Виды инженерной подготовки строительства: разбираемся в работах и назначении
Различные виды инженерной подготовки строительства направлены на защиту выбранных участков от природных и техногенных негативных факторов. Данные мероприятия довольно обширны и считаются отдельной областью строительства со своими правилами и требованиями.
Состоят такие работы из организационных, плановых, технических и иных мероприятий, которые призваны сделать объект и его постройку максимально безопасными. В нашей статье мы рассмотрим все этапы и виды инженерной подготовки, а также разберем ее особенности для зимних периодов.
Виды инженерной подготовки строительства
Все существующие виды инженерной подготовки строительства в зависимости от их особенностей подразделяются на две категории: общие и специальные.
В первую категорию входят мероприятия по вертикальному планированию участков, а также по обеспечению отвода воды, образующейся в результате дождей и таяния снегов. Эти виды инженерной подготовки строительства обязательны для всех территорий, кроме тех, которые требуют искусственного орошения.
В категорию специальных мероприятия входит обеспечение защиты участков от затопления, в том числе, и грунтовыми водами, от оползней, от селевых потоков, сейсмической активности, освоение заболоченных мест, устранение оврагов и борьбу с карстами.
При этом, инженерные мероприятия, направленные на борьбу с карстами, защиту от селей и землетрясений применяются, как особые виды подготовки. На различных объектах общие и специальные виды инженерной подготовки, отличающиеся по уровню сложности, могут применяться в разных сочетаниях.
На благоприятных строительных участках проводится минимум подготовительных мероприятий, который часто сводятся к отводу воды и вертикальной планировке. На сложных объектах такими мероприятиями инженерная подготовка не ограничивается – здесь нужно проводить работы из специальной категории. К примеру, перед строительством на подтапливаемой земле обустраиваются защитные дамбы, проводится подсыпка грунта, позволяющая поднять уровень участка.
На болотистых объектах, где встречаются торфяные пласты приходится проводить осушение земли с последующей стабилизацией ее поверхности. Так, в этом случае могут быть обустроены мелиоративные каналы, закрытые коллекторы ливневки, подземные дренажные системы, а также проведены работы по подсыпке участка.
Особой спецификой отличается инженерная подготовка участков, расположенных в районах вечной мерзлоты, а также на территориях с опасной геологией.
На этапе планирования городской инфраструктуры и распределения важных общественных зон также определяют комплекс процедур по полноценной инженерной подготовке объекта и близлежащей территории. Мероприятия проводят согласно текущей планировке, но с учетом последующих изменений.
Для осуществления работ берут планы ограничений, далее разрабатывают план по инженерной подготовке, не забывая об экологическом состоянии территории. В индивидуальных случаях необходимо предварительно озаботиться возможными физико-геологическими последствиями.
Схемы инженерной подготовки содержат запланированные операции, которые должны идти вместе с пояснительной запиской. Внутри содержатся данные, обосновывающие строительство и процесс будущих мероприятий. Действия установлены в логической последовательности освоения участка.
Данный этап не подразумевает расчетов технических или экономических значений объектов, однако их также приводят.
Основные работы при инженерной подготовке строительства
Все монтажные или строительные мероприятия должны начинаться со специальной инженерной подготовки. Это необходимо для максимально эффективной организации объекта и проведения работ в установленные временные сроки.
Начальный этап достаточно обширный, поскольку в него входят мероприятия по организационным, обслуживающим и финансовым вопросам, а также плановым и техническим аспектам. Мероприятия разрабатываются и претворяются по одному стандарту до начала строительства для всех участвующих в процессе организаций.
Нормы и правила регулируют организацию строительного производства (СНиП 111-1-76). Предусмотрена обязательная инженерная подготовка, которая включает мероприятия как вне площадки, так и внутри нее.
Что входит в организационные виды мероприятий инженерной подготовки строительства:
- определение участников, которые будут организовывать процесс; установка порядка целесообразного и эффективного использования ресурсов и прочих материалов;
- организация условий, обеспечивающих строительный проект необходимыми коммуникациями, включая инженерное обеспечение, транспорт, систему теплоэнергетики и прочее;
- оформление договора с подрядчиками на проведение капремонта;
- принятие решения в отношении перепланировки или увеличения мощностей монтажных и строительных предприятий, а также дополнительное заключение соглашения с узкоспециализированными подрядчиками для выполнения специфических процедур.
