Киселев, И. А. Государственно-частное партнерство в России как новый вид перспективных взаимоотношений / И. А. Киселев, Н. К. Джафаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90020/ (дата обращения: 21.10.2022).
В данной статье рассматривается государственно-частное партнерство: его понятие, исторические корни, законодательная основа, реализуемые проекты, положительные и отрицательные черты.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, сотрудничество, взаимодействие, виды, недостатки, положительные черты.
Государственно-частное партнерство — вид взаимовыгодного сотрудничества частной и публичной стороны, которое позволяет государству реализовать те проекты, которые без сторонних инвестиций сделать достаточно сложно или вовсе невозможно. Зачастую такие проекты масштабны и социально-значимы.
Лекция А. Русиновой «Государственно-частное партнерство в России: теория и практика» (Часть 1)
«Государственно-частное партнерство» (сокращенно — «ГЧП»; в переводе с английского — «public-private partnership») — явление не новое. Впервые механизмы такого вида партнерства начали проявляться еще в древней Греции, в древнем Риме и даже в древнем Иране. Там это проявлялось самыми различными способами, например [3]:
1) Частному сектору передавались для управления объекты различной транспортной инфраструктуры, торговли, а также рынком услуг, такие как: порты, почтовые пункты, бани;
2) Арендой общественных земель, принадлежавших государству и территориальным общинам на длительные сроки;
3) Государственным назначением «откупщиков», которые за определенную сумму вознаграждения или процент от «откупа» выполняли часть функций государства по сбору налогов и других государственных доходов.
Затем элементы этого вида взаимоотношений развивались и проявлялись по всему миру. Во времена XIX–XX веков большая часть железных дорог в России была сделана на основе государственно-частного партнерства, даже знаменитый и столь популярный в художественной культуре и в полноценном прикладном пользовании «Бруклинский мост» в Нью-Йорке был сделан при помощи частных инвестиций. В 1984 году правительства Великобритании и Франции объединившись совместно с частными инвесторами смогли реализовать один проект, реализация которого без привлечения сторонних инвестиций казалась невозможной — строительство и введение в эксплуатацию тоннеля через пролив Ла-Манш. Такой транспортно-инфраструктурный объект потребовал около 15 миллиардов долларов инвестиций, семи лет работы, а также около 13 тысяч рабочих и инженеров. Как итог, тоннель под проливом Ла-Манш стал одним из самых крупнейших в мире проектов, основанных на принципах международного государственно-частного партнерства.
В современной России полноценная и при этом публичная значимость такому виду взаимодействия была придана только в 2004 году, где на 14 съезде «Российского союза промышленников и предпринимателей» президент России Владимир Владимирович Путин заявил, что полноценная заинтересованность частного сектора в решении приоритетных государственных и национальных задач может быть достаточно продуктивной и полезной, тем самым, обозначив весомую значимость этих взаимоотношений [5].
Государственно-частное партнерство
Начиная с 2004 года начала прорабатываться законодательная база в сфере реализации механизмов государственно-частного партнерства: сначала закон о концессионных соглашениях, появившийся в 2005 году, затем закон о государственно-частном партнерстве, появившийся в 2015 году. Благодаря этому, за последние несколько лет были реализованы значимые объекты инфраструктуры путем использования механизмов государственно-частного партнерства, например скоростная трасса М-11 «Москва-Санкт-Петербург».
Определений государственно-частного партнерства существует много, как в законодательстве разных стран, так и в научной общественности в целом. Например, Кабашкин В. А. в своем труде «Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы» дает следующее определение: «Государственно-частное партнерство является альянсом государственных органов и частного бизнеса, цель которого заключается в создании и развитии социально значимых проектов — от стратегических отраслей экономики до оказания услуг в масштабах страны либо отдельных ее территорий» [4].
Однако, более обширно раскрывает этот термин спикер Анастасия Русинова проводя свою лекцию по теме государственно-частного партнерства на базе образовательного центра «Кафедры практической юриспруденции» Юридического факультета СПбГЭУ. По ее мнению, государственно-частное партнерство — «это взаимодействие частного и публичного сектора, реализуемое на основании долгосрочного контракта или соглашения с целью развития и (или) управления объектами публичной инфраструктуры и (или) оказания публичных услуг, в котором частный партнер несет существенную часть риска и ответственности в течение всего срока действия такого контракта или соглашения, а также предоставляет существенную долю финансирования, и его вознаграждение зависит от качества исполнения им обязательств по контракту или соглашению о государственно-частном партнерстве и (или) спроса на оказываемые услуги с использованием такой инфраструктуры» [6].
