В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).
– Тема сегодняшней передачи – «Зачем строить храмы?» Казалось бы, очевидная тема, но вместе с тем много интересного и нужного мы можем обсудить в сегодняшней передаче.
Казалось бы, строить храмы нужно, необходимо, и это очевидно для каждого православного человека. Но мы слышим иногда упреки в сторону Церкви: зачем тратить деньги на строительство новых церквей, новых храмов, когда эти деньги можно потратить на социальное, благотворительное служение, на детей, на помощь больным и так далее. Многие реагируют на это довольно резко. Но почему нам необходимо строительство храмов?
– В Священном Писании мы встречаем слова: Бог не в рукотворенных храмах живет. Но все-таки храм воспринимается нами как место собрания верующих людей, как место особого присутствия неба на земле. Слово «церковь» переводится как «собрание». Мы должны понимать: как мы состоим из тела и души, так и окружающий мир состоит из материального и духовного. Многие задаются вопросом: зачем строить храмы? Зачем золотить купола? (Хотя купола далеко не золотые; это определенный сплав металла.)
Строительство храма
Давайте подойдем к этой проблеме с такого вопроса: а зачем строить школы? Пускай дети веселятся, достигают какого-то возраста и идут работать на фабрики, заводы, предприятия. Зачем труд педагога? Ведь его, в принципе, не видно. Зачем сеять поля?
Зачем выводить на поля технику? И так далее. Есть определенная цель, для чего мы делаем это: для того, чтобы посеянное или сделанное нами приносило определенные плоды. Потому что есть материальная сторона нашей жизни.
Заботиться о бедных, обездоленных, болящих не должна в целом Церковь, это все-таки государственная забота. Церковь заботится совершенно об ином; Церковь является форпостом неба на земле. Когда строитель строит школу, он делает возможным то, чтобы наши дети получали образование, становились личностями.
Строитель, строящий храм, делает даже больше: чтобы люди, приходящие в храм, преображали себя и через это преображали окружающий мир. Поэтому Церковь – это собрание людей, желающих достичь гармонии не только с самими собой, но и с окружающим миром. А это основная цель верующего человека – достичь Бога, и, очистив свой внутренний мир, стараться преобразить то, что вокруг.
Поэтому строить храмы необходимо. Много их или мало – не знаю. Если посмотреть на сегодняшнюю градостроительную политику, строятся огромные жилищные комплексы, в которых не предусмотрены ни школы, ни детские сады, не говорю уже о церквях. Людям иногда даже машину поставить негде. Думаю, везде есть такие проблемы.
Наверное, забота о людях должна быть прежде всего. Чтобы у каждого человека была возможность прийти в храм. Ведь в храмы на большие службы набивается очень много людей: жарко, толкотня. Поэтому надо заботиться о людях прежде всего.
– Сегодня Промыслом Божиим я был на освящении храма, которому исполнилось 125 лет. Это храм апостола Петра в Лахте. Этот храм вновь освящен. Храм очень старый, деревянный, удивительным образом переживший блокаду (не разобран на бревнышки, чтобы отапливать дома). Храм был закрыт с 1938 года, 81 год там не было литургии. И вот была совершена первая литургия.
Строительство храма
Я был удивлен следующему: храм был наполнен людьми до отказа. Причем это поселок, где нет больших домов.
Второй пример. В новостройках в большом-большом районе построили маленький храм. Там не протолкнуться не только на воскресных литургиях, даже на литургиях в будние дни нет места. Я помню то время, когда в храмах были два-три человека. Сейчас в храмах очень много людей. Почему такое происходит? Сейчас кризис духовный? Кризис финансовый?
Почему так много людей сейчас приходит в церковь?
– У нашего русского народа есть очень хорошая пословица: не плюй в колодец, из которого потом придется напиться. Так же и здесь. Наверное, существуют люди, которые в силу воспитания, мировоззрения и прочего негативно смотрят на Церковь. Это можно увидеть часто и в статьях, и в комментариях. Сегодня медийная сторона настолько раскрыта, что человек не может укрыться от какой-то информации.
Храмы сегодня выполняют огромную социальную роль. Мало того что это место общения с Богом, это прежде всего общение христиан друг с другом. Ведь люди в храмах, слушая проповеди, внимая поучениям, вообще погружаясь в атмосферу богослужения, где каждое слово – это слово назидания, та мудрость, которая сохраняется веками, учатся вести себя определенным образом. Люди в храмах учатся доверять друг другу. Этому есть примеры.
Более того, храм – это место, где люди объединяются для служения своим ближним через те социальные проекты, которые Церковь сегодня реализует. Для одиноких женщин, которые остались в трудной ситуации, Церковь открывает определенные дома под эгидой храма. И прочее. Если человек видит храм как просто архитектурную доминанту в районе, он глубоко ошибается.
Если ему мешает звон колоколов, то кому не мешает, например, звон сигнализации во дворе, мчащиеся по трассе автомобили и прочее? Кому-то солнце не нравится, кому-то дождь неприятен. Еще раз хочу сказать: храм выполняет огромную роль для людей, приходящих туда.
– Вопрос телезрителя из Ленинградской области: «У меня вопрос по поводу строительства деревенских храмов. Часто бывает так, что приход очень маленький и храм, к сожалению, не может содержать себя. Нет ли такой программы, чтобы деревенскому храму шла помощь от какого-нибудь кафедрального большого храма, чтобы легче было, чтобы не было материального недостатка? И второе: хотелось бы, чтобы в каждом больничном учреждении был храм. Это тоже очень важно. Может, Вы подскажете, куда обратиться, написать, чтобы при каждой больнице был храм?»
– Начну со второго вопроса. Если мы берем Санкт-Петербургскую митрополию, есть социальный отдел, который курирует взаимодействие с лечебными, образовательными и иными учреждениями социального значения. Поэтому надо обратиться к руководителю епархиального отдела письменно; или прийти на прием, или позвонить. Это доступно, телефоны везде есть. И обратиться с просьбой, чтобы необходимое лечебное учреждение, больницу посещал священнослужитель.
Что касается помощи маленьким храмам, особенно деревенским или в небольших городках… Я прослужил в храме на Сахалине 20 лет; население городка, в котором я совершал служение, было 3-4 тысячи человек. Не поверите, мы храм строили несколько лет своими силами: кто-то покупал гвозди, кто-то приносил доски. И так во многих храмах. Мы часто в этих моментах остаемся одинокими. Но мы не одиноки, потому что Господь не оставляет и есть люди, которые готовы помочь.
Что касается больших кафедральных соборов, я думаю, у них тоже есть большие проблемы, которые необходимо решать. Ведь содержать такое здание не очень просто: это отопление, свет и все прочее. Поэтому надо, наверное, объединяться. Есть волонтерское движение. Почему бы не поехать в этот храм, не помочь?
Например, почистить территорию. Любой батюшка, служащий на таком приходе, «придумывает» (в кавычках) разные способы, чтобы хоть как-то поддержать храм. Поверьте, может не за год, но за какое-то время общими усилиями храм будет построен. Главное – не опускать руки.
Потому что я сам строил храм своими силами, и Господь нас не оставлял, давал благодетелей и просто хороших, добрых прихожан, которые были вместе. Дай Бог, чтобы и у вас все получилось, все построилось.
– Я знаю, что в Ленинградской области есть несколько храмов, которые поддерживают кафедральные соборы, в том числе Казанский собор. Эта традиция, была в Церкви практически все время, и она до сих пор существует.
