Разрешение на строительство — бумага, которая имеет юридическую силу и подтверждает, что переданная на проверку документация по проекту соответствует действующим требованиям. Наличие на руках разрешения открывает застройщику пути для начала работ по возведению объекта. Но практика показывает, что не всегда у строительной компании проходит все гладко.
При определенных нарушениях уполномоченная инстанция дает отказ в выдаче разрешения на строительство. Чем он вызван? Что делать в такой ситуации? Может ли помочь в решении вопроса судебная инстанция?
Общие положения
По законодательству застройщик обязан получать разрешение при возведении крупных объектов — гидротехнических сооружений, сооружений космической инфраструктуры, зданий, возводимых (реконструируемых) в пределах природоохранной территории и так далее. Вопрос выдачи документа решается в одной из уполномоченных структур, среди которых:
- Федеральный орган (если возведение объекта планируется на наделах земли двух и более субъектов РФ).
- Структура исполнительной власти на местах (субъекта РФ). Такие организации подключаются в случае, когда сооружение возводится (реконструируется) на участке двух или большего числа региональных образований.
- Орган местного управления — если речь идет о возведении (капремонте) объекта, находящегося на участке двух и более поселений.
После получения заявления на предъявление разрешения инстанция проводит следующие работы:
отмена разрешения на строительство, уведомления часть 2
- Проверяет, насколько предоставленные документы соответствуют законодательству и требуемому перечню. При наличии нарушений уже на этом этапе проверяющий орган может признать несоответствие бумаг и дать отказ в предъявлении разрешения (об этом ниже).
- Проводится проверка, насколько план участка и проект соответствуют требованиям градостроительной схемы земельного надела.
- Передается разрешение, позволяющее начать процесс возведения объекта, или выдается отказ в предоставлении такового.
С первого взгляда все прозрачно. Но в практической сфере решение об отказе часто является незаконным. В такой ситуации единственный выход — оспаривание решения уполномоченного органа и подача иска в суд. Но при подаче иска стоит придерживаться утвержденной формы и постараться лично проанализировать основания, ставшие причиной отказа.
В каких случаях возможен отказ?
Чтобы понять, законным или незаконным является отказ уполномоченной структуры, стоит знать варианты, при которых такое развитие ситуации является возможным. Итак, основания могут быть следующими:
1. При выдаче разрешения на возведение объекта заявители часто допускают серьезные ошибки, что вынуждает уполномоченные органы возвращать бумаги для корректировки. Одна из главных причин — отсутствие соответствующих прав у застройщика (заявителя) на получение рассматриваемой бумаги. Так, по законодательству в роли заявителя может выступать только застройщик (физическое или юрлицо), осуществляющее строительство (восстановление) объекта на определенном земельном участке.
Что делать если нет разрешения на строительство? Переносим дом! (Часть 1)
Но это лишь одна из причин отказа. На самом же деле их может быть еще несколько:
- Возводимое сооружение находится в полном или частичном несоответствии с требованиями градостроительного плана в отношении надела земли. Если речь идет о возведении (восстановлении) линейного объекта, то отказ возможен при несоответствии нормам проекта межевания и планировки участка. К слову, большая часть исков подается именно в случае таких пояснений уполномоченных структур.
- Возводимый объект капстроительства не соответствует тем нормам и требованиям, которые указаны в разрешении на возведение объекта.
- Параметры возводимого (восстанавливаемого) здания не соответствуют тем показателям, которые прописаны в рабочем проекте.
- Застройщик частично или в полном объеме не выполнил требования ГрК РФ, а именно указания, прописанные статье 51, части 18.
Стоит отметить, что упомянутый список оснований для отказа является полным. Если же уполномоченная структура отказывает по какой-либо иной причине, то такое решение является незаконным. При этом застройщик имеет право подать иск в суд и оспорить отказ в утвержденном на законодательном уровне порядке. Главное, чтобы перед глазами была форма составления документа. В противном случае есть вероятность неприятия иска уже судебной инстанцией.
2. На этапе предоставления госуслуги. Бывают ситуации, когда застройщик обращается за разрешением на строительство, но ему отказывают уже на этапе предоставления услуги. Причины чаще всего в следующем:
- Если речь идет о выдаче разрешения, то отказ может быть обусловлен отсутствием права у заявителя на получение соответствующей услуги, передача неполного пакета или несоответствующих бумаг действующим требованиям.