В Российской Федерации законодатель дает следующее определение государственно-частному партнерству: «это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны, и частного партнера с другой, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [2, ст. 3].
Подытоживая вышесказанное, можно считать, что государственно-частное партнерство — это вид партнерства, представляющий собой взаимодействие государства с частным лицом на взаимовыгодных условиях на определенный срок, ради объединения ресурсов, распределения рисков и выполнения различных проектов. Взаимоотношения сторон зафиксированы в официальных документах, имеющих юридическую силу, например, в договорах или контрактах. Государственный партнер, вместе с частным, имеют общие цели, их сотрудничество нацелено на решение общественно-значимых задач, а также они распределяют между собой все расходы с проектными рисками.
В Российской Федерации в основном выделяется две формы сотрудничества в сфере государственно-частного партнерства:
- Концессионные соглашения, заключаемые в соответствии с федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
- Соглашения о государственно-частном партнерстве, а также соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключаемые в соответствии с федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Суть этих форм примерно одна, но различия в нюансах все же есть. Концессионное соглашение — это форма государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций в создание или реконструкцию объектов недвижимости для дальнейшей эксплуатации. При заключении и исполнении данного договора происходит передача государственной собственности частному инвестору, а при завершении — обратное возвращение государству. При «соглашении о государственно-частном партнерстве» право собственности может перейти полностью частному лицу, если есть соответствующая договоренность. Еще одна разница состоит в том, что частная сторона в концессионном соглашении не обязательно должна иметь гражданство Российской Федерации, в то время как при «соглашении о государственно-частном партнерстве» — обязательно юридическое лицо с гражданством Российской Федерации.
Деятельность в сфере государственно-частного партнерства должна соблюдать следующие принципы [2, ст. 4]:
- Соглашение должно заключаться свободно, без какого-либо давления (например экономического или политического);
- Публичность партнерства, то есть информация о партнерстве не должна скрываться. Она должна быть открытой и доступной, если не является государственной тайной или иной охраняемой законом;
- Должна обеспечиваться полноценная конкуренция без какой-либо дискриминации;
- Должно соблюдаться равноправие сторон, в том числе перед законом;
- Необходимость справедливого распределения рисков и обязательств между партнерами точно так же, как и необходимость добросовестного исполнения своих обязательств по установленному соглашению.
Государственно-частное партнерство — обоюдно полезное взаимодействие, у которого есть как свои плюсы, так и свои минусы. Положительные черты можно выделить следующие:
- Ключевая особенность заключается в эффективном сокращении публичных расходов на реализацию проекта, что обеспечивает лучшее соотношение затрат с качеством итогового проекта;
- Вторая положительная черта проявляется в возможности увеличения ресурсного обеспечения проектов, что позволяет создавать более масштабные и значимые объекты;
- За счет привлечения заинтересованного частного инвестора, возрастает качество реализуемых проектов и появляется возможность их поддержки в дальнейшей эксплуатации;
- Важный момент заключается в распределении рисков между партнерами, так как появляется возможность более эффективно ими управлять;
- Возможная стимуляция многостороннего сотрудничества. Данная положительная черта заключается не только во взаимодействии государства и частного сектора, но и во взаимодействии одного государства с другим, ради реализации общественно-значимых проектов.
Однако, несмотря на положительные черты государственно-частного партнерства, стоит выделить следующие недостатки:
- Долгосрочное сотрудничество. Мало того, что сами контракты заключаются не менее, чем на три года, так и на обсуждение самого проекта и контракта может уйти целый год, если не больше, из-за возможной сложности последующей реализации;
- Прибыль возможна только спустя некоторое количество времени после введения объекта в эксплуатацию;
- Третий недостаток включает в себя человеческую недобросовестность и неопытность в данной сфере. То есть:
- Антимонопольная служба может подозревать некоторые концессионные соглашения в обходе закона, ведь под соглашением такого рода может скрываться простая государственная закупка;
- Изначальные расходы при проектировании объекта могут быть намеренно искажены, чтобы оправдать организацию проекта;
- Несмотря на возможность справедливого распределения рисков, получается это далеко не всегда. Порой не удивительны ситуации, когда при каких-либо происшествиях ответственность перекладывается с одной стороны на другую.