Что касается больниц, я как журналист знаю, что в Санкт-Петербурге 81 домовый храм при больницах, среди них есть и часовни, и отдельно построенные храмы. К сожалению, знаю несколько больниц, где пока еще нет таких домовых храмов, но работа в этом направлении ведется. Люди спрашивают, к кому обращаться. Отдел по благотворительности и социальному служению возглавляет протоиерей Николай Брындин. В епархии всегда можно узнать телефон.
Перейдем к следующему вопросу. В годы лихолетья было уничтожено столько храмов, что до сих пор мы сталкиваемся с вопросом, как восстановить тот храм, который был на каком-то конкретном месте. Очень серьезное противодействие оказывают иногда местные жители, потому что на месте этих разрушенных храмов сейчас, например, сквер, где выгуливают собачек, где люди просто могут посидеть, отдохнуть. Они категорически против того, чтобы на этом месте был храм. Что бы Вы могли сказать людям, которые ни при каких условиях не хотят, чтобы на этом месте вновь был храм?
– Ведь человек может меняться. Сегодня люди не хотят, но пройдет какое-то время, Господь коснется этих людей, может быть, через какие-то испытания или они сами поверят в Бога. Как апостол Павел: из гонителя христиан стал проповедником и твердым, пламенным апостолом, несущим людям весть о Христе Спасителе.
Я считаю, самое главное (и с этим согласятся многие) – чтобы не было конфронтации между нами, чтобы верующие не шли на неверующих. Чтобы одни интересы не провоцировали столкновение и ненависть и прочее. Нужно договариваться друг с другом не с позиции силы или желания «хочу – не хочу», а подключать разум и думать, разумно ли это.
Если необходимо восстановить историческую справедливость, то я думаю, ее надо восстанавливать. Но восстанавливать аккуратно, чтобы все, если можно, остались довольны. Возможно ли в наш век это сделать – не знаю, но нужно стремиться все решать миром и любовью прежде всего.
– Вопрос телезрителя из Москвы: «Какую роль в процессе богообщения играет храм? Сколько проблем можно избежать, если держаться библейских ценностей…»
– Самое прямое назначение храма – человека приближать к Богу. Почему? Потому, что в храме совершаются таинства. С древних времен, со времен апостолов апостолы собирались в священных местах, в церквях, в молельных домах. Когда начались гонения, они скрывались или в пещерах, или в катакомбах, которые историки сегодня, благодаря своим исследованиям, делают достоянием нашей Церкви.
Поэтому назначение Церкви прямое – соединение человека с Богом. Церковь – это место особого присутствия Бога здесь, на земле. Через таинство Покаяния происходит преображение человека, через таинство Причастия – теснейшее соединение человека с Богом. Где это мы можем совершить? Конечно, в храме.
Тем более что храм напоминает нам небо, он напоминает нам ту гармонию, к которой стремится человек. Божия благодать, которая в храме, действует на любого приходящего. Ведь часто человек, даже не подойдя к таинствам, выходит из храма и говорит: «На душе стало легче». Пусть частично, но Божественная благодать коснулась этого человека. Ведь встреча с Богом часто происходит в душе человека.
По поводу второго вопроса. Евангельские заповеди – это, как я всегда говорю, норма жизни нравственного человека, для которого все, что говорит Христос, все, что Бог говорит людям через Священное Писание, является основой жизни. Конечно, неисполнение чего-то одного тянет за собой все другое.
Духовная жизнь человека представляется как строительство фундамента: кирпичики кладут один за другим. Уберите один – и со временем фундамент будет разрушаться. Так и здесь. Разрешая себе что-то греховное, мы подспудно разрешаем себе: «Ну, нарушил вот эту заповедь, ничего такого не будет. Подумаешь. »
– «Все так живут».
– Конечно, мы, христиане, должны стремиться исполнять все, что Господь дает нам, на основе любви: мы делаем это из-за любви к Богу, к Создателю, потому что Он хочет нас видеть такими людьми.
В таинстве Крещения есть чин пострижения волос, когда в воск закатывают кусочек волоса с остриженной головы крещаемого и бросают в купель. Это означает, что частичка этого человека остается здесь и теперь, после этого таинства, для человека храм Божий становится, может быть, не первым, а вторым домом, домом рождения для новой жизни, для вечности. Неужели мы не должны заботиться о том, что происходит в храме? Мы хотим прийти в церковь, чтобы там было тепло, светло и чисто, чтобы нас встретили радушно, чтобы мы смогли сделать все возможное, без спешки помянуть своих ближних, поставить свечи, свободно подойти к священнику, исповедоваться.
Сегодня церковь живет во многих моментах исключительно за счет пожертвований людей, которые приходят в храм, и эти средства идут на социальные, образовательные проекты. Да, наше государство не бросает некоммерческие организации, существуют определенные программы поддержки некоммерческих организаций, для которых прибыль не является основой жизни. Мы живем на пожертвования и не можем прогнозировать, сколько людей придет в храм в это воскресенье, в следующее и далее. Поэтому по мере своих возможностей мы должны поддерживать храмы, а через эту поддержку храмы поддерживают людей, нуждающихся в помощи.
– В наше время категорически не хватает и священников, и храмов. Если представить себе программу (может быть, государственную), по которой в районах, где есть школы и детские сады, также стояли бы и храмы, привело бы это к тому, что православных людей стало бы в стране в десятки раз больше?
– Во-первых, начало строительства – это люди, это община верующих людей, которые собираются вместе. Может быть, сначала они будут собираться в какой-то комнатке или палатке. Когда они понимают, что община начала жить и развиваться, тогда возникает вопрос: где нам дальше собираться вместе?
Поэтому строительство храма начинается естественно – когда есть люди; искусственным способом сделать это невозможно. Возьмем Синодальный период Церкви: как формировались причты храмов? Они формировались вокруг дворов (сколько было душ). То есть не просто их бездумно открывали, а всё продумывали. И сегодня необходимо относиться к этому чрезвычайно трепетно.
Потому что часто видишь: огромный микрорайон, а храма поблизости нет, до храма не доберешься.
– Вопрос телезрительницы из поселка в Удмуртии: «У нас в поселке построили новый храм блаженной Матроны. Мы все принимали в этом активное участие. Теперь мэр нашего поселка и епископ города Глазова хотят его снести. Мы не знаем, куда нам обратиться. Мы везде уже писали, даже в Москву, и к митрополиту ездили – все бесполезно. Нам только говорят: молитесь.
Мы в таком настроении сейчас. Народ разбегается, не верят ни во что. Что нам делать?»
– Мы не знаем всех тонкостей. Может быть, храм построили не по правилам. А может быть, даже существуют какие-то технические проблемы. Например, проблема обрушения. Мы не можем говорить, почему так происходит. Если люди построили храм, то эту проблему надо решать тоже вместе. Если хотят разрушить то, что построено простыми людьми, то что дадут взамен?
Не знаю, что здесь посоветовать.
И правильно говорят: молиться, терпеть и ждать определенного времени. Потому что иногда Господь испытывает. Как испытывал наш народ, когда рушили храмы, когда храмы сами уходили от людей. Может быть, так посмотреть на эту ситуацию? Мы не знаем полностью, что там происходит.
Я где-то читал, что там (если это именно этот храм) были допущены какие-то ошибки во время строительства, что грозит обрушением. Божией помощи вам. Если есть община, если вы крепкие люди, держитесь вместе. Я думаю, Господь, видя вашу ревность, даст, может быть, другое место, где вы будете молиться.
– Вспомним дореволюционное время: сколько было храмов! Интересно было еще то, что каждый храм нес свою очень серьезную миссию; даже не миссию, а социальное служение. Одни храмы заботились больше о сиротах, другие – о людях, попавших в сложные жизненные ситуации. И прочее. Храмов было много.
