Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений.
В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.
Строительная деятельность в узком смысле — это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.
Заметим, что все этапы строительного процесса тесно связаны между собой. Так, оно невозможно без проектной документации, а она должна базироваться на градостроительной документации. Проектирование в большинстве случаев включает архитектурную деятельность.
Ни строительство, ни проектирование невозможны без инвестиций, и в этом смысле инвестор — необходимый участник строительного процесса. Столь же необходим и заказчик, для которого выполняются строительные работы, возводятся те или иные объекты. Без заказчика незавершенное строительство никогда не станет таким объектом, как жилой дом или производственное предприятие, так как заказчик решает вопрос о приемке зданий и сооружений в эксплуатацию, а следовательно, о включении их в оборот именно в качестве предприятий, зданий и сооружений, а не незавершенного строительства.
Правовое регулирование строительства. Коррупционные риски (30.03.22)
Что же касается строительной деятельности в узком смысле, то следует учесть, что есть несколько формальных критериев отнесения той или иной деятельности к строительной: во-первых, это перечень подлежащих лицензированию видов строительных работ, а во-вторых — перечень строительных работ, зафиксированный в разд. 4 (п.4.2.) Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомитета Российской Федерации по статистике от 24 сентября 1993 г. №185. Кроме того, перечень различных видов строительных работ, т.е. видов строительной деятельности,или иными словами видов деятельности, которые отнесены нормативными документами к строительной, содержится в таком нормативном акте, как Строительные нормы и правила (СНиП).
Правовое регулирование отношений в строительном производстве, а также в области проектирования и изыскательских работ для строительства традиционно составляет одну из самых обширных сфер коммерческого права.
Эта подотрасль коммерческого законодательства может быть названа законодательством о капитальном строительстве или строительным законодательством.
Тесно связанные со строительным производством отношения в областях архитектурного проектирования и градостроительства также могут быть отнесены к предмету строительного законодательства в широком его понимании, хотя они и обладают значительной спецификой, что нашло отражение в формировании соответствующих комплексов нормативных актов, включая и кодифицированные.
В нынешних условиях нормативные акты градостроительной области нередко уже не имеют императивного значения, однако при отсутствии замещающих их современных нормативных документов играют важную роль в договорной практике.
Правовое регулирование строительства. Коррупционные риски (Лекция) 11/10/2021
При подготовке проектов правовых документов и рассмотрении споров, связанных со строительством, следует прежде всего иметь в виду, что основная масса нормативного материала содержится в актах, принятых федеральными министерствами и ведомствами — это так называемое ведомственное законодательство, отнесенное общегражданским законодательством к категории иных правовых актов. Эти акты должны соответствовать Конституции РФ, Гражданскому кодексу, законам и иным нормативным актам более высокого уровня в юридической иерархии нормативных актов.
Фундамент, основу строительного законодательства образуют федеральные законы, определяющие базовые принципы правового режима строительной деятельности и основные черты правового статуса участников строительного процесса.
Это законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. №1488-1 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июня 1995 г., №89-ФЗ, «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. №1545-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2288 и Федеральным законом от 19 июня 1995 г. №89-ФЗ, «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ, «Об основах градостроительства в РФ» от 14 июля 1992 г. №3295-1 (в ред. Закона от 19 июля 1995 г. №112-ФЗ).
Кроме того, важнейшее значение имеют нормы гл. 37 Гражданского кодекса РФ и особенно параграфа 3 этой главы, посвященного строительному подряду.
Среди ведомственных нормативных актов, имеющих важное значение в качестве источников, регулирующих отношения в строительном комплексе, назовем прежде всего Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное Распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13 апреля 1993г., Письмо Минфина РФ от 30 декабря 1993 г. «О типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ», Письмо Минфина РФ от 23 мая 1994 г. «О методических рекомендациях по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов», Письмо Минстроя РФ от б июля 1995 г. «О законодательстве Российской Федерации, в соответствии с которым ведется определение стоимости строительства».
Ряд юридически важных положений содержится в Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом России 24 сентября 1993 г. Постановлением №185. В этом документе даны определения таких важных и широко используемых в строительном законодательстве и договорной практике понятий, как «стройка», «очередь строительства», «пусковой комплекс», «объект строительства».
Источник: pravo.bobrodobro.ru
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник: www.magnitogorsk.ru
Административно-правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах
Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольная, нефтяная, машиностроительная, пищевая промышленность и т.д.), которые, в свою очередь, в экономическом и организационном плане объединяются в промышленные комплексы, например, электроэнергетический, машиностроительный, военно-промышленный и другие. Так, в рамках единого промышленного комплекса авиационная промышленность, ракетно-космическая промышленность, радио- и электронная промышленность, судостроительная промышленность составляют в своей совокупности военно-промышленный комплекс как определенное единство, в отношении которого могут приниматься управленческие решения на высшем уровне.
Первичным звеном промышленности как единого хозяйственно-экономического комплекса и всех структурных элементов его системы выступают хозяйствующие субъекты, занятые производством промышленной продукции и выступающие на товарном рынке субъектами предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Ими выступают различные по своим организационно-правовым формам коммерческие организации: предприятия, фирмы, субъекты малого предпринимательства, производственные кооперативы, акционерные общества, концерны, ассоциации и другие отраслевые, межотраслевые, территориальные их объединения. По формам собственности предприятия могут быть государственными, муниципальными, кооперативными, частными и смешанными. Большинство предприятий негосударственных форм собственности являются акционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью.
Важным структурным элементом промышленного комплекса являются крупнейшие комплексные отраслевые объединения типа Российского акционерного общества энергетики и электрификации — РАО «ЕЭС России», Российского акционерного общества «Газпром», учредителем которых выступает Правительство РФ. Они действуют как единые промышленно-финансовые комплексы. Это естественные монополии, имеющие своеобразный правовой статус (Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.)). Государством ведется специальный Реестр субъектов естественных монополий, в который включаются организации (юридические лица), осуществляющие деятельность по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировке газа по трубопроводам, транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» вырабатывает и реализует государственную социально-экономическую политику в организации функционирования всех отраслей промышленного комплекса, направляя, координируя, обеспечивая и контролируя работу всех центральных органов исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств, ведающих соответствующими отраслями и сферами деятельности промышленного комплекса; осуществляет управление федеральной собственностью; проводит всю системно-структурную организацию центрального федерального аппарата государственных органов исполнительной власти, направляя и контролируя их деятельность; устанавливает правовой статус государственных органов исполнительной власти, утверждая Положения о соответствующих федеральных министерствах, ведомствах и их территориальных органах; разрабатывает федеральные программы развития промышленности в отраслевом и региональном масштабе, принимая затем все необходимые для их реализации меры.
Министерство промышленности и энергетики РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2566) как орган отраслевого государственного регулирования имеет в своей системе три федеральные службы: по атомному надзору; по технологическому надзору; по техническому регулированию и метрологии, а также пять федеральных агентств (по атомной энергии; по энергетике; по промышленности; космическое агентство; по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).
Государственная контрольно-надзорная деятельность и административная ответственность в промышленном комплексе. В промышленном комплексе, как и во всех других отраслевых хозяйственно-экономических комплексах, к виновным физическим и юридическим лицам государственными органами исполнительной власти межотраслевой компетенции применяется административная ответственность за административные правонарушения межотраслевого масштаба и характера, например, за нарушения законодательства о труде и охране труда (ст.
5.27 КоАП РФ), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст. 15.1-15.26) и другие. Но существуют и специфические именно для промышленности разновидности административной ответственности отраслевого масштаба и характера, применяемые в рамках отраслевого административно-правового регулирования за административные правонарушения в сфере, например, государственного горного и промышленного надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, государственного энергетического надзора и государственного геологического контроля и надзора, государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в промышленности.
Строительные предприятия, фирмы весьма многочисленны и разнообразны по своим наименованиям (строительные управления, строительно-монтажные управления, строительные отряды, например, мостоотряды, передвижные механизированные колонны и т.д.), по видам собственности (государственные и муниципальные строительные организации, кооперативные и частные строительные фирмы) и по своим организационно-правовым формам (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия) и иные по наименованию строительные организации, правовой статус которых определяется рассмотренными выше законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и других организационно-правовых формах коммерческих организаций.
В системе строительного комплекса как крупной комплексной отрасли экономики действует большое количество проектно-строительных и проектно-технологических организаций, специализирующихся обычно на проектировании строительства определенных объектов — промышленных, сельских, водохозяйственных, транспортных, жилищных и т.д.
Проектирование — процесс создания комплекта технической документации, по которой будет осуществляться строительство конкретного здания или сооружения. Проектированием занимается множество проектных институтов и других проектно-строительных организаций, которые на договорных началах разрабатывают для конкретных заказчиков проекты строительства, а соответствующие органы государственной или муниципальной власти их утверждают, как правило, после проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации.
Правительство РФ осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства в строительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности, создания и реализации правового механизма рыночной экономики; объединяет и направляет работу центральных органов исполнительной власти, действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждая положения о них. К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения и ряд других, перечисленных в ст. 21 Градостроительного кодекса РФ. Аналогичные функции и полномочия в управлении строительством в субъектах Российской Федерации осуществляют в территориальных пределах этого субъекта высшие органы исполнительной власти этого субъекта (губернатор, администрация, правительство).
В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся: принятие и изменение правил застройки, утверждение и реализация градостроительной документации; организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями; осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве и некоторые другие вопросы (ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
Общеэкономические министерства и ведомства (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ), как органы межотраслевого функционального регулирования, в пределах своей компетенции осуществляют те же свои функции и полномочия в строительном комплексе, что и в других хозяйственно-экономических комплексах.
Органом отраслевого регулирования в строительном комплексе выступает действующее в системе Министерства промышленности и энергетики РФ Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Контроль и надзор в строительстве начинается в стадии проектирования и затем осуществляется в процессе строительства и после его окончания (в процессе приемки законченных строительством зданий и сооружений).
На стадии проектирования контроль и надзор осуществляется в процессе разработки, рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации на строительство. В процессе строительства специальная служба проектировщиков осуществляет авторский досмотр — контроль представителя проектной организации за правильностью исполнения проекта строителями.
Контрольно-надзорные функции за безопасным ведением работ в строительстве, соблюдением правил пожарной безопасности, экологических, санитарно-противоэпидемических и других правил ведут, соответственно, органы госгортехнадзора, электронадзора, пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического и других функциональных видов государственного контроля и надзора. На стадии проектирования все эти органы призваны осуществлять предупредительный государственный контроль и надзор, давая заключения по строительным проектам с точки зрения соблюдения в них всех норм и правил. В процессе строительства они полномочны осуществлять текущий государственный контроль за фактическим соблюдением правил и норм строителями. При этом должностные лица контрольно-надзорных государственных органов вправе применять меры административного предупреждения, пресечения (приостановление, запрещение работ) и административные наказания, предусмотренные ст. 9.4 и 9.5 КоАП РФ.
Контроль и надзор в промышленном и строительном комплексах (по Положению о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Положению о Министерстве регионального развития РФ и др.).
Источник: megaobuchalka.ru