Существуют типы асфальта, которые различаются по своему составу, способу укладки и производства. Многие полагают, что данное покрытие на тротуарах и проезжих частях одинаково, хотя это не так. В зависимости от назначения дороги используется свой тип асфальта.
Более того, правильное название материала, используемого на дорогах – асфальтобетон – искусственно созданное покрытие, тогда как асфальт – это природный продукт, появляющийся после изменения нефти. В нашей статье мы расскажем о типах такого покрытия, условиях его нанесения и правилах контроля качества.
Определение и сферы применения асфальта
Асфальтом в простонародье называют асфальтобетон. На самом деле между данными материалами имеются отличия, их мы укажем далее. В свою очередь, асфальтобетоном считается искусственный стройматериал, получаемый без применения обжига путем уплотнения подготовленной смеси битума и минеральных веществ.
В состав последних включены песок, щебень, минеральный порошок и некоторые другие материалы. Вместо битума иногда используют деготь. Ингредиенты для смеси подбираются в оптимальных пропорциях для последующей укладки на специально подготовленное основание. Собственно пропорции составляющих веществ, а также зернистость асфальтобетона могут отличаться. По этим критериям выделяют несколько типов асфальта, отличающихся механическими характеристиками и другими свойствами.
Что такое дорожная одежда?
Из асфальтобетонной смеси создают твердые покрытия тротуаров, пешеходных дорожек, автодорог, элементов ВПП на аэродромах, технологических площадок и других поверхностей. Жидкий асфальт также активно используется при ямочном ремонте дорог. Преимущество такой смеси заключается в том, что ее не нужно уравнивать и уплотнять. Жидкий асфальт быстро затвердевает, точно стыкуясь с окружающей поверхностью старого покрытия. Уже через короткое время отремонтированный таким образом участок можно эксплуатировать.
Кроме того, асфальтобетоном декорируют пешеходные дорожки, формируют разделительные полосы, выделяют определенным образом участки проезжей части с добавлением в состав цветовых пигментов, гранитного песка, мрамора и цветного камня.
Отличие натурального асфальта от искусственного
Асфальтобетон — это искусственная смесь, получаемая из дорожного битума и твердых компонентов. В отличие от асфальтобетона асфальт является природным материалом, который образуется при загустевании нефти и ее окислении вследствие выхода из недр на земную поверхность в виде жил, озер или пластов.
Сам термин «асфальт» переводится с древнегреческого как «горная смола». Данный природный материал представляет собой черное, легкоплавкое вещество, на изломе имеющее матовую, блестящую либо раковистую структуру. В составе асфальта содержится до 70% нефтяного битума.
Самые крупные асфальтовые залежи расположены в Мертвом море и в озере Пич-Лейк на территории государства Тринидад. Всплывающие на поверхность водоема массивные глыбы битума весом до 1 тонны заметили еще жители древней Сирии, которые впоследствии организовали добычу этого ископаемого. Горная смола, получаемая из данного материала, использовалась для гидроизоляции водных судов, стен и полов жилых и производственных построек. Древние египтяне с помощью этого вещества бальзамировали умерших. Также из смолы изготавливались лакокрасочные материалы.
Мировые запасы данного ресурса ограничены. Сырье высокого качества используется в частности при производстве художественных красок и других лакокрасочных изделий. Для создания асфальтобетонного покрытия в дорожном строительстве жидкий битум частично заменяется твердым. Это существенно повышает износостойкость материала при воздействии на него шипованных автомобильных шин.
Классификация асфальта по его составу
В составе асфальтобетона содержится несколько основных компонентов, напрямую влияющих на функции материала:
- Гравий (щебень). Этот важный ингредиент формирует защитный каркас дорожного полотна. При строительстве дорог, предполагающих интенсивное движение транспорта, гравий либо заменяющий его щебень являются обязательными компонентами асфальтовой смеси.
- Песок. Выполняет роль наполнителя, благодаря которому оказываемое на покрытие давление распределяется и передается на дорожную подушку максимально равномерно. Обычно в смесь добавляют искусственный песок, добываемый из скальных пород в процессе ее дробления.
- Минеральный наполнитель. Служит для заполнения пустот, которые образуются в асфальтовой смеси при ее укладке. Получаемое в результате покрытие способно выдерживать существенные нагрузки без появления трещин. В качестве такого наполнителя используются известняк и измельченный до состояния пыли песчаник.
- Битум. Придает асфальтовой смеси требуемую текучесть на этапе дорожного строительства и необходимую упругость в процессе эксплуатации покрытия. Содержание битума в составе асфальта небольшое и составляет от 4% до 10%.
Кроме дорожного строительства асфальтовые смеси могут быть использованы и в других сферах деятельности. В зависимости от области применения в асфальт добавляются определенные ингредиенты. Так, ямочный ремонт, укладка пешеходных дорожек, тротуаров и плацев, возведение спортивных площадок, строительство автостоянок производятся с использованием асфальтовых смесей.
Влияющие на типы асфальта характеристики компонентов и соотношение этих ингредиентов определяют предназначение асфальтовой смеси:
- Песчаный асфальт. Используется при укладке дорожного полотна, тротуаров и пешеходных зон.
- Сульфированный асфальт. Используемый в основном при бурении скважин, данный состав предотвращает возможные обвалы и нейтрализует распространение трещин, которые образуются в скважинах.
- Крупнозернистый асфальт. В состав этой смеси включены фракции щебня от 20 до 40 мм. Это позволяет формировать нижний слой покрытия в процессе строительства автодорог.
- Мелкозернистый асфальт. Все типы мелкозернистого асфальта содержат фракции щебня, не превышающие 20 мм. С использованием этой смеси формируют верхний слой дорожного полотна а также производят мелкий дорожный ремонт.