Я читал исторические материалы, где говорится, что если, например, в Петербурге на какой-то улице храм не стоял, то он обязательно стоял на следующей улице. В любом случае дойти до храма было легко. У нас сейчас многие храмы находятся далеко, и люди говорят о том, что добираться до храма тяжело, поэтому они туда не ходят. Что можно предложить людям, которые считают, что храм расположен слишком далеко?
– Когда у меня заболит зуб, я не оправдываю себя, терпя боль, что больница находится очень далеко, а предпринимаю все попытки. А существуют такие недуги, которые заставляют людей ехать в другие регионы ради спасения своей жизни. Если для человека его душа является бесценной, поверьте, он поедет куда угодно. Тем более сейчас найти храм не проблема.
Приведу в пример Александро-Невскую лавру. У нас есть прихожане, матушки, которые ездят очень далеко. Они говорят: «Мы любим лавру. Мы ходим в нее чуть ли не с юности и никогда не бросим». Несмотря на то, что под окнами построили прекрасный собор.
Для них лавра дорога.
Так и здесь. Когда человек понимает необходимость присутствия Бога в своей жизни, у него всегда будет стоять вопрос: как сделать так, чтобы Бог присутствовал в моей жизни? Через церковные таинства: Покаяния, Причастия, Елеосвящения, Венчания, Крещения. Осознанная духовная жизнь немыслима без таинств Крещения, Миропомазания. Человек должен стремиться найти диалог с Богом.
– Вы очень хорошо сказали про зубную боль. Действительно, в этот момент можно и ночью побежать к врачу. Может быть, нужно добиться того, чтобы душа заболела так, как зуб?
– Человек сам себя доводит до такого.
– Как почувствовать в себе, что душа больна?
– В нашей христианской Православной Церкви вообще все устроено так, что даже идущий по городу священнослужитель уже проповедует. И стоящий в городе (селе, поселке) храм уже несет проповедь своими крестами, своей архитектурой. Человек проходит мимо храма, может быть, не поднимая глаз наверх, где находится крест – символ нашего спасения, но что-то коснется его сердца.
Пройдет время – и человек изменит свое отношение и придет в храм. Еще раз хочу сказать, что это тайна: как происходит зарождение веры и глубокой, чистой, беззаветной люби к Богу. Это происходит у каждого по-своему.
– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда апостол Павел выступал перед афинянами, сказал, что Бог в нерукотворных храмах живет и не нуждается в служении рук человеческих. Как это сочетается с нашим строительством храмов? В Послании к Коринфянам он сказал, что такое храм: вы есть храм Божий. То есть сами люди, их дела».
– Я уже говорил, что «церковь» переводится как «собрание». Храм – это русское название, от слова «хоромы», то есть так называли что-то красивое, высокое на Руси. Это если говорить о терминологии.
Действительно, Господь не нуждается в каком-то определенном месте, потому что Он Своим Существом присутствует везде. Бог не нуждается в деле рук человеческих. Но когда мы строим храмы, украшаем их, мы понимаем, что это то место, где совершается наше соединение с Богом. Ведь для каждого дела человек выбирает определенное место.
Если хочет получить образование – идет в школу, медицинскую помощь – в больницу. В храм мы идем не потому, что, кроме храма, Бога нигде нет. Нет, мы молимся Богу везде: и в дороге, и дома, а также при трудных жизненных обстоятельствах. Апостол и говорит, что Бог живет не в рукотворенных храмах. Все, что мы видим вокруг, – это Его жилище.
Но даже Спаситель не подвергал сомнению святость Иерусалимского храма. Помните, как Он прекрасно говорит: «Что больше: золото или храм, который освящает золото?» Господь выделял святость храма Своего Отца Небесного, когда приходил туда молиться с малолетства. И как Его возмутило безобразие, которое творилось в храме! Представляете, что было устроено перед храмом? Базар!
Скот мычал, сыпались монеты, все кричали: «Подходите сюда, здесь мы меняем. Тут голуби. » Он возмутился тем, что дом молитвы был превращен в базар.
И мы должны обратить внимание, как мы приходим в храм, как мы себя ведем, особенно во время богослужения, отвлекаем ли мы других, пытаясь выполнить свои религиозные обряды. Часто пишут, что в храмах продаются свечи, книги. Но это небо и земля по сравнению с базаром при Иерусалимском храме.
– Это было прямо в храме.
– Представьте, как сердце Спасителя было переполнено ревностью о Божьем доме. Раньше, как мы сказали, христиане заботились о своем храме: свечи приносили, муку приносили, нуждающимся давали средства. И не было нужды в церковных лавках. А сегодня для удобства в храме продают свечи, потому что не думаю, что мы в квартире начнем лить свечи.
– Если вспомнить историю, никогда в храме не продавались ни свечи, ни иконы – все это было в свечной лавке. Например, на Владимирской площади – Свечной переулок по названию свечной лавки, которая там была. Колокольная улица – потому что рядом была колокольня. А когда все отняли, то пришлось свечи продавать внутри храма.
Возникает еще один вопрос. Мы зачастую живем в мифах о Церкви. Один из них заключается в том, что церкви строит государство, набирает священников за зарплату, а все остальное уже не так важно: приходят прихожане или не приходят. Это миф, который, к сожалению, разделяют очень многие неверующие люди. А Церковь живет на пожертвования.
И Церковь – это собрание людей. Возникает вопрос: каким образом нам в Церкви почувствовать себя хозяевами (в хорошем смысле) этого дома?
– Это хорошо почувствовать, когда маленький приход, когда все знают друг друга в лицо, по имени, по жизненным ситуациям. Возьмем административную сторону. У нас есть приходской совет, который так или иначе руководит экономической стороной жизни прихода (нужно выполнять определенные обязательства по отношению к государству, определенным фондам и прочее). Есть учредительное собрание, приходское собрание, куда может войти любой человек. Проходят так называемые заседания, где люди могут обсудить вопросы жизни Церкви, своего прихода, поднять какие-то проблемы, которые необходимо обсудить вместе.
Понятно, что всей жизнью прихода в основном руководит священнослужитель, потому что по уставу он является председателем как совета, так и собрания, но все-таки он без людей ничего не может сделать. Когда батюшка открыто говорит о проблемах прихода, какие вопросы нужно решить (например, в воскресную школу нужен компьютер, где его достать), то люди, видя эти проблемы, подключаются и начинают совместно что-то делать. Нельзя использовать храм как бюро исполнения добрых желаний, люди на себе должны чувствовать ответственность: а заплатил ли храм за свет, не отключат ли у нас тепло, есть ли у нас средства, чтобы помочь обездоленным.
В моей практике была заведена такая традиция: мы брали несколько обездоленных семей (пожилых, инвалидов), обзванивали их, предлагали свою помощь. Прихожане собирали продуктовые наборы. Кто-то крупу принесет, кто-то влажные салфетки. Мы шли к этим людям, поздравляли их с каким-либо праздником. И знаете, ведь сразу шла обратная связь, получался диалог.
Мы спрашивали: «А что еще Вам нужно? Какая поддержка необходима? Может, нужно помочь с уборкой жилья?» И прочее. Конечно, нельзя все сводить к социальному служению, все-таки Церковь имеет немножко другое предназначение. Но через добрые дела мы приобщаемся к вечности; без добрых дел христианин жить не может.
– Вера без дела мертва.
Вопрос телезрителя из Ростова-на-Дону: «Я выучился на звонаря. В одном храме звоню в колокольне, в другом храме. И у меня возник такой вопрос: есть ли у нас архитекторы, которых специально готовят, чтобы они умели строить колокольни? Потому что иногда строят колокольни неправильно.
