ПИСЬМО от 5 августа 2019 г. N Д23и-26504 «О формулах, применяемых кадастровым инженером для расчета степени готовности объекта незавершенного строительства в целях государственного кадастрового
Что такое строительная готовность объекта капитального строительства
от 22 апреля 2019 года N 480
О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15_4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г. *
(с изменениями на 12 сентября 2019 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 1191 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.09.2019, N 0001201909160029).
1. Утвердить прилагаемые:
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в месячный срок:
а) утвердить форму заявления о готовности проекта строительства;
б) создать межведомственную комиссию по определению соответствия застройщиков условиям, предусмотренным абзацем вторым подпункта «в» пункта 3 критериев, и утвердить положение об указанной комиссии и ее состав;
в) создать комиссию по рассмотрению практики взаимодействия застройщиков и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль (надзор) в области долевого строительства, при принятии решения о соответствии (несоответствии) застройщика критериям и утвердить положение об указанной комиссии и ее состав.
3. Установить, что застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15_4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в период до 1 октября 2019 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 апреля 2019 года N 480
Критерии, определяющие степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15_4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г. *
(с изменениями на 12 сентября 2019 года)
1. Многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости либо несколько многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство (далее -проект строительства), возведение которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15_4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., должны одновременно соответствовать критериям, установленным настоящим документом.
2. Количество заключенных договоров участия в долевом строительстве подтверждает реализацию участникам долевого строительства не менее 10 процентов общей площади жилых и нежилых помещений, машино-мест, в отношении которых могут быть заключены договоры участия в долевом строительстве, указанных в проектной декларации проекта строительства.
3. Степень готовности проекта строительства составляет:
а) не менее 30 процентов;
б) не менее 15 процентов, если реализация проекта строительства осуществляется:
в рамках заключенных застройщиком договоров о развитии застроенной территории, комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, комплексном развитии территории по инициативе правообладателей, комплексном развитии территории по инициативе органов местного самоуправления;
в рамках иных договоров или соглашений (в том числе инвестиционных), заключенных застройщиком с органом государственной власти или органом местного самоуправления, если такими договорами или соглашениями предусмотрены обязательства застройщика по передаче объектов социальной и (или) инженерно-технической инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность и (или) снос ветхого и аварийного жилья;
в соответствии с градостроительным планом земельного участка или документацией по планировке территории, которыми предусмотрены строительство и (или) реконструкция застройщиком в границах такой территории объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, поликлиник;
в) не менее 6 процентов, если реализация проекта строительства осуществляется:
застройщиком, включенным в перечень системообразующих организаций Российской Федерации, утвержденный решением Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее — перечень системообразующих организаций), или застройщиком, являющимся дочерним обществом в отношении юридического лица, включенного в перечень системообразующих организаций, или застройщиком, контролирующим лицом которого является юридическое лицо, включенное в перечень системообразующих организаций, при условии того, что общая площадь строящихся (создаваемых) указанными застройщиками многоквартирных домов в соответствии с выданными разрешениями на строительство в совокупности составляет не менее 4 млн. кв. метров и застройщик, включенный в перечень системообразующих организаций, застройщик, являющийся его дочерним обществом, и застройщик, контролирующим лицом которого является юридическое лицо, включенное в перечень системообразующих организаций, осуществляют привлечение денежных средств участников долевого строительства в отношении строящихся (создаваемых) объектов строительства, которые находятся на территориях не менее чем 4 субъектов Российской Федерации. Соответствие указанных застройщиков на день вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15_4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.», требованиям, предусмотренным настоящим абзацем, определяется межведомственной комиссией;
в соответствии с заключенным застройщиком с органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением о завершении строительства объекта незавершенного строительства и исполнении обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, включенными в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», либо на основании того, что права застройщика в отношении проекта строительства были приобретены в порядке, предусмотренном статьями 201_15-1 и 201_15-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
на земельном участке, права на который приобретены застройщиком по основаниям, установленным подпунктами 3 и 3_1 пункта 2 статьи 39_6 Земельного кодекса Российской Федерации.
