Если верить данным статистики ГИБДД, треть аварий происходит по причине плохих дорог. А сколько ДТП случается, когда дорожники делают ремонт и неправильно устанавливают ограждения и дорожные знаки? Такая статистика не ведется. Но, полагаю, подобных случаев немало.
Мы часто видим, как при замене асфальта дорожные строители в лучшем случае ставят предупреждающий знак. Причем прямо в том месте, где работает асфальтоукладчик. Попробуй среагируй на такое предупреждение. Вот и влетают водители в строительную технику, и бьются.
Стертый дорожный знак
Это как раз тот самый случай, когда подрядная организация сэкономила на обозначении места ремонта. Судя по дорожным знакам, аварии тут не редкость.
Это как раз тот самый случай, когда подрядная организация сэкономила на обозначении места ремонта. Судя по дорожным знакам, аварии тут не редкость.
А как вообще нужно обозначать места ремонта? Какие существуют требования?
Виды ограждений
Для привлечения внимания водителей и обозначения мест ремонта дорожные службы могут использовать: дорожные знаки, разметку, оградительные блоки и щиты, светоотражающие барьеры, оградительные ленты. Если ремонт небольшой, то чаще всего используют временные предупреждающие знаки, оградительные ленты и шнуры. При серьезных работах (когда на ремонт может уйти больше суток) дорожники помимо знаков и разметки используют оградительные блоки и щиты.
12+ Как строят дорогу в России / Татарстан учит страну / холодный ресайклинг / укладка щебня
Отбойник
Такие блоки намного удобнее и безопаснее бетонных. Для правильного использования их нужно заполнять водой (летом) или специальным раствором (зимой). На практике этим, как правило, дорожники себя не утруждают. Часто приходится видеть, как блоки разлетаются от ветра по всей дороге.
Такие блоки намного удобнее и безопаснее бетонных. Для правильного использования их нужно заполнять водой (летом) или специальным раствором (зимой). На практике этим, как правило, дорожники себя не утруждают. Часто приходится видеть, как блоки разлетаются от ветра по всей дороге.
В регламенте «Безопасность автомобильных дорог», который утвержден комиссией Таможенного союза, прописаны определенные требования по использованию дорожных знаков. Так, в пункте 13.5 Регламента сказано, что знаки нужно ставить так, чтобы водители заблаговременно предупреждались обо всех изменениях дорожного движения. Дорожная разметка должна быть различима в любых погодных условиях (за исключением, конечно, снегопадов).
Участок, где проводятся работы, начинается от первого знака, предупреждающего о ремонте, до знака, отменяющего все ограничения. Это участок ответственности организации, ремонтирующей дорогу.
Схема размещения предупреждающих знаков в зоне ремонтных работ
Весь участок работ делится на пять зон.
Зона предупреждения, где помимо знаков могут использоваться информационные щиты и световые табло. Начало этой зоны обозначается дорожным знаком, предупреждающим о проведении работ, заканчивается первым ограждающим устройством (блоком, бордюром и пр.). Информационные щиты, предупреждающие о ремонте, устанавливаются на расстоянии 150–300 метров вне населенных пунктов и 50–100 — в населенных пунктах и до начала участка, где проводятся работы.
Ремонт дороги
Зона отгона. Этот участок предназначен для того, чтобы изменить направление движения и отвести транспорт от места проведения работ. Длина зоны непостоянная (от 60 до 600 метров). Помимо знаков об изменении направления движения водителя может предупреждать и дорожная разметка. Речь идет о разметке временной. Она наносится лишь при долгосрочном ремонте.
Отличить такую от постоянной легко. Временная — оранжевого цвета. Если одна разметка противоречит другой, то руководствуемся именно оранжевой. Временная разметка, как правило, соответствует временным же знакам. Но если что-то идет вразрез, то едем так, как указывают знаки, так как знак всегда «старше» разметки.
Продольная буферная зона, где автомобили едут по уже измененной траектории до места начала строительных работ. Длина этого участка варьируется от 10 до 30 метров.
Реконструкция дороги
При долгостроях в качестве ограждения дорожники используют бетонные блоки. С точки зрения безопасности — не самый лучший вариант. На трассах такие ограждения сочетают со световым сопровождением.