Я вычитал, что звонарь с колокольни должен видеть, когда подъезжает архиерей, когда он отъезжает, когда идет крестный ход. А бывает, строят так, что ты находишься в замкнутом пространстве, ничего не видишь. Храм строят или наспех, или архитектор неграмотный. Ведь колокольня выполняет как художественную функцию, так и богослужебную. А у нас даже звонарей нет.
А если есть звонарь, то он не может звонить, потому что неправильно все устроено, как-то наспех. Кто готовит архитекторов по строительству колоколен?»
– Сейчас благодаря священноначалию, Святейшему Патриарху, синодальным отделам в любой епархии есть совет по архитектуре. Как в любой администрации есть совет по архитектуре и градостроительству. В моей жизни тоже был такой случай, когда был представлен проект, но он полностью не соответствовал тем требованиям, которые были необходимы.
Допустим, для хора было выделено место размером три на пять метров. Что это за место? Там никого и ничего не поставишь.
Часто действительно проекты приходят от людей, которые, может быть, хорошо проектируют дома жилые или торговые комплексы, а проектировать храмы им никогда не приходилось. Человек, который делает заказ, должен прекрасно понимать, для чего нужна звонница, например, или какой должен быть алтарь.
Я, конечно, тоже не знаю всех тонкостей, чтобы ответить на этот вопрос, но есть советы по архитектуре, и правящие архиереи отсматривают эти вопросы. И благочинные тоже должны смотреть, что это будет за здание, соответствует ли оно всем требованиям для совершения богослужений. Но раз уж построили по такому проекту, нужно научиться воспринимать то, что есть. Перестраивать уже, наверное, не будут.
– К сожалению, часто выходят из положения так, что делают электронный звонарь. Но, конечно, никакой электронный звонарь не заменит живого звонаря. По поводу архитектуры и этого вопроса… Сейчас при епархии даже устраивается конкурс среди архитекторов, которые знают, что такое строительство храма.
– Сейчас много епархий, которые только-только открываются.
– Тем не менее этот процесс все-таки идет.
– Нельзя везде все предусмотреть, конечно.
– Вы говорили про место для хора размером 3х5 метров. Я недавно был в храме, где до потолка на хорах полтора метра. То есть там могут быть только дети. Вот таким образом построено.
Каждый раз, когда мы сталкиваемся с тем, что нет денег на строительство храма, мы знаем, существуют службы в вагончиках. Например, я недавно был в Саратовской епархии, там в течение очень многих лет храм находился в жилом доме в подвале. Потом был вагончик, а после вагончика уже был построен храм.
Более того, в этом поселке Степное Саратовской епархии храм построен по адресу: Православная площадь. Даже официальное название в поселке появилось – «Православная площадь». Что сделать для того, чтобы православных площадей было как можно больше?
– Надо, чтобы люди понимали, осознавали необходимость веры в Бога в нашей жизни. Человек не может жить без гармонии, человек не может жить сам для себя: «сегодня я живу, а завтра хоть трава не расти, хоть потоп». Если мы говорим о строительстве храмов, необходимо понимать, что построить храм – это тоже подвиг.
Если батюшке, который возлагает на себя послушание построить храм, даст Бог сил и людей, то он его построит; через трудности, через испытания. Это подвиг, который просто так не пройдет мимо этого человека, мимо этих людей, которые стояли в самом начале образования общины или начале строительства храма. Вместе и с Богом можно преодолеть все трудности.
Конечно, нужно набраться терпения и что-то делать, никогда не опускать руки. Есть такие слова: когда закрывается одно окно, обязательно открывается другое. Если нас здесь не послушали, не приняли, то обязательно Господь даст хороших, отзывчивых людей.
– Двенадцатого сентября будет великий крестный ход от Казанского собора до Александро-Невской лавры. Меня всегда поражает одна вещь. У нас есть Благовещенский собор, куда были доставлены мощи Александра Невского. Храм был построен именно для этого, но храм до сих пор не принадлежит Церкви.
Вызывает массу протестов этот крестный ход, потому что перекрывают движение по Невскому проспекту. Можно ли не смотреть на тех людей, которые таким образом реагируют?
– Я думаю, что надо выполнять добрые дела. Крестный ход – это символ нашей веры, нашего единства. Думаю, тот час, в который люди не попользуются Невским проспектом, никак на них не отразится. Да, будут какие-то трудности, но они же преодолимы. Все же заканчивается, в том числе и крестный ход пройдет.
Люди помолятся своему покровителю Александру Невскому и в воодушевлении пойдут по домам, неся свет, добро в свои семьи и близким.
– Еще хочется напомнить нашим дорогим телезрителям, что 18 августа к нам приедет Святейший Патриарх. Он посетит Александро-Невскую лавру, будет всенощное бдение в Казанском соборе. А 19 августа состоится Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе. Всех приглашаем!
Источник: tv-soyuz.ru
Что такое строительство храма
Заказать звонок —> | Оформить заказ —> | Работаем с 10 до 18 ч. (Суббота и Воскресенье — по предв. записи) |
+7(495) 991-06-51 (Многоканальный) —> |
Церковный подход к храмовому строительству
Создание каждого православного храма— процесс сотворчества человека Богу. В церковном строительстве соединяются молитва, деятельные усилия людей и промыслительное действие воли Божией и благодати Божией. Самым высоким призванием человека в земной жизни является умное делание— молитва. Из видимых же дел человека ведущим является создание Дома молитвы— храма Божьего. И когда человек устрояет храмы Божии, он возвращает себе утраченное Адамом при грехопадении состояние сотрудничества, соработничества, сотворчества Богу.
В истории храмовой архитектуры и церковного строительства важнейшей областью изучения является духовная сторона храмового зодчества. Строительство храма во все времена понималось в первую очередь как возведение дома особого присутствия Божия и Божественной благодати. Поэтому при строительстве храмов руководствовались Апостольскими правилами, постановлениями семи Вселенских соборов, а также Поместных соборов, входивших в Кормчую книгу.
Церковный подход к строительству храмов освящен канонами и традицией, связан с духовной жизнью.
Возведение храмов часто сопровождается разнообразными трудностями, так как из мира выделяется пространство, не входное для бесов. Именно для преодоления бесовских искушений с древности сложилась традиция духовного подхода к строительству.
По Кормчей книге, решающее значение в процессе храмоздательства принадлежало правящему архиерею. Епископ давал благословение— разрешение — на строительство1, которое не подлежало изменениям2: отведенные монастырю или церкви земли считались неприкосновенными. В основу постройки полагалась молитва епископа3. Эта традиция сохранялась и в XIX веке, что хорошо известно по истории закладки владыкой Иаковом Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, изложенной в летописи обители: «. 5 июня 1848 года совершилась чудом закладка собора, предреченного великим старцем и основателем Дивеева. Такое событие не могло не ознаменоваться каким-нибудь явным проявлением благословения Божия и Царицы Небесной, и действительно, когда преосвященный Владыка возлагал первый камень, то, как святой жизни старец, он вдруг изменился в лице и во всеуслышание, громко воскликнул: «От утра за утро сей храм воздвигается великим чудом!» Пророческие слова эти сбылись, ибо, несмотря на все препятствия врага человечества, утвердилось святое место, Самою Царицею Небесною избранное и купленное под храм о.Серафимом»4.
