Каждый руководитель знает, когда готовы все бюджетные формы и составлены основные управленческие отчеты, наступает очередь формирования отчетов о прибылях и убытках и о движении денежных средств. Далее расскажем, с какими трудностями можно столкнуться в этом случае, как использовать данные из этих отчетов, почему настолько важен план-факт анализ показателей эффективности.
Почему так важен план-факт анализ показателей эффективности
Основная задача план-факт анализа эффективности финансового плана состоит в сопоставлении плановых и фактических показателей финансового бюджета и поиске причин, по которым произошли отклонения. Детальный план-факт анализ исполнения генерального бюджета принято осуществлять раз в квартал. При большей частоте удается обнаружить случайные отклонения, но тогда невозможно понять, насколько постоянны устойчивые тенденции, иначе говоря, выявить системные план-факт отклонения в области эффективности работы компании.
Если же речь идет о бюджете движения денежных средств (БДДС) и платежном календаре, для них стоит проводить план-факт анализ показателей эффективности каждый месяц, а для наиболее важных статей расходов эту операцию осуществляют ежедневно, чтобы не столкнуться с «кассовыми разрывами» и ростом риска потери ликвидности.
Подготовка текста КС и прямого соглашения: пошаговый разбор вместе со Сбером
Специалисты компании RDV обеспечат формирование управленческой отчетности точно в срок, помогут снизить кассовые разрывы до 50%. Оставляйте заявку на консультацию!
Контроль исполнения бюджета входит в число важнейших функций бюджетирования. План или бюджет в чистом виде – это только управленческий инструмент. Но чтобы управлять им, на предприятии должны быть сформированы механизмы по контролю выполнения установленных показателей эффективности. Вот почему так важно на протяжении бюджетного периода регулярно (каждую неделю, месяц, квартал) проводить план-факт анализ или оценку фактического выполнения финансовых показателей, рассматривать причины их невыполнения и принимать своевременные решения для выхода из ситуации.
План-факт анализ показателей эффективности может использоваться для большей доли финансовых бюджетов. Он подходит для отдельных операционных и функциональных бюджетов, если требуется более детальное изучение причин отклонений от плана. План-факт анализ может быть проведен в масштабе всей компании или для отдельных центров финансовой активности, проектов, направлений деятельности – тогда он покажет, какой из них дает отрицательные/положительные отклонения и степень их эффективности. В любом случае компания сама выбирает объект анализа, отталкиваясь от приоритетных, по мнению руководства, задач.
В целом ряде организаций серьезная роль отводится бюджетному комитету, который проводит план-факт анализ показателей эффективности, управляет политикой компании в области инвестирования, формирует стратегию финансового планирования. Обычно в подобные комитеты входят топ-менеджеры компании, такие как функциональные директора и руководители бизнес-единиц. Они контролируют бюджетный процесс, за счет чего удается добиться эффективности и быстроты изменения финансовых планов, своевременно вырабатывать рекомендации по исправлению финансового положения всей компании или отдельного центра финансовой ответственности.
Разрешение на строительство дома. Технико-экономические показатели. Мосгосстройнадзор. ГлавГеоСтрой
Для корректного сопоставления важно, чтобы показатели план-факт анализа приводились в одинаковых аналитических разрезах, с одной периодичностью. За счет отклонений в анализируемых данных удается сделать выводы об эффективности/неэффективности работы всей фирмы или ее отдельных подразделений. При наличии серьезных отклонений прибегают к корректировке или актуализации бюджетов.
Кроме того, результаты план-факт анализа показателей эффективности используются для расчетов бюджетов на другие периоды.
Проконсультируем по вопросам автоматизации бюджетирования. Проведем экспресс-обследование, в рамках которого выявим недостатки и трудности в текущих процессах бюджетирования и планирования, проработаем архитектуру и подберем систему для автоматизации процессов бюджетирования. Напишите нам — обсудим все детали!
Благодаря правильному выполнению план-факт анализа удается повысить точность бюджетирования, укрепить финансово-экономическое положение компании. Добиться такого эффекта удается за счет параллельного анализа причин отклонений показателей эффективности и создания стратегии для исправления положения.
Как показывает практика, разумнее всего использовать автоматизированную систему для план-факт анализа исполнения бюджетов, подготовки отчетов, позволяющих установить отклонения между плановыми и фактическими данными и описать их причины, вовремя произвести корректировки и актуализацию, что очень важно для эффективности любого бизнеса.
Как подготовиться к план-факт анализу показателей эффективности
Прежде чем приступать к осуществлению план-факт анализа показателей эффективности (особенно когда речь идет о скользящем планировании) необходимо разделить все статьи финансового бюджета на те, где:
- изменение показателей может влиять на плановые значения будущих периодов (увеличивать их при излишке денежных средств или снижать в случае перерасхода);
- прогнозные значения не зависят от фактических в уже закрытом периоде.
При помощи этого приема вы сможете вовремя скорректировать бюджет.
Также руководитель должен заблаговременно выбрать статьи, по которым возможен «перенос» неизрасходованных средств на будущие периоды. Так, в любой компании есть статьи, касающиеся, допустим, канцелярии, ремонта, по которым запланированные в периоде расходы могут быть не затрачены целиком. Обычно в этом случае остаток бюджета по статье не распределяется на следующие периоды, а закрывается фактической суммой в отчетном периоде.