- При продлении разрешения отказ может быть обусловлен отсутствием у обратившейся стороны права на получение услуги, а также в случае отсутствия начала строительных работ до завершения срока передачи заявления о продлении периода действия разрешения на возведение объекта.
Если приводятся иные причины отказа, то решение также является незаконным. Но в вопросе предоставления госуслуги нарушения встречаются редко.
Что делать в случае отказа?
Если уполномоченная структура отказала в выдаче разрешения, то есть два пути:
- Устранить имеющиеся недостатки и попытаться получить разрешение повторно.
- Подать иск в суд по существующей форме и потребовать признания такого решения незаконным.
Если выдающая разрешение структура действовала на законных основаниях, а обоснование отказа выполнено с учетом норм законодательства, то застройщику остается только один путь — исправить существующую ситуацию. Но что делать, если решение явно противоречит закону или же объяснение уполномоченной структуры носит слишком «размытый» характер? В таком случае застройщик (заявитель) вправе подать иск, форма которого подразумевает включение в документ следующей информации:
- Адресат судебной инстанции, в которую подается иск. Здесь точно прописывается не только название суда, но и город, индекс, улица и дом.
- ФИО заявителя, его контактный номер телефона, а также фактический адрес, по которому проживает лицо.
- Данные о заинтересованном лице. Иск в обязательном порядке должен содержать наименование органа, действия которого подлежат обжалованию. Также указывается юридический адрес второй стороны (если он известен).
- Пояснение ситуации. Далее заявитель должен изложить ситуацию — указать место нахождения участка, особенности возводимого здания, название отказавшей организации и указать причины, по которым заявление было отклонено. Чем больше информации содержит иск, тем выше вероятности его принятия судом. Если имеют место дополнительные обстоятельства, то они также должны быть изложены.
- Просьба признать решение определенного органа незаконным. Здесь же стоит указать номер документа и дату его выдаче. Не лишним будет продублировать адрес здания, разрешение на строительство которого не было выдано уполномоченным ураном. Далее в иске приводится требование к уполномоченной структуре выдать разрешение на строительство объекта по определенному адресу.
- Приложение. Далее существующая форма подразумевает приложение минимального пакета документов — копии заявления и паспортов заявителя, копии документов, которые подтверждали бы доводы заявителя, и копию отказа.
Итоги
Отказ в выдаче разрешения — еще не основание опускать руки и прекращать строительство. Что делать в такой ситуации, рассмотрено выше. При этом не стоит оформлять исковое заявление в суд. Если правда за застройщиком и форма документа соблюдена, то вероятность выигрыша высока.
Источник stroimprosto-msk.ruОтказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования
В данном материале подробно раскрываются вопросы причин отказа в выдаче разрешения на строительство; перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство; проблематика оспаривания отказа в выдаче такого разрешения: досудебный и судебный порядки
Причины отказа в выдаче разрешения на строительство
Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения. Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы. Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со ст. 51 вышеуказанного законодательного акта. Поводом для отказа может послужить несоответствие документов, которые были представлены заявителем, требованиям, содержащимся в градостроительном плане на конкретный земельный участок, а равно и тем требованиям, которые установлены в разрешительной документации на реконструкцию или отклонение от граничных критериев ранее согласованного строительства.
Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.
Список документации, требуемой для оформления разрешений
Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст. 51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства. Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:
- правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
- градостроительный план, относящийся к земельному участку;
- материалы, которые отражены в проектах, среди которых:
— схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;
— схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;
— схема архитектурных решений;
— сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;
— проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.
- положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
- разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
- согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.
Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.
Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство
Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.
О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.
Досудебный порядок действий по обжалованию
Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.
Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.
Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:
- отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
- принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.
Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.
Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.
Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.
Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.
Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.
При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.
Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник advokat-malov.ruПочему может быть получен отказ в выдаче разрешения на строительство и как его оспорить?
Строительство, реконструкция объектов капитального назначения сопровождается одобрением уполномоченных органов. Согласие на строительные, ремонтные работы выражается в выдаче разрешения на строительство.
Это документ, подтверждающий, что застройщик, собственник, арендатор вправе проводить строительство или застройку, реконструкцию на конкретно обозначенной территории.