- Цветной асфальт. В составе данной смеси имеются пигменты, окрашивающие асфальт в различные цвета, что позволяет использовать смесь для выделения некоторых важных участков дорог и привлечения внимания водителей. Служит элементом дорожных сетей.
Асфальтовые смеси продаются в сухом либо жидком виде. В первом случае порошок фасуется в мешки или пластиковые ведра. Применяется сухой асфальт при ямочном дорожном ремонте. Жидкий состав используют для укладки дорожного покрытия холодным или горячим способом. Также с помощью этого материала производят ремонтные работы на дорогах, осуществляют заливку напольного покрытия в производственных помещениях, обустраивают кровли строений.
Смеси сухого асфальта продаются в мешках по 50 кг и в ведрах по 30 кг.
Основные марки и типы асфальта
Под маркой асфальта могут пониматься самые разные критерии. Важно лишь, чтобы асфальтобетон всех марок был изготовлен из материалов, соответствующих требованиям ГОСТ 9128-2013.
Четкая классификация в данном случае связана со сложностями. На отнесение изделия к той или иной марке влияет множество физико-химических факторов. И для каждого включенного в состав смеси компонента эти параметры будут своими.
Приведем такой пример. Имеется асфальтобетон высокой плотности, произведенный из горных пород. Покрытие из него будет более качественным в сравнении с дорожным полотном из асфальтобетона, изготовленного из обычного щебня. Однако несмотря на разное качество оба материала будут отнесены к марке I. Отличие заключается лишь в плотности и стойкости материала к разного рода воздействиям.
Марка асфальтобетонной смеси показывает используемые при производстве ингредиенты. По данному критерию разделяют:
- Материалы с высокими характеристиками для битума и камня.
- Материалы с усредненными характеристиками, пригодные для выполнения всех видов строительных работ.
- Материалы, непригодные для использования в суровых климатических условиях и при повышенных нагрузках.
Исходя из компонентов смеси принято выделять три марки асфальтобетона:
- Марка I, ошибочно в народе именуемая асфальтом типа 1, включает в себя множество различных материалов высокой плотности и пористости для формирования дорожного полотна. Основными компонентами смеси являются гравий и песок. Помимо этого имеются включения битума, горных пород, кварцевого песка. Получаемая в результате асфальтобетонная смесь обладает высоким качеством, а дорожное покрытие пригодно для эксплуатации в особых условиях. В связи с этим асфальт марки I находит широкое применение в строительстве.
- Марка II, также ошибочно называемая асфальтом типа 2, объединяет разновидности плотного и пористого асфальтобетона с включением песка. Отличие от первой марки заключается в чуть меньшей стойкости к различным природным условиям и высоким нагрузкам. Тем не менее, данная группа асфальтов используется в большинстве случаев при дорожном строительстве.
- Марка III отличается от первых двух отсутствием в составе щебня. Вместо этого в смесь добавляются минеральные вещества, обеспечивающие относительно высокую плотность, но гораздо более низкую прочность в сравнении с асфальтобетонами на основе камня. Поэтому данную марку принято использовать при формировании участков дорожного полотна, где не предполагается воздействие высоких нагрузок. Также с помощью этих смесей выполняют ямочный ремонт.
Область применения покрытия из асфальтобетона, а также стоимость строительных работ зависят от параметров используемой смеси, от ее типа и марки.
Современные типы асфальта
В состав данной смеси добавляют измельченную резину, отсюда и второе название этой разновидности асфальта. Получаемое в результате покрытие пригодно для использования только в качестве пешеходных дорожек и площадок на частных территориях, где проходимость относительно мала. За счет включения резиновой крошки обеспечиваются высокая водонепроницаемость и долговечность покрытия. Также асфальт получается достаточно упругим.
Этот вариант дешевле предыдущего — в состав смеси вместо резины включены полимерные компоненты. Их включение также обеспечивает повышенную водонепроницаемость. Кроме того, полученный асфальт обладает пониженным трещинообразованием. Долговечность смеси при этом может быть разной в зависимости от типа включенного в состав полимера.
Особой популярностью пластиковый асфальт пользуется на Западе в индивидуальном жилищном строительстве. Там из этого материала формируются пешеходные дорожки, площадки и подъезды к домам. Пластиковые асфальтовые смеси становятся популярными и у отечественных домовладельцев, однако широкого распространения они пока не нашли. В основном это связано со сравнительно низким качеством полимерных изделий у российских производителей.
Этот преимущественно декоративный материал изготавливается из смеси песка и битума и используется для имитации различных покрытий (плитки, кирпичной кладки, булыжного мощения и др.). Конфигурации и формы фактически не ограничены. Технология следующая: поверхность асфальтируется нагретой смесью и в процессе этого штампуется соответствующими шаблонами. На полученное таким образом отштампованное покрытие можно нанести цветной полимерный слой для придания покрытию требуемой долговечности и износостойкости.
В данном случае старый асфальт, требующий замены, должным образом перерабатывается и повторно используется для укладки нового покрытия. Для этого специальной фрезой производят снятие непригодного для эксплуатации битумного слоя, который затем помещается в дробилку и измельчается.
Вторичный продукт, получаемый в результате рециклинга, служит одним из компонентов готового асфальта. Измельченный старый битум либо перевозится на асфальтовый завод, либо используется на месте ремонтных работ, где с помощью специального технологического оборудования из него производится новая смесь. Благодаря данной технологии существенно сокращаются затраты на дорожное строительство. За счет этого, однако, снижается и качество покрытия, поэтому рециклингом восстанавливаются исключительно второстепенные дороги.