Перед проведением описанных выше процедур инженерно-технические работники должны изучить местную территорию, а также проектно-сметные документы.
Рассмотрим, что входит в работы по подготовке к строительству внеплощадочного типа:
- возведение небольших городков жилого назначения;
- сооружение внешних коммуникаций, которые обеспечат стройплощадку необходимыми ресурсами, в том числе ж/д пути для подъезда и провоза материалов, транспортные дороги, причалы, линии электро и теплоэнергии, коммуникации, связи, а также сеть водопроводного снабжения, канализации, фильтры для очистки стоков, заборы и прочее.
К внутриплощадочным работам относятся следующие:
- возведение объектов, предназначенных для временного обеспечения строительства ресурсами, а также монтаж и ремонт построек инвентарного назначения, установок и других сооружений временного характера;
- создание ГРО для будущих строительных работ;
- установка на площадке средств водоснабжения, пожарной безопасности, а также приборов связи и охранной сигнализации;
- облагораживание участков складского назначения, а также сборки крупных устройств и прочих конструкций;
- комплексные работы на территории, носящие предварительный характер. Сюда входят мероприятия по изменению схемы коммуникаций (отопление, канализация, вентиляция), проведению временных водостоков, строительству транспортные дорог и развилок (включая постоянного назначения), а также прокладке линий телефонной связи, охранной сигнализации.
- очистка и организация строительного участка, в том числе разрушение временных неиспользуемых построек.
Согласно установленным нормам продолжительности строительства период подготовки занимает в среднем 20% общего времени. Мероприятия проводятся под руководством генерального подрядчика, который при необходимости привлекает дополнительные организации. Работа каждого члена команды направляется на выполнение определенных строительно-монтажных работ.
Как только подготовительный этап на территории завершен, операции отмечают в специальном журнале.
Перед началом мероприятий должен быть разработан весь пакет проектной документации, включая организацию процесса и производство работ. Создание и разработка происходят согласно последним технологиям в сфере строительства и науки.
Чтобы постройки жилого, культурного, общественного и бытового назначения, а также склады были достаточно обеспечены, нужно задействовать в работе здания инвентарного характера. В этот перечень входят постройки и предприятия временного и постоянного использования, предназначенные для производства, жилья, склада и т.п. Только при условии полного экономического обоснования разрешено строительство объектов неинвентарного назначения временного пользования.
На первых этапах строительно-монтажных мероприятий разрешены временные (например, передвижные станции) устройства электроснабжения, но лишь до начала использования постоянных электростанций. Рекомендуется осуществлять снабжение территории строительства электричеством от работающих сооружений или запланированных для последующего использования систем.
Аналогичные правила относятся к системе водоснабжения территории. Ее необходимо сооружать исходя из эксплуатируемых объектов, которые находятся близко к стройплощадке. Даже при использовании временных сетей приоритетными остаются сооружения водоснабжения постоянного типа. Исключительно рабочие стационарные системы должны обеспечивать участок паром и теплом.
Запланированные строительно-монтажные работы могут проводиться после окончания описанных выше мероприятий по организации участка, подготовке внешних и внутренних площадей. Строительство не может противоречить установленным планам, согласно которым обеспечивается ритмичная и эффективная работа систем массового обслуживания.
Правила обустройства площадки для строительства
Нормы и правила регулируют различные виды инженерной подготовки строительства. Необходимо оборудовать участок транспортными сетями для временного использования, при этом желательно задействовать уже проложенные дороги. Их устройство должно быть двухполюсным, исключение составляет транспортное кольцо, на котором присутствует одностороннее движение.
Также нормы распространяются и на ширину дороги. Проезжая часть при наличии одной стороны движения равна 3 метрам, а двух полос — 6 метрам. Также не забываем об обочине, которая не может быть меньше 1 метра.