Основной недостаток государственно-частного партнерства заключается в огромном количестве нюансов при самом проведении сотрудничества в данной сфере (например различные ограничения при строительстве в определенном регионе). Итоговая стоимость реализации проекта может разительно отличаться от первоначальной, инфляцию и удорожание материалов никто досконально точно предсказать на ранних этапах реализации проекта и заключения договора не может. К тому же, не всегда очевидна эффективность при реализации различных контрактов и соглашений, из-за чего происходит отказ от проекта и участия частного лица.
Многие имеющиеся недостатки связаны с тем, что сфера государственно-частного партнерства в Российской Федерации относительно нова. Многое в сфере законодательства должно быть продумано, многое нужно переработать и усовершенствовать, чтобы повысить заинтересованность сторон в заключении соглашений на основе государственно-частного партнерства.
Например, недостаток неоднозначного распределения рисков можно решить внедрением в законодательство Российской Федерации «матрицы рисков», которая успешно используется при реализации проектов государственно-частного партнерства во Франции. Но несмотря на недостатки в данной сфере, уже сейчас заметно, какой потенциал существует и как он реализуется на данный момент.
Трасса М-11 «Москва-Санкт-Петербург» — скоростная платная трасса, на которой впервые в России применён механизм государственно-частного партнерства в форме концессионного соглашения. С помощью нее без каких-либо существенных трудностей можно доехать на машине от Москвы до Санкт-Петербурга используя только качественную платную дорогу, затратив при этом на данный путь несколько часов [7]. Также в России существует «Западный скоростной диаметр» — это уникальная скоростная внутригородская платная магистраль, созданная в Санкт-Петербурге и имеющая огромное количество значимых наград [8]. Количество и качество полученных наград вполне обоснованно, ведь этот проект — проект не только международного масштаба, но и один из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере создания платных дорог. Приведенные два примера показывают не только возможную перспективную эффективность государственно-частного партнерства, но и всеобщую значимость реализуемых проектов.
В рамках инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП-2020» первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов заявил, что рынок государственно-частного партнерства только за прошедшее десятилетие вырос в 30 раз. И при этом, тенденция на дальнейший рост — есть. На данный момент планируется улучшать законодательство в сфере государственно-частного партнерства, чтобы увеличить количество инвестиционной привлекательности и последующей активности. Например, планируется уточнение формы финансового участия публичной стороны с внедрением и продвижением механизма соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). По мнению заместителя министра, эти решения помогут принести стране новые проекты в сфере государственно-частного партнерства на сумму более одного триллиона рублей за ближайшие пять лет [9].
Государственно-частное партнерство в России уже вышло из стадии зарождения и прямо сейчас находится на стадии роста, развития и закрепления в стране. Можно свободно пользоваться уже существующими элементами инфраструктуры, которые были созданы при помощи государственно-частного партнерства. Но несмотря на то, что некоторые объекты, созданные путем такого взаимоотношения, имеют множество всемирных наград, впереди все еще предстоит долгий и тернистый путь, чтобы окрепнуть и стать по-настоящему значимым и популярным методом взаимодействия частного и государственного секторов. При этом, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что на данный момент существуют условия для успешного будущего этой сферы. Необходимо только продолжать совершенствовать законодательную базу в сфере государственно-частного партнерства и направлять вектор развития государства на создание общественно значимых объектов инфраструктуры.