Правовое регулирование застройки, реконструкции осуществляет не только этот закон, но и ряд отраслевых НПА по конкретному направлению строительства, особенностями территории застройки и объектов недвижимости.
Почему отказали и что делать, если не дали разрешение на строительство? Попробуем разобраться!
Основания, почему отказано
Государственная инстанция, ответственная за выдачу разрешения на строительство, может отказать. Несогласие выдается в мотивированном виде: заявитель должен понимать причину отказа, устранить ее.
Основания, которыми руководствуется уполномоченный орган, составляют обширный список на практике. Но в законе они собраны воедино, в ст. 51, ч. 13 Градостроительного Кодекса.
Основания, по которым происходит отказ, следующие:
- Отсутствие документов (список предусмотрен положениями Градостроительного Кодекса в ст. 51, ч. 7,9).
- Наличие документов, но бумаги не отвечают требованиям ГПЗ.
- Наличие документов, но бумаги не отвечают требованиям разрешения на отклонение от предельных размеров строительства или реконструкции.
Законодатель оговаривается, что перечень ситуаций, приводящих к отказу, носит исчерпывающий характер. Это означает, что он не может быть дополнен решениями уполномоченного органа.
Ошибки заявителей как причина
Это достаточно тонкие нюансы, о которых заявитель может и не подозревать.
Правительство в 2008 году издало Постановление под N 87. Оно касается вопросов проектной документации: разделов документа, требованиях к содержанию.
В разделе II, пункте Б указано, что в пояснительной записке должны содержаться реквизиты документов. Их перечень объемный, ознакомиться с ним можно в Постановлении. Кроме перечисления реквизитов документов, должны быть приложены копии бумаг.
К заявлению прикладывается проект, который проходил экспертизу несколько лет назад. Времена меняются, как и нормы и правила строительства.
Пример: проект был разработан три года назад. Планировали начать строительство, но оно было отложено по финансовым соображениям. Заявление на получение разрешения было подано спустя три года.
При просмотре документов выяснилось, что схема планировочной организации ЗУ не учитывается, так как была разработана на основании старого градостроительного плана.
Ко времени подачи заявления может быть составлен новый план. Назначение территории, где планируется застройка, также поменялось. Соответственно, проект градостроительного плана устарел.
Проблема у заявителя может возникнуть из-за того, что изменились нормативы, учитываемые при разработке проекта. Например, были изменены требования по доступности к объекту маломобильным гражданам. Т.е. изменен угол уклона пандуса.
В проекте, представленном заявителем, норматив по этому показателю старый. То есть, проект уже не соответствует новым нормативам и его отдадут на доработку. Как следствие – откажут в выдаче разрешения.
Досудебное обжалование решения
Отказ в выдаче разрешения обжалуется в претензионном и судебном порядке. Заинтересованное лицо ссылается на незаконность отказа со стороны уполномоченных органов.
Заявитель уверен, что он передал в государственную инстанцию все необходимые документы, соответствующие требованиям законодательства. Но получил отрицательный ответ на заявление.
Отказ можно считать незаконным, если заявитель предоставил в уполномоченную инстанцию требуемый перечень документов, но получил отказ. Представители уполномоченного органа не дали обоснования своему решению.
Законодатель определил перечень споров, досудебный порядок по которым обязательный. Обжалование отказа не входит в этот список, поэтому урегулирование спорного правоотношения без вмешательства судебного органа выступает исключительной прерогативой заинтересованного лица. Он может не составлять претензию, а обращаться напрямую в суд.
В процессе досудебного решения заявитель должен отправить в местный орган власти претензию. Это официальное письмо, суть которого состоит в требовании признать действия конкретного должностного лица противоречащим положениям закона.
Претензия составляется на имя руководителя местной администрации. Письмо рассматривается в течение 5 дней, исключая выходные. Кроме письма, внимательно рассматриваются основания, по которым произошел отказ.
В результате рассмотрения, государственная инстанция принимает один из вариантов решения:
- отказывает в мотивированном порядке;
- принимает претензию во внимание, отменяет ранее принятое решение, должностное лицо обязано в течение трех дней признать предшествующий отказ не соответствующим закону.
Оспаривание действий государственных инстанций без вмешательства в дело суда – самый действенный способы защитить заявителю попранные права, законные интересы.