Если размеры стройучастка не позволяют устанавливать ширину обочины согласно нормативам, ее можно уменьшить до 0,5 метра.
Уклон дорог на строительном участке способен доходить максимально до 0,08 %, а диаметр достигать 30 метров.
Перед установкой объектов на участке строительства планируется будущее движение сточных вод при выпадении атмосферных осадков. Рабочая территория обеспечивается временными постройками, включая здания для подрядчиков (бытовые и жилые объекты, душевые комнаты и туалеты, инвентарные и складские помещения для хранения инструментов, материалов, медицинский пункт и т.п.).
Обычно в качестве временных построек используют вагоны, блоки или металлические контейнеры, поскольку их легко перемещать. Также возможна эксплуатация зданий, предназначенных под снос, но с учетом того, что они не препятствуют запланированным строительно-монтажным работам.
Во время подготовительного этапа на площадке устанавливают необходимые коммуникации, эксплуатируемые во время последующего строительства. Сюда входят противопожарная сеть, линии снабжения водой, электричеством и теплом. Электроэнергией обеспечиваются все сооружения на участке и необходимые механизмы.
Инженерная подготовка строительства в зимний период
Неблагоприятная погода заставляет специалистов совершать дополнительные действия для поддержания эффективных монтажных и строительных условий. Поэтому подрядчик должен обязательно выполнять описанные ниже виды инженерной подготовки строительства:
- заранее подготавливать и хранить топливо, горючее и прочие смазочные вещества, строительные материалы и изделия;
- в летний период проводить осушение болотистых поверхностей, а также вымораживание грунтовых пород для последующего сооружения дорог, линий коммуникации и т.п;
- обеспечивать устройствами и материалами для осуществления мероприятий по утеплению объектов на территории участка;
- создавать необходимые условия для ремонтных и обслуживающих процедур в отношении ТС, устройств, механизмов и других вспомогательных машин;
- проводить защитные мероприятия на участке строительства, охранять объекты от обильных осадков, пучения земли и фундамента в зимний период, а также наводнений в остальное время года;
- прокладывать линии теплопровода и устанавливать систему отопления для планируемых объектов на участке строительства;
- следовать правилам безопасности на каждом этапе работ. Помимо указанного определяются мероприятия для специфических процедур. В зимнее время года подрядчику могут понадобиться дополнительные чертежи и схемы (ДТТ), в которых указываются технологические требования.
Важно понимать, что инженерная подготовка планируется перед наступлением зимних холодов. Это делается для того, чтобы указанные мероприятия были выполнены в максимально благоприятных условиях.
В ходе разработки проекта производства на отдельные виды строительных работ или на сооружение всего объекта необходимо учесть инженерную подготовку стройплощадки для строительства в условиях зимы. Все мероприятия, включенные в ППР следует детализировать.
Проект производства строительных работ зимой включает комплектовочные карты, расписание поставок стройматериалов, инженерных конструкций, графики для строительных бригад, для перемещения спецтехники и т.д.
Особая роль на этапе реализации плана инженерной подготовки и ППР в зимнее время отводится внедрению автоматизированных управляющих систем и новейшего оборудования для диспетчерской связи.
ИсточникИнженерная подготовка
территорий населённых мест, комплекс инженерных мероприятий и сооружений по освоению территорий для целесообразного градостроительного использования, улучшению санитарно-гигиенических и микроклиматических условий населённых мест.
Вопросы И. п. имеют существенное значение как при выборе площадок для строительства новых городов и посёлков, так и при реконструкции и расширении существующих населённых мест, поскольку территории, полностью пригодные для целей градостроительства по своим природным условиям и одновременно достаточные по размерам, практически отсутствуют. В большинстве существующих городов и посёлков удельный вес непригодных и ограниченно пригодных территорий составляет в среднем 8—10% общей площади населённого места; осуществление мероприятий по И. п. позволяет максимально сократить размеры этих территорий.
Состав мероприятий И. п. устанавливается в зависимости от природных условий осваиваемой территории (рельефа, грунтовых условий, степени затопляемости, заболоченности и т. д.) с учётом планировочной организации населённого места. В некоторых случаях мероприятия по И. п. определяют архитектурно-планировочную структуру и пространственную композицию населённых мест.
