«КИТАЙСКИЙ ПУТЬ» / СОЦИАЛИЗМ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / CHINESE PATH / SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS / MODERNIZATION / TRANSFORMATION OF CHINESE CIVILIZATION
Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сун Лэй
В статье рассматривается «Китайский путь» путь социализма с китайской спецификой . Показано, что социализм с китайской спецификой под руководством КПК определяет положение дел в стране: партия уделяет основное внимание экономическому строительству, придерживается 4 коренных принципов, курса реформ и открытости. «Китайский путь» освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма. Он поощряет всестороннее развитие человека, поэтапно реализует общее благосостояние всего народа, и в целом создает зажиточное, демократическое, гармоничное современное социалистическое государство.
Социализм с китайской спецификой
Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сун Лэй
Ориентация и инновации: теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой с точки зрения международного права
Достижения и проблемы социально- экономического развития современного Китая (к 40-летию реформ Дэн Сяопина)
THE CHINESE PATH — THE PATH OF SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS
The article considers the Chinese path the path of socialism with Chinese characteristics . The author shows that socialism with Chinese characteristics under the leadership of the CPC determines the state of affairs in the country, focusing on economic construction, adheres to four fundamental principles, the course of reforms and openness. It liberates and develops productive forces, creates the socialist market economy, the socialist democracy, the progressive socialist culture, the harmonious socialist society, the ecological culture of socialism, encourages the all-round development of man, gradually realizes the common welfare of the whole people, and creates the prosperous, democratic, harmonious modern socialist state.
Текст научной работы на тему ««Китайский путь» — путь социализма с китайской спецификой»
«КИТАЙСКИЙ ПУТЬ» — ПУТЬ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ1
Аннотация. В статье рассматривается «Китайский путь»- путь социализма с китайской спецификой. Показано, что социализм с китайской спецификой под руководством КПК определяет положение дел в стране: партия уделяет основное внимание экономическому строительству, придерживается 4 коренных принципов, курса реформ и открытости. «Китайский путь» освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма. Он поощряет всестороннее развитие человека, поэтапно реализует общее благосостояние всего народа и в целом создает зажиточное, демократическое, гармоничное современное социалистическое государство. Ключевые слова: «Китайский путь», социализм с китайской спецификой, модернизация, трансформация китайской цивилизации
Лу^итайский путь», путь социализма с китайской спецификой, является «^^результатом успеха 90 лет принципиальной борьбы, созидания и накапливания сил партии и народа. Китай не пошел по пути изоляции страны, не избрал порочный путь смены курса, он пошел по новому, китайскому пути. XVII съезд партии дал полноценное научное определение этого направления: «. социализм с китайской спецификой под руководством КПК определяет положение дел в стране, уделяя основное внимание экономическому строительству, придерживается четырех коренных принципов, курса реформ и открытости. Он освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма, поощряет всестороннее развитие человека, поэтапно реализует общее благосостояние всего народа, создает зажиточное, демократическое, гармоничное современное социалистическое государство». Главная задача строительства социализма с китайской спецификой в том, чтобы «реализовать социалистическую модернизацию и великое возрождение китайской нации».
Путь социализма с китайской спецификой является результатом реализации курса реформ и открытости на протяжении 30 лет, 60 лет упорного поиска после создания КНР, итогом более чем 170-летнего периода Новой истории развития китайской нации, результатом развития цивилизации китайского народа в течение 5 000 лет2.
Социализм с китайской спецификой: истинный маршрут цивилизационного
Развитие социализма с китайской спецификой осуществляется в основном благодаря реформированию и трансформации культуры, ведь в этом и заключа-
1 Данная статья является промежуточным результатом реализации проекта № 17YJС710072 гуманитарно-социального исследования молодежного фонда Министерства образования КНР «Исследование теории и практики нравственного воспитания в период СССР (1917- 1956)» и проекта № 17КЛС015 пекинского исследования социальных наук молодежного фонда «Идея генсека ЦК КПК Си Цзиньпина о государственном управлении в оценке русских ученых».
2 Заключительная речь Си Цзиньпина на церемонии закрытия съезда ВСНП 17 марта 2013 г. -Жэньминь Жибао. 2013. 18 марта.
ется суть цивилизации. «Китайский путь» появляется на стыке западной капиталистической культуры и китайской традиционной культуры, в основе которой -конфуцианская культура. Но он связан и с европейским марксизмом, советским ленинизмом, стремлением китайского народа к освобождению и независимости, к созданию мощного государства и благосостоянию народа. Следовательно, речь идет о нескольких системах взаимоотношений: Китай — Запад, Китай — «третий мир», социализм — капитализм, китайская традиция — модернизация.
В 1840 г. китайская традиционная культура столкнулась с западной капиталистической культурой; в процессе противостояния она терпела одну неудачу за другой. После поражения Синьхайской революции, особенно в период движения за новую культуру, передовые интеллектуалы Китая пытались, используя западную науку и демократические идеи, провести реформу китайской традиционной культуры, отбросив ее феодальные элементы и реформируя элементы, совпадающие с современными научными и демократическими идеями.
Китайский народ, переосмысливая и впитывая в себя разнообразные западные социально-политические течения, в конце концов остановил свой выбор на наиболее прогрессивном направлении — марксизме-ленинизме. Широкое распространение марксизма-ленинизма способствовало становлению Коммунистической партии Китая, которая уделяла большое внимание культурному строительству. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» выдвинул концепцию строительства антиимпериалистической, антифеодальной национальной научной и массовой культуры. Китай вступил в эпоху всестороннего строительства социализма.