В случае если до суда не получается решить вопрос мирным способом, на претензию заявителя не отвечают в разумный срок (по гражданскому законодательству он равен месяцу), заявитель использует право на защиту в суде.
Оспаривание
При подаче искового заявления заинтересованное лицо должно понимать, в какой суд обращаться:
- АПК содержит главу 24. В ней устанавливается порядок оспаривания ненормативных правовых актов, решений – как действий, так и бездействий государственных инстанций, ОМС.
- КАС – кодекс административного судопроизводства, в ст. 24 также устанавливает порядок обжалования и признания не соответствующему закону решения государственной инстанции, как полностью, так и в части.
Куда подавать иск заинтересованному лицу, какой закон регулирует этот вопрос? Иск подается по АПК РФ – соответственно в Арбитражный суд, если государственная инстанция незаконным решением нарушила права организации и затронула сферу предпринимательской деятельности юридического лица.
Если иск подает гражданин, его спор не связан с осуществлением хозяйственной деятельности, проблемное правоотношение рассматривается в суде общей юрисдикции.
По ст. 197, ч. 2 АПК основанием к рассмотрению дела в арбитражном процессе выступает заявление от заинтересованного лица. В иске заявитель излагает требование, связанное с признанием решения уполномоченного органа не соответствующим закону.
Критерием обращения в АС РФ с иском выступает заявление, в котором истец просит признать незаконными действия (бездействия) государственного органа. Таким образом, защищаются права, законные интересы.
В рамках ст. 198, ч. 2 с требованием в АС РФ вправе обратиться гражданин в статусе ИП, организации, прокурор. Законные интересы истца нарушаются оспариваемыми действиями (бездействиями) со стороны государственной инстанции в экономической сфере.
Для истца при подаче искового заявления важно определить подсудность спорного правоотношения. По ст. 27, п.2, ч.1, ст. 29, ч.1, ст. 34, ст.35 АПК при оспаривании действий государственных органов необходимо направлять иск в АС по месту нахождения местного органа власти, другого государственного органа, нарушившего права истца.
Истец при подаче заявления обязан соблюдать сроки: 3 месяца со дня, когда право гражданина в статусе ИП, организации было нарушено.
Как составить исковое заявление?
Рассмотрим, как составить исковое заявление:
В Арбитражный суд
Иск подается двумя способами:
- лично, через канцелярию суда;
- через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Если гражданин или представитель организации подает иск дистанционно, он обязан иметь усиленную квалифицированную подпись. Это аналог обычной подписи человека, но позволяющий совершать правовые и иные действия подобно обращению в суд.
Исковое заявление составляется по правилам, указанным в ст. 125 АПК, если иск подается в Арбитражный суд. В иске должны быть обязательные реквизиты: это обеспечивает корректность заполнения заявления. Судья может отказать в его принятии из-за недочетов, исправлений, описок.
Если предприниматель сомневается в корректности составления документа, лучше обратиться к юристу. Образцы исков по теме обжалования решений государственных органов находятся в интернете, на специализированных сайтах.
Реквизиты иска:
- наименование АС, куда подается иск;
- данные о заявителе: место жительство, работы, государственной регистрации ЮЛ, номера телефонов, факсов, электронной почты, факса;
- информация об ответчике: паспортные данные лица, если ответчик – ЮЛ, то сведения о государственной регистрации, юридический и фактический адрес, наименование ЮЛ, генерального директора;
- требование истца к ответчику: в иске указываются ссылки на НПА, по которым было нарушено право со стороны государственного органа;
- факты обоснования исковых требований;
- сведения о том, был ли соблюден досудебный порядок;
- перечень документов, которые прилагаются к документу.
Документ печатается в 3 экземплярах:
- один – в суде,
- второй – у истца,
- третий направляется ответчику.
В суд общей юрисдикции
Форма иска указана в ст. 125 КАС РФ. Принципиальных отличий между двумя формами исков не существует, так как вне зависимости от вида судопроизводства, суть остается прежней: права человека нарушены, он просит их восстановить, защитить законные интересы.
Исковое заявление подается с разборчивым подчерком, с реквизитами по требованию ст. 125 АПК. Структура иска аналогична для заявления, поданного в Арбитражный суд.
