По данным Минстроя России на конец 2017 года, в коммунальной отрасли действовало 2245 концессионных соглашений, по условиям которых концессионеры обязаны были вложить в развитие взятых в управление объектов 279,6 млрд руб. Только в первом квартале 2018 года было заключено еще 19 соглашений, и эта сумма увеличилась еще на 9 млрд руб. Данные за весь прошлый год пока не опубликованы.
Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства — это форма государственно-частного, а чаще — муниципально-частного партнерства, которая предусматривает возможность для частных инвесторов эксплуатировать объект и извлекать из этого прибыль. Суть такого партнерства заключается в том, что частная компания обязуется выплачивать государству концессионную плату, инвестировать средства в развитие объекта, а взамен получает доход от его пользователей.
Согласно законодательству, объектами концессионного соглашения могут быть:
Источник: pro.rbc.ru
Концессионное соглашение. В чем польза?
Понятие концессионного соглашения
Содержание института концессии заключается в том, что государство (или иная публичная власть) передает частному субъекту — концессионеру право на использование тех или иных ресурсов (природных ресурсов, объектов инфраструктуры и т. д.), в то время как концессионер принимает на себя обязательства инвестировать определенные средства в этот объект. При этом объекты концессионного соглашения остаются в собственности государства, в то время как частный инвестор получает право оперативного управления этим объектом и получения соответствующих доходов. Концессионные соглашения наиболее часто используются в сферах, требующих монополизации ресурсов, в отношении объектов, которые не подлежат приватизации или имеют существенное общественное значение, например в области энергетики, водоснабжения, газоснабжения, дорожного строительства, на железнодорожном транспорте и т. п.
Исторически появление концессии связывается с периодом Средних веков. Так, известен случай, когда во Франции в 1882 г. братья Перье заключили концессионное соглашение с властями, на основе которого поставляли воду в город [1] . В Великобритании в начале XIX в. несколько частных компаний осуществляли водоснабжение Лондона, заключив концессионные соглашения.
В России своего рода предшественниками концессии выступали «кормление», известное с XII в., и откуп [2] . Эти институты представляли собой пожалование князем своим служилым людям право собирать подати с населения и кормиться за счет этого в период несения службы князю. Применение концессионного соглашения в России берет свое начало в 1717 г., когда Петр I предоставил мельнику Сердюкову берега двух рек для строительства мельниц. С этого момента началось создание отечественного концессионного права [3] /
После революционных потрясений начала XX в. для восстановления экономики страны потребовались иностранные инвестиции. В связи с этим концессия широко использовалась в первые годы советской власти в период нэпа. Так, 23 ноября 1920 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров «О концессиях». С 1921 по 1928 г. было реализовано 124 концессионных проекта в горнодобывающей области, сельском хозяйстве и торговле [4] .
Что такое концессионное соглашение?
Однако впоследствии Советское государство прекращает практику заключения концессионных соглашений.
Новый этап развития концессионных соглашений начинается в 1993 г., когда Верховный Совет РФ принял Закон «О концессионных и иных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами».
Однако 18 августа 1993 г. Президент РФ наложил на этот закон вето и дал поручение переработать его. Работа над законопроектом продолжалась вплоть до 2004 г. В течение 2004 г. и в первом полугодии 2005 г. законопроект был кардинально переработан и принят 2005 г. [5]
Следует иметь в виду, что в иностранных государствах концессионная деятельность осуществляется в рамках теории партнерства государства и частного сектора [6] . В связи с этим концессионное соглашение рассматривается в качестве одной из форм государственно-частного партнерства.
В зависимости от предмета концессионного соглашения различаются [7] :
- 1) концессии в области инфраструктуры—ВОТ(Build., Operate, Transfer), в силу которых за счет концессионера осуществляется создание инфраструктурного объекта, после чего он получает право на эксплуатацию данного объекта в течение срока, достаточного для полной окупаемости произведенных им инвестиций, а по истечении данного срока созданный объект безвозмездно передается в собственность кон- цедента;
- 2) концессии ROT(Rehabilitate, Own, Transfer), предусматривающие передачу объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частные руки на условиях осуществления модернизации данного объекта с последующей его эксплуатацией при принятии концессионером определенных обязанностей;
- 3) концессии на управление, смысл которых состоит в том, что специализированной управляющей компании, состоящей из группы высококвалифицированных менеджеров, передается в управление государственное предприятие или учреждение, при этом прибыль управляющей компании создается за счет снижения издержек управляемого объекта;
- 4) концессии публичной службы (Франция), с помощью которых государство делегирует частному лицу право на осуществление публичной службы (право на оказание публичных услуг).
