Дополнительные требования при строительстве по 44 фз

В отдельных случаях законодательством предусмотрена проверка участников закупок на соответствие дополнительным требованиям. Но как показывает правоприменительная практика, заказчики не всегда правильно это делают.

Ошибка 1. Доптребования не детализировали

Изучая различные извещения, сразу в нескольких региональных УФАС пришли к выводу, что заказчики указывают дополнительные требования, но не конкретизируют их. Так, в Кабардино-Балкарском, Пензенском управлениях отметили необходимость писать в извещении перечень документов, которыми участники смогут подтвердить опыт. Их коллеги из Приморского и Брянского УФАС напомнили, что следует уточнить, за какой период оценивают опыт участника и на основании каких контрактов (договоров).

Ошибка 2. Не те требования предъявляли

Контролеры из Челябинского, Тверского и Новосибирского региональных управлений ФАС столкнулись с ситуацией, когда заказчики выбирали неверное основание для оценки соответствия участников. Они отметили частный случай: если закупаются работы по проектированию и одновременно с ними работы по капремонту, то выбирают те дополнительные требования, которые предъявляются при закупках строительных работ и реконструкции.

Установление дополнительных требований к участникам закупок по новым правилам (22.02.2022)

Что касается закупки работ по ремонту мостов, тут возможны два варианта. ФАС посчитала, что это сфера дорожной деятельности, поэтому применяют требования, предусмотренные п. 17 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. Но, по мнению проверяющих из Новгородского и Белгородского управления, мост — отдельный объект капитального строительства, поэтому надо применять требования в сфере градостроительной деятельности.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали все требования к участникам закупки. Используйте эти инструкции бесплатно.

Ошибка 3. Не вводили требования из-за сферы деятельности

И Минфин, и ФАС заявили, что доптребования нужно применять при закупках услуг по уборке зданий, сооружений и прилегающих территорий независимо от того, из какой сферы заказчик. Хотя на основании п. 36 раздела 6 того же Постановления № 2571, эта норма касается только предприятий здравоохранения, образования, науки. Руководствуясь этим пунктом, в Челябинском, Дагестанском и Магаданском УФАС посчитали, что если заказчик работает в другой сфере, вводить доптребования он не обязан.

Ошибка 4. Отказались от доптребований при закупке работ в дорожном хозяйстве из-за особенностей объекта

Проверяющие считают, что надо оценивать участников, не только если закупаются работы по строительству дорог, но и если выбирают подрядчиков:

  • для ремонта тротуаров, т. к. это элемент обустройства общих дорог (см. решения Свердловского и Оренбургского УФАС);
  • устройства автобусных остановок (решение Амурского УФАС);
  • уборки дорог и тротуаров, т. к. это работы по содержанию дорожного хозяйства (позиции Кемеровского и Мурманского управлений);
  • строительного контроля проведенного капремонта, т. к. это часть «прочих работ» (решение Астраханского УФАС).

Ошибка 5. Неправильно оценивали, соответствуют ли участники предъявленным требованиям

Подтверждать опыт договором субподряда неверно, когда речь идет о выборе победителя закупки в сфере строительства. К такому выводу пришли представители Краснодарского, Ульяновского и Астраханского УФАС.

Особенности закупки строительных работ по закону 44-ФЗ (28.09.2022)

Проверяющие из ФАС посчитали, что заказчик неправомерно отклонил заявку участника при отборе исполнителя работ по проектированию и строительству. Комиссия заметила, что данные в актах КС-2 и КС-3 не совпадают, но не удосужилась просмотреть еще и акт форме КС-11, которого достаточно и без двух других актов, отметили проверяющие.

Еще одно незаконное отклонение заявки на участие в закупке работ по благоустройству территории выявили контролеры из Ямало-Ненецкого УФАС. Выяснилось, что заказчик исключил участника, который подтвердил опыт договором строительного подряда, но он не был заключен по ФЗ № 44-ФЗ или № 223-ФЗ. Хотя такие контракты участники предъявляют только в определенных случаях.

Читайте также:  Роза ветров для чего нужна при строительстве дома

Об авторе этой статьи

Алена Мотрой В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности «Журналистика и наука общения». В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ активно сотрудничаю с российской онлайн-прессой, с 2014 г. пишу для проектов PPT.ru и clubtk.ru. «Своими» считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.

Источник: gozakaz.ru

Некоторые ошибки в применении постановления правительства №2571 (Дополнительные требования. Практика 2022)

НЕКОТОРЫЕ ОШИБКИ В ПРИМЕНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА No 2571 (Дополнительные требования. Практика 2022 года)

В первой половине 2022 года контрольные органы выявили ряд нарушений в применении доп олнительных требований к участникам . Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Заказчиками в извещении указывались доп олнительные требования, но не детализировали сь , как это требует Закон

1.1. В извещении о закупке недостаточно просто предъявить к участникам дополнительные требования (Решение УФАС по Пензенский области от 03.03.2022 по делу № 058/06/106-172/2022). В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона 44-ФЗ (далее – Закон) кроме требований, предъявляемы х к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона, необходимо указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.

1.2. Контрольный орган отметил, что заказчиком не установлено, в частности, что опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе « Дополнительные требования к участникам закупки », считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора , предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», а также опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Также заказчиком не указано, что договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом 44-ФЗ , либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с З аконом 223-ФЗ (Решение УФАС по Брянской области от 24.03.2022 по делу № 032/06/105-229/2022).

2. Не устанавливали сь доп олнительные требования при закупке услуг по уборке из-за иной сферы деятельности заказчика

В разделе VI п остановлени я П равительства № 2571 д ополнительные требования к участникам закупки , судя по названию раздела, устанавливаются в сфере здравоохранения, образования, науки. Однако Минфин РФ и ФАС РФ считают, что дополнительные требования нужно применять независимо от сферы деятельности заказчика.

Вид или сфера деятельности заказчика, — пишет Минфин, — не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки . Наименования разделов Приложения к Постановлению № 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика (Информационное письмо Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138).

Дополнительные требования к участникам закупки , предусмотренные Постановлением,- указывает ФАС,- должны применяться независимо от сферы деятельности заказчика, если они указаны в приложении к Постановлению в соответствующей позиции графы «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки»» с учетом п/п «а» п. 3 Постановления (Решение ФАС России от 17.02.2022 по делу № 28/06/105-359/2022).

Аналогично комиссия УФАС отмечает, что вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки . Наименования разделов Приложения к Постановлению сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика (Решение СПб УФАС России от 18.04.2022 по делу № 44-1161/22).

Читайте также:  Как зарегистрировать незавершенный строительством коттедж

Отметим, что ряд контрольных органов не разделяют такой позиции и применяют буквальное толкование рассматриваемой нормы (например, решение Челябинского УФАС России от 02.03.2022 № 074/06/105-405/2022 по делу N 68-ж/2022).

3. Некоторые заказчики н е применяли доп олнительных требовани й в сфере дорожной деятельности из-за видов работ

3.1. По мнению контрольных органов, дополнительные требования в этой сфере нужны не только когда речь идет о самих дорогах, но и при закупке работ:

— по ремонту тротуаров, поскольку это элемент обустройства дорог. Объектом проводимой закупки является ремонт тротуара по улице «М», НМЦК 7 млн. руб. Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки , в соответствии с Постановлением № 2571 (Решение Оренбургского УФАС России от 07.02.2022 по делу № 056/06/31-78/2022). Весьма спорным в этом плане представляется позиция некоторых контрольных органов, не усмотревших нарушений в аналогичной закупке , поскольку учли пояснения заказчиков, что закупали работы по ремонту тротуара улицы, а не дороги (например, решение Калининградского УФАС России от 02.03.2022 № 039/06/31-209/2022);

— устройству автобусных остановок (Решение Амурского УФАС России от 14.04.2022 по делу № 028/06/105-152/2022).

— по уборке дорог, тротуаров, поскольку они относятся к работам по содержанию (Решение Кемеровского УФАС России от 24.02.2022 по делу № 042/06/42-185/2022);

— строительному контролю капитального ремонта дороги, поскольку это входит в прочие работы по такому ремонту(Решение Астраханского УФАС России от 12.04.2022 № 030/06/42-447/2022).

4. Заказчики п рименяли не соответствующие доп олнительные требования

4.1. Ряд контрольных органов указал, что при одновременной закупке работ по проектированию и капитальному ремонту объекта капитального строительства (кроме линейного) заказчики предъявляли дополнительные требования по неправильному основанию. В данном случае нужны те, что применяют к участникам закупок работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (кроме линейного) (например, решение Челябинского УФАС России от 21.04.2022 N 074/06/105-1001/2022 по делу № 177-ж/2022).

4.2. Есть разные подходы контрольных органов в применении дополнительных требований к ремонту мостов. ФАС относит работы по ремонту мостов к сфере дорожной деятельности.

Так комиссия ФАС пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 17 приложения к Постановлени ю № 2571 , не противоречат требованиям Закона, а также самому Постановлению (Решение ФАС России от 01.03.2022 по делу № 28/06/105-419/2022). А региональный контрольный орган занял иную позицию. Мост представляет собой самостоятельный объект капитального строительства — искусственное дорожное мостовое сооружение. Положения п. 17 приложения к Постановлению применяются к линейному объекту (автомобильной дороге) как таковой и мостовые сооружения в качестве сферы своего применения не называют. Таким образом, применительно к рассматриваемому объекту закупки (объект капитального строительства — искусственное дорожное мостовое сооружение) и размеру НМЦК (более 5 млн. руб.), заказчик должен был предъявить требования к участникам аукциона о наличии опыта выполнения работ согласно п. 10 приложения к Постановлению (работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)) (например,решение Новгородского УФАС России от 20.04.2022 № 36).

5. Некоторые заказчики н еверно оценивали соответствие участников доп олнительным требованиям

5.1. Победителя строительной закупки определили неправильно, поскольку он подтвердил опыт договором субподряда (например, Решение Краснодарского УФАС России от 19.04.2022 № 248/2022 по делу № 023/06/99-1478/2022).

5.2. ФАС нашла нарушение в том, что заявку участника закупки работ по проектированию и строительству объекта капстроительства незаконно отклонили за то, что суммы из актов КС-2 не совпадали с суммой из акта КС-3. Ведь участник представил также акт КС-11, и его было достаточно, поскольку указанная в нем сумма подтверждает опыт. Акт КС-2 надо учитывать, если в акте КС-11 нет общей суммы выполненных работ (Решение ФАС России от 25.03.2022 по делу № 28/06/105-739/2022).

Читайте также:  Строительство это отрасль производства

5.3. Заявку участника закупки работ по благоустройству территории незаконно отклонили за то, что он представил договор строительного подряда на объект капстроительства не по Закону № 44-ФЗ или Закону № 223-ФЗ . Договорами по этим законам подтверждают опыт только в определенных случаях. В перечне этих случаев нет пунктов 2 и 3 позиции 9, которые и предусматривают опыт исполнения таких договоров (решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 26.04.2022 № 089/06/49-372/2022).

Источник: fado-dpo.ru

Правительством РФ расширен перечень дополнительных требований по Закону N 44-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2022 г. № 937 (далее – Постановление №937) вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

С 01 июля 2022 года при проведении закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) в обязательном порядке надо устанавливать условие о том, что в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчик, исполнителей) (далее – РНП) не должно быть сведений об участнике и других лицах, указанных в подпункте «в» пункта 1 части 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ при наличии совокупности следующих обстоятельств:

● участника закупки и иных лиц, указанных в подпункте «в» пункта 1 части 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ включили в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера;

● в закупке не установлено требование об отсутствии данных в РНП.

Заказчики обязаны устанавливать указанное дополнительное требование в извещении об осуществлении закупки или (при закрытых закупках) в документации о закупке при применении конкурентных способов, а также при осуществлении закупки у единственного контрагента в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

В данном случае Правительство РФ воспользовалось своим правом, предусмотренном частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, устанавливать дополнительные требования к участникам закупок.

Таким образом, если заказчик установил требование об отсутствии в РНП сведений, то не требуется соблюдать рассматриваемые правила.

Постановление №937 вступает в силу с 1 июля 2022 г. и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после дня вступления в силу настоящего постановления.

Источник: razvitie.expert

Рейтинг
Загрузка ...