Главгосэкспертиза России оказывает консультации по вопросам, связанным с порядком проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
Для записи на консультацию можно обратиться в Контактный центр Учреждения по телефонным номерам:
+7 (495) 625-95-95 (г. Москва);
8 (800) 775-95-95 (Бесплатный звонок по России).
С 17 января 2020 г. проверка достоверности определения сметной стоимости осуществляется в рамках государственной экспертизы проектной документации в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.
Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составление смет ресурсно-индексным методом в продуктах «ГОССТРОЙСМЕТА» с применением ФСНБ-2022
Главгосэкспертиза России проводит государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта, работ по сохранению объектов культурного наследия), финансируемого с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении:
- объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
- объектов обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну (за исключением объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении Минобороны России, Росгвардии, ФСБ России, ФСО России);
- объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (в случае если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов);
- особо опасные и технически сложных объектов:
- объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
- гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- объекты космической инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры воздушного транспорта (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным объектам);
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным объектам);
- объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (за исключением объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, размещаемых на территории г. Москвы);
- портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
- тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
- подвесные канатные дороги;
- опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
- объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
- объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
- объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
- высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
- пролеты более чем 100 метров;
- наличие консоли более чем 20 метров;
- заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
Система учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы
Государственная и негос. экспертиза проектной документации и достоверности сметной стоимости
Цель создания Информационной системы учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости — повышение эффективности взаимодействия Главгосэкспертизы России с заявителями.
Через «личный кабинет» заявители получают доступ к базе данных о сформированных ими предварительных заявках на проведение государственной экспертизы.
Органам власти ресурс позволяет проводить мониторинг процесса формирования заявок, поступающих от курируемых государственных структур и подведомственных организаций, контролировать представление ими документов для проведения государственной экспертизы и формировать отчетные материалы.
Организации вносят в базу данные о предварительных заявках, а также информацию о поданных на государственную экспертизу документах.
В Системе учета предварительных заявок предусмотрен механизм получения обратной связи, который позволяет оперативно обеспечивать достоверность и актуальность хранимых сведений по каждой заявке.
Источник gge.ruНегосударственная экспертиза сметной документации в Москве
Сметная документация – важная составляющая проектных работ, которая позволяет с высокой долей достоверности узнать, в какую сумму обойдется строительство здания еще до начала работы. В ней указывают тип и количество материалов, оборудования, спецтехники и других ресурсов, необходимых для монтажно-ремонтных работ.
Негосударственная экспертиза смет – базовый инструмент, гарантирующий целевое использование финансов, рациональное вложение денежных средств и ресурсов в процессе строительно-монтажных и ремонтных работ. Она может быть проведена отдельно или в рамках проверки проектно-сметной документации.
Негосударственную экспертизу достоверности определения сметной стоимости может заказать застройщик или владелец возводимого здания, если он сомневается в качестве предоставленной услуги. Иногда обязательный контроль документации предусмотрен законом. Экспертиза может быть проведена в рамках судебного спора между подрядной организацией и клиентом. Инициатором может выступать как одна, так и вторая сторона. Если строительство здания финансируется из бюджета страны, то проверку должны проводить государственные учреждения.
В материале рассмотрим, из чего складывается смета, какие задачи решает экспертиза сметных документов, основные этапы проверки, правила оформления заключения.
Составляющие сметы
Стоимость строительной сметы складывается из трех составляющих – капитальные вложения, прямые и накладные расходы. К первой категории относятся финансовые инвестиции в покупку производственного оборудования, на строительно-монтажные и ремонтные работы.
Прямые расходы – основная статья затрат. В нее входит закупка материалов, сырья, оплата труда подрядной организации, аренда спецтехники.
Накладные расходы – это выделение ресурсов на организацию строительства, уплату налогов и на административно-хозяйственную деятельность.
Для чего нужна экспертная проверка сметных документов?
Главная цель негосударственной экспертизы сметной документации – проверить достоверность указанной сметной стоимости. Это позволит избежать временных и финансовых форс-мажорных ситуаций на этапе строительства. С этой точки зрения, проверка сметы также актуальна для клиентов, которые нанимают подрядную организацию для строительства загородного дома, хотя по закону они не обязаны проводить экспертизу.
