Нет, не должен. Даже если подрядчику поручено обращение с отходами, он может передать такие работы субподрядчику с лицензией на обращение с отходами.
Обоснование:
Вопрос о необходимости наличия лицензии на сбор отходов возникает исходя из двух посылок:
1. В объем работ по демонтажу, как правило, включаются работы по сбору отходов, их сортировке (выборка лома цветных металлов, например), и утилизации. Иногда острожные юристы, чувствую подводные камни в экологическом законодательстве, пишут «организация сбора, утилизации … ».)
2. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию. ( п. 1, ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)
Из этого можно сделать вывод (сразу скажу, что он неправильный, но логичный): «деятельность по обращению с отходами 4-ого класса опасности, планируемых к образованию в результате сноса зданий, должна осуществляться лицом, обладающим соответствующей лицензией»[1]. Именно так заявитель обосновал свою жалобу в антимонопольный орган.
Как построить дом в США своими руками без лицензии? Как сэкономить на строительстве дома?
Логика заявителя жалобы следующая: «Для выполнения работ с отходами от демонтажа Подрядчик вначале осуществляет прием отходов от Заказчика, т.е. осуществляет сбор отходов. Исходя из нормативного определения понятия «сбор отходов»[2]следует, что Подрядчик может осуществить сбор отходов только с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, транспортированию. Таким образом, Подрядчик не может осуществить сбор отходов с целью их дальнейшей передачи другому лицу (Субподрядчику).
Исходя из вышеизложенного Заказчик, являясь собственником отходов от сноса зданий, передает их Подрядчику. Подрядчик при этом осуществляет сбор отходов с целью их дальнейшей транспортировки, обработки, утилизации на основании собственной Лицензии по обращению с отходами. При этом, Подрядчик не может, осуществив сбор отходов от Заказчика, передать их Субподрядчику.»
Таким образом, мы приходим к выводу, что участник закупки должен иметь собственную лицензию, дающей право на выполнение работ, предусмотренных договором.
Даже организатор закупки сломился под этой логикой и внес соответствующие коррективы в техническое задание. Никаких больше субподрядчиков с лицензией, нужен только лицензированный подрядчик.
Точку поставила антимонопольная служба:
«Наличие у подрядчика лицензии на деятельность по обращению с отходами является излишним, так как предмет закупки (снос зданий и сооружений) и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не являются схожими. К тому же подрядчик может заключить договор на данный вид деятельности с субподрядной организацией, имеющей данную лицензию, что не противоречит действующему законодательству»[3].
Как получить лицензию электрика в США
Аналогичный запрос ранее поступал в Крымский УФАС.
Заявитель обратился с жалобой на организатора закупки, потому что Заказчик не установил обязательное требование к участникам закупки (по сносу зданий и сооружений) о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами.
Антимонопольный орган обосновал позицию, что лицензия не нужна, следующим:
«Основным объектом закупки являются работы по сносу зданий и сооружений (ОКПД 2 43.11.1) которые не подлежат лицензированию. Предоставление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности прописывать как дополнительные требования нельзя, так как это будет противоречить Федеральному закону 44-ФЗ, статье 8 Принцип обеспечения конкуренции. Победитель вправе привлечь к исполнению контракта субподрядчиков.»[4]
«Организация, осуществляющая демонтаж зданий, не осуществляет деятельность по сбору отходов, поскольку сбор отходов, непосредственно связан с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
При этом само по себе нахождение на строительной площадке отходов не является деятельностью, связанной со сбором отходов и транспортировкой, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).
Подрядная организация, осуществляющая по контракту демонтаж объекта, в результате своей работы не приобретает права собственности на отходы, образующиеся в результате сноса; в своей деятельности она образует лишь отходы от использования материалов и ресурсов, отходы от работы техники.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. В документации о Закупке также не установлен запрет на выполнение работ силами субподрядчиков.»
В дополнение к приведенной аргументации отмечу аргумент Пермского УФАС по аналогичному делу:
«… Комиссия отмечает, что из п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., следует, что, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Следовательно, в случае, если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.»[5]
В завершение обзора приведу аналогичные выводы Арбитражного суда:
«Проанализировав указанные нормы права, суды пришли к выводам о том, что в данном случае подрядная организация, осуществляющая демонтаж зданий, не осуществляет деятельность по сбору отходов, поскольку сбор отходов, непосредственно связан с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
При этом само по себе нахождение на строительной площадке отходов не является деятельностью, связанной со сбором отходов и транспортировкой, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).
Подрядная организация, осуществляющая по контракту снос (демонтаж) объекта, в результате своей работы не приобретает права собственности на отходы, образующиеся в результате сноса; в своей деятельности она образует лишь отходы от использования материалов и ресурсов, отходы от работы техники[6]».