При долгостроях в качестве ограждения дорожники используют бетонные блоки. С точки зрения безопасности — не самый лучший вариант. На трассах такие ограждения сочетают со световым сопровождением.
Рабочая зона — место непосредственного проведения строительно-ремонтных работ. Длина устанавливается на весь участок, где организуется ремонт. Кстати, много раз встречал, когда ширина полосы в месте ремонтных работ очень узкая. Такая, что легковая машина может с трудом проехать. Так вот, минимальная ширина полосы не может быть меньше 3 метров.
Если меньше — это грубое нарушение!
Зона ремонта дороги
Если место ремонта оформлено правильно, водителям проще сориентироваться и не попасть в неприятную ситуацию.
Если место ремонта оформлено правильно, водителям проще сориентироваться и не попасть в неприятную ситуацию.
Зона возвращения. На этом участке автомобили возвращаются в свою полосу после окончания места ремонта. Протяженность этого участка, как правило, составляет 30 метров.
Понятно, что так должна выглядеть организация мест ремонта в идеале. В жизни же мы чаще видим другую картину. Никаких информационных щитов. Про разные участки движения тоже можно забыть. Доходит до того, что водитель успевает увидеть строительную технику уже в последний момент.
И не всегда получается избежать столкновения. Если дорожники не обеспечили безопасный проезд, то отвечать, конечно, должны именно они.
Ремонт дороги
Еще один пример работы халтурщиков. Если залететь в такое ограждение и повредить машину, придется судиться с дорожниками. Но шансы получить компенсацию велики. Дело в том, что техническими стандартами запрещено использовать дорожные знаки, изображения которых повреждены и могут неоднозначно трактоваться.
Еще один пример работы халтурщиков. Если залететь в такое ограждение и повредить машину, придется судиться с дорожниками. Но шансы получить компенсацию велики. Дело в том, что техническими стандартами запрещено использовать дорожные знаки, изображения которых повреждены и могут неоднозначно трактоваться.
Бывает и так, что временная разметка стерлась, из-за чего водитель улетает в разрытую строителями яму. Тут также вина дорожников. Дело в том, что по ГОСТу при стертой или плохо видимой временной разметке обязательно должны быть установлены дорожные знаки. Отвечать дорожники будут и тогда, когда автомобили сталкиваются из-за противоречия постоянной разметки в одном направлении временным линиям встречного направления. Если водители не были проинформированы должным образом, они в аварии не виноваты.
Тем не менее обвиняют в таких авариях именно водителей. Дескать, это он сам не учел дорожных условий, неправильно выбрал скорость и врезался в строительную технику. По своему опыту могу сказать, если не побояться судебных разбирательств, то получить компенсацию с дорожников вполне возможно.
Тут главное зафиксировать отсутствие нужной организации ремонта. Нет информационного щита и дорожных знаков, фотографируйте. Запишите об этом в протоколе, укажите свидетелей. Пригодится и запись с видеорегистратора. В общем, нужно сразу собрать как можно больше доказательств.
Тогда добиться справедливости будет несложно.
Источник: www.zr.ru
Таблица 4 — Допуски по толщине слоя в уплотненном состоянии
1,5
1,0
2,0
1,0
2,0
1,0
2,0
1,0
2,0
1,0
1,5
1,0
2,0
1,0
2,0
1,5
3,0
1,5
2,0
1,0
2,0
1,5
8.1.3 Измерение толщины слоев дорожной одежды следует выполнять по ГОСТ Р 58349. При измерении толщины слоя асфальтобетона отбирают в соответствии с ГОСТ Р 58407.5 вырубку (керн) не менее чем в одном месте на площади до 3000 м 2 и на расстоянии не менее 1,0 м от кромки и 2,0 м от межсменных (холодных) поперечных стыков. В случае измерения толщины слоев дорожной одежды совместно с оценкой качества уплотнения асфальтобетонной смеси в каждом месте необходимо отбирать не менее трех вырубок (кернов). Определение мест отбора вырубок (кернов) для контроля толщины слоев, сцепления и качества уплотнения осуществляют визуально, при этом следует обращать внимание на места с выраженными дефектами (шелушение, выкрашивание, просадка, выпотевание битума и т.д.). Места отбора вырубок (кернов) рекомендуется определять по результатам георадиолокационных измерений в соответствии с ГОСТ Р 58349-2019 (раздел 9).
