Стадии проектирования Рекомендуемая стадийность проектирования определяется в зависимости от категории сложности объекта: • Одностадийное (рабочий проект РП, включающий утверждаемую часть
Основные понятия проектирования объекта строительства
Краткая, а потому сугубо казеная и наукоемкая статья, раскрывающая основные понятия проектирования объекта капитального строительства. Выполнена по результатам семинара СРО, посвященного проблемам проектирования.
1.1 Обзор базовых документов градостроительного регулирования
В настоящее время существует несколько базовых документов строительной сферы, регулирующие, в том числе процесс проектирования[1] строительных объектов:
1) Градостроительный кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 (с изменениями 12-го года): регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, по капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
2) Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 (ред. 21.07.2011 г): регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Устанавливает статус технических регламентов, которые содержат требования безопасности к технической продукции. Для строительной отрасли в области проектирования актуальны технический регламент о требованиях пожарной безопасности №123-ФЗ от 22.07.2008, технический регламент о безопасности зданий и сооружений №384-ФЗ от 30.12.2009.
3) Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 (ред. 19.07.2001).
4) Федеральный закон Российской Федерации «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ от 01.12.2007 (ред. 21.11.2011).
1.2 Основные этапы создания объекта строительства
В общем случае можно выделить следующие основные этапы создания объекта строительства:
1) Сбор исходных данных для проектирования в соответствии с документами:
— Приказ Министерства регионального развития «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» №207 от 10.05.2011;
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» N20 от 19.01.2006 (ред. 04.02.2011);
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям» N83 от 13.02.2006 (ред. 27.11.2010);
— Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» №36 от 01.04.2008.
2) Проведение инженерных изысканий (ИИ).
3) Создание проектной документации (ПД):
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» №87 от 16.02.2008 (ред. 15.02.2011);
— нормативно-техническая документация (см. п. 7).
4) Экспертиза ИИ, ПД:
— Постановление правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» №145 от 05.03.2007 (ред. 27.09.2011);
— Постановление правительства Российской Федерации «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» № 1070 от 29.12.2008 (ред. 17.10.2011);
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «О Порядке проведения государственной экологической экспертизы» №698 от 11.06.1996.
5) Утверждение ПД техническим заказчиком.
6) Разрешение на строительство.
7) Выполнение рабочей документации (РД):
— национальные стандарты СПДС, в том числе, вошедшие в перечень по приказу ФАТРМ №2079 от 01.06.2010;
— своды правил, в том числе вошедшие в перечень по РПРФ №1047-р от 21.06.2010;
8) Строительство (выполнение работ), строительный контроль и авторский надзор.
9) Ввод объекта в эксплуатацию.
10) Регистрация объекта (для объекта недвижимости).
1.3 Организационные формы проектирования. Генеральный проектировщик
Любой реализуемый проект удобно классифицировать по степени сложности (в рамках опыта и сферы деятельности ООО «Электроавтоматика»). В основу классификации следует положить объем выполняемых работ, а также количество функций, которое необходимо взять на себя проектной организации. В зависимости от этой классификации проекта следует принимать решения об организационной форме работы над проектом.
Если речь идет о проекте небольшом, выполняемом компанией своими силами (как правило, это проекты, где компания выступает в качестве субподрядчика), то в рамках компании достаточно назначить главного инженера проекта (ГИП), которому подчинить на время проектирования ведущих специалистов требуемой квалификации. Такая структура оправдывает себя и позволяет минимизировать трудовые ресурсы, при этом в качестве ГИПа может выступать технический специалист, разрабатывающий один из разделов проекта.
Проект средней сложности подразумевает использование подрядных организаций и значительный объем работы. Компания общается непосредственно с техническим заказчиком и отвечает за весь объем выпускаемой документации. В этом случае следует говорить о функциях генерального проектировщика.