[1]Решение Татарстанского УФАС России от 18.05.2020 N АЯ-04/6507
[2]Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;(ст.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
[3]Решение Татарстанского УФАС России от 18.05.2020 N АЯ-04/6507
[4]Решение Крымского УФАС России от 02.11.2018 по делу N 06/3498-18
[5]Решение Пермского УФАС России от 12.10.2020 по жалобе ООО «Р»на действия администрации городского округа «Город Кизел», МКУ «У» при проведении электронного аукциона на снос специализированного жилого дома, расположенного по адресу: <. >(изв. N 0856300004820000002)
[6]Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.08.2018 N Ф01-2889/2018 по делу N А43-39185/2017
Источник: zakon.ru
Лицензии связи
Хорошо бы бизнесу дали работать без лицензий, но пока не дают эта статья может быть полезна.
В интернете очень много споров о том, когда и какая именно нужна лицензия связи. Проблема в том, что и в официальных документах эти вопросы описаны очень размыто. Более того, в ряде моментов законодательная база и документы РосКомНадзора не успевают за развитием отрасли. Видно, что ряд положений разрабатывались ещё в 90-е годы и не подходят чётко под современные услуги связи такие как хостинг или SaaS, где хранятся данные пользователей и передаются сообщения, и даже есть голосовая связь (у Slack, Telegram по-моему нет Лицензии на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации).
Хостинг бывает разных типов, которые существенно отличаются друг от друга. Бывает shared-хостинг, виртуальный и размещение или аренда физического оборудования. Внешне для пользователей это всё хостинг, который служит обеспечению работы сайта. Различается техническая реализация.
И споры часто сводятся к тому, что если просто хостинг, то лицензия не нужна, а если уже размещение и аренда серверов, то тут нужна. Разберём эти вопросы подробно основываясь на законодательной базе.
Чем грозит отсутствие лицензии связи?
Но начнём мы с ответственности, которая может возникнуть. Кодекс об административных правонарушениях (КОАП).
Статья 13.9 КОАП РФ
Самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи. Строительство или эксплуатация сооружений связи без специального разрешения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пока вроде ерунда, можно не сильно париться. Но ерунда одна не ходит, дальше больше.
Статья 14.1 КОАП РФ
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Это уже намного серьёзнее. Ну и может перерасти в совсем серьёзное.
Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — (в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 72-ФЗ, от 11.03.2003 N 30-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 07.04.2010 N 60-ФЗ) наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Примечание: Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — один миллион рублей.
Теперь давайте разбираться с законодательством. Итак у нас имеются:
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (ред. от 27.05.2019) «О порядке оказания услуг телефонной связи» (вместе с «Правилами оказания услуг телефонной связи»)
Так же есть официальный ответ Роскомнадзора.
В связи с возникающими вопросами о необходимости лицензирования услуг провайдеров хостинга на основании пункта 6.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор разъясняет.
В соответствии с пунктом 36 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон) оказание возмездных услуг связи на территории Российской Федерации возможно только на основании лицензии.
Законом под услугой связи понимается деятельность по приёму, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под провайдером хостинга понимается лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет». Указанные услуги не являются услугами связи. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предоставляется провайдеру хостинга оператором связи на основании договора оказания услуг связи.
В связи с этим деятельность провайдеров хостинга в настоящее время не требует получения лицензии на оказание услуг связи.
Всё это вносит много путаницы. С одной стороны к хостингу можно отнести очень многое. Можно же и дата-центр отнести к хостингу. Обычный хостинг — это место на сервере или на серверах, а дата-центр — это место для серверов. При этом в облачном хостинге места на серверах может быть больше, чем места в небольшом дата-центре.
Идём дальше и пробуем разобраться.
Когда можно работать без лицензии связи с точки зрения закона о Связи?
Согласно Статье 29 ФЗ «О связи» для оказания услуг связи обязательно наличие лицензии:
«Статья 29. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи
1. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее — лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются».
В законе ключевой фразой является «возмездному оказанию услуг связи», т.е. вы должны получать деньги и оказывать именно услуги связи. Отсюда можно сделать сразу вывод — оказание безвозмездных услуг связи не требует лицензии.
Вы можете работать без лицензии, если вы работаете по агентскому договору. В этом случае вы получаете деньги только за оформление договоров, привлечение клиентов, но не за сами услуги связи. Вы можете брать деньги также за аренду сервера, а связь предоставлять бесплатно и в этом случае лицензия не нужна согласно закону.
При этом, если вы всё же оказываете услуги платного доступа в интернет, то нужно понимать, что лицензии связи у вашего провайдера к вам отношения не имеют. Вам в любом случае нужно получать лицензии и сдавать свой узел связи, так как услуги оказываете вы.
Если вы оказываете возмездные услуги связи и вам нужна лицензия
Не переплатите за её получение посредникам, которые просят до 30 000 рублей за оформление документов. Нормальная стоимость по рынку телематики 7 000р., а совместно с передачей данных 12 000р.
Получив лицензии связи не забывайте платить 1,2 % от доходов за услуги связи в резерв универсального обслуживания согласно Закону о Связи. Но это именно от услуг связи. Если в составе услуги есть доход не за связь, то с этих денег ничего отчислять не нужно.