8.2 Требования к ширине конструктивных слоев
8.2.1 Ширину слоев покрытия следует принимать равной ширине проезжей части и краевых полос (при их наличии) в зависимости от категории автомобильной дороги, ширины и числа полос движения согласно ГОСТ 33475-2015 (пункт 3.20) и утвержденной проектной документацией в установленном порядке.
8.2.2 При устройстве краевых полос ширину слоев покрытия следует принимать равной сумме ширины проезжей части и краевых полос в соответствии с утвержденной проектной документацией в установленном порядке.
8.2.3 При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте основание дорожной одежды должно быть на 0,3 м шире проезжей части и краевой полосы с каждой стороны, а дополнительный нижний слой из песка или другого зернистого материала необходимо устраивать на всю ширину земляного полотна или на 1 м шире основания с каждой стороны.
8.2.4 При промежуточной приемке выполненных работ ширину конструктивных слоев дорожной одежды следует проверять по контрольным поперечникам не реже чем через каждые 20 м на всем протяжении принимаемого участка. Минимальное количество измерений — 10.
При приемке и вводе в эксплуатацию автомобильной дороги ширину конструктивных слоев дорожной одежды следует проверять соответственно не реже чем через каждые 100 м и не менее чем через каждые 50 м при длине принимаемого участка менее 1 км. Выборочные измерения рекомендуется выполнять по контрольным поперечникам при длине контролируемого участка не менее 10 км на протяженности не менее 20 % его длины.
8.2.5 Допуски по ширине конструктивных слоев дорожной одежды при устройстве дорожных одежд, измеряемые с точностью до 1,0 см, приведены в таблице 5.
Источник: www.dokipedia.ru
Укладка асфальта: нормы, ГОСТ, СНИП
Асфальт – вид дорожного покрытия, который востребован во всем мире. Первостепенным моментом для создания этого высококачественного покрытия является правильная укладка асфальта, соблюдение всех правил и разработанных технологий.
Основные качества асфальтового покрытия, такие как прочность, долговечность и износостойкость, позволяют применять материал для различных видов работ при благоустройстве города и частного сектора:
- Городские улицы, проулки и автомагистрали;
- Тротуары;
- Подъездные и выездные дорожки;
- Площадки для занятий спортом;
- Пешеходные дорожки в парках, зоопарках;
- Детские площадки;
- Велодорожки и т.п.
Дорожные работы, связанные с укладкой асфальта, проводятся согласно принятым ГОСТу 1110-75 и СНИП 2.05.02-85 и 3.06.03-85. Свойства асфальтобетона позволяют использовать материал для укладки дорожного полотна любого назначения.
По ГОСТ технология укладки асфальта различает две марки покрытия:
- М1200 – применяется для автодорог любой загруженности;
- М1000 – используется для мест с малой нагрузкой, например, тротуары и дорожки.
Так же асфальтобетон разделяется на два вида:
- Холодный – применяется для ремонта дорог, покрытия тротуарных дорожек и облагораживании придомовых территорий;
- Горячий – этот вид используется для укладки цельного дорожного полотна.
Принципиальных отличий в составе этих двух видов асфальта нет, он одинаковый, но процентное соотношение сырья разное. Основные ингредиенты для создания асфальтобетонного покрытия – это щебень, песок, битум и минеральный порошок.
Важно строго следить за пропорциями каждого компонента и технологией процесса изготовления согласно СНИП 3.06.03-85.
Процесс укладки асфальтобетона подразделяется на несколько важных этапов:
- Предварительная подготовка участка – очищение территории, подготовка основания;
- Создания несущего слоя – создание подушки из крупнозернистого щебня и песка;
- Укладка дорожного покрытия – укладка, утрамбовка и пропитка слоев асфальта.
При работе очень важно соблюдать очередность этапов, технологические процессы и стандарты предписанные ГОСТ. При нарушении или неточном соблюдении правил покрытие быстро придет в негодность (растрескивание, деформация, расслаивание и т.п.).
