Дороги это капитальное строительство

Автомобильные дороги как объект капитального строительства

Дороги это капитальное строительство

Автомобильная дорога длиной 1 км располагается в границах территории промышленного предприятия. Участок земли, на котором проходит дорога, находится в аренде у предприятия.

Относится ли эта дорога к линейному объекту? Имеет ли значение в данном случае, для каких целей выделен земельный участок?

1. Часть 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит: «автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог».

2. Автомобильная дорога, соответствующая вышеуказанному определению, является линейным объектом капитального строительства, указанным в части 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (см. разъясняющее письмо Минстроя России от 11 июля 2018 г. № 30418-АС/08), соответственно, для государственной регистрации права собственности на такой объект необходима экспертиза проектной документации, получение разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию и оформление акта ввода в эксплуатацию.

3. Статьи 133 и 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гласят (см. также статью 132):

«Статья 133. Неделимые вещи

1. Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

2. Замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.

3. Взыскание может быть обращено на неделимую вещь только в целом, если законом или судебным актом не установлена возможность выделения из вещи ее составной части, в том числе в целях продажи ее отдельно.

4. Отношения по поводу долей в праве собственности на неделимую вещь регулируются правилами главы 16, статьи 1168 настоящего Кодекса.

Статья 133.1. Единый недвижимый комплекс

Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах«.

4. Рассматриваемая автодорога протяжённостью 1 км, планируемая к строительству в пределах земельного участка, отведённого предприятию, не может быть правомерно отнесена к линейному объекту, так как внутризаводские автомобильные дороги предприятий являются элементом планировочных решений территории промплощадки, разрабатываемых по утверждённой схеме технологических транспортных коммуникаций по обслуживанию производственного процесса предприятия, и характеризуются специфическими условиями эксплуатации, возможностью изменений трасс и особенностями конструкции (см. пункты 5.32-5.46 СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий).

Учитывая изложенное, строительство этой внутризаводской автодороги целесообразно осуществлять в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, как объекта вспомогательного назначения, не требующего получения разрешения на строительство, проведения кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, возможность которой представляется маловероятной.

Капитальное строение — это готовые жилые и нежилые здания, сооружения. Их возводят на капитальном фундаменте и они неотделимо связаны с земельным участком, на котором стоят. Капитальную конструкцию нельзя демонтировать и перенести на другой участок, не нарушив её характеристики. Близок к этому понятию термин «объект капитального строительства » (ОКС). Это объект, строительство которого не закончено, и для которого также нужен заглубленный фундамент. Другими словами, с момента закладки фундамента до ввода здания в эксплуатацию оно считается ОКС, после ввода в эксплуатацию и регистрации дом или сооружение становится капитальным строением. Чем отличается от некапитального строения.

Дороги это капитальное строительство

Юридический справочник застройщика
Настоящее издание включает в себя разъяснения правовых и организационных вопросов, возникающих в процессе деятельности организаций, функционирующих в сфере жилищного строительства.

Автомобильные дороги как объект капитального строительства

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с ГрК РФ и требованиями Закона N 257-ФЗ.
Признание автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) объектом капитального строительства влечет ряд важных последствий:
1. Для выполнения работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства по общему правилу необходимо получать разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).
Отметим, что понятие реконструкции линейного объекта по ГрК РФ шире, чем данные виды работ в отношении автомобильных дорог согласно Закону N 257-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов — это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Согласно Закону N 257-ФЗ реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (ст. 3). Об изменении показателей функционирования в данном случае речи не идет.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» параметрами отнесения дороги к определенному классу или категории являются:
— общее число полос движения;
— ширина полос, обочины и разделительной полосы;
— пересечение с другими автомобильными и железными дорогами;
— доступ с примыкающей дороги в одном уровне (допускается или нет);
— максимальный уровень загрузки движением.
Таким образом, например, замена асфальтового покрытия на бетонное будет отнесена к реконструкции по нормам ГрК РФ (т.к. это влияет на грузоподъемность), но не будет считаться аналогичными работами по законодательству о дорогах. Подтверждением тому является, в частности, отнесение Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 замены дорожной одежды (в т.ч. при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам) к капитальному ремонту, для выполнения которого разрешение на строительство не требуется. Представляется, что, поскольку речь идет о специальном отраслевом правовом регулировании, нормы законодательства о дорогах должны иметь приоритет.
———————————
Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

Читайте также:  Сдача объекта капитального строительства

2. Для получения разрешения на строительство необходимо оформить права на земельный участок, на котором будут проводиться строительные работы (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
Соответственно, при осуществлении реконструкции участка автомобильной дороги необходимо индивидуализировать и оформить права не только на сам участок дороги, но и на землю под ним (межевание, кадастровый учет, регистрация права собственности).
В соответствии со ст. 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).
Таким образом, в соответствии с законом дорога представляет собой комплексный объект, включающий в том числе земельные участки и подземные конструкции. Как было указано выше, признаком сооружения — объекта капитального строительства — является наличие подземной части, несущих, а в отдельных случаях — ограждающих конструкций. На основании данной нормы автомобильную дорогу как комплексный объект всегда можно отнести к объектам капитального строительства.
Вместе с тем земельное и гражданское законодательство рассматривает земельные участки как отдельные объекты недвижимости. ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признают дорожные сооружения и элементы обустройства дорог самостоятельными объектами соглашений.
———————————
Пункт 23 ч. 2 ст. 2 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Судебная практика отмечает, что дороги (как и ряд иных объектов), по своему функциональному назначению представляющие благоустройство территории и созданные для проезда к зданиям (сооружениям), не создают нового объекта недвижимости, а представляют собой улучшение полезных свойств земельного участка . Отметим, что понятие недвижимого имущества, установленное в ГК РФ (ст. 130), и понятие объекта капитального строительства неравнозначны. Однако сооружения (а вслед за ними и линейные объекты — дороги, отвечающие признакам сооружений) соответствуют признакам обоих терминов. В соответствии со СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий» к объектам благоустройства территории относятся внутриквартальные проезды. В Москве под внутриквартальным проездом понимается дорога общего пользования в границах квартала . В Санкт-Петербурге это не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории (территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий — ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон) . Соответственно, внутриквартальные проезды предназначены для обеспечения связи между многоквартирными домами и иными объектами на территории объекта планировки — квартала.
———————————
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
См.: Определение ВС РФ от 26.04.2016 N 308-КГ16-3285 по делу N А53-7041/2015, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 (ограждения как элементы благоустройства), Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2014 по делу N А43-5960/2013, Определение ВАС РФ от 23.07.2014 N ВАС-9394/14 по делу N А43-5960/2013, Определение ВАС РФ от 04.03.2014 N ВАС-1579/13 по делу N А43-7117/2012.
Утв. Постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158.
Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 19.12.2011 N 05-14-833/1 «Об утверждении Инструкции по организации и технологии летней уборки, комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов».

Читайте также:  Извещение n о начале строительства реконструкции объекта капитального строительства

Таким образом, автомобильная дорога относится к объектам капитального строительства и одновременно к недвижимости в случае, если она:
— отвечает признакам сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
— не относится к элементам благоустройства.
Дорога может быть создана как сооружение вспомогательного назначения, для строительства (реконструкции) которого не требуется разрешение на строительство.
В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство. Ранее было отмечено, что согласно письму Минрегиона России от 20.05.2011 N 13137-ИП/08 инженерные сети являются вспомогательными объектами в том случае, когда они функционально обеспечивают отдельный объект капитального строительства и не выходят за границы элемента планировочной структуры, в котором расположен отведенный для строительства участок. Представляется, что данное правило применительно к линейным объектам — автомобильным дорогам — следует толковать расширительно: дорожное полотно необязательно должно обеспечивать проезд только к одному объекту недвижимости. Данный вывод продиктован тем, что в отличие от инженерных сетей, расположенных в здании и под землей, дорога находится на поверхности и в любом случае является общедоступной, однако данное обстоятельство не лишает ее подчиненного характера. Кроме того, в другом своем письме Минрегион России делает упор не на количество зданий, а на наличие связи «основной объект — обслуживающий объект» . Вместе с тем представляется, что для квалификации в качестве вспомогательного объекта дорога и здания должны, как правило , находиться на одном земельном участке.
———————————
Письмо Минрегиона РФ от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства».
Исключением может быть ситуация, когда дорога носит явно подчиненный характер, но находится на нескольких участках в границах одного элемента планировочной структуры, например, когда участки образованы при разделе земли, полученной инвестором при комплексном освоении территории. Кроме того, возможны ситуации, когда для многоквартирного дома собственниками сформирован отдельный участок, однако дорога предназначена для обеспечения его транспортной доступности.

Таким образом, разрешение на строительство (реконструкцию) дороги не потребуется, если:
— дорога не является объектом капитального строительства;
— дорога является объектом капитального строительства — сооружением вспомогательного использования;
— существует специальное региональное регулирование.
Для удобства приведем перечень всех условий, при которых получение разрешительной документации не требуется:
1) дорога не является сооружением согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
2) дорога относится к элементам благоустройства;
3) дорога предназначена для обеспечения одного или нескольких объектов капитального строительства и не выходит за границы элемента планировочной структуры, на территории которого расположен участок с объектами;
4) если специальные правила об отсутствии необходимости в получении разрешения установлены законодательством региона (п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Вместе с тем следует отметить, что указанные выше признаки во многом носят оценочный характер, поэтому во избежание риска признания объекта самовольной постройкой (ст. 222 ГК РФ) и привлечения к административной ответственности (ст. 9.5 КоАП РФ) для выполнения работ по строительству (реконструкции) дороги рекомендуется получать разрешение на строительство либо хотя бы обратиться за его получением и получить отказ, который можно будет предъявлять в случае возникновения спора.
Государственная регистрация прав на дороги (участок дороги) также является спорным вопросом. Квалифицирующим признаком недвижимости традиционно является прочная связь с землей (ст. 130 ГК РФ), применительно к дорогам — линейным объектам — это наличие признаков сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Вместе с тем, как было указано выше, для судебной практики основное значение имеет то, что объект выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим участком . Если дорога не носит явно подчиненного, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций ), право собственности на нее рекомендуется зарегистрировать.
———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012.
Например, замощение части земляного полотна на участке щебнем не будет являться созданием объекта недвижимого имущества (см. письмо Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2426 «О рассмотрении обращения»).

По моему мнению, если дорогу по траве "дядя вася на тракторе накатал", то это , конечно, не сооружение и не объект недвижимости. Если была отсыпка, трамбование, т.е земляные работы, то такой объект обладает признаками недвижимости (а именно нельзя передвинуть без несоразмерного ущерба этой дороге ) и м.б. поставлен на КУ. #3. … С другой, если эта дорога через поле единственная между деревнями А и Б и никаких документов на нее не оформлено, можно дождаться того, что какие-либо инициативные люди оформят себе это поле вместе с этой самой дорогой (ну её же в принципе нет? какая это дорога ?) в собственность, огородят все бетонным заборам и предложат местным добираться в свою деревню как хотят, хоть по. воздуху.

Капитальное дорожное строительство от компании «Велес»

Современное капитальное дорожное строительство – это возведение новых автомобильных дорог, а также строительство и реконструкция транспортных развязок. Это трудоемкий процесс, предполагающий применение передовых технологий дорожного строительства и новейших строительных материалов. Крупная российская организация ООО «Велес» предлагает качественные услуги по капитальному строительству дорог любой сложности на территори города и областных центров (Обнинска, Малоярославца, Боровска, Людиново, Кирова).

Читайте также:  Проект организации строительства объекта капитального строительства

К объектам капитального дорожного строительства относятся: автомобильные дороги, мосты и туннели, автострады и дорожные развязки, представляющие собой линейную строительную систему.

  • Строительство скоростных трасс федерального значения – магистрали, предназначенные для скоростного движения автомобилей по непрерывному маршруту на всем протяжении;
  • Строительство платных дорог – способствует развитию автомагистральной сети России. Такие проекты реализуются благодаря государственному финансированию на возвратной основе.
  • Строительство транспортных развязок. Эстакады и хорды, соединяющие отдельные населенные пункты, разгружают основные автомагистрали;
  • Строительство дорог грузового движения — предназначены для производственных, складских и коммунальных зон. Это единая, либо разделенная полосой, проезжая часть. А также специальные дороги для перевозки грузов кратчайшим путем в обход жилых районов и центра города.
  • Строительство магистральных улиц общегородского значения. Это главные автомагистрали города для пропуска всех видов транспорта;

Какова технология строительства дорог, в том числе федерального значения?

  1. Анализ местности (особенностей рельефа, состава грунта) — выполнение инженерно-изыскательских и проектных работ.
  2. Подготовка участка — расчистка территории, перенос коммуникаций, устранение механических преград.
  3. Земляные работы — устройство земляного полотна в любых по сложности условиях (вечная мерзлота, болотистая местность), сооружение насыпей, установка водопропускных труб, лотков.
  4. Устройство дорожного основания — может состоять из верхнего и нижнего несущих слоёв, или дополнительных слоёв различного назначения.
  5. Устройство асфальтобетонного покрытия в 2 слоя (или другого), с гарантией на покрытие более 7 лет.
  6. Благоустройство дорог и прилегающей территории — разметка полотна, устройство обочин, водоотводных сооружений, тротуаров, установка бордюров, устройство переходов, дренажной системы, мостов и др.
  7. Очистка территории от строительного мусора.

Строительство дорог федерального значения «под ключ»

Наиболее сложной организации производства, контроля всех этапов работ и финансовых затрат, требует строительство федеральных дорог. Такие проекты долгосрочны, выполняется на большой территории, регламентируются государственными структурами, и производятся строго в соответствии с дорожными нормами, принятыми в РФ. Поэтому к выбору подрядчика предъявляются особые, повышенные требования.

Компания «Велес» справится с самыми сложными задачами, включая строительство скоростных дорог, транспортных развязок, капитальный ремонт дорог любого назначения, выступая в роли генподрядчика либо по договору субподряда с другими крупными дорожно-строительными компаниями.

Какова стоимость федеральных дорог?

  • Природно-климатические условия, рельеф местности и геологические условия (подвижность грунта, перепады температур, проч.);
  • Конструкции полотна и основания;
  • Проектные нагрузки;
  • Характеристики поперечного и продольного профилей;
  • Применяемые стройматериалы, технологии, спецтехника;
  • Цены доставки материалов (удаленность от карьеров песка и щебня);
  • Требования по морозоустойчивости по отдельным регионам.

Почему выгодно доверить нам капитальное строительство дорог «под ключ»?

  • Собственный благоустроенный парк новой, современной, высокопроизводительной дорожной спецтехники (более чем 240 единиц), которая отличается большим диапазоном технологических возможностей и проходит регулярный тех. осмотр;
  • Производственно-технический комплекс: передвижной асфальтовый, асфальтобетонные заводы, линии по производству минерального порошка, тротуарной плитки, бордюров, дорожных знаков; битумное хранилище на 10 тыс. т. гарантируют полный комплекс капитального строительства дорог «под ключ»;
  • Собственные карьеры (щебеночный, песчаный, пгс) – залог бесперебойных поставок необходимых материалов на объект;
  • В нашем штате трудятся более 700 квалифицированных сотрудников;
  • Компания начала свой жизненный путь на рынке строительных услуг в 2007 г. и за эти годы зарекомендовала себя как надежный партнер. У нас за плечами – построенные объекты на сумму более 90 млрд. руб.

Доверьте нам решение сложнейших задач Работаем на всей территории региона (Спас-Деменске, Тарусе, Юхнове, Жиздре, Воротынске, Балабаново, Боровске, Сухиничах, Думиничах, Козельске, Медыне и Мещовске). Вы можете подать заявку с помощью формы ниже или звоните нам прямо сейчас по контактному телефону.

Современное капитальное дорожное строительство – это возведение новых автомобильных дорог , а также строительство и реконструкция транспортных развязок. Это трудоемкий процесс, предполагающий применение передовых технологий дорожного строительства и новейших строительных материалов. Крупная российская организация ООО «Велес» предлагает качественные услуги по капитальному строительству дорог любой сложности на территори города и областных центров (Обнинска, Малоярославца, Боровска, Людиново, Кирова).

Источники
  • https://www.normacs.info/answers/3925
  • https://kommentarii.org/2018/uridicheskii_sprsvochnik_zastroichika/page194.html
  • https://roads-pro.ru/services/stroitelstvo-dorog/kapitalnoe-dorozhnoe-stroitelstvo/

Рейтинг
Загрузка ...