Технология укладки асфальта различного типа
Этим методом укладки пользуются достаточно часто. Причина популярности заключается в относительной дешевизне работ и в хорошем качестве получаемого покрытия. В соответствии со СНиПом смесь желательно нагревать до 130 градусов Цельсия, чтобы в процессе укладки температура смеси не упала ниже 100 градусов.
Формировать асфальтовое покрытие горячим способом можно и вручную, например, при использовании различных типов асфальта для тротуаров. Процесс состоит из следующих этапов:
- Подготовка бетоносмесителя. В качестве приспособления для приготовления смеси подойдет замкнутая металлическая бочка с проделанными по центру сверху и снизу отверстиями диаметром 16 мм. Далее в эти отверстия продевается прочная ось и сваривается с корпусом. К бокам бочки надежно приделываются ручки для вращения. Получившаяся конструкция затем устанавливается на опорный каркас.
- Засыпка компонентов. В этот импровизированный смеситель засыпаются щебень и минеральный порошок для последующего смешивания. Битум следует разогреть в отдельной огнеупорной таре. Разогретую массу затем заливают в смеситель, который начинают непрерывно вращать. Количество добавляемой смолы должно составлять 10% от общего объема. После этого следует засыпать песок и тщательно перемешать состав.
- Укладка. Горячая смесь укладывается слоем примерно 5 см на подготовленную основу и затем тщательно трамбуется ручным катком. Для получения гладкой поверхности рабочее колесо катка следует смачивать водой.
Качественно уложенный асфальт выдержит нагрузку до 5 т и не утратит своих качеств под действием солнца и атмосферных осадков.
Для укладки данным методом понадобится готовая асфальтовая смесь, имеющаяся в продаже в специализированных магазинах. Она не требует долгого предварительного приготовления как в случае с горячим асфальтом. Однако стоимость данного продукта достаточно высока. К тому же получающееся в результате покрытие подвержено негативному влиянию высоких температур.
В соответствии с ГОСТ 11-10-75 использование холодного метода асфальтирования при строительстве основных дорог запрещено. Допускается применение смеси лишь в дорожном ремонте либо при обустройстве дорожек на дачных участках.
Процесс укладки выполняется в несколько этапов:
- Подготовка. Заранее выбирается и приобретается готовая смесь. С участка, где планируется укладка асфальта, удаляется слой почвы толщиной около 10 см. На половину этой толщины засыпают щебень, который затем тщательно уплотняют.
- Укладка смеси. Смесь выкладывается в 2 слоя толщиной по 2-3 см каждый. Оба слоя необходимо тщательно утрамбовать ручным катком, после выкладывания и трамбовки нижнего слоя следует выждать 20 минут.
- Завершающий этап. Получившуюся поверхность нужно снова утрамбовать и слегка увлажнить. Через 24 часа покрытие можно эксплуатировать.
Благодаря применению уже готовой смеси на строительные работы уйдет немного времени. Так, формирование пешеходной дорожки займет всего несколько часов. Ямочный ремонт и вовсе выполняется за 5 минут.
Контроль качества асфальта
Качество покрытия контролируется в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85. В частности, контроль может осуществляться в трех стадиях: при выпуске продукции с завода, в процессе производства работ и после приемки уложенной поверхности.
При укладке асфальтовой смеси как горячим, так и холодным способом следует в первую очередь следить за температурой смеси. Причем выполняется такая проверка в каждом самосвале, а при необходимости — и в бункере асфальтоукладчика.
Помимо температуры тщательно проверяются следующие показатели:
- ровность уложенного покрытия;
- объем использованной асфальтовой смеси
- толщина каждого склона;
- наличие поперечных уклонов у дорожного покрытия;
- равномерность толщины выложенного слоя;
- качество полос, пройденных в продольном и поперечном направлении.
Проверка осуществляется операционными методами (акустическими, радиационными вакуумными). В результате их использования специалисты могут получить предварительную информацию прямо на месте. Часть показателей оценить операционными методами не получится, поэтому оценка их качества выполняется после взятия образцов покрытия и проведения механических испытаний.
Для основных параметров существуют допуски, значения которых не должны быть превышены:
- высотные отметки: 5 см в каждую сторону;
- вертикальный просвет под трехметровой рейкой: 5 мм;
- отклонение толщина покрытия от основных показателей: 1,5 см;
- отклонение ширина покрытия в меньшую сторону: 5 см.
Данный контроль необходимо проводить постоянно. Ширина проезжей части, толщина асфальта и значения высотных отметок по оси покрытия проверяется специалистами через каждые 100 м.
Для определения ровности поверхности используют рейку длиной 3 м, под которой измеряется просвет. Также применяется метод профилометрии в соответствии с СТБ 1566, заключающийся в проверке захватками по 300–400 м. Для начала дорожное покрытие визуально осматривается. Затем на нем выбираются захватки, в пределах которых определяются просветы как в продольном, так и в поперечном направлении. Измерение этих просветов производится через каждые 80-100 м. Измеренные значения не должны отклоняться от требований ТКП 059, описанных в разделе 11.
Качество уложенного дорожного полотна анализируется путем испытаний на образцах (кернах), вырубаемых для этой цели из покрытия. В соответствии с СТБ 1033 и СТБ 1115 керн, имеющий цилиндрическую форму, проверяется в двух состояниях — непереформованном и переформованном.
Взятие таких образцов выполняется в 2 этапа. Сначала берут керны спустя 24 часа после уплотнения покрытия. Затем выборка производится через 15 дней. Вырубку нужно проводить на расстоянии 1 м от края уложенного покрытия. Если толщина верхнего слоя полотна менее 3 см, керн вырубается и на нижний слой.