Важно понимать, что постоянные перебросы неиспользованных расходов на другие статьи или периоды говорят о трудностях компании в процессе бюджетирования. Правда, при резко сменившихся внешних факторах (например, в макроэкономической ситуации) без перебросок между статьями просто не обойтись.
Следующий важный шаг при подготовке к проведению план-факт анализа показателей эффективности – это подготовка «карты» допустимых отклонений. Последняя обязательно согласуется с руководителями компании и финансового блока (CFO), а также представляется специалистам, принимающим участие в бюджетном процессе. Упростить план-факт анализ позволяет четкая градация отклонений – она может быть представлена в виде следующей шкалы:
- отклонение – несущественное, не требует подробного анализа;
- отклонение 50 % (в абсолютном значении) – умеренно существенное, должно сопровождаться детальным анализом;
- отклонение >50 % – очень существенное, требует срочного обоснования и введения контрмер.
Если в организации работает система финансовых KPI, данная шкала может быть не только полезна при план-факт проверке, но и играть роль инструмента оценки эффективности и качества прогнозирования.
Если вы хотите выстроить грамотные процессы в вашей системе 1С, автоматизировать необходимые функции, чтобы правильно проводить план-фактный анализ и получать корректные данные по показателям эффективности деятельности компании, то доверьте это профессионалам компании RDV. Закажите консультацию специалиста и задайте ему волнующие вас вопросы!
На что обращать внимание при план-факт анализе показателей эффективности
- При план-факт анализе показателей эффективности необходимо понять, в какой мере конкретное отклонение является благоприятным, иными словами, повышает ли оно операционную прибыль. В случае незначительных изменений показателей можно отказаться от срочной детальной проверки, поскольку небольшие отрицательные отклонения по одним статьям могут компенсироваться благоприятными отклонениями по другим. Но если же причина выявленного при план-факт оценке отклонения кроется в постоянных факторах, их сумма будет постепенно нарастать, а это требует контрмер для сохранения эффективности работы компании.
- Важно разделить отклонения по конкретным статьям бюджета на уровни существенности. Так, к критичным можно относить изменения показателей, превышающие 5 % или 10 % от общей суммы поступлений/расходов. Эти цифры говорят о том, что при превышении отклонения фактического показателя от планового накопленным итогом на 5 % или более требуется внесение поправок в бюджет организации. Стоит понимать, что лимиты существенности отклонений зависят от ряда характеристик фирмы. В первую очередь, к ним относится сфера деятельности, а также немалую роль играют отклонения, выявленные при план-факт анализе в предыдущих периодах.
- Отслеживайте взаимосвязь отклонений: допустим, при увеличении выручки и операционных расходов на одинаковый процент не нужно проводить корректировку бюджета. Но при росте операционных расходов, значительно превышающем увеличение выручки, необходим детальный план-факт анализ – он позволит выявить причины такого изменения показателей эффективности.
Кроме того, нужно усилить контроль использования средств оборотного капитала. Также провести анализ критичности изменения выручки позволяет операционный рычаг (отношение маржинальной прибыли к чистой). Представим, что значение рычага равно 3, а текущая рентабельность бизнеса – 15 %, тогда критичным считается сокращение показателя выручки более чем на 5 % – при подобном положении дел фирма понесет убытки, и будет сложно говорить об эффективности ее работы.
Понять, каким образом отклонение по определенной статье, выявленное во время план-факт анализа, сказалось на уровне прибыли, позволяют следующие действия:
- отражение фактического и планового значения по каждой статье в отчете со знаком, который соответствует его влиянию на конечный результат (прибыли, если это БДР, или чистого денежного потока, если это БДДС);
- подсчет показателя отклонения «план-факт» в виде отношения абсолютного отклонения к модулю бюджета, иными словами, необходимо рассчитать «относительное отклонение» – это можно сделать в процентах от значения прибыли;
Таким образом, план-факт анализ показателей эффективности становится факторным, что значительно облегчает задачу выявления разного рода отклонений и принятия управленческих решений.
Программа БИТ.ФИНАНС для составления план-факт анализа показателей эффективности
Система БИТ.ФИНАНС представляет собой универсальный инструмент для управления вашим бизнесом, а функционал предназначен для автоматизации управленческого учета предприятий любого масштаба, любых направлений деятельности и форм собственности.
БИТ.ФИНАНС предназначен для:
- параллельного ведения нескольких видов учета;
- формирования и актуализации мастер-бюджетов: БДР, БДДС, ББЛ;
- контроля лимитов бюджетов и исполнения бюджетных заявок;
- учета и контроля исполнения договоров;
- ведения электронного документооборота, согласования и визирования документов;
- осуществления план-фактного анализа;
- ведения многосценарного планирования;
- консолидации отчетности группе компаний.
Рассказываем, про наш опыт внедрения БИТ.ФИНАНС для автоматизации распределения прямых и косвенных расходов для формирования стоимости услуг. Хотите так же? Оставляйте заявку на консультацию!
Источник: rdv-it.ru