Не секрет, что многие недобросовестные исполнители намеренно завышают цены на монтажно-ремонтные работы, расходные материалы и оборудование. Доверчивые и неопытные клиенты не видят обмана и тратят гораздо больше денежных средств, чем требуется в реальности. Они не обладают специальными знаниями и не могут проанализировать смету, обнаружить некорректные и недостоверные данные. В этом случае целесообразно обратиться за помощью к экспертам коммерческой профильной компании.
Завышенные затраты могут скрываться в разных пунктах – оплата труда, стоимость расходных материалов, оборудования, аренды спецтехники, накладные расчеты. Часто клиент раскрывает обман уже на стадии строительных работ и обращается в суд с претензией. Ситуация нередко заканчивается длительными разбирательствами между подрядчиком и заказчиком.
Основная задача проверки сметы – объективно оценить предстоящие траты и предостеречь клиента от лишних финансовых расходов еще до начала строительных и ремонтных работ. Подрядная компания не всегда завышает стоимость намеренно и из жадности. Иногда это результат низкой квалификации или небольшого опыта у сотрудников.
Например, проектировщик хотел перестраховаться и указал в смете необходимость закупки дорогостоящего сырья, которое по прочности многократно превосходит нормируемые требования. Но для этого объекта вполне бы подошел бюджетный материал. Его использование сэкономит клиенту существенную сумму. Также удорожание сметы может быть связано с использованием неоправданно большого объема сырья или сложных технологий, которые нецелесообразны в данном случае.
- подтверждение объема финансовых ресурсов, которые потребуются для реализации проекта;
- поиск причин перерасхода и превышения выделенного бюджета;
- минимизация расходов на строительство здания без ущерба для его безопасности, функциональности и надежности;
- подтверждение или опровержение правильности расчетов, применяемых коэффициентов и норм;
- анализ стоимости строительных материалов, технического оснащения и других необходимых ресурсов;
- проверка перечня монтажно-строительных работ для поиска лишних или «потерянных» операций;
- получение заключения в качестве юридического аргумента для судебного разбирательства.
Экспертный контроль сметы поможет выявить ошибки и нарушения. Их устранение перед началом строительства сэкономит клиенту время, деньги и нервы. На этапе монтажно-ремонтных мероприятий не возникнет ситуация, когда запланированного бюджета оказалось недостаточно, и строительство пришлось заморозить для поиска дополнительных инвестиций.
Основные этапы проведения экспертизы сметных документов
Чтобы начать негосударственную экспертизу, клиент должен заключить договор с коммерческой организации на оказание услуг. Сотрудники компании расскажут, какие документы необходимо подготовить для проверки, рассчитают стоимость работы.
- оценить реальную стоимость реализации объекта с учетом географического положения и даты проведения работ;
- проанализировать данные сметных документов;
- установить завышение или занижение сметных данных.
Далее специалист приступает к экспертизе. В процессе проверки он сравнивает базовые сметные нормы, обозначенные государством, с расчетными цифрами, которые предложил проектировщик. Утвержденные данные зависят от географического положения (территориальные коэффициенты) и вида строительства.
Специалист также оценивает соответствие объема работ, выбранных технологий и материалов проектным требованиям. Например, сколько единиц спецтехники необходимо для завершения работ в обозначенные сроки, и какой объем бетона требуется для фундамента.
Важная стадия экспертизы – оценка себестоимости строительной продукции. Показатель позволяет проанализировать, насколько эффективно организована реализация проекта и деятельность предприятия.
Таким образом, экспертиза сметной документации подразумевает ее проверку по всем пунктам, которые прямо или косвенно влияют на стоимость реализации проекта.
Экспертное заключение по итогам проверки
Результат негосударственной экспертизы сметной стоимости – это заключение о достоверности или недостоверности расчетных величин, представленных проектировщиком.