4. Значения критериев, установленных настоящим документом, а также случаи их применения могут быть уточнены на основании соглашения, заключаемого между Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное соглашение может быть заключено при наличии закона и (или) иного нормативного правового акта, устанавливающего обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по завершению реализации проектов строительства, которые не соответствуют указанным критериям и по которым на основании такого соглашения застройщикам предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15_4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 апреля 2019 года N 480
Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15_4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г. *
(с изменениями на 12 сентября 2019 года)
1. Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15_4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», устанавливает порядок расчета степени готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство (далее — проект строительства) и определения количества заключенных договоров участия в долевом строительстве.
2. Степень готовности проекта строительства () рассчитывается по формуле (процентов):
— степень готовности проекта строительства, рассчитанная исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство;
— степень готовности проекта строительства, рассчитанная суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов всех объектов недвижимости, указанных в разрешении на строительство (далее — степень готовности конструктивных элементов проекта строительства).
3. Степень готовности проекта строительства, рассчитанная исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство (), рассчитывается по формуле (процентов):
Реестр объектов капитального строительства . Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Нормативные правовые документы. Порядок исполнения государственной функции. … Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87. … 4.2 О готовности объекта к вводу в эксплуатацию застройщик заблаговременно извещает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления и государственный строительный надзор.
ПИСЬМО от 5 августа 2019 г. N Д23и-26504 «О формулах, применяемых кадастровым инженером для расчета степени готовности объекта незавершенного строительства в целях государственного кадастрового учета.»
ПИСЬМО от 5 августа 2019 г. N Д23и-26504 «О формулах, применяемых кадастровым инженером для расчета степени готовности объекта незавершенного строительства в целях государственного кадастрового учета.»
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) кадастровая деятельность — это выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях; специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 Закона N 221-ФЗ, — кадастровый инженер.
Согласно части 4.2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ в случаях, установленных Законом N 221-ФЗ, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами:
определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства;
осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости;
В случае, установленном Законом N 221-ФЗ, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Таким образом, расчет степени готовности конструктивных элементов проекта в силу закона не относится к кадастровым работам и кадастровой деятельности.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) в реестр объектов недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в качестве основных сведений об объекте незавершенного строительства вносятся в том числе сведения о степени его готовности в процентах.
При этом статья 24 Закона N 218-ФЗ не содержит каких-либо требований по определению или расчету степени готовности конструктивных элементов проекта строительства.
В силу пункта 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее — Требования), степень готовности объекта незавершенного строительства определяется кадастровым инженером по одной из формул, указанных в подпункте 17 пункта 43 Требований.
Однако постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 480 принято в соответствии с частью 16 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 478) для обеспечения выдачи контролирующим органом на основании заявления застройщика заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Закона N 478-ФЗ), а не для целей государственного кадастрового учета.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 480 также содержатся формулы, позволяющие рассчитать степень готовности проекта строительства — многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости) для целей применения соответствующих положений Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Обращаем внимание, что перечень конструктивных элементов используется для расчета степени готовности конструктивных элементов проекта, отличается от аналогичного перечня для определения степени готовности объекта незавершенного строительства.
Полагаем, что в целях осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта незавершенного строительства кадастровым инженером должны применяться формулы для расчета степени готовности объекта, указанные в подпункте 17 пункта 43 Требований.
В связи с изложенным отсутствуют основания для применения положений Закона N 221-ФЗ, Закона N 218-ФЗ и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также отсутствуют основания для подготовки технического плана при реализации кадастровыми инженерами полномочий, предусмотренных пунктом 6 Методики определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 480.