Каким же образом КПК, находясь в авангарде политической и культурной жизни, могла управлять диалектическими связями между китайской традиционной культурой и мировой современной культурой?
Во-первых, это связано с восприятием марксизма в Китае. В.И. Ленин говорил: «. вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила» [Ленин 1995: 309]. КПК, придерживаясь теории марксизма, творчески «использует его в соответствии с китайскими особенностями, .позволяет этим идеям воплощаться в Китае, при этом каждое проявление должно иметь китайские черты» [Мао Цзэдун 1991: 534]. Партия сформулировала 2 проявления китаизации марксизма при осуществлении китайской революции, курса реформ и открытости: это теоретическая система маоизма и социализм с китайской спецификой1.
Во-вторых, это связано с восприятием западной культуры в Китае. После 1840 г. Китаю было необходимо бросить вызов западной цивилизации, он должен был осмыслить западный опыт и пойти по своему пути — пути китайской модернизации.
Но в то время, «если бы захотели найти в китайской традиции достаточные духовные ресурсы, развить ее движущую силу, чтобы спасти Китай, вероятность этого была бы очень мала» [Ду Вэймин 1997: 317]. Китайская традиционная цивилизация не была той единственной силой, которая могла помочь Китаю завершить трансформацию в сторону современной цивилизации. Люди стали невольно обращать внимание на разнообразные идеологические течения Запада, например либерализм, утопический социализм, национализм, сциентизм, практицизм, позитивизм, анархизм. Содержащиеся в этих идеях позитивные компоненты понемногу усваивались. Тогда интеллигенция и политическая элита выдвинули концепцию «сохранения корпуса китайских ценностей при адаптации западной культуры». «Корпус китайской традиционной культуры» должен иметь «китайское для Китая» в качестве ядра и при этом адаптировать западные учения для расширения духовного богатства Китая.
1 Чэнь Чжэнькай. Столетие Синьхайской революции: великое идеологическое освобождение: «Китайский путь» добился мирового признания. — Жэньминь Жибао Интернэшнл. 2011. 30 сент.
На протяжении более 170 лет шел мучительный поиск формулы отношений между «корпусом» и «адаптацией». Путь модернизации, созданный социализмом с китайской спецификой, есть сочетание «нового корпуса» китайской традиционной цивилизации и «новой адаптации» западной рыночной экономики. Китайская модернизация не может следовать по западному маршруту модернизации, однако на протяжении длительного времени процесс китайской модернизации в той или иной степени, осознанно или неосознанно, использовал западную модель модернизации в качестве системы координат, постоянно преследуя цель социалистической модернизации.
В-третьих, это связано с восприятием китайской традиционной культуры. Никто не спорит, что китайской традиционной культуре необходима модернизация.
Сохраняя «корпус китайских ценностей», необходимо придерживаться 3 принципов, а именно: искоренять феодальную закрытость китайской традиционной культуры и поощрять ее современный характер; бороться с косностью традиционной культуры и поощрять созидательность; преодолевать ее оторванность от реальности и поощрять практичность. Начиная с курса реформ и открытости, Коммунистическая партия Китая в основном следовала этим 3 принципам в отношении традиционной культуры. К примеру, Дэн Сяопин выдвигал идею «малого благоденствия», Цзян Цзэминь выдвигал идею «нравственного управления», Ху Цзиньтао — идею «гармоничного общества» и «гармоничного мира». Си Цзиньпин на XVIII съезде партии выдвинул идею «китайской мечты». Все эти инновации основаны на идеях марксизма, впитали в себя позитивные элементы, которые способствуют развитию человечества, показывают тенденцию трансформации китайской цивилизации в сторону сближения регионального и глобального.
Например, система главных ценностей всесторонне олицетворяет «дух марксизма, адаптацию западного при сохранении китайских ценностей». На уровне отдельного человека выдвинуты понятия «патриотизма, преданности работе, добросовестности и дружбы», на уровне всего общества — понятия «свободы, равенства, справедливости и верховенства права», на уровне государства — понятия «мощи, демократии, цивилизации и гармонии».
Таким образом, традиционные китайские культурные ценности «нравственного совершенствования», «порядка в доме» и «управления государством», которые заложены в каждом человеке, семье и государстве, выходят на уровень глобальных ценностей человечества. Эти 24 иероглифа на атласе общих человеческих ценностей успешно интегрируют «традиционный Китай», «современный Китай» и «глобальный Китай» в системе «три в одном».
Си Цзиньпин, выступая 17 февраля 2014 г. на 3-м пленуме XVIII съезда, подчеркнул: «Необходимо развивать государственную систему управления и модернизацию потенциала управления, культивировать систему социалистических ценностей и общечеловеческих ценностей, ускоренно создавать особую систему ценностей с китайской и национальной спецификой. <. >Необходимо распространять результаты современной инновационной китайской культуры, которая продолжает устои традиционной китайской культуры и развивает дух времени, а также помогает становлению нашего государства». Он также отметил: «Только помня о прошлом, можно прокладывать дорогу в будущее, только перенимая наследие, можно создать что-то инновационное. Отбрасывание же традиций, потеря корней подобны перерубанию духовных артерий»1.
Путь социализма с китайской спецификой, с одной стороны, показывает, что нет «универсальной мировой цивилизации». С другой — мы видим, что КПК, успешно завершив путь «революционного строительства государства»
1 Си Цзиньпин. Совершенствовать и развивать строй социализма с китайской спецификой, развивать систему управления государства и управленческий потенциал. — Жэньминь Жибао. 2014. 18 февр.