Так, например, намыв (рефулирование) территорий на побережье Финского залива в Ленинграде создал дополнительную возможность застройки прибрежных участков площадью около 400 га и 200 га акватории мелководной части залива. Это мероприятие обеспечило широкий выход города к морю.
В зависимости от сложности комплекса мероприятий И. п. и величины затрат на их осуществление выделяются: 1) мероприятия, необходимые в том или ином объёме почти повсеместно, — вертикальная планировка территорий, организация поверхностного стока и удаление застойных вод, а также в ряде случаев — регулирование водотоков, устройство и реконструкция водоёмов, берегоукрепительных сооружений (См. Берегоукрепительные сооружения), благоустройство береговой полосы.
Обычно затраты на эти мероприятия составляют около 1—2% общей стоимости городского строительства; 2) мероприятия, имеющие широкое распространение, — понижение уровня грунтовых вод, защита территории от затопления и подтопления, освоение оврагов, борьба с карстовыми явлениями (см. Карст) и оползнями (См.
Оползни), восстановление территорий, нарушенных вследствие деятельности человека (например, при добыче полезных ископаемых). Стоимость их осуществления в среднем 2,5—5% обшей стоимости городского строительства; 3) мероприятия по освоению территорий с исключительно неблагоприятными природными условиями, например с глубоким залеганием торфа на обширной площади, где требуется проведение сложного комплекса работ по И. п. (глубокий дренаж, массовое выторфовывание, подсыпка территорий с большими объёмами перемещаемого грунта и т. п.), инженерная подготовка территорий, сложенных просадочными грунтами, защита территорий от грязекаменных потоков (селей (См.
Сель)). Особенно сложно освоение территорий в сейсмических районах и в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов. Затраты на И. п. таких территорий достигают 10% общей стоимости городского строительства.
Одно из основных, практически повсеместных мероприятий по И. п. — вертикальная планировка территорий — заключается в подготовке естественного рельефа местности для размещения зданий и сооружений, обеспечении транспортных связей и организации поверхностного стока путём срезок, подсыпок грунта, смягчения уклонов. При вертикальной планировке обычно соблюдается требование максимального сохранения естественного рельефа.
При спокойном рельефе с уклоном от 0,5 до 10% и его частичном преобразовании объёмы работ по вертикальной планировке составляют 800—1500 м 3 /га; при холмистом рельефе достигают 3000 м 3 /га. Вертикальная планировка территории обычно осуществляется средствами землеройной техники (см. Земляные работы). При перемещении земляных масс, объём которых превышает 1 млн.
м 3 , наиболее эффективен гидромеханический способ (см. Гидромеханизация), при объёмах, превышающих 1,5 млн. м 3 , — взрывная экскавация.
В комплексе с вертикальной планировкой для организации поверхностного стока атмосферных вод используется сеть водотоков открытого, закрытого или смешанного типа.
Среди широко распространённых мероприятий И. п. особое градостроительное значение имеет защита территорий от затопления, осуществляемая повышением отметок земной поверхности (подсыпкой, намывом), обвалованием, снижением отметок водотока за счёт создания водохранилищ или устройством разгрузочных русел преимущественно на малых реках. Практически применяется не одно из мероприятий, а их комплекс; так, подсыпка территорий обеспечивает (по сравнению с обвалованием) доступ к водному пространству, но невозможна на застроенных территориях.
Защита территории от затопления должна, как правило, сопровождаться защитой её от подтопления, т. е. повышения уровня грунтовых вод вследствие подъёма горизонта воды в реке или водохранилище. Эта защита осуществляется устройством береговой горизонтальной дрены, системой вертикальных дренажных колодцев или их сочетаний. Понижение уровня грунтовых вод предусматривается и на территориях, где возможен их подъём, например при застройке.
К числу сложных, но необходимых мероприятий И. п. относится восстановление нарушенных территорий, увеличение которых происходит постоянно вследствие производственной и градостроительной деятельности. Нарушенные территории могут восстанавливаться для жилищного, промышленного и иного строительства, для организации мест отдыха с устройством водоёмов.