Готовое покрытие пропитывается специальными составами, производители различают три основных вида пропитки:
- Полимер акрила – пропитка асфальта этим составом гарантирует высочайший уровень прочности и защиты от внешних воздействий, но пропитка дорогостоящая, поэтому используется редко и в ограниченных местах, например, покрытие корта для игры в теннис.
- Каменоугльная смола – покрытое основание этим типом пропитки не портится под воздействием нефтепродуктов, имеет высокие показатели износостойкости и обещает большой срок эксплуатации.
- Асфальтовая эмульсия – эта пропитка распространена в широком доступе и используется повсеместно во время укладки асфальтобетона и ремонтных работ. К сожалению, асфальтовая эмульсия не имеет высоких показателей качества, и покрытие со временем требует периодический ремонт.
Давайте подробно рассмотрим этапы, предписанные технологией строительных работ по укладке асфальта и разберемся, как кладут асфальт и можно ли сделать это самостоятельно.
Подготовительные работы
Первоочередная задача, определить, для каких целей будет использоваться дорога, и рассчитать предполагаемую нагрузку на покрытие. Эти показатели важны при выборе марки прочности и типа асфальтобетона, а также влияют на сложность подготовительных работ.
Например, для строительства новой автомагистрали понадобится основание в три раза толще и прочнее, чем для трассы с небольшим транспортным потоком.
Можно ли укладывать асфальт на бетон? Да, обычно асфальтное полотно обычно кладут на подготовленный грунт или старый асфальт, но при возведении автомагистралей с большой нагрузкой применяется технология строительства на бетонное основание.
После того, как была определено целевое использование будущей автодороги, переходят к проектированию. Этим вопросом занимаются специальные службы, в задачу которых входит прокладка маршрута согласно всем существующим нормативам.
На что обращают внимание на этапе проектирования:
- Расположение коммуникаций (подземных и наземных);
- Расположение зданий и других сооружении на будущем пути;
- Прилегание дорожек, тротуаров;
- Расположение въездов и выездов;
- Пересечение с другими автодорогами;
- Канализационные выходы.
Подготовка основания
После того как был намечен план работ и выбрана территория, приступают к расчистке – вырубают и выкорчевывают мешающие деревья, убирают или отсыпают землю, срезают или прорубают холмы и т.д. Эти действия помогут сделать будущей путь максимально ровным.
Затем рассчитывается и устанавливается система дренажа подземных и дождевых вод. Этот этап один из важнейших при укладке дороги, если не пропустить его со временем дорога деформируется, появятся ямы и провалы.
Когда необходимая площадь расчищена и подготовлена, начинаются работы по подготовке основания для укладки асфальта.
В зависимости от целевого назначения процесс может отличаться:
- Для скоростных дорог и загородных трасс – используется технология укладки асфальта на бетонное основание, для этого перед началом работ в грунт по маршруту дороги закапывают армированные плиты из бетона.
- Для городских улиц – отсыпается подушка из щебня и песка. Если на поверхность предполагается высокая нагрузка используют щебень размером от 60 мм, если пропускная способность невысокая можно взять более мелкий щебень или даже гравий.
По технологии укладки асфальта, предполагается, что возведенная дорога должна быть на одном уровне с землей. Для выполнения этого условия выполняют несколько шагов:
- Подготовка грунта – бульдозером снимают рыхлую часть земли до образования «ванны» нужной глубины, на грунт отсыпают слой песка, утрамбовывают его и накрывают специальным материалом – геотекстилем.
- Формирование подушки из щебня – поверх геотекстильной ткани насыпают от 1 до 3 слоев щебня. Каждый новый слой тщательно утрамбовывают вибромашинами, для того чтобы щебень комфортно расположился и не двигался.
- Установка боковых бордюров – бордюры выполняют сдерживающую функцию — предотвращают растекание асфальтной смеси и сохраняют целостность дороги.
Технология укладки асфальта по ГОСТ
- Приготовление смеси по ГОСТ 9128.
- По условиям укладки смесь делят на 2 типа:
- для укладки при температуре выше +5 градусов;
- для укладки при температуре от – 25 градусов до + 5 градусов;
- формула изготовления холодного асфальта разработана с учетом наличия составляющих (битума, камня (щебня) и дизтоплива) Центральной части РФ.
