отрасль экономики, предприятия, организации которой заняты возведением зданий, сооружений, новых объектов.
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «строительство»:
Словарь финансовых терминов
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «строительство»:
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
только ед. Действие по глаг. строить, в 1 знач. Городское строительство. Строительство новых кварталов в городах. Развернулось по всей стране грандиозное школьное строительство.
История ВКП(б).
Учреждение, организация, занимающаяся постройкой, сооружением чего-н., место, где производится постройка, а также само строящееся сооружение, постройка (нов.). Работать на строительстве. Гидротехнические строительства.
перен., только ед. Действие по глаг. строить, в 5 знач., организация, создание. Новая обстановка — новые задачи хозяйственного строительства. Сталин . Совет Народных Комиссаров СССР. руководит общим строительством вооруженных сил страны. Конституция СССР.
Как Это Сделано? Строительство Гигантских Сооружений
Социалистическое строительство.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Отрасль науки и техники, занимающаяся возведением и реконструкцией зданий, сооружений.
Возведение зданий, сооружений. Новые методы строительства. С. жилых домов. С. плотин и электростанций. Зеленое с. (перен.: озеленение городов).
То же, что стройка (во 2 знач.). Работать на строительстве.
перен. Создание, организация чего-н. Культурное с.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Отрасль науки и техники, занимающаяся возведением и реконструкцией зданий, сооружений.
Возведение зданий, сооружений.
перен. Создание, построение чего-л.
Территория, где строится что-л.
Само строящееся здание, сооружение.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «строительство»:
Большой юридический словарь
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «строительство»:
Большая Советская Энциклопедия
отрасль материального производства; возведение и реконструкция зданий и сооружений различного назначения; строящееся здание (сооружение) с территорией для производства работ; в более широком смысле ≈ процесс созидания. Продукция С. ≈ законченные и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, общественные здания и сооружения и др. объекты.
С. имеет ряд отличительных особенностей, связанных с характером его продукции. К. Маркс указывал: «. часть средств труда с самого начала производится в такой неподвижной форме, связанной с определенным местом, как, например, улучшения почвы, фабричные здания, доменные печи, каналы, железные дороги и т.д.
В этом случае постоянная прикрепленность средств труда к процессу производства, в котором они должны функционировать, одновременно обусловлена физическим способом их существования. То обстоятельство, что средства труда прикреплены к данному месту, пустили свои корни в землю, определяет особую роль этой части основного капитала в экономической жизни наций» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с. 182).
Определение контуров объектов капитального строительства
Следовательно, одной из особенностей С. является территориальная закреплённость продукции и подвижность активной части производственных фондов строительно-монтажных организаций. Для С. характерны относительная длительность производственного цикла (от нескольких месяцев до нескольких лет) и то, что производственный процесс ведётся, как правило, на открытом воздухе в различных климатических условиях.
В дореволюционной России С. в основном осуществлялось частными подрядными строительными организациями, как правило, не имевшими своей технической базы (строительных машин, средств транспорта и производственных предприятий). Даже самые трудоёмкие работы выполнялись вручную. На крайне низком уровне находилась промышленность строительных материалов (см.
Строительных материалов промышленность ). Наиболее распространёнными строительными материалами были дерево и кирпич. Строительное производство носило сезонный характер и не имело постоянных кадров рабочих. Основные строительные работы выполнялись рабочими-сезонниками. Развитие строительства в СССР.
Важнейшая задача С. в СССР ≈ обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов народного хозяйства при эффективном использовании капитальных вложений , интенсификации строительного производства и на этой основе повышение эффективности общественного производства. Народно-хозяйственное значение С. в развитии производительных сил определяется его ведущей ролью в планомерном развитии и перевооружении всех отраслей народного хозяйства; создании новых производств; совершенствовании размещения предприятий и вовлечении в производство вновь открытых природных ресурсов; комплексном развитии экономики союзных республик и экономических районов страны: реализации долгосрочных программ в области градостроительства , сохранении, преобразовании и оздоровлении окружающей среды: ускоренном развитии прогрессивных отраслей; совершенствовании материальной базы науки; создании материальной основы для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
С. осуществляют общестроительные и специализированные организации, выполняющие строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственными способами, а также капитальный ремонт зданий и сооружений; организации по эксплуатационному и разведочному бурению; проектные, проектно-конструкторские и изыскательские организации. С. включает также возведение индивидуальных жилых домов гражданами за счёт собственных средств или государственного кредита.
Строительно-монтажные организации оснащены строительными машинами и транспортными средствами, располагают эксплуатационно-ремонтной базой, а также др. производствами и вспомогательными подразделениями, обеспечивающими С. В 1974 доля С. в валовом общественном продукте страны составила 10,6%, в национальном доходе 11,0%, в С. работало свыше 10 млн. чел., или 14% общего количества рабочих и служащих, занятых в материальном производстве. С. развивается быстрыми темпами (см. табл.
1). Несмотря на тяжёлые последствия 1-й мировой войны 1914≈18, Гражданской войны и военной интервенции 1918≈20, уже в первые годы существования социалистического государства начали проводиться мероприятия по организации С. в стране.
В мае 1918 в составе ВСНХ был создан Комитет государственных сооружений (Комгоссоор) для разработки плана и осуществления государственного С. В 1920 8-й Всероссийский съезд Советов одобрил разработанный по предложению В. И. Ленина план ГОЭЛРО . Декретом СНК от 21 февраля 1921 предусматривалось утверждение единого строительного плана на каждый год. В 1925≈26 были введены в строй Шатурская электростанция им.