В отечественном законодательстве, конструкция концессионного соглашения содержится в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях). В соответствии со ст. 2 этого закона под концессионным соглашением понимается договор, в соответствии с которым одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В юридической литературе отмечается, что в нашем законодательстве получили закрепление два вида концессий: концессии ВОТ (Build, Operate, Transfer) и ROT (Rehabilitate, Own, Transfer), поскольку предметом соглашения является создание и (или) реконструкция концессионером объекта недвижимого имущества, а также последующее использование (эксплуатация) им данного объекта в течение срока окупаемости соответствующих инвестиций [8] .
Правовая природа концессионного соглашения по российскому законодательству вызывает неоднозначные оценки в доктрине [9] . Отмечается, что в этом договоре содержатся элементы различных гражданско-правовых договоров, например договоров аренды, подряда. По этой причине в законе закреплено правило о том, что к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства (ч. 2 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях).
В связи с этим существует несколько точек зрения о правовой природе концессионного соглашения.
Первая группа авторов исходит из того, что концессионное соглашение имеет публично-правовую природу. Имеет место точка зрения на соглашение как на административный контракт (акт) [10] . С указанной позицией можно согласиться только в части наличия публичных отношений в процессе заключении концессионного соглашения (в том числе принятия решения о заключении), однако эти отношения не отменяют гражданско-правовой природы концессионного соглашения, которая прослеживается в имущественных, эквивалентно-возмездных отношениях сторон, их юридическом равенстве, а также в запрете для публично-правового образования изменять или прекращать договор своей односторонней волей и выдавать концессионеру обязательные для исполнения указания, не основанные на заключенном между сторонами соглашении [11] .
Вторая группа авторов утверждает, что концессионные соглашения содержат и частноправовые, и публично-правовые элементы [12] . Между тем необходимо учитывать, что договор как юридический факт может быть либо публичным, либо гражданско-правовым фактом, с которым может быть связано возникновение различных по своей правовой природе отношений. В связи с этим можно говорить о существовании публичных и частных отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения, изменения, прекращения концессионного соглашения, а не о публично-частноправовом соглашении.
Третья группа основывается на гражданско-правовой природе концессионного соглашения. В рамках этого подхода можно выделить несколько направлений. Так, некоторые авторы пишут о смешанном характере концессионного соглашения [13] , другие — видят в нем договор, устанавливающий арендные отношения [14] , а третьи — рассматривают его в качестве самостоятельного договора [15] .
На наш взгляд, концессионное соглашение представляет собой самостоятельный договорный тип, что подтверждается наличием особой цели такого договора (привлечение инвестиций), спецификой предмета, а также регламентацией прав и обязанностей сторон [16] .
Концессионное соглашение следует отличать от смежных конструкций. Например, от договора аренды, в котором, как и в концессионном соглашении, предусмотрена обязанность пользователя имуществом (концессионера) платить за пользование предоставленным ему имуществом. Однако, помимо этого, на концессионера возложена обязанность возвести или реконструировать переданное по договору имущество. Кроме того, арендатору передается целостное имущество, в то время как концессионеру предстоит создать или реконструировать то имущество, которое он впоследствии будет эксплуатировать. Еще одним существенным отличием концессионного соглашения от договора аренды является то, что аренда не предполагает обязательного использования имущества, в то время как в концессионном соглашении использование имущества является обязанностью концессионера.
Отличительной особенностью концессионного соглашения является и круг субъектов, которые могут заключать его в качестве концедента. Такими лицами могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальное образование, т. е. публично-правовые субъекты. По договору аренды арендодателем может выступать любой собственник или лицо, уполномоченное собственником или законом.
При исследовании правовой природы концессионных соглашений некоторые авторы сравнивают его с договором подряда. Например, С. В. Нарушкевич пишет о том, что на этапе строительства или реконструкции концессионное соглашение во многом напоминает договор подряда: оно предусматривает сроки выполнения работ, их перечень и стоимость, ответственность за качество [17] .