- соответствуют ли цены в смете рыночным или завышены;
- насколько целесообразно проводить весь комплекс подготовительных и монтажно-ремонтных работ, указанных в проектной документации;
- какие этапы строительства можно пропустить без ущерба для качества;
- можно ли подобрать более бюджетные материалы и технологии без ущерба для эксплуатационных характеристик здания;
- действительно ли для реализации проекта потребуется вся спецтехника и оборудование, указанные в смете;
- верно ли выбраны расчетные коэффициенты, определены сроки строительства и проведены расчеты.
- основания для экспертизы;
- общие сведения об объекте исследования;
- какие задачи необходимо решить, на какие вопросы предстоит ответить эксперту;
- сведения об экспертах;
- перечень документации, представленной для проверки;
- список нормативно-правовых актов, на которые опирались специалисты для оценки достоверности сметной документации;
- выявленные нарушения и отклонения;
- выводы и заключение.
Дополнительно могут быть предоставлены рекомендации по оптимизации проектно-сметной документации, которые позволят снизить финансовые расходы и объем ресурсов, необходимых для строительства объекта. Например, использование бюджетных технологий и сырья вместо трудоемких и дорогостоящих или параллельное осуществление нескольких монтажных мероприятий для сокращения сроков реализации проекта.
Специалисты предлагают только такие альтернативные решения, которые позволят оптимизировать процесс без ущерба для качества и полностью соответствуют нормативным требованиям.
Какую экспертизу выбрать: государственную или негосударственную?
Если закон не требует проведения государственной экспертизы сметной документации, то лучше обратиться в профильную коммерческую организацию. Такой подход имеет несколько существенных плюсов.
Первое преимущество – это оперативность. Частные компании выдадут заключение уже через 5-10 дней, а государственная экспертиза часто затягивается на месяц из-за большого числа запросов.
Второе преимущество – лояльность и отсутствие бюрократических барьеров. Клиенты могут внести изменения и сразу получить положительное заключение. В законе не установлены сроки проведения негосударственной экспертизы. Если во время проверки специалисты обнаружат недочеты, они предложат продлить договор и спокойно исправить сметные документы. После этого клиент получит положительное экспертное заключение.
Государственные организации при обнаружении недочетов придерживаются более категоричны. Обычно они сразу выдают отрицательный отчет, и после исправления ошибок необходимо снова заказывать проверку. Мероприятие сильно растягивается по времени.
Кроме того, при заключении договора в коммерческой организации клиент может включить в техническое задание любые дополнительные вопросы. Негосударственные компании стремятся предложить максимально комфортные условия сотрудничества.
Кто в Москве занимается негосударственной экспертизой сметы
Физические и юридические лица в Москве и области могут заказать негосударственную независимую проверку достоверности сметы в компании «Департамент». Штат профильной организации состоит из опытных экспертов, которые прошли профессиональную подготовку и ранее несколько лет работали в строительной сфере.
Специалисты в сжатые сроки проанализируют проектно-сметные документы любой сложности и объема, для зданий любого профильного назначения. Компания имеет все необходимые допуски, лицензии, аккредитации и сертификаты. С ними можно ознакомиться в соответствующем разделе сайта.
После экспертизы клиент получает заключение, в котором обозначены основные выводы – соответствует или нет смета фактически необходимым затратам. Дополнительно специалисты могут разработать рекомендации для снижения расходов.
На экспертное заключение действует гарантия 1 год. В течение этого периода заказчик может вернуться и попросить бесплатно внести в документы правки, если возникли разногласия при согласовании бумаг в контрольном ведомстве.
На стоимость независимой экспертизы сметы влияет десяток различных обстоятельств – тип объекта, его площадь, конфигурация, уникальность, функциональное назначение, географическое местоположение.
Консультант компании «Департамент» всегда готов ответить на вопросы и подсказать прайс на услуги. На сайте можно оставить заявку на обратный звонок или заказать коммерческое предложение. Специалисты проанализируют информацию и подготовят ответ в течение 2-х часов.
Источник expertpgs.ruМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Согласно части 2 статьи 8.3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).
Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13) а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.
За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.
Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.
Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.
В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.
Источник www.xn--e1aggfyi9a.xn--p1ai