В. И. Ленина и Волховская ГЭС. В 1921≈28 были развёрнуты работы по С. таких крупных сооружений, как Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод. Туркестано-Сибирская ж. д. В эти годы С. велось главным образом хозяйственным способом. В годы 1-й пятилетки построены и введены в действие крупнейшие промышленные предприятия (см. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР).
На востоке страны создана вторая угольно-металлургическая база. Большое развитие получило жилищное С., были созданы новые города и посёлки. Во 2-й пятилетке масштабы С. значительно возросли.
В декабре 1935 в ЦК ВКП (б) состоялось совещание по вопросам С. и в феврале 1936 принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б), которое определило пути дальнейшего улучшения строительного дела и удешевления С.: создание крупной строительной индустрии, выполнение строительных работ постоянно действующими подрядными организациями, обладающими собственно материально-технической базой и постоянными кадрами строителей. Выполнение принятого решения в последующие годы обеспечило рост и укрепление подрядных строительных организаций, значительное увеличение объёма работ и количества введённых в действие объектов. Развитию подрядного способа ведения работ способствовали мероприятия по улучшению проектного и сметного дела и по упорядочению финансирования С., проведённые по постановлению СНК СССР от 26 февраля 1938. В 1938 создан Комитет по делам С. при Совнаркоме СССР, на который было возложено регулирование проектного и строительного дела, установление производственных и сметных норм, типизация и стандартизация в С. В мае 1939 организован наркомат по С. (Наркомстрой), которому было поручено осуществление промышленного и связанного с ним жилищного и культурно-бытового С. Табл.
≈ Ввод в действие основных фондов, капитальные вложения и объёмы выполненных строительно-монтажных работ (млрд. руб., в сопоставимых ценах)
Всего введено основных фондов государс- твенными и кооператив- ными предпри- ятиями и организаци- ями, колхозами и населением
Всего капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций, колхозов и населения
Объём строительно-монтажных работ (включая колхозы)*
в том числе выполненные подрядным способом
1918 ≈ 28 (без 4-го квартала 1928)
1-я пятилетка (1929≈32, включая 4-й квартал 1928)
2-я пятилетка (1933≈37)
3-я пятилетка (1938 ≈ 1-е полугодие 1941)
1941 (2-е полугодие) ≈ 1945
4-я пятилетка (1946≈50)
5-я пятилетка (1951≈55)
6-я пятилетка (1956≈60)
7-я пятилетка (1961≈65)
8-я пятилетка (1966≈70)
9-я пятилетка (1971≈75)
*Без работ по индивидуальному жилищному строительству.
За годы довоенных пятилеток (1929≈40) построено и введено в действие 9000 новых крупных государственных промышленных предприятий. в том числе Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Волховский, Уральский и Днепровский алюминиевые комбинаты. Построен ряд крупных машиностроительных, авиационных, химических, нефтеперерабатывающих заводов, десятки электростанций, проложены новые ж.-д. магистрали и каналы.
Значительные капитальные вложения были направлены на развитие производственной базы строительных организаций и на увеличение их основных фондов. Повысился уровень организации и технологии строительного производства. Производительность труда в С. в 1928≈40 возросла в 2,5 раза.
В период Великой Отечественной войны 1941≈45 политика партии в области С. была направлена на создание производственных мощностей, необходимых для нужд фронта. Строительные кадры и механизмы были направлены на С. военных заводов и кооперированных с ними предприятий. По мере освобождения временно оккупированных немецко-фашистскими войсками районов в них были развернуты восстановительные работы. В течение военных лет было заново построено и введено в действие 3,5 тыс. и восстановлено в освобожденных районах свыше 7,5 тыс. крупных промышленных предприятий.
После окончания войны в короткие сроки восстановлены разрушенные объекты производственного и непроизводственного назначения и развернулось новое С., направленное на дальнейшее развитие народного хозяйства и подъём благосостояния народа. В конце 1954 состоялось Всесоюзное совещание по С., которое приняло важные решения по его индустриализации и экономике.
Эти решения получили отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 августа 1955 «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Огромный объём капитальных вложений позволил ввести в действие за 1946≈75 основные фонды государственных и кооперативных организаций, колхозов и населения стоимостью 1306,1 млрд. руб.
В широких масштабах осуществлялось жилищное и культурно-бытовое С. За этот же период построено и введено в эксплуатацию 2468,8 млн. м2общей (полезной) площади жилых домов. После 1960 в связи с проведением мероприятий по подъёму сельского хозяйства организованы межколхозные подрядные организации, количество которых на начале 1976 составило 3,6 тыс. Объём работ, выполненных ими в 1975, составил 4,1 млрд. руб. В течение 8-й пятилетки (1966≈70) вступили в строй Днепровский горно-обогатительный комбинат, Волжский трубный завод, Вахшский азотнотуковый завод, Полоцкий химический комбинат, Павлодарский тракторный завод и др. Положено начало развитию нефтяной промышленности в Западной Сибири и Западного Казахстане.
Значительный рост объёма капитальных вложений в 9-й пятилетке (1971≈75) позволил увеличить основные производственные фонды в 1,5 раза. За 5 лет построено около 2 тыс. крупных государственных промышленных предприятий и много новых цехов и производств на действующих предприятиях, а также около 544 млн. м2 общей площади жилых домов, что позволило улучшить жилищные условия 56 млн. чел.
