Что такое окн в строительстве

Объекты культурного наследия подразделяются на три вида: памятники, ансамбли и достопримечательные места [1] .

В законе № 73-ФЗ установлено также следующее разделение, влияющее на условия проведения работ, затрагивающих соответствующие объекты:

1) ОКН, включённый в реестр (объект, включённый в Единый государственный реестр ОКН);
2) выявленный ОКН (объект, включённый в перечень выявленных ОКН, – промежуточный этап до включения в Единый государственный реестр ОКН);
3) объект, обладающий признаками ОКН (объект, в отношении которого в региональный орган охраны ОКН направлено заявление о включении в реестр; промежуточный этап до включения в перечень выявленных ОКН).

Ограничения установлены в отношении всех объектов, однако наиболее существенные ограничения определены для ОКН, включённых в Единый государственный реестр ОКН. Наименьшие требования предусмотрены для объектов, обладающих признаками ОКН, однако определённые ограничения законом установлены и для них. В частности, до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать воздействие на объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, необходимо проведение историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 31 закона № 73-ФЗ).

Деревянные окна и счастливая собака #denwood #деревянныеокна #окна #ремонт #двери #строительство

Меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, также определены в ст. 36 закона № 73-ФЗ.

Дополнительно закон № 73-ФЗ различает правовой статус самого ОКН и прилегающих к нему территорий, в отношении которых также устанавливаются специальные ограничения, рассмотренные в п. 1.4.11 настоящего справочника.

Работы по сохранению объекта культурного наследия

Понятие сохранения объекта культурного наследия установлено в п. 1 ст. 40 закона № 73-ФЗ и подразумевает меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Необходимо отметить, что до принятия закона РФ от 22.10.2014 № 315-ФЗ [2] действовала норма п. 2 ст. 35 закона № 73-ФЗ, согласно которой запрещались проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Данная норма позволяла в отношении памятников выполнять не только работы по сохранению, но и другие работы, к примеру, перепланировку, в отношении которых были установлены меньшие требования, нежели в отношении работ по сохранению. Исключение данной статьи из закона № 73-ФЗ даёт понять, что законодатель намеренно допускает в отношении ОКН только работы по сохранению.

Зоны охраны ОКН

Если не говорить о консервации объекта культурного наследия, которая является специальной мерой, направленной на предотвращение ухудшения состояния памятника, то важно проанализировать три вида работ по сохранению:

1) ремонт памятника – научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (ст. 42 закона № 73-ФЗ);
2) реставрация памятника или ансамбля – научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст. 43 закона № 73-ФЗ);
3) приспособление объекта культурного наследия для современного использования – научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов ОКН (ст. 44 закона № 73-ФЗ).

Содержащиеся в законодательстве формулировки являются неудачными и фактически не устанавливают каких-либо специальных критериев, позволяющих отнести запланированные работы к тому или иному виду работ по сохранению. Законодательно не установлены также и какие-либо конкретные пределы осуществления тех или иных работ в рамках сохранения ОКН, за исключением общего ограничения, что такие работы не должны изменять особенностей, составляющих предмет охраны.

В целях систематизации указанные виды работ можно условно разделить по следующим критериям:

  • ремонт памятника применяется в целях сохранения и поддержания в надлежащем состоянии каких-либо элементов, составляющих предмет охраны;
  • реставрация применяется при необходимости восстановления и ремонта охраняемых элементов или отдельных частей памятника, возможно, утраченных, т. е. является более объёмным понятием, нежели просто ремонт;
  • приспособление для современного использования – комплексная процедура, включающая в себя, помимо непосредственно реставрационных работ, ряд мероприятий, направленных на создание условий, способствующих современному использованию объекта. Т. е. приспособление, в отличие от ремонта и реставрации, предполагает возможность создания и добавления в отношении объекта каких-либо новых элементов, определяемых современными потребностями и уровнем развития технологий.

На практике в рамках работ по приспособлению объекта культурного наследия производится его реконструкция с реставрацией и ремонтом охраняемых элементов и добавлением новых необходимых элементов (например, проёмов, оборудования, эскалаторов и пр.). В частности, возможным является изменение площади и (или) количества помещений ОКН (п. 3 ст. 40 закона № 73-ФЗ).

Такие работы признаются законными, если в рамках их выполнения получаются все необходимые согласования и соблюдается установленная законом разрешительная процедура для проведения работ по сохранению ОКН. Так, например, решением ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС‑15090/10, подтверждённым определением ВАС РФ от 03.03.2011 № ВАС‑1878/11, было признано законным распоряжение Президента РФ о проведении реконструкции памятника федерального значения «Средние торговые ряды», т. к. данное распоряжение предусматривало, что такая реконструкция должна проводиться «в соответствии с требованиями законодательства», т. е. с учётом требований охраны ОКН. Данное решение ВАС РФ не означает, что в отношении памятников разрешена реконструкция. Наоборот, ВАС РФ говорит о том, что реконструкция допустима, но не как реконструкция, а как приспособление объекта для современного использования с условием соблюдения всех установленных разрешительных процедур.

Условия проведения работ по сохранению

Условия проведения работ по сохранению ОКН и выявленных ОКН определены ст. 45 закона № 73-ФЗ.

Так, работы по сохранению проводятся на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • разрешения на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению, в отношении которой обеспечено проведение историко-культурной экспертизы [4] и получение согласования;
  • разрешения на проведение непосредственно производственных работ;
  • при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны ОКН за их проведением;
  • при условии обеспечения приёмки работ по сохранению.

Выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Минкультуры России) – в отношении отдельных ОКН федерального значения, перечень которых утверждается Правительством РФ [5] ;
2) региональным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении ОКН федерального значения (за исключением объектов, указанных в п. 1), ОКН регионального значения, выявленных ОКН;
3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении ОКН местного (муниципального) значения.

Например, в Санкт-Петербурге в отношении ОКН регионального значения и выявленных объектов соответствующие функции исполняет Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – КГИОП). Приёмка работ по сохранению ОКН осуществляется также КГИОП. В Москве этот орган называется Департамент культурного наследия города Москвы (сокращённо – Мосгорнаследие). В других регионах имеются свои региональные органы охраны ОКН.