В обязанности генерального проектировщика входит:
— участие в разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) экономической целесообразности и хозяйственной необходимости проектирования объекта;
— участие в составлении задания на проектирование;
— определение объемов, этапов и стоимости проектных и изыскательских работ;
— подготовка и выдача субподрядным организациям заданий на разработку технических проектов, рабочих чертежей, а также производство инженерных изысканий;
— подготовка совместно с субподрядными организациями в соответствии с нормами продолжительности проектирования графиков разработки проектов, согласование их с подрядными организациями и представление их заказчику для утверждения;
— координация работ субподрядных организаций и увязка всех частей проекта;
— согласование в процессе проектирования принципиальных технических решений, принимаемых субподрядными организациями;
— обоснованное определение объемов строительно-монтажных работ, состава и количества оборудования, изделий и материалов;
— составление заказных спецификаций и заявочных ведомостей на оборудование и материалы;
— составление сводной сметы и сводки затрат на строительство;
— обеспечение соответствия технических проектов заданию на проектирование и рабочих чертежей — утвержденному техническому проекту;
— обеспечение патентной чистоты проектных решений;
— приемка готовой проектно-сметной документации и материалов инженерных изысканий от субподрядных организаций;
— комплектация проекта по частям, главам и передача заказчику всей проектно-сметной документации, в том числе и разработанной субподрядными организациями;
— защита совместно с субподрядными организациями проекта в экспертных организациях.
В рамках организации проектировщика целесообразно создавать команду проекта во главе с менеджером проекта (его задачи: административное руководство участниками, контроль сроков, общение с Заказчиками, подрядными организациями, разрешение возникающих трудностей). В команду проекта необходимо включить помимо назначенного ГИПа (ГАПа), также начальников отделов и ведущих специалистов, инженеров-исполнителей. Важно включить в состав команды экономистов и юриста.
Третий тип проектов «особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (ГК, ст. 48.1), накладывает в настоящее время ряд дополнительных требований к команде проекта. Эти требования связаны с аттестацией участников проекта по промышленной безопасности (привлечение специалистов высшей квалификации). В команду проекта в обязательном порядке необходимо включить инженера по промышленной безопасности, который будет следить за наличием удостоверений у исполнителей, проводить первичную экспертизу технических решений, готовить документацию для экспертизы промбезопасности.
1.4 Главный инженер проекта
Главная проблема при назначении ГИПа — это отсутствие специалистов высокой квалификации, способных выполнять его функции и нести ответственность за проект. Часто приходится снижать планку требований к данной должности, что практически сразу сказывается на качестве выполнения работ проектной организацией. Не удается организовать и передачу знаний и опыта от уже сложившихся инженеров к подрастающему поколению. Как правило, загрузка таких сотрудников велика, а коммерческое руководство компании крайне неохотно одобряет дополнительные ставки.
Между тем, требования к ГИПу в условиях рынка значительно выше, чем, скажем при плановой экономике. В методических рекомендациях МДС 11-11.2000 рассматриваются вопросы организации работы управляющего проектом. Не пересказывая текст этого документа, хочется отметить: ГИП несет ответственность за все, что происходит с проектом, начиная от заключения договора, заканчивая прохождением экспертизы и сдачей проекта Заказчику, авторским надзором. Уровень требований к ГИПу значительно превышает уровень технического специалиста, заставляя кандидата разбираться в экономике, юридических аспектах, маркетинге.
1.5 Проектная документация
После отмены стадийности проектирования (ГОСТ 21.1101 – 2009) в настоящее время существуют два понятия, которые могут классифицировать результат проектных работ. Первое — проектная документация, второе — рабочая документация (рабочий проект).
1) Проектная документация (ПД), которая выполняется в соответствии с постановлением Правительства №87 «Об утверждении Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»» и подлежит государственной экспертизе.
Проектная документация представляет собой совокупность документов различной тематической направленности (таблица 1).
Проектирование и расчет конструкций. Этапы проектирования зданий и сооружений. Этапы проектирования зданий и сооружений. 02.12.2015. Артем Разумов. Проектирование и расчет конструкций. … Согласно Постановлению №87, объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды: а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов
Стадии проектирования
Рекомендуемая стадийность проектирования определяется в зависимости от категории сложности объекта:
• Одностадийное (рабочий проект РП, включающий утверждаемую часть и рабочую документацию) – для согласования и утверждения технически несложных объектов с использованием проектов массового и повторного применения І и ІІ категорий сложности
• Двухстадийное (проект П, рабочая документация Р) — для технически сложных объектов гражданского назначения дополнительно разрабатывается эскизный проект (ЭП), для объектов промышленного назначения — технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО). Для отдельных объектов после согласования ЭП или ТЭО может разрабатываться РП, а после его утверждения — Р.