Выполнена также большая программа по С. учреждений здравоохранения, просвещения и культуры. Начато С. многих крупных объектов, в том числе Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Увеличивается объём капитальных вложений в реконструкцию и расширение действующих предприятий. Новые предприятия во многих случаях строятся в составе промышленных узлов (см. Промышленное строительство ).
Материально-техническая база. С. ≈ высокоразвитая отрасль народного хозяйства, обладающая мощной производственной базой.
В состав строительной индустрии, представляющей собой совокупность строительных и монтажных организаций, осуществляющих индустриальным методом работы по возведению, реконструкции и расширению зданий и сооружений, а также по монтажу оборудования, к началу 1976 входило около 23 тыс. государственных первичных подрядных строительных и монтажных организаций, более 2,7 тыс. трестов. По сравнению с довоенным временем основные производственные фонды строительной индустрии увеличились в 35 раз (на 1 января 1975 их стоимость составила 32 млрд. руб.), а производительность труда возросла почти в 6 раз.
В 1974 объём работ, выполненный подрядными строительно-монтажными организациями, составил более 58 млрд. руб. Это значительно больше, чем за всю 5-ю пятилетку (43,8 млрд. руб.). В 1965 и 1970 этот показатель составлял соответственно 28,0 и 41,8 млрд. руб.
Развитие материально-технической базы ≈ решающее условие индустриализации строительства , его непрерывного технического прогресса, сокращения продолжительности, снижения стоимости и повышения качества. С. потребляет продукцию более 70 отраслей промышленности.
Свыше 90% материальных ресурсов, поставляемых С. в порядке межотраслевых связей, производится промышленностью строительных материалов, металлургией, химической, лёгкой, деревообрабатывающей, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностью. На конец 1974 строительные организации имели мощный парк строительных машин и механизмов: 132,6 тыс. экскаваторов, 38,7 тыс. скреперов, 131,2 тыс. бульдозеров, 148,8 тыс. передвижных кранов. Уровень комплексной механизации в С. составил (1974, в %): по земляным работам ≈ 97,9, по монтажу строительных конструкций ≈ 97,4, приготовлению бетона (включая промышленные предприятия) ≈ 92, приготовлению раствора (включая промышленные предприятия) ≈ 82,8, бетонным и железобетонным работам ≈ 91,6; уровень механизации штукатурных работ ≈ 70, малярных ≈ 75,1. Увеличилось применение строительных конструкций индустриального изготовления. Так, производство сборных железобетонных изделий возросло с 1,2 млн. м2 в 1950 до 109 млн. м2 в 1974.
Под влиянием индустриализации С. происходят коренные сдвиги в составе используемых материальных ресурсов. Строительные материалы во всё большей мере подвергаются заводской переработке и поступают на строительные площадки в виде крупных готовых элементов, сборных железобетонных, деревянных, стальных конструкций, панелей, монтажных узлов и заготовок и др. изделий заводского изготовления. Индустриализация С. обусловливает увеличение доли овеществленного труда и повышение удельного веса затрат материальных ресурсов в структуре стоимости строительно-монтажных работ. При этом на основе внедрения экономичных объёмно-планировочных и конструктивных решений, а также научно-технического прогресса в производстве строительных конструкций и материалов обеспечивается снижение материалоёмкости С. Это проявляется в уменьшении расхода основных материалов на сравнимую единицу физического объёма строительной продукции и сокращении суммарного веса материальных ресурсов в расчёте на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.
Важнейшей экономической закономерностью в условиях индустриализации С. являются опережающие темпы развития производственной базы по сравнению с ростом объёмов строительно-монтажных работ. Дальнейшее совершенствование материально-технической базы С. связано с развитием и модернизацией крупных предприятий по производству железобетонных, стальных, алюминиевых и деревянных конструкций, применением наряду с традиционными новых строительных материалов (пластических масс, алюминиевых сплавов и др.). Создание материально-технических баз С. в экономических районах на основе кооперирования и комбинирования предприятий предусматривается при их проектировании. С этой целью разрабатываются схемы их размещения, технико-экономического обоснования (ТЭО), номенклатура продукции исходя из нужд района в целом (с учётом межрайонных) и узлов сосредоточенного С. Районные материально-технические базы позволяют укрупнить предприятия (до экономически целесообразных размеров), специализировать и комбинировать их, оснастить высокопроизводительным современным оборудованием. Одной из важных задач развития материально-технической базы С. является выпуск укрупнённых блоков строительных конструкций и частей зданий, монтажных узлов технологического, санитарно-технического, электротехнического и др. оборудования, что позволяет в значительной мере превратить строительную площадку в монтажную, сократить сроки С. и повысить его качество.
Повышение технического уровня основных производственных фондов С. направлено на дальнейший рост производительности труда строителей. Это достигается обеспечением строительных организаций высокопроизводительными землеройными и землеройно-транспортными машинами, трубоукладчиками и др. машинами на базе промышленных тракторов и колёсных тягачей мощностью от 180 до 500 л. с., значительным увеличением производства погрузчиков, в том числе грузоподъёмностью 10≈15 т, развитием производства мобильных стреловых кранов на шасси автомобильного типа с телескопическими стрелами грузоподъёмностью 25, 40, 63 и 100 т, созданием и освоением производства комплектов машин для скоростного С. автомобильных дорог: увеличением оснащённости С. механизированным инструментом, отделочными и кровельными машинами и др. средствами малой механизации. Повышается грузоподъёмность автотранспортных средств в С., внедряются самосвальные поезда и значительно расширяется номенклатура специализированных транспортных средств для перевозки с заводов на строительные площадки укрупнённых конструкций и оборудования. Предприятия строительных конструкций и деталей оснащаются специализированными технологическими линиями, обеспечивающими комплексную механизацию производства и частичную автоматизацию ряда технологических процессов. Развитие материально-технической базы С. явилось важнейшим фактором сокращения численности рабочих, приходящейся на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, с 342 чел. в 1950 до 85 чел. в 1975.