с китайской спецификой, приблизилась к завершению пути специфического экономического становления государства. В течение 30 лет экономического процветания во время курса реформ и открытости Китай отстал в осуществлении цивилизационного строительства. ВВП возрос, однако нравственность упала, идеалы были утрачены, ценности потеряны, экология ухудшилась. Государство, у которого потеряна цивилизационная составляющая, не может реально возвыситься.
После XVIII съезда стратегия КПК по управлению государством трансформируется от «экономического становления государства» к «цивилизационному становлению государства». Этот взгляд переустанавливает цели развития Китая и его отношения с миром. «Пройденные 90 ли из пути в 100 ли составляют лишь половину»: настало время для всестороннего прорыва курса реформ и открытости. 3-й пленум ЦК КПК выдвинул 330 рекомендательных мер в 15 областях, в которых существуют различные проблемы и подводные камни. В результате социализм с китайской спецификой вышел на новый уровень развития.
Иной путь модернизации возможен и осуществим
Начиная с времен опиумных войн, великое возрождение китайской нации стало лейтмотивом развития Китая. У возрождения две цели: одна — благосостояние, вторая — цивилизация. Благосостояние — есть базис и структура цивилизации; цивилизация — это одновременно и исток, и конечная цель благосостояния. Если нет цивилизации, то рост благосостояния только ведет в тупик.
В мире, который управляется развитыми капиталистическими государствами Запада, у Китая нет возможности пойти по этому пути, чтобы стать развитым государством. Путь империализма также является тупиковым. Достаточно вспомнить, что говорил американский президент Обама о возвышении Китая. В 2010 г., выступая в Австралии, он отметил, что «если Китай будет развиваться по той же модели, что и Америка и Австралия, то это будет катастрофой для всего мира, этого не выдержит наша планета, Китай должен развиваться по иной модели» [Ян Ин, Ван Сяоцян 2012]. То есть, это означает: «вы, развивающиеся государства, должны выбрать другой формат жизни, который бы гарантировал, что наш западный формат жизни не ухудшится».
Китай не пойдет по пути западной модернизации, которая основывалась на эксплуатации и захвате, колонизации и войнах. Этот путь залит кровью и наполнен злодеяниями. Китайский социализм заложил основу для осуществления китайской модели модернизации.
Он вовсе не продолжает «советскую модель», успешно избегает влияния теорий «зависимости», «центризма», «вестернизации» и прочих идей, которые использует капитализм. Социализм с китайской спецификой развивается самостоятельно, он приобщается к мировому сообществу, ориентируется на будущее и шаг за шагом ищет то, что подходит китайским реалиям. Кроме того, он следует историческому течению социализма с китайской спецификой, творчески подходит к ошибкам и неудачам, которые возникают на пути китайской модернизации, успешно преодолевает сложности [Шэнь Юньсо 2007: 418].
Этот выбор обусловлен непрестанным поиском и глубокими исследованиями. В 1954 г. I съезд ВСНП выдвинул идею «четырех модернизаций». В 1958 г. «большой скачок» заставил нашу экономику «скакнуть», но не продвинул ее вперед. В 1975 г. IV съезд ВСНП снова выдвинул концепцию осуществления «четырех модернизаций» в конце XX в. В 1978 г. 3-й пленум 11-го созыва постановил сместить фокус партийной работы на строительство социалистической модернизации. С этого момента Китай встал на путь модернизации по модели социализма с китайской спецификой. Если бы не было 30 лет опыта до начала курса реформ
и открытости, то КПК продолжала бы блуждать в потемках при осуществлении модернизации.
Есть ученые, которые рассматривают путь модернизации через социализм с китайской спецификой как «способ человечества отделаться от оков неолиберализма и изобрести другое практическое руководство для мира» [Ван Цзяньцзюнь 2013]. Это неплохое определение. Так, при анализе опыта латиноамериканских государств становится понятным, что путь модернизации под эгидой неолиберализма — это путь, навязанный Западом.
Необходимость исторического выбора марксизма в качестве руководящей теории для трансформации Китая в сторону модернизации и возрождения китайской нации бесспорна; при его реализации раскрывается незападный и превосходящий его социалистический путь модернизации. Китай стоит на принципах приоритета внутренних потребностей самого государства, что выявляет особенности его пути: 1) отличие способов его развития от западных; 2) учет недостатков западной модернизации.
Итак, можно сказать, что после долгих исканий Китай нашел подходящий китайским условиям путь социализма с китайской спецификой. Под руководством КПК страна сможет справиться со всеми трудностями, будет делать все новые успехи и, наконец, осуществит возрождение китайской нации в условиях социалистической модернизации.
XVIII съезд КПК сформулировал всесторонний план строительства социалистической экоцивилизации, которая содержит китайский цивилизационный ген. Экоцивилизация является формой трансформации индустриальной культуры, которую Китай предлагает всему миру, зашедшему в тупик. Новое руководство Китая последовательно ведет страну к «новому этапу социалистической экоцивилизации».
Улучшение жизненного уровня населения, регулирование структуры экономики, изменение системы оценки кадров по уровню ВВП, увеличение строгости штрафов и контроль загрязнения окружающей среды заводами, усиление защиты окружающей среды и прочие законы, затрагивающие экоцивилизацию, уже действуют. Социалистическая экоцивилизация является важной составляющей социалистического пути. Она создает прекрасный Китай, где «синее небо, зеленая трава и чистая вода», демонстрирует человечеству новый цивилизационный путь поступательного развития [Неизбежность эпохи. 2013].
Таким образом, путь социализма с китайской спецификой не только дает миру новый формат развития, но и новую форму цивилизации.