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
- Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Громова Е. А. Государственно-частное партнерство и его правовые формы, учебное пособие. 2019. С. 2;
- Кабашкин В. А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. 2015. С. 120;
- Вступительное слово на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22686;
- YouTube канал «Практическая юриспруденция» — Лекция А. Русиновой «Государственно-частное партнерство в России: теория и практика»: https://www.youtube.com/watch?v=2hc4GdViu3o;
- Официальный сайт Скоростной трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург»: m11-neva.ru;
- Официальный сайт «Магистрали Северной Столицы»: nch-spb.com;
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: «Илья Торосов: рынок проектов ГЧП вырос в 30 раз за десятилетие и сохраняет потенциал для роста»: https://www.economy.gov.ru/material/news/ilya_torosov_rynok_proektov_gchp_vyros_v_30_raz_za_desyatiletie_i_sohranyaet_potencial_dlya_rosta_.html
Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, Российская Федерация, проект, Россия, соглашение, концессионное соглашение, муниципально-частное партнерство, распределение рисков, частное лицо, частный сектор.
Источник: moluch.ru
Государственно-
частное
партнёрство
Начиная работать в сфере государственно-частного партнерства мы (публичная сторона, частная сторона, финансирующая организация) сталкиваемся с множеством новых терминов, аббревиатур, фразеологизмов. Наш проект призван максимально просто и доступно объяснить ключевые понятия и правила игры на этом рынке, помочь в старте и реализации средних и малых (до 1 млрд руб.) проектов, привлечь финансирование на правильных условиях.
О нас
ГЧП.РФ — это брэнд профессиональной команды инвестиционных девелоперов, финансистов, юристов, имеющих разносторонний опыт в сфере государственно-частного партнерства, инвестиций и проектного финансирования, умеющих:
- Формировать Проекты из Идеи;
- “Продавать” проект публичной стороне, РОИВ, банку, частному партнеру;
- Находить поддержку проекта в ФОИВ;
- Формировать положительный публичный имидж Проектов.
Ключевые компетенции сотрудников ГЧП.РФ (ООО “Холсинка Групп”) — транспортная и социальная инфраструктура. Ключевое качество любого члена команды — способность быть “криэйтэром”.
Миссия и цели
Популяризация и продвижение ГЧП инструментария, развитие рынка концессий без привязки к интересам финансово-промышленных групп, бюджетному финансированию и псевдонезависимым объединениям, награждающим друг друга за сомнительные проекты. Наша компетенция не только сопровождать проекты, но и генерировать идеи. Экономическая ситуация и учетная ставка ЦБ позволили наконец запускать правильные ГЧП проекты с корректными финансовыми моделями, за которые не стыдно ни публичной стороне, ни инвестору, да и банку гораздо предсказуемее и комфортнее.
Задачей сайта ГЧП.РФ видится привлечение независимой, конкурентной команды партнеров — участников рынка, персоналий и компаний, объединенных желанием конструктивно меняться и изменять:
- Законодательство, неформальные и формальные правила игры в проектах ГЧП;
- Финансово-экономические и юридические предрассудки и стереотипы в отношении ГЧП соглашений;
- Отношение участников рынка из потребительского в инвестиционное.
Миссия и задачи реализуются через сайт, представляющий в сознательно простой, иногда наивной форме ключевые особенности российского ГЧП рынка, аналитику по наиболее перспективным направлениям работы и рекомендации начинающему участнику. И конечно мы ждем партнеров с идеями которые будут реализовываться командой ООО “Холсинка Групп” совместно с наиболее квалифицированными партнерами. Если вы начинаете день с РБК, а заканчиваете thebell.io, если в “обед вы не читаете PPPCenter и Investinfra”, если слова “концессионная секьюритизация” для вас не пустой звук — добро пожаловать в нашу команду.
Аналитика от ГЧП.РФ
Аналитические исследования, проводимые командой ГЧП.РФ и Партнерами, призваны реализовывать основные цели и задачи проекта. Среди примеров можно привести:
Данные статьи не модерируются и могут содержать негативные оценки проектов, рынка и даже отдельных участников. Главное требование к публикации – исследование, анализ должен быть интересен рынку и направлен на ускорение рынка ГЧП и концессий, развитие новых сегментов, изменение законодательства, рост конкуренции и прозрачности. Если вы способны формулировать интересные идеи – добро пожаловать в Партнеры проекта.
ГЧП и концессии в образовании
В статье проанализированы проекты в области образования реализованные через механизмы ГЧП и концессий. Оценена динамика стоимости проектов, предпочтительные механизмы реализации, дана краткая историческая справка по причинам и проблемам использования различных механизмов ГЧП. Предоставлены аналитические таблицы и справочные материалы со ссылками на образцы ГЧП и Концессионных соглашений, представлен удачный опыт формирования регионального законодательства.