Епископ в древности контролировал правильность и каноничность строительства. Необходимым условием в строительстве храма или монастыря было составление описания церковного здания: «. и вся сущая в нем внутренняя и внешняя на хартию да напишутся. »5. Церковная традиция не препятствовала любому человеку основать и построить монастырь, возвести храм, «что способствовало привлечению средств самых различных слоев населения к церковному строительству»6.
Итак, создание каждого храма начиналось с благословения Божия и с молитвы. Молитва создает и удобряет почву для будущего дома молитвы— храма. В древности все этапы строительства и материалы освящались святой водой с молебнов. При создании собора Св. Софии в Царьграде в основании четырех главных столбов и всех колонн были положены частицы св. мо¬щей, они так же полагались особым чином в сосуды, из которых был сложен купол7.
Подобная традиция была возрождена при восстановлении храма Христа Спасителя в Москве. С первых дней восстановления храма мне пришлось нести на нем послушание, а за год до этого— участвовать в его проектировании. Могу засвидетельствовать, какое громадное значение для его воссоздания имела и имеет ежедневная молитва верующих людей.
Все этапы строительства храма сопровождались молитвой. Близ собора для этого была возведена сначала малая часовня в виде сени над Крестом, а затем и церковь в честь Державной иконы Божией Матери, которую старались быстрее построить, чтобы в ней началась Божественная литургия и другие службы. Там крестились и венчались строители храма, проводились молебны с водосвятием, после чего святой водой окроплялись уже возведенные части храма Христа Спасителя.
Значение молитвы при возведении храмов всегда было определяющим. Можно привести пример из жития схиархимандрита Гавриила (Зырянова). В нем рассказывается о чудной помощи Божией при постройке церкви: по молитвам старца было дано разрешение на постройку и получено ровно 12 недостающих для строительства бревен8.
Возвращаясь к истории строительства храма Христа Спасителя, можно сказать, что его основание, стены и своды освящались святой водой еще в самом начале строительства. Приходилось прямо с ведрами святой воды подниматься на стены и купола строящегося храма. В основании его престолов были заложены разнообразные святыни: песочек, камни, масла, вода, растения из различных святых мест.
Камни для забивания гвоздей при освящении святых престолов мы так же старались выбрать из святых мест. Так, камни для главного престола верхнего храма были взяты с четырех сторон света: из Палестины (с места перехода пророка Моисея через Красное море), из Архангельска (из села Суры— родины прав. Иоанна Кронштадтского), из основания Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры и с берега Баренцева моря близ г. Анадыря на Чукотке— с восточного края нашего Отечества, обагренного кровью новомучеников.
Колокола и купола, фрески и кресты храма Христа Спасителя освящались местным духовенством, но в особых случаях освящение совершал правящий архиерей и настоятель храма Христа— Святейший Патриарх Алексий II. Он совершил закладку камня в основание будущего кафедрального собора. Освятил главный крест (9 м 60 см), большой колокол (около 32 тонн), нижний— Преображенский— и верхний— Христорождественский— храмы, зал соборов, трапезную и зал Синода.
С древности необходимым условием церковного строительства было то, чтобы все его участники были православными. Известно, что строитель Успенского собора Московского Кремля Аристотель Фиораванти перед его возведением принял Православие. Эта традиция сохранилась и в XIX веке.
Карл Магнус Витберг— автор первого проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах— также перед самой закладкой храма перешел в Православие. Особое внимание в древности уделялось строителям при возведении храмов.
В начале XVIII века первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов) не допускал до строительства храмов второбрачных плотников, стараясь сохранить и в петровское время древние традиции9. Сейчас мы часто не имеем возможности выбирать в строители и проектировщики глубоко церковных людей. Однако необходимо стараться ставить условия, соответствующие достоинству храма: требовать от рабочих бла¬гоговейного поведения на территории храма. Из истории возведения храма в честь Державной иконы Божией Матери можно привести простой эпизод: один плотник курил и сквернословил, и вдруг упал с лесов, сломал ногу и больше там не работал.
На Руси существовала традиция особого благоговейного отношения к храмам, пришедшим в ветхость, при их ремонте. По документам, относящимся к обновлению в XVII в. Успенского собора в Московском Кремле10, известно, что новая роспись создавалась не сразу, а отдельными частями. Сначала снималась прорись с древних росписей, затем сбивалась штукатурка и отвозилась на берег Москвы-реки, где ее толкли, добавляя в новую штукатурку вместе с песком, водой, пенькой, очесами льна. Лишняя штукатурка отвозилась обратно и захоранивалась на сводах или под полом храма, а старая прорись являлась основой для создания новых фресок.
В стенах или в основании нового храма часто сохраняли фундаменты более древнего, остатки его стен и столбов. Место, где существовал когда-то храм, никогда не занималось гражданскими сооружениями. После пожара старые стены Успенского собора во Владимире не стали разбирать, и пристроили новые так, что древний собор находится как бы в футляре новых стен11.
В XVII в. митрополит Петр (Могила), перестраивая Десятинную церковь, включил руины древнего собора в новый. Так же внимательно относились к деревянным храмам. Пришедшие в негодность бревна ветхих церквей не выбра¬сывали, а сжигали12. Из крепкого леса разобранных храмов строили новые церкви.
При восстановлении храма Христа Спасителя срытый земляной холм пришлось заменить платформой, включающей различные помещения, необходимые для церковных нужд. Однако никакие хозяйственные помещения не располагаются непосредственно под храмом. Обходная галерея отделяет храм от подсобных помещений, гараж отнесен далеко на запад, под верхним храмом расположена нижняя Преображенская церковь.
Современному архитектору надо быть внимательным и к тому, чтобы туалеты располагались в стороне от храма и особенно от алтаря13.
Древняя традиция не предусматривает выходов из храма с восточной, алтарной стороны14. В XVIII-XIX веках для удобства устраивались двери в алтаре, однако это противоречит богословскому пониманию алтаря как области Царствия Небесного, вход в Которое возможен только через Христа Спасителя, предстательством всех святых, образом чего является иконостас с Царскими вратами. Если в алтаре уже есть такие выходы, то необходимо поместить на дверь икону подобно тому, как оформлены двери в жертвенник или дьяконник. Дополнительные выходы для священнослужителей можно сделать, например, с солеи.
Довольно часто в современной церковной жизни встречается изменение посвящения святых престолов в храмах. Например, в Оптиной пустыни в 1988 году во Введенском соборе Пафнутиевский придел был переосвящен в честь преподобного Амвросия, чем, возможно, монастырь лишил себя заступничества Калужского чудотворца. На Афонском подворье в храме Сщмч.
Никиты вообще упразднили придел в честь преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. В древности это не было принято. Переосвящать престолы стали недавно, начиная с XVIII века. Сейчас есть возможность внимательно изучить это нововведение, которое идет вразрез с православной традицией бережного отношения к святыне.
В древности в случае необходимости прославить какого-либо святого или отметить важное событие в жизни Церкви пристраивали придел к основному объему храма или строили новый храм. Если положение церкви стеснено, можно прибегнуть к устройству в алтаре приставного престола15.
Традиции церковного строительства учат нас тому, что весь процесс строительства храма должен быть воцерковлен, и нет мелочей, которые допустимо забыть. Конечно, и бумажная иконка может чудотворить, но все-таки не случайно есть великие чудотворные иконы, созданные глубоко духовным подвигом, молитвой. Так, например, во время написания списка с чудотворной Иверской иконы Божией Матери на Афоне за иконописца монаха Иамвлиха молилась вся братия, постился и молился он сам, краски растирались со святой водой и мощами святых угодников Божиих16.