18 октября 2017 г. в Пекине в Доме народных собраний открылся XIX съезд КПК. В его повестке — идея генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. В частности, было сказано, что КПК выступила с великим призывом идти собственным путем и построить социализм с китайской спецификой.
С тех пор КПК стимулировала выход Китая в мировые лидеры в области экономического и научно-технического потенциала, а также оборонной и совокупной мощи государства, подняла международный статус Китая на небывалую высоту. Со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху сделано немало. Решена проблема обеспечения миллиардного населения питанием и одеждой, в целом реализована цель построения общества среднего достатка. В недалеком будущем среднеза-житочное общество будет полностью построено, несмотря на имеющиеся сложности.
Было также отмечено, что со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху противоречие между постоянно растущей потребно-
стью народа в достойной жизни и неправомерностью неполноты развития стало основным противоречием китайского общества.
Ван Цзяньцзюнь 2013. Третий пленум 18 созыва открыл новые горизонты для китайского пути. — Еженедельный новостной журнал Ляован. 11 ноября.
Ду Вэймин 1997. Современная мораль и конфуцианские традиции. Шанхай: Изд-во Саньлянь.
Ленин В.И. 1995. Собрание сочинений. Т. 2. Пекин: Народное издательство.
Мао Цзэдун. 1991. Избранные сочинения. Т. 2. Пекин: Народное издательство.
Неизбежность эпохи «Китайского пути»: исследование Центра теоретической системы социализма с китайской спецификой, Центральная партийная школа. 2013. — Цюйши. № 20.
Шэнь Юньсо. 2007. Теория китайского формата. Пекин: Народное издательство.
Ян Ин, Ван Сяоцян. 2012. Дэн Интао: модернизация для большинства. -Типография Гонконга. № 1.
THE CHINESE PATH — THE PATH OF SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS
Abstract. The article considers the Chinese path — the path of socialism with Chinese characteristics. The author shows that socialism with Chinese characteristics under the leadership of the CPC determines the state of affairs in the country, focusing on economic construction, adheres to four fundamental principles and to the course of reforms and openness. It liberates and develops productive forces, creates the socialist market economy, the socialist democracy, the progressive socialist culture, the harmonious socialist society, the ecological culture of socialism, encourages the all-round development of man, gradually realizes the common welfare of the whole people, and creates the prosperous, democratic, harmonious modern socialist state. Keywords: Chinese path, socialism with Chinese characteristics, modernization, transformation of Chinese civilization
Источник: cyberleninka.ru
Социализм с китайской спецификой
«Социализм с китайской спецификой» — именно так называется официальная идеология Компартии Китая, правящей партии этой огромной страны. Она начала формироваться в конце семидесятых годов прошлого века на основе идей Дэн Сяопина — отца «китайской перестройки».
В чём заключается специфика, то есть своеобразие «китайского социализма»? Какой социализм строили в Китае до конца семидесятых годов? Что именно и почему предложил «перестроить» Дэн Сяопин? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
С 1927-го года в Китае шла гражданская война между правительством Чан Кайши и коммунистами.
После нападения Японии в 1937 году она была приостановлена. Образовался «Второй Объединённый Фронт» Гоминьдана и Компартии. Но вскоре после капитуляции Японии он распался, боевые действия между политическими противниками развернулись с новой силой.
Уходя из Маньчжурии, СССР передал китайским коммунистам трофейное вооружение Квантунской армии. Военную мощь Народно-освободительной армии укрепляли советские советники и специалисты. Весной 1947 года она перешла в наступление. Была форсирована река Хуанхэ. Осенью 1948 года коммунисты разгромили основные силы противника, а в январе 1949 года заняли Пекин.
После потери Нанкина и Шанхая Чай Кайши с остатками своей армии и наиболее преданными сторонниками (всего около двух миллионов человек) эвакуировался на остров Тайвань. Там была провозглашена Китайская Республика. До октября 1971 года именно это государство представляло Китай в Организации Объединённых Наций. Сейчас Тайвань продолжает считать себя независимым государством. Ну, а власти КНР рассматривают его как неотъемлемую часть своей территории.
Но вернёмся к событиям конца сороковых годов. 1 октября 1949 года на многотысячном митинге в Пекине лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики. Главной целью её развития было объявлено «строительство в перспективе социалистического общества».
Историю Китая при Мао Цзэдуне можно разделить на пять периодов.
В 1949—1952 годах был восстановлен довоенный уровень развития экономики. Большую роль сыграл в этом Советский Союз. По договору 1950 года СССР передавал Китаю КВЖД, выводил свои войска из Порт-Артура и предоставлял кредит в 300 миллионов долларов.
Коммунистическое правительство провело ряд реформ. Была национализирована собственность иностранцев и крупной национальной буржуазии. Осуществлена аграрная реформа: ликвидировано помещичье землевладение. В деревне стала поощряться кооперация, создавались группы трудовой взаимопомощи. Но режим «новой демократии» не чурался и репрессий.
Начались массовые чистки среди чиновников и предпринимателей. По обвинению в «контрреволюции» более двух миллионов человек было расстреляно.
В 1953 году началось выполнение заданий первой пятилетки. Она оказалась довольно успешной. На 20% увеличился сбор продовольственных культур, на 40% — объём промышленного производства. При помощи СССР строилось 156 крупных предприятий.
Казалось бы, и в политической сфере настало время демократизации. Мао объявил о начале новой кампании — по усилению гласности и критики. «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ!» — таким был её лозунг. Мао призывал смело критиковать все имеющиеся недостатки. В правительство поступали миллионы писем, в журналах печатались критические статьи, организовывались массовые митинги, стены домов увешивались дацзыбао (стенгазеты, написанные или набранные крупным шрифтом).
Волна критики захлестнула страну: звучали требования политических свобод, осуждались привилегии партийных лидеров… В июле 1957 года Мао отдал распоряжение о прекращении кампании. Она оказалась политической ловушкой. Начались преследования инакомыслящих, раскрывших себя в это время.
В мае 1958 года Мао призвал ещё более ускорить ускоренный переход к социализму. Был провозглашён курс «трёх красных знамён»: «генеральная линия», «большой скачок» и «народные коммуны».
«Советскому Союзу понадобилось сорок лет, чтобы начать производить не такое уж большое количество продовольствия и других товаров, — заявлял Мао Цзэдун. — У Китая совсем другое положение: больше населения, больше жизни и бодрости, больше ленинизма». «Больше ленинизма» — намёк на начавшуюся в СССР после ХХ съезда КПСС либерализацию, критику культа личности Сталина. «Поэтому, — продолжал Мао, — наши восемь — десять лет будут равнозначны их (то есть советским) сорока годам».
Главная цель «большого скачка» — за семь, максимум десять лет обогнать по уровню развития СССР и США и построить в Китае коммунизм. «Три года упорного труда и десять тысяч лет счастья!» — так это формулировалось на языке лозунгов. Были пересмотрены итоговые показатели второго пятилетнего плана. Производство сельхозпродукции теперь предполагалось увеличить в два с половиной раза, а промышленных товаров — в шесть с половиной. Для этого среднегодовые темпы роста в промышленности должны были составлять 45%!
Например, выплавку стали планировалось поднять с пяти миллионов тонн в год до ста — в 20 раз. И началась «битва за сталь». В ней участвовали 90 миллионов человек.
Многие из них до этого не имели никакого представления о металлургии. Примитивные доменные печи строились даже при школах, больницах и театрах. В результате огромное количество каменного угля, руды и домашней утвари было израсходовано на производство стали такого низкого качества, что она не могла использоваться как промышленное сырьё.
Пресса подогревала трудовой энтузиазм: «Не оставляй поля боя, не победив врага! Ешь и спи на полях, и борись день и ночь!» Ежедневно сообщалось об удивительных трудовых достижениях. В том числе и таком: якобы в одной из коммун крестьяне смогли добиться, чтобы курицы несли в день по четыре яйца.
Что собой представляли народные коммуны? Их создатели пошли гораздо дальше советских идеологов сплошной коллективизации. В колхозах обобществлялись земля и орудия производства. В коммунах общим было всё, включая быт. Первая из них была создана в апреле 1958 года. А к концу октября в народные коммуны вступили практически все крестьяне.
На тот момент — 500 миллионов человек.
Характерной чертой коммун была милитаризация труда. Крестьяне объединялись в трудовые армии. По команде своих руководителей они строем отправлялись на поля и под военные песни выполняли своё задание. Их могли перебрасывать с места на место, в те районы, где возникла потребность в рабочей силе.
Социалистический принцип распределения по труду был заменён другим — так называемой «оплатой по потребностям». В соответствии с лозунгом «бедность — это хорошо» потребности ограничивались порогом выживания. Члены коммуны зачастую получали за труд тарелку супа в общественной столовой и пару тапочек.
Задача, которая стояла перед ними, была грандиозна — собирать за год 300−350 миллионов тонн зерновых. Всё, что этому мешало, должно было быть уничтожено. В том числе и природные «препятствия». Академия наук КНР подсчитала, что один воробей за год склёвывает два килограмма зерна. Началась быстротечная (всего три дня), но крайне кровопролитная «война против воробьёв».
Почти всё население страны, включая стариков и детей, пугало птиц, не давая им садиться. Обессиленные воробьи падали на землю, и ликующие охотники с лёгкостью убивали их. Было подсчитано, что в ходе этой кампании уничтожили 1 миллиард 204 миллиона птиц. Результатом стала настоящая экологическая катастрофа. Насекомые плодились невероятными темпами.
Они забирались людям в волосы, одежду, попадались в пище. Деревья были белыми от паутины. И, разумеется, страдали поля.
«Большой скачок» обернулся «большим провалом». В стране начался голод, от которого умерло около 30 миллионов человек. Мао Цзэдун вынужден был объявить об отказе от форсированного строительства коммунизма. Начался период «урегулирования экономики» (1961−1965 годы).
Всё отчётливей стали слышны разговоры о том, что Мао Цзэдун достиг преклонного возраста и должен уступить своё место другому лидеру. Маоисты решили подавить оппозицию. Была выдвинута идея «великой пролетарской культурной революции». Строительство социализма-де стопорится, потому что среди членов КПК стало слишком много ревизионистов, не впитавших новую пролетарскую культуру и социалистический образ жизни.
Ударной силой «культурной революции» должна была стать молодёжь. Из студентов и учащихся старших классов формировались отряды «красных охранников» — хунвейбинов. Молодые рабочие и крестьяне вступали в команды «бунтарей» — цзаофаней.
Они стали проводить в Китае массовый террор. Все противники Мао — реальные или мнимые — ссылались в концлагеря, подвергались публичным казням. Школы и вузы фактически не работали — их заняли хунвейбины. Борьба велась и с «буржуазным образом жизни». Преследованиям подвергались любители европейских костюмов или модных причёсок.
Действия хунвейбинов вызывали массовое недовольство. Да и эта разгулявшаяся стихия становилась опасной для самих её организаторов. «Красные охранники» были нейтрализованы армейскими частями. Около 30 миллионов человек было выслано в деревни.
«Культурная революция» победила. Более на власть Мао никто не покушался. Сформировался культ его личности. «Великий кормчий», по сути, превратился в небожителя. Но и вожди смертны. В 1976 году Мао Цзэдун умер. Экономика страны находилась в очень сложном положении.
Особенно удручающей была ситуация в сельском хозяйстве. Чтобы не допустить массового голода, приходилось жёстко регламентировать распределение продуктов питания.
Политическая борьба между сторонниками продолжения курса Мао и реформаторами закончилась победой последних. В 1978 году начались глубокие изменения в хозяйственной жизни Китая — то, что позже будет названо «китайской перестройкой». Её инициатором и вдохновителем стал Дэн Сяопин, переживший преследования времён «культурной революции».
В первую очередь реформированию подверглось сельское хозяйство. Народные коммуны распускались. Земля передавалась в личное пользование или в длительный подряд семьям, бригадам, кооперативам. Часть продукции, в соответствии с заключённым контрактом, они сдавали государству. Остальной распоряжались по своему усмотрению.
В промышленности продолжала господствовать государственная собственность. Но предприятия переводились на хозрасчёт. Их руководство должно было самостоятельно беспокоиться об окупаемости производственных затрат, решать проблему сбыта продукции. Была разрешена мелкая и средняя частная собственность, прежде всего в сфере услуг.
В экономику Китая широко привлекались иностранные инвестиции. В первую очередь речь шла о капиталах китайской диаспоры — соотечественников из-за рубежа. Были созданы четыре свободные экономические зоны для зарубежных предпринимателей.
Позже их численность значительно увеличилась. Но государство регулировало их деятельность. Ему принадлежало до 50% капитала открываемых предприятий. Вывоз прибыли за пределы страны мог осуществляться лишь по специальному разрешению. Без такого разрешения нельзя было пересекать границу свободных зон.
Если вы хорошенько подумаете, то увидите что-то очень знакомое. Идеи Дэн Сяопина удивительно напоминают политику нэпа, только модернизированную в соответствии с духом времени. И точно также, как в двадцатые годы в СССР, в Китае восьмидесятых сохранялась монополия Компартии на власть. Попытки добиться демократизации политического строя были жёстко подавлены.
Самым известным событием этого рода стал разгон массовой демонстрации на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года.
К концу восьмидесятых годов стало ясно, что реформы в экономике удались. Страна решила продовольственную проблему. В год собиралось более 400 миллионов тонн зерна. Китай стал импортировать продовольствие. Темпы промышленного роста в последние пятнадцать лет двадцатого века составляли 10−12% в год.
Рост продолжался и в двадцать первом веке. Китай уверенно занимает вторую строчку среди стран мира (после США) по объёму валового внутреннего продукта. А с учётом паритета цен (вспомните уроки обществознания — что означает это термин?) обгоняет Соединённые Штаты.
Разумеется, большую роль играет тот факт, то это самая населённая в мире страна. Соответственно, и рабочих рук там больше. По ВВП на душу населения Китай находится в восьмом десятке среди стран мира — так сказать «золотая середина».
И по-прежнему строит социализм. Но уже не форсированными темпами. Руководство КПК планирует, что лишь в 2050 году страна вступит в этап развитого социализма и строительства коммунизма.
Теперь у вас вполне достаточно фактов, чтобы ответить на те вопросы, которые были поставлены в начале урока. А то, чего не хватает, найдите самостоятельно.
Источник: videouroki.net
Социализм с китайской спецификой в новую эпоху
Политика «реформ и открытости», проводившаяся китайским правительством (первоначально под руководством Дэна Сяопина) с 80-х годов XX века, привела к возникновению смешанной экономической системы, называемой в Китае «социализмом с китайскими характеристиками». Дэн Сяопин указывал на то, что для такая бедная страна, как Китай, не может позволить себе полноценный социализм, так как для этого просто нет необходимых материальных средств. Китайские теоретические экономисты пришлы к выводу, что «китайской особенностью» является наличие в стране «первичной стадии социализма», не упомянутой Марксом, которой был знаком только с европейскими капиталистическими странами. Выходом явилось введение в экономику капиталистических методов производства и торговля со странами капиталистического лагеря. Успех экономической политики КНР несомненен, и производительные силы страны действительно были увеличены многократно.
Новая эпоха
«Новая эпоха социализма с китайской спецификой» была объявлена на XIX съезде КПК (2017 год) генеральным секретарем Си Цзиньпином. Согласно концепции «новой эпохи», первоначальные задачи в основном выполнены, производительные силы Китая достаточно развиты, материальная база сформирована и теперь КНР находится на пороге второй стадии — создания полноценного социалистического общества. Предполагается, что КНР станет «великой социалистической страной» к середине XXI века.
Согласно плану Си Цзиньпина, первая фаза «новой эпохи» буде проходить с 2020 по 2035 год, когда предполагается ускорить процесс социалистической модернизации. Вторая фаза займет еще 15 лет (2049 — столетний юбилей образования КНР); к этому времени Китай должен превратиться в социалистическую страну, которая «богата, сильна, демократична, культурно развита, гармонична и прекрасна».
Для достижения этой цели Си Цзиньпин предлагает придерживаться следующих пунктов:
- Принцип руководства КПК общественной работой
- Ориентированный на людей подход
- Сохранение курса на «всестороннее углубление реформ»
- Поиск новых научно обоснованных идей развития
- Принцип «народ управляет страной»
- Верховенство права в Китае
- Поддержание ключевых социалистических ценностей
- Цель развития — улучшение благосостояния людей
- Поддержание гармонии между человеком и природой
- Укрепление национальной безопасности Китая
- Партийный контроль над НОАК (вооруженными силами)
- Поддержание принципа «одна страна — две системы»
- Построение «сообщества единой судьбы человечества»
- Улучшение партийной дисциплины в КПК
Оновным противоречием «социализма с китайской спецификой в новую эпоху» называется «противоречие между постоянно растущими потребностями народа и неравномерностью и неполнотой развития». Проблема неравномерности и неполноты развития считается главным фактором, ограничивающим удовлетворение растущих потребностей народа в благополучной жизни. Это выражается не только в экономической сфере, но и в постоянно растущих запросах, касающихся демократии, законности, равенства, справедливости, безопасности, экологии и т.д.
По словам Си Цзиньпина «. перед народом Китая открыты блестящие перспективы, нас ждёт светлое будущее. Мы живём в великую эпоху, чувствуем себя всё более уверенно, гордимся успехами, но осознаём и всю тяжесть ответственности, которая ложится на нас за строительство нового на великих достижениях китайских коммунистов. Поколение за поколением мы будем покорять новые высоты».
В 2018 году в конституцию КНР были внесены поправки в которых, помимо прочего, упоминаются «мысли Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху». Таким образом, Си Цзиньпин стал третьим лидером КНР, чье имя внесено в конституцию (наряду с Мао Цзэдуном и Дэном Сяопином).
Социализм с китайской спецификой
Социализм с китайской спецификой является теоретическим обоснованием научного социализма, по своему содержанию и институционному проекту он воплощает развитие марксизма и реального научного социализма, отвечающего первоначальной стадии социализма в Китае.
После того как на открытии XII съезда КПК Дэн Сяопин выдвинул научную идею «Идти своим путем и строить социализм с китайской спецификой», появилась научная концепция о «пути социализма с китайской спецификой», которая была вписана и документы ЦК. После этого в докладах XIII и XIV съездов КПК и некоторых других важных документах того времени стали упоминать научную концепцию «о пути социализма с китайской спецификой».
Эта концепция обычно содержит три уровня обобщения и разъяснения. Во-первых, это обобщение и разъяснение с философской точки зрения. Например, в докладе XIV съезда КПК творится: «Идя по пути развития социализма, нужно подчеркивать свой путь, не рассматривать написанное в книгах, как догму, и не копировать зарубежные модели; руководствоваться марксизмом, рассматривать практику как единственный критерий истины, высвобождать мышление, провозглашать прагматичный подход к делу, уважать творческий дух масс и строить социализм с китайской спецификой»,
Во-вторых, это обобщение и разъяснение с позиции основ ной линии. Например, в коммюнике 7-го пленума КПК 13-го созыва говорится: «Благодаря инициативе товарища Дэн Сяопина после 3-го пленума 11-го созыва КПК провела XII и XIII съезды и на основе принципа слияния марксистской истины с конкретными реалиями Китая, а также серьезного обобщения исторического опыта и нынешнего практического опыта сделала научный вывод о том, что Китай находится на первоначальной стадии социализма, разработала основную линию, характеризующуюся упором на экономическое строительство, отстаиванием четырех основных принципов и проведением политики реформ и открытости, а также ряд эффективных политических курсов.
Практика доказала, что путь социализма с китайской спецификой — это путь, направленный на могущество страны и обогащение народа и соответствующий реалиям Китая». Также можно привести другой пример. После XIV съезда КПК Отдел пропаганды ЦК создал редколлегию для издания книги «Программа по изучению теории товарища Дэн Сяопина о социализме с китайской спецификой». На основе изложения научного содержания основной линии «один центр, две основных точки» подчеркивалось, что «эта основная линия по сути воплощает требования социализма, отражает коренные закономерности развития социализма в Китае и проясняет путь развития социализма с китайской спецификой».
В-третьих, это обобщение и разъяснение с точки зрения конкретного содержания теории. Например, в докладе XIII съезда КПК говорится, что «со времени 3-го пленума 11-го созыва КПК в процессе нового глубокого познания социализма выявила и развила ряд научных взглядов, затрагивающих области философии, политэкономии и научного социализма». Далее также подчеркивается, что «благодаря этим взглядам прояснились общие рамки создания теории о социализме с китайской спецификой, был дан первоначальный ответ на основные вопросы об этапах, задачах, движущей силе, расстановке и международной среде строительства социализма в нашей стране и намечена научная колея нашего прогресса».
Как было сформулировано на XVIII съезде КПК, путь социализма с китайской спецификой — это под руководством КПК и исходя из ситуации в стране отстаивать четыре основных принципа, проводить политику реформ и открытости, высвобождать и развивать производительные силы, делая при этом упор на экономическое строительство, чтобы создать социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократическую политику, социалистическую прогрессивную культуру, социалистическое гармоничное общество и социалистическую экологическую цивилизацию, а также содействовать всестороннему развитию человека, постепенно добиться процветания всего народа и построить мощное, демократическое, цивилизованное и гармоничное социалистическое модернизированное государство.
Образно говоря, этот путь исходит из реалий первоначальной стадии социализма, под руководством КПК следует основной линии «один центр, две основные точки», всесторонне продвигается в пяти направлениях, а именно — экономики, политики, культуры, общества и экологической цивилизации, и в конечном счете ведет к всестороннему развитию человека, постепенному осуществлению всеобщего процветания, а также к достижению цели социалистической модернизации, включающей четыре аспекта — «богатство и могущество, демократию, цивилизацию и гармонию».
Китайский путь — это не «путь капитализма с китайской спецификой»
То есть путь социализма с китайской спецификой — это ни в коем случае не «путь капитализма с китайской спецификой» или «путь государственного капитализма», как утверждают некоторые.