Судебная практика идет по пути применения к концессионному соглашению норм о договоре строительного подряда в соответствующей его части [18] . Однако наличие в концессионном соглашении элементов договора строительного подряда не является основанием для отождествления этих договорных конструкций, поскольку в концессионном соглашении есть такие черты и свойства, которыми не обладает договор подряда. В частности, предмет концессионного соглашения носит смешанный характер и включает в себя имущество, подлежащее созданию или реконструкции концессионером, работы по его созданию или реконструкции, а также деятельность, осуществляемую концессионером с использованием этого имущества [19] . Между тем предметом договора подряда является деятельность подрядчика: а) по изготовлению или б) переработке вещей; в) обработке вещи; г) выполнению другой работы, связанной с передачей ее результата заказчику [20] . Указанное различие обусловило появление специфических прав и обязанностей в концессионном соглашении. Так, концессионер обязан осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, причем изменение целевого назначения объекта не допускается. Подобного рода обязанность отсутствует в договоре подряда. Кроме того, некоторыми авторами отмечается, что если по договору подряда производство работ — основная цель договора, то по концессионному договору выполнение определенных работ является условием, которое государство устанавливает для пользования предоставленным имуществом или выполнения определенного вида деятельности [21] .
И еще одной особенностью концессионного соглашения в отличие от договора строительного подряда, пожалуй, можно назвать распределение рисков. В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Подрядчик в отличие от концессионера несет эти риски только до приемки заказчиком работ (ст. 705 ГК РФ).
В связи с принятием Закона о государственно-частном партнерстве в юридической литературе возобновилась дискуссия о соотношении государственно-частного партнерства, соглашения о ГЧП и концессии.
До принятия указанного акта в юридической доктрине отдельными авторами в понятие «государственно-частное партнерство» включались концессионное соглашение, аренда государственного имущества, контрактная система осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и др. Например, Д. Делмон пишет о том, что ГЧП означает любые контрактные и юридические отношения между государственными и частными структурами с целью улучшения и (или) расширения инфраструктурных услуг, исключая контракты по государственному заказу (государственные закупки) [22] .
Указанное связано с тем, что ГЧП рассматривалось в двух аспектах:
1) система отношений государства и бизнеса; 2) конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частным сектором на объектах государственной и муниципальной собственности [23] . При таком широком подходе под правовые формы осуществления ГЧП можно подвести достаточно многообразное число правовых конструкций.
Между тем отечественный законодатель подошел к решению этого вопроса иначе, в частности Закон о государственно-частном партнерстве (ст. 2) определяет государственно-частное партнерство [24] как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера — с другой, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Таким образом, законодатель определил ГЧП через понятие «сотрудничество», основанное только на соглашении о ГЧП, под которым понимается — гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года.
В связи с этим можно прийти к выводу, что отечественный законодатель рассматривает ГЧП в узком смысле, относя к нему только сотрудничество, основанное на специальном договоре (соглашении о ГЧП). Концессионное соглашение находится за рамками ГЧП.
Представляется, что указанный подход законодателя не вполне оправдан, поскольку при сравнении соглашения о ГЧП и концессионного соглашения можно увидеть у них много общих черт. Во-первых, можно отметить единый подход к субъектному составу соглашений, который может быть обобщен терминами «публичный» и «частный» партнеры.
Во-вторых, объекты соглашения практически все находятся в сфере публичного интереса и контроля [25] . В-третьих, оба этих соглашения имеют инвестиционный характер. Для публично-правового образования это означает направленность на достижение социально полезного эффекта, не всегда связанного с извлечением прибыли. Объясняется это тем, что цель использования этих правовых конструкций для публично-правового образования — это привлечение инвестиций в определенные общественно значимые сферы экономической деятельности (например, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, испытывающие дефицит бюджетного финансирования). Для частного же партнера такая деятельность прежде всего будет направлена на получение прибыли.
Источник: studme.org
Значение концессионных соглашений в современных условиях
Сасина, А. Э. Значение концессионных соглашений в современных условиях / А. Э. Сасина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 191-195. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42788/ (дата обращения: 17.10.2022).