Концессии в освещении vs энергосервис. Перспективы и ограничения.
В статье исследованы энергосервисные контракты и их ключевые ограничения в сфере энергосбережения. Проанализирована практика использования концессионных соглашений в сфере освещения, оценены перспективы в сложных комплексных проектах.
Проекты фотовидеофиксации и весогабаритного контроля.
ГЧП vs Закупки
В исследовании произведен анализ проектов фотовидеофиксации и весогабаритного контроля. Сформулированы основные выводы по содержанию проектов, законодательной базе проектов и использованию различных инвестиционных механизмов и, в том числе, концессионных соглашений. Проанализированы проекты перешедшие в эксплуатационную фазу и инициированные на интервале 2014-2016 гг.
Дороги и мосты по концессии с федеральной поддержкой
В статье проанализированы возможности регионов и муниципалитетов по привлечению бюджетного федерального софинансирования для проектов в области автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, реализуемых на принципах концессии. Приведены ключевые условия участия в проектах, основополагающие документы, и программа действий. В качестве примера приведены успешные региональные кейсы, в том числе в стадии реализации.
Реструктуризация региональных долгов — новый механизм повышения самодостаточности региональных экономик. Для реализации механизма используются бюджетные кредиты, предоставляемые региональному бюджету на реализацию региональных инфраструктурных проектов. Основные условия получения кредитов проанализированы в данной статье.
Трансферты на ИТС 2022г. Ключевые изменения.
В статье проанализировано изменение порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов (далее — ИМБТ) в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС), предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 в рамках принятия Постановления Правительства РФ № 2553 от 29.12.2021. Рассматриваются также ключевые положения проекта Методических рекомендаций по подготовке локальных проектов ИТС.
ГЧП — ликбез
Данный раздел призван за максимально короткое время и максимально просто ознакомить с основными терминами и понятиями государственно-частного партнерства и подготовить вас к осмысленному диалогу по данной тематике. Все изложено максимально кратко и сознательно не всегда юридически строго, именно для формирования базовой картины. Добро пожаловать в нашу библиотеку знаний.
Прежде всего следует разобраться с термином ГЧП. Государственно-частное партнерство (ГЧП) используется в широком и узком смысле этого слова. В широком, государственно – частное партнерство (ГЧП) это взаимодействие государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, в узком один из законов, регулирующих данную сферу.
Государственно-частное взаимодействие в РФ регулируется двумя основными законами 115-ФЗ (закон о Концессиях) и 224-ФЗ закон (о Государственно-частном партнерстве). Здесь возникает некоторая путаница оба закона подразумевают данное партнерство, но в название включено только у одного. По контексту обычно понятно в широком смысле мы используем термин (ГПЧ вообще) или в узком (ГЧП – 224 ФЗ).
Что такое Концессия (Концессионное соглашение)?
Концессия — это вид договора о создании инвестором объекта недвижимого имущества в государственную собственность с передачей обратно инвестору (концессионеру) для эксплуатации на возмездной основе.
Что такое ГЧП соглашение простыми словами?
ГЧП соглашеие – это вид договора о создании инвестором объекта недвижимого имущества в частную собственность для эксплуатации на возмездной основе.
Отличие ГЧП от Концессионного соглашения?
Ключевое отличие – получение объекта соглашения в частную собственность на период ГЧП соглашения и сохранение в частной собственности при вкладе инвестора не менее 50% после окончания соглашения. При этом ГЧП соглашения несут больше рисков для подписанта, более сложны для обоснования и оформления и, в целом, менее распространены. При концессии объект всегда остается у государства и не может являться предметом залога у банка в отличие от ГЧП соглашения. Остальные отличия технико-юридического характера менее важны.
Что такое – частная концессионная инициатива (ЧКИ)?
Частная концессионная инициатива – это законодательно закрепленная процедура заключения Концессионного соглашения по инициативе инвестора.
Кто такой Концедент?
Концедент это государство (в лице назначенного органа), регион, муниципалитет, когда они являются участниками соглашения в области ГЧП.