4 Подготовка объекта к строительству . СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. 4.1 Организационные мероприятия. 4.1.1 Перед началом выполнения работ на объекте лицо, осуществляющее строительство , в соответствии с пунктами 5.4 и 5.5 СП 48.13330: — заключает с техническим заказчиком (застройщиком) договор строительного подряда (в дальнейшем – договор подряда) на строительство … 4.1.4 Окончание подготовительных работ на строительной площадке принимается по акту о готовности объекта к началу строительства и соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных работ требованиям безопасности труда (по СП 49.13330, пункт 6.1.1, приложение И). 4.2 Разрешение на строительство .
Уточнено понятие этапа строительства в отношении объектов инфраструктуры
На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Каких объектов коснутся изменения?
Под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (объекты инфраструктуры), понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство или реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. К ним относятся также иные объекты капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции и эксплуатации таких объектов. Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом, будет утвержден Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон вносит изменения, касающиеся процедуры проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий таких объектов.
На госэкспертизу без проекта планировки территории?
Теперь отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для направления на государственную экспертизу проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации.
Утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания территории могут представляться в экспертные организации не позднее, чем за пять рабочих дней до даты окончания срока проведения государственной экспертизы. При этом положительное заключение государственной экспертизы не выдается до представления в экспертную организацию утвержденного проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории.
Эта норма будет применяться до 31 декабря 2024 года включительно.
Уточняется понятие этапа строительства в отношении объектов инфраструктуры
Федеральный закон также уточняет понятие этапа строительства в отношении линейных объектов инфраструктуры. В случае строительства линейного объекта инфраструктуры допускаются подготовка проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной экологической экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
Указанная норма также будет применяться до 31 декабря 2024 года включительно.
Экологическая экспертиза: изменения
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации изымаются полномочия по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Документ также устанавливает, что до 31 декабря 2024 года оценка проектной документации объектов инфраструктуры, которые построят или реконструируют на особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения (если это допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации), на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Капремонт линейных объектов
Федеральный закон закрепил, что при осуществлении капитального ремонта магистрального газопровода допускается повышение его категории, в том числе влекущее изменение зон с особыми условиями использования территории, установленных в связи с его размещением. Это возможно при условии, что такое изменение не приводит к включению в границы указанных зон территории, в отношении которой указанные зоны не были установлены до капитального ремонта данного магистрального газопровода.
Когда проводить подготовительные работы?
Федеральный закон закрепляет возможность проведения подготовительных работ для строительства объекта до выдачи разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения.
При этом подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации.
Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Но при этом такие земли (или) земельные участки должны быть не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута и публичного сервитута).
Перечень видов подготовительных работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению будут установлены Правительством Российской Федерации.
Уточняется порядок проверки достоверности определения сметной стоимости строительства
Федеральный закон также установил, что проверка достоверности определения сметной стоимости строительства может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, иным обязательным требованиям, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
Уточняется понятие этапа строительства в отношении объектов инфраструктуры. Федеральный закон также уточняет понятие этапа строительства в отношении линейных объектов инфраструктуры. … Это возможно при условии, что такое изменение не приводит к включению в границы указанных зон территории, в отношении которой указанные зоны не были установлены до капитального ремонта данного магистрального газопровода. Когда проводить подготовительные работы? Федеральный закон закрепляет возможность проведения подготовительных работ для строительства объекта до выдачи разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения.
- https://docs.cntd.ru/document/554275839
- http://zakon.kadastr61.ru/mainmenu/biblioteka/pisma-mer/2019/10/30/pismo-ot-5-avgusta-2019-g.-n-d23i-26504-o-formulax,-primenyaemyix-kadastrovyim-inzhenerom-dlya-rascheta-stepeni-gotovnosti-obekta-nezavershennogo-stroitelstva-v-czelyax-gosudarstvennogo-kadastrovogo-ucheta/
- https://gge.ru/press-center/news/utochneno-ponyatie-etapa-stroitelstva-v-otnoshenii-obektov-infrastruktury/