Правда, для того, чтобы это уложилось как следует в голове, необходимо провести небольшой анализ:
В первую очередь нужно понять, почему кое-кто считает, что социализм с китайской спецификой представляет собой «путь капитализма с китайской спецификой» или «государственный капитализм». Я заметил, что это главным образом вызвано определенными социальными явлениями. В современном обществе особое внимание привлекают следующие четыре явления:
Во-первых, проводя реформу экономической системы, мы заменили плановую экономику рыночной экономикой социалистического типа и одновременно заменили плановую экономику с общественной собственностью на смешанную экономику с различными формами собственности, включающую индивидуальную и частную формы собственности, причем на смену государственному сектору пришла акционерная система. Многие люди восприняли эти изменения экономической системы как отход от социализма и переход к капитализму.
Во-вторых, проводя реформы, мы также непрерывно расширяем внешнюю открытость, в результате чего все большее количество иностранного капитала попадает на китайский рынок.
В-третьих, в процессе проведения реформ и открытости проявились такие явления, как эгоизм, меркантилизм и эпикурейство, а также нездоровый стиль жизни, причем постоянно возбуждаются дела, связанные с коррупцией кадровых работников.
В-четвертых, развивая в Китае рыночную экономику, государство никогда не отказывалось от макроконтроля в народном хозяйстве, в частности китайское правительство усилило меры макроконтроля в ответ на международный финансовый кризис. Именно тогда и пошли разговоры о так называемом «государственном капитализме». В силу этих причин многие не без оснований называют путь социализма с китайской спецификой «путем капитализма с китайской спецификой» или «государственным капитализмом». Однако все эти явления требуют анализа, нельзя их огульно обобщать.
Что касается таких явлений, как эгоизм, меркантилизм и эпикурейство, а также нездорового стиля жизни и коррупции кадровых работников, то необходимо уделять этим вопросам особое внимание. Однако возникновение и развитие этих проблем обусловлено чрезвычайно сложными причинами, к тому же, мы боремся с ними с помощью партийной дисциплины и государственных законов. Поэтому мы не можем утверждать, что социализм с китайской спецификой является капитализмом с китайской спецификой, приводя в качестве доказательства эти явления.
В отношении рыночной экономики и акционерной системы Дэн Сяопин ясно говорил, что эти формы и методы, которые на самом деле являются отражением закономерностей общественного развития в современном мире, может заимствовать как капитализм, так и социализм. Как правильно подметил Дэн Сяопин, они отражают объективную реальность развития нынешней мировой экономики со времен Второй мировой войны, поэтому мы не можем утверждать, что социализм с китайской спецификой на самом деле есть капитализм с китайской спецификой только потому, что Китай в процессе реформ и открытости прибегнул к таким экономическим формам, как система социалистической рыночной экономики и акционерная система.
Что касается развития индивидуальной и частной собственности, привлечения иностранного капитала и т.д., то необходимо подчеркнуть, что общество не может быть идеальным, и наблюдая за всеми этими сложными явлениями, необходимо понимать экономику, политику и идеологию, занимающие доминирующее положение в жизни общества, а также особенности всех социально-экономических явлений. Существование и развитие этих экономических форм обусловлено базовыми реалиями страны в первоначальный период социализма, на них наложены ограничения, связанные с основной социалистической системой и законодательством, поэтому они имеют множество особенностей, отличающих их от прежней частной собственности. В частности, все эти экономические формы, начиная от первоначального источника капитала, особенностей ведения хозяйства, трудовых отношений внутри предприятия, распределения оставшихся ценностей и заканчивая существенным вкладом в дело трудоустройства, экономического роста и увеличения налоговых сборов, никак не попадают под определение капиталистической экономики. Поэтому мы не можем называть социализм с китайской спецификой капитализмом с китайской спецификой только потому, что в рамках нашей экономики действуют различные формы собственности при доминанте государственного сектора.
Вопрос о том, что, усиливая государственный макроконтроль в сфере экономики, мы тем самым осуществляем «государственный капитализм», даже не должен подниматься. Выше мы уже говорили, что рыночная экономика вовсе не приравнивается к капитализму.
Что касается того, что государство осуществляет макроконтроль в сфере народного хозяйства с помощью экономических и одновременно правовых и административных методов, то после Второй мировой войны многие страны прибегали к такому же решению. В целях противодействия международному финансовому кризису китайское правительство осуществило ряд мер, направленных на стимулирование экономики, и упрочило макроконтроль, в частности, административный контроль.
Это были чрезвычайные меры в чрезвычайный период. После того как эти меры возымели эффект и сыграли свою роль, китайское правительство тут же объявило о необходимости правильного урегулирования отношений между правительством и рынком. Дело в том, что наш макроконтроль даже сравнивать нельзя с тем, что был при плановой экономике. Наша государственная экономика, в которой проводятся глубокие конституционные реформы, тоже уже давно не та, что была в эпоху плановой экономики, и теперь она в рамках рыночной экономики конкурирует с другими секторами (на сегодняшний момент мы решаем проблему справедливой конкуренции). Поэтому было бы абсолютно не логично утверждать, что мы осуществляем «государственный капитализм» только потому, что страна упрочивает макроконтроль в сфере народного хозяйства.
Одним словом, социализм с китайской спецификой является теоретическим обоснованием научного социализма, по своему содержанию и институционному проекту он воплощает развитие марксизма и реального научного социализма, отвечающего первоначальной стадии социализма в Китае.
Источник: Ли Цзюньжу. «Китайский путь и китайская мечта» Издательство литературы на иностранных языках. 2014 ISBN 978-7-119-08856-3
Источник: ruchina.org