Грановитую палату строили для званых обедов, дворцовых церемоний, государственных совещаний, приемов иностранных послов и заседания земских соборов. В 1552 году Иван IV праздновал здесь взятие Казани, а Петр I в 1709 — Полтавскую победу.
Грановитую палату построили по приказу Ивана III в 1487-1508 годах. Это самая древняя сохранившаяся гражданская постройка в Москве.
Для строительства здания пригласили не только русских зодчих, но и итальянских архитекторов — Алевиза Фрязина, Марко Фрязина, Пьетро Антонио Солари. Грановитой палату назвали из-за облицовки фасада граненым камнем. Такая обработка была характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Ее называли также «бриллиантовым рустом». Поэтому по стилю Грановитая палата похожа на итальянское палаццо.
Внутри здания огромный зал площадью 495 м 2 . Долгое время это был самый большой парадный зал Москвы. Интерьеры украшает резьба и позолота. Причем убранство Грановитой палаты несколько раз менялось: сначала были росписи на библейские темы, затем алое сукно, а потом иконопись.
Online-лекция Елизаветы Лихачёвой «Тоталитарная архитектура. Часть II»
Снаружи вход в Грановитую палату запирает Золотая решетка. По легенде, ее отлили из медных денег, изъятых из обращения после Медного бунта. На самом деле решетка железная, но расписана красками и позолочена.
Также к палате примыкают сени с «тайником». Там царица и ее приближенные, которым было запрещено присутствовать на приемах, могли наблюдать за происходящим.
С Красного крыльца Грановитой палаты русские цари кланялись земным поклоном народу после коронации в Успенском соборе.
А в 1682 году разъяренная толпа требовала сюда царицу Наталью Нарышкину и ее детей Петра и Ивана для расправы над неугодными боярами.
В Советское время Красное крыльцо Грановитой палаты разобрали. На его месте появилась Депутатская столовая Верховного совета. А в 2004 году на восстановленном крыльце, следуя древним традициям, Президент РФ Владимир Путин принимал парад по случаю своей инаугурации.
Над боковыми фронтонами Красного крыльца установлены 2 двуглавых орла, а на пролетах перил — львы. К крыльцу ведет Красная лестница в 43 ступени.
Льва называют «Царем зверей». Во многих верованиях это символ высшей божественной силы, власти, величия и мощи. С образом льва связывают храбрость, доблесть, благородство, гордость, справедливость. А львица является символом материнства и воплощением сладострастия. Поэтому в архитектуре часто используют львов в роли стража.
Это, например, львиные статуи, «охраняющие» вход. А в Россию львы «пришли» из Италии.
В 1990-е помещения в подклете Грановитой палаты передали Московской патриархии, и сейчас там кремлевская Резиденция Патриарха Московского и всея Руси.
О чем расскажет старый город. История и архитектура Екатеринбурга. Лекция 3, расцвет.
Источник: liveinmsk.ru
Грановитая палата
Грановитая палата — одно из самых древних сооружений Москвы и Кремля. До петровских времен это был главный зал Кремлёвского дворца и главный зал России. В Палате принимали послов и праздновали победы, здесь спорили о вере и предавались деспотическим буйствам.
История
Строительная мысль конца XV века в России сильно отставала от европейской, поэтому для возведения столь важного сооружения были приглашены мастера из Италии, чтобы перенять у них опыт и построить не менее грандиозное здание, чем те, что возведены на берегу Средиземного моря.
Грановитая палата строилась в конце XV столетия (с 1487 по 1491 год) под руководством итальянских архитекторов Марко Фрязина и Пьетро Антонио Солари. По древне-русским представлениям эта постройка — просто чудо каменной архитектуры.
Главный фасад постройки выходит на Соборную площадь, где проходили встречи послов и торжественные шествия. Фасад был украшен по европейскому образцу — белым камнем, тесаным на четыре грани. Именно из-за этого камня на фасаде появилось название постройки — Грановитая палата.
Грановитая палата была тронным залом русского государства и все важные события русского государства проходили здесь — в ней принимали послов, давали в их честь обеды, праздновали победы. Но главная идея Палаты — это идея государственности.
В Грановитую палату вела лестница, которая именовалась Красным крыльцом. С этого крыльца власть разговаривала с народом, собравшимся на площади. Разговоры чаще всего имели бурный характер и дело не всегда заканчивалось миром.
В знаменитой трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоанович» в сцене перед Архангельским собором появляется угличский гонец с вестью о гибели царевича Дмитрия. Рядом с Грановитой палатой разыгрывались драматические сцены русской истории.
Грановитая палата изображена на картине русского художника Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере». В своей работе автор поднял тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона (картина хранится в Третьяковской галерее).