В нынешней России храмовое зодчество может подняться на высокий духовный уровень, если мы будем подходить к каждому этапу возведения дома Божия— дома молитвы, сочетая высокий профессионализм с духовными традициями древнерусского храмоздательства.
Источник: proekthrama.ru
Главы: Строительство церкви и его интерпретации
Отрывок из книги медиевиста Ирины Галковой «Церкви и всадники. Романские храмы Пуату и их заказчики» о становлении в европейской культуре феномена родовой церкви
Над материалом работали
кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ
Источник: postnauka.ru
Как построить небольшой (сельский) православный Храм
Начав в 2018 году строительство небольшого сельского Храма (храмового комплекса) я столкнулся с тем, что в сети практически нет информации на эту тему. Я решил описать свой опыт и ошибки, чтобы тебе, кто читает этот блог, было немного легче. Весь процесс строительства опубликован тут: https://vk.com/orehram
При строительстве Храма я решил максимально использовать современные материалы и технологии, главное не в ущерб долговечности.
Зачем вообще некоторые люди начинают строительство храма
Вопрос скорее философский. Я встречал многих людей, которые по тем или иным причинам принимали решение о строительстве Храма. Как правило обыватели со стороны говорят, что такие люди «замаливают грехи», «наворовали и теперь делают вид что раскаиваются» и так далее. Может в каких-то случаях это так и есть, но я таких людей к счастью не встречал.
Думаю, что если кто-то действительно в чем-то раскаивается и по этой причине делает что-то хорошее для людей, это в любом случае хорошо.
В моем случае не было каких-то особых причин или событий, которые подтолкнули меня, рожденного в Москве, начать строить сельский Храм за 1000 км от места где я родился. Просто в один момент я вдруг осознал что должен немедленно начать возведение Храма и это на годы стало моей самой главной задачей и смыслом жизни. Видно так Бог устроил.
Строить Храм или просто пожертвовать деньги на строительство?
Есть огромная разница между тем, что ты просто жертвуешь деньги на постройку, благоукрашение или ремонт церкви или сам полостью занимаешься строительством. В течение многих лет я жертвовал церковные нужды и благотворительность. Как сказал мне один мудрый человек игумен Александр, «жертвуя десятину от тебя не убудет».
Примерно так я и поступал, направляя на благотворительность коло 10% своих доходов. Игумен был прав, у меня не убыло. За это время удалось помочь в строительстве и восстановлении нескольких Храмов, сделать раку для мощей Святого Мартирия Зеленецкого в его монастыре, восстановить кладбище, помочь дому престарелых и просто людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Все это время я получал только благодарности.
Строить Храм самому — это совсем другое дело. Тут нужно быть готовым к тому, что на тебя и твою семью повалятся шишки и невзгоды как и рога изобилия. Святые отцы говорят, что бесы очень не любят, когда появляются церкви.
На время строительства Храма выпали смерти близких, пандемия короновируса, попытка рейдерского захвата предприятия, два сфабрикованных уголовных дела, пожар на НПЗ, бесчинства и унижения со стороны государственных служб, покушение и множество искушений.
С чего начать строительство Храма
Если примерное место строительства уже понятно, необходимо отправиться к верховному Архиерею в Епархию (епископу), к которой относится будущий (или существующий) приход. Только он может дать благословение, тем самым разрешив строить Храм. Благословение архиерея очень важно так как именно он впоследствии назначит настоятеля Храма. Только верховный архиерей имеет право служить чин заложения краеугольного камня и освящать Храм (но об этом ниже).
До похода к Владыке Филарету (епископу барышскому и инзенскому) я подготовил некоторые эскизы церкви, распечатав предполагаемые изображения из интернета. Первая встреча с владыкой оказалась весьма запоминающейся. Владыка не сразу осознал то, что из Москвы приехал какой-то человек, который хочет полностью построить Храм в отдаленной сельской местности ульяновской области. У меня сложилось впечатление, что он даже немного меня отговаривал, полагая что я не до конца понимаю что предстоит сделать. Благословение в конечном итоге было получено на строительство Храма Божьей Матери иконы ее «Живоносный источник».
Кто должен владеть Храмом и землей?
Я сразу решил, что собственность на приобретаемую землю и все строения на ней, включая Храм, будет принадлежать РПЦ. Мне известны примеры, когда храмы строятся на частной земле, само здание оформляется в частную собственность. Я знаю даже случай, когда все пожертвования из Храма забираются именно частным владельцем, получается своего рода бизнес.
В нашей стране есть особый вид организаций — «религиозная организация». Это некая юридическая форма общины (в моем случае православной), которая как некоммерческая организация владеет землей, Храмом, принимает пожертвования. На нее же оформляются договоры энергоснабжения, отопления и ЖКХ, Особенность такой организации — она согласно закона не платит налоги. У такой организации есть Устав, ее руководителем является настоятель Храма. Организация может включать в себя несколько Храмов (общин).
Деятельность религиозной организации регулируется федеральным законом 125-ФЗ от 26-09-1997. В Епархии обязательно есть типовой устав такой организации. Там же помогут с оформлением при необходимости.
Выделение земли под строительство Храма от местных властей
Если у местных властей имеется участок земли, пригодный для размещения Храма, местная администрация может его безвозмездно выделить под строительство. Для этого в ГПЗУ (градостроительном плане земельного участка) должно быть прописано соответствующее назначение — «для общественных и религиозных нужд». Назначение земельного участка очень важно для дальнейшего получения разрешения на строительство.
С вопросом выделения земли под строительство я отправился в районную администрацию. Меня там встретили как инопланетянина. После того как я сказал что приехал из Москвы строить Храм в селе и прошу помочь с выделением земли, меня точно сочли сумасшедшим. Со временем к счастью, это прошло и местная администрация всячески помогала чем могла.
В селе, где планировалось строить Храм имелось историческое место, где до 50-х годов 20 го века стоял Храм, который потом сгорел. На месте старого Храма находился магазин (сельпо). Земля и магазин принадлежал частному лицу. Собственник земли категорически отказывался передавать землю под Храм. С большим трудом удалось уговорить его продать землю и полуразрушенный магазин.
Вообще говоря в нашей стране существует указ президента 1996 года, согласного которого в РПЦ подлежит возвращению все церковное имущество (включая здания и прилегающую землю). Поэтому в тех случаях, когда на месте старого Храма осталось хоть что-то, пусть и разрушенное, оформить собственность гораздо проще через суд. В моем случае не было ничего так как старый Храм был деревянным и сгорел до тла.
Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». Подробная информация о церковном имуществе тут.
Проектирование небольшого православного Храма
Разговаривая с местным Благочинным отцом Николаем выяснилось, что в 90-е годы Храм был спроектирован и планировалось строительство, но этот так и не произошло. Сохранился старый проект. Изучив его стало ясно, что он совершенно не подходит ни по габаритам, ни по примененным материалам и технологиям.
Очень важно, чтобы строящийся Храм соответствовал современной действительности. Размер, конструкции, материалы — все это должно выбираться исходя из размеров общины. Есть масса примеров огромных выстроенных благотворителями Храмов, которые стоят пустые, а зимой не отапливаются.
Был выбран оптимальный размер Храма (около 100 м2: 25м2 алтарная часть и 75м2 для прихожан). Такой размер соответствует максимальной заполняемости до 100 человек.
Проектирование Храма выполнял известный в ульяновской области архитектор Александр Иванович Варюхин. Общий срок проектирования составил около года. Заказаны были только необходимые для получения разрешения на строительство и самого строительства разделы проекта:
- АР (архитектурные решения) содержит эскизы, 3-х мерные модели, виды фасады.
