Экологические требования при проектировании строительстве и эксплуатации

Под энергетическими объектами понимают источники, вырабатывающие энергию. К ним относятся электростанции: ГЭС, АЭС и ТЭС.

В данной сфере применяются общие правила, действующие при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации зданий и сооружений.

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики установлены ст.

Общим и обязательным требованием в области охраны окружающей среды к проектам, связанным со строительством объектов электроэнергетики, является проведение обязательной государственной экспертизы: —

экспертизы промышленной безопасности, —

экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций), —

экспертизы безопасности ядерных установок (для проектов строительства атомных электростанций).

При проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

Экология 11 класс (Урок№18 — Решение актуальных проблем средствами экологического проектирования.)

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.

При размещении указанных объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

В России насчитывается около 65 тыс.

гидротехнических сооружений, основную опасность представляют гидротехнические сооружения гидроэлектростанций, так как 85% водных ресурсов удерживаются плотинами гидроэлектростанций при высоких напорах, не характерных для водохозяйственных сооружений. Специалисты отмечают, что плотины гидроэлектростанций в основном отвечают требованиям надежности и безопасной эксплуатации. Вместе с тем наблюдаются проявления старения этих сооружений, увеличение числа их дефектов.

Обеспечение безопасности таких гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: —

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; —

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; —

ОЭП Тема 7. Экологические требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию сооружений

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; —

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; —

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; —

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня35.

Так, согласно Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «О безопасности гидротехнических сооружений» 36 собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет Декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Она является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, и представляется в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган Декларации безопасности гидротехнического сооружения является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей Декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Государственная экспертиза Декларации безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении Декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения.

В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений осуществляется за плату.

Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;

невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта — от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления;

Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.

9.2 КоАП РФ нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также должны осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок.

Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.

Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации.

При размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, необходимо соблюдать, прежде всего, требование об обеспечении радиационной безопасности таких объектов.

Радиационная безопасность атомных станций считается достаточной, если техническими средствами и организационными мерами обеспечиваются непревышение основных пределов доз облучения персонала, населения и соблюдение требований установленных Санитарных правил проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03).

Обеспечение радиационной безопасности атомных станций должно осуществляться проведением комплекса специальных мероприятий: —

установлением и выполнением требований радиационной безопасности на прилегающих к ней территориях; —

контролем за состоянием физических барьеров атомной станции на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ; —

локализацией источников радиационного воздействия и защитой населения при нормальной эксплуатации и в случае аварии.

При выборе площадки для строительства объектов атомной энергетики должны быть учтены местные природные и техногенные факторы, которые могли бы отрицательно воздействовать на обеспечение радиационной безопасности.

При оценке пригодности площадки для размещения объектов атомной энергетики должны быть рассмотрены следующие аспекты: —

Читайте также:  Договор услуг с физическим лицом на строительство образец

влияние на объекты атомной энергетики природных явлений, процессов и внешних событий, в том числе антропогенного происхождения, происходящих в районе расположения площадки; —

характеристики окружающей среды района размещения, которые могут оказать влияние на перенос и накопление радиоактивных веществ.

Территория района размещения объектов атомной энергетики должна позволять реализацию организационных и технических защитных мероприятий в случае аварийного выброса и/или сброса радиоактивных веществ в окружающую среду.

Вокруг атомных станций устанавливаются санитарно-защитной зоны и зона наблюдения. Использование земель санитарно-защитная зона для сельскохозяйственных и иных целей, прудов —

для рыборазведения возможно только по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ.

Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.

Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

Государственный орган, принявший решение о сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, обязан отменить принятое им решение либо прекратить или приостановить их сооружение в случае выявления дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия.

Размещение и сооружение ядерных установок, радиационных источников должны осуществляться на основании норм и правил в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды.

Решение о размещении и сооружении ядерной установки и радиационного источника принимается с учетом: —

потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов; —

наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии; —

возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов использования атомной энергии для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно-бытового развития региона.

Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника на окружающую среду вместе с другими необходимыми проектными документами указанных объектов использования атомной энергии представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией на государственную экологическую экспертизу.

В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки и радиационного источника устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

Приемка к эксплуатации ядерных установок и радиационных источников должна осуществляться в комплексе со всеми предусмотренными в проекте указанных объектов использования атомной энергии объектами производственного и бытового назначения. Ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется при наличии у эксплуатирующих организаций разрешений (лицензий), выданных соответствующими органами государственного регулирования безопасности на их эксплуатацию.

Федеральным законом от 21 ноября 1995 г.

N 170-ФЗ (в действ. ред.) «Об использовании атомной энергии» установлено, что порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок и радиационных источников должны быть предусмотрены в проекте объекта использования атомной энергии в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Источник: lib.sale

§ 2. Общие экологические требования

Задача сохранения окружающей среды стоит перед всеми без исключения юридическими и физическими лицами, перед всеми природопользователями. Однако землевладельцы находятся среди природопользователей на первом месте, поскольку земля является главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей природной среды; кроме того, землепользование служит, к сожалению, главным источником загрязнения среды обитания, а сама земля — главной страдающей от этого обитания стороной.

Напомним основополагающие положения ст. 36 Конституции России о том, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой, как и другими природными ресурсами, осуществляется свободно, за двумя исключениями: 1) это не должно наносить ущерба окружающей среде и 2) не должно нарушать прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Закон РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. в ст. 40-44 предусматривает общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. На пример, при размещении надо учитывать не только ближайшие, но и отдаленные последствия деятельности объектов — экологические, экономические, демографические, нравственные; должен соблюдаться приоритет охраны здоровья человека и благосостояния населения.

Проектирование

При проектировании должны учитываться предельно допустимые нагрузки на окружающую среду, предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств; технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости и общественную экологическую экспертизу; проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков (ст. 42 Закона об охране окружающей природной среды).

Строительство и реконструкция

При строительстве и реконструкции должен соблюдаться утвержденный проект, имеющий положительное заключение государственной экологической экспертизы; строительство и реконструкция предприятий, сооружений и объектов должны осуществляться в строгом соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными нормами и правилами; запрещаются строительство и реконструкция объекта до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре; не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб экологической безопасности; нарушение указанных требований влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных государственных органов в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора с прекращением финансирования (ст. 43 Закона об охране окружающей природной среды).

Ввод в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом;

ввод в эксплуатацию осуществляется по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных государственных органов в области охраны среды, санитарно-эпидемиологического надзора;

запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов;

нельзя вводить в эксплуатацию объекты, не оборудованные средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ по охране природы и оздоровлению окружающей среды;

председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации (такая ответственность предусматривается в Законе об охране окружающей природной среды, КоАП РСФСР и УК РФ).

Эксплуатация объектов

При эксплуатации выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами; в разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека; нарушение установленных нормативов, предусмотренных разрешением, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов, сбросов, захоронения и иной деятельности, причиняющей вред окружающей среде и здоровью человека; в крайнем случае по предписанию специально уполномоченных органов может быть приостановлена, прекращена деятельность организаций, предприятий или их филиалов, отделов, цехов, установок; перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов производится по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны среды, санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 45 Закона об охране окружающей природной среды).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Общие требования

Общие требования ? Возраст на время действия кредита – 21 – 65 лет.? (Возраст на момент подачи заявки на кредит от 21 года до 55 лет)? Общий трудовой стаж – не менее 12 месяцев, в т.ч. по последнему месту работы – не менее 4 месяцев.? Официально оформленная занятость. Банк готов

I. Общие требования

I. Общие требования 1. Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления,

I. общие требования

I. общие требования 1. Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правила) устанавливают требования пожарной безопасности,[1] обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления,

Статья 37. Общие требования к обращению

Статья 37. Общие требования к обращению Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).В обращении должны быть указаны:1) Конституционный Суд Российской Федерации в