Статья посвящена определению значения концессионного соглашения в современных условиях. Рассмотрены объекты концессионных соглашений, значение и выгоды для концедента и концессионера концессионных соглашений, меры по повышению эффективности и объемов концессионных соглашений. Определены ключевые направления внедрения концессий в современной России.
Ключевые слова: концессионное соглашение, ЖКХ, лесопользование, значение, достоинства, проблемы
Действующий с 2005 года Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях), имел целью обеспечить эффективное использование государственного и муниципального имущества и повысить качество выполнения полномочий государственных (муниципальных) органов власти путем привлечения частных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем, на современном этапе достижение указанных целей при реализации концессионирования в рамках действующего законодательства является затруднительным.
Рассматривая социальный эффект от принятия Закона о концессионных соглашениях [4], который ставился во главу угла при его разработке, необходимо сделать акцент на объектах концессии, имеющих несоизмеримое социальное значение и призванных удовлетворять общественные потребности. Перечень указанных объектов представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Объекты концессионных соглашений
Таким образом, заключение концессионных соглашений в отношении перечисленных объектов предположительно позволит государственной власти на всех уровнях управления не только переложить часть своих полномочий и расходных обязательств перед обществом, но и получить улучшенные объекты инфраструктуры с доплатой за пользование.
Российская Федерация, имеющая в своем распоряжении богатейшие природные ресурсы и территории, демонстрирует убыточную неэффективность их использования. Кроме того, «нефтедолларовая» зависимость национальной экономики, военные конфликты с участием страны, экономические санкции не дают возможности для улучшения качества исполнения государственных обязательств в отношении населения, в том числе по причине оттока бюджетных ресурсов на «погашение» негативных явлений внешнеполитической ситуации.
Такое перераспределение бюджетных средств ведет к дефицитности бюджетов субъектов и муниципальных образований и упадку и так «выживающих» окраин страны.
Наряду с мнимой централизацией власти, за счет ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств, государство предлагает внедрить механизм концессий с целью повышения возможностей для самоокупаемости территорий, что в рамках повсеместной рыночности вполне оправдано.
Рис. 2. Значение концессионных соглашений для государственной власти
Заинтересованность бизнеса в заключении концессионных соглашений может быть рассмотрена с точки зрения выгод, получаемых от данной деятельности, которые представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Выгоды бизнеса при заключении концессионных соглашений
Неоспоримые преимущества для обеих сторон концессионных договоров, в том числе свобода маневра для решения бюджетных вопросов государством, очевидно должны способствовать росту числа заключенных концессионных соглашений на разных уровнях государственного управления. Однако, этого не происходит.
Обеспечить рост объемов и эффективность функционирования концессий в российской экономике позволит ряд стимулирующих мер, представленных на рисунке 4.
Рис. 4. Стимулирующие меры по повышению распространенности и эффективности концессионных соглашений
Рассмотрим наиболее значимые отрасли народного хозяйства и общественные блага, призванные удовлетворять общественные потребности, внедрение концессионных соглашений в которых будет способность повышению эффективности их функционирования и использования.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) представляет особый интерес с точки зрения острой необходимости привлечения частного капитала путем заключения концессионных соглашений в части строительства, реконструкции и модернизации объектов ЖКХ. Во многих регионах уже существуют реальные примеры реализации концессий в сфере ЖКХ. Так, в муниципальных районах Забайкальского края (Сретенском, Балейском, Оловяннинском) в период 2012–2017 гг. заключены концессионные соглашения в отношении имущественного комплекса, предназначенного для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, находящегося в муниципальной собственности.
Значение концессионных соглашений в сфере ЖКХ раскрывается в следующем:
1) происходит наиболее кратковременно освоение частных капитальных вложений;
2) наблюдается восстановление производственной инфраструктуры, снижение степени износа оборудования и аварийности сетей в системе ЖКХ;
3) улучшение качества услуг;
4) пополнение (дефицитного) муниципального бюджета.