Грановитая палата внутри — описание интерьеров
Постройка двухэтажная. На втором этаже расположен Парадный тронный зал русских государей. Здесь принимали иностранных послов, обсуждали самые важные государственные вопросы, устраивали пиры по случаю приезда иностранных гостей, отмечали значимые военные победы. Здесь Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, а Петр Первый — над шведами в Полтавской битве. Зал был предназначен для самых важных церемоний и стены его видели всех правителей русского государства.
Итальянские мастера при строительстве учитывали и русские традиции — зал был построен по подобию монастырской трапезной с единственным подпорным столбом по центру. Площадь палаты почти 500 кв. метров, стены ее украшены нравоучительными фресками.
Принятую в православных церквях полотенечную роспись по низу стен дополняют богатые фрески духовного содержания на стенах и сводах.
Древние росписи не сохранились. Те, что мы видим сегодня, выполнены в конце XIX века перед коронацией Александра III художниками из Палеха братьями Белоусовыми.
Сюжеты росписей взяты из библии, есть иллюстрации из древнерусской литературы, а также изображены и реальные исторические персонажи.
Главная стена — восточная, выходящая на Соборную площадь. Здесь стоял царский трон, а за спиной государя были изображены первые правители Рюриковичи — Рюрик, Игорь и Святослав. Во втором ярусе с обеих сторон от окна — история призвания варяг на Русь. Идея росписи — показать, насколько глубоки корни власти московских правителей, показать, что их власть законна.
Здесь же мы видим Владимира Святославовича, крестителя Руси. Он представлен со своими 12 сыновьями. Еще 24 представителя этого рода, в том числе Иван Калита и Иван Грозный, изображены на оконных откосах.
В Грановитой палате каждая деталь имеет свой смысл. Здесь нет ничего лишнего и случайного. Рельефы, которые мы видим на столбе в центре зала, представляют фигурки животных, которые характеризуют правителей.
Каждое из животных олицетворяет добродетель, которой обладает правитель. Он может иметь силу и власть, но при этом обладать добротой оленя, самопожертвованием пеликана и осторожностью журавля, он может быть гибким, как змея и храбрым как лев. Изображение птицы, убивающей змею, символизирует победу добра над злом, а дерево в центре композиции — итог процветающего государства, дельфины рядом с деревом — символы правителя, заботящегося о своих подданных и своем государстве.
Здесь изображены все, кто в той или иной мере принимал участие в становлении русского государства. Юрий Долгорукий (начало Москвы) и Дмитрий Донской, защитник Отечества Александр Невский и первый русский царь Иван IV.
Как и любое историческое место, Грановитая палата окружена легендами и историями. По одной из них, во времена Петра принимать участие во всех церемониях могли исключительно мужчины, а царицы и царевны наблюдали за происходящим из тайника (потайной комнаты на верхнем этаже). На самом деле, согласно историческим документам, тайник, действительно, существовал, но он появился после пожара и перекладки кровли в конце XVII века. В тайнике хранили мебель, которую доставали для приема гостей.
Грановитая палата, украшенная росписями, прекрасно вписалась в русскую традицию. Ее стены заполнены библейскими сюжетами, в том числе мы видим изображение истории о библейских царях Давиде и Соломоне, назидательные сюжеты о праведном и неправедном судьях и рассказ о прекрасном Иосифе.
Грановитая палата известна всему миру. Торжества в ней освещала не только российская, но и мировая печать. Еще в 1855 году лондонская «Times» извещала о коронации Александра II. Выставленные богатства, золото, серебро и драгоценные камни поражали гостей и вряд ли, кто из них видел когда-нибудь такое великолепие.
Экскурсии в Грановитую палату
Грановитую палату и Большой кремлёвский дворец можно посетить только в составе экскурсии по предварительной записи. Стоимость экскурсии от 5 тыс. рублей (2020 г.), продолжительность около 1,5 часов. Надо быть готовым к тому, что дата и время экскурсии могут переноситься из-за проведения официальных мероприятий. На экскурсию рекомендуется брать как можно меньше личных вещей.
Перед посещением проводится несколько досмотров как в аэропорту. Фотосъемка разрешается только в нескольких парадных залах.
Грановитая палата построена более 500 лет тому назад. Но и в наши дни, как и раньше, здесь бывают самые почетные гости.
Источник: www.msk-guide.ru
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
Грановитая палата была заложена в 1487 г. итальянским мастером Марко Фрязиным как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491 г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами, расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVI вв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495 кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”.
Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы, Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХ в. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти XVII в.
Сильно выступающий объем палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.
В XVI в. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881 г. в соответствии с описью Ушакова.
При строительстве в 1838-1849 гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.
При реставрационных работах 1967-1968 гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994 гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.
В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.
Источник: kremlin-architectural-ensemble.kreml.ru