Восстановление территорий, нарушенных, в частности, при добыче полезных ископаемых, производится засыпкой провалов шахтной породой, складированием пород в выработанных пространствах карьеров, разравниванием отвалов вскрыши или шахтной породы. В целом мероприятия по И. п. территорий населённых мест являются неотъемлемой частью градостроительства. См. также Благоустройство населённых мест.
Лит.: Основы советского градостроительства, т. 3, М., 1967; Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел К, гл. 2. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования, М., 1967.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
ИсточникИнженерная подготовка территории
Инженерная подготовка территорий – это комплекс инженерно подготовительных работ, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий, по созданию условий для проведения основных работ по благоустройству, связанных с улучшением функциональных и эстетических качеств уже инженерно-подготовленных территорий.
Инженерное благоустройство территории – это комплекс мероприятий, призванный создать благоприятные условия для жизни и деятельности населения, нормальной и бесперебойной работы промышленных предприятий, коммунально-складских зон, транспорта.
Ниже приведѐн комплекс мероприятий инженерной подготовки территорий, направленных на обеспечение пригодности территорий для градостроительства и их защиты от неблагоприятных явлений:
— общие мероприятия – мероприятия, связанные с вертикальной планировкой городских территорий и организацией поверхностных вод (дождевых и талых). Данные мероприятия являются обязательными на территориях с различными природными условиями;
— специальные мероприятия – защита от подтопления подземными водами, защита территории от затопления, инженерная подготовка заболоченных и овражных территорий, инженерная подготовка территорий с вечномерзлым грунтом, подготовка территории с оползнями, рекультивация нарушенных территорий;
— мероприятия особого назначения – мероприятия, связанные с инженерной подготовкой территорий с карстами, защита городских территорий от селей, подготовка территорий в районах, подверженных сейсмическим явлениям.
5 Проект вертикальной планировки
Вертикальная планировка объекта проецируется на основании предварительно разработанного генерального плана объекта, согласно исходных данных. При этом разработка планировочного решения и пространственного размещения, открытых и закрытых участков, площадей, площадок, трассировка дорог и дорожек осуществляется с учетом существующего рельефа. Все планировочные элементы — дороги, проезды, дорожки, тропы, площадки различного функционального назначения размещают и проектируют в соответствии с существующими требованиями к их поверхности: удобства передвижения пешеходов и пребывания на площадках с целью пассивного и активного отдыха, обеспечения отвода поверхностных вод.
В зависимости от особенности существующего рельефа и стадий разработки проекта, вертикальная планировка выполняется разными методами — проектных (красных) отметок; продольных и поперечных профилей; проектных красных горизонталей, графоаналитическим. Эти методы используют как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Вертикальная планировка разрабатывается в одну или две стадии. Одностадийный проект разрабатывается обычно при проектировании несложных и небольших по площади объектов.
Для объектов занимающих значительную территорию, таких как жилые районы, парки, и др., проектирование вертикальной планировки осуществляют в две стадии:
первая — схема вертикальной планировки объекта,
вторая (рабочая) — проект вертикальной планировки в красных горизонталях, включающий — картограмму земляных работ.
При разработке схемы вертикальной планировки решается общее высотное расположение всех планировочных элементов, включая основные узлы.
Проект вертикальной планировки в красных горизонталях, предполагает более детальную проработку организации рельефа для отдельных элементов города: улиц, площадей, микрорайонов, зеленых массивов и т. д.
Проектирование схемы вертикальной планировкигородской территории осуществляется для принципиальной увязки структурных элементов генерального плана с рельефом местности, с реками, ручьями и другими водостоками, с улично-дорожной системой, железнодорожными линиями, мостами и др. путепроводами, с дамбами и прочими инженерными сооружениями.
Проектирование схемы вертикальной планировки является первым этапом высотного решения территории города при разработке технико-экономического обоснования или генерального плана города. Разработка схемы осуществляется методом проектных (красных) отметок по отдельным планировочным элементам — дорогам, дорожкам, площадкам.