Кто такой Концессионер?
Концессионер — это юридическое лицо (инвестор), которое берёт на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта в сфере ГЧП.
Кто такой концессионер юридически?
Любой индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, а также два и более юридических лица или индивидуальных предпринимателей, действующих на основании договора простого товарищества.
Что такое специальная проектная компания (СПК) в концессионном соглашении?
СПК – это специальная проектная компания (СПК, SPV) созданная под проект с «0» исключительно под концессионное соглашение, зачастую консорциумом компаний с разными компетенциями. Важность чистоты и профильности деятельности этой СПК проявляется при расторжении (прекращении концессионного соглашения) в рамках согласования компенсаций с государством.
Кто является участником концессионных проектов?
Для крупных проектов характерен следующий набор участников:
Инвестор (акционер) – группа участников СПК концессионера
Финансирующие организации – банки, фонды, иные организации, предоставляющие долговое финансирование
Генеральный подрядчик – участник с которым заключается EPC контракт
Оператор – лицо, как правило, занимающееся специфическим видом эксплуатации
Государство в лице уполномоченного представителя
Данный типовой список участников могут быть связаны через участие в капитале СПК (например инвестор и финансирующие организации) либо через договорные отношения (концессионное соглашение прямое соглашение).
Какие из инвестиционных проектов могут стать концессионными?
Концессионным может стать проект, обладающий следующими признаками:
Объект инвестирования соответствует перечню законодательно разрешенных
Объект является недвижимым имуществом и предусматривается его строительство либо реконструкция
Предусмотрена эксплуатация объекта
Предполагаются частные инвестиции (акционерный или / и заемный капитал) в объект
Объект инвестирования – государственное имущество
Объект не изъят из оборота (не ограничен) и свободен от прав третьих лиц
Финансовая модель предусматривает окупаемость инвестиций инвестора.
Я поставляю оборудование – могу ли оформить отношения по концессии?
Нет. Объект концессии – недвижимое имущество.
Я занимаюсь эксплуатацией недвижимого имущества (больница, котельная, воинский склад….) – могу ли оформить отношения по концессии?
Нет. Должно быть предусмотрено строительство либо реконструкция объекта.
Где я могу посмотреть объекты, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений?
Основные группы можно посмотреть в 115-ФЗ и 224-ФЗ. Конкретные объекты в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений после его утверждения подлежат размещению на сайте www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте будущего концедента. Однако этот перечень носит информационный характер, и зачастую не заполнен, что не является препятствием для заключения концессионного соглашения
Можно ли создать по концессионному соглашению недвижимое имущество в частную собственность?
Имущество в частной собственности может присутствовать с разрешения публичной стороны в концессионном соглашении, но должно быть максимально технологически удалено от объекта концессионного соглашения.
Кто оплачивает такое имущество?
Концессионер оплачивает создание и регистрирует имущество самостоятельно. Соответственно после окончания соглашения он получает права аренды на ЗУ под своим имуществом -)))
Когда движимое имущество может быть объектом концессионного соглашения?
Объектом соглашения может быть исключительно движимое имущество, технологически связанное с объектом концессионного соглашения и предназначенное для деятельности по КС. (Типовой пример – передвижные камеры фото видео фиксации и здание ЦОД)
Сколько объектов может быть в предложении о заключении концессионного соглашения?
Число объектов не ограничено, но указанные действия (по объединению объектов) не должны приводить к ограничению конкуренции. (Типовой допустимый пример – инфраструктура аэропорта)
Когда проект оптимально структурировать под Концессию, ГЧП?
Вариантов множество. Например: отсутствуют гарантии (либо возможность вообще) окупаемости проекта, но существует значительный макроэкономический или социальный эффект.
Особенности формулировок законодательства создают дополнительные трудности при формировании текста Концессионного соглашения.
Имеет ли право концессионер привлекать оператора проекта на этапе эксплуатации?
Да, концессионер имеет право с согласия концедента передавать объект соглашения в пользование третьих лиц. Это стандартная практика передача оперирования квалифицированному исполнителю.
Как предоставляется земля под строительство объекта КС?
При инициативной подаче по ЧКИ в течение 60 рабочих дней, при конкурсе в соответствии с КД.
