Программно-целевой метод (англ, project management) — одна из самых распространенных и наиболее успешных в современной управленческой практике моделей государственного управления. Указанный метод, об успешности которого свидетельствует опыт многих стран Запада (несмотря на его сложность, трудоемкость и высокую стоимость), способен обеспечить не только реализацию долгосрочных приоритетов, прозрачность и согласованность планов разного уровня управления и различной ведомственной направленности, но и гарантировать высокоэффективную реализацию крупномасштабных проектов [1] .
Не случайно стратегическое планирование, программно-целевое проектирование и управление по результатам давно превратились в специализированную отрасль профессиональной управленческой деятельности. Главное, чтобы программы отличались комплексным характером, были согласованными по уровням и ветвям власти, формировались на основе долгосрочных прогнозов и научно обоснованных целей государственного развития, разрабатывались в соответствии с принципами объективности, достоверности, однозначности, экономической оправданности и своевременности.
✅ Всё про ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ в вузе — плюсы и минусы, где брать целевое, и почему это важно для всех
- — придает управлению комплексный стратегически целеориентированный характер;
- — гарантирует высокую эффективность и соответствующую результативность управленческой деятельности;
- — позволяет повысить качество управленческих решений, в том числе в части распределения ресурсов и бюджетирования;
- — позволяет рациональнее и, главное, экономнее расходовать бюджетные ресурсы;
- — придает большую прозрачность государственному сектору, расширяя при этом контрольные возможности гражданского общества;
- — уменьшает вероятность политических, организационно-управленческих и социальных рисков.
К безусловным преимуществам программно-целевого метода управления можно отнести: 1) ориентированность на конкретный результат; 2) новаторство, направленность на инновационное решение крупных государственных задач; 3) возможность межведомственной концентрации сил и средств; 4) системность, позволяющую обеспечить скоординированное
- (во времени и пространстве) выполнение многочисленных мероприятий;
- 5) возможность соотнести имеющиеся ресурсы с целями социально-экономического развития и иерархией социальных интересов; 6) реальную возможность просчитать риски и ресурсную затратность каждой составляющей проекта; 7) объединение усилий большого числа исполнителей с соответствующей системой прямых и обратных связей; 8) возможность наладить действенный контроль реализации намеченного.
Программа — это комплекс взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятий и инструментов (научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, интеллектуально-кадровых и др.), обеспечивающих в рамках ключевых государственных функций эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны [2] .
Целевое направление: что такое, стоит ли брать, плюсы и минусы
Программы представляют собой форму стратегического целеполага- ния [3] и системного использования ресурсов на основе заранее определенных критериев и возможных форм рационального использования имеющегося потенциала с целью наиболее эффективного решения конкретных социально значимых задач. Такого рода программы обеспечивают реализацию главной задачи управления — единство планирования, мониторинга и оценки полученных результатов с планированием, контролем и оценкой использования имеющихся ресурсов.
В реальной управленческой практике в настоящее время используются программы разных уровней: федеральные, региональные, муниципальные и отраслевые. Во времени программы ориентированы на долгосрочную (горизонт 10—20 лет), среднесрочную (5—10 лет) и краткосрочную (3—5 лет) перспективу.
По целям программы бывают стратегическими и тактическими; по содержанию — политическими, социальными, социально-экономическими, промышленно-энергетическими, военно-оборонными и т.д. В случае экстремальной ситуации разрабатываются чрезвычайные программы. Разнообразны программные документы и по своей форме: прогнозы, концепции, стратегии, проекты модернизации и инновационного развития, перспективные федеральные, региональные и ведомственные планы, приоритетные национальные проекты, программы пространственного, социально-экономического и отраслевого развития, адресные инвестиционные программы с государственным участием и др.
Инструменты программно-целевого управления:
- — государственное задание — документ, определяющий предметный диапазон и содержательное наполнение государственного заказа, перечень, объемы и технические характеристики государственных услуг, которые финансируются из средств государственной казны и ориентированы на высокие стандарты качества;
- — дорожная карта — наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта под воздействием определенного управляющего регулирования; это план мероприятий по продвижению к некоторому целевому состоянию, например устойчивому эффекту процесса и (или) отношению его характеристик, к примеру, «затраты — потребительская стоимость», или к форме процесса по динамичному развитию Дальнего Востока;
- — карты проектов — сравнительно краткая характеристика проекта, содержащая описание целей, задач, мероприятий и ожидаемые результаты проекта;
- — реестры расходных обязательств — документы, включающие расчет- ные объемы бюджетных расходов, необходимых для качественного исполнения государственных функций и государственных обязательств;
- — оценка эффективности бюджетных расходов — инструмент контроля легитимности, качества и эффективности расходования инвестиций из средств государственного бюджета;
- — доклады о результатах и основных направлениях деятельности (далее — ДРОНДы) субъекта бюджетного финансирования на предстоящие три года. ДРОНДы охватывают все федеральные целевые программы и отраслевые ведомственные программы. Анализ ДРОНДов осуществляет специальная правительственная комиссия при самом активном участии Минфина, Минэкономразвития России и Счетной палаты РФ;
- — государственный аудит эффективности — разновидность государственного финансового контроля, позволяющая оценить экономность использования государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности, определить продуктивность использования имеющихся трудовых, финансовых, информационных и иных ресурсов, посчитать результативность деятельности органов власти по реализации плановых целей и задач с учетом объема выделенных для этого ресурсов [4] ;
- — мониторинг качества менеджмента— включает три составные: мониторинг качества подготовки бюджета, квартальный мониторинг качества финансового менеджмента и годовой мониторинг качества финансового менеджмента. Итоги публикуются на сайте Минфина России.
Политической, нормативно-правовой и методико-методологической основой разработки программных управленческих документов являются:
- — Конституция РФ;
- — Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5] ;
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
- — послания Президента России Федеральному Собранию РФ и концептуальные доклады и выступления главы государства на различного рода политических и научно-практических форумах;
- — постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», которым утвержден Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация;
- — постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», которым введено в действие Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти [6] ;
- — постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
- — постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»;
- — распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р о Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция-2020);
- — распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101 -р об утверждении Программы Правительства РФ но повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года;
- — приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»;
- — нормативно-правовые акты оперативно-инструктивного характера, в том числе утвержденные Правительством РФ 14 мая 2015 г. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (далее — ОНДП), которыми определены условия и цели государственной экономической политики, формы поддержки бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности, основные направления развития институтов социальной сферы, факторы повышения качества государственного управления.
Программы целевого стратегического планирования отвечают на вопросы: какая стратегическая цель ставится, какие приоритеты и каковы задачи программы; кто, какой частью и с каким объемом ответственности будет управлять проектом; в какие сроки исполнители должны реализовать свою часть программы; каковы формы контроля и критерии оценки качества полученных результатов?
Каждая программа содержит реквизиты и общую характеристику сферы действия, цели, задачи и приоритеты управляющего действия, завершается описанием политических, социальных, экономических, экологических и иных результатов. В паспорте программы представлены также прогнозы, возможные риски и побочные негативные последствия реализации намеченного. В качестве долгосрочных целей Концепции-2020 выделены, например, развитие человеческого потенциала, создание высококонкурентной среды, диверсификация экономики, укрепление внешнеэкономических позиций России, переход к глобальной модели пространственного развития экономики, обеспечение безопасности населения.
Отличительные черты и общие характеристики программ: комплексный характер; нацеленность на решение ключевых проблем социального, экономического, научно-технического, экологического и культурного развития страны, ее суверенитета и безопасности; ориентированность на получение в установленные сроки нужных результатов; подчинение плановых мероприятий общественно значимым целям; ориентация не на промежуточные, а на конечные качественные результаты.
Перечисленные факторы обусловливают высокий «управленческий» эффект программно-целевого управления, расширяют самостоятельность и повышают персональную ответственность управленцев. Хотя имеется также немало слабостей: отсутствие четкого понимания того, что такое общий итоговый и промежуточные результаты реализации программы; несогласованность государственного стратегического планирования и ведомственного отраслевого планирования; несоответствие нормативной базы, управленческих инструментов и материально-финансовых ресурсов; отсутствие прямой увязки ДРОНДов, процедур бюджетного обеспечения и оценки исполнения бюджетов; слабость мониторинга реализации программ.
Любая программа в процессе подготовки, утверждения и реализации проходит различные стадии. Прежде всего это концептуальная проработка проблемы, анализ возможностей, формулирование целей и задач, обоснование ресурсов, просчет вероятности осуществимости и планирование программы. Затем следует разработка самой целевой программы: определение структуры и последовательности работ, построение календарных графиков работ, проработка бюджетной и проектно-сметной документации, утверждение программы. После этого разворачивается заключение контрактов на выполнение работ и начинается выполнение программы: организация и обучение персонала, финансирование конкретных видов работ, стадийный контроль качества. На завершающей стадии идут приемочные испытания, опытная эксплуатация и сдача полученного продукта в эксплуатацию.
Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, кредитов, привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ. Если надо, создаются специальные фонды.
В процессе программирования задействованы все без исключения органы государственного управления и подведомственные им структуры. Глава государства определяет стратегические приоритеты и стратегические цели внутренней и внешней политики государства, руководствуется при этом как своими собственными инициативами, так и инициативами общественными, парламентскими, предпринимательскими, международными.
Администрация Президента России контролирует и несет ответственность за внедрение программно-целевого управления в практику. Правительство РФ «руководит процессом» овладения программно-целевым методом управления, утверждает показатели деятельности каждого управленческого звена по линии исполнительной власти. Значительную роль играет правительственная комиссия по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов власти. Нижестоящие органы управления федерального уровня (федеральные министерства, службы, агентства) организуют работу, осуществляют мониторинговый контроль реализации целевых программ; Счетная палата РФ осуществляет государственный аудит эффективности. Соответствующую нагрузку несут высшие должностные лица субъектов РФ с их властным потенциалом.
В последнее время заговорили также о необходимости создания современного аналога советского Госплана, главная задача которого — прогнозирование, планирование и координация исполнения наиболее значимых государственных программ, анализ тенденций и контроль финансовой эффективности бюджетных инвестиций в целом.
На практике программно-целевой метод применяется в сфере национальной безопасности, демографического развития, планирования занятости и развития социально-трудовых отношений, охраны здоровья и развития здравоохранения, экологии и природопользования, развития промышленности, агропромышленного комплекса и рыбохозяйственной отрасли, транспортных сетей, социальной защиты населения. Приоритетные позиции занимают программы административной, пенсионной, судебной и военной реформ. Все они находятся под личным контролем главы государства. Сведения о принятых и реализуемых государственных программах, а также их мониторинг и результативность представлены на интернет-портале www.programs.gov.ru.
Общегосударственные программы — федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП). Бюджет, скажем, 2015 г. был сверстан по программно-целевому принципу и предусматривал финансирование 49 государственных целевых программ, на долю которых приходится не менее 50% расходов государственного бюджета. Это программы достижения крупных общенациональных целей, которые охватывают все сферы общественного бытия (экономика и бизнес, промышленность и сельское хозяйство, социальная сфера, межнациональные и международные отношения, сфера спорта, туризма и духовнокультурной жизни, информационные технологии, правоохранительная деятельность и безопасность) и являются основой государственного управления и хозяйственного менеджмента. Исполнители подпрограмм — соответствующие министерства, службы и агентства. Главное, чтобы предпринимаемые усилия были скоординированными по целям, срокам, объемам и источникам финансирования, базировались на хорошо проработанной правовой и социально-экономической основе.
Примером комплексного государственного подхода к планированию развития может служить «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [7] . Ее реализацией на федеральном уровне занимаются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, агентства в статусе автономной некоммерческой организации по развитию человеческого капитала и по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока», а также такие подведомственные федеральные государственные учреждения, как Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка, Информационно-вычислительный центр «Ипфосервис». Введена также должность полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе в ранге министра по развитию Дальнего Востока.
Руководство страны исходит из того, что Россия, работая только с Европой, не сможет обеспечить должный рост национального ВВП. Россия должна «дружить экономиками» со всеми соседними странами. Учитываются также существующие вызовы и угрозы: реальная возможность превращения указанной территории исключительно в источник энергоносителей и сырья для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, нарастающая угроза экономической и инфраструктурной изоляции региона от остальной части России и наиболее развитых российских рынков. Высока вероятность сохранения на долгие годы запредельно высокой составляющей транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России, замораживания невысокой степени диверсификации и заторможенности инновационного обновления региональной экономики.
Цель данной Стратегии — реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и создания комфортной среды обитания человека. Для достижения этой цели решается ряд первоочередных подцелей-задач. Прежде всего это создание условий для развития перспективной экономической специализации территории; формирование устойчивой системы расселения, обеспечение комфортной среды обитания человека; снижение барьеров для экономической и социальной интеграции региона с остальными регионами России; формирование трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач; сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
Реализация дальневосточной целевой программы обеспечит финансирование социально-экономического развития десятков опорных населенных пунктов и городов региона, строительство многих современных предприятий, подготовку кадров инженерно-технических и рабочих специальностей. ФЦП призвана улучшить инвестиционный климат, создать более 5 млн рабочих мест в сфере транспорта, строительства, добычи ресурсов, науки и разработки новейших технологий. При этом будут использоваться рычаги государственно-частного партнерства. С учетом того, что главное преимущество данного региона — не деньги, а его природные и интеллектуальные ресурсные возможности.
Определенный положительный опыт управления на принципах программно-целевого планирования, мониторинга и контроля накоплен в Федеральном казначействе и Федеральной антимонопольной службе. Здесь создана и достаточно успешно действует система комплексной оценки результативности управленческой деятельности в целом и внутренних административных процессов в частности.
Региональные и муниципальные программы — это скоординированное по целям, срокам, содержанию и ресурсам перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социально-экономических и культурных проблем развития региона или муниципального образования. Разрабатываются эти программы в соответствии с федеральным законодательством, представляются в федеральный центр, в установленном порядке анализируются, регистрируются и учитываются в практической работе.
Для большей наглядности представим достаточно убедительный опыт программно-целевого управления социальной сферой, который накоплен в Москве. В рамках стратегии «Москва для жизни, для людей» реализуется более двух десятков городских целевых программ (ГЦП) социальной направленности. Ими охвачены все основные стороны жизнедеятельности мегаполиса. Программы, дополняя друг друга, представляют собой единый стратегически ориентированный комплекс развития транспортной системы, образования, здравоохранения, культуры, спорта, отдыха и туризма:
- 1) ГЦП «Социальная защита» реализуется с 1999 г. Ее приоритеты — повышение уровня социальной защищенности москвичей в условиях возможного возникновения социальных рисков с учетом негативов глобального финансового кризиса; ежегодная индексация региональных социальных выплат с учетом темпов инфляции; реализация дополнительных мер адресной социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны; обновление государственных стандартов во всех отраслях социальной сферы; мониторинг качества жизни; расширение форм участия некоммерческих организаций, общественных институтов и частного бизнеса в реализации социальных проектов;
- 2) ГЦП «Столичное образование» рассчитана на период до 2018 г., объем финансирования — 1,5 трлн руб. Все школы города финансируются по единому стандарту. Стратегическая цель — обеспечить переход на уровень международного стандарта качества образования. Под эту цель запланировано создать 43 тыс. новых ученических мест в обычных общеобразовательных школах, 1,7 тыс. — в колледжах и почти 42 тыс. — в детских дошкольных учреждениях. Дополнительно начнут функционировать 300 негосударственных детских садов и центров развития ребенка, 259 средних школ и 15 центров дополнительного образования. Ставится задача выйти на новое поколение образовательных программ, оборудовать методические кабинеты современными техническими средствами, модернизировать систему повышения квалификации педагогов;
- 3) комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов» только в 2011 г. позволила создать дополнительно более 2,5 тыс. рабочих мест для инвалидов, обеспечить занятость до 30 тыс. работников с ограниченными физическими возможностями. Больше внимания стало уделяться строительству специализированных квартир с соответствующей социальной инфраструктурой. Строятся торговые павильоны, адаптированные для работы в них инвалидов. На базе Московской академии предпринимательства создан Центр для профессиональной подготовки лиц с ограничениями возможностями;
- 4) ГПЦ «Мобильный город». Ее главный приоритет — развитие общественного транспорта, наведение порядка в сфере соблюдения правил дорожного движения, современное дорожное и тротуарное строительство. В ближайшие три года будет открыто 12 станций метро, осуществлен переход к обслуживанию пассажиров низкопольными автобусами и троллейбусами. Развернуто строительство малого кольца московской железной дороги (МКЖД), множества транспортно-пересадочных узлов.
С точки зрения программирования в управленческой сфере, как видим, делается немало. Тем не менее в среде экспертов на этот счет наблюдается достаточно высокий уровень пессимизма. И причины тому достаточно веские: безответственность, бюрократические проволочки, формализм, избыточно большое количество регламентирующих документов программно-целевого управления; конкуренция территориального и отраслевого подходов в решении социально-экономических проблем; межведомственные препоны; невысокий уровень исполнительской дисциплины (оценка реализации, например, дорожной карты «Развитие инструментов и механизмов управления по результатам в технологиях государственного и муниципального управления в 2012—2015 гг.» составляет всего лишь 1,8 балла из пяти возможных [8] ); недофинансирование программ и не всегда эффективное распределение имеющихся материально-финансовых ресурсов; слабая ориентированность целевых программ на инновационное развитие; низкая эффективность мониторинга эффективности; использование программного подхода в качестве ширмы для получения дополнительных бюджетных средств для поддержания «на плаву» убыточных производственных и социальных объектов; коррупция; растерянность в связи с секторальными санкциями против российской экономики.
Подготовить хорошие концепции и программы, сформулировать вдохновляющие цели, согласовать и обеспечить добротную регламентно-правовую базу — это не все и часто не самое главное. Даже самую хорошую программу надо еще интегрировать в единую государственную стратегию социально-экономического развития, общенациональные цели и задачи надо трансформировать в цели и задачи государственного управления. А далее оптимизировать бюджетную сеть, подобрать кадры и наделить их соответствующими полномочиями и ответственностью, организовать эффективное взаимодействие внутри- и межведомственное, по вертикали и горизонтали, скоординировать «плановые» и «порученческие» управленческие циклы, наладить гибкий контроль и регулярную отчетность. Всякие же популистские планы и декларативные заверения, а затем формальные доклады о проделанной работе — малоубедительны и малоэффективны, от них надо решительно отказываться.
На методологических принципах системного анализа и программноцелевого управления строится и управление проектами. Программноцелевой метод и управление проектами соотносятся как общее и частное (одно органически включает многое из другого). При этом между ними немало различий, которые достаточно удачно представил О. А. Гамалеев [9] (табл. 4.2).
Источник: studme.org
Понятие целевого управления организацией
Целевое управление — это единый для всей компании стандарт управления подразделениями и отдельными сотрудниками, при котором деятельность оценивается не по процессу, а по результату, достижению поставленной цели.
Целевое управление еще называют управлением по целям или управлением целевым образом. Термин Management by Objectives (МВО) ввел почти 50 лет назад классик менеджмента американец Питер Друкер. Целевое управление связано с Performance Management (PM, оценка эффективности работы сотрудников с точки зрения поставленных перед ними целей), Key Performance Indicators (KPI, ключевые показатели исполнения или количественные производственные показатели) и Balansed Score Card (BSC, система сбалансированных показателей).
Целевое управление связано с Performance Management (измерением эффективности работы сотрудников с точки зрения поставленных перед ними целей), Key Performance Indicators (определением ключевых показателей исполнения или количественных производственных показателей) и Balanced Scorecard (правильной балансировкой тех же целей). В целом же управление по целям — это единый для всей компании стандарт управления подразделениями и отдельными сотрудниками, где деятельность оценивается не по процессу, а по результату, достижению поставленной цели. Чем больше в компании людей, тем больше хаос, поэтому GOAL-технология удобна для больших компаний (хотя она показала свою эффективность и при численности персонала 10-20 человек).
Планирование набора шагов, которые необходимо выполнить для достижения цели, — это и есть SMART-управление. Сначала для всей компании прописываются глобальные шаги — на год, на квартал, на месяц. Потом они разбиваются на маленькие шаги для каждого сотрудника в отдельности.
Но есть еще стандартные, повторяющиеся операции, невыполнение которых может сильно повлиять на конечный результат. Выполнение стандартов, часто непрописанных, тоже оценивается руководителем (это своего рода “оценка за поведение”). Поэтому матрица состоит из трех составляющих — бизнес-показатели, выполнение поручений и соблюдение стандартов. Оценки по ним собраны в единую таблицу показателей, что позволяет отслеживать правильность действий сотрудников.
Оплата в таком случае жестко привязана к результатам деятельности. Чтобы получить максимальную премию, сотрудник должен иметь хорошие показатели по всем трем составляющим: бизнес-показателям, поручениям и соблюдению стандартов. Деятельность рассматривается с трех сторон, что больше соответствует трехмерному миру, в котором мы живем.
Может так случиться, что у продавца высокий уровень продаж, но он прогуливает, задерживает документы для бухгалтерии. При учете всех трех факторов, оценка результатов работы сотрудника получается комплексной и объективной. Это структурирует управление, улучшает рабочую коммуникацию. Менеджеры начинают собственно управлять, действовать целенаправленно.
Сейчас в компаниях зачастую имеет место имитация управления: вместо менеджеров — “мальчики” и “девочки”, отвечающие за группы людей. Но компания, в которой не выработано целевое планирование, а на его основе — бюджетирование и подбор человеческих ресурсов, рано или поздно проиграет конкурентам.
Работая по данным методикам, менеджеры ставят и согласовывают конкретные цели для своих подразделений. Затем выделяют основные бизнес-показатели и в специальной таблице расписывают, кто из сотрудников за какой показатель и в какой степени отвечает.
Кроме этого, сотрудники составляют карты реализации своих рабочих целей (карты SMART-задач или поручений, конкретных шагов), в которые включен контроль их исполнения. И еще есть карты контроля стандартов (повторяющихся операций), тоже с оценкой выполнения руководителем. Таким образом, при помощи трех карт (KPI, SMART, STANDART) можно описать работу любой компании, любого ее подразделения. Эти карты позволяют (как руководству, так и сотрудникам) максимально точно понять, что нужно сделать и оценить, что и как сделано.
Например, есть цель — увеличить объем продаж. Для каждого сотрудника, которому ставится такая цель, в карте прописываются конкретные шаги или согласованные поручения, ведущие к результату (провести три встречи с клиентом, утвердить новый прайс-лист, и т. д.). Выполняя эти шаги, работник тем самым достигает запланированных бизнес-показателей. Менеджер оценивает, что из намеченных конкретных дел реализовано, а если не сделано, то почему. В результате руководство имеет конкретные доказательства того, что сотрудник способствует росту объема продаж.
В целевом управлении средними или крупными организациями важно суметь сохранить целостность бизнеса, обеспечив при этом эффективность достижения целей. Сделать это по ряду причин труднее, чем в малых фирмах.
На сегодняшний день для обеспечения целевого управления организацией существует много инструментов. Не последнее место среди них занимают автоматизированные способы учета, анализа, и отчетности по бизнес-показателям.
Чтобы менеджеры всех уровней могли оперативнее решать поставленные задачи и осуществлять контроль, на платформе «1С:Предприятие» было создано приложение «1С:управление по целям и KPI». Программа позволяет контролировать цели и показатели предприятия согласованные в соответствии с его стратегией, доводить их до уровня отдельных подразделений и работников. На этом этапе анализировать поставленные задачи целевого управления, осуществлять контроль над их исполнением. Управленческие идеи многих теоретиков и практиков целевого управления в той или иной степени были реализованы в данной системе автоматизации.
Для целевого управления используются ключевые показатели эффективности, субъективные оценки деятельности, реализуется управление оперативными поручениями, рассчитываются премиальные выплаты на основе сведений о выполненном плане.
Целевое управление организацией можно представить в виде следующих положений, которые необходимо реализовать:
· Проверка уже выполненных задач, определение будущего результата и детализация плана в виде задач для обеспечения выполнения намеченного;
· Балансирование самой системы управления с с учетом имеющегося «дерева целей»;
· Использование целей в качестве основы для принятия решений на всех уровнях менеджмента;
· Регулярное подведение итогов работы персонала в системе целевого управления.
Сразу следует оговориться, что на этапе становления системы управления по целям, компанию ждут определенные финансовые затраты, которые обычно окупаются за 2-4 месяца. После этапа внедрения целевого управления, первые очевидные успехи станут заметны в обозначенный период.
Источник: megaobuchalka.ru
Целевые программы в сфере строительства и их реализация
Понятие и назначение целевых программ в сфере строительства
Целевые программы в сфере строительства – это комплекс мер, направленных на создание условий для эффективного решения задач обеспечения населения жильем за счет специально выделенных государственных средств.
Разработка, согласование и реализация целевых государственных программ в сфере строительства возлагается на Министерство строительства России.
В настоящее время в России действуют и активно реализуются следующие программы в сфере строительства:
- во-первых, программа обеспечения комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан России, ответственность за реализацию которого возлагается на Минстрой России;
- во-вторых, федеральные целевые программы, к числу которых относятся программы «Жилище», «Чистая вода», «Юг России», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах России» и так далее.
Характеристика целевой программы «Жилище» и ее реализация
Данная целевая программа рассчитана на реализацию в период с 2015 по 2020 годы.
Данная программа разработана по поручению Председателя Правительства России в 2014 году. В качестве государственного заказчика выступило Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Это же министерство осуществляло разработку данной программы.
Программа «Жилище» ориентирована на достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечение формирования рынка жилья доступного населению в рамках эконом-класса с соблюдением стандартов экологичности и энергоэффективности;
- во-вторых, исполнение обязательств государства в отношении обеспечения жильем граждан, в отношении которых это предусмотрено федеральным законодательством.
Программа «Жилище» ориентирована на решение следующих задач:
- во-первых, формирование условий для обеспечения развития массового строительства экономичного жилья;
- во-вторых, рост обеспеченности граждан жильем за счет увеличения объемов его строительства;
- в-третьих, обеспечение жильем граждан, в отношении которых это предусмотрено федеральным законодательством;
- в-четвертых, социальная поддержка приобретения жилья гражданами, которые нуждаются в улучшении условий проживания.
Готовые работы на аналогичную тему
В настоящее время достигнуты следующие итоги реализации программы «Жилище»:
- за счет программы были улучшены жилищные условия 149 тысяч семей; примерно 43 тысячи семей улучшили жилье в связи с тем, что они относятся к категориям граждан, которым такая помощь гарантируется федеральным законодательством;
- социальные выплаты, предназначенные для приобретения или строительства жилья, получило 98 тысяч молодых семей.
Общий объем финансирования данной программы составляет 565 млрд. руб., из которых 309 млрд представлены средствами федерального бюджета, 94 млрд руб. средствами региональных и муниципальных бюджетов, 162 млрд руб. внебюджетными средствами.
Целевая программа «Юг России» и ее реализация
Данная целевая программа рассчитана на реализацию в период с 2014 по 2020 годы.
Разработка данной программы осуществлялась по поручению Президента России и Правительства России Министерством регионального развития Российской Федерации в сотрудничестве с другими министерствами.
Данная программа выходит за рамки строительных целевых программ, поскольку предусматривает комплексное развитие южных регионов России.
В отношении строительства целью данной программы является осуществление строительства новых учреждения образования и завершение уже действующего строительства этих учреждений с целью обеспечения сокращение численности учащихся в третью смену; осуществление строительства учреждений здравоохранения для обеспечения роста качества и доступности медицинских услуг.
В ходе реализации программы на территории Республики Дагестан введено в эксплуатацию 18 объектов образовательного и медицинского назначения, в том числе е 14 школ, общежитие, поликлиника, лечебный корпус больницы и больница. В Республике Ингушетия введены в эксплуатацию несколько поликлиник, в том числе детская, школы, канализационные коллекторы и очистные сооружения канализации. В Карачаево-Черкесской Республике построено и реконструировано 20 объектов. В Ставропольском крае за счет средств программы осуществляется финансирование строительства четырех объектов, на территории республики Северная Осетия-Алания за счет средств программы завершено строительство 56 объектов и так далее.
На финансирование этой программы выделенные средства в количестве 189 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета 172 млрд руб., из региональных бюджетов 18 млрд руб.
Целевая программа повышения устойчивости домов в сейсмических районах России и ее реализация
Данные целевая программа была рассчитана на реализацию в период с 2009 по 2018 год.
Разработка программы осуществлялась по распоряжению Правительства России. В качестве разработчика выступило Министерство регионального развития России.
Данная программа была ориентирована на достижение следующих целей:
- во-первых, формирование условий устойчивого функционирования жилья и иных объектов жизнеобеспечения на территории сейсмических районов страны;
- во-вторых, обеспечение приемлемой сейсмической безопасности на территории сейсмических районов страны;
- в-третьих, минимизация экологического и экономического ущерба от сейсмического воздействия.
Данная программа была ориентирована на решение следующих задач:
- во-первых, обеспечение снижения уровня риска за счет разрушительного воздействия землетрясений;
- во-вторых, усиление роли участия региональных и федеральных органов власти в обеспечении сейсмической безопасности территорий и жилья на них;
- в-третьих, снижение уязвимости жилья от разрушительного воздействия землетрясений.
Общий объем финансирования программы составит 62 млн. руб., из которых 49 млн. руб. выделено из федерального бюджета.
По итогам программы была обеспечена ликвидации дефицита сейсмостойкости 2403 тысяч квадратных метров жилья, снижена уязвимость жилых домов, риски возникновения чрезвычайных ситуаций и так далее.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет
Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Источник: spravochnick.ru