На развитие производственной базы строительных и монтажных организаций и оснащение их техникой предусматриваются крупные капитальные вложения. В 1971≈75 государственные капитальные вложения на развитие строительной индустрии составили 16,7 млрд. руб. против 11,5 млрд. руб. в 1966≈70. Кроме того, при осуществлении крупных строек в отдалённых неосвоенных районах страны на развитие производственных баз строительных организаций направляются дополнительные капитальные вложения за счёт отраслей, для которых ведётся С. в этих районах.
Технический прогресс в С. В Программе КПСС, решениях съездов КПСС и постановлений ЦК КПСС и Совета. Министров СССР предусматривается необходимость быстрого развития и технического совершенствования строительной индустрии и промышленности строительных материалов до уровня, обеспечивающего потребности народного хозяйства, максимального сокращения сроков, снижения стоимости и улучшения качества С. путём его последовательной индустриализации, быстрейшего завершения перехода на возведение полносборных зданий и сооружений из крупноразмерных конструкций и элементов полной заводской готовности.
Повышение уровня индустриализации ≈ главное направление научно-технического прогресса в С. Индустриализация обеспечивает превращение строительного производства в механизированный, поточный процесс монтажа здании и сооружений из сборных крупноразмерных конструкций и деталей с высокой степенью готовности. Развитие крупнопанельного домостроения приводит к сокращению продолжительности С. массовых типов жилых зданий, снижению трудоёмкости их возведения и уменьшению веса материалов и конструкций зданий.
В результате научных исследований успешно решены крупные проблемы, способствующие превращению С. в развитую индустриальную отрасль народного хозяйства. Разработан ряд новых эффективных конструкций с применением лёгких бетонов, высокопрочной арматуры, стали повышенной и высокой прочности, асбестоцемента, клеёной древесины, полимерных материалов. В промышленном строительстве техническое развитие зданий и сооружений основано на широком использовании унифицированных и гибких объёмно-планировочных и конструктивных решений, блокировании основных и вспомогательных цехов, применении новых типов промышленных зданий ≈ павильонных, с техническими этажами, двухэтажных с укрупнённой сеткой колонн. Основные тенденции технического прогресса в С. с.-х. зданий и сооружений (см. Сельское строительство ): укрупнение и блокировка зданий, применение комплексной механизации и автоматизации с.-х. производства, обеспечение регулируемого микроклимата в производственных помещениях.
В области жилищного С. (см. Жилищно-гражданское строительство ) разработаны новые типы жилых домов для массового С., в большей мере отвечающие различным климатическим условиям страны, обеспечивающие повышение уровня архитектурно-планировочных и инженерных решений зданий, улучшение санитарно-гигиенических условий.
Осуществляется массовое С. крупнопанельных 9-, 12-, 16-этажных домов с улучшенными теплотехническими и звукоизоляционными качествами. Совершенствование и повышение технического уровня крупнопанельного домостроения достигается путём более широкого применения крупноразмерных облегчённых конструкций с использованием эффективных утеплителей, облицовочных, гидро- и звукоизоляционных материалов, расширенного применения несущих и ограждающих конструкций из лёгких бетонов на пористых заполнителях, повышения степени заводской готовности конструкций. В культурно-бытовом С. предусматриваются новые типы общественных зданий, основанные на кооперировании и укрупнении объектов различного назначения, а также улучшении их эстетических качеств. Разработаны каркасно-панельные конструкции для С. общественных зданий, что обеспечивает повышение уровня индустриализации, сокращение продолжительности С. и снижение трудоёмкости их возведения на 15≈30%.
Направления технической политики в области совершенствования технологии строительного производства определяются внедрением новых проектных решений, эффективных строительных материалов, деталей и конструкций высокой степени заводской готовности, новых высокопроизводительных технологических процессов. Наряду с совершенствованием традиционных методов монтажа строительных конструкций и технологического оборудования развиваются такие новые методы, как подъём этажей и перекрытий (см.
Подъёма этажей метод ), конвейерная сборка и блочный монтаж конструкций зданий и сооружений. Осуществленный на основных объектах крупнейшей стройки ≈ Камского автомобильного завода ≈ конвейерный метод сборки и монтажа по сравнению с поэлементным монтажом показал более высокую производительность труда, сокращение продолжительности С., снижение себестоимости и повышение качества строительно-монтажных работ. Монтаж технологического оборудования совершенствуется путём укрупнения монтируемых элементов как на заводах-изготовителях, так и на строительных площадках, комплексного монтажа конструкций и оборудования, применения метода надвижки и др. Улучшаются способы производства земляных, каменных, отделочных и др. строительно-монтажных работ. Так, в целях сокращения объёмов трудоёмких отделочных работ более широкое применение находят т. н. сухие способы отделки поверхностей, облицовка крупноразмерными плитами из различных материалов; при С. фундаментов используются буронабивные сваи.