Приготовление смеси для укладки предусматривает использование щебня, горных пород, которые соответствуют требованиям ГОСТа 8267, отсева осадочных пород, по ГОСТу 8736.В качестве вяжущего органического компонента используют битумы – БНД 6090 и БНД 90130 по ГОСТ 22245.
Этапы укладки асфальта
Строительство новой или восстановление существующей дороги начинается с этапа проектирования, на котором определяются главные характеристики будущей трассы – пропускная способность, максимальная нагрузка, планируемый срок эксплуатации. После этого выбирается оптимальная технология укладки асфальта, и начинаются строительные работы, состоящие из следующих этапов:
- Предварительная подготовка места под прокладку дороги. Включает в себя расчистку местности от растительности, создание дорожного «корыта», и трамбовку его дна.
- Укладка слоев песка и щебня, которые препятствуют проседанию асфальта и равномерно распределяют нагрузку от автомобильного транспорта. Каждый слой тщательно утрамбовывается.
- После того, как несущий слой достиг проектных характеристик, на него укладывают асфальтную смесь. В зависимости от того, какая технология укладки асфальта была выбрана, смесь может быть холодной или горячей, иметь разную консистенцию и физико-механические параметры.
Укладка асфальта холодным методом
Существуют 2 главных технологии укладки асфальта – это так называемые «горячий» и «холодный» методы. Установка холодного асфальта в последнее время получает все большее распространение, так как отличается простотой, а также отсутствием особых требований к температурному режиму и погодным условиям. Низкотемпературная технология предназначена для проведения текущего ремонта – после окончания работ, асфальт следует выдержать всего несколько часов, после чего можно продолжать эксплуатацию трассы.
Горячая асфальтная смесь состоит из разогретого битума и мелкого гравия, укладывается исключительно в сухую погоду, однако оптимально подходит для капитального ремонта и строительства новых дорог, так как лучше распределяется по поверхности и отлично уплотняется.
Укладка асфальта горячим методом
Горячая асфальтная смесь состоит из разогретого битума и мелкого гравия, укладывается исключительно в сухую погоду, однако оптимально подходит для капитального ремонта и строительства новых дорог, так как лучше распределяется по поверхности и отлично уплотняется.
Ямочный ремонт
Ямочный ремонт проводится в несколько этапов:
- Изучение конфигураций выбоины и разметка ее границ;
- удаление поврежденного материала при помощи отбойного молотка или фрезы;
- очистка поверхности выбоины от мелких кусков асфальта, грязи и асфальтной крошки;
- обработка участка жидким битумом или полимерной эмульсией;
- укладка смеси, содержащей мелкофракционный щебень с добавками битума;
- нанесение верхнего битумного слоя.
Преимуществом ямочного ремонта является высокая скорость его выполнения, благодаря чему восстановление дорожного покрытия может проводиться без полной остановки движения транспорта.
Укладка асфальта
Для укладки дорожного покрытия потребуется специальная техника – асфальтоукладчик, работы советуют проводить в солнечную погоду в теплое время года. Оптимальная температура воздуха для укладки асфальта не ниже 5 градусов тепла.
Согласно СНИП укладка асфальта при отрицательных температурах и зимой запрещена, в этом случае стоит использовать «теплый» асфальтобетон. В его составе есть вещества, которые делают раствор морозостойким и эластичным.
Проводить работы по укладке литого асфальта горячего типа в дождь или в условиях повышенной влажности нельзя. Асфальтобетонный состав слишком быстро остынет и не получится добиться нужной степени уплотнения.
Строители, исходя из цели применения покрытия, используют два типа асфальтобетонного состава:
- Холодный асфальт;
- Горячий асфальт.
Горячий асфальт
Данный тип асфальта применяется для укладки литого асфальтобетона на скоростных трасах, центральных площадях, улицах города и загородных маршрутах. Для укладки асфальта температура состава должна быть не менее 140 градусов.
Требуется постоянный контроль за температурой битумного состава, после остывания он не пригоден для дальнейших работ.
Асфальт горячего типа характеризуется высокой прочностью, износостойкостью и долговечностью. Его можно класть на грунтовое основание, на бетон или на старый асфальт.
Работы проводятся ручным автоматизированным и ручным способом.