- КР (конструктивные решения) — самый важный раздел для строителей. В нем детально прорисованы все конструкции и технологии их устройства, применяемые материалы.
- СПОЗУ (схема планировочной организации земельного участка) — то как и где расположено здание и коммуникации.
- ВС (система водоснабжения) — если в Храм подводится вода.
- ИГИ (инженерно-геологические изыскания)
- НСЭ (наружные сети) — внешние сети у Храму (вода, электричество, канализация)
- ОВ (отопление, вентиляция и кондиционирование)
- ОДИ (обеспечение доступа инвалидов) — это обязательный раздел, без него не получить разрешение на строительство.
- ЭО (электроснабжение)
- ПОС (проект организации строительства) — документ больше нужен для получения разрешения на строительство.
- ПЗ (общая пояснительная записка к проекту)
Инженерные изыскания
При проектировании очень важно провести инженерно-геологические изыскания, провести кадастровые работы, определить геометрию участка. Храм (особенно каменный) — сооружение массивное, высокое. Строящийся Храм имеет высоту 8-ми этажного дома, сложную архитектуру. Проведение изысканий с применением буровой установки строго обязательно.
Существуют некие исторические карты типов грунтов и порой архитекторы ограничиваются только ими, но это очень рискованно и может погубить всю стройку. Даже для нашего небольшого Храма площадью 100м2 делали 5 проб грунта так как недалеко протекает ручей и был риск нахождения водоносных пластов.
В нашем случае почти все разделы проекта были проработаны достаточно детально. К сожалению раздел КР (конструктивные решения) оказался «сырым». Многие узлы были не прорисованы и не описаны, нашлось много ошибок. Совет: правильно, чтобы этот раздел принимал у проектировщика непосредственно подрядчик.
Чтобы Храм был удобным, экономным и на века
Чем дешевле строительство, тем печальнее эксплуатация. Экономишь на основных материалах — копи деньги на ремонт.
Простые дачные дома имеют срок службы 40 лет, жилые индивидуальные дома служат до 100 лет с одним капитальным ремонтом. Основные конструкции Храма должны простоять 200 лет. На протяжении этого периода нужно будет заменить кровлю и окна 2 раза и один раз ремонтировать фасад.
Для строительства каменного Храма были выбраны следующие материалы и технологии. Фундамент — фундаментные блоки и монолитная плита-основание. Стены — силикатный кирпич, снаружи утепленный по системе «мокрый фасад» Капарол. Световой барабан — металлоконструкция, утепленная и покрытая гибкими аквапанелями по системе Капарол.
Кровля — металло-деревянный каркас с битумной черепицей. Окна — пластиковые.
По нашим подсчетам без ремонта (даже косметического) Храм должен простоять около 50 лет.
Энергоэффективность Храма
Самая большая статья расхода у Храмов — электричество и отопление. При сравнительно небольшой площади Храм имеет значительную высоту, поэтому прогреть и сохранить тепло в Храме очень важная задача. Еще на стадии строительства фундамента, стен и внешней отделки особое внимание уделили утеплению и сохранению тепла. Для этого проанализировали все «узкие места» теплопотерь, минимизировали «мостики холода», а все работы, связанные с утеплением и герметизацией выполняли особенно тщательно.
Это себя полностью оправдало. При отсутствии газа в селе отапливаться приходится электричеством. Благодаря хорошему утеплению и умной системе отопления расходы на отопление электричеством составили в самые холодные месяцы не более 6000 рублей (по сельским тарифам на электроэнергию 2019-2020 года).
Пожаробезопасность Храма
Церкви горят. В основном когда их поджигают. Я был шокирован, когда узнал в России, в ее центральной части, поджег церквей — обычное дело. Не забываем и про открытый огонь лампад, короткие замыкания и прочие неосторожности. Но основная причина именно поджег.
Именно поэтому было избрано строить именно каменный Храм. В проекте мы предусмотрели все так, чтобы поджечь церковь было очень сложно. Нет ни одной открытой деревянной части. Все элементы внешнего фасада строго не горючие. Облить бензином и поджечь так, чтобы огонь распространился просто невозможно.
Даже иконостас мы смогли сделать практически не горючим, используя современные материалы (но об этом ниже).
Неудачное начало строительства
Строительство Храма (его подземная часть) началось еще до окончания проектирования и получения разрешения на строительство. Настоятель Храма отец Валерий совершил молебен с храмовой иконой Божьей матери «Живоносный источник».
Для устройства фундамента была нанята подрядная организация из Ульяновска, известная тем, что строила кафедральный собор в этом городе. С руководителем этой компании договорились начать с фундамента, затем приступив к наземной части.
Я допустил серьезную ошибку решив, что наличие опыта строительства Храма у подрядной организации что-либо гарантирует. Все произошло в точности наоборот. Была прислана бригада и прораб. Неделя пьянства и надругательства над освященным местом строительства. Котлован отрыли неверно, повернув его на 90 градусов.
Подрядчик был изгнан, аванс он так и не вернул. Затем мне стало известно, что компания полностью разорилась.
Было решено не нанимать подрядчика на весь проект, а привлекать отдельные бригады на разные виды и стадии работ. Это снизило общую смету на 40%.
Заложение краеугольного камня
Фундамент был сделан в рекордные сроки менее чем за 2 месяца. В нем оставили специальную нишу для заложения камня.
До начала строительства Храма или в начальной его стадии совершается специальный чин (молебен) «на основание Храма», имеющим очень древнюю традицию. В основание Храма закладывается и замуровывается гранитный камень (размером с кирпич) с высеченным на нем крестом. Поверх камня заливается елей (особое ароматное масло). В нишу так же закладывается грамота (закладная надпись), где указывается когда и кем был заложен Храм.
На месте будущего престола в алтарной части устанавливается деревянный крест. Он находится во время всего строительства вплоть до освещения.
Чин на основание Храма Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» был совершен 10 октября 2019 года правящим архиереем епископом Барышским и Инзенским Филаретом.
Закладная грамота кладется вместе с краеугольным камнем и заливается бетоном. Грамоту кладут в герметичную капсулу. В нашем случае капсулой служит китайский термос, выкрашенный в золотой цвет.
Заложение Храма — большой праздник для общины, будущих прихожан. Приезд правящего архиерея так же неординарное событие в жизни простого села. После совершения чина проводится трапеза, застолье для всех. Все это нужно достойно организовать.
Сидя за одним столом мы разговорились с Владыкой Филаретом. Я видел, что он немало удивлен от того, что Храм так быстро начал строиться. Услышав о сложностях с подрядчиком, которого прогнали он улыбнулся и сказал, что это лишь малое от того, что еще мне придется претерпеть при строительстве Храма. Тогда я еще не знал, что в это самое время на меня был написан ложный донос человеком, с которым я проработал 10 лет.
Купол православного Храма
О некоторых вопросах при строительстве Храма нужно позаботиться заранее. Это прежде всего купол и иконостас, изготовление которых занимает не менее 6 месяцев.
У большинства строящихся сейчас Храмов купол выглядит как «золотой». Золото на куполах используется в особенных случаях так как это очень дорого. Сейчас есть не менее красивый и надежный заменитель — это нитрид титана. Выглядит такое покрытие ничем не хуже золота, но стоит значительно более дешево (примерно в 10 раз).
Купол выполняется из стальных пластин из нержавеющей стали с нитрид титановым напылением. Сам каркас купола либо металлический, либо сделан из стеклопластика. Я выбрал именно вариант стеклопластика так как надежность и герметичность такой конструкции существенно выше, сборка на объекте проводится достаточно просто.
