В современном мире все шире распространяется совершенно новый взгляд на то, каким должен быть успешный музей. При определенных обстоятельствах он может не просто стать популярным и посещаемым местом, но и дать толчок развитию территории. Ирина Ивановна ЛАСКИНА, ведущий специалист Центра стратегических разработок «Северо-Запад»
Великие музеи мира, такие как Лувр или Британский музей, традиционно являются местами притяжения публики. Музеи такого уровня — основные достопримечательности своих городов, так как в них собраны по-настоящему великие коллекции. Однако в последние десятилетия мир переживает то, что в прессе принято называть музейным бумом. При этом нередко молодые музеи достойно конкурируют с великими по посещаемости и тому влиянию, которое они оказывают на среду. Только ли благодаря хранящимся в них шедеврам?
К факторам, делающим музеи влиятельными1, относятся архитектурный облик здания, развиваемые формы музейной активности, дополнительные сервисы и т. д. Означает ли это, что той или иной территории достаточно просто скопировать архитектурное решение и методы работы одного из самых востребованных музеев мира, чтобы туда устремились миллионы посетителей, а сама территория попала в рейтинги популярнейших туристических направлений? Конечно же нет. Для того чтобы заинтересовать современную искушенную публику, необходимо предложить такую идею музея, которая будет действительно уникальной как по содержанию, так и по материальному воплощению и сделает музей примером высокого профессионализма и творчества. Уникальность музеев в современном мире становится одним из определяющих факторов успеха.
Какие технологии строительства лучше старые или новые. Часть 2
Новый взгляд на музеи
По мнению генерального директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, не правы те, кто полагает, что в музее нельзя жить: в современном музее это вполне возможно. Продолжая тему, попробуем разобраться в том, что же представляет собой современный музей как культурно-социальный феномен и один из факторов развития территории, города и целого региона.
На протяжении длительного периода истории музеи в России рассматривались преимущественно как учреждения, нацеленные на накопление, сохранение и изучение культурного наследия, а работа с аудиторией являлась одним из важных, но равнозначных другим видов деятельности. Между тем анализ опыта современных зарубежных музеев свидетельствует о том, что музеи Европы, США и других стран уделяют огромное внимание работе с аудиторией, а именно ее изучению, маркетинговой функции, иным вопросам, связанным с популяризацией своей деятельности и реализуемых инициатив. Для современных российских музейных учреждений вопрос привлечения посетителей также приобретает первостепенное значение. Во многом именно зарубежный музейный опыт и современные тенденции развития в глобальном мире музеев подтолкнули российских коллег заметно активизироваться в этом направлении.
Инновационный подход к пониманию роли музеев и их деятельности распространяется в зарубежных странах начиная с годов. Так, музеи теперь создаются как культурно-просветительские центры, выступающие площадкой для диалога широкого круга специалистов: музейных кураторов, дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых и т. д.
Стиль минимализм в современной архитектуре
Вторая концептуально важная отличительная особенность современных музеев от традиционных заключается в смене приоритетов: теперь ставка делается на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем (без привязки к его уровню образования и социальному статусу). Музей в настоящее время приобретает все больше черт аттракциона.
Это выражается как в облике зданий, спроектированных под нужды новых музеев, и в особенностях современных экспозиций, так и в многообразных формах музейной активности, а также количестве и качестве сопутствующих услуг. Новые музейные здания (если они не являются памятниками историко-культурного наследия) из вместилища экспозиционных предметов сами превращаются в объекты экспозиции.
А дополнительные сервисы, такие как тематическое кафе, кинозал, детская комната, позволяют музеям стать альтернативой иным местам проведения досуга. По мнению директора ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антоновой, сейчас важно не пытаться наполнить музеи шедеврами, а искать и развивать новые виды и формы культурной деятельности. По всей видимости, это замечание отражает политику большинства современных музеев России и мира.
Музей и территория
Важным с точки зрения изучения значимости современных музеев представляется знакомство с вариантами их влияния на развитие территории. В связи с этим хотелось бы выделить четыре варианта такого влияния и соответствующих ипостасей музейных учреждений современности.
Первый вариант влияния музея на территорию заключается в самом факте отличия внешнего вида здания музея от общего архитектурного облика этой территории, что не может не влиять на развитие как первого, так и второго. В данном случае речь можно вести о музее как об инородном элементе в среде со сформированным архитектурным стилем. Примерами здесь являются Центр современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже (Франция), музей-аквариум Ozeaneum в Штральзунде (Германия).
Вторым вариантом влияния облика здания музея на городскую среду становится его знаковость. Музей начинает ассоциироваться с городом, становится его символом. Здесь музей выполняет функцию визитной карточки территории. В качестве примеров можно назвать Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей современного искусства С. Гуггенхайма в Бильбао (Испания).
Третьим вариантом влияния музейного учреждения на развитие территории является размещение экспозиций и других служб музея в объектах исторического и культурного наследия. Такими объектами могут быть дворцы и усадьбы, замки и кремли.
Часто такие сооружения требуют частичной или полной реставрации, реконструкции в соответствии с музейными нуждами, некоторые из них лежат в руинах. Решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. Очевидно, что музей в этой связи выступает в качестве инструмента воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. Примерами таких музеев являются Тракайский замок (Литва), музей Магритта в Брюсселе (Бельгия).
Четвертым вариантом становится размещение музея в неиспользуемых индустриальных зданиях, складских сооружениях, бывших объектах военного назначения (лофтах). Несмотря на определенную моду на такие проекты в последние годы, их подготовка и последующая реализация требуют всесторонней проработки, так как только в этом случае объекты одного назначения могут выполнять полный объем функций учреждений другого назначения. Важной особенностью таких музеев является их способность вдохнуть новую жизнь в устаревшие по каким-либо причинам объекты урбанистической среды, а также включить их в окружающее пространство в обновленном качестве. Музей в данном контексте выступает инструментом сохранения промышленного и военного наследия, хотя сам объект приобретает при этом совершенно новые функции. Примеры: Can Framis Museum в Барселоне (Испания), занимающий два восстановленных фабричных здания, Музей Варшавского восстания (Польша), разместившийся в бывшем трамвайном депо.
Музеи всех типов влияют на восприятие территории ее жителями, а также гражданами своей страны и других государств. Музеи, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но и интеллектуально нагруженную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов, положительно влияют на показатели экономического развития в целом. В сочетании с обустройством территории и развитием других элементов городской среды, таких как транспортная и туристическая инфраструктура, объекты деловой, гостиничной и торгово-развлекательной недвижимости, они меняют имидж города, привлекая инвестиции и стимулируя развитие новых форм экономической активности. Таким образом, современные музеи не только влияют на общий уровень культуры, но и становятся одним из факторов урбанистического, экономического, социального роста.
В ожидании новых идей
Очевидно, что реализация крупных музейных проектов, в особенности тех, которые сопровождаются инфраструктурными изменениями среды, невозможна без государственного участия. Такое участие предполагает не только финансирование (или софинансирование) создания и последующего функционирования нового учреждения, но и содействие в решении вопроса прав пользования зданием, объектом, земельным участком в целях размещения нового музея, медийное сопровождение проекта, акцептование его статуса и миссии на различных уровнях государственной власти. Практика показывает, что современный музей способен быть фактором развития столь же мощным, что и сущности совсем другого порядка, например создаваемые инновационные центры, объекты промышленно-технологической инфраструктуры, такие как индустриальные и технопарки и т. д. Таков, например, часто упоминаемый музей Гуггенхайма в Бильбао, превративший некогда важный промышленный центр Страны Басков в популярную туристическую и культурную дестинацию. Примером из российской действительности может быть музейный комплекс «Ясная Поляна» в Тульской области, который является видимым стимулом регионального развития.
Следует признать, что в последние годы в России появляются отдельные примеры удачных частных инициатив в данной сфере, но они все же пока не могут конкурировать по ресурсам и влиянию с государственными учреждениями. В качестве иллюстрации показательны Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, Музей коломенской пастилы в Коломне. Особенность этих музеев заключается в том, что они, будучи учреждениями культурного типа, организованы в значительной степени как бизнесы. Это заставляет их активно действовать и развиваться, предлагая аудитории все более разнообразные продукты и услуги.
Музейный проект, претендующий на звание значимого, кроме разнообразных ресурсов нуждается также в деятельном руководителе, а проще — лидере. Такой лидер сможет привлечь дополнительные средства для финансирования, будь то гранты или спонсорская помощь, не побоится экспериментировать с возможными направлениями развития музея, наладит сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами.
Одним из таких лидеров является сейчас генеральный директор Музея Мирового океана в Калининграде2 С. Г. Сивкова. Во многом благодаря ее деятельной позиции за последнее десятилетие музей качественно вырос, стал комфортным, видимым в городском и региональном социокультурном пространстве, расширил свое присутствие, включив в состав ряд объектов историко-культурного наследия, бывших ранее в полуразрушенном состоянии. Таковыми являются отреставрированные Королевские и Фридрихсбургские ворота, часть фортификационных укреплений, где разместился выставочный комплекс «Потерна», портовый склад середины XIX века. Музей Мирового океана постоянно меняется, и это, пожалуй, единственно верная стратегия в современном динамичном мире.
В заключение вернемся к уже упомянутой и наиболее важной составляющей успеха музейного проекта. По мнению генерального секретаря Международного бюро выставок Висенте Лоссерталеса, крупные культурные объекты и события влияют на восприятие городов и мест в масштабах мира, поэтому сейчас даже локальные центры пытаются найти свою нишу на культурном рынке. Обнаружить такую нишу можно, достаточно лишь предложить необычную конкурентоспособную идею. И здесь возникает простой вопрос: остались ли в нашей стране идеи для создания по-настоящему успешных, знаковых, глобальных музеев?
Источник: bujet.ru
Для чего строительство в современном мире
В статье дана характеристика роли городов в развитии экономики. В частности, уделено внимание городам как элементам, организующим территорию и экономику стран и мира в целом. Затронут вопрос о роли метрополисов в развитии государств.
Одним из наиболее динамично развивающихся мировых процессов является процесс урбанизации. Особенно ярко он проявился в XX веке, когда доля городского населения в мире выросла с 13,6% в 1900 г. до 47,5% в 2000 г.
В настоящее время не существует однозначного определения понятия урбанизации.
Весьма распространенное определение урбанизации как «процесса сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах» [1] представляется далеко не полным. Отмечая сложность понятия, ученые-географы, например, описывают урбанизацию как «многогранный глобальный (т.е. охвативший весь мир) социально-экономический процесс, связанный с резко усилившимися в эпоху научно — технической революции развитием и концентрацией производительных сил и форм социального общения, с распространением городского образа жизни на всю сеть населенных мест»[4]. При этом отмечается, что «ни одно из более узких понятий — «индикаторов», характеризующих отдельные стороны этого процесса, — рост городов и городского населения, рост доли городского населения в общей численности населения, достигнутая доля городского населения в общей численности населения; городской образ жизни -недостаточно для его полной характеристики».
Однако, несмотря на неоднозначность определений, очевидно, что урбанизация способствует повышению эффективности экономики, поскольку само существование городов обуславливает концентрацию в них экономического, культурного и информационного потенциала и на основе таких сложившихся потенциальных возможностей обеспечивает качественные «прорывы» в развитии экономики и других сфер общественной жизни.
Это утверждение особенно справедливо в отношении крупных городов, которые, по хорошо известной теории центральных мест В. Кристаллера, являются центрами обширных зон, включающих и другие, более мелкие города, и «организуют» экономику этих зон. Крупный город предоставляет населению патронируемой им зоны максимум услуг и максимум возможностей по трудоустройству и приложению собственных способностей. Чем крупнее город, тем более он способствует реализации на своей территории эффектов концентрации производства, давая импульсы развитию собственной экономики и затем, автоматически, развитию экономик более мелких городов своей территории и экономики всей объединяемой им территории (зоны) в целом. Правомерно говорить и об обратном воздействии экономик городов низшего ранга на развитие экономики центра.
В современном мире города играют роль организующих элементов, они как бы структурируют его территорию и экономику. Роль городов можно изучить более детально, если принять за основу предложенное Г. Клейнером [2] деление экономики на мегаэкономику (мировую экономику), макроэкономику (страновую экономику), мезоэкономику (отраслевую, региональную и групповую экономику), микроэкономику (экономику предприятия) и наноэкономику (экономическое поведение индивида).
Чем значительнее место города в иерархии себе подобных, тем, очевидно, весомее его вклад в развитие экономических «пластов» по совокупности. В условиях глобализации, растущей взаимозависимости современного мира, когда наблюдается значительное ослабление национального государственного суверенитета и нивелируется значение государственных ограничений в развитии международных хозяйственных связей развитые и обладающие сильной экономической базой города могут стать активными самостоятельными участниками мирового рынка.
Примером воплощения в жизнь подобной концепции развития городов являются так называемые метрополисы, играющие весьма серьезную роль в протекании мировых экономических процессов. Ф. Бродель обозначил термином «метрополисы» крупные города, выполняющие интернациональные экономические функции, в которых «наблюдается постоянный приток и отток информации, товаров, капиталов, кредитов, людей и т.д.» (цитата по [3]). Характерными чертами метрополисов выступают [3]:
- Метрополис — научно-производственный полюс роста. Масштабное материальное производство здесь сочетается с научными исследованиями и стимулирует их.
- Это центр принятия решений: политических (на уровне властных структур), экономических (менеджментом обычно располагающихся здесь крупнейших корпораций). Это место, где ведущие политические и экономические силы общества идут на сближение и вступают в союзы.
- Метрополис является полюсом притяжения для людей, информации, товаров и услуг. Но он должен достигнуть достаточно крупных размеров, чтобы сработал «гравитационный» эффект и город или агломерация стали реализовывать функцию метрополиса. Эта критическая величина может составить в целом около миллиона жителей.
- Существование собственного культурного имиджа, делающего метрополис узнаваемым среди других городов мира, придающего ему особую привлекательность в глазах влиятельных людей разных стран.
- Метрополис, как правило, является международным транспортным узлом.
- И, наконец, пожалуй, самое главное: метрополис служит для аутсайдеров своеобразным ключом к региону, для которого он является организующим и координирующим центром.
П. Маршан, И. Самсон отмечают, что метрополисы вписываются в разработанную А. Скоттом схему организации глобализованной экономики (мегаэкономики) [5] (рис. 1), располагаясь в центре каждого из квадратов нижнего уровня схемы.
Рисунок 1. Схема глобальной иерархии по Скотту
В современном мире существуют метрополисы глобального масштаба, которые являются экономическими агентами международного уровня и оказывают большое влияние на могущество своих государств (в этом списке, в частности, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Москва) и метрополисы менее крупных размеров с более узкими компетенциями (например, выполняющие функции международного уровня (рынок алмазов в Антверпене)). Поэтому можно говорить об особой роли метрополисов как ключевых точек «мировой экономики».
В отличие от западных городов, развитие которых, начиная со средневековья, происходило преимущественно под влиянием рыночных сил и служило удовлетворению возрастающих потребностей производства и общества в информации, товарах и услугах, российские города отмечены собственной спецификой. В условиях командно-административной экономики формирование и развитие городов происходило в рамках генеральной схемы расселения на территории СССР с характерными для нее преимуществами и издержками.
К издержкам, в частности, можно отнести практиковавшееся в СССР регулирование крупных городов путем ограничения в них нового производственного строительства, что приводило к инерционности развития производственной структуры и ограничивало возможности ее прогрессивной трансформации. В этом смысле российские города середины 80-х гг. XX столетия серьезно отличались от западных. Типичный советский город сам по себе не являлся самостоятельным участником и «творцом» развития страны, а был лишь элементом ее административного деления, частью организационной структуры национального производства.
Уровень принятия решений был сосредоточен в Центре, который находился в Москве. Все остальные городские центры, даже крупные, превратились в «вассалов» монопольного политического «сюзерена». Они выступали скорее как агломерации производственных единиц, связанных между собой через региональные органы партийно-государственного аппарата, а не настоящие городские центры, развивающие внутреннее функциональное разделение труда и структурирующие окружающее пространство. Такое положение дел было характерно для промышленности, науки, культуры, т.е. для всех сфер общественной жизни, для которых само существование городов традиционно создает базу для развития. Таким образом, советское время для городов было временем монометрополиса.
Между тем, ученые отмечают, что Россия должна быть заинтересована в создании сети метрополисов, которые послужат точками роста ее экономики и обеспечат политическую стабильность на всей территории [3]. Вероятно, во многом подобное пожелание справедливо и в отношении других, более скромных по своим возможностям, чем потенциальные метрополисы, городов.
История и сравнительная характеристика развития западных и российских крупных городов являют собой яркий пример диспропорций российской экономики. Современность диктует свои условия успешного существования городов. Несомненной представляется необходимость интеграции не только России в целом, но и российских городов как самостоятельных субъектов рыночных отношений в мировую экономику, мировую систему разделения труда.
Российские города, получившие в последние годы максимум самостоятельности в вопросах управления, находятся в начале сложного и во многом нового для них пути автономного экономического развития. Проводимая сегодня в государстве реформа местного самоуправления создает для него организационную основу, однако результаты и успехи города в формировании собственной экономической базы, политического влияния и своего «лица» в мировом калейдоскопе городов будут зависеть от способностей и умения местных органов власти сочетать и использовать достижения науки, производства и культуры на своей территории.
1. Большой экономический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияна. — М., 2002. -1280 с.
2. Клейнер Г. Наноэкономика //Вопросы экономики. — 2004. — № 12. — С. 74.
3. Маршан П., Самсон И. Метрополисы и экономическое развитие России //Вопросы экономики. — 2004. — № 1. — С.4.
4. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации — М., 1999. — С. 22.
5. Scott A. Regions and the World Economy. Oxford Un iversity Press, 1997.
Источник: science-education.ru
Арабское наследие в современном мире
Мир арабов в VII – XIII веках был настоящей космополитической цивилизацией, объединяющей большое количество народов, живших в Испании, Северной Африке, в древних землях Египта, Сирии, Месопотамии. Сплотил эти все народы ислам. Было заключено множество союзов, открылись новые торговые пути, земли. Связь между народами обеспечивал арабский язык. Именно там зародилась общая арабская культура.
Арабская цивилизация объединила не только мусульман, но и христиан и евреев. Её представителями стали арабы, африканцы, берберы, египтяне, потомки финикийцев и хананеев, а также другие народы. Они «плавились» в одном большом котле. Динамичная цивилизация внесла в мир замечательные достижения.
Между VII и XIII веками в арабском мире процветали культура и обучение, что способствовало развитию искусства и наук. Арабская цивилизация сохранила библиотеки древних греков, римлян, византийцев. Те знания, которые получила средневековая Европа, были взяты из арабского мира.
Математика
Арабы внесли в цифру 0, что дало возможность решать сложные математические задачи. 0 стал усовершенствованием индуистской концепции. Также арабская десятичная система счисления облегчила курс математики. Большая роль арабов в разработке алгебры и тригонометрии, отцом которых считают Аль-Хорезми.
Он нашёл более точный и всеобъемлющий метод точного деления земель, чтобы можно тщательнее соблюдать Коран. Арабские математические исследования стали проходить в европейских университетах. Арабы реформировали календарь, в результате этого за пять тысяч лет произошла погрешность лишь в 1 день.
Астрономия
Как и математика, астрономия в древнем арабском мире усовершенствовалась, опираясь на религию. В ней учитывалось точное время восходов и закатов Солнца. Это нужно было для определения Уразы (мусульманского поста) во время Рамадана. Средневековые арабские астрономы создали карты звёздного неба в обсерваториях в Пальмире и Мараге. Им удалось определить длину градуса.
Арабские учёные установили долготу и широту. Они исследовали относительные скорости света и звука. Аль-Бируни даже обсуждал теорию вращения Земли вокруг собственной оси ещё задолго до Галилея. Аль-Фазари, аль-Фергани, аз-Заркали занимались разработкой магнитного компаса и построения знаков Зодиака. Большое количество арабских астрономов в XIII веке работали в Мараге.
Медицина
Большие достижения были достигнуты арабами в медицине. За основу они взяли методы врачевания Древней Месопотамии и Древнего Египта. В IX веке был арабский врач Ар-Рази. Он работал в области заражений инфекциями. В Европе вплоть до XVI века пользовались работами «Китаб аль-Мансури».
Аль-Рази первым удалось диагностировать оспу и корь. Он провёл связь между этими болезнями и заражением. Арабский врач разработал ртутную мазь и хирургические нитки из кишечника животных. В Европе хорошо известен Авиценна (Ибн Сина). Он стал пионером в области психиатрии.
Ибн Хатиб и Ибн Хатима в XIV веке сделали вывод, что чума распространяется посредством заражения. А другой арабский врач, Китабул Малики аль-Маглуси работал над концепцией капиллярной системы. Сириец Ибн ан-Нафис открыл принципы малого круга кровообращения. Арабы для лечения широко применяли травы.
Архитектура
Арабы своей архитектурой прославляли Ислам. В первую очередь они строили мечети и мавзолеи. Научившись у римлян строить арки, они развили этот стиль в своём строительстве, сделав его образцом архитектуры. В Дамаске находится Большая Мечеть, которую построили ещё в VIII веке. В её архитектуру прекрасно вписалась подковообразная арка.
Остроконечные арки можно увидеть в старинных мечетях Каира.
Такой стиль был перенят европейскими зодчими, строивших соборы в Англии, Франции, Италии. Прекрасные мечети были построены в Иерусалиме, Мекке, Триполи, Каире, Дамаске, Константинополе. Кубические арабские переходные опоры под куполами были применены в строительстве соборов и дворцов в Палермо в XI и XII веках.
Очень много архитектурных сооружений арабского заимствования находится в России. Они пришли туда с завоеваниями Тамерлана. Старинная красота поражает своей элегантностью.
Навигация и география
Хананеи разработали первые в мире навигационные карты, возможно, это они сделали одновременно с египтянами, открывшими Атлантический океан.
В IX веке средневековые арабы изобрели магнитную стрелку компаса. Самым известным географом арабского Средневековья был аль-Идриси. Этот учёный XII века жил на Сицилии. Он составил атлас мира, состоящий из семидесяти карт. Но не все территории были нанесены на них.
В своё время атлас Идриси, Китабал-Руджари, был самым лучшим спутником путешественников.
Его использовал в своих путешествиях Ибн Баттута, который проехал на лошадях, верблюдах и парусных кораблях более 75 тысяч миль. Он изучал Турцию, Болгарию, Россию, Персию, среднеазиатские страны. Ибн Баттута провёл несколько лет в Индии, а затем был послом в Китае.
Известный арабский путешественник написал о своих поездках книгу «Рихла». В ней он описал социальные условия, экономику, политику стран, которые посетил. Другой араб, Хасан аль-Ваззан, ставший христианином, получившим имя Лев Африканский, написал книгу о своих путешествиях по Африке.
Его труд перевели на несколько языков. Два столетия работы Льва Африканского считались самыми авторитетными исследованиями Африки.
Садоводство
Арабы очень любили землю. Они считали её источником жизни и даром Аллаха. Основателем ботаники считается живший в XII веке Ибн аль-Аввам. Он написал справочник, в который вошли более 500 различных растений. Учёным был описан метод прививки, кондиционирования почвы, лечения больных растений.
Арабы внесли большой вклад в производство пищевых продуктов.
Им удалось прививать лозу, что стало основой в дальнейшем виноградарства в Европе. Арабы перевезли хлопок на европейский рынок из Египта. Кофе тоже пришёл в Европу из арабского мира. Арабы подарили миру разнообразные цветы и травы, из которых делались духи.
Многие продукты питания, например, такие как рис, цитрусовые и другие, попали на европейскую кухню от арабов через восточные торговые караваны. Косметика, которую стали использовать европейки, тоже пришла к ним из арабского мира.
Разные науки
Большой вклад арабы внесли в инженерное дело, например, это были водяное колесо, цистерны, ирригация, водяные колодцы на фиксированных уровнях, водяные часы. Аль-Хайсам (Альхазен) описал оптические иллюзии, такие как радуга и миражи, что дало толчок к появлению фотографических инструментов. Велик вклад арабских учёных и в другие науки: физику, анатомию, химию.
Ремёсла
Малые художественные произведения были подняты арабами на высокий уровень. Их стеклянная посуда, керамика, текстиль прославились на весь мир. Стены зданий арабские мастера покрывали сложной мозаикой, плиткой, резьбой. В Европе очень любили сирийские мензурки и изделия из горного хрусталя. В Валенсии использовали мавританские обжиговые печи.
Арабским стеклодувам удалось получить синий цвет стекла, который в Европе стали называть мусульманским блюзом. Получив шёлк из Китая, арабские мастерицы научились делать прекрасные ткани. Кроме шёлка, ткачихи изготавливали хлопковый муслин, дамасский лён, шерсть Шираз. Всё это пользовалось большим спросом в Европе.
Дубильщики из Марокко научились выделывать шкуры до мягкости шёлка. Марокканская кожа отличается высоким качеством. Прославилось на весь мир и калёное дамасское холодное оружие.
Каллиграфия
Арабская каллиграфия – настоящий вид искусства. Ею украшены все мечети. Очень красив и арабский язык. На нём написано большое количество поэтических и драматических произведений.
Арабы очень много переводили на свой язык трудов учёных и философов древнего мира, таких как Аристотель, Платон, Гиппократ и других. «Тысяча и одна ночь» и «Рубайят» Омара Хайяма – самые любимые произведения арабской литературы. Арабами была разработана система историографии.
Музыка
Большое количество музыкальных инструментов пришло к нам из арабского мира, это арфа, лира, цитра, барабаны, флейта, гобой, тамбурин. Некоторые из них стали прародителями известных ныне инструментов, таких как гитара и мандолина. Волынка тоже была завезена в Европу из Палестины. Её привезли британские военные. Арабские лады звучат в музыкальных произведениях.
Философия
Прославились на весь мир и арабские философы, открывшие заново для мира труды Аристотеля и Платона. Они пытались найти ответы на вопросы сотворения Вселенной. Самыми известными из них стали Авиценна и Ибн Хальдун. Их мысли были сформированы многими древними цивилизациями – Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Индии, Византии, Египта и других. Из арабской культуры родились три самые распространённые религии – Ислам, Христианство, Иудаизм.
Источник: history-doc.ru
Главное место в городе. Какими должны быть городские парки?
Что такое хороший парк и почему в современном парке может быть мало деревьев? Каким должен быть парк и почему он критически важен для города? Вместе с А1 сделали большой материал о том, как смотрит урбанистика на городские зеленые зоны.
Почему парк – это не просто много деревьев, растущих в одном месте?
Городской ландшафт – это сады и парки, скверы и бульвары, улицы и дороги, реки и пруды, дворы и пустые промышленные территории. Открытые пространства не меньше, чем здания, формируют окружающую среду.
По мере урбанизации и повышения плотности застройки отношение к этому ландшафту меняется. Раньше природа и город противопоставлялись друг другу, и парк был участком искусственно созданной природы в городе. Теперь тренд городского планирования – это создание экологических каркасов, то есть использование парков и соединяющих их зеленых коридоров (бульваров, рек, каналов) как естественной инфраструктуры. В этом случае парки должны создавать единую природную сеть, а коридоры осуществляют экологическую связь между ними.
Ландшафтная архитектура не менее сложна и увлекательна, чем «просто» архитектура. Строительными материалами здесь являются растения – постоянно меняющие размеры, форму, цвет, фактуру. В парке с помощью реки, каналов, участков разной высоты можно создавать различные ландшафты. Стоит лишь немного поменять положение – и уже открывается новый вид.
Даже зимой парк может быть разноцветным: белые, зеленоватые, черные стволы, серые и красноватые веточки. Количество деревьев в классном городском парке может быть небольшим, но это деревья с большой кроной. Такое место не похоже на густой дикий лес. Ландшафтный архитектор – это архитектор будущего пейзажа, ведь парк приходит к запланированному виду только через 15-25 лет.
В парке могут сохраняться и погибшие деревья. При правильном менеджменте на такое дерево смотрят не как на аварийное и некрасивое, которое надо спилить, а как на элемент природы, который позволяет десятилетиями наблюдать естественные процессы. Такие деревья создают атмосферу парка.
Сухое дерево с красивыми ветвями может стать частью ландшафта и быть похожим на авангардную скульптуру (в парках могут быть и предметы искусства, но нужно помнить, что ландашфт – произведение искусства сам по себе). Даже пень от спиленного дерева можно сохранить и красиво интегрировать в общую концепцию. Каждое дерево имеет право на свою жизнь и историю.
В парке могут быть не только лужайки, но и кустарники и луговые травы. Это место обитания для насекомых, мелких животных и птиц: так парк становится «горячей точкой» для сохранения биоразнообразия в городе – что особенно важно сейчас, когда количество видов, исчезающих каждый год, растет угрожающими темпами. В Австралии, например, зоны с максимальным биоразнообразием находятся не в дикой природе, а в городах – вернее, в городских парках.Также для сохранения биоразнообразия в парках могут отказаться от кошения травы или уборки листев на некоторых его участках. При этом важно информировать жителей, для чего это делается – например, с помощью специальных табличек.
Света в парке не должно быть слишком много – его должно быть достаточно, чтобы видеть людей, понимать, где ты находишься, и чувствовать себя в безопасности. Это не обязательно фонарные столбы – лампочки могут быть вмонтированы в стены или покрытие дорожек и подчеркивать отдельные архитектурные решения.
Вильнюс, Bernardinų sodas (фото: palasatka )
В чем задачи современного городского парка?
Идея, что в городе должен быть один большой центральный парк, устарела. Сейчас, по мнению урбанистов, в разных районах города должны быть маленькие (так называемые карманные) парки.
Блага городских парков – это эстетическое удовольствие и сохранение природных экосистем, здоровье и физическая активность, культура и образование, укрепление местных сообществ и экономическое развитие. Парк дает людям уединенные пространства, где можно побыть наедине с собой, и общие простраства, где можно быть среди людей. Парки – это еще и культурный ландшафт, и даже элемент демократического общества – место, где можно требовать социальных изменений, как, например, делал Ганди в Индии. Мастерство создателей парков в том, чтобы объединить природу (экологическую ценность) и утилитарную функцию (пользу для человека).
«Выделять территорию только под зелень мы уже не можем себе позволить и должны использовать ее более продуктивно. В парке, если это не специализированный ландшафтный парк, должны происходить и другие процессы, кроме прогулок на свежем воздухе. Он должен быть полноценным общественным пространством.
Это место, которое открыто для разных людей, приходящих сюда с разными целями, потребностями и интересами. У подростка, который занимается активными видами спорта, в парке только одна потребность, и будет круто, если там есть место, где можно покататься на роликах и научиться делать новые трюки на скейтборде. Точно так же должно быть место, где взрослые с проблемами со здоровьем могут спокойно погулять, а семьи – шумно отдохнуть.
Поэтому другими становятся и подходы к проектированию. Создатели парков обращают больше внимания на индивидуальные потребности и исходя из них разрабатывают сценарии поведения посетителей и маршруты. В итоге к парку применимы все требования к любому общественному пространству, которое приспособлено для необязательной деятельности (то есть деятельности, не связанной с работой и домом).
(фото: palasatka )
Почему важна природа в городе?
Сейчас больше половины городского населения живет в городах –и это количество в будущем будет расти. Города влияют на наше эмоциональное и физическое состояние, здоровье и благополучие. Города подвержены изменению климата и другим кризисам. Все это значит, что продолжительная, комфортная и активная жизнь в городе будет иметь все больше значения.
Американский журналист Ричард Лоув в книге «Последний ребенок в лесу» приводит подборку результатов исследований, которые доказывают, что ограниченный контакт с природой приводит к расстройству внимания, депрессии и проблемам со здоровьем. Он назвал это расстройством дефицита природы. Зеленые зоны смягчают воздействие стрессовых факторов жизни в городе.
Люди часто ищут контакта с природой, когда нервничают, и даже кратковременная прогулка по парку нейтрализует стресс у горожан. Зеленые зоны приносят радость, снижают тревожность, помогают справляться с трудностями и обеспечивают социальный контакт. Проще говоря, природа делает нас здоровее, счастливее и умнее. Но важность ее не только в этом.
«Иногда парки и городская зелень воспринимаются как то, что имеет только эстетическую функцию, а она необязательна – в городе якобы есть куда более важные потребности. На самом деле без зелени жизни в городе нет. Парки решают различные экологические, социальные и экономические проблемы. Это выражается в таких концептах, как «решения, основанные на природе» – nature based solutions и «использование экосистем для адаптации к изменениям климата» – ecosystem based adaptation.
Вот пример решения, основанного на природе, которое помогает адаптироваться к изменению климата. Чем больше в городе забетонированных пространств, тем больше в них остается воды, и если проходят сильные дожди, то случается наводнение. Можно создавать так называемые дождевые сады – это сады из растений, которые хорошо переносят избыток влаги, располагающиеся в углублении по ходу движения воды. Так дождевая вода попадает в грунтовые воды и очищается естественным образом, уменьшая нагрузку на канализацию.
Парки остужают территорию на несколько километров вокруг себя – разница может достигать 7-8 градусов. Это важно для уязвимых групп населения – пожилых людей и детей. В Греции даже сделали специальное приложение, которое покажет, где ближайший сквер, куда можно пойти в жару, если у вас нет кондиционера дома.
Парки можно планировать как защиту от изменений климата. Зелень помогает решать самые разные вопросы, с которыми сталкивается современный город».
Варшава, Park Łazienkowski (фото: palasatka )
Как спроектировать хороший парк?
Парк, проработанный в деталях, может на первый взгляд почти не отличаться от других общественных пространств, но в нем будет больше посетителей, и чувствовать себя они будут комфортно и безопасно.
Чтобы спроектировать хороший парк, не нужно искать какое-то особенное место. Пространство под автострадой или заброшенная железная дорога? То что надо. Дальше работать над участком земли, который надо реставрировать, дизайнеры парка должны вместе с государством, инвестором и обществом. Хороший парк соединяет пространство со всеми сообществами вокруг.
Нужно продумать, какие группы людей будут туда ходить и чем они будут там заниматься, а главное – спросить об этом у самих людей.
Лучшие общественные места выглядят гостеприимными. В них нет заграждений и барьеров, а если и есть, то они проницаемые, сквозь них легко видно, что за ними, их легко обойти. В таких местах тщательно спланированы условия для разного опыта людей: занятий спортом, общения и контакта с природой. Так, в парке может быть одновременно ботанический сад, ферма и театр под открытым небом, и их посетители не будут мешать друг другу.
Парки — это важное общественное пространство, где каждый может приятно провести время на природе. При этом понятие «каждый» действительно включает все категории жителей города: пожилых людей, детей, людей с инвалидностью, горожан с домашними животными и всех, независимо от пола, возраста, расы и рода занятий.
Учитывать интересы всех пользовательских групп – это социальная функция парка. В инклюзивном подходе прорабатываются не только разные потребности посетителей, но и возможные сценарии взаимодействия между ними. Например, это условия для совместной игры детей с инвалидностью и без, возможность добраться до игровой площадки и ее элементов без каких-либо препятствий, инфраструктура рядом с ней – теневые навесы и пеленальные столики. Это комфортные дорожки, доступные туалеты и понятная навигация.
Город оценивается по тому, как мы обращаемся с наиболее уязвимыми группами, поэтому парки должны быть доступны как для 8-летних, так и для 80-летних. Для детей играть означает учиться, и игра в парке развивает координацию, социальные связи, когнитивные навыки, помогает заводить дружбу. Чтобы оценить, насколько пространство приспособлено к детям, есть правило urban 95 – если бы мы могли воспринимать окружающий мир с высоты в 95 см (а это примерно рост трехлетного ребенка), что бы мы изменили? Убрали заборы, проложили по-другому дорожки?
Городское населения стареет, а продолжительность жизни увеличивается – это значит, что вскоре большую часть горожан будут составлять пожилые. Для них парк стновится способом преодоления одиночества и местом для общения. Поэтому там должны быть представлены все виды деятельности, которыми они занимаются – будь это прогулки, вязание или занятие йогой.
Наконец, хороший парк не только подходит для разных поколений, но и помогает им общаться между собой. На практике это выражается в том, что возле детских качелей будет теневой навес и скамейка, где могут отдохнуть бабушка и дедушка, которые пришли погулять с внуками.
Постепенно запросы к паркам трансформируются, и возникают новые формы взаимодействия со посетителями. Помимо сохранения природого и историко-культурного наследия и социализации появляется запросы на получение нового эмоционального опыта и знаний в игровой форме. Так появляются эдьютеймент-парки и парки как мультимедиа-комплексы. А парки с сильной концептуальной идеей и продуманным дизайном становятся местом притяжения туристов, отдельной достопримечательностью и частью бренда города.
Гамбург, Planten un Blomen (фото: Maria Gulina )
Берлин, Prinzessinengarten (фото: Maria Gulina )
Канадзава, Kenroku-en (фото: palasatka )
Как сделать парк своим?
Иногда парки вместо общественных мест превращаются в городские пустоты. Что нужно делать, чтобы этого не произошло? Одно из базовых условий – доступность парка, куда не всегда удобно зайти с улицы, если она не приспособлена к пешеходам и не связывает парк с объектами городской инфраструктуры. Один из тезисов нового урбанизма заключается в создании пешеходной доступности между объектами городской среды – появилось даже массовое движение 10-Minute Walk, цель которого – чтобы у каждого горожанина был парк в десяти минутах ходьбы.
Чтобы включить парк в структуру города, надо создать связи между людьми: создать причины, чтобы люди сначала пришли в это место, а потом вернулись сюда снова. Можно поставить пианино, чтобы люди играли на нем, или провести уроки танцев. Красивым и старым деревьям можно давать имена и популяризовать связанные с ними легенды, чтобы они становились частью городской истории и культуры.Можно вовлечь людей в заботу о парке через волонтерскую работу, предложение рассказать свою историю, связанную с парком, или проекты гражданской науки (citizen science).
Чешская некоммерческая экологическая организация Hnutí Brontosaurus реализовала интересный способ по привлечению внимания к городским деревьям – аудиомаршрут. Любой желающий может скачать на специальном сайте карту и аудиофайл и отправиться исследовать город. На маршруте можно встретить один из старейших дубов города (официальный памятник природы), экзотические деревья (гинкго) и сохраненный ствол погибшего огромного платана.
Что такое смарт-парк?
Комфортный современный парк— это не только удобно спланированное пространство для отдыха, но и технологичное место, которое использует геоинформационные системы, сенсорные сети и другие смарт-технологии.
Для менеджмента парка это может быть сбор данных, чтобы оценить микроклимат, количество и состав посетителей, собрать отзывы об объектах, которым нужно техническое обслуживание. Для посетителей – возможность получить информацию о парке, забронировать, если надо, билеты онлайн и оставить отзывы. У многих парков есть свои приложения с удобными картами и идентификатором растений или птиц. Раз уж дети сейчас все равно не выпускают смартфон из рук, то парки могут использовать это как преимущество и создать виртуальные прогулки с помощью дополненой реальности – и таким способом интересно рассказать об истории и природе этого места.
Иногда использование новых технологий дает неожиданный эффект вовлеченности – так в Мельбурне решили составить карту всех деревьев города. Она была доступна онлайн, и каждому дереву можно было оставить комментарий. Создатели карты предполагали, что это поможет быстро сообщать об отломившейся ветке, но горожане внезапно начали писать своим любимым деревьям проникновенные личные послания.
Минск, Водно-зеленый диаметр (фото: palasatka )
Сеул, парк Чхонгечхон
Не зеленый город, а зеленый и голубой
Значение имеет не только озеленение, но и обводнение города – например, говоря о Минске с точки зрения городского ландшафта, всегда подчеркивают его водно-зеленую систему. Водно-зеленый диаметр Минска проходит с северо-запада на юго-восток и представляет собой непрерывную систему городских и районных парков, садов, бульваров, скверов и набережных. Чтобы привлечь внимание горожан к этим местам, Игорь Корзун, координатор кампании «Городской Лесничий», придумал пеший маршрут, который проходил бы через интереснейшие места города в парках и зеленых зонах. Он называется «Городской прогулочный марафон» и составляет реальную марафонскую дистанцию – но идти его можно по частям и не торопясь, чтобы открыть для себя парки города с новой стороны.
Еще один пример, когда река стала центром концепции парка – Сеул. О нем рассказывает специалистка Минской урбанистической платформы Анастасия Никитина.
Парк Чхонгечхон в Сеуле расположен вдоль реки. Раньше она была спрятана в коллекторах, сверху которых была эстакада. Прятать даже малые водные артерии плохо: нарушается естественный природный баланс, а реки в трубах не могут самоочищаться. Возвращение рек в город улучшает экологическую ситуацию, так восстанавливается (хоть и частично) флора и фауна. Сюда, например, вернулось много рыб, насекомых и птиц, и общее биоразнообразие выросло на 639%.
Появление парка выгодно и горожанам – они получают рекреационные зоны вокруг водоемов, и экономике города – прибрежные районы хороши для инвестиций застройщиков, так как стоимость за квадратный метр вырастет в цене. Сейчас река частично искусственная: в нее добавили притоки близлежащих рек. Чтобы связать два берега, тут построили навесные мосты и подземные переходы, добавили небольшие каменные мостики. Длина парка – 5,8 километра.
Флора в парке очень разнообразна: в ней 250 видов разных растений. В любое время парк зеленый, потому что в нем есть зоны не только лиственных, но и вечнозеленых растений. Все они подписаны – можно ходить по парку и изучать их. Появление парка увеличило стоимость земли, появились точки малого бизнеса.
Климат в центре города изменился: улучшилось качество воздуха,а температура вдоль реки на 3-6 градусов меньше, чем на параллельной дороге, расположенной на расстоянии 4-7 кварталов. Также за деревьями в парке не видна дорога с машинами. Еще в парке есть место для питомника: там выращивают растения, которые высаживают в других парках города. В питомнике поддерживают влажность: там постоянно распыляют воду.
В парке есть несколько тематических маршрутов: парк камней, часть с репродукцией работ художников XVIII века, восстановленный исторический участок, демонстрирующий быт жителей старого Сеула. Часть парка предоставлена современным художникам. Также есть «Стена желаний», на которой любой посетитель парка может записать свою мечту.
Здесь проходят городские праздники, парады, устраиваются рынки по выходным. В этом парке продумали все до мелочей: стоят питьевые фонтанчики, есть места, защищенные от солнца, спуск к воде. Для строительства парка и восстановления реки было повторно использовано более 75% материалов старой трассы.
Skogskyrkogården, Стокгольм (фото: timetravelturtle.com )
Трансформация мест памяти
Как бы странно это ни звучало, но городские кладбища также могут стать общественным пространством и точкой роста для района или города. Расширение кладбищ на территории города ограничено санитарными нормами и жилой застройкой, и они теряют свою функцию мест захоронения.
Современный подход предполагает преобразовывать такие территории, превращая их в объекты культурного наследия. Утилитарный смысл кладбища – хранение тела, дополнительный – хранение памяти. И это не только надгробные камни. К развитию такой территории сейчас предъявляются такие же требования, как и к любому другому общественному пространству – доступность, функциональность, комфортное пребывание, экологичность.
Кладбище как место, куда можно прийти прогуляться, – в чем-то весьма вызывающая идея. В природе однако нет запретных тем, и смерть является естественной частью жизненного цикла. Пример реализации такого парка – Скугсчуркугорден (Skogskyrkogården), «лесное кладбище», единственное в Стокгольме место, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Его архитекторами стали в 1917 году приверженцы функционализма Гуннар Асплунд и Сигурд Леверенц, а главной целью была максимальная гармония с природой. Работа велась на территории заросшего соснами карьера, и существующий ландшафт не переделывался, а учитывался. Архитекторы спроектировали парк так, что темные участки парка переходят в светлые (разные деревья, сосны и березы), широкие дорожки и открытые пространства – в узкие уединенные тропинки, и все это отражает скорбь, печаль, уединение, надежду и утешение.
Нью-Йорк, Доминопарк (фото: Domino Park | Facebook )
Парки в индустриальных ландшафтах
Центральные части крупных городов исторически включают промышленные территории. Среди эффективных инструментов ревитализации таких территорий — создание общественных пространств, которые делают заброшенные районы востребованными, развивая экономическую и культурную жизнь города. Это новый подход к индустриальному наследию. О примере такой ревитализации рассказывает Анастасия Никитина, специалистка Минской урбанистической платформы.
Доминопарк в Нью-Йорке построен на месте бывшего сахарного завода, который существовал более века и был заброшенным зданием около шести лет. Цель этого парка – расширить улицу вдоль реки и соединить парк с городом, сделать это место общедоступным, а не приватным парком для домов, которыми застраивается берег. Кроме того, из-за того, что парк находится на берегу, он работает как впитывающая губка и первая линия защиты района от ураганов и бурь. Также парк соединяет возвышенные участки улицы с низинными, поэтому там нет лестниц (кроме некоторых обзорных площадок) и он доступен для всех.
В парке хорошее зонирование, которое разделяет шумные виды деятельности и тихие: есть площадка для пляжного волейбола, корт для бочче, детские площадки, площадки для тренировки собак, мини-кафе, фонтаны, газоны и другие места, где можно полежать, места для тихого отдыха и пикников, пляж и лужайка, на которой можно делать что угодно. В индустриальном парке сохранили частички истории, и тут можно увидеть разные артефакты.
Это элементы, находившиеся внутри зданий сахарной промышленности, швартовные кнехты, винтовые и ковшовые конвейеры, баки для хранения сиропа, краны и колонны склада. Есть несколько промышленных детских мини-площадок. Дети могут пройтись по ним и узнать о процессе переработки сахара: от склада сахарного тростника до центрифуги. Каждая из площадок спроектирована похожей на часть настоящей фабрики, которая когда-то работала на этом месте.
Материалы, которые использовали в парке, взяли из здания бывшего завода. Использовали дерево, из которого были сделаны стены, металл от клапанов и колес. Все указатели и таблички стилизовали под графические элементы, которые были на заводе. Все продумано: есть питьевые фонтанчики для животных и посетителей (отдельный кран, в котором можно набрать воду в бутылку), розетки, чтобы зарядить телефон и обогреватели, которые работают зимой.
Что еще почитать и посмотреть по теме?
Как не превратить архитектуру в лесопосадку?
Что такое ландшафтный урбанизм?
Как научиться видеть дикую природу в городе?
Фильм «Парки после коронавируса»
World Urban Parks
Этот материал мы написали при поддержке компании А1 .
Компания А1 активно развивает экологическое направление. В нашем совместном спецпроекте мы рассказываем о новых трендах и инициативах, связанных с «зелёным» образом жизни в городах — надеемся, тебя это вдохновит. Экологичные привычки, правильные путешествия и единение с окружающей средой – один из лейтмотивов лета-2020 в Беларуси.
Благодарим за помощь в подготовке материала Александру Боровикову, Анастасию Никитину и Илону Эльяшевич, специалисток Минской урбанистической платформы
Источник: 34travel.me