I. общие требования

I. общие требования 1. Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правила) устанавливают требования пожарной безопасности,[1] обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления,

Читайте также:  Не приходит ответ на уведомление о строительстве

7.1. Общие требования

7.1. Общие требования Вопрос 465. При выполнении каких работ должны соблюдаться требования настоящего раздела Правил?Ответ. Должны соблюдаться при выполнении работ на КЛС и ВЛС; на оборудовании и устройствах СДТУ, расположенных в аппаратных залах, кроссах, радиоузлах связи

13.1. Общие требования

13.1. Общие требования Вопрос 536. Какие обязанности СМО перед началом работ?Ответ. Должна представить список работников, которые имеют право выдачи нарядов и быть руководителями работ, с указанием фамилии и инициалов, должности, группы по электробезопасности.Вопрос 537. Что

7.1. Общие требования

7.1. Общие требования 7.1.1. Требования, содержащиеся в настоящем разделе, должны соблюдаться при выполнении работ на кабельных и воздушных линиях связи; на оборудовании и устройствах СДТУ, расположенных в аппаратных залах, кроссах, радиоузлах связи и помещениях на

13.1. Общие требования

13.1. Общие требования 13.1.1. Строительно-монтажные, ремонтные и наладочные работы на территории организации — владельца электроустановок должны производиться в соответствии с договором или иным письменным соглашением со строительно-монтажной (ремонтной, наладочной)

Статья 5. Общие требования к рекламе

Статья 5. Общие требования к рекламе 1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.2. Недобросовестной признается реклама, которая:1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с

СТАТЬЯ 21. Экологические требования к обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения

СТАТЬЯ 21. Экологические требования к обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных

Статья 5. Общие требования к рекламе

Статья 5. Общие требования к рекламе 1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.2. Недобросовестной признается реклама, которая:1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с

2.3. Общие требования к рекламе

2.3. Общие требования к рекламе Правовая классификация рекламы подтверждает необходимость установления особенностей правового регулирования отдельных видов рекламы в зависимости от ее содержания, средств и территории распространения, а также иных факторов. Все эти

§ 3. Экологические требования к земледельцам

§ 3. Экологические требования к земледельцам (специфические требования; мелиорация; химизация)Согласно ст. 46 Закона об охране окружающей природной среды юридические и физические лица, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов,

Глава 23 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Глава 23 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Статья 101 Требования к пожарной технике 1. Пожарная техника должна обеспечивать выполнение возложенных на нее функций в условиях пожара.2. Конструктивное исполнение и используемые материалы пожарной техники должны обеспечивать безопасность

Источник: law.wikireading.ru

8. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов

1. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов.

2. Экологические требования при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов.

3. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики.

4. Экологические требования при эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.
^ Методические рекомендации

Экологические требования, или требования в области охраны окружающей среды, представляют собой определенные обязательные предписания, правила, предъявляемые к субъектам, ведущим хозяйственную и иную деятельность. В обобщенном виде экологические требования сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Статья 34 Закона содержит общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Статьи 35 — 39 Закона конкретизируют эти требования; каждая статья посвящена требованиям в области охраны окружающей среды на различных стадиях производственного процесса: размещение (ст.

35), проектирование (ст. 36), строительство и реконструкция (ст. 37), ввод в эксплуатацию (ст. 38), эксплуатация и вывод из эксплуатации (ст. 39) зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Прежде всего, общим и основным требованием является обязанность субъектов указанной деятельности соблюдать законодательство в области охраны окружающей среды и обязанность предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

В связи с тем, что некоторые виды деятельности представляют особую опасность для состояния окружающей среды, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» для них установлены специальные экологические требования. В рамках изучаемой темы выделим 2 группы таких требований:

1) экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики (ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды»):

– при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства;

– при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей;

– при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также должны осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок.

2) экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники (ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды»):

– общие экологические требования в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
Задачи

172. В Астраханской области по утвержденному проекту ЗАО «Уран-С» были введены в эксплуатацию ядерная установка и временный пункт хранения радиоактивных отходов. Для удобства работающих на установке сотрудников в непосредственной близости от установки были размещены объекты общественного питания (столовая) и подсобные помещения, которые не предусмотрены проектом. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесла постановление о привлечении ЗАО «Уран-С» к административной ответственности.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены ЗАО «Уран-С»?
173. В процессе деятельности ООО «Вилт» образуются твердые коммунальные отходы, отходы от эксплуатации автомобилей; производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как от передвижных источников, так и от работы отопительного котла; часть металлических отходов размещена вне контейнеров в связи с их переполнением. При этом у ООО «Вилт» отсутствует проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Обнаружив указанные нарушения, контролирующий орган вынес предписание о приостановлении деятельности общества. ООО «Вилт» не согласилось с решением о приостановлении деятельности и обратилось в суд с требованием признать действия контролирующего органа незаконными.

Какие нормы экологического законодательства нарушены обществом? Какие действия должен был совершить контролирующий орган после обнаружения нарушений? Какое решение примет суд?
174. Прокуратурой г. Волгограда проведена проверка соблюдения ООО «Газфильтр» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО, осуществляя деятельность по производству машиностроительной продукции, использует четыре газовых котла, которые введены в эксплуатацию без соблюдения утвержденный технологии. Прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направил для рассмотрения в Комитет по охране окружающей среды. Комитет признал «Газфильтр» виновным в совершении административного правонарушения. Посчитав названное постановление незаконным, ООО обжаловало его в арбитражный суд, заявив, что «требование о соблюдении утвержденной технологии должно соблюдаться лишь при эксплуатации зданий, строений и сооружений, а не котлов».

Читайте также:  Виды стекла в строительстве

Нарушены ли нормы экологического законодательства ООО «Газфильтр»? Какое решение должен принять суд?
175. ООО «Заслон», осуществляя строительство производственных объектов по утвержденному проекту, ввиду нехватки материальных средств изменило стоимость проектных работ за счет исключения из работы установки по сбору и утилизации отходов, которые будут образовываться в результате его деятельности. Руководитель «Заслона» планировал осуществить такую установку через некоторое время после ввода в эксплуатацию объектов, когда появятся свободные средства. Комитет по охране окружающей среды вынес постановление о привлечении ООО к административной ответственности и приостановил строительство.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены обществом? Законны ли действия Комитета по охране окружающей среды?
176. Проверяя деятельность ООО «Техстрой» 19 января 2007 г., Управление по технологическому и экологическому надзору по Тамбовской области обнаружило, что реконструкция школы-интерната № 8 под комплекс спортшколы осуществляется без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Усмотрев в таких действиях нарушение экологического законодательства, Управление вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности. ООО «Техстрой» обжаловало постановление, заявив, что с 1 января 2007 г. не требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы в связи с редакцией Закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ. Управление заявило, что реконструкция началась 1 ноября 2006 г., на тот момент положительное заключение государственной экологической экспертизы требовалось, поэтому реконструкция без него – нарушение экологического законодательства.

^ Кто прав в споре? Какое решение должен принять суд?
177. В связи с нарушением ООО «Просервис» экологических требований, Комитетом природных ресурсов Волгоградской области 22 февраля 2005 г. выдано предписание о приостановлении эксплуатации технологического оборудования, вырабатывающего касторовое масло до приведения производственной деятельности в соответствие с действующими экологическими требованиями. При проверке выполнения требований 24 ноября 2005 г. природоохранного законодательства на предприятии, принадлежащем обществу, установлено, что в нарушение ранее выданного предписания на предприятии осуществляется деятельность по производству касторового масла. ООО «Просервис» заявило, что предписание о приостановлении деятельности незаконно, поскольку у Комитета нет таких полномочий; приостановить деятельность предприятия может только суд.