В этом случае оба слоя перед испытаниями аккуратно разделяются.
Если ширина дорожного полотна не превышает 7 м, на каждый километр покрытия керн вырубается каждые 3 пробы. В ином случае вырубка должна осуществляться на каждые 2500 кв. м. В процессе испытаний определяют толщину образца, толщину каждого слоя, прочность сцепления слоев. Результаты сразу же фиксируются в акте отбора проб. Места покрытия, откуда был вырублен керн, заполняют холодным или горячим асфальтом.
Качество дорожного покрытия проверяется поэтапно, так как оно напрямую влияет на безопасность движения. Для выражения данного показателя по ТКП 059 используется коэффициент сцепления. В соответствии с требованиями ГОСТ 30413 значение коэффициента должно быть равно 0,45.
Компания, выполняющая испытательные работы, несет ответственность за конечный результат. В лаборатории этой организации производится входной контроль. В процессе дорожного строительства проверяются такие показатели, как ровность дорожной подушки, ее плотность и отсутствие в ней посторонних включений.
Кроме того, обязательно выполняется проверка правильности установки направляющих струн и боковых упоров. Операционный контроль производится как в процессе технологических операций, так и после их завершения. Информация, получаемая в результате, полностью определяет качество асфальтового полотна. Данный вид контроля призван проверять соответствие техники работ и конструктивных показателей проектной документации. Проводится мастером либо прорабом.
Для проверки основных свойств асфальтобетонной смеси, оценки ее качества и базовых характеристик необходим выходной контроль. Результат измерений сравнивается с нормативными величинами. Качество определяется разностью этих значений. Например, для оценки температуры асфальтобетонной смеси используется коэффициент Cv. В норме он не превышает 0,14, а при сжатии — 0,17.
В свою очередь коэффициент водонасыщения не должен быть более 0,354.
Итак, подытожим. Асфальтобетон (или асфальт) достаточно востребован в строительных работах, в основном он используется при возведении дорог с твердым покрытием. Существуют различные марки, виды и типы асфальта. На отнесение к той или иной категории влияют включенные в состав компоненты и их взаимное соотношение.
Важны также свойства и характеристики отдельных ингредиентов, среди которых, например размер частиц щебня, очищенность песчаного или минерального наполнителя. Любая разновидность асфальтобетона содержит в своем составе щебень либо гравий, обеспечивающие защиту и устойчивость к внешним нагрузкам.
Источник: dorians.ru
Определение водонасыщение асфальтобетона согласно ГОСТ 9128-2009
Водонасыщение — это одно из свойств любого материала. Его показатель формируется на основе способности к заполнению пор и трещин жидкостью. Водонасыщение для асфальтобетона зависит от его пористости. Величина увеличивается в случае недостаточного уплотнения. Показатель будет нормальным, если в точности следовать технологии производства.
С полученного асфальта берется несколько образцов. Они исследуются посредством специальной методики.
Водонасыщение асфальтобетона ГОСТ 9128-2009 определяется в лабораторных условиях. Для этого предварительно производится забор материала с различных участков поверхности. В выбранном режиме поверхность заливается водой. Лаборант замеряет количество, которое будет поглощено структурой. Дополнительно выполняется замораживание.
Низкие температуры негативно влияют на слой асфальта. При наличии трещин заметно увеличивается их объем. Избежать ситуации можно при дополнительном уплотнении материала.
Назначение и классификация асфальтобетона
Дорожное покрытие из асфальтобетона – это один из наиболее востребованных материалов в дорожном строительстве. Структурно он представляет собой композицию из минерального наполнителя (щебня и песка), связанного битумом.
Асфальтобетоны классифицируются на основании следующих показателей:
- тип минерального заполнителя (щебень, гравий, песок);
- температура битума;
- крупность фракции минеральной составляющей;
- остаточная пористость;
- назначение.
Асфальтобетон применяется для обустройства оснований и покрытий автомобильных дорог различного назначения (магистралей, междугородних, городских), тротуаров, площадей, дорог промышленных предприятий, аэродромов.
В настоящее время для этих же задач применяют полимерасфальтобетоны – современные композиционные материалы, в которых в качестве вяжущего используются сополимеры типа стирол-бутадиен-стирол. Использование этих материалов в дорожном строительстве позволяет значительно повысить такие эксплуатационные свойства покрытий как трещиностойкость и долговечность, сократить затраты на обслуживание и ремонт.
Способы уменьшения
Мы уже разобрались, на что влияет водонасыщение асфальтобетона. Если в результате исследования было выявлено отклонение от нормы, то целесообразно искать пути уменьшения показателя. Используется метод уплотнения каждого слоя.
На практике добиться результата можно только в верхних слоях асфальта. Для этого газовой горелкой производится его уплотнение. Дополнительно по поверхности можно пустить тяжелый пневмокаток. В летний зной асфальт начинает плавиться из-за негативного воздействия высокой температуры. Ситуация идеально подходит для дополнительного уплотнения поверхности.
Теоретические данные сложно реализовать в масштабах большого строительства.
Асфальтобетон — материал, который характеризуется зерновой структурой. Предварительно она погружается в раствор. Компоненты образуют между собой связь и получается структурное образование. От водонасыщения зависит срок службы покрытия. При нарушении технологии повышается риск образования пустот внутри поверхности.
Методы отбора проб и подготовки образцов
Точность результатов испытаний асфальтобетона зависит от правильности отбора проб и подготовки образцов. При выполнении этих работ мы руководствуемся положениями ГОСТ 12801-98. Для определения характеристик асфальтобетонной смеси и качества дорожного покрытия используются два разных способа отбора и подготовки проб.