Сущность этого метода заключается в том, что на схеме генплана, выполненной на геодезической подоснове с существующими горизонталями или отметками, наносят проектные отметки, характеризующие планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод. Этот метод дает возможность определить превышение, уклон и высотное положение проектируемого рельефа. Для определения этих характеристик используют черные отметки, красные отметки и рабочие отметки.
Черные отметкисоответствуют отметкам существующего рельефа.
Красные или проектные отметки— отметки преобразованного рельефа.
Рабочие отметки– разница между проектной красной отметкой и черной отметкой существующего рельефа
Черные отметки определяют на топографическом плане в соответствующих характерных точках:
· по границам объекта (красным линиям),
· в точках входов и въездов на территорию,
· в угловых точках и точках пересечения осей на перекрестках дорог и пересечениях дорожек,
· в точках перелома продольного рельефа (изменения уклонов) по осям или боковым сторонам проездов, дорог, дорожек и аллей,
· в точках характерных изгибов дорожек на их осях или боковых сторонах,
· в центрах площадок в форме круга, овала, прямоугольника и др. геометрических форм, или в угловых точках площадок и в точках сопряжения площадки и дорожки;
Все указанные черные отметки на чертеже схемы организации рельефа нумеруются и наносятся снизу вынесенной черты, в каждой характерной точке.
Черные отметки в намечаемых характерных точках определяются методом интерполяции.
Нахождение отметки на поверхности.Если черная оценка лежит на черной горизонтали, то ее значение соответствует отметке этой горизонтали. Отметка точки, лежащей между черными горизонталями, определяются по формуле:
Нх=Нв+(На-Нв),где
Нв— оценка ниже лежащей горизонтали;
На— оценка выше лежащей горизонтали;
L— расстояние между горизонталями (заложение);
l-расстояние от искомой точки до ниже лежащей горизонтали.
Расстояния между точками принимают по плану в соответствии с масштабом.
Для решения этой задачи графическим способом из точек А и В в противоположных направлениях восстанавливают перпендикуляры, на которых в произвольном масштабе откладывают превышения точек На и Нб относительно Нх. Искомая точка лежит на пересечении линии На Нб с отрезком, который проходит через концы перпендикуляров (рис. 2).
Уклон поверхности между двумя точками равен отношению разности отметок этих точек к горизонтальному расстоянию между ними:
Полученную величину обычно округляют до тысячных долей.
Направление продольного уклона улицы показывают при помощи стрелки вдоль улиц и проездов от более высоких отметок до низких. Значение продольного уклона улицы проставляют над стрелкой, а расстояние, между точками, ограничивающие участок улицы с этим уклоном под ней.
Затем проверяют соответствие фактического продольного уклона нормативному, на всех элементах улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети. Если полученный продольный уклон соответствует допустимым значениям, он округляется до тысячных долей (в промилле) и принимается за проектный.
Если существующий уклон не соответствует нормативным требованиям, то при определении проектных (красных) отметок его корректируют и назначают проектный уклон, который наносят на чертеже над выносной стрелкой (рис. 3).
Красные отметкинаносят на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках, сверху выносной линии над черной отметкой. При этом красные отметки следует назначать с таким расчетом, чтобы рабочие отметки, по возможности, не превышали ± 0,5 м.
Для улично-дорожной сети города характер поперечных профилей и максимальный продольный уклон проектируют в соответствии с расчетными параметрами улиц и дорог. Проектные продольные и поперечные уклоны для элементов дорожно-тропиночной сети парков устанавливаются в соответствии с допустимыми уклонами в зависимости от типа планировочного элемента.
Для асфальтовых и цементных покрытий минимальные поперечные уклоны — 15-25 °/оо. На равнинных участках (менее 4 °/оо) при прокладке улиц и дорог их проезжие части проектируются по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети, (рис. 4).
Рассчитанные уклоны сравниваются с допустимыми уклонами в соответствии с установленными нормами (Табл. 2). В случае несоответствия рассчитанных значений уклонов нормативным, необходимо их корректировка путем изменения отметок в опорных точках (увеличение или уменьшение).
Источник