- Ручная работа — На место строительства раствор асфальтобетона доставляется на специальных грузовиках с функцией подогрева кузова. Работники при помощи лопат раскладывают массу по рабочей поверхности, а затем выравнивают и равномерно распределяют асфальт специальными граблями. Каждый слой асфальта уплотняется и утрамбовывается катком и виброплитами.
- Автоматизированная работа — Распределение смеси по участку происходит машинным способом, асфальтоукладчики выстраиваются с шагом в 30 см. За ними следует каток, который утрамбовывает горячее покрытие.
Машины должны двигаться плавно и медленно, все движения ровные и четкие. Перед использованием катка, его валы требуется смочить водой, чтобы избежать прилипания состава на поверхность.
Процесс укладки асфальта:
- Грунтование основание при помощи смолы – это улучшит адгезию. Перед нанесением раствора основание важно тщательно очистить от грязи и пыли, если этого не сделать, то смола поглотит пыль, и не будет сцепляться с асфальтом.
- Укладка специальных сеток под асфальт – они распределят нагрузку, увеличат срок эксплуатации автодороги и улучшат адгезивные показатели.
- Укладка асфальтобетона – нагретую массу укладывают слоями по 7 сантиметров толщиной и тщательно утрамбовывают.
- После завершения работ, полученное покрытие поливается битумной эмульсией.
Если по завершении строительных работ на поверхности образуются трещины, их заделывают герметиком и посыпают цементом.
Холодный асфальт
Для изготовления применяются битумы с пониженной вязкостью. Укладка происходит при температуре раствора от 80 – 120 градусов. Работать с холодным асфальтом можно в различных погодных условиях.
Сфера применения холодного типа – детские игровые площадки, тротуары, во дворе домов. Технология предусматривает применение состава для точечного ремонта дорожного покрытия.
Раствор быстро схватывается, легко трамбуется, оставшийся после работы материал можно использовать для повторного применения. Холодный асфальтобетон можно приобрести в магазине.
Для работы требуются:
- Устройство для перемешивания массы;
- Емкости для битума;
- Специальный термометр.
Асфальт на месте работы смешивается с битумом и укладывается на предварительно очищенное основание, разравнивается и трамбуется.
Укладка асфальта в домашних условиях
Для благоустройства околодомной территории можно выполнить укладку асфальта своими руками. Чаще всего его применяют для покрытия подъездных дорожек и тротуаров.
Алгоритм работы по укладке асфальта у частного дома:
- Снять слой грунта толщиной в 30 см;
- Очистить от мусора и пыли;
- Установить бордюры;
- Создать подушку – слой крупнозернистого щебня, укатка, слой мелкозернистого щебня, укатка, слой песка толщиной 5 см. На песок налить воды и еще раз прокатать;
- Нагретую массу асфальтобетона равномерно распределить по поверхности и выровнять;
- Утрамбовать ручным катком, перед работой важно смазать вал соляркой или мыльным раствором. Все движения должны совершаться по прямой линии;
- Готовый асфальт покрыть пропиткой или специальной краской для асфальта.
Требуется тщательно следить за температурой укладки асфальта, она не должна падать меньше 120 градусов.
Экспертиза ямочного ремонта
Объект исследования: Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог городского поселения согласно Муниципальному контракту
Адрес объекта: Московская область,
ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ: проведению строительно-технической экспертизы по итогам проведения работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия дорог городского поселения согласно Муниципальному контракту
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ОБЪЕКТЕ:
- Цифровая камера Samsung WB100.
- Линейка металлическая 300 мм. (Свидетельство о поверке №СП 0025869, действительно до 10.03.2015).
- Измеритель прочности бетона ИПС-МГ4.03(Свидетельство о поверке № СП13187, действительно до 05.11.2015).
- Лазерный дальномер DISTO D2 (Свидетельство о поверке № СП 0815550, действительно до 06.03.2016).
- Измеритель защитного слоя бетона ИПА-МГ4.01(Свидетельство о поверке № СП 14769, действительно до 16.12.2015).
- Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1 (Сертификат о калибровке № 0543891 до 16.05.2015г.)
- Набор ВИК. (Сертификат о калибровке № 1908, действителен до 27 октября 2021г.)
- Георадар «Лоза».
- Дорожное колесо GN593000.