Стоит стеклопластиковый купол не дороже, но практичнее обычного. О таких куполах мало кто знает так как делают их всего 2 компании в России. Для нашего Храма купол и крест изготовили в компании «Золотые купола» в Волгограде.
Диаметр нашего купола более 4-х метров. Доставляется купол в разобранном по секторам виде в обычной еврофуре, разгрузить можно вручную. Собирается на месте за 1 день. Наличие уже готового стеклопластикового основания гарантирует идеальную геометрию и точно заказанную форму.
Заказ купола был сделан за 9 месяцев до монтажа. К тому моменту как здание было подготовлено для установки купола, он уже готовый лежал на заводе.
Иконостас необходимо заказывать заранее
Изготовление иконостаса и икон занимает не менее полутора лет. Заниматься иконостасом необходимо начинать сразу как будут ясны габариты алтарной части.
Когда смотришь на иконостас в церкви может показаться, что это окна, из которых на тебя смотрит Бог и Святые. Или ты сам смотришь на них. Как такое может быть? Очень просто. В иконостасе человеку показано Царствие Небесное.
Вот так просто, через окно.
Работа над иконостасом начинается с эскизов, выполняемых на основании геометрии алтарной части. Определяется сколько у иконостаса будет рядов. Духовенство по существующим канонам определяет иконы для каждой ниши.
Варианты материалов для изготовления иконостаса
Сделать качественный и красивый достойный иконостас очень дорогое удовольствие. Классическим вариантом считается резной из дерева иконостас с деревянными писанными иконами. Для покрытия иконостаса может использоваться эмаль или сусальное золото. Мастерских, которые изготавливают эти чудесные уникальные резные иконостасы достаточно много. Кроме дороговизны у такого иконостаса очевидный недостаток — он деревянный и поэтому горючий.
Изготавливают каменные резные иконостасы. В качестве камня используется искусственный мрамор. Такой иконостас не горит, но цена совершенно зашкаливает.
Есть совсем бюджетный вариант — напечатать иконостас на пластиковых панелях. Для небогатых приходов это отличный очень дешевый вариант. Печатается как сам иконостас так и иконы.
Для нашего Храма был выбран пожалуй самый нестандартный вариант — стеклопластиковый иконостас, покрытый золотой паталью. Метод изготовления очень простой. По резным формам из стеклопластика отливаются формы (элементы) иконостаса. Затем они покрываются специальным составом (паталью), который выглядит практически как позолота.
Процесс изготовления не быстрый, но результат впечатляет. Полученный иконостас значительно дешевле резного или каменного, не горит. По такой же технологии заказано и паникадило.
Источник: stroimdom21.ru
Что такое строительство храма
Известный российский коллектив «Бурановские бабушки», занявший на музыкальном конкурсе «Евровидение-2012» второе место, построил на свои гонорары церковь в родном селе.
Собственно, целью их поездки на Евровидение и оказалось возведение данного храма взамен разрушенного в годы ВОВ.
Одних гонораров на строительство нехватило, но на помощь полюбившимся всему миру добродушным бабушкам пришли состоятельные люди, политики, общественные деятели.
Всего денег было собрано на сумму 12 млн. рублей. Но этого было недостаточно, чтобы полностью завершить работы. Еще около 6 млн. рублей пришлось зарабатывать бабушкам самим и искать спонсоров.
Конечно, строилось все не за один день. Бабушки постоянно гастролировали, участвовали в телешоу, что помогало им собрать нужную сумму денег.
После гастролей они сразу же приходили на стройку и проверяли, как идут работы, приносили из дома продукты, а односельчане готовили из них обеды строителям, которые, к слову сказать, работали на совесть.
Бабушки не хотели, чтобы внутри храма были расписные стены, поэтому их там просто отштукатурили и побелили. Зато икон там великое множество, ведь гастролируя в том или ином городе, бабушки, непременно, шли в местную церковь, откуда не возвращались без подаренной иконы. Многое им подарили поклонники, узнавшие о строительстве храма.
Вот так осуществилась их мечта, и 12 октября 2014 года храм был открыт.
Храм бабушки Зои
Этот храм построен на деньги, собранные Зоей Поповой, жительницей села Артемьево в Ярославской области.
Посмотреть
Построить церквушку бабушка Зоя мечтала давно. Еще в детстве завораживал ее своей красотой храм Рождества Христова, располагавшийся в соседнем селе Рождественское и впоследствии снесенный. С тех пор лелеяла она свою мечту.
Собирать деньги ей было очень сложно. Мало кто хотел помогать в этом деле. Она ходила по всем дворам, просила о помощи, но иногда швыряли ей 20 копеек в лицо и хлопали дверью перед носом, обзывая обидными словами.
Однажды зашла она во двор к семье, в которой жили молодая девушка со старушкой-матерью и детьми, жили в скромности и нищете. Узнав о строительстве храма, старушка развернула свой платочек, где на старые деньги лежало 4 рубля 96 копеек и отдала Зое Поповой 2 рубля 96 копеек со словами: «На днях уже пенсия будет, а у нас сухари есть, погрызем». Это был самый богатый двор и святые деньги.
Куда только не ездила она, в какие церкви и приходы не обращалась, где помогали, а где взашеи гнали. Раз попался бабушке Зое один батюшка, который помог ей найти спонсора. Сумма была собрана, как говорится, с мира по нитке. Храм построен и многолетняя мечта Зои Поповой, наконец, осуществилась.
Часовня Людмилы Балеховой
На создание этой часовни у жительницы деревни Загубье, расположенном в Карелии, ушло 11 лет. Именно в этой деревне родился святой Зосима, основавший Соловецкий монастырь.
Семь лет Людмила прожила в деревне в полном одиночестве, а сейчас здесь уже появились новые жители.
Камень, который изображен на фото, по словам Людмилы, святой. Здесь жрецами совершались жертвоприношения, которые замаливал святой Зосима.
Часовню строили всем миром. Приезжали строители с Соловецкого монастыря, которые за два года поставили сруб. В часовне есть крест из 200-летней сосны и небо, расписывал которое итальянский художник. Зачем Людмила строила этот храм? Попросту из любви к людям, чтобы сделать для них что-то хорошее и памятное.
Алтайский врач-меценат
Александр Трибунский работает врачом-рентгенологом Локтевской районной больницы на Алтае. На, практически, собственные средства мужчина самостоятельно возводит уже вторую часовню. Первая находится в селе Вторая Каменка, а вторая — в селе Горловка.
4 октября 2014 года часовня во Второй Каменке была освящена.
Конечно, некоторая финансовая поддержка поступает и от друзей Александра, но все же, в большей степени, здесь задействован его труд, стремление и финансовые затраты. Построенные им церкви уже становятся местом паломничества многих верующих.
Возрождение храма в честь святителя Николая Чудотворца на Брянщине
Возрождение святыни в селе Смотрова Буда Клинцовского района Брянской области, сгоревшей 25 лет назад идет полным ходом. А все потому, что откликнулось на это благое дело большое количество людей, в том числе и очень известных.
В частности, народный артист СССР, Василий Лановой, является активным участником возрождения данного храма и дает многочисленные благотворительные концерты, деньги от которых направляются на проведение строительных работ.
А инициатором данного мероприятия стала Антонина Журавлёва , уроженка Смотровой Буды, которая является Директором концертных программ Василия Ланового.
Благодаря ее активной позиции, о храме узнали и откликнулись на призыв о восстановлении актер Владимир Конкин и «Бурановские бабушки», у которых уже есть опыт собственного строительства.
Храм восстанавливается, ведь иначе и быть не могло, когда за дело взялось столько неравнодушных людей.
Источник: m.fishki.net