• Для объектов ІІІ категории сложности проектирование осуществляется в две стадии:
— проект (П)
— рабочая документация (Р)
• Трехстадийное (предпроектные предложения ЭП или ТЭО, проект П, рабочая документация Р) — для объектов V, IV категорий сложности , технически сложных относительно градостроительных, архитектурных, художественных и экологических условий, инженерного обеспечения, внедрения новых строительных технологий, конструкций и материалов, проектирования выполняется в три стадии.
— для объектов гражданского назначения – ЭП, а для объектов производственного назначения – технико-экономического обоснование ТЭО;
— проект (П);
— рабочая документация (Р).
Руководитель проектной организации назначае соответствующими приказами главных архитекторов и главных инженеров проектов на разработку всех стадий проектирования.
Ответственными лицами за технические, экономические, эстетические и экологические качества проекта являются главный архитектор проекта (ГАП) или главный инженер проекта (ГИП). Они готовят договоры, координируют действия исполнителей, ведут переговоры с заказчиками, субподрядчиками и подрядчиками. Ответственными лицами за качество определенного раздела проекта являются руководитель и главный специалист соответствующего проектного подразделения.
Эскизный проект, ТЭО инвестиций, проект и рабочий проект подписываются руководством и основными исполнителями проектной организации. Титульный лист пояснительной записки подписывают руководитель организации (директор, главный инженер, главный архитектор), руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, авторы проекта (если такие есть, кроме ГАПа, ГИПа). Разделы пояснительной записки подписывают главные специалисты отделов, авторы разделов (если они есть), исполнители. Чертежи подписывают руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, авторы проекта (если такие есть, кроме ГАПа и ГИПа), главные специалисты, исполнители. В пояснительной записке указываются фамилии участников проектирования по каждому разделу проекта а в случае наличия субподрядчиков — названия фирм или физических лиц субподрядчиков.
Проектировщики при разработке проектной документации несут ответственность и обеспечивают :
— соответствие архитектурным и градостроительным требованиям и высокое архитектурно-художественное качество;
— соответствие требованиям действующих нормативных документов;
— защиту окружающей природной среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов согласно ДБН А.2.2-1;
— соответствие требованиям по энергосбереганию;
— эксплуатационную надежность;
— эффективность инвестиций;
— патентную чистоту принятых технических решений и используемого оборудования;
— соответствие проектных решений исходным данным и разрешительным документам.
Предпроектное предложение.
Предпроектное предложение — это первичный комплект документов, необходимый для прохождения регламента в соответствующем регионе и получения исходной разрешительной документации или архитектурного планировочного задания. Кроме того, это материалы, позволяющие оценить проект и сформировать точные требования к дальнейшему проектированию.
Разработка — пожалуй, лучший, если не единственный способ заранее оценить и получить представление о проектируемом объекте. Этот этап особенно важен для крупных объектов, поскольку позволяет избежать многих сложностей в ходе дальнейшего проектирования. На этой стадии принципиально определяется конструкция, планировка, этажность, материал, техническое оборудование, архитектурное решение; всё это должно давать ясное представление об организации плана, объёмной структуре и внешнем облике сооружения. Предпроектная стадия является решающей, определяя дальнейший путь разработки проекта.
На следующем этапе на основе проектного задания, разрабатываются проект и рабочий проект, которые разрабатывается по каждому виду работ, и в ходе строительства являются основными техническими документами.
Эскизный проект и ТЭО инвестици.
Эскизный проект (ЭП) содержит принципиальные решения градостроительных, архитектурных, художественных, функциональных, экологических требований по заданию на проектирование, подтверждает принципиальную возможность создания объекта, определяет его стоимость.
Для обоснования принятия архитектурных решений в составе графической части и пояснительной записки эскизного проекта могут дополнительно выполняться инженерно-технические и конструктивные разработки, схемы инженерного обеспечения объекта и обоснования эффективности инвестиций.
ЭП разрабатывается с соблюдением существующей градостроительной документации, архитектурно-планировочного задания, требований охраны окружающей природной среды.
После одобрения или утверждения органами градостроительства и архитектуры ЭП является основанием для дальнейшей разработки проектной документации.
Технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО)
разрабатