Основными нормативными документами на проектирование автомобильных дорог являются: строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 2.05.02-85 . Автомобильные дороги; ГОСТ 21.001-93 СПДС Система проектной документации в строительстве. Общие положения; ГОСТ 21.101-97 СПДС. Основные требования к проектной и к рабочей документации, разработанные в рамках системы нормативных документов в строительстве; ГОСТ Р 52398-2005 . Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования и ГОСТ Р 52399-2005 . Геометрические элементы автомобильных дорог. Указанные нормативные документы распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования и на подъездные дороги; не распространяются — на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (срок службы менее 5 лет); автозимников; в лесозаготовительных, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; в карьерах.
Перечень основных действующих нормативных документов, используемых при проектировании земляного полотна автомобильных дорог, дорожных одежд, водоотвода и искусственных сооружений, а также касающихся проектирования инженерных сооружений в сложных областях строительства, методов испытаний грунтов и материалов, специфики проектирования автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических условиях, даны в приложении 1 .
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, КОТОРОЕ РЕАЛЬНО БЕЗУМНО
Кроме того, в приложении 1 приведены документы, положения которых необходимо соблюдать для восстановления земельных участков, отводимых на период строительства, и для охраны окружающей среды.
В настоящее время существует следующая номенклатура стадий проектирования (и реконструкции) автомобильных дорог, назначаемая в зависимости от полноты информации и требований заказчика;
обоснование инвестиций (ОИ);
технико-экономическое обоснование (ТЭО);
инженерный проект (ИП);
рабочий проект (РП);
рабочая документация (РД).
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
В условиях рыночной экономики количество стадий проектирования, а значит и состав работ и документация, предопределяются не только категорией дороги, сроками строительства, инженерно-геологическими условиями, проработанностью и полнотой необходимой информации, но и сложностью объекта, объемом и порядком финансирования, техническими возможностями и т.д. Несмотря на указанные обстоятельства, проектирование автомобильных дорог должно вестись в соответствии с перечисленными выше в таблицах нормативными и рекомендательными документами.
Во всех случаях принимаемые в проектах основные технические решения по проложению дороги, по элементам плана, продольного и поперечного профилей, конструкциям дорожных одежд и земляного полотна следует обосновывать разработкой вариантов со сравнением технико-экономических показателей:
потерь, связанных с неблагоприятным воздействием на окружающую природную среду, себестоимости перевозок, безопасности движения.
Проект дороги должен содержать весь комплекс конструктивных решений, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасное движение автомобилей со скоростями, предусмотренными СНиП 2.05.02-85 и
Я — дорожник | Как проводят геодезические изыскания
ГОСТ Р 52399-2005 .
1.3. Расчетные скорости, нагрузки и габаритные размеры подвижного состава
Для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей, а также других элементов дороги необходимо знать расчетную скорость движения автотранспорта.
Под расчетной следует понимать наибольшую возможную скорость движения одиночного автомобиля по условиям устойчивости и безопасности при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобиля с поверхностью проезжей части.
Расчетная скорость (км/час) регламентируется ГОСТ Р 52399-2005 в зависимости от категории и типа дороги (основная расчетная скорость) и в зависимости от сложности участков дороги (допускаемая расчетная скорость).
Основные расчетные и допускаемые скорости движения автомобилей приведены в табл. 1.3.
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
Расчетные и допускаемые скорости движения автотранспорта
Расчетные скорости, км/ч
допускаемые на трудных участках
П р и м е ч а н и я: 1. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными сильноизрезанными или неустойчивыми склонами.
2. При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается принимать расчетные скорости, устанавливаемые табл. 1.3 для трудных участков пересеченной местности.
Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20 %.
При разработке проектов реконструкции автомобильных дорог по нормам IБ, IB и II категорий допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей на
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог И, III категорий; а по нормам III, IV категорий — соответственно на категорию ниже.
При проектировании подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам IB и II категорий при наличии в составе движения более 70 % грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие III категории.
Основные расчетные скорости относятся к участкам трассы, на которых геометрические характеристики являются руководящими.
Нагрузку на одиночную наиболее загруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожных одежд, а также для проверки устойчивости земляного полотна следует принимать для дорог:
1.4. Охрана окружающей среды
При изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них мероприятия по охране окружающей среды нормируются действующими нормативными документами.
В соответствии с законодательством Российской Федерации при размещении, разработке предпроектной и проектной документации, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий и сооружений следует выполнять требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривать мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. Строительство автомобильных дорог и дорожных сооружений без утвержденного в установленном порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы не допускается.
При размещении автомобильной дороги и сооружений на ней определение местоположения трассы осуществляют на основе рассмотрения и сравнения альтернативных вариантов, включая вариант отказа от строительства. Материалы сравнения должны быть достоверны и обоснованы с учетом взаимосвязи различных экологических, экономических и социальных факторов.
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
При сравнении вариантов размещения автомобильной дороги следует учитывать возникающее в результате его осуществления перераспределение движения по участкам сети автомобильных дорог, уменьшение экологической нагрузки на звенья сети, на которых снижается интенсивность движения и улучшаются дорожные условия. В первую очередь эти факторы надлежит рассматривать при планировании и проектировании обходов населенных пунктов, улучшения плана и продольного профиля дорог, мероприятий по совершенствованию транспортноэксплутационного состояния дорог. При сравнении вариантов с различными показателями следует учитывать затраты на строительство автомобильной дороги и сооружений на ней, на последующие работы по содержанию, ремонту и реконструкции дороги, транспортно-эксплуатационные расходы, расходы на осуществление природоохранных мероприятий, компенсацию экологического и иного ущерба и т.д. в течение всего периода сравнения с учетом дисконтирования затрат, а также факторы, не поддающиеся стоимостной оценке.
Трассы вновь проектируемых дорог следует прокладывать с учетом экологической значимости природных объектов по наименее ценным земельным угодьям, предпочтительно по границам ландшафтов, полей севооборотов или хозяйств. По лесным массивам трассы автомобильных дорог рекомендуется прокладывать по возможности с использованием просек и противопожарных разрывов, границ предприятий и лесничеств с учетом категорий и групп лесов. Проложение автомобильных дорог в пределах особо охраняемых природных территорий (государственные заповедники и заказники, национальные и природные парки, зоны, отнесенные к памятникам природы и культуры, территории (акватории) обитания особо охраняемых видов флоры и фауны, и т.п.) допускается только в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Оценка воздействия строительства автомобильной дороги на окружающую среду (далее ОВОС) и ее государственная экологическая экспертиза, как правило, производится на стадии разработки предпроектной документации. При ОВОС определяются вероятные источники и факторы влияния дороги и сооружений на ней на окружающую среду, возможные воздействия этих источников и факторов влияния, (в первую очередь неблагоприятные), оцениваются экологические последствия этих воздействий, разрабатываются с учетом мнения заинтересованных органов, организаций и общественных групп меры по уменьшению и предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации проекта.
При ОВОС, как правило, в первую очередь следует рассматривать воздействия следующих источников и факторов влияния на окружающую среду, связанных со строительством и эксплуатацией автомобильной дороги и сооружений на них:
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
воздействие автомобильного транспорта, в том числе загрязнение воздушной среды продуктами сгорания топлива при движении транспортных средств, загрязнение почв, в том числе соединениями тяжелых металлов, шумовое воздействие от движущегося автотранспорта, загрязнение придорожной полосы бытовым мусором, воздействие на растительность и животный мир движущегося автотранспорта, влияние движения автомобильного транспорта на условия и качество жизни населения, проживающего в придорожной полосе, изменение количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий, вибрации зданий и сооружений;
воздействие автомобильной дороги как инженерного сооружения, в том числе расчленение в результате строительства или реконструкции дороги ценных ландшафтов, лесных и сельскохозяйственных угодий, отрицательное влияние на места массового обитания и размножения диких животных, птиц, обитателей водной среды, на сложившиеся пути миграции животных, воздействие на водоохранные, рекреационные и селитебные зоны, природные феномены, переформирование рельефа, возникновение оползней, осыпей, сплывов, других видов подвижек земляных масс вследствие их подрезки в процессе строительных работ, изменение условий поверхностного водного стока, эрозия земель вследствие концентрации водных потоков искусственными сооружениями, кюветами и канавами, изменение условий протекания и уровня грунтовых вод, осушение, обводнение и переувлажнение почв, изменение гидрологического режима болот, приводящих к негативному влиянию на экосистемы, изменение термического режима вечной мерзлоты, изменение условий землепользования, изъятие и возврат в хозяйственный оборот земель, а также плодородного слоя почвы, необходимость сноса зданий и сооружений, переселения людей, связанного со строительством автомобильной дороги, возможное нарушение памятников природы, истории и культуры, включая археологические памятники;
воздействие автомобильной дороги, как элемента инфраструктуры, в том числе нарушение путей сообщения местного населения, изменение условий их связи с культурными и административными центрами, увеличение времени на дорогу к местам работы и отдыха, ухудшение условий движения для сельскохозяйственной техники, гужевого транспорта, пешеходов, велосипедистов, прогона скота, условий развития экономики в районе тяготения дороги, конкурентоспособности местной продукции, изменение занятости населения, нарушение среды проживания малых народов, изменение условий медицинского обслуживания;
технологические воздействия в период строительства автомобильной дороги, в том числе загрязнение воздушной среды, почв, водной среды продуктами сгорания топлива и производственным шумом при движении дорожных машин и работе асфальтобетонных, цементобетонных заводов и других притрассовых дорожностроительных предприятий, загрязнение территорий вблизи временных баз строительных организаций мусором, бытовыми отходами, усиление наносов и заиливание русел водотоков, изменение водного режима в результате размывов в
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
местах строительства, неукрепленного земляного полотна, а также при строительстве мостовых сооружений;
технологические воздействия при содержании автомобильной дороги, в том числе загрязнение воздушной среды, почв, вод при работе дорожноэксплуатационной техники, предприятий дорожно-эксплуатационной службы и хранения материалов, используемых при содержании автомобильных дорог и дорожных сооружений, загрязнение почв и вод противогололедными материалами и при ликвидации нежелательной растительности.
Комплекс технических решений по предупреждению и снижению негативного влияния автомобильной дороги и дорожных сооружений на окружающую среду, предложений по рациональному использованию природных ресурсов в строительстве, сопоставление решений, принятых в утвержденном ОВОС, с техническими решениями и мероприятиями, принятыми в проектной документации, в составе проектной документации должен разрабатываться раздел «Охрана окружающей среды» (далее ООС).
При наличии в зоне строительства охраняемых памятников истории и культуры (старинные постройки, захоронения, археологические объекты, объекты особого отношения местного населения и т.п.), а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т.п.), в проектах следует рассматривать необходимость осуществления специальных инженерных решений по защите указанных объектов.
Проектные решения автомобильной дороги, дорожных сооружений и зданий, входящих в дорожный комплекс, должны обеспечивать сочетание их внешнего оформления с окружающей природной средой. Необходимо избегать нарушения эстетической цельности ландшафта, внедрения в естественный ландшафт чужеродных по форме элементов, таких как изменение естественных форм рельефа, резкие цветовые решения и т.п., разрушения визуально привлекательных природных комплексов и живописных элементов, обозреваемых как с самой дороги, так и вне ее, при необходимости применять декоративное озеленение.
Если в проекте предусматривается строительство высоких насыпей или глубоких выемок, при необходимости следует рассматривать варианты устройства и отделки пологих откосов, допускающих их передачу для использования в хозяйственной деятельности.
В случае строительства автомобильных дорог, предназначенных для обслуживания транзитного движения, в рекреационных местах, вблизи расположения курортов, домов отдыха, пансионатов, пионерских лагерей и других учреждений лечения и отдыха в пределах установленных вокруг них санитарных зон, в проектах должно предусматриваться осуществление защитных мероприятий. Автомобильные дороги, предназначенные только для местного движения и
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
обслуживания вышеуказанных объектов, следует прокладывать с наименьшим воздействием на окружающую среду и ущербом для функционального назначения этих объектов.
Вновь проектируемые дороги I-III категорий следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. При строительстве обходов населенных пунктов их трассы следует прокладывать по возможности с подветренной стороны, ориентируясь на преобладающее направление ветра в особо неблагоприятное по загрязнению воздушной среды время года. В целях обеспечения дальнейшей реконструкции дорог расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами.
В отдельных случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложения дорог I-III категорий через населенные пункты, их следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 * и санитарных норм.
В целях исключения или уменьшения ширины полосы недопустимого по действующим нормативным актам влияния строящейся автомобильной дороги и сооружений на них на окружающую среду следует принимать технические решения, обеспечивающие соответствующий режим движения автомобилей, а при необходимости предусматривать строительство защитных сооружений, таких как экраны, ограждения, валы, древесно-кустарниковые насаждения или специальные конструкции земляного полотна, обеспечивающие уменьшение распространения загрязнений, а также дорожные покрытия, обеспечивающие пониженный уровень шума при движении автомобилей. Проектирование природоохранных защитных сооружений осуществляется на основе .прогнозирования распространения транспортных воздействий при неблагоприятном сочетании влияющих факторов (погодные условия, изменение интенсивности движения на 10-летнюю перспективу
При пересечении трассой дороги сложившихся путей миграции животных следует предусматривать на дорогах I-III категорий строительство специальных сооружений (ограждения, переходы и пропускные сооружения, скотопрогоны и т.п.). Конструкцию, число переходов и пропускных сооружений необходимо принимать на основании данных о путях миграции в зависимости от количества, видовых морфометрических и поведенческих особенностей мигрирующих животных. На дорогах иных категорий допускается применение организационных мероприятий по ограничению режима, скорости и времени движения дорожными знаками и иными средствами регулирования движения.
При определении мест переходов автодорог через водотоки, выборе конструкций и отверстий искусственных сооружений следует учитывать необходимость обхода мест нагула и нерестилищ рыб, назначения сроков
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
проведения строительных работ с учетом периода массового нереста и выклева рыб, недопущение нарушения гидрологического режима рек, изменения береговой линии, сечения водотоков, активизации русловых процессов.
При строительстве или реконструкции дорог на территориях рыбохозяйственных водоемов по согласованию и техническим условиям, полученным в установленном законом порядке, в проектах необходимо предусматривать мероприятия по сохранению рыбных запасов.
На площадях земель, нарушаемых при строительстве автомобильных дорог, плодородный слой почвы следует снимать и складировать в штабеля в отведенных проектом местах. Глубину снятия плодородного слоя назначают в проекте по данным изысканий и технических условий владельцев и пользователей земельных участков. Плодородный почвенный грунт используется для укрепления земляного полотна и дорожных сооружений, а также при рекультивации нарушенных при строительстве земель. Излишний объем плодородного почвенного грунта используется для повышения плодородия малопродуктивных угодий. Не следует снимать плодородный слой почвы с вечномерзлых грунтов и в иных местах, где его снятие может привести к нарушению устойчивости. К плодородному слою почвы относятся гумуссированные грунты состава от глинистого до супесчаного, удовлетворяющие по физическому и химическому составу требованиям ГОСТ
Все земельные участки, отведенные во временное пользование для нужд строительства дороги, по окончании строительства должны быть приведены в состояние, пригодное для дальнейшего использования с учетом технических условий владельцев и пользователей земель. Неиспользуемые после окончания реконструкции участки существующих дорог должны быть приведены в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Если при строительстве автомобильной дороги образуется излишний или иной грунт, который не может быть использован для нужд строительства, его следует использовать для засыпки верхней части оврагов, эрозионных промоин, свалок и других неудобных земель с последующим уплотнением и планировкой поверхности. В проекте должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению размыва уложенного грунта.
При проложении трасс дорог по высокопродуктивным пахотным, орошаемым, осушаемым или иным ценным угодьям в целях сокращения площадей отвода земель земляное полотно следует, как правило, проектировать без устройства кювет-резервов и кавальеров.
При назначении конструктивных решений земляного полотна, водоотводных и водопропускных сооружений следует обеспечивать защиту угодий от размыва и заиления, заболачивания, нарушения растительного и дернового покрова,
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
нарушения гидрологического режима водотоков и природного уровня грунтовых вод. Не допускается подтопление угодий поверхностными водами и заболачивание примыкающих к дороге земель, образование бессточных площадей в результате строительства дорожных сооружений. При высоте насыпи, соответствующей второму типу местности по характеру увлажнения, поперечные сечения и продольные уклоны канав допускается принимать по нормам, предусмотренным для осушительных сетей СНиП 2.06.03-85 . Отвод стока за пределами водоохранной зоны допускается осуществлять на рельеф.
Отверстия труб и других водоотводных сооружений должны обеспечивать пропуск летних паводков с подтоплением сельскохозяйственных угодий на сроки, не превышающие установленные СНиП 2.06.03-85 .
Во избежание эрозии земель вследствие концентрации водных потоков следует предусматривать укрепление русел и выходов из водоотводных сооружений. В местах повышенной эрозионной опасности не рекомендуется сведение стока с разных бассейнов в одно водопропускное сооружение, сброс сосредоточенных водных потоков из канав и кюветов на склоны, имеющие значительные уклоны. Водоприемниками для сбросов, предусмотренных настоящим пунктом, как правило, должны служить существующие водотоки, балки, лога, водохранилища.
При проектировании автодорог в зоне проведения мелиоративных работ следует предусматривать увязку строительных решений с проектами мелиорации. При строительстве дорог на заболоченных или обводненных землях изменение их режима вследствие сооружения автомобильной дороги допускается только в увязке с проектами мелиорации соответствующих территорий. Изменение уровня грунтовых вод в лесах, водоемах, сельскохозяйственных и водно-болотных угодьях не допускается. Для предотвращения изменения уровня грунтовых вод, осушения и переувлажнения почв следует рассматривать варианты отказа от устройства выемок при близком залегании грунтовых вод, проектирования насыпей, исходя из условия недопущения прерывания водоносных горизонтов.
При проектировании насыпей через болота с поперечным по отношению к трассе дороги движением воды в водонасыщенном горизонте в проекте необходимо предусматривать мероприятия, исключающие изменение режима болота путем отсыпки насыпи или ее нижней части из дренирующих материалов, устройство вдоль земляного полотна продольных канав и, если это необходимо, искусственных сооружений и т.д.
На дорогах в пределах водоохранных зон следует предусматривать организованный сбор воды с поверхности проезжей части с последующей ее очисткой или отводом в места, исключающие загрязнение источников водоснабжения. Качество сбросов в водоемы должно удовлетворять установленным требованиям.
База нормативной документации: www.complexdoc.ru
При проложении дорог через населенные пункты следует предусматривать покрытия дорожных одежд и тип укрепления обочин, исключающие пылеобразование. На остальных участках дорог с переходными и низшими покрытиями следует предусматривать обработку покрытий обеспыливающими веществами, а при необходимости проводить защитные мероприятия, ограничивающие ширину запыленной зоны.
Для предотвращения загрязнения полосы отвода автомобильных дорог бытовым мусором при необходимости следует предусматривать площадки, оборудованные контейнерами для мусора. Места установки контейнеров для мусора, как правило, должны совмещаться с предприятиями дорожного сервиса.
При проложении трассы в хвойных лесах на сухих почвах по согласованию с органами лесного хозяйства следует предусматривать за границами полосы отвода противопожарные минерализованные полосы. Ширина этих полос принимается по правилам и нормам пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
Выбор материалов для строительства, ремонта и содержания дороги должен осуществляться с учетом прямого и косвенного влияния на экологическую обстановку как в период строительства, так и эксплуатации дороги. Состав и свойства применяемых материалов должны соответствовать действующим государственным стандартам, техническим условиям и нормам.
Применение отходов промышленного производства следует осуществлять с учетом их возможной токсичности и радиоактивности. Применение органических, водорастворимых, химически активных производственных и бытовых отходов допускается по согласованию с органами государственного санитарного надзора Российской Федерации в конструкциях, исключающих вынос их стоками или фильтрующими водами.
Производственные базы, здания и сооружения дорожно-эксплутационной службы и дорожного сервиса, временные базы строительных организаций, как правило, следует размещать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к селитебным территориям. Местоположение и условия размещения постоянных и временных предприятий по производству дорожно-строительных материалов следует принимать по согласованиям с компетентными органами субъектов Российской Федерации в установленном законом порядке.
Территории временных баз строительных организаций должны иметь спланированную поверхность, ограждены, иметь специально оборудованные площадки для заправки техники, сбора и уничтожения отходов и мусора, туалеты, системы для сбора и очистки вод.
Источник: studfile.net
Монтаж
Без бордюрных камней сегодня не обходится ни один проект благоустройства территории и строительства дорог городского или федерального значения.
Большинство дорожных и садовых бордюров изготавливаются в строгом соответствии с требованиями нормативной документации.
Для успешной сдачи объекта в эксплуатацию и долговечности возведённой конструкции, монтаж бордюров также должен удовлетворять нормативным требованиям и проводиться в соответствии с технологической картой.
Понятие укладки бордюрного камня
Монтаж бордюров – это комплекс мероприятий по:
- разметке территории;
- созданию искусственного основания;
- установке штучных элементов отбортовки для пешеходных и автомобильных дорог, ограждений для газонов, грядок, клумб и малых архитектурных форм.
Технология установки бордюров зависит от категории объекта, массы и габаритов изделий, а также от объёма работ и грунтовых условий на площадке строительства.
Нормативные нормы монтажа поребриков
Монтаж бордюрных камней регламентируется требованиями следующих нормативных документов:
- СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий». «Парки. Правила градостроительного проектирования территории». «Технический регламент. Благоустройство территорий у строящихся зданий и сооружений».
При реализации проекта капитального строительства, подразумевающего благоустройство территории или возведение автомобильной дороги повышенной категории ответственности, приёмочная комиссия ГАСН выписывает предписания и проверяет корректность монтажа каждого этапа, в строгом соответствии с перечисленными выше документами.
Правила и требования к процессу
Согласно указанным выше нормативным документам, при монтаже бордюров, должны выполняться следующие регламентные требования:
- Все работы по оформлению ландшафтного дизайна должны вестись, согласно рабочему проекту.
- Степень уплотнения искусственного основания при установке бордюров должна быть не менее 0,98.
- Для фиксации бордюрного ряда требуется присыпка уплетённым грунтом, либо устройство бетонной подушки.
- Работам по монтажу должна предшествовать геодезическая разбивка лицевого канта отбортовки с применением высокоточного оборудования. в данном случае, рекомендуется использовать приборы с привязкой к координатам со спутника.
- Допустимый зазор между бортовыми камнями не должен превышать 3 – 5 мм, в зависимости от категории объекта.
- Отклонение установленного бортового камня от проектных плоскостей должно быть менее 3%.
- При строительстве дорог федерального, регионального или городского значения, бортовой камень должен иметь сертификат, удостоверяющий соответствие требованиям ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные. Технические условия».
- Превышение бортового камня над поверхностью проезжей части должно быть не менее 100 – 150 мм для обеспечения безопасности пешеходов.
Помимо указанных требований, при монтаже бортовых камней необходимо соблюдать красные отметки вертикальной планировки, вне зависимости от природного рельефа местности. В ряде случаев, вместо отрывки траншеи, эта операция требует устройства насыпи с её последующим уплотнением.
Инструменты
Для монтажа бордюра с соблюдением всех перечисленных выше требований, потребуется следующий набор инструментов:
- Нивелир с GPS датчиком для проведения геодезической разбивки.
- Экскаватор с узким ковшом, либо набор штыковых лопат, в зависимости от объёма работ – для устройства траншеи.
- Колышки с капроновыми шнурками для разметки территории.
- Вибротрамбовка для уплотнения искусственного основания.
- Бетоносмесительное устройство мобильного типа для замешивания постели из жёсткой цементно-песчаной смеси.
- Линейка, с помощью которой производится разметка бортового камня перед раскроем.
- Болгарка или циркулярная пила с алмазным диском для распила камня перед монтажом доборов.
- Ручной, тандемный, электромеханический или гидравлический захват, с помощью которого бордюрный камень устанавливается точно в проектное положение после его транспортировки с паллеты.
- Совковые лопаты для обратной отсыпки грунтового основания.
- Резиновые молотки для корректировки бордюрного ряда, в случае незначительного нарушения геометрии при монтаже.
Инструменты должны быть исправны и готовы к работе. В случае строительства автомагистрали или протяжённой городской улицы, также понадобится тяжёлая грузоподъёмная или землеустроительная техника с требуемой производительностью.
Правильное устройство бортовых камней своими руками
При монтаже бортового камня, необходимо строго следовать предварительно составленной технологической карте:
- Анализируется рабочий проект благоустройства территории или строительства дороги с тротуарами.
- Выполняется геодезическая разбивка территории с фиксацией характерных точек изменения направления, и перепадов рельефа.
- В землю забиваются колья из арматурной стали, между которыми натягивается шнурка, повторяющая лицевой кант будущего бордюра.
- Разрабатывается траншея нужной глубины и ширины, предназначенная для монтажа отбортовки.
- По дну траншеи насыпается слой песчано-гравийной смеси с проектной толщиной.
- ПГС трамбуется до требуемой степени уплотнения – не менее 0,95 для садовых бордюров и от 0,98 для дорожных бортовых камней.
- В отдельной ёмкости замешивается жёсткая цементно-песчаная смесь для формирования постели.
- Раствор укладывается поверх уплотнённого слоя ПГС и разравнивается.
- При наличии в проекте специальных требований, в теле раствора также монтируются продольные арматурные стержни.
- Бордюрные камни фиксируются захватами и аккуратно укладываются в проектное положение.
- Створ изделий корректируется резиновыми молотками до соблюдения заданной при геодезической разбивке линии.
- На финальном этапе, отбортовка отсыпается слоем песка или другим сыпучим материалом.
Укладка дорожного полотна ведётся не ранее, чем через 1 – 2 суток после устройства бордюров, так как бетон постели должен набрать часть нормативной прочности.
Полная информация о процессе установки бордюров здесь.
Последствия нарушения технологии
В случае нарушения технологии во время монтажа бортового камня, возможно наступление следующих негативных последствий:
- Недостаточно уплотнённое искусственное основание приводит к осадкам камня со временем.
- Отсутствие постели из цементно-песчаной смеси может вызвать вывал отдельных камней и их крен.
- Некачественная геодезическая разбивка, либо пренебрежение красными отметками повлекут за собой ошибки при укладке дорожного полотна и устройстве наружных сетей.
- Применение металлических молотков вместо резиновых вызовут разрушение хрупких строительных материалов.
- Устройство вместо слоя ПГС уплотнённого местного грунта может привести к его намоканию в паводковый перед и непредсказуемым осадкам.
- Монтаж штучных камней без захватов значительно увеличивает время производства работ, а также способствует травматизму, так как, при ручной укладке, наблюдается нарушение техники безопасности.
- Крайние бордюры перед установкой должны раскраиваться, согласно предварительно нанесённой разметке. Тот же вид работ производится, в случае необходимости устройства криволинейной бордюрной линии.
Все перечисленные выше дефекты и последствия неминуемо приведут к затратам подрядчика. В случае необходимости сдачи объекта государственной комиссии, может понадобиться полный демонтаж с повторным устройством бордюров.
Сколько стоит установка бордюров?
На рынке работает большое количество монтажных организаций, предлагающих услуги по монтажу бордюрных камней и комплексному благоустройству территории. Учитывая высокий уровень конкуренции, средние розничные расценки на данный вид работ по регионам примерно одинаковы и отражаются в следующей таблице:
Маркировка бетонного бордюра | Земляные работы, 1 м. п., руб. | Устройство слоя ПГС, 1 м. п., руб. | Устройство бетонной подушки, 1 м. п., руб. | Установка бордюров, ед., руб. | Удорожание при наличии кривых линий, радиусов, круговых движений, % |
БР 100.30.15 | 80 – 100 | 60 – 80 | 150 – 200 | 300 – 400 | 5 |
БР 300.30.15 | 80 – 100 | 60 – 80 | 150 – 200 | 800 – 1100 | 10 |
БР 600.300.15-A-IV | 80 – 100 | 60 – 80 | 150 – 200 | 1600 – 2000 | 15 |
БР 100.30.18 | 100 – 120 | 80 – 100 | 160 – 220 | 500 – 550 | 5 |
БР 300.30.18 | 100 – 120 | 80 – 100 | 160 – 220 | 900 – 1200 | 10 |
БР 600.30.18-A-IV (A-V) | 100 – 120 | 80 – 100 | 160 – 220 | 1800 – 2200 | 15 |
БР 100.45.18 | 130 – 150 | 110 – 130 | 200 – 250 | 600 – 700 | 5 |
БР 300.45.18 | 130 – 150 | 110 – 130 | 200 – 250 | 1100 – 1300 | 10 |
БР 600.45.18-A-IV (A-V) | 130 – 150 | 110 – 130 | 200 – 250 | 2000 – 2400 | 15 |
БР 100.60.20 | 160 – 180 | 140 – 160 | 250 – 280 | 800 – 1000 | 5 |
БР 300.60.20 | 160 – 180 | 140 – 160 | 250 – 280 | 2000 – 2200 | 10 |
БР 600.60.20-A-IV (A-V) | 160 – 180 | 140 – 160 | 250 – 280 | 2600 – 2800 | 15 |
ГП1 50.30.15 | 80 – 100 | 60 – 80 | 150 – 200 | 300 – 400 | 5 |
ГП1 1000.30.15 | 80 – 100 | 60 – 80 | 150 – 200 | 650 – 700 | 10 |
ГП1 2000.30.15 | 80 – 100 | 60 – 80 | 150 — 200 | 1400 – 1600 | 15 |
ГП2 50.40.18 | 110 — 130 | 80 – 100 | 160 – 220 | 1300 – 1400 | 5 |
ГП2 1000.40.18 | 110 – 130 | 80 – 100 | 160 – 220 | 700 – 750 | 10 |
ГП2 2000.40.18 | 110 – 130 | 800 – 100 | 160 – 220 | 1500 – 1700 | 15 |
ГП3 50.60.20 | 140 – 160 | 130 – 150 | 220 – 260 | 400 – 450 | 5 |
ГП3 1000.60.20 | 140 – 160 | 130 – 150 | 220 – 260 | 900 – 1000 | 10 |
ГП3 2000.60.20 | 140 – 160 | 130 — 150 | 220 – 260 | 2200 – 2600 | 15 |
Конечная стоимость определяется сметным расчётом и зависит от ряда сопутствующих факторов:
- Удалённость объекта от города.
- Наличие питающей кабельной линии в месте производства работ.
- Общий объём монтажа.
- Тип используемого бортового камня.
- Необходимость привлечения тяжёлой строительной техники.
- Категория объекта.
- Наличие проекта.
- Перепад высотных отметок.
- Уровень грунтовых вод.
- Качество грунтов естественного основания.
- Наличие дополнительных требований проекта и пожеланий заказчика.
Помимо указанных выше критериев, на конечную цену также может влиять срочность работ, сезонность и внутренняя ценовая политика подрядной организации.
Заключение
Монтаж бордюрных камней – это ответственная работа, которая требует досконального выполнения всех требований проекта и нормативной документации. Монтажу отбортовки предшествует детальная геодезическая разбивка и устройство искусственного основания, уплотнённого до степени 0,95 – 0,98.
При установке камней, требуется механический или электрический захват, чтобы точно позиционировать подошву изделия в предварительно подготовленную постель из цементно-песчаной смеси. Бордюрный ряд должен быть жёстко зафиксирован в грунте и прижат дорожным плотной. Работы по устройству проезжей части и тротуара следует начинать не ранее набора прочности бетона, в котором фиксируется бортовой камень.
Источник: 1beton.info