Для дальнейшего развития концессий в сфере ЖКХ предлагается:
1) пересмотреть практику заключения концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, очистки сточных вод, отдельно расписав в действующем законодательстве соответствующие процедуры;
2) отдельно прописать значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, перечень мероприятий по достижению плановых показателей деятельности концессионера, суммарную величину расходов на капиталовложения в течение всего срока действия соглашения;
3) четко и законодательно установить критерии конкурса в отношении объектов ЖКХ (расходы на капиталовложения в течении каждого года действия соглашения, объем предлагаемого участия концедента в финансировании расходов на создание и эксплуатацию объекта, а также на его реконструкцию).
Российская Федерация в виду наличия огромной территории обладает значительными лесными ресурсами. Лесопользование является еще одной перспективной формой реализации концессий. Однако, на сегодняшний день имеются ключевые проблемы в реализации данных проектов, а именно отсутствие разработанной для различных природных ресурсов, в том числе и лесного фонда, нормативно-правовой базы, регламентирующей и уточняющей порядок заключения и реализации концессионных соглашений в указанной сфере.
Если говорить о концессиях, объектами которых выступают участки лесного фонда, то следует отметить, что по аналогии с продажей древесины на корню они передаются по результатам лесных конкурсов или аукционов, что позволяет получить наибольшую плату за пользование лесными ресурсами. Преимуществом концессионных соглашений в отношении участков лесного фонда является наличие обязательных условий осуществления лесопользователями комплекса лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, а также обязательств по строительству и содержанию дорог и других инфраструктурных объектов территорий, на которых расположены участки лесного фонда. Что, в свою очередь, обеспечивает вовлечение в эксплуатацию участков лесного фонда, расположенных в труднодоступных и неразвитых в инфраструктурном отношении лесных районов [2].
На основании вышеизложенного, следует полагать, что концессия является более прогрессивной формой эксплуатации лесных ресурсов по сравнению с краткосрочным пользованием и арендой.
Вместе с тем, концессии не стоит рассматривать только с точки зрения привлечения инвестиций. В современных условиях мировой глобализации концессия имеет и иное значение — сохранение экономического суверенитета страны [5], которое может быть выражено в следующих ограничительных рамках прав концессионера (в том числе иностранного) в отношении государственной (муниципальной) собственности, выступающей объектом концессионного соглашения:
1) отсутствие у частного инвестора права распоряжения государственным имуществом, что препятствует перепрофилированию или распродаже государственных активов в интересах бизнеса и ставит прибыль концессионера в зависимость от рационального использования предоставленного имущества, повышая при этом качество оказываемых услуг и уровень жизни граждан;
2) возложение на концессионера возлагаются значительных обязательств в процессе реализации инвестиционного проекта (страхование риска случайной гибели или повреждения объекта концессионного соглашения), а также предоставлять льготы различным категориям граждан, что в целом повышает доступность оказываемых услуг;
3) долгосрочность концессионных соглашений способствует снижению вероятности оттока частного (иностранного) капитала, который в процессе реинвестирования в объект концессионного соглашения покрывает его износ;
4) конкурсное производство при выборе концессионера позволяет выбрать претендентов, которые могут обеспечить лучшее соотношение затрат и результатов, что, в конечном счете, повышает эффективность функционирования отдельных отраслей народного хозяйства страны;
5) рост предложения на национальном рынке труда, которая обеспечивается ресурсоемкостью инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений;
6) перераспределении инвестиций (в том числе иностранных) в пользу наиболее значимых и приоритетных отраслей народного хозяйства.
Таким образом, концессия способствует решению наиболее острых социальных проблем, за счет нее происходит повышение качества оказываемых услуг, снижаются цены на них за счет усиления конкуренции. При реализации концессионных проектов в строительстве значительно сокращаются сроки сдачи объектов инфраструктуры. Происходит это за счет того, что частные организации возводят объекты намного быстрее в силу опыта, но к тому же и с наименьшими затратами, нежели государство. Помимо этого, высвобождаемые государством за счет концессий средства должны направляться непосредственно в социальную сферу, на удовлетворение нужд населения.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ: ред. от 28.12.2016 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ: ред. от 01.03.2017 // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3434.
4. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3126.
5. Кожин С. В. Концессия как инструмент национальной безопасности // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 33. — С. 1–8.
Основные термины (генерируются автоматически): соглашение, концессионное соглашение, лесной фонд, государственная власть, сфера ЖКХ, действующее законодательство, муниципальная собственность, народное хозяйство, повышение эффективности, российская Федерация.