^ Кто прав в данной ситуации? Каковы должны быть дальнейшие действия Комитета природных ресурсов?
178. Во время строительства атомной станции в Калужской области обнаружилось, что для размещения последнего реактора необходимо расширение площади строительства, поскольку на отведенном месте грунт не выдержит планируемой нагрузки. Подходящее место для реактора нашлось на территории водоохранной зоны р. Калки. Однако строительство реактора на новом месте может повлечь ухудшение состояния окружающей среды. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в суд с заявлением о прекращении строительства.

Можно ли приостановить или прекратить строительство по указанному основанию? В полномочия какого органа государственной власти входит принятие решения о прекращении или приостановлении сооружения подобных объектов (ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения)?
179. В ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке, используемом предприятием «Агат», выявлены следующие нарушения: на поверхности виден минеральный грунт, рядом расположен плодородный слой почвы, что свидетельствует о том, что покрытие плодородным слоем произведено неравномерно, имеются отдельные участки с захламлением ветками, обломками деревьев лесозащитных полос. Контролирующим органом был составлен протокол о нарушении природоохранного законодательства.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены в данном случае? Какой ответственности подлежит указанное предприятие?
180. На расстоянии 2 км от села Зубровка Пензенской области началось строительство военного аэродрома. Жители села обратились в прокуратуру с жалобой на шум, и высказали свои опасения по поводу близости нахождения военного объекта от населенного пункта. По их мнению «военные объекты являются источниками выделения в окружающую среду токсичных веществ, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, статического электричества и ионизирующих излучений», они могут отрицательно сказаться на окружающей среде и их здоровье.

^ Какое разъяснение должна дать жителям прокуратура?
181. На специальном полигоне, принадлежащем воинской части № 95571 Министерства обороны РФ, проходили войсковые учения с участием нескольких батальонов других воинских частей с применением военной техники. Так как места для учений не хватало, были задействованы земли за пределами полигона, что привело к нарушению почвенного покрова, повреждению лесной растительности. Управление по охране окружающей среды предъявило иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и привлекло к ответственности воинскую часть за невыполнение обязанности по рекультивации земель. Воинская часть вред возместила, однако с привлечением к ответственности за невыполнение обязанности по рекультивации земель не согласна, так как рекультивация не входит в ее обязанности.

^ Разрешите спор.
Нормативные акты

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2009. № 1, ст. 2; № 4, ст. 445.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35, ст. 3648; 2009. № 48, ст. 5717.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. № 48, ст. 4552; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48, ст. 4556; 2009. № 51, ст. 6151.

Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 141; 2008. № 30. Ч. 2, ст. 3616.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3589; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3588; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14, ст. 1650; 2009. № 1, ст. 17.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2, ст. 133; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52. Ч. 1, ст. 5140; 2010. № 1, ст. 6.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15, ст. 769; СЗ РФ. 2008. № 26, ст. 3022.

Постановление Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства РДС 11-201-95» // СПС «КонсультантПлюс», 2010.

Приказ Минприроды РФ от 29 декабря 1995 г. № 539 «Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс», 2010.
Литература

Абанина Е.А., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный), 2-е издание, переработанное и дополненное // СПС «КонсультантПлюс», 2010.

Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2005.

Бринчук М.М. О достоинствах нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. 2002. № 3.

Васильева М.И. Новое в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: комментарий. М., 2002.

Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. «Федеральный закон «О техническом регулировании»: достоинства и недостатки» // Законодательство и экономика. 2004. № 5.

Гусева Т.А., Чапкевич Т.Е. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный). М., 2005.

Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2008.

Косаренко Н.Н. Экологическое право России. М., 2004.

Косаренко Н.Н. Экологическое право России. Ростов-на-Дону, 2004.

Круглов В.В. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в промышленности. Свердловск, 1989.

Круглов В.В. Организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды в промышленности России. Екатеринбург, 2000.

Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие. М., 1999.

Источник: mir.zavantag.com

Рейтинг
Загрузка ...