Важными направлениями технического прогресса в С. являются также повышение уровня комплексной механизации строительного производства; оснащение строек новыми типами высокопроизводительных машин, механизированного инструмента, транспортных средств; ликвидация ручного труда; совершенствование технологии, организации и управления С. В перспективе индустриализация С. приблизит строительное производство к условиям промышленного производства, превратит строительные площадки в монтажно-сборочные.
Развитие С. связано с углублением специализации, кооперирования и комбинирования, а также с расширением его межотраслевых связей. С повышением технического уровня в С. повышается технический уровень производства материалов, конструкций и изделий, производимых для С. смежными отраслями промышленности.
Мероприятия по совершенствованию планирования капитального С. и усилению экономического стимулирования строительного производства призваны обеспечить на основе научно-технического прогресса повышение эффективности капитальных вложений, ускорение ввода в действие производственных мощностей и объектов, а также повышение производительности труда и снижение стоимости С.
Строительная наука исследует разнообразные явления строительной практики и обобщает их, выявляет объективные закономерности развития С., на основе которых разрабатываются предложения, способствующие ускорению научно-технического прогресса в С. Строительная наука включает комплекс теоретических дисциплин ( строительную механику , сопротивление материалов , механику грунтов , строительную физику ), проектирование и технологию изготовления строительных конструкций , проблемы инженерного оборудования и санитарной техники городов, зданий и сооружений; технологию строительного производства (организацию, механизацию и автоматизацию); проблемы гидротехнического, транспортного и др. видов С.; экономику строительства . В СССР создана сеть научно-исследовательских институтов по всем основным отраслям С. Значительно расширилась подготовка специалистов с высшим образованием в области С. (см. Строительное образование ). Исследования проводятся (1975) в более чем 100 научно-исследовательских институтах с общим числом сотрудников около 15 тыс. чел. К числу крупных достижений советских учёных относятся работы в области теории сооружений и создания новых строительных конструкций, в том числе: метод расчёта конструкций по предельным состояниям , положенный в основу Строительных норм и правил , методы расчётов сложных пространственных систем, металлических конструкций на усталостную прочность и хрупкое разрушение. На основе большого комплекса исследований, выполненных в области теории сооружений, механики грунтов, и широкого применения ЭВМ разработаны методы расчёта и проектирования высотных сооружений, технология производства работ при низких температурах, а также созданы эффективные объёмно-планировочные и конструктивные решения каркасных и крупнопанельных зданий повышенной этажности, зданий и сооружений, возводимых в сложных природных условиях вечной мерзлоты, сейсмической активности, просадочных грунтов, горных выработок и др. Проводятся экспериментальные проверки методов экономической работы в С.
В целях приближения науки к практике С. и создания наиболее благоприятных условий для быстрого внедрения научных достижений в проектирование и С. ряд научно-исследовательских институтов объединён с проектными организациями.
Управление С. в СССР. Структура управления С. в СССР постоянно совершенствовалась. По решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР с 1967 система управления С. основывается на территориально-отраслевом принципе.
Строительными организациями руководят общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские строительные министерства, а также входящие в их состав главного территориально-строительного управления, комбинаты, объединения и др. организации. Промышленного и жилищно-гражданского С. осуществляют министерство строительства предприятий тяжёлой индустрии СССР (Минтяжстрой СССР), министерство промышленного строительства СССР (Минпромстрой СССР) и министерство строительства СССР (Минстрой СССР), специализированные по С. объектов соответствующих отраслей промышленности и ведущие свою деятельность в определённых районах страны.
С. транспортных сооружений (железных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей, метрополитенов, сооружений для морского и речного транспорта, аэродромов) возложено на общесоюзное министерство транспортного строительства (Минтрансстрой). Сельское С. осуществляется в основном союзно-республиканским министерством сельского строительства СССР. Особую роль выполняет союзно-республиканское министерство монтажных и специальных строительных работ СССР (Минмонтажспецстрой СССР), которое выступает по отношению к др. министерствам в качестве субподрядчика по монтажу технологического оборудования, электротехнических, санитарно-технических устройств, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, сложных строительных конструкций и сооружений. С. газо- и нефтепроводов возложено на общесоюзное министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегазстрой). министерство энергетики и электрификации СССР (Минэнерго СССР) осуществляет С. и эксплуатацию электростанций, линий электропередачи и т.п.; министерство мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз СССР) ≈ С. и эксплуатацию сооружений водного хозяйства; министерство угольной промышленности СССР (Минуглепром СССР) ≈ С. и эксплуатацию объектов угольной промышленности. В наиболее крупных городах ≈ Москве, Ленинграде, Киеве ≈ руководство С. в основном осуществляют главные управления, подчинённые горисполкомам местных Советов депутатов трудящихся, а в Ташкенте ≈ главное управление, подчинённое Совету Министров республики.
Организационная структура управления С. непрерывно совершенствуется. Основные пути совершенствования структуры управления С. ≈ сокращение управленческих звеньев на основе создания крупных хозрасчётных строительных организаций-объединений, комбинатов. Характерную форму комбинирования представляют домостроительные комбинаты (ДСК), получившие широкое распространение в жилищном С. Успешно работают сельские строительные комбинаты (ССК). Для осуществления промышленного С. создаются заводостроительные комбинаты (ЗСК). Повышается уровень специализации, который в 1974 достиг 61% от общего объёма выполненных подрядных работ.