А ещё — согласовать СОРМ, сдать узел связи, выполнять пакет Яровой по хранению трафика.
Рассмотрим конкретные случаи
Доступ в Интернет (услуги провайдера) — тут всё однозначно, придётся получать лицензию.
SMS-рассылки — тут можно разбить услугу на саму рассылку и на написание текста рассылки, сэкономить можно, но лицензия нужна.
Интернет-кафе, wifi в ресторане и ином публичном месте — лицензия не нужна, доступ в интернет можно предоставлять бесплатно всем кто купил кофе.
Размещение и аренда серверов — лицензия не нужна, если доступ в интернет предоставляете бесплатно.
Лицензии связи для солидности и для дураков
Лицензии добавляют очков в рейтингах надёжности оценки контрагентов. Ещё их требуют в тендерах даже не к месту. Иногда это повод оспорить тендер, но это время. С другой стороны, это же и преимущество над теми, у кого нет лицензии. А в некоторые тендеры коммерческих компаний без лицензии не позовут.
Часто лицензии связи запрашивают банки. При открытии счёта, оказании услуг интернет-эквайринга и прочих банковских услуг, банк проводит проверку клиента. Как только проверяющие видят хостинг, интернет, сразу возбуждаются и начинают требовать лицензию. Процесс доказывания, что ты не верблюд может затянуться на пару месяцев легко, а банк может в итоге отказать без объяснения причин.
«Думайте сами, решайте сами —
Иметь или не иметь.»
Стоимость получения лицензии связи
Стоимость оформления документов и получения лицензии связи от 7 000₽.
Оформление двух лицензий связи на телематику и на передачу данных — 12 000₽.
Стоимость внесения изменения в лицензию связи 7 500₽.
Стоимость продления лицензии связи 7 500₽.
Плюс госпошлины, см. ниже. Не такие большие деньги, чтобы экономить с одной стороны, с другой стороны от государства лучше держаться подальше и самому не лезть без крайней необходимости.
Документы для получения лицензий связи
Для ООО, ЗАО, ОАО:
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (нотариально заверенная копия)
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия)
Устав, засвидетельствованный в нотариальном порядке (копия с копии не подойдет)
Платежное поручение об оплате госпошлины в размере 7 500₽
Для индивидуальных предпринимателей:
Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенная копия)
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИП (нотариально заверенная копия)
Паспортные данные (1 и 2 разворот, копия)
Платежное поручение об оплате госпошлины в размере 7 500₽
Государственные пошлины за получение лицензий связи
за предоставление лицензии — 7 500₽
за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности — 3 500₽;
за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 750₽;
за предоставление (выдачу) дубликата лицензии — 750₽;
за продление срока действия лицензии — 750₽.
1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности».
В соответствии с указанным федеральным законом с 1 января 2021 г. лицензия подтверждается не документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, а записью в реестре лицензий.
В соответствии с изложенным, с 1 января 2021 г. выдача лицензий в виде документов на электронном или бумажном носителе прекращается.
Выводы
В общем случае, если вы размещаете свой сервер в дата-центре или арендуете сервер и оказываете платные услуги связи, то вам нужна лицензия связи!
Хостинг не относится к услугам связи, поэтому для оказания услуг хостинга лицензия не нужна.
На правах рекламы
Получение лицензий связи, если решите, что они вам нужны. Как всегда, призываем сравнивать наше предложение с конкурентами на рынке. Если выберите или не выберите нас, напишите.
Источник: habr.com
Можно ли аннулировать лицензию, если нет домов в управлении?
Речь пойдет про разъяснения Верховного Суда РФ про аннулирование лицензии, если нет домов в управлении (Определение от 30 января 2020 г. № 306-ЭС19 – 17580 по делу № А57 – 18110/2018).
В ст. 199 Жилищного кодекса РФ про аннулирование лицензии есть такое положение:
Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является… отсутствие в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
На основании этой нормы управляющую компанию из Саратова лишили лицензии. Верховный Суд РФ отменил это решение, указав:
Аннулирование лицензии на основании ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса РФ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о МКД из реестра лицензий, в результате чего в реестре отсутствуют в течение 6 месяцев сведения о домах, которыми управляет организация.
Часть 2 ст. 199 Жилищного кодекса в совокупности с положениями раздела X кодекса в целом, не позволяет придти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению домами в период более 6 месяцев, то есть нереализация права на управление МКД, и не внесение в связи с этим сведений о домах, находящихся в управлении, в реестр лицензий, является противоправным и влечёт применение административно-правовой санкции в виде аннулирования лицензии.
Верховный Суд РФ придерживался такой позиции и ранее (Определения от 30 июля 2019 г. № 301-ЭС19 – 11302, от 13 сентября 2019 г. № 301-ЭС19 – 14771). После принятия такого полноценного определения есть надежда, что практика нижестоящих судов придет к единообразию.
Источник: gkhnews.ru