Кто осуществляет мероприятия по подготовке территории?
Концессионер или Концедент или вместе поэтапно.
Кто получает необходимые разрешения на строительство?
Все необходимые разрешения концессионер получает самостоятельно. Концедент лишь оказывает содействие в предоставлении документов относящихся к его компетенции
Есть ли специальные требования к инициатору ЧКИ?
Требования достаточно типовые – отсутствие ликвидации, отсутствие банкротства, отсутствие долгов по налогам и подтверждение наличия 5% средств у инициатора
Сколько времени занимает подача заявки ЧКИ?
Общий срок подачи заявки ЧКИ составляет 7-9 месяцев без учета конкурса. При наличии иных заявок и конкурсных предложений срок увеличивается на 4-5 месяцев
Какой срок заключения КС?
До 30 рабочих дней по ЧКИ
В рамках конкурса определяется конкурсной документацией.
Какой срок действия КС?
Срок действия концессионного соглашения законодательно не ограничивается, но определяется часто из:
срока полезного использования (до капремонта, например)
финансовой модели (требований по доходности) инвестора
При этом следует понимать, что возвращение объекта на этапе «перед капитальным ремонтом» может создать значительные трудности для концессионера.
Есть ли возможность продлить срок концессионного соглашения?
Да на основании решения органа власти соответствующего уровня. Для регионального и муниципального требуется еще и согласование ФАС.
Как готовится проект концессионного соглашения?
Существует несколько подходов, наиболее популярным из которых является следующий
Формируется организационно-правовая модель (ОПМ)
Формируется матрица рисков проекта
Идентифицируется способ управления риском и сторона (концедент или концессионер), наиболее успешно управляющие данным риском.
Формирование пунктов КС на базе
А) матрицы рисков
Б) существенных условий ст. 10 ФЗ
В) иных условий концессионного соглашения
Что такое Прямое соглашение?
Прямое соглашение — это трёхсторонний договор концессионера, концедента и финансирующей организации, дополнительно защищающий права финансирующей организации в проекте.
Что такое основные условия прямого соглашения?
Основные условия – это те условия, которые не должны меняться в ходе переговоров с банками и иными кредиторами концессионера.
Какие виды расходов несет инвестор в рамках подготовки концессионного соглашения?
Инвестор несет достаточно широкий круг затрат на инвестиционной стадии:
– затраты на проектирование
– затраты на строительство и/или реконструкцию
– затраты на эксплуатацию
– затраты на предоставление банковских гарантий (финансового закрытия / строительства / эксплуатации)
– затраты на страхование (рисков, не покрытых банковской гарантией, и не связанных с обязательствами концессионера)
– затраты на концессионную плату
– затраты (компенсация) на подготовку конкурсной документации
Что такое концессионная плата?
Концессионная плата — это обязательный платеж концессионера концеденту в рамках соглашения. Это могут быть денежные средства, имущество, доля дохода концессионера и.т.д. В проектах, возмещаемых из бюджета, концессионная плата зачастую составляет
1 руб.
Что такое минимальный гарантированный доход (МГД)?
МГД — это Минимальный Гарантируемый концедентом уровень Дохода концессионера, позволяющий ему покрывать плановые операционные расходы и обслуживать долговые обязательства в рамках эксплуатации объекта.
Каков состав концессионного соглашения?
В концессионное соглашение входит непосредственно сам договор и набор приложений, являющихся неотъемлемой частью:
I. Общие положения
Предмет соглашения / Объект соглашения. Имущественные отношения сторон / Срок действия соглашения / Цели и срок использования (эксплуатации) объекта соглашения / Действия и обстоятельства на дату заключения соглашения / Обязательства сторон Соглашения / Лица, относящиеся к концеденту / Лица, относящиеся к концессионеру / Технический эксперт / Экология / Разрешения
II. Создание объекта соглашения
Финансовое закрытие / Условия финансового закрытия, выполняемые концессионером / Условия финансового закрытия, выполняемые концедентом / Предварительные условия создания объекта соглашения / Проектирование / Рабочая документация / Предоставление концессионеру земельных участков и иных объектов / Обязательства по подготовке территории / Строительство объекта соглашения / Исполнение обязательств концессионера по строительству / Передача концессионеру объекта соглашения / Регистрация прав.