Новые возможности совершенствования организации управления открываются с внедрением автоматизированных систем управления С. (АСУС) с использованием экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУС применяются в союзных и республиканских строительных министерствах, крупных строительных организациях. В мае 1950 образован Государственный комитет Совета Министров СССР по делам С. (Госстрой СССР), призванный проводить единую техническую политику, направленную на ускорение технического прогресса в С. и повышение его эффективности; улучшать дело градостроительства и архитектуры , планировки и застройки городов, посёлков и сельских населённых пунктов; совершенствовать техническое и экономическое нормирование в С., строительное проектирование; разрабатывать и осуществлять совместно с министерствами предложения по внедрению научной организации труда, снижению стоимости, сокращению продолжительности и повышению качества С.; развивать строительную науку, повышать эффективность научных исследований и осуществлять контроль за внедрением достижений науки и передового опыта в проектирование и С.
В зарубежных социалистических странах осуществляется большая программа капитального С. За 1950≈74 объёмы строительно-монтажных работ увеличились, например, в Болгарии (1952=1) в 6,3, Венгрии в 5,4, ГДР в 6,7, МНР в 34, Польше в 12, Румынии в 15, Чехословакии в 7 раз. С. стало крупной отраслью материального производства, характеризуемой высокими темпами роста капитальных вложений (см. табл. 2).
≈ Темпы роста капитальных вложений в зарубежных социалистических странах (в % к 1950)
Источник xn--b1algemdcsb.xn--p1aiСтроительство
Строительство — создание (возведение) зданий и сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ.
Результатом строительства считается возведённое здание (сооружение) с внутренней отделкой, действующими инженерно-технологическими системами и полным комплектом документации, предусмотренным законом.
Объекты строительства
Объекты капитального строительства
- Здания — объемные строительные системы, имеющие надземную и (или) подземную части, включающие в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенные для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Конструктивные системы (схемы) зданий:
- каркасная (несущий остов сформирован из стоек, балок и перекрытий, а также диафрагм жёсткости; ограждающие конструкции не являются несущими, помещения разделяются лёгкими перегородками) — несущие элементы (колонны) имеют линейную характеристику;
- ствольная схема (подвид каркасной, где несущим является ядро жёсткости)
- оболочковая схема (все ограждающие конструкции образуют единую пространственную оболочку).
- сборным (собираться из отдельных элементов, изготовленных в заводских условиях)
- монолитным (стены, колонны и перекрытия изготавливаются непосредственно на стройплощадке и образуют единое целое).
- башни, вышки, градирни,
- резервуары,
- линии электропередачи,
- линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения),
- трубопроводы,
- автомобильные дороги,
- железнодорожные пути,
- мосты,
- аэродромы,
- тоннели,
- временные сооружения.
- жилые и хозяйственные строения, расположенных на садовых и дачных участках;
- хозяйственные строения для содержания домашних животных;
- строения вспомогательного использования;
- служебные строения, которые по отношению к основному зданию имеют второстепенное значение на земельном участке;
- строения потребительского назначения (дачи, садовые дома, гаражи).
Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства
- Временные постройки — специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадёт необходимость в их использовании.
- Некапитальные нестационарные сооружения — сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений; это объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера.
Отрасли строительства
В зависимости от назначения строящихся объектов различают следующие отрасли строительства:
Источник sewiki.ruПонятие «строительство» в широком и узком смыслах: правовой аспект (Котина М.Ю.)
На сегодняшний день строительство является одной из основных отраслей национальной экономики. Его особая роль состоит в том, что именно строительство является непременным фактором успешного развития основных производственных фондов и экономики страны в целом.
Являясь важнейшим условием жизнедеятельности, строительство, так или иначе, сопровождает жизнь человечества с самого начала, позволяя удовлетворять различные потребности членов общества (в первую очередь базовую потребность в жилье). Активное и устойчивое развитие строительной отрасли является несомненным благом для любого государства и его граждан, поскольку позволяет решить многие экономические и социальные задачи, такие как повышение показателей экономического роста, темпов производства и урбанизации, создание новых рабочих мест, обеспечение населения жильем и объектами социальной инфраструктуры.
Однако при этом строительная деятельность влечет и множество негативных последствий, которые наиболее остро ощущаются в сфере охраны окружающей природной среды. Только на первый взгляд к таким последствиям можно отнести:
— использование значительного количества природных ресурсов в процессе строительства;
— кардинальное изменение качества земельных участков, предоставленных для строительства, и прилегающих к ним территорий, уничтожение компонентов окружающей природной среды при подготовке строительных площадок и производстве строительных работ;
— чрезмерное сокращение земель, пригодных для использования в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве ;
— загрязнение окружающей природной среды в процессе эксплуатации предприятий строительной отрасли;
— негативное воздействие антропогенных объектов, созданных в результате строительства, на компоненты окружающей природной среды.
———————————
См., например: Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2011. С. 34.
Очевидно, что строительство представляет собой ту сферу человеческой деятельности, которая наглядно демонстрирует столкновение многих интересов самых различных лиц, включая частные и публичные интересы граждан, отдельных групп граждан и населения в целом, представителей строительного бизнеса, а также муниципальные и государственные интересы. В силу самой природы строительной деятельности среди сложных, комплексных отношений ее участников непременно наличествуют публичные экологические интересы. Вопрос правового обеспечения публичных экологических интересов на этапе строительства хотя и не является предметом настоящей статьи, но отметим, что одной из фундаментальных задач правового регулирования строительства должно являться создание эффективных механизмов достижения баланса интересов различных участников строительной деятельности с целью предотвращения наступления негативных для окружающей среды последствий.