Объект исследования представляет собой устройство асфальтобетонного покрытия и ямочный ремонт автодорог.
Экспертами были произведены измерения прочности асфальтобетонного покрытия, визуальное и инструментальное обследование участков автодороги, подлежащих ремонту с фиксацией выявленных дефектов на фотокамеру.
Согласно СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.1-2012 «Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Производство работ по устройству асфальтобетонных покрытий. Общие требования»:
«6.1.1 Контроль качества устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог осуществляют в полном соответствии с требованиями утвержденного проекта и СНиП 3.06.03 «Автомобильные дороги».
Примечание — При выполнении контрольных работ разрешается применять поверенные и откалиброванные, в установленном порядке, автоматизированные системы измерения, приборы и оборудование, позволяющие получить объективную количественную оценку измеряемых параметров качества асфальтобетонных покрытий».
Согласно: ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия»:
«П. 3 Определения.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) — рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками, или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) — уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.
Стабилизирующая добавка — вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.
п. 4 Основные параметры и виды
Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее — смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее — асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:
5 Технические требования
5.1 Смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке предприятием-изготовителем.
5.2 Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать указанным в таблице 1.
При визуальном обследовании установлено, что размер зерен чернового и рабочего слоя асфальтобетонной смеси составляет от 5 до 20 мм.
Согласно ТР 164-07 Технические рекомендации по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона:
« 1. Область и условия применения.
1.1 Настоящие рекомендации распространяются на строительство и ремонт дорожных покрытий сприменением литых асфальтобетонных смей, отвечающих требованиям ТУ 400-24-158-89* (с изм. N 1 от 1995 г.) «Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон. Технические условия.» [1] и ТУ 5718-001-53737504-03 «Смеси сероасфальтобетонные литые и литой сероасфальтобетон. Технические условия» [2].
1.2 Литые асфальтобетонные смеси в зависимости от назначения подразделяют на пять типов:
I тип — для устройства покрытий проезжей части мостов, эстакад, путепроводов, паркингов, и т.п. [3];
II тип — для устройства покрытий проезжей части магистральных улиц общегородского значения с непрерывным и регулируемым движением [3], дорог I, II и III технических категорий, аэродромов, мостов, эстакад, путепроводов и т.п.;
III тип — для устройства несущего слоя основания магистральных улиц общегородского значения, дорог I, II и III технических категорий, а также аэродромов;
IV тип — для устройства и ремонта покрытий тротуаров, полов, стяжек и кровли;
V тип — для ямочного ремонта покрытий проезжей части городских и автомобильных дорог, устройствагидроизоляционных покрытий и покрытий в трамвайных путях [3].
1.3 Литые сероасфальтобетонные смеси в зависимости от назначения подразделяются на два типа:
I тип — для строительства, капитального и текущего ремонта проезжей части улиц и дорог, мостового полотна мостов и путепроводов [2];
II тип — для строительства, капитального и текущего ремонта тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек [2].
1.4 Литые асфальтобетонные смеси указанных типов отличаются качеством исходных компонентов, рецептурой, рабочей температурой и консистенцией.
1.5 В зависимости от типа для их приготовления, перевозки и укладки используют обычное или специальное оборудование.
1.6 Литые асфальтобетонные смеси I, II, III и IV типов укладывают в сухую погоду весной при температуре не ниже +5 °С, а летом и осенью при температуре не ниже +10 °С
1.7 Подготовленная поверхность должна быть не мерзлой, сухой и чистой, без ям, выбоин и трещин и соответствовать нормам по ровности для определенного конструктивного слоя и категории дороги.
Всю поверхность, включая места сопряжений нового и старого покрытий, необходимо равномерно обработать горячим битумом или битумной эмульсией с расходом 0,3-0,5 л/м2.
1.8 Литую смесь V типа укладывают круглогодично при ямочном ремонте, а при устройстве покрытия — только в теплую и сухую погоду.
В зимнее время работы выполняют при температуре воздуха до -10 °С, а при более низкой температуре — при аварийно-восстановительных работах, при подготовке к массовым мероприятиям, для обеспечения временного проезда».
Согласно ТР 103-07 « Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона»:
Выбор того или иного вида асфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентов определяется требованиями, зависящими от категории дороги, климатических и эксплуатационных условий, технико-экономических факторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требования надежности и др.).
Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.
1.6 Асфальтобетонное покрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции, состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных на подготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное.
Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемых асфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченным типам дорожных конструкций.
1.7 Основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:
— вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слой щебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно на подготовленное земляное полотно;
— вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой — из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия;
— вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание».
Экспертами установлено, что асфальтобетонное покрытие ямочного ремонта, на обследуемых экспертами участках, уложено на предварительно фрезерованное основание предыдущего асфальтобетонного покрытия.
При измерении средний показатель коэффициента уплотнения соответствует коэффициенту уплотнения ремонтируемых автомобильных дорог.
Данные обследования автомобильных дорог при помощи георадара «Лоза»:
При обработке и расшифровке данных георадара «Лоза» экспертами установлено, что толщина асфальтового слоя на участках ямочного ремонта автомобильных дорог составляет от 5 до 10см. (местами до 20-ти см.)
В результате экспертно-диагностического обследования экспертиза пришла к следующим выводам:
- Средние показатели коэффициента уплотнения равны коэффициенту уплотнения окружающего асфальтового покрытия что соответствует понятию капитальный ремонт, согласно
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2015 года):
«п. 14.3. капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт дополнительно включен с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ);».
- При измерении экспертами зафиксирована толщина укладываемого слоя асфальтобетона, которая составляет от 50 до 60мм., что соответствует предъявляемым требованиям и условиям муниципального контракта.
Согласно ТР 103-07 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона:
Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.
ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
В зависимости от количества дефектов и степени повреждения, техническое состояние строительных конструкций оценивается по следующим категориям (см. Гл. 3 «Термины и определения» СП 13-102-2003):
Исправное состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
Работоспособное состояние — категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.
Ограниченно работоспособное состояние — категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
Недопустимое состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).
Аварийное состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
На основании данных, полученных в результате диагностического обследования, техническое состояние ямочного ремонта асфальтового покрытия, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как работоспособное состояние.
В результате обследования экспертиза пришла к следующим выводам:
Общая разница между фактическим объемом выполненных работ по ямочному ремонту автомобильных дорог, зафиксированным экспертами в ходе проведения экспертно-диагностического обследования и техническим заданием (Приложение к Контракту ) составляет _____ м2., что больше условий определенных техническим заданием.
Толщина асфальтового слоя на участках ямочного ремонта в ходе обследования георадаром «Лоза» составила от 5 до 10 см.
Часть дорожного асфальтобетонного ямочного ремонта была закатана новым слоем асфальта по улицам: ул, _____, ул. _____, ул. __________, соответственно объем фактически-выполненных работ был бы больше, чем ____ м2, но учету экспертизой подлежали только те участки автодорог, где экспертами визуально установлено выполнение ямочного ремонта.
На основании данных, полученных в результате диагностического обследования, техническое состояние ямочного ремонта асфальтового покрытия, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как работоспособное состояние.
Сметные нормы, расценки, накладные расходы, указанные в Акте о приемке выполненных работ КС-2 и согласованные с Заказчиком, в целом, соответствуют объему выполненных работ по ямочному ремонту дорожного покрытия.
Ямочный ремонт дорожного полотна
Со временем асфальтное покрытие имеет свойство разрушаться, поэтому важно следить за состоянием дороги и при необходимости совершать точечные ремонтные работы – заменять износившиеся участки асфальта.
По технологии ямочного ремонта, выбоины очищаются и заполняются битумной массой. Для этих целей используют холодный тип асфальта.
Этапы ремонтных работ:
- Разметка территории – выделяется проблемное место и близлежащий участок;
- Демонтаж дорожного полотна – с помощью фрезы снимается старый асфальт;
- Очищение основания – место тщательно очищается от пыли и частиц старого покрытия;
- Обработка раствором битума для улучшения сцепления материала с поверхностью;
- Нанесение массы асфальтобетона и его утрамбовка.
Кроме ямочного ремонта по ГОСТу Р 54401-2011, 9128 предусматривается укладка нового покрытия на старый асфальт, но только в том случае если асфальт находится в относительно нормальном состоянии (без больших ям). Работы должны проводиться только в сухую погоду.
Источник: bookinfa.ru