Извлечение керна
Керн представляет собой пробу цилиндрической формы, которая извлекается из готового дорожного покрытия. Структурно он может представлять собой один или несколько слоев. Отбор кернов проводится для следующих целей:
- определение физико-механических характеристик асфальтобетона;
- оценка толщины покрытия;
- проверка сцепления слоев дорожного покрытия между собой.
Для извлечения керна используется портативная буровая установка с кольцевой коронкой. Бурение производится на всю толщину покрытия, после чего керн вынимается при помощи щипцов. В качестве смазочно-охлаждающей жидкости для коронки используется чистая вода. При необходимости нижняя часть керна отрезается.
Изготовление образца из смеси
На асфальтобетонных заводах или при приготовлении смеси на грунтосмесительной машине отбираются точечные пробы, которые потом перемешиваются с целью получения объединенной пробы. Также их готовят в лабораторных условиях. Из этих проб формуют и уплотняют образцы, на которых затем проводятся испытания. Для этого используют цилиндрические формы стандартных размеров, вибростолы и гидравлические прессы.
Формула для расчета
Водонасыщение асфальтобетона измеряется в процентах. Формула для расчета водонасыщение асфальтобетона:
W= (m3 — m0)/(m1 — m2) 100%, где
m0 — масса взятого предварительно образца, если взвешивание производить в воздухе.
m2 — масса, которая получилась после взвешивания в воде.
m1 — образец предварительно держат полчаса в воде, а затем производят замер его веса в воздухе.
m3 — образец насыщают в условиях вакуума, а затем выполняют замер в воздухе.
Результат целесообразно округлить до десятичного знака. Для формирования информативной картины потребуется взять среднеарифметическое значение от нескольких результатов.
Расхождение в полученных параметрах не может быть больше 0,5%.
Почему клиенты доверяют ООО «СтройЛаборатория СЛ»?
Наша компания приглашает к сотрудничеству производителей асфальтобетона, подрядчиков и заказчиков дорожно-строительных работ.
ОПЫТ РАБОТЫ С 1993 ГОДА
ГРАМОТНЫЕ И ЧЕСТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
ПОСТОЯННАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С ЗАКАЗЧИКОМ
Испытания асфальтобетона в лаборатории «СтройЛаборатория СЛ» помогут решить следующие задачи:
- Компаниям, занятым дорожным строительством.
Проверить материалы, поставляемые производителем, на соответствие типу, виду, марке и другим параметрам. - Заказчикам дорожного строительства.
Выполнить контроль качества укладки покрытия, выявить причины снижения его эксплуатационных параметров.
Своим клиентам мы готовы предложить широкий перечень эксклюзивных преимуществ, среди которых:
- Специализированная материально-техническая база.
Наша компания основана в 1993 году на базе профильной лаборатории треста «МОСЖИЛСТРОЙ», действующей с 1952 года, и укомплектована всеми необходимыми средствами измерений, инструментом и оборудованием. - Квалифицированный и опытный персонал.
В состав ООО «СтройЛаборатория СЛ» входят три структурных подразделения: Испытательная лаборатория в Москве, Орган сертификации и филиал «Березники». Испытания асфальтобетона проводят специалисты с высокой квалификацией в сфере лабораторных испытаний, а также сертификации строительных материалов и конструкций. Уровни подготовки персонала и аккредитации лаборатории позволяют нам работать с частными и государственными компаниями на законных основаниях. - Экспертные заключения.
Результаты испытаний асфальтобетонного покрытия или смеси заносятся в протокол установленного образца, а заказчик получает документ, в котором отражены все необходимые технико-технологические параметры. Выданное нами заключение имеет юридическую силу и может быть использовано для разрешения спорных вопросов.
Технология устройства
Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.
Подготовка
Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.
Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.
Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.
Устройство подушки
Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.
В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.
Укладка асфальтобетона
Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:
- Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
- Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
- Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.
Прайс-лист
Испытание асфальтобетона: определение средней плотности, водонасыщения, водостойкости, предела прочности при сжатии при температуре 50°С, 20°С | 1 проба | от 4900,00 |
Определение предела прочности при сжатии образцов асфальтобетона при температуре 0°С | 1 проба | от 1750,00 |
Определение зернового (фракционного) состава асфальтобетона | 1 проба | от 4500,00 |
Определение коэффициента уплотнения асфальтобетона с помощью прибора ДПУ, ДПА | 1 проба | 950,00 |
Испытание битума | 1 проба | от 4430,00 |
Подбор состава асфальтобетона без учета стоимости испытания ингредиентов | 1 состав | от 6400,00 |
Отбор проб асфальтобетона (1 слой) | 1 проба | от 1200,00 |
Для чего проводят изучение дорожного покрытия?
Изучение и тестирование состава проводят для определения следующих факторов:
- подтвердить или опровергнуть соответствия смеси установленным стандартам;
- установить риски снижения эксплуатационных характеристик;
- составить экспертное заключение о качестве, физико-механических свойствах материала для урегулирования конфликтных ситуаций.
Специалисты центра строительных испытаний «Архибилд» имеют надлежащую квалификацию и оборудование, чтобы произвести испытание асфальтобетонной смеси на любом этапе. Возможно провести исследование компонентов на стадии производства, экспертизу в процессе возведения объекта или диагностику спустя определённое время эксплуатации покрытия.
На стадии строительства отбирают образцы – керны, после чего лаборанты придают им необходимую для испытаний форму и размер. С помощью специального оборудования пробы испытывают на определение:
- коэффициента уплотнения
- плотности
- водонасыщения
- прочности.