Прилагаемые документы
Список документов перечисляется в иске в графе «приложения». Юридическое назначение приложенного комплекта бумаг состоит в том, чтобы судья получил исчерпывающие данные о фактических обстоятельствах спорного дела, понимал, что они подкрепляются доказательствами, которыми выступают документы. Список приложенных бумаг не одинаковый, так как много зависит от обстоятельств рассматриваемого спорного правоотношения.
Документы:
- Бумаги, подтверждающие факт незаконного решения уполномоченного органа, принятого в отношении истца.
- Копия ответа на претензию от государственного органа, если истец подавал ее в установленном порядке.
- Уведомление суда о том, что были вручены копии административного заявления лицам, которые принимают участие в спорном деле.
- Квитанция или платежное поручение, фиксирующая факт уплаты пошлины за предоставление государством правовой услуги.
- Оригинал отказа в выдачи разрешения на строительство со стоны уполномоченного органа.
- Иные документы, имеющие значение для рассматриваемого спорного дела.
В суде задача истца состоит в том, чтобы суметь убедить суд в своей правоте. Для этого представляются исчерпывающие доказательства незаконности действий государственного органа, который не выдал истцу разрешение на строительство. Документы подтверждают факт незаконного действия, поэтому их присутствие в спорном деле необходимо.
Госпошлина
Государственная пошлина – сбор, взимаемый государством за оказание правовой услуги. Пошлина уплачивается до подачи иска в суд. Факт оплаты подтверждается квитанцией или платежным поручением, на котором стоит отметка банка, что платеж исполнен.
Статья 333.21 НК РФ указывает на размеры взимаемых с населения сборов при обращении к суду. В частности, в арбитражном судопроизводстве иск, связанный с оспариванием действий или бездействий государственных инстанций, оплачивается в зависимости правового статуса истца:
- граждане – 300 рублей;
- организации – 2000 рублей.
При подаче административного иска с теми же основаниями, требованиями к суду, размер государственной пошлины не меняется.
Срок рассмотрения спорного правоотношения
Статья 200 АПК РФ устанавливает сроки рассмотрения спорных правоотношений:
-
Оспаривание ненормативных актов, решений органов публичной власти – 3 месяца с момента поступления иска в суд. Во временной период включена стадия подготовки к заседанию суда, принятие решения по делу.
Не в интересах сторон пропускать судебные заседания. Для обеспечения явки истца, ответчика, заинтересованных в деле лиц, суд извещает о времени, месте рассмотрения спорного правоотношения.
Если сторона (ы) не придут на заседание, дело все равно будет рассматриваться в их отсутствие. Но при условии, что судья не признает обязательности присутствия участника заседания в зале суда.
Заключение
Разрешение на строительство — необходимый документ для возведения объектив капитального назначения, реконструкции зданий и сооружений. Действия застройщиков, произведенные с игнорированием разрешения, незаконны. В большинстве случаев, строителям не позволят работать на территории без разрешения.
Получают одобрение на строительство в местных органах власти, в каждом регионе работает конкретное государственное учреждение. Но подобные инстанции не всегда соглашаются с заявителями на разрешение строительства. Несогласие выражается в отказах.
Заявитель наделен правом защитить свои права, интересы. Он делает это вне суда по направлению претензии в адрес государственного органа. Также он имеет право отправить иск в суд, минуя претензионное производство.
Источник stroim-domik.orgОтказали в выдаче разрешения на строительства дома, что делать ?!
Часто случается так, что при попытке возведения дома на земельном участке граждане сталкиваются с трудностями. Обычно связаны они с отказом в принятии заявления от государственных органов.
Выносит отказ жилищная комиссия по следующим основаниям, таким как:
- Представленная заявителем документация заполнена неправильно;
- Поданные документы не соответствуют установленным нормам и положениям ГПЗУ;
- В ходе проверки были обнаружены несоответствия между видом разрешенного пользования землей и фактическими характеристиками объекта жилого строительства;
- Дом выстраивается в так называемой ограничительной зоне, нарушаются минимальные отступы от соседних участках;
- В проектной документации нет соответствующих разделов;
- Обнаружены ошибки в проведенной экспертизе;
- При возражении правообладателей на реконструкцию жилого дома, расположенной на земельном участке.
Также откажут, если нет полного комплекта всех необходимых документов, предоставляемых в муниципальные органы.
Какие документы предоставляются в муниципалитет для того, чтобы оформить разрешение на возведение жилого дома ?!
