и приспособление старых помещений общественного и жилого назначения.
При проектировании клубов с универсальной гостиной для тех регионов, где сохранились традиции народной клубной архитектуры (кунацкая у народов Кавказа, мехмон-хона в Средней Азии и др.) рекомендуется учитывать национальные особенности этих сооружений в композиции здания и декоре.
2.11. Ядром досугового клуба с универсальным залом является общее зальное пространство вместимостью от 200 до 1000 чел., в котором проводятся не только вечера отдыха, кинопоказ, концертные выступления и собрания, но и физкультурно-спортивные мероприятия. Поэтому рекомендуется предусматривать здесь открытую в зал (сборно-разборную) эстраду, плоский пол (на глубину до 12 м от края эстрады) и оборудование трансформации зрительских мест. Допускается организация рельефа пола (платформы, блитчеры и т. д.). Предполагается возможность размещения в общем пространстве эстрады, зоны зрительских мест, свободного пространства фойе, зоны буфета и т. п. Общее пространство, позволяет мобильно использовать помещение зала, в том числе эпизодически увеличивать его вместимость в 1,5 раза на аншлаговых концертах и иных программах.
Помимо универсального зала в таком клубе рекомендуется предусматривать специализированные помещения игровых, кафе (с возможной связью с универсальным залом), помещения для работы кружков, раздевальные, душевые, вестибюль, гардероб, санузлы, административные помещения, а также кладовые для мебели и инвентаря.
2.12. Досуговые клубы с универсальной рекреацией формируются на основе универсального назначения не зала (в отличие от досуговых клубов с универсальным залом), а общих помещений для отдыха и развлечений, включая площадь фойе, вестибюля, буфета, гостиных, игровых помещений, спортивной и танцевальной площадок, зимнего сада.
В таких клубах зрительный зал (аудитория) обособлен от общего рекреационного пространства. Вместимость зала-аудитории — от 100 до 500 мест. В нем проводятся лекции, кинопоказ, некоторые концерты. Вместе с тем массовые, аншлаговые, в том числе зрелищные программы и кинопоказ проводятся в универсальной рекреации, вместимость которой от 150 до 500 посетителей.
Это общее пространство предназначено также для танцев и праздничных вечеров, физкультуры и спортивных занятий, отдыха и развлечений. Универсальная рекреация предусматривает эпизодическое зонирование при будничном режиме работы клуба и объединение зон в праздничном режиме. Следует предусматривать несложную плоскостную трансформацию ( см. разд. 5). Форма универсальной рекреации может быть сложной, включая ниши, балконы и т. п.
Кроме специализированного зрительного зала (аудитории) в составе этих клубов необходима входная группа помещений с гардеробом и помещениями администрации, санузлы, раздевальные и душевые (для спортсменов, кладовые инвентаря и мебели, специализированные помещения студии), состав и площади которых следует принимать согласно требованиям к помещениям клубов общего профиля ( табл. 2- 7).
2.13. В составе развлекательных, физкультурно-рекреационных и иных комплексов клубного досуга рекомендуется предусматривать несколько видов универсальных пространств: универсальные гостиные, универсальные залы и рекреации, в том числе для использования в будничном и праздничном режиме, вечеров отдыха, концертов, выставок, встреч и собраний, спортивно-оздоровительных, занятий и отдыха.
Помимо универсальных пространств в таких объектах могут быть также специализированные помещения кинозалов, видеотек и видеобаров, дискотек, кафе, залов для компьютерных игр, аттракционов, спортивных залов разного назначения, помещений мастерских, студий и т. п.
2.14. Указанные сооружения отличаются сочетанием универсальных помещений (разного назначения) и специализированных помещений. Соотношение вместимостей универсальных и специализированных помещений от 1:0,5 до 1:1,5.
Примерный состав и вместимости групп помещений разных типов досуговых клубов приведены в прил. 3.
3. КЛУБЫ ОБЩЕГО ПРОФИЛЯ
3.1. Клубы общего профиля следует проектировать в составе:
Клубную часть рекомендуется принимать в составе групп помещений:
отдыха и развлечений;
3.2. Отношение вместимостей зрелищной и клубной частей клубов общего профиля составляет от 1:0,2 до 1:1,7.
Типы клубов общего профиля рекомендуется принимать согласно ряду отношений вместимостей их частей (типы I-IV по прил. 4).
В составе типов клубов общего профиля предусматриваются также типы профильных клубов и клубных блоков.
3.3. Вместимость зрительного зала в клубах общего профиля рекомендуется принимать от 150 до 1000 мест (допускается — до 1500 мест), общую вместимость — от 200 до 2100 посетителей (допускается — до 3000 посетителей).
3.4. При проектировании профильных клубов рекомендуется предусматривать следующие варианты состава групп помещений:
зрелищная часть и группа отдыха и развлечений;
группа отдыха и развлечений и лекционно-информационная группа;
Общая вместимость таких профильных клубов — от 300 до 1500 посетителей.
Примерный состав и вместимости разных типов профильных клубов (П1, П2, ПЗ) приведены в прил. 5.
3.5. При проектировании клубных блоков, включающих одну из указанных групп помещений, общую вместимость таких блоков рекомендуется принимать от 100 до 500 посетителей. (Типы блоков Б1, Б2, Б3, Б4 приведены в прил. 6.).
3.6. При реконструкции и оборудовании под клубы зданий (помещений) иного назначения, а также при проектировании клубно-досуговых центров состав групп их помещений следует определять заданием на проектирование.
3.7. Возможна кооперация клубов общего профиля со спортивными, выставочными и иными сооружениями, предприятиями общественного питания и т. п. согласно заданию на проектирование.
3.8. При проектировании клубов общего профиля, в том числе профильных клубов и клубных блоков следует учитывать их размещение в составе культурной сети:
на центральных усадьбах колхозов и совхозов, в центрах сельских административных районов рекомендуется применять клубы общего профиля в центральных, западных и южных регионах страны (в остальных регионах — типы досуговых клубов);
в жилых и планировочных районах городов, в центрах малых, средних и больших городов. В развиваемых регионах страны клубы общего профиля рекомендуется применять, как правило, в центрах, в остальных регионах — также и в жилых и планировочных районах городов;
в центрах крупных и крупнейших городов рекомендуется применять, как правило, профильные клубы, а также клубы общего профиля, с учетом их градостроительного положения в составе сети;
при реконструкции действующего фонда клубов города и села, а также при пополнении сложившейся сети рекомендуется применять клубные блоки как пристройки к действующим клубам, а также как отдельно стоящие здания в системе клубной сети. При этом целесообразно учитывать сложившуюся обеспеченность сети и характер ее функционирования.
Состав и площади помещений зрелищной части
3.9. Состав и нормы площади помещений для зрителей рекомендуется принимать по табл. 2.
Источник: gosthelp.ru