Влияние водонасыщенности на качество грунта
Рыхлые грунты, а вернее, их свойства, находятся в полной зависимости от присутствия влаги. При определённой степени увлажнения они сначала размягчаются, а затем переходят в пластичное состояние. Если же поры грунта полностью насыщены и ещё остаётся свободная вода, он становится текучим.
- Что такое пластичный грунт, мы можем представить себе на примере пластилина. Если к нему не прикладывается усилие, он сохраняет свою форму. При определённом воздействии он, оставаясь сплошной массой, деформируется. Такое же состояние свойственно пылеватым и глинистым грунтам, которые находятся в нём лишь в определённом влажностном диапазоне.
Водонасыщенный глинистый грунт
- Под сцеплением грунта подразумевается сопротивление его структурных связей какому-либо перемещению. В основном, это актуально для грунтов I категории, так как они имеют неустойчивую структуру. При строительстве по водонасыщенным грунтам сцепление имеет решающее значение.
- Самый низкий показатель удельного сцепления у рыхлых песков и суглинков. А если они ещё имеют и высокий коэффициент водонасыщения, это доставляет строителям немало проблем. Стоит заметить, что человеку, который своими руками строит дом, справиться с ними без помощи специалистов бывает весьма затруднительно.
Свайное поле: фундамент на водонасыщенных грунтах
- Тут главное – правильно сориентироваться и принять решение о выборе конструкции фундамента. Возможно, не имеет смысла приступать к земляным работам, чтобы возвести фундаментную ленту или залить монолитную плиту. Проблема в том, что при высоком уровне влажности глинистые и пылеватые грунты становятся липкими.
- Это одно из самых неприятных свойств, присущее, в основном, глинам. Липкость усложняет работу землеройной техники, особенно при выгрузке грунта из ковша экскаватора в кузов грузового транспорта. Слабые водонасыщенные грунты в масштабном строительстве вообще не разрабатывают, а ставят здания и сооружения на сваи.
Взятие пробы грунта для лабораторного исследования
- По мере повышения водонасыщенности грунта из состояния липкости он переходит в состояние размокаемости. То есть, под воздействием влаги он полностью утрачивает свою прочность. Это опять же касается рыхлых песков и суглинков, и по мере их перехода к плотным, малопористым грунтам вероятность размокания пропорционально снижается.
Обратите внимание! Размокание грунта чревато его полным распадом, и чем ниже была его первоначальная влажность, тем быстрее это происходит. Особенно быстро размокает почва с нарушенной структурой – именно поэтому откосы и стенки котлованов нуждаются в укреплении. Дренажные подушки под фундаментом и обратную засыпку пазух приходится плотно трамбовать, хотя вернуть грунту исходную плотность практически невозможно.
- Если под землёй есть напорные воды, то стадия размокания рано или поздно переходит в стадию размывания. Этот процесс достаточно длительный и зависит от уровня минерализации почвы и скорости водного потока. Под его воздействием частицы отрываются и перемещаются, и больше всего этому явлению подвержены пылеватые грунты.
Определение УГВ и исследование влажности грунта
- Плотная глина, благодаря устойчивым структурным связям, размыва практически не боится и вообще считается водоупорным материалом. С одной стороны, это хорошо, так как она не пропускает грунтовую воду к фундаменту. С другой стороны – это плохо, так как поверхностная вода не может уйти в грунт и застаивается. Вот поэтому в основании и устраивается дренажная подушка, и чем она толще, тем лучше.
- Есть ещё такое свойство грунта, как набухание. Оно характеризуется способностью образца увеличиваться по мере насыщения водой в объёме. Мы упомянули даже ещё не все показатели, которые учитываются при проектировании и строительстве зданий. В каждом случае принимаются индивидуальные решения.
Делается это на основе геологического анализа грунта на участке, отведённом под строительство. Такими исследованиями занимаются специализированные организации, имеющие для этого оснащённые необходимым оборудованием лаборатории, а также соответствующих специалистов.
Источник: dzgo.ru
Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке
Изобретение этого стройматериала принесло много положительных моментов владельцам автомобилей. Асфальт способствует снижению уровня шума на автодороге, уменьшает количество атмосферных выбросов и расход топлива. Помимо этого, он обладает отличными техническими и прочностными характеристиками. Асфальтное покрытие используется повсеместно, так как оно выдерживает значительные механические нагрузки, не боится атмосферных осадков и имеет длительный срок службы. Его широко используют в современном строительстве для устройства тротуаров, автомагистралей, парковок, дорог и площадок разного предназначения.
С каждым годом растут требования к качеству автомобильных дорог, изменяются стандарты. На современном рынке производителями представлены разнообразные типа асфальта с усовершенствованными свойствами и характеристиками. Изготавливают его из битума, песка, гравия, камней и других наполнителей.
Асфальт – это искусственно полученная или природная смесь битумов с разными нефтяными производными и с добавлением минеральных компонентов. Он имеет вязкую смолистую поверхность темно-серого цвета с оттенками черного.
Асфальт делится на множество типов, подвидов и марок. Основой классификации стройматериала являются следующие факторы:
- соотношение входящих в его состав компонентов;
- характеристики составляющих (степень очистки, фракция);
- способ укладки дорожного покрытия.
Важная информация! Разные типы асфальта имеют различное назначение. Они могут использоваться при дорожных работах любой сложности и благоустройстве жилых микрорайонов.
Классификация материала по составу
Асфальт включает несколько базовых компонентов, которые оказывают прямое влияние на назначение материала:
- Гравий или щебень. Важный компонент, формирующий защитный каркас дорожного покрытия. Гравий (щебень) должен обязательно присутствовать в асфальте, если идет строительство автодороги с интенсивным движением.