Источник: moluch.ru
Простыми словами о концессии: что это такое, какие задачи решает в сфере ЖКХ? Изучаем условия соглашения
Международная практика развития инфраструктуры на основе капиталовложений инвесторов является одним из наиболее перспективных направлений обустройства жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации.
На основе изменений к Федеральному Закону от 07.05.2013 № 103-ФЗ передача права владения и (или) эксплуатации объектов коммунального хозяйства, являющихся собственностью государства или муниципальных органов, на срок, превышающий 5 лет, осуществляется исключительно с помощью концессионных соглашений.
Что это такое: определение простыми словами
Концессия в сфере ЖКХ – это партнёрская форма взаимодействия между государством (муниципалитетом) и частными инвесторами с целью вовлечения части их активов в обустройство и оздоровление объектов социальной инфраструктуры и развитие комплекса отраслей экономики, обеспечивающих функционирование жилых строений, а также создающих безопасность, удобство и комфорт проживания и пребывания в них жильцов, являющихся потребителями комплекса услуг по обслуживанию жилья:
- отопления;
- канализации;
- подачи света;
- воды и газа;
- вывоза мусора;
- текущего ремонта зданий.
Указанный документ чётко регламентирует:
- процедуру составления;
- регулирование выполнения условий соглашения;
- условия, при которых являются возможным прекращение договорённостей концессии.
Особенности таких договоренностей
Концессионное соглашение, решающее проблемы жилищно-коммунального хозяйства – это конкретная договорённость между владельцами частной компании и государственными Управляющими организациями (в том числе принадлежащими городу), согласно которой фирма, вкладывающая свои финансы принимает на себя обязательства по созданию (или же возобновлению, проведению реконструкции) определённого имущества (движимого или недвижимого), принадлежащего жилищно-эксплуатационным предприятиям, обеспечивающим работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов, занимающихся обустройством жилищного хозяйства, включая капитальный и текущий ремонт зданий, вопросами теплоснабжения, водоснабжения, обеспечения электроэнергией, ремонтом инженерных коммуникаций, а также благоустройством территорий, утилизацией мусора и уборкой (подробнее об обязанностях по содержанию и ремонту жилья читайте в нашей статье).
Концессионное соглашение содержит такие пункты:
- описание объекта заключения соглашения;
- срок действия договорённости;
- концессионную плату, включая размеры, периодичность и формы оплаты;
- плату концедента, включая размеры, структуру платежей на модернизацию, или строительство объекта ЖКХ и его эксплуатацию;
- условия, при которых может произойти досрочное расторжение;
- способы разрешения противоречий;
- банковские гарантии;
- реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.
Компания-инвестор не может претендовать на право собственности по отношению имущества, однако может эксплуатировать объект договорённости и производить все необходимые виды работ, позволяющие получать прибыль.
Правоисполнитель, в свою очередь, обязан предоставить фирме права владения и пользования имуществом на указанные в соглашении сроки, чтобы компания, вкладывающая инвестиции, могла осуществлять деятельность, предусмотренную договорными обязательствами.
Плюсы и минусы
Преимущества концессионных договорённостей:
- Обеспечение разносторонних гарантий частным компаниям со стороны государства, повышающие окупаемость капиталовложений и уменьшающих инвестиционные риски.
- Сохранение имущества в государственной или муниципальной собственности.
- Проведение реконструкции или модернизации объектов ЖКХ без использования дотаций из бюджета.
- Обеспечение эффективности управления имуществом коммунальными службами.
- Возможность контролировать деятельность частного инвестора.
Недостатками использования частного финансирования объектов ЖКХ могут быть следующие факторы:
- Неготовность значительной части потенциальных инвесторов отечественных компаний вкладывать активы в развитие коммунальной инфраструктуры, в то время как доступ иностранных капиталовкладчиков к партнёрским бизнес-проектам в сфере ЖКХ полностью закрыт.
- Высокая вероятность возникновения трудностей в правоотношениях сторон, которые возникают в связи с несовершенством законодательной базы, требующей доработки, так как направление деятельности является относительно новым.
- Точечный и хаотичный характер концессионной практики в отдельных регионах, в которых она пребывает в зачаточном состоянии.