Строительство является той стадией хозяйственной деятельности, на которой определяется система взаимоотношений и характер взаимного влияния нового (или измененного) антропогенного объекта и окружающей природной среды друг на друга. В связи с этим большое значение имеет детальное регулирование всех этапов процесса от подготовки градостроительного плана земельного участка до успешного ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию. Каждый этап строительства требует осознанного участия всех субъектов строительной деятельности и лиц, заинтересованных в успешной реализации строительного проекта, качественной оценки экологических рисков и прогнозирования негативных воздействий результата строительства на окружающую природную среду в целях поиска наиболее благоприятного варианта реализации строительного проекта.
Одной из основных задач и предметом научного интереса автора настоящей статьи является выявление тех этапов строительного процесса («точек соприкосновения»), на которых действующее законодательство обязано обеспечить эффективные механизмы достижения баланса публичных экологических и иных интересов в свете повышения степени экологической обоснованности строительства. Но прежде чем приступить к решению указанной задачи, необходимо определить понятийный аппарат, являющийся основополагающим элементом любого исследования, ответив на вопрос: «Что такое строительство?»
Руководствуясь бытовыми представлениями, мы часто воспринимаем строительство исключительно как процесс создания нового объекта, не существовавшего ранее. В этом же ключе раскрывает понятие строительства и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ), определяя строительство как «создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)». Особое внимание в приведенном выше определении требует оговорка законодателя о возможности создания зданий на месте сносимых объектов капитального строительства. В этой связи возникает вопрос о том, входят ли работы по сносу объектов капитального строительства в понятие «строительство», либо их следует рассматривать в качестве самостоятельного вида деятельности, сопряженной со строительством и тесно с ним связанной.
———————————
См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст.
16.
Действующее законодательство о градостроительной деятельности не уделяет сносу зданий, строений и сооружений особого внимания на федеральном уровне, оставляя большинство вопросов, касающихся порядка сноса объектов капитального строительства, на усмотрение регионального регулирования. Тем не менее снос и демонтаж зданий «градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности» и, на наш взгляд, являются неотъемлемой частью строительного процесса. Так, например, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства является седьмым разделом проектной документации , который выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи с новым строительством (реконструкцией) , и в обязательном порядке прилагается к заявлению застройщика о выдаче разрешения на строительство . Более того, снос или демонтаж объектов капитального строительства имеет разрешительную природу и осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа местного самоуправления о сносе, которым в том числе определяются порядок и сроки осуществления сноса такого объекта . За нарушение установленного порядка сноса объектов капитального строительства региональным законодательством в области административных правонарушений обычно предусматривается административная ответственность .
———————————
См.: письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. N Д23и-1663 «О рассмотрении обращения» // СПС «КонсультантПлюс».
Речь идет о проектной документации, разрабатываемой в отношении объектов капитального строительства.
См.: пункт 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 744.
См.: ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
См.: письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. N Д23и-1663 «О рассмотрении обращения».
Так, ст. 8.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях установлена ответственность в виде административного штрафа за самовольный снос зданий, сооружений и коммуникаций. См.: Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // Ведомости Московской городской Думы. 2008. N 12. Ст.
251.
Напомним, что реконструкция представляет собой (1) изменение параметров объекта капитального строительства или его частей, в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также (2) замену и восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов, подпадающей под определение капитального ремонта (ст. 16 ГрК РФ).
Капитальный ремонт определяется действующим законодательством как замена или восстановление строительных конструкций или их элементов, за исключением несущих строительных конструкций, замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ). При этом реконструкция, так же как и капитальный ремонт , является таким изменением объекта капитального строительства, которое не требует сноса этого объекта и, следовательно, создания нового объекта капитального строительства.
———————————
Реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов имеют свои особенности. Для целей настоящей статьи они рассматриваться не будут.
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2005 г. N А56-49972/04 // СПС «КонсультантПлюс».
С одной стороны, реконструкцию и капитальный ремонт в понятие «строительство» в узком смысле слова, определенном в ст. 1 ГрК РФ, включить нельзя. С другой стороны, не представляется возможным рассматривать эти понятия отдельно от строительства и намеренно выводить их за рамки строительного процесса. Не нужно быть специалистом в данной сфере, чтобы понимать, что как собственно строительство, так и реконструкция с капитальным ремонтом являются технологически единообразным процессом, связанным с производством строительно-монтажных работ (работ капитального характера, в результате которых создаются объекты недвижимого имущества, в том числе здания, сооружения, или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и по иным аналогичным основаниям) .
———————————
См.: письмо Минфина России от 30 октября 2014 г. N 03-07-10/55074 // СПС «КонсультантПлюс».
Ключевое нормативное регулирование строительства и реконструкции на федеральном уровне содержится в гл. 6 ГрК РФ («Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства»), в которой также уделено внимание регулированию деятельности по осуществлению капитального ремонта.
Включение требований к порядку производства реконструкции, строительства и капитального ремонта в одну главу кодекса уже само по себе свидетельствует о едином подходе законодателя к различным вопросам осуществления указанных видов деятельности. Наряду с одинаковой содержательной частью строительство, реконструкция и капитальный ремонт имеют очень схожее правовое регулирование с точки зрения юридического оформления, включающее в себя следующие основные этапы: (1) подготовка проектной документации; (2) экспертиза проектной документации в случае строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ст.