- Песок. Этот компонент выполняет функцию наполнителя. За счет него в дорожном покрытии происходит распределение давления с дальнейшей передачей грунту. При изготовлении асфальта чаще используют искусственный песок, получаемый путем дробления скальных пород.
- Минеральный наполнитель. Предназначен для эффективного заполнения образовавшихся в процессе укладки асфальта остаточных пустот. Благодаря этому компоненту, асфальтное покрытие может выдерживать значительные нагрузки без образования трещин. В качестве эффективного минерального наполнителя используют известняк, мел или песчаник, измельченный до пылеобразной консистенции.
- Битум. Используется при изготовлении асфальтовой смеси, необходим для придания стройматериалу определенных свойств. Обеспечивает текучесть асфальта на начальном этапе укладки, и гарантирует упругость после затвердевания дорожного покрытия. Доля битума в асфальтовой смеси незначительна, составляет 4–10 % от общего состава.
Виды асфальта по соотношению компонентов
Этот стройматериал широко используется не только при строительстве автотрасс. В зависимости от входящих в состав смеси компонентов он востребован в разных сферах деятельности. Асфальт применяется при укладке пешеходных зон и тротуаров, во время ямочных ремонтных работ, при укладке дорог во дворах, спортивных площадок, плаца, автостоянок и т. д.
Читать по теме: Способы и методы разработки грунта
В зависимости от соотношения и характеристик компонентов, асфальт делится на множество видов, каждый из которых имеет определенное предназначение:
- Песчаный. Он используется в дорожном строительстве для укладки пешеходных дорожек, тротуаров.
- Сульфированный. Востребован в буровой отрасли, где применяется для предотвращения возможных обвалов и ремонта трещин, обнаруженных в скважинах.
- Крупнозернистый. Он изготавливается с использованием щебня размером 20-40 мм. Широко применяется при выполнении дорожных работ при укладке нижнего слоя покрытия.
- Мелкозернистый. Основной компонент асфальта – щебень фракцией до 20 мм. Используется в строительстве для устройства верхнего слоя покрытия и при мелких ремонтных работах.
- Вторичный. Асфальт этого типа – это результат переработки старого дорожного покрытия. Он изготавливается на специализированном производстве из асфальтовой крошки.
- Цветной. Асфальтовая смесь включает красящие пигменты, за счет которых цветной асфальт является элементом дорожной системы, предназначенным для выделения определенных участков и предупреждения водителей.
На строительном рынке можно купить сухой и жидкий асфальт. Сухое асфальтное покрытие – это порошковая смесь, упакованная в мешки или ведра из пластика. Он используется для ямочного ремонта дорог. Жидкий асфальт широко применяется при ремонте, холодной и горячей укладке дорог. Также его часто используют для обустройства крыши и заливки полов в разных производственных помещениях.
Полезная информация! В пластиковом ведре потребители могут приобрести 30 кг сухой асфальтной смеси, а в мешке – 50 кг.
Особые виды асфальтобетонов и асфальтобетонных смесей
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС)
- ЩМА-20 (с наибольшим размером зерна до 20 мм)
- ЩМА-15 (…до 15 мм)
- ЩМА-10 (…до 10 мм)
- ЩМА-5 (…до 5 мм)
Литая асфальтобетонная смесь
Полимерасфальтобетонная смесь (на полимерно-битумном вяжущем)
Цветная асфальтобетонная смесь
- для устройства разделительных полос и выделенных полос движения общественного транспорта;
- для выделения пешеходных переходов и остановок общественного транспорта;
- для создания велосипедных дорожек.
Кроме этого, цветной асфальтобетон может применяться в декоративных целях при оформлении площадей, парковых дорожек и аллей, тротуаров и пешеходных дорожек, спортивных площадок и других объектов.
Стеклоасфальтобетонная смесь
Резиноасфальтобетонная смесь
Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь
Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь — высокопористая асфальтобетонная смесь (остаточная пористость от 14 до 25 %) в которой в качестве вяжущего используется материал содержащий:
- резино-полимерно-битумное вяжущее на основе вязкого нефтяного битума;
- вторичный линейный полиэтилен низкой плотности;
- резиновую крошку (с размером зерна до 1 мм).
Главной особенностью резинированного дренирующего асфальтобетона является наличие системы сообщающихся пор, которая позволяет быстро отводить воду с асфальтированной поверхности, осушая ее и тем самым, повышая безопасность дорожного движения.
Марки асфальта
При покупке асфальтового покрытия, надо обратить внимание на марку материала – показатель, характеризующий его плотность. В современном строительстве используется:
- Марка 1. К асфальту этого типа относятся разнообразные смеси – гравийные, песчаные, высокопористые, пористые, плотные, высокоплотные. Они объединены общей особенностью: максимальной прочностью и суперустойчивостью к атмосферным воздействиям и механическим нагрузкам. Асфальт марки 1 используют при укладке нижнего слоя полотна дороги.
- Марка 2. Этот стройматериал называют бетоном, он используется в разных сферах при укладке верхнего слоя дорожного полотна. К асфальту марки 2 относятся смеси разного типа: пористые, высокоплотные, плотные и т. д. Он широко применяется в строительстве автодорог, в ремонтных работах, при благоустройстве жилых дворов и парковых зон.
Читать по теме: Техника для ямочного ремонта асфальта
- Марка 3. За счет отсутствия щебня, это самый плотный и непрочный стройматериал. Основой асфальта этого типа является песок и минеральные порошки. Он используется для «ямочных» ремонтных работ и устройства дорог с небольшой нагрузкой. Его используют для создания тротуаров, пешеходных и парковых дорожек, обустройства дворов учебных заведений и приусадебных площадок.
