Целевой аванс в строительстве это

Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.

Почему нужно поменять браузер.

Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!

Целевые авансы на строительство объектов за счет бюджетных средств

Условие выплаты текущих авансов на выполнение строительных работ, планируемых в периоде, принятом за расчетный, а также целевых авансов на приобретение материальных ресурсов может быть предусмотрено в договоре строительного подряда. Конкретные размеры авансов (процент авансирования), сроки и порядок их перечисления зависят от характера объекта, условий строительства и других факторов (п. 56 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450, в ред. постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875) (далее – Правила).

Новое авансирование по Госконтрактам!

При финансировании объектов с привлечением бюджетных средств необходимо учитывать некоторые особенности.

Во-первых, размер текущего аванса не должен превышать 50 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце (за вычетом суммы целевого аванса, предполагаемого к освоению в этом месяце).

Во-вторых, при невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ на установленный договором процент авансирования. Сумма неотработанного аванса определяется как разница между суммой аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в периоде, принятом за расчетный, и суммой отработанного аванса. Неотработанная сумма аванса признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком.

В-третьих, за пользование чужими денежными средствами подрядчик уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса, в размере ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в периоде, принятом за расчетный, на который выдавался аванс. Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения аванса до даты подписания заказчиком актов сдачи-приемки работ, на которые выдавался аванс.

Важно! Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.

В-четвертых, текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме.

В-пятых, в заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов.

Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчик заключил соответствующие договоры.

Целевой аванс в строительстве

В-шестых, полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 3 месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством.

Важно! Неиспользованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами.

Вышеприведенные подходы к финансированию объектов строительства из бюджета определены пп. 57–58 Правил.

Справочно: в настоящее время подрядчику могут перечисляться 2 вида авансов – на выполнение работ в расчетном месяце (текущие авансы) и разовые (целевые) авансы на приобретение нестандартных строительных конструкций и изделий, материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, а также на закупки по внешнеторговым контрактам (п. 8-2 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2001 № 120, далее – Инструкция № 120).

Предоставление разовых (целевых) авансов осуществляется при условии, если они предусмотрены нормами договора строительного подряда и графиком платежей. В случае потребности в целевых авансах в графике должна быть указана сумма аванса, месяц его предоставления и срок освоения (часть вторая п. 8 Инструкции № 120).

При наступлении срока, предусмотренного графиком платежей для освоения целевого аванса, материальные ресурсы, на приобретение которых он предоставлялся, должны быть использованы подрядчиком при выполнении работ. Сумма целевого аванса должна быть удержана с общей стоимости работ в срок, предусмотренный графиком платежей для его освоения.

Несвоевременное выполнение подрядчиком принятых им в соответствии с договором подряда сроков производства работ не является основанием для внесения изменений в график производства работ и соответственно в график платежей. То есть срок освоения целевого аванса, предусмотренный графиком платежей, не изменяется по причине допущенного подрядчиком отставания.

Важно! Целевой аванс должен удерживаться из общей стоимости работ в том месяце, в котором предусмотрено его освоение графиком платежей.

Авансы на выполнение строительных работ по объектам, финансируемым из бюджета, перечисляют в размере, не превышающем 50 % стоимости работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, если такая форма расчетов предусмотрена договором. Как правило, органы казначейства принимают платежные поручения на перечисление авансов до 20-го числа месяца, предшествующего расчетному.

Читайте также:  Как начинается строительство дома

В случаях, когда представленное заказчиком в органы казначейства платежное поручение на перечисление аванса на выполнение работ не исполнено на дату представления документов для расчетов за выполненные работы за этот же месяц, заказчик одновременно с платежным поручением на перечисление средств за выполненные работы должен представить в органы казначейства письмо на аннулирование платежного поручения на перечисление аванса. При этом к оплате должно быть представлено платежное поручение на общую сумму выполненных работ.

Кроме авансов на выполнение строительных работ, договором подряда могут предусматриваться также разовые (целевые) авансы на приобретение нестандартных строительных конструкций и изделий, материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, а также на закупки по внешнеторговым контрактам.

К материальным ресурсам, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, можно отнести грунт, песок, щебень, гравий, тротуарную плитку, дорожный борт, используемые в строительстве, благоустройстве и иных работах. Заготовка их может вестись в осенне-зимний период, а использование – в период, благоприятный для выполнения таких работ.

Предоставление разовых (целевых) авансов следует осуществлять при условии, что они предусмотрены положениями договора строительного подряда и графиком платежей.

Разовые (целевые) авансы могут быть перечислены на текущий (бюджетный) счет подрядчика или по решению заказчика и с согласия подрядчика непосредственно изготовителям конструкций, материалов, изделий при наличии соответствующего договора.

Ответственность за обоснованность представления в органы казначейства платежных поручений на перечисление подрядчику разовых (целевых) авансов несет заказчик, который осуществляет контроль за их целевым направлением и своевременным освоением в соответствии со сроками, указанными в графике платежей.

Внимание! Авансы, полученные и не использованные своевременно, подлежат индексации с учетом инфляции. Аванс считается использованным, если объем работ, предусмотренный графиком производства работ, выполнен в полном объеме.

Контроль за соблюдением порядка индексации не использованных своевременно авансов осуществляет заказчик.

При недовыполнении объема работ, предусмотренного графиком, в течение 2 месяцев подряд авансирование работ должно быть приостановлено до представления заказчиком в органы казначейства документов, подтверждающих выполнение полного объема работ, на которые были предоставлены авансы.

Вышеприведенный порядок авансирования работ в области финансирования строительных объектов определен п. 8-2 Инструкции № 120.

В бухгалтерском учете подрядчика хозяйственные операции, связанные с финансированием строительных работ, отражают следующим образом (см. таблицу):

По разъяснению Минфина, при предоставлении целевых авансов на приобретение материальных ресурсов при выполнении строительных работ за счет бюджетных средств до внесения изменений и дополнений в Инструкцию № 120 следует руководствоваться Перечнем материальных ресурсов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450», вступившим в силу с 21 октября 2011 г. (далее – постановление № 875) (письмо Минфина РБ от 23.02.2012 № 16-12/104 «О разъяснении законодательства»).

Перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре может быть предусмотрена выплата целевых авансов, утвержденный постановлением № 875, включает в себя следующие позиции:

– металлоконструкции, изготовление и поставка которых требуют продолжительного времени (более 30 дней);

– оборудование и материалы наружных и внутренних инженерных систем (системы вентиляции, кондиционирования, лифты, трубы диаметром более 300 мм, кабели 0,4 кВ и более, технологическое оборудование);

– материальные ресурсы, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ (грунт, песок, щебень, гравий, тротуарная плитка, борт);

Приведенный перечень значительно расширил возможности выплаты целевых авансов (относительно предусмотренного п. 8-2 Инструкции № 120), т.е. в 2012 г. заказчики, подрядчики и органы казначейства должны руководствоваться названным выше письмом Минфина.

По объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, по соглашению сторон могут определяться иные размеры авансов, направления и порядок их использования (п. 59 Правил).

Внимание! Сумма средств, подлежащих оплате за выполненные строительные работы, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком текущих авансов, а также целевых авансов в размере стоимости материальных ресурсов, приобретенных за их счет и включенных (предусмотренных к включению) в стоимость выполненных строительных работ в расчетном периоде.

Источник: www.gb.by

Казначейское сопровождение при исполнении контрактов: что важно знать

Государственные органы финконтроля для надзора за расходованием целевых средств из бюджета применяют казначейское сопровождение. Разберемся, что это дает и как происходит.

Главной задачей казначейского сопровождения является предупреждение финансовых нарушений, в том числе нецелевого использования выделяемых на конкретные цели бюджетных средств, которая достигается путем осуществления полного контроля за расчетами между заказчиком и исполнителем по контракту (договору), выполняемыми в соответствии с условиями этого самого контракта (договора).

Читайте также:  Производственные нормы расхода основных материалов в строительстве

В рамках выполнения такой задачи во взаимоотношения между заказчиком и исполнителем при оплате по контракту (договору) «вмешивается» третья сторона – федеральное казначейство, на которое при казначейском сопровождении возлагается функция по проверке целевого расходования средств на момент оплаты.

Важно отметить, что казначейскому сопровождению подлежит расходование не всех средств, выделяемых из бюджета, а только целевых, расходование которых осуществляется как по контракту (договору), заключенному с применением положений Федеральных законов №44-ФЗ или №223-ФЗ (и конкурентные способы, и закупка у единственного поставщика), так и по «коммерческому» договору, при условии, что заказчик по такому договору является получателем таких целевых средств.

Положениями ст. 242.25 Бюджетного кодекса и законом №390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» установлен перечень целевых средств, по которым в 2022 году необходимо осуществлять казначейское сопровождение:

  • субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимися федеральными бюджетными или автономными учреждениями;
  • субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям в целях приобретения товаров (работ, услуг);
  • взносы, внесенные получившими субсидии или бюджетные инвестиции юридическими лицами в уставные капиталы других юридических лиц;
  • авансовые платежи по контрактам на поставку товаров (работ, услуг), заключаемым получателями указанных выше средств:
  • юридические лица, не являющиеся федеральными бюджетными или автономными учреждениями;
  • федеральные бюджетные и автономные учреждениям;
  • юридические лица, в уставной капитал которых поступили взносы из субсидий или бюджетных инвестиций (в 2022 г. казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по субподрядным контрактам (договорам) с ценой 5 млн.руб. и более);
  • авансовые платежи по государственным контрактам на поставку товаров (работ, услуг) (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации ГОЗ), заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более (в 2022 г. казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по субподрядным контрактам (договорам) с ценой 5 млн.руб. и более);
  • расчеты по государственным контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (п. 2 ч. 1 ст.93 закона №44-ФЗ) на сумму более 600 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 000 рублей (в 2022 году: на сумму 5 млн. руб. и более);
  • расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ) на сумму более 600 000 рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 000 рублей (в 2022 году: на сумму 5 млн. руб. и более);
  • авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров (работ, услуг), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров (работ, услуг), по которым авансирование подпадает под казначейское сопровождение; средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
  • расчеты по государственным (муниципальным) контрактам для нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более;
  1. расчеты по контрактам (договорам), заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями);
  2. субсидии юридическим лицам; бюджетные инвестиции юридическим лицам;
  3. субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
  4. бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
  5. расчеты по субподрядным контрактам (договорам) на сумму более 600 тыс. рублей (в 2022 году: на сумму 5 млн. руб. и более) – если источником финансового обеспечения таких государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), субподрядных контрактов (договоров) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
  • расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым для нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд);
  • расчеты по контрактам (договорам), заключаемым бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями);
  • субсидии юридическим лицам; бюджетные инвестиции юридическим лицам; субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
  • бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
  • расчеты по субподрядным контрактам (договорам) на сумму более 600 тыс. рублей (в 2022 году: на сумму 5 млн. руб. и более) – если источником финансового обеспечения таких государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), субподрядных контрактов (договоров) являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, правилами предоставления которых предусмотрены условия об осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения указанных средств;
  • расчеты по государственным контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (п. 2 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ) на сумму более 600 тыс. рублей (в 2022 году: на сумму 5 млн. руб. и более), источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 тыс. рублей (в 2022 году: на сумму 5 млн. руб. и более);
  • иные средства, определенные с учетом положений, установленных статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с обращением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации).
Читайте также:  Можно ли потратить материнский капитал на строительство дачного дома в деревне

Стоит обратить внимание, что не во всех случаях казначейское сопровождение осуществляется в отношении всех расчетов по контракту (договору).

Например, по контракту (договору) на поставку товаров (работ, услуг), заключенному федеральным бюджетным учреждением (или ФАУ), и которое расходует целевую субсидию или бюджетные инвестиции, казначейскому сопровождению подлежат только расчеты по авансовому платежу, а все остальные платежи по такому контракту (договору) проходят в «обычном» режиме, минуя казначейское сопровождение.

Но именно для получателей средств федерального бюджета есть нюанс. Не должна создаваться иллюзия, что такие заказчики, являющиеся получателями средств федерального бюджета (ФБУ или ФАУ), не установив аванс в контракте, могут миновать казначейское сопровождение по такому контракту.

В 2022 году получатели бюджетных средств во всех контрактах (договорах), посредством которых расходуются целевые средства, обязаны предусмотреть выплату авансового платежа в размере от 50% до 90% суммы контракта (договора), что закреплено положениями постановления Правительства от 29 марта 2022 №505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» и письмом Минфина от 13.05.2022, отвечающее на перечень вопросов по применению упомянутого Постановления.

В развитие положений бюджетного кодекса Постановлением Правительства от 24 ноября 2021 года №2024 «О правилах казначейского сопровождения» устанавливается порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения в 2022 году.

Говоря о порядке осуществления казначейского сопровождения, простым языком, необходимо отметить ряд моментов, которые являются ключевыми:

  • Открытие каждым из участников казначейского сопровождения, коими являются и заказчики, получатели бюджетных средств, и исполнители по контрактам, расход средств по которым подлежит казначейскому сопровождению, и субподрядчики (при привлечении таковых для исполнения контрактов с казначейским сопровождением) в Федеральном казначействе (его территориальном органе) «71-ого» лицевого счета, посредством которого осуществляется оплата.

Акцентируем внимание, что бюджетным кодексом установлен перечень целей, на которые запрещено перечислять средства с такого лицевого счета.

  • Присвоение контракту идентификатора, который, и это принципиально, должен будет указываться во всех документах, связанных с таким контрактом, вплоть до счет-фактуры. перечисление аванса (в случае его установления) на лицевой счет исполнителя по контракту, открытому в территориальном органе федерального казначейства.
  • В целях санкционирования расходов предоставление исполнителем по контракту в территориальный орган федерального казначейства документов, подтверждающих факт поставки товара (работ, услуг) – подписанные сторонами контракта товарные накладные (акт приемки выполненных работ, оказанных услуг). Только после проверки федеральным казначейством указанных документов, осуществляется санкционирование целевых средств, и денежные средства перечисляются исполнителю по контракту.

Обозревая казначейское сопровождение в 2022 году, нельзя не упомянуть, что современные экономические условия вносят свои коррективы, в том числе и в механизм казначейского сопровождения. Во избежание срывов сроков исполнения значимых, финансово ёмких государственных проектов, что обеспечивается, в том числе, ускорением получения средств из бюджета исполнителями по контрактам для приобретения строительных материалов и оборудования, правительство в середине текущего года своим постановлением от 01.07.2022 №1182 как меру экономической поддержки определило перечень случаев, при которых разрешено перечислять денежные средства напрямую на расчетный счет исполнителя по контракту в банке, минуя лицевой счет в федеральном казначействе.

Александр Сергеевич Кипароидзе, технический директор ООО «Тендерное агентство «Концепт».

Источник: www.klerk.ru

Рейтинг
Загрузка ...