16 ГрК РФ); (3) получение разрешения на строительство (за исключением капитального ремонта) (ст. 51 ГрК РФ); (4) осуществление строительно-монтажных работ; (5) приемка выполненных работ и (6) получение разрешения на ввод в эксплуатацию (за исключением капитального ремонта) (ст. 55 ГрК РФ). Процесс осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта отличается четкой и довольно подробной регламентацией со стороны действующего законодательства, из которой однозначно следует единообразный подход законодателя к режиму правового регулирования этих видов деятельности.
Особо отметим, что аналогичный режим прослеживается и в правовом регулировании ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия. Порядок их проведения включает в себя подготовку задания на проведение работ, получение разрешения на проведение работ от уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия, подготовку проектной документации и согласование ее с органами охраны объектов культурного наследия, а также осуществление контроля за проведением ремонтно-реставрационных работ . Очевидно, что реставрация объектов культурного наследия по своему содержанию и правовому регулированию близка к режиму реконструкции, поскольку налицо те же основные этапы и тот же общий разрешительный подход к правовому регулированию. Тем не менее, поскольку создать новый объект культурного наследия невозможно, значит, и любые реставрационные работы к строительству в узком смысле отнести нельзя.
———————————
См.: статья 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
Однако существует и другой подход, согласно которому выполнение инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования входит в состав деятельности по подготовке земельного участка к строительству и является частью процесса строительства. Работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации являются строительными работами, и их выполнение свидетельствует о том, что на земельном участке было начато строительство . Такая точка зрения не бесспорна, но она отражает подход к процессу строительства как к комплексному явлению — «от этапа выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» .
———————————
См.: Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Зарегистрировано в Минюсте России 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16902 // Рос. газ. 2010. 26 апр. N 88.
См.: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 г. по делу N А63-3385/2014.
Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Н.А. Игнатюк и др.; под ред. С.А.
Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
В пользу такой позиции можно привести норму п. 9 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации , согласно которой срок договора аренды находящегося в публичной собственности земельного участка, предоставленного на аукционе для целей строительства, в два раза превышает срок, установленный уполномоченным органом, в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. Приказом Минстроя России от 27 февраля 2015 г. N 137/пр такой общий срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления проектирования и строительства, установлен и составляет 60 месяцев. Примечательно то, что в этом случае, в развитие предписаний кодифицированного законодательного акта, срок для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства установлен в одном нормативном правовом акте. С одной стороны, это лишь юридико-технический прием, использованный в целях удобства, но с другой стороны, также и косвенное подтверждение единства, органичности и непрерывности инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, что является аргументом в пользу расширения понятия «строительство» за счет указанных видов деятельности.
———————————
См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
См.: Приказ Минстроя России от 27 февраля 2015 г. N 137/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений». Зарегистрировано в Минюсте России 5 марта 2015 г. Регистрационный N 36368 // БНА ФОИВ. 2015. N 32.
В заключение укажем, что широкому пониманию понятия «строительство» должны быть положены пределы. Такие пределы даны в ГрК РФ, на основании комплексного толкования положений которого понятие «строительство» в широком смысле должно включать в себя инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, создание новых объектов капитального строительства (включая снос существующих объектов, если новые объекты капитального строительства возводятся на месте сносимых), а также реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и реставрацию объектов культурного наследия. Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция смешения понятий «строительство» и «размещение объекта». Такой пример видим в толкованиях Министерства экономического развития Российской Федерации положений Земельного кодекса Российской Федерации. Так, согласно ответам на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», опубликованным Минэкономразвития России 24 апреля 2015 г., понятие «размещение» подразумевает строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства» .
———————————
См.: пункт 62 Информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Приведем аргументы против такого подхода. Во-первых, современная законодательная и правоприменительная практика в сфере градостроительной деятельности уже выработала подход к восприятию строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов капитального строительства как к самостоятельным стадиям хозяйственной деятельности.
Во-вторых, процесс строительства не всегда заканчивается успешно и в силу объективных причин не всегда переходит в последующую стадию эксплуатации объекта капитального строительства, ведь строящийся объект может быть «законсервирован» или попросту брошен в связи с отсутствием дальнейшего финансирования. При таких обстоятельствах существует угроза полного отождествления понятий «размещение» и «строительство».
Однако строительство, даже с учетом широкого понимания этого термина, данного выше, объединяет различные виды деятельности, все вместе направленные на достижение одного результата — создание объекта капитального строительства либо изменение параметров или элементов существующего объекта капитального строительства. А целью размещения объекта не является непосредственно создание объекта капитального строительства или изменение его характеристик, поскольку результатом размещения может быть только определение и закрепление расположения будущего объекта капитального строительства на местности. Вот почему в правовом регулировании размещения объектов капитального строительства последовательно применяются совершенно иные подходы и методы, чем по отношению к строительству. Размещение объектов капитального строительства тесно связано с такими важнейшими компонентами градостроительной деятельности , как территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территорий, которые необходимо отделять от строительства, реконструкции и тем более от эксплуатации законченного строительством объекта.
———————————
См.: Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
Литература
1. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Н.А. Игнатюк и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп.
М.: Проспект, 2009.
2. Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2011. С. 34.
3. Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник lexandbusiness.ru