Естественно то, что возводить дом на участке земли без документов нельзя. Это будет самовольная постройка, которую при нарушении установленных законодательных норм могут снести. Помимо заявления в органы муниципальной власти представляется следующий пакет документации, который включает в себя:
- Сведения, которые подтверждают право на то, что заявитель владеет землей официально на основании правоустанавливающих документов. Например, это может быть договор купли-продажи, дарения, свидетельство о вступлении в наследственные права;
- Имеющий отношение к участку земли градостроительный план;
- Схема организации земли, пояснительная записка, схема будущих архитектурных решений будущего жилого дома, проект инженерных коммуникаций;
- Все заключения о проведении необходимых экологических экспертиз;
- Если собственников у объекта недвижимости несколько, то тогда надо подать разрешения, оформленные нотариальным образом от каждого правообладателя.
Крайне важно собрать полный комплект документов. И лучше всего перед процессом обращения в муниципалитет провести консультацию с опытным юристом, хорошо разбирающимся в гражданском и жилищном праве.
Каким образом можно оспорить отказ от государственных органов в выдаче разрешения на строительство жилого дома ?!
В соответствии с установленными законодательными нормами отказ в разрешения выдачи строительство жилого дома может быть обжалован. Но в начале надо в обязательном порядке соблюдать требования, касающиеся претензионного досудебного порядка обжалования. В органы муниципальной власти подается заявление в виде претензии. В нем надо попросить признать действия государственного органа незаконными. Рассмотрение заявления обычно составляет срок не более пяти календарных дней.
Рассмотрение жалобы подразумевает несколько возможных решений, таких как:
- Отказать в обжаловании. Тогда заявителю в письменном виде предоставляется обоснование вынесенного отказа;
- Принятие заявления. В этом случае отменяется прошлое вынесенное решение. Должностному лицу вменяется выдать официальное требуемое по закону решение не позже трех календарных дней после отмены прошлого отказа, который в ходе проверки был признан незаконным.
Если обжалование не удовлетворило вас и все равно отказ вынесен, то тогда есть смысл обращения с исковым заявлением в судебные органы. Данной процедуре, как было обозначено выше обязан в соответствии установленными законодательными нормами предшествовать досудебное регулирование гражданского дела.
Особенности обжалования отказа в судебном порядке.
Для оспаривания вынесенного решения следует обратиться в районный суд общей юрисдикции. Вместе с иском подаются следующие документы;
- Копия гражданского паспорта;
- Правоустанавливающие документы на земельный участок в виде договора купли-продажи, дарения, свидетельства о вступлении в наследственные права;
- Официальный отказ, вынесенный регистрационными органами;
- Ранее поданная жалоба на действия государственные органы и официальный письменный отказ в ее удовлетворении;
- Градостроительный и кадастровый план на участок земли;
- Пояснительные записки, схемы инженерных коммуникаций, будущего дома;
- Заключения ранее проведенных экспертиз;
- Разрешение от остальных собственников, если таковые имеются оформленное в письменном виде и заверенное нотариальным образом.
Также к основным документам прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины, сумма которой исходит от стоимости искового заявления. Направить исковое заявление в районный суд можно личным образом. Обязательно попросите у представителя суда поставить пометку с датой и подписью о принятии иска.
Также законодательство нашего государства позволяет передать исковое заявление в судебный орган через своего представителя по нотариально-заверенной доверенности. Это делается в том случае, если заявитель не может лично явиться для подачи документов в судебные органы. Можно направить исковое заявление с приложенным пакетом документов заказным письмом с уведомлением.
Срок рассмотрения гражданского дела составляет порядка двух с половиной календарных месяцев.
Если было вынесено решения, его не обжаловали, и оно вступило в законную силу, то тогда его надо предоставить в органы муниципальной власти. На основании решения суда вам выдадут официальное разрешение на возведение жилого дома на своем земельном участке без каких-либо проблем. Подобная категория гражданских дел достаточно сложная для рассмотрения и поэтому обязательно стоит обращаться за компетентной помощью к опытному адвокату, который не только проконсультирует вас, но и сможет подготовить все необходимые для судебного процесса документы.
Практикующий юрист — Руководитель юридической компании «Правовед-Плюс» — стаж работы в сфере юриспруденции с 2006 года.
Источник pravoved-plus.msk.ru