Важную роль играет показатель процентного соотношения песка и щебня или гравия, от которого зависят характеристики и свойства асфальта. Различают типы асфальт А, Б, В, Г, Д. Чем позже находится в алфавите буква, тем больший процент песка в асфальтовой смеси:
- Тип асфальта А. Содержание щебня 50-60 %.
- Асфальт Б. Смесь включает 40-50 % щебня (гравия).
- Асфальт В. В составе смеси содержится 30-40 % щебня или гравия.
- Асфальт Г. Содержит 30 % искусственного песка, полученного путем отсева дробления.
- Асфальт Д. Имеет в составе 70 % искусственного песка.
Главный недостаток обычного асфальта – плохая переносимость высоких температур. Дорожное покрытие плавится в жару и дорога быстро расслаивается. Поэтому сегодня пользуется спросом асфальт с разными добавками. Например, пластмассовые или резиновые добавки значительно улучшают эксплуатационные качества дорожного покрытия.
Марки и типы асфальтобетона
Существует всего две марки асфальтобетона и их характеристики довольно существенно отличаются, что объясняется разной прочностью каменного материала. В составах первой марки используют щебень 1000-1200, второй – 800-1000.
Кавабанга! Гипсовая штукатурка: преимущества и правила использования
Характеристика и типы асфальтобетонных смесей:
Укладка асфальтного покрытия
В зависимости от температуры, которой надо придерживаться при укладке дороги, асфальт подразделяется на 4 вида: горячий, холодный, теплый, литой. Горячий состоит на 95 % из щебня и укладывается при температуре 120 С. Укладка теплого асфальта выполняется при температуре 40–80 С. Холодная асфальтная смесь не требует разогрева и может использоваться при температуре −10 С, поэтому она часто применяется для ремонта дороги. Литой асфальт отличается высокой плотностью, небольшой шероховатостью и толщиной верхнего слоя. Чтобы выполнить укладку, его разогревают до 250 С, за счет чего он становится текучим и не требует использования катков.
Холодный асфальт
Эту смесь чаще используют для ямочных ремонтных работ, которые можно проводить в любую погоду. Для обновления асфальта, из старого дорожного покрытия убирают загрязнения, затем обрамляют края образовавшейся ямы и насыпают туда холодную асфальтную смесь. После этого ее тщательно утрамбовывают и посыпают сверху песком или цементной пылью, во избежание прилипания смеси к колесам проезжающих машин. Все ремонтные работы выполняются вручную.
Основные преимущества холодного асфальта:
- Отличается повышенной устойчивостью, высокой адгезией и отличными гидроизоляционными свойствами.
- Ремонт дороги можно проводить даже при низких температурах −10 С.
- Обладает длительным сроком эксплуатации и хранения.
- Для ремонта не требуется специальная техника.
Читать по теме: Как добиться ремонта дороги
Хранится холодный асфальт в картонных бочках-контейнерах или в мешках, в этой упаковке он транспортируется на строительный объект. Смесь готова к моментальному использованию, без подготовки и предварительного разогрева.
Горячий асфальт
Основные компоненты смеси связывают продуктами сырой нефти и асфальтовым цементом. Все составляющие насыпают в агрегат, тщательно смешивают и нагревают. Готовую смесь грузят в самосвалы и транспортируют на объект. Асфальт выливают на поверхность дороги и прессуют тяжелым роликом.
Литой асфальт
Этот вид асфальтного покрытия популярен в странах Европы. В нашей стране он редко используется из-за дороговизны материала и оборудования для его укладки. Асфальт литого типа позволяет быстро выполнить строительство автотрассы и легко устранить повреждения глубиной до 50 мм. Он часто используется для обустройства велосипедных и тротуарных дорожек.
Важная информация! Литой асфальт продается упакованным в специальный контейнер, полностью готовым к использованию.
Литой асфальт выгодно отличается от обычного количеством компонентов и технологией укладки. Приготовленную смесь разогревают до 250 С. За счет высокой температуры она принимает форму текучей смеси, что позволяет равномерно распределить ее по поверхности дороги. Для укладки не требуется каток для уплотнения.
Основные преимущества литого асфальта:
- Он позволяет быстро и легко и быстро отремонтировать любые поверхности.
- Экологичность, безопасность, не боится химикатов и соли.
- Обладает водонепроницаемостью и повышенной устойчивостью к деформации.
- Износостойкость и долговечность.
Асфальт – востребованный материал, который используется в дорожном строительстве. Он подразделяется на разные виды, марки и типы, в зависимости от исходных компонентов, составляющих смесь и от соотношения массовых частей каждого из них в общем составе. Важную часть играют характеристики задействованных составляющих, например, размер фракций щебня или уровень очистки применяемого песка и минерального порошка. Любые типы асфальта содержат щебень или гравий, который является защитным элементом и повышает устойчивость покрытия к динамическим нагрузкам и внешним воздействиям.
Сфера применения и преимущества асфальтобетонных смесей
Основной сферой применения материала является формирование монолитных полотен дорог, также, в некоторых случаях, они используются для покрытия верхнего эксплуатируемого слоя полотна.
Кроме того, различные марки дорожных асфальтобетонных смесей могут использоваться:
Высокая востребованность такого материала обусловлена доступной стоимостью относительно цементобетонной смеси, хорошими эксплуатационными качествами и универсальностью использования в различных сферах.
- Хорошие показатели механической прочности;
- Устойчивость к упругим и пластическим деформациям;
- Равномерность покрытия, которое обеспечивает возможность комфортного и быстрого передвижения транспорта;
- Демпфирующие качества;
- Возможность быстрой укладки при наличии специализированной техники;
- Долговечность и относительно невысокую стоимость.
Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:
Источник: biohimist.ru