- Недоработки в юридическом оформлении трасс, сетей, строений в отношении регистрации на них права собственности.
- Задолженность по оплате части объектов ЖКХ, на которые вся документация в порядке.
Условия концессии
Основные:
- Обязательная регистрация в территориальных отделениях ФНС, которые ведут учёт предпринимателей.
- Дополнительная регистрация в специальном ведомстве по выдаче патентов в случае, если предметом договора является разрешение на использование эксклюзивных прав на оговоренные объекты.
- Получение и оформление лицензий правообладателем.
Дополнительные:
- При утрате правообладателем возможности использовать фирменное наименование (в том числе и в связи с банкротством одной из сторон), концессионные договорённости могут быть аннулированы.
- Расторжение соглашений возможно только в том случае, если одна сторона заранее уведомила об этом другую.
Решаемые задачи
- Поиск новой бизнес-модели, позволяющей повысить уровень финансового обеспечения инновационных программ модернизации холодного и горячего водоснабжения.
- Определение и совместная разработка целей, необходимых для развития инвестиционной программы относительно производства, передачи, распределения тепловой энергии и электроэнергии.
- Выполнение концессионером обязательств по усовершенствованию инфраструктуры, принимаемой им на условиях концессии, согласно программе модернизации по схемам тепло, — и водоснабжения, утверждённым муниципальной властью.
- Построение комплексных инвестиционных программ, не ограничивающихся высокорентабельными нишами, а охватывающих постоянное обновление имеющихся активов, вкладываемых в передачу и распределение природного газа, водоотведения, в том числе очистку сточных вод.
- Установление сроков действия концессионной договорённости и стабилизация механизмов ценообразования, предоставление менее затратных кредитов для решения проблемы обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твёрдых коммунальных отходов, улучшения освещения территорий.
- Объединение операционной деятельности с инвестированием в вопросах благоустройства территорий городских и сельских поселений, социального обслуживания граждан.
Основные направления внедрения концессионных соглашений предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 748 от 5 декабря 2006 года.
На нашем сайте много другой полезной информации о ЖКХ. Читайте о ведении бухгалтерии и расчёте коммунальных услуг в организации, о бесплатных услугах, о том, что такое МКД, а также должностных инструкциях слесаря-сантехника, главного инженера и диспетчера аварийно-диспетчерской службы.
Планируемые и действующие концессии
- В Тульской области планируется построить объездную дорогу вокруг Новомосковска, в котором сосредоточено множество крупных предприятий.
- В Тюмени одобрен проект концессионного соглашения, предусматривающий перевод города с населением в 750 тысяч на подземные источники водоснабжения. Дофинансирование в виде вложений частных инвесторов составляет 22, 9 млрд. руб.
- Соглашение, заключённое в 2003 году в отношении объектов теплоснабжения Когалыма с ООО «Концесском». В 2005 году с этой же организацией подписано концессионное соглашение в Лангепасе, которое, однако было расторгнуто из-за требования компании повысить цены на тепло до 13%.
- Восемь концессионных договоров заключено в конце 2016 года. Они позволили запустить необходимую реконструкцию Сумкинского и Соколовского водозаборов, очистительных сооружений в Тобольске, начать модернизацию объектов теплоснабжения и водоотведения в Заводоуковске, Ишиме, Ялуторовске, Уватском районе. Совокупный объем финансовых вложений по этим проектам составил около 2 млрд. руб.
На Российском инвестиционном форуме в Сочи 16 февраля 2018 года отмечено, что на сегодняшний день заключено 1,8 тыс. концессионных соглашений в сфере ЖКХ на 257 млрд. руб.
Позитивными результатами можно считать сокращение аварийности объектов ЖКХ на 20%, потери энергии теплоцентралей – на 40%, а многие главы муниципалитетов готовы приобретать построенные частными компаниями объекты в рассрочку.
Таким образом, усовершенствуя законодательные аспекты взаимоотношений бизнес-структур и государства, можно использовать концессионные соглашения для решения наболевших вопросов осовременивания инфраструктуры, реконструкции и дальнейшего развития долгосрочных прибыльных проектов в сфере ЖКХ. Законодательная база должна минимизировать риски обеих сторон, стимулируя к взаимовыгодному партнёрству.
Источник: svoe.guru