III. Эксплуатация и деятельность (операционная стадия)
Предварительные условия начала эксплуатации / Эксплуатация и деятельность с использованием объекта соглашения
IV. Контроль концедента. Отчетность концессионера
Контроль концедента / Отчетность концессионера
V. Финансовые условия
Финансирование и платежи / Расходы концессионера по аренде земельных участков / Объем инвестиций в создание объекта соглашения / Финансовая модель / Концессионная плата / Тарифы / Обеспечение исполнения концессионером обязательств по соглашению / Необходимое страховое покрытие
VI. Гарантии качества и ответственность сторон
Качество объекта соглашения и услуг. Ответственность концессионера / Ответственность концедента / Обстоятельства, исключающие ответственность
VII. Особые обстоятельства и обстоятельства непреодолимой силы
Особые обстоятельства / Обстоятельства непреодолимой силы
VIII. Изменение и прекращение соглашения
Изменение соглашения / Прекращение соглашения / Прекращение по инициативе концедента
Прекращение по инициативе концессионера / Порядок досрочного прекращения соглашения
Прекращение по соглашению сторон / Последствия прекращения соглашения /
Компенсация при досрочном прекращении соглашения / Порядок передачи (возврата) объекта соглашения
IX. Порядок разрешения споров
Общие положения. Согласительные процедуры / Согласительная комиссия и участие технического эксперта / Обеспечение и обязательность решений / Судебное разрешение споров. Применимое право
X. Залог прав. Замена концессионера
Залог прав / Основания и порядок замены концессионера / Соотношение условий соглашения и прямого соглашения
XI. Иные положения
Конфиденциальность / Права на интеллектуальную собственность / Представители сторон. Уведомления, заявления, согласования / Обязанность по информированию об обстоятельствах
Порядок согласований
XII. Структура соглашения. Подписи сторон
Состав, наименование и сроки подписания приложений и иных документов по соглашению /
Реквизиты и подписи сторон
Что входит в состав приложений к Концессионному соглашению?
Типовые приложения к КС приведены исключительно для ознакомления. У каждого грамотно оформленного концессионного проекта они индивидуальны.
Описание и технико-экономические показатели объекта соглашения / Описание и технико-экономические показатели иного передаваемого концедентом концессионеру имущества /
Порядок передачи концессионеру объекта соглашения и иного имущества / График строительства и/или реконструкции объекта соглашения / График выполнения проектных работ / Перечень и сроки предоставления земельных участков / Требования к проектированию, строительству (реконструкции), эксплуатации / Контроль концедента и отчетность концессионера / Финансирование и компенсации / Требования к финансовой модели / Формы основных актов / Порядок подготовки территории / Основные условия прямого соглашения /
Финансирование и компенсации / Требования к Финансовой модели / Основные условия банковской гарантии / Необходимое страховое покрытие / Компенсация при досрочном расторжении к финансовой модели / Порядок выплаты штрафов
Партнерство
Если Вам импонируют наши мысли и наша миссия, если вы планируете свою работу в этой перспективной сфере не на 3-5 лет, а на 5-20 лет (как минимум), если вы хотите найти партнера, друга который проконсультирует, посоветует (а советы как известно ценны прежде всего бесплатностью) и поможет вам выйти на этот рынок, если вы просто разбираетесь в рынке и вам есть что сказать (и это хотят услышать), то добро пожаловать к нам.
“Почему партнер — это только физическое лицо?
Потому что только у физического лица может быть совесть.”
А. Прохоренко (партнер №1)
Как стать партнером?
Партнером проекта может быть любое физическое лицо, в том числе представляющее (либо работающее) в ФОИВ, РОИВ, муниципалитете, строительной компании, банке, финансирующей организации или в меньшей степени некоммерческой организации. Партнерами, приносящими максимум информации и пользы проекту и его участникам, являются зачастую стажеры, младшие аналитики и другие сотрудники крупных компаний и корпораций, занимающимися проектами что называется “на передовой”. Партнер – это не ваш статус, а оценка вашей пользы для миссии проекта ГЧП.РФ (ООО “Холсинка Групп”).
Источник: xn--c1ayx.xn--p1ai