Первичным документом для дальнейшей разработки документации на выполнение работ по сохранению, в т. ч. приспособлению, и её согласования является задание на производство работ. Задание выдаётся на основании заявления собственника или иного законного владельца ОКН; в соответствии с п. 3 ст. 45 закона № 73‑ФЗ задание на проведение работ по сохранению составляется с учётом мнения указанных лиц. Учитывая данное положение, рекомендуется в задание на работы по приспособлению объектов для современного использования сразу включать все необходимые работы, которые планируется провести в рамках данной процедуры, на основании чего данные мероприятия будут учтены в проекте. Порядок выдачи задания утверждён Приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278 [6] .

Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению утверждён Приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625 [7] . Отметим, что согласно определению работ по сохранению такие работы включают в себя в том числе научно-исследовательские и изыскательские работы. В связи с тем, что эти работы (наряду с непосредственно производственными работами) могут повлиять на сохранность ОКН, разрешение необходимо получать и для выполнения таких работ, и для выполнения производственных работ. Выполнение работ по сохранению без разрешения влечёт административную ответственность в форме штрафа, который для юридических лиц предусмотрен в размере от 100 тысяч до 1 миллиона рублей [8] .

В отношении проектной документации на проведение работ по сохранению необходимо обеспечить:

  • получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, подтверждающего соответствие проектной документации на проведение работ по сохранению требованиям законодательства РФ в области государственной охраны ОКН. Порядок проведения экспертизы установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»;
  • получение согласования проектной документации. Порядок согласования установлен Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749 [9] . Согласование может быть получено только после прохождения государственной историко-культурной экспертизы в отношении проектной документации.

После выполнения работ по сохранению лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением (проектировщик), в течение 90 рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны ОКН, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчётную документацию, включая научный отчёт о выполненных работах [10] . Указанный орган утверждает представленную ему отчётную документацию в течение 30 рабочих дней со дня её представления. Состав и порядок утверждения отчётной документации о выполнении работ по сохранению установлен Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840 [11] .

Непосредственно приёмка работ по сохранению осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного ОКН либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного ОКН, при участии органа охраны ОКН, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

При этом обязательными условиями для приёмки работ являются:

  • утверждение соответствующим органом охраны ОКН отчётной документации;
  • выдача указанным органом акта приёмки выполненных работ по сохранению ОКН. Порядок подготовки акта приёмки выполненных работ по сохранению ОКН и его форма также установлены Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

Обращаем внимание, что в законе № 73-ФЗ установлены специальные требования к проектировщикам и подрядчикам, выполняющим работы по сохранению:

1) К проведению работ по сохранению допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством РФ.

2) Работы по консервации и реставрации проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны ОКН в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны ОКН в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление соответствующей деятельности. При этом согласно письму Минкультуры России от 20.02.2017 № 1254-12-04 указанные требования распространяются и на проведение работ по приспособлению для современного использования, связанные с конструктивными и объёмно-планировочными решениями. Работы по приспособлению инженерных систем и оборудования, локальные ремонтные работы, проводимые для поддержания в эксплуатационном состоянии памятника и не изменяющие его особенностей, составляющих предмет охраны, проводятся, в свою очередь, неаттестованными специалистами.

При этом в проведении отдельных видов работ по сохранению могут участвовать добровольцы (волонтёры). Особенности участия добровольцев (волонтёров) в работах по сохранению, а также виды работ по сохранению, в которых указанные лица могут участвовать, определены в Постановлении Правительства РФ от 25.12.2019 № 1828 [12] . Фактически это те же работы, которые могут проводиться неаттестованными специалистами, а также работы по приспособлению для современного использования (за исключением реставрации), работы по благоустройству территории ОКН.

Работы по сохранению ОКН, затрагивающие конструктивные особенности объекта

Проведение работ по сохранению ОКН, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями ГрК РФ.

В соответствии с пп. 5.1 п. 1 ст. 6, п. 3.4 ст. 49 ГрК РФ проектная документация ОКН подлежит государственной экспертизе, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики его надёжности и безопасности. В таком случае также требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п.

5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Таким образом, в случае, если работы по сохранению ОКН затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта, то они проводятся с одновременным соблюдением двух процедур:

  • разрешительная процедура по закону № 73-ФЗ (получение задания и разрешения на работы по сохранению и т. д.);
  • процедура по ГрК РФ (прохождение государственной экспертизы проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию).
Читайте также:  Девелоперский договор в строительстве образец

При этом выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию осуществляет орган охраны ОКН.

Во избежание необходимости соблюдения дополнительной процедуры получения согласований в порядке ГрК РФ, до начала проектных работ проектная организация, которая имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сохранению ОКН, подготавливает акт определения влияния видов работ на конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности ОКН. На основании этого акта государственный заказчик (застройщик, технический заказчик) принимает обоснованное решение о влиянии видов работ на конструктивную надёжность и безопасность ОКН. Образец акта, а также критерии разграничения работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объектов, и иных работ определены в Письме Минкультуры России от 24.03.2015 № 90-01-39-ГП «О порядке проведения и приёмки работ по сохранению объекта культурного наследия». Так, в случае, если предполагаемые к проведению работы на ОКН связаны с изменением его исторически сложившейся конструктивной схемы и объёмно-планировочной структуры, то есть с изменением параметров объекта, его частей (площади, объёма), а также заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, такие работы относятся к работам, затрагивающим конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности ОКН.

В соответствии с указанным Письмом Минкультуры России в случае выполнения работ по сохранению, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта, подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с ранее указанным национальным стандартом РФ [13] , а работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению к современному использованию проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению ОКН. Если же применяются процедуры по ГрК РФ, то подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию [14] , а производственные работы проводятся с учётом положений ГрК РФ и при условии обязательного соблюдения требований законодательства РФ об охране ОКН.

Для ситуаций, когда работы по сохранению ОКН требуют проведения государственной экспертизы проектной документации и получения разрешения на строительство, – такую документацию на работы по сохранению, передаваемую на экспертизу, и разрешение на строительство можно получать на отдельные части здания как на отдельные этапы работ. В случае разработки единого «глобального» проекта по приспособлению здания для современного использования разрешительная документация также должна получаться на отдельные этапы осуществления такого проекта.

Особенности подготовки проектной документации в рамках работ по сохранению ОКН установлены национальным стандартом РФ [16] , п. 5.3 которого устанавливает, что в зависимости от технического состояния объекта при осуществлении ремонтно-реставрационных работ научно-проектная документация может разрабатываться в целом на весь комплекс работ по сохранению ОКН или на отдельные этапы работ (в соответствии с п. 12.1 ст. 48 ГрК РФ). При этом национальный стандарт РФ не устанавливает какие-либо условия или критерии этапов работ, кроме общего понятия «технического состояния объекта». Таким образом, полагаем, что в рамках выполнения работ по сохранению ОКН разработка проектной документации возможна в отношении отдельных частей (помещений, этажей) зданий при условии получения задания на проведение работ в отношении таких частей. Оставшиеся части зданий могут использоваться и не требуют прекращения их эксплуатации на время проведения работ по сохранению.

Особенности деятельности в отношении объектов, включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Согласно п. 1 ст. 25 закона № 73-ФЗ ОКН, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.

Конвенция была ратифицирована ещё СССР в 1988 году [17] . Согласно п. 2 ст. 11 Конвенции Комитет всемирного наследия – межправительственный орган при ООН – формирует Список всемирного наследия, в который включаются ценности культурного и природного наследия, имеющие выдающуюся универсальную ценность. В Список всемирного наследия из объектов, находящихся в России, включены, в частности, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, исторические памятники Новгорода и окрестностей. Таким образом, в список включаются как конкретные объекты, так и территории.

В соответствии с параграфом 169 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия при каждом случае проведения работ, которые могут сказаться на состоянии объекта наследия, государства – стороны Конвенции направляют ежегодно в уполномоченный международный орган специальные отчёты и заключения по оценке воздействия этих ситуаций на объект. Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) выпустил Руководство по осуществлению оценок воздействия на наследие в отношении объектов всемирного культурного наследия, в котором предусмотрены рекомендации для проведения таких оценок воздействия.

Положения руководства развивает ГОСТ Р 58203-2018 [18] и ГОСТ Р 58204-2018 [19] . Отметим, что эти ГОСТы не включены в перечень обязательных стандартов, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 [20] , т. е. носят исключительно добровольный для исполнения характер. Более того, национальные стандарты подлежат принятию во исполнение требований технического регламента, утверждаемого федеральным законом, который также отсутствует.

Обращаем ваше внимание, что в самом тексте национальных стандартов указывается на обязательный характер их применения, что не соответствует требованиям федерального законодательства о статусе национальных стандартов.

Согласно указанным ГОСТам подготовка отчёта об оценке воздействия осуществляется в соответствии с техническим заданием, подготовленным Минкультуры России, и при его подготовке необходимо:

  • определить наследие, потенциально подверженное риску, и его вклад в выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия;
  • выявить влияние изменений на выдающуюся универсальную ценность (положительное или отрицательное);
  • выявить влияние изменений на целостность и подлинность (положительное или отрицательное);
  • предложить варианты возможного смягчения негативного воздействия на выдающуюся универсальную ценность.

Подготовленный отчёт об оценке воздействия на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия подлежит согласованию с Минкультуры России и далее предоставляется в Комитет всемирного наследия.

Физические или юридические лица, осуществляющие оценку воздействия на наследие, должны обладать специальными аналитическими навыками в отношении конкретного проекта или места, квалификацией и опытом, соответствующими требованиям объекта, его материальному и нематериальному содержанию, выдающейся универсальной ценности, а также характеру и масштабам предлагаемых изменений.

Особенности деятельности на территории исторических поселений

Отдельные ограничения для градостроительной, хозяйственной и иной деятельности установлены для территорий исторических поселений.

Под историческим поселением понимаются включённые в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населённый пункт или его часть, в границах которых расположены ОКН, включённые в реестр, выявленные ОКН и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (п. 1 ст. 59 закона № 73-ФЗ).

Перечень исторических поселений федерального значения утверждён Приказом Минкультуры России № 418, Минрегиона России от 29.07.2010 № 339 [21] , а также дополняется отдельными актами Минкультуры России [22] . К примеру, историческими поселениями федерального значения являются г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Ростов. Перечень исторических поселений регионального значения, в свою очередь, утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта РФ [23] . Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населённого пункта. При этом границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населённого пункта (п. 8 ст. 59 закона № 73-ФЗ).

К предмету охраны исторического поселения, который утверждается уполномоченным государственным органом применительно к каждому историческому поселению [24] , относятся:

1) исторически ценные градоформирующие объекты – здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединённые в том числе масштабом, объёмом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;
2) планировочная структура, включая её элементы;
3) объёмно-пространственная структура;
4) композиция и силуэт застройки – соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;
5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными);
6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности ОКН, включённых в реестр, выявленных ОКН, которые расположены на территории исторического поселения, и объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения (п. 1 ст. 60 закона № 73-ФЗ).

С этой целью особенности деятельности в историческом поселении предусматриваются, в частности, в градостроительных регламентах, в том числе в отдельных случаях в градостроительных регламентах тех территориальных зон, которые расположены за границами исторического поселения [25] . Предусмотрены и особенности согласования проектов Генплана, проектов ПЗЗ, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, – они подлежат согласованию с уполномоченными органами охраны ОКН.

Важное значение для застройщиков имеют дополнительные требования для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства в историческом поселении. Таким требованием является получение заключения регионального органа охраны ОКН о соответствии раздела проектной документации, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом (п.

9 ст. 60 закона № 73-ФЗ). Аналогично заключение регионального органа охраны ОКН необходимо для согласования описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Согласование не требуется в случае использования типовых архитектурных решений, утверждаемых региональным органом охраны ОКН. Подробно о получении подобных согласований см. раздел 1.5.3 настоящего справочника.

Также об ограничениях, связанных с запретом на отклонение от предельных параметров в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений, см. раздел 1.3.5 настоящего справочника.

Источник www.kachkin.ru

Что такое объект культурного наследия

Понятие объекта культурного наследия (ОКН) изложено в таком нормативно-правовом акте, как №73-ФЗ (ст. 3). Согласно официальному определению к этой категории относятся здания, сооружения, другие архитектурные конструкции, произведения, имеющие историческую ценность и являющиеся составляющими культуры предыдущих поколений.

Признаки объекта культурного наследия

Формирование указанной категории осуществляется на основании определённых характеристик. Признаки следующие:

  • отнесение к недвижимому имуществу (непосредственно здание, сооружение, конструкция и прилегающая к нему территория);
  • наличие исторической и культурной ценности (подтверждается путём проведения специальной экспертизы);
  • давность создания (минимальный срок составляет 40 лет);
  • наличие специального статуса (включение в профильный реестр на основании официально принятых решений, который размещён на сайте Минкульта РФ).

Отдельно стоит рассмотреть археологическое наследие. К нему относятся все следы деятельности людей, которые жили в предыдущих эпохах. Чаще всего они обнаруживаются в процессе раскопок и могут быть представлены остатками поселений, захоронениями, капищами и т. д.

Виды объектов культурного наследия

Всё, что относится к объектам культурного наследия , можно классифицировать следующим образом:

  • памятники − к ним относятся разнообразные здания, отдельно стоящие сооружения, постройки, квартиры-мемориалы и т. д., общее количество в РФ − 120 213 памятников;
  • архитектурные ансамбли − представлены композициями, которые использовались в жилых, торговых, общественных, административно-управленческих, религиозных целях, всего в РФ насчитывается 21 445 ансамблей;
  • достопримечательности − результат деятельности людей или человека и природы, в качестве примеров можно привести центры развития различных промыслов, фрагменты давней застройки, народно-этнические ландшафты и т. д., общее число − 2 044 места.

Помимо приведённой классификации, существует деление ОКН на группы в зависимости от их исторического и культурного значения. Уровни такие:

  • федеральный − представляют ценность для всей РФ в целом (69 109 объектов);
  • региональный − имеют особое значение для истории и культуры отдельного субъекта (71 681 единица);
  • местный − получили особый статус в рамках муниципального образования (2 731 ОКН).

Отдельная группа − недавно обнаруженные и пока только проходящие процедуру включения в специальный реестр памятки.

Особенности восстановления

Если в отношении зданий, сооружений, конструкций и т. д., представляющих культурно-историческую ценность, необходимо провести строительные, восстановительные, реставрационные операции, потребуется получение разрешения уполномоченной инстанции. Какой орган будет регулировать осуществление работ − от подготовки проекта до его практической реализации, − зависит от уровня значения памятки.

Получить консультацию по вопросам определения статуса ОКН и специфики проведения работ с ними можно в ЗАО «Горпроект».

Источник kultexpert.ru

Ограничения в использовании и застройке участков в охранных зонах объекта культурного наследия (ОКН)

1. Участок в охранной зоне объекта культурного наследия? Нужно изучить требования законов

Владельцы и покупатели зданий, сооружений и земельных участков, расположенных вблизи:

  • знаменитых памятников
  • исторических архитектурных комплексов и парков
  • достопримечательных и памятных мест

должны знать о том, что использование земельных наделов, их застройка, реконструкция уже существующей недвижимости может проводиться с некоторыми ограничениями. Иногда реализация хотя бы части таких планов полностью запрещается.

Ограничение прав связано с расположением участков по соседству с объектами культурного наследия (ОКН). Они подлежат государственной охране. Над ними ведётся государственный надзор. Организация их защиты и сохранения ОКН является задачей федеральных, региональных и муниципальных властей, а обязанностью собственников недвижимости становится выполнение установленных регламентов.

Вокруг ОКН формируются «особые территории» – режимные охранные зоны, создающие ограничения в использовании и застройке земель. Границы территорий каждого ОКН и его охранных зон определяются при их проектировании.

Зона охраны и защитная зона памятника – это 2 из 28 зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). В составе ЗОУИТ присутствует также охранная зона особо охраняемой природной территории объектов, относящихся к памятникам культуры, оценённым по природным критериям. В их числе:

  • государственные природные заповедники
  • национальные парки
    природные парки
  • памятники природы
Читайте также:  Что такое фмл в строительстве

Перечень «особых зон» представлен в статье 105 ЗК РФ, введённой федеральным законом №342-ФЗ от 03.08.2018. Сведения о таких зонах вносятся в ЕГРН.

После вступления в силу изменений в Градостроительный и Земельный кодексы РФ и новых Правил уведомления владельцев недвижимости о сносе недвижимости (Постановлением Правительства РФ №588 от 13.05.2019) размеры особых зон, условия капитальной застройки земельных участков в ЗОУИТ претерпели существенные перемены.

Некоторые дома, дачи, недостроенные объекты, любые другие строения и сооружения, попавшие в границы ЗОУИТ, в том числе в границы ОКН, установленные до 4 августа 2018 года, могут быть снесены или приведены в соответствие с ограничениями использования участков и объектов, если они оказались внутри вновь установленной зоны.

Застройщики не смогут оформить права на уже построенные объекты по той причине, что строения оказались в охранных зонах. В лучшем случае, оформить права на объекты им удастся только после проведения ряда согласований.

Если недвижимость находится в ЗОУИТ, режим которой запрещает или ограничивает нахождение объектов капитального строительства, то власти обязаны их выкупить. Правообладатели «особых зон» или местные власти в таких случаях должны проинформировать собственников и нанимателей о нарушении закона по электронной или обычной почте, указав в уведомлении:

  • сведения:
  • о документе, по которому устанавливается зона с особыми условиями использования территорий
  • о документе, непосредственно определяющем режим особой зоны
  • о правообладателе объекта, размещение которого вызывает необходимость установления ЗОУИТ
  • об органах государственной власти или местного самоуправления, обязанных возмещать убытки, связанные со сносом или необходимой реконструкцией жилых и нежилых строений

Сообщение также размещается на официальном сайте органа госвласти или местного самоуправления, принявшего решение об установлении «особой зоны», в других официальных источниках (статья 55 поправок в ГрК РФ).

Собственники «старых» зданий, застройщики объектов, расположенных в ЗОУИТ, получившие разрешение на строительство до 4 августа 2018 года, обязаны подать заявление об установлении или изменении ЗОУИТ в уполномоченные органы до обращения за выдачей разрешения на строительство. Сделать это нужно до 01.01.2022 г. (части 17,18 статьи 26 ФЗ № 342).

Если разрешение на строительство не требуется, то с заявлением необходимо обратиться не позднее 5 дней со дня утверждения проектной документации ( пункты 13 и 15 статьи 106 ЗК РФ).

Покупателям недвижимости, помимо изучения правоустанавливающих документов, а также сведений ЕГРН, рекомендуется ознакомиться с информацией о ЗОУИТ. Не исключено, что нахождение объекта в охранной зоне ОКН может повлиять на невозможность его использования.

На землях в границах охранной зоны ОКН градостроительные регламенты устанавливают особый вид ограничений градостроительной и хозяйственной деятельности.

В обычной ситуации, когда земельный надел не попадает в охранную зону ОКН, его собственник может возводить на нём жилой дом, производственное или бытовое здание, строение или сооружение, соответствующее целевому назначению и разрешённому использованию участка, с соблюдением требований градостроительного регламента.

При введении режима охранной зоны собственник участка лишается права на его застройку без получения дополнительного разрешения государственного органа власти, занимающегося охраной культурных памятников:

  • КГИОП в Санкт-Петербурге
  • Департамент по охране и использованию памятников истории и культуры Правительства Ленинградской области
  • Главное управление культурного наследия Московской области
  • Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области
  • т.д.

Выяснить наличие или отсутствие ограничений на участке можно несколькими способами:

  • используя кадастровый номер земельного участка, на Публичной кадастровой карте:
  • определить расположение участка в слое «Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ)»
  • определить: находится или или участок в ЗОУИТ
  • РГИС в Санкт-Петербурге
  • ИАИС ОГД в Москве
  • МГИС в Волгоградской области
  • т.д.
  • карту границ ЗОУИТ
  • карту границ зон объектов культурного наследия

Исключить проблемные ситуации при строительстве, реконструкции поможет знание о том, какие именно обременения накладываются на участки, находящиеся вблизи ОКН, какие возможности в их использовании и застройке установлены федеральным и региональным законодательством, а также ПЗЗ, действующими в муниципальном образовании.

2. Значение объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия (ОКН) – значимые для современного и будущих поколений памятники истории и культуры, созданные в ходе исторических событий, происшедших со времени зарождения цивилизации до всех дальнейших этапов её развития.

Их роль и высочайший потенциал, с позиции истории, археологии, искусства, архитектуры, науки и техники, безмерны. Эти подлинники невозместимой ценности представляют всеобъемлющее хранилище достоверной информации о прошлом и грандиозный капитал социальной и духовной культуры общества.

Утраты культурного наследия невосполнимы. Человечеством осознана необходимость его защиты и сохранения.

Российская Федерация является участником международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года.

На 2019 год в России зарегистрированы в ЮНЕСКО 29 объектов:

  • 3 из них расположены на территории нескольких государств (являются трансграничными)
  • 7 из них признаны шедевром человеческого гения
  • 11 объектов были оценены по природным критериям, а 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности

Не менее исключительную ценность представляют и другие памятники, относящиеся по своей категории к ОКН федерального, регионального и местного (муниципального) значения.

Забота об историческом и культурном наследии России является обязанностью каждого гражданина РФ, закреплённой Конституцией РФ (пункт 3 статьи 44). Связана она, в частности, с использованием и застройкой земельных участков, расположенных вблизи ОКН.

Признаки ОКН

Признаки объектов культурного наследия:

  • отнесение к недвижимому имуществу:
  • объект недвижимости (здание, сооружение, конструкция)
  • территория, прилегающая к объекту

Виды ОКН

  • объекты археологического наследия:
  • все следы человеческого обитания вместе с движимым культурным материалом
  • места проявления деятельности человека (покинутые строения и руин всех видов, включая подземные и подводные
  • места бытования народных художественных промыслов
  • центры исторических поселений
  • фрагменты градостроительной планировки и застройки
  • памятные места
  • культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок
  • места совершения религиозных обрядов
  • природные и культурные ландшафты, представляющие собой ценность в связи с красотой или интересом с точки зрения истории, археологии, этнологии или антропологии

Весь перечень видов объектов культурного наследия представлен в разделе «документы» в правой части этой страницы.

Реестр ОКН

Информация об ОКН, их территориях, зонах охраны выкладывается на портале открытых данных Министерства культуры РФ «Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (ЕГРКН). Этот источник сведений является главным.

Физические и юридические лица могут получить выписку из этого реестра, обратившись в федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия.

В российских регионах и муниципалитетах ведётся учёт и составляются перечни видов ОКН регионального и местного значения.

Проверить наличие объектов культурного наследия, который, возможно, находится рядом с земельным участком, можно на сайте opendata.mkrf.ru.

Выявленные ОКН

Если в историко-культурных памятниках усматриваются признаки объекта культурного наследия, но решение о включении их в реестр ОКН ещё не принято, то они являются выявленными объектами культурного наследия.

Выявленные ОКН наделяются:

  • территорией
  • зоной охраны
  • режимом использования земель

Они подлежат государственной охране до принятия решения о включении в ЕГРКН или решения об отказе во включении по итогам государственной историко-культурной экспертизы.

Исключение из состава выявленных ОКН может произойти по причине недостоверности сведений о памятнике как о выявленном объекте культурного наследия.

Сохранение и защита ОКН

Способы сохранения ОКН основаны на использовании действенных мер, обеспечивающих максимально возможную физическую и визуальную сохранность памятника:

  • предотвращение изменения облика и интерьера
  • исключение внешних факторов, способных причинить вред
  • защита от любых негативных воздействий

Вокруг ОКН устанавливаются зоны охраны, а в каждой из них – особые режимы использования. Градостроительная деятельность в этих зонах разрешена, но, вместе с тем, ограничена требованиями защиты и сохранения состояния, зрительного восприятия и роли соседа-памятника (ФЗ № 73-ФЗ).

Охранные зоны подразделяются на подзоны. Градостроительные регламенты подзон детализируют ограничения в использовании земельных участков и конкретизируют параметры их застройки.

На территории ОКН:

  1. запрещено капитальное строительство
  2. ведущаяся на ней хозяйственная деятельность не должна причинять им вред
  3. ремонт существующих исторических зданий и сооружений и других видов объектов наследия должен проводиться с сохранением внешнего вида ОКН

Территория ОКН и территория зоны охраны памятника культурного наследия не идентичны:

  • территория ОКН – это исторически сложившийся земельный участок, на котором расположен объект (выявленный объект) культурного наследия
  • зона охраны ОКН – это внешний режимный пояс защиты памятника за пределами его исторического владения
  • размеры территории ОКН меньше размеров его зоны охраны

3. Территория ОКН

Территория ОКН состоит:

  1. из земельного участка, занятого объектом культурного наследия
  2. сопряжённой с ним и неотделимой от него территории, представляющей историческую среду ОКН, связанную с ним исторически и функционально

В границы территории ОКН могут входить:

  • земельные участки или их часть
  • земли лесного фонда
  • иные земли
  • водные объекты или их части

Примечание

Историко-градостроительная среда – это обладающие исторической, градостроительной, архитектурной ценностью элементы исторической застройки и планировки и ландшафта:

  • масштаб,структура,форма и стилистические качества застройки
  • характер благоустройства территории
  • иные характеристики среды

Граница территории ОКН

Пределы территории объекта культурного наследия устанавливаются по его историческим границам. При проектировании границ ОКН используются архивные документы:

  • исторические поземельные планы
  • материалы научных исследований)

и учитываются значимость объекта наследия, степень его сохранности и этапы развития.

Разработчиками проектов зон охраны ОКН могут быть:

  • органы государственной власти
  • органы местного самоуправления
  • собственники или пользователи ОКН
  • правообладатели земельных участков
  • юридические лица
  • общественные и религиозные объединения, уставная деятельность которых направлена на сохранение ОКН

Объект всемирного наследия

Вокруг границ объектов всемирного наследия создаётся буферная зона. Её территория находится вне пределов объекта всемирного наследия. Буферная зона способствует охране, сохранению и управлению, а также поддержанию подлинности и целостности выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия.

Границы территории ОКН могут не совпадать с границами существующих земельных участков. Они регистрируются в ЕГРН. Внутри территории ОКН могут быть земли и участки, не поставленные на государственный кадастровый учёт.

Земельные участки в границах территорий ОКН относятся к землям историко-культурного назначения. Их правовой режим регулируется федеральным и региональным законодательством, законами и нормативными актами субъектов РФ.

Особенности охраны территорий ОКН

Охрана территорий ОКН подразумевает применение мер, предотвращающих их разрушение или причинение им вреда, и механизма ограничений.

  • Зонирование территории ОКН
  1. территория памятника
  2. охранные зоны
  3. объединённые зоны и охранные зоны отдельных объектов
  4. зона регулирования застройки
  5. зона охранного ландшафта
  6. защитная зона
  7. охранное зонирование памятников археологии
  • Ранжирование территории ОКН с определением категории объекта наследия:
  1. объекты всемирного культурного и природного наследия
  2. особо ценные объекты культурного наследия народов РФ:
    • историко-культурные и природные комплексы
    • архитектурные ансамбли и сооружения
    • предприятия, организации и учреждения культуры и другие объекты, представляющие материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства
    • объекты культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения
    • Градостроительные регламенты территории ОКН

    Градостроительные регламенты не распространяются на 2 типа земельных участков в границах территорий ОКН (пункт 4 статьи 36 ГрК РФ):

    1. ЗУ в границах территорий памятников и ансамблей, включённых в ЕГРКН
    2. ЗУ в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся выявленными ОКН, по которым решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия

    Градостроительные регламенты территорий исторических поселений и достопримечательных мест устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Основой регламентов для этих территорий являются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), действующие в муниципальном образовании.

    Режим территории ОКН. Ограничения

    Правовой режим территории ОКН не связан с режимом использования земель в зоне охраны объектов культурного наследия.

    В границах территории ОКН не допускается проектирование и проведение различных видов работ, за исключением тех, что направлены на сохранение объекта культурного наследия.

    Режим территории ОКН запретительно-разрешительного характера:

    • на территории ОКН запрещается:
    • строительство объектов капитального строительства (ОКС)
    • увеличение объёмно-пространственных характеристик ОКС, существующих на территории памятника или ансамбля
    • проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ (за исключением работ по сохранению ОКН или его отдельных элементов, сохранению его историко-градостроительной или природной среды)
    • работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места
    • работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его ЕГРКН
    • строительство ОКС в целях воссоздания утраченной градостроительной среды
    • ограниченное строительство, капитальный ремонт и реконструкция ОКС при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в ЕГРКН
    • ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности ОКН и позволяющей обеспечить его функционирование в современных условиях на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места

    4. Особенности охранных зон ОКН

    Охранные зоны ОКН – это территории, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.

    Цель установления зон охраны ОКН – обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении.

    Зоны охраны историко-культурного наследия устанавливают ограничения прав собственников недвижимости и застройщиков. Параметры таких зон соответствуют условиям охраны памятника историко-культурного наследия:

    1. обеспечение физической сохранности ОКН
    2. создание наилучших возможностей визуального восприятия ОКН
    3. сохранение исторической среды и ландшафта, создающих необходимый фон для ОКН и представляющих важную составляющую ландшафта
    Читайте также:  Войсковая часть 3732 согласование строительства

    5. Зоны охраны ОКН

    Охранная зона ОКН – территория особого регулирования градостроительной деятельности.

    В её пределах действуют градостроительные регламенты и особый режим использования земель:

    • ограничение хозяйственной деятельности
    • запрещение строительства

    Охранная зона сопряжена с территорией ОКН. Режимный характер охранной зоны обеспечивает сохранность памятника истории и культуры в его историческом ландшафтном окружении.

    В охранной зоне ОКН разрешена только регенерация историко-градостроительной или его природной среды.

    В отношении исторических зданий это означает, что их восстановление можно выполнять методами реставрации, реконструкции и строительства утраченных ценных качеств исторической среды, включающих

    • элементы планировочной и объемно-пространственной структур
    • композиционные принципы
    • стилевые характеристики (отличительные особенности):
    • творческого метода
    • архитектурного направления
    • школы
    • объёмно-пространственного и конструктивного решения
    • тектоники фасадов
    • элементов декора

    Кроме регенерации, в охранной зоне ОКН разрешены работы по благоустройству территории зоны и устройству наружного освещения, стендов, витрин, относящихся к памятникам.

    Новое строительство возможно только в местах исчезнувших зданий. Основным требованием при этом является максимальное приближение планируемых к возведению построек к габаритам и формам первоначальных строений.

    Строительство на новом месте допускается в отдельных случаях, при которых обобщается логика и принцип исторического архитектурно-пространственного освоения территории.

    Виды зон охраны ОКН. Охранная зона (ОЗ)

    Зоны охраны ОКН подразделяются на следующие виды:

    1. охранная зона (ОЗ)
    2. зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)
    3. зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ)

    В зависимости от характеристик среды и требований по охране культурного наследия зоны охраны подразделяются на подзоны: ОЗ1, ОЗ2, ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3, ЗОЛ.1, ЗОЛ.3 и т.д.

    Объединённая охранная зона

    Если несколько ОКН расположены рядом друг с другом, для них возможно создание объединённой охранной зоны. Она обеспечивает сохранность всех находящихся на её территории памятников и окружающей среды, их целесообразное использование и благоприятное зрительное восприятие.

    В единой зоне охраны могут быть как все 3 вида охранных зон, так и их часть. Состав зон определяется:

    • или проектом охранной зоны ОКН
    • или проектом объединённой охранной зоны ОКН

    Границы охранной зоны ОКН

    Границы охранной зоны ОКН отделяют территорию, за пределами которой градостроительная, хозяйственная или другая деятельность не будет оказывать прямое или косвенное негативное влияние на сохранность памятника истории и культуры в его естественной среде.

    Режим использования земель в охранной зоне ОКН

    В пределах охранной зоны (ОЗ) вводится особый режим эксплуатации земельных участков и ведения градостроительной деятельности:

    1. ограничения по использованию земельных участков

    • соблюдение требований по охране окружающей среды, обеспечивающих:
    • сохранность ОКН в его историческом и ландшафтном окружении
    • сохранность охраняемого природного ландшафта

    2. ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию существующих капитальных объектов (или их частей)

    3. запреты:

    • на возведение новых объектов капитальной застройки
    • на реконструкцию ОКС, связанную с изменением их параметров:
    • высоты
    • количества этажей
    • площади

    Исключение в возможности строительства и реконструкции сделано только в отношении линейных объектов.

    Типичный пример режима использования земель в охранной зоне (ОЗ) приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.

    Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)

    Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ) –застроенная территория за пределами охранной зоны ОКН. Она прилегает к охранной зоне памятника.

    В ЗРЗ могут находиться

    • жилые дома
    • деловая недвижимость
    • прочая застройка
    • земельные участки, на которых собственники планируют возведение капитальных объектов

    В ЗРЗ разрешено новое строительство и реконструкция зданий, но исключается возведение вредных объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны.

    ЗРЗ – это территория с режимом градостроительного регулирования. В её границах обязательными требованиями становятся:

    • сохранение своеобразия архитектурного облика памятника
    • закрепление значение памятника в застройке или ландшафте
    • обеспечение архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средо.
    • выполнение реконструкции и нового строительства в заданных высотных параметрах проектируемых зданий
    • сохранение элементов природного ландшафта
    • обеспечение благоприятных условий зрительного восприятия памятника

    Сведения о зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности на земельных участках вносятся в ЕГРН. Строительство в ЗРЗ согласовывается с органами охраны памятников истории и культуры.

    В ЗРЗ все виды строительства регламентируются по следующим параметрам:

    • по функциональному назначению
    • по высоте и протяженности зданий
    • по характеру озеленения

    Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности состоит из подзон. В отдельных подзонах ЗРЗ могут быть ограничения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (ОКС), к которым относятся и жилые дома. Ограничениями в реконструкции зданий являются условия сохранения ОКН и его зрительного восприятия.

    Пример

    Подзоны ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3, ЗРЗ-4, ЗРЗ-5, ЗРЗ-6, ЗРЗ-7, ЗРЗ-8.3 в Санкт-Петербурге

    Общий режим в в границах подзон:

    1. строительство зданий и сооружений, в том числе на месте утраченных или не имеющих самостоятельной историко-культурной ценности элементов застройки с применением для наружной отделки фасадов зданий и сооружений традиционных строительных материалов, в том числе кирпич, с последующей штукатуркой или облицовкой деревом, древесина, кровельная сталь, кованый металл, максимальный процент застройки земельных участков – 50 %
    2. капитальный ремонт, реконструкция зданий и сооружений
    3. сохранение при реконструкции объектов подлинных архитектурных деталей и характерных фрагментов фасадов, выполнение архитектурных деталей и элементов с использованием характерных городских аналогов.
    4. применение традиционных неярких пастельных приглушенных цветовых решений фасадов зданий, характерных для исторически сложившейся застройки, кровельные покрытия – красно-коричневых, зеленых, серых цветовых тонов
    5. снос, демонтаж ОКС и временных построек по факту их неудовлетворительного технического состояния
    6. установка на зданиях и сооружениях вывесок высотой не более 0.6 м с размещением не выше отметки нижнего края оконных проемов второго этажа здания
    7. обеспечение сохранности объектов археологического наследия, проведение археологических исследований при наличии открытого листа
    8. благоустройство территории общего пользования, включая размещение малых архитектурных форм по специально разработанным проектам:
      • скамеек
      • урн
      • фонарей
      • пандусов
      • других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения
      • устройство покрытий и отмосток при благоустройстве в материалах традиционного типа (булыжник, колотый камень, плитка, брусчатка)
      • проведение работ по инженерной подготовке территории
      • размещение временных элементов информационно-декоративного оформления событийного характера:
        • праздничное оформление в виде отдельно стоящих конструкций размером не более 1 x 2 м
        • нейтральных цветовых решений, не препятствующих визуальному восприятию ОКН в их исторической и природной среде
        • ремонт, реконструкция и прокладка подземных инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией нарушенного поверхностного слоя земли
        • ремонт и реконструкция дорожно-тротуарной сети с сохранением сложившихся параметров проезжей части и тротуаров
        • санитарные рубки, кронирование древесных и кустарниковых насаждений
        • проведение мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности
        • организация ночной подсветки фасадов зданий
        1. изменение исторической планировочной структуры улиц
        2. установка на главных фасадах, крышах зданий технических объектов и элементов, в том числе кондиционеров, крупногабаритных антенн и рекламных конструкций
        3. применение для наружной отделки зданий и сооружений строительных материалов, не характерных для исторической застройки:
          • черепицы
          • имитирующих черепицу материалов
          • сайдинга
          • пластика
          • облицовочного кирпича и камня
          • силикатного и керамического кирпича без штукатурки или обшивки деревом
          • применение ярких, контрастных цветовых решений фасадов
          • наружное размещение сетей трубопроводов, в том числе — газопроводов, теплопроводов
          • размещение объектов не требующих установление санитарно-защитной зоны, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду в том числе шум, вибрация, магнитные поля и привлечение большого количества транспортных средств
          • разведение костров, пал сухой травы, использование пиротехнических средств и фейерверков

          Для всех видов подзон устанавливаются о собые требования, к примеру, такие:

          • в ЗРЗ 2:
          • высота застройки – не более 15 м
          • на территории базисных кварталов 8501Е и 8501К за пределами зоны шириной 30м, проходящей вдоль границ ОКН возможно повышение застройки до 25 м
          • застройку располагать рассредоточенно, с озеленёнными разрывами, обеспечивающими визуальные связи с Дудергофскими высотами

          Типичный пример режима использования земель в ЗРЗ приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.

          Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ)

          Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ) – это незастроенные территории с сохранившимся природным ландшафтом, расположенные пределами охранной зоны ОКН.

          Режим использования земель в ЗОЛ обеспечивает сохранение и восстановление природного ландшафта, включающего также долины рек, водоёмы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

          Границы ЗОЛ определяются при разработке проекта зоны охраны ОКН. В нём указываются ограничения по застройке и требования к проведению работ. Сведения о ЗОЛ и её границах вносятся в ЕГРН.

          Основными ограничениями в ЗОЛ являются:

          • ограничение на эксплуатацию ЗУ
          • запрет на возведение объектов капитальной застройки
          • ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию капитальной застройки (или её частей), связанных с изменением размеров, пропорций, параметров этих объектов
          • ограничение в использовании строительных материалов, применении цветовых решений с рекомендацией тех материалов и решений, что соответствуют облику ОКН

          Исключение в возможности ремонта и реконструкции сделано только в отношении

          • регенерации
          • восстановления природной, исторической, градостроительной зоны объекта
          • воссоздания или восстановления полностью или частично утраченных составляющих элементов

          Обязательные для исполнения требования, обеспечивающие сохранность памятника культуры:

          1. сохранение типологических, масштабных, планировочных характеристик природной и градостроительной среды, включая исторические ценные формирующие общий план объекты
          2. гарантия визуального восприятия памятника культуры или природы в его естественной среде, включая обеспечение сохранности окружающего ландшафта, исторических малых построек
          3. выполнение требований охраны окружающей природной среды, гарантирующих сохранность ОКН в его естественном историческом и ландшафтном окружении

          Типичный пример режима использования земель в ЗОЛ приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.

          Защитные зоны ОКН

          При отсутствии утверждённого проекта охранных зон ОКН для обеспечения его сохранности устанавливаются защитные зоны.

          Собственникам земельных участков и объектов капитальной постройки нужно обратить самое пристальное внимание на требования, установленные для этой зоны – прежде всего, на невозможность нового строительства и реконструкцию зданий, при которой планировалось изменение прежних параметров строения.

          Такие ограничения не вечны, но, тем не менее, будут действовать в течение всего срока существования защитной зоны, то есть до утверждения проекта охранных зон ОКН.

          Защитные зоны объектов культурного наследия – это земли, прилегающие территориям памятников и ансамблей (кроме некоторых), включенных в реестр ОКН.

          В границах защитных зон запрещается:

          1. возведение ОКС
          2. реконструкция ОКС, связанная с изменением параметров:
            • высоты
            • количества этажей
            • площади

            Исключением из запретительных ограничений при строительстве новых ОКС является создание и реконструкция линейных объектов.

            Защитные зоны не устанавливаются для следующих ОКН:

            • объекты археологического наследия
            • некрополи
            • захоронения
            • произведения монументального искусства, расположенные в границах некрополей
            • памятники и ансамбли, расположенные в границах достопримечательного места, в котором установлены требования и ограничения

            У защитной зоны ОКН временный характер действия. Она и установленные ею ограничения возникают с даты вступления в силу решения о включении объекта культурного наследия в реестр и прекращают существование со дня утверждения проекта зон охраны ОКН.

            По своим параметрам защитная зона может быть больше предполагаемой зоны охраны. Это приводит к наложению ограничений на земельные участки, которые не будут входить в зону охраны ОКН, но вошли в его защитную зону.

            Правила, действующие в защитной зоне охраны более «жёсткие», чем в охранной зоне. Правообладатели земельных наделов или ОКС, оказавшихся в зоне защиты ОНК, не смогут заниматься реконструкцией, сносом или строительством зданий до момента установления зон охран, имеющих точные размеры.

            Размеры границ защитных зон зависят от нескольких параметров:

            1. вида ОКН
            2. наличие или отсутствие утверждённой границы территории ОКН
            3. локация ОКН в границах населённого пункта или вне границ населённого пункта

            Размеры границы защитной зоны ОКН

            • для памятников:
            • в границах населённого пункта – 100 м от внешних границ территории памятника
            • вне границ населённого пункта – 200 м от внешних границ территории памятника
            • в населённом пункте – 150 м от внешних границ ансамбля
            • вне границ населённого пункта – 250 м от внешних границ памятника
            • в границах населённого пункта – 200 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля
            • вне границ населённого пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта – 250 м от внешней стены памятника или от линии общего контура ансамбля

            Региональный орган охраны ОКН вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона, на основании заключения историко-культурной экспертизы.

            Особенности защитных зон отражены в статье 34.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

            6. Ответственность за нарушение режимов охранных зон ОКН

            Меры ответственности физических лиц за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации изложены в статье 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

            Нарушение режима использования земель в границах территорий ОКН или несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны ОКН влечёт наложение административного штрафа:

            1. на граждан – в размере от 15 000 до 200 000 руб.
            2. на должностных лиц – от 20 000 до 400 000 руб.
            3. на юридических лиц – от 200 000 до 5 млн.руб.

            Действия, совершённые на территория объектов культурного наследия или в их зонах охраны в отношении:

            • отдельных ОКН федерального значения
            • особо ценных объектов культурного наследия народов РФ
            • объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия

            влекут наложение административного штрафа:

            1. на граждан – в размере от 20 000 руб. до 300 000 руб.
            2. на должностных лиц – от 50 00 руб.0 до 500 000 руб.
            3. на юридических лиц – от 1 млн. руб. до 20 млн.руб.

            Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, влечёт наложение административного штрафа:

            Источник www.zemvopros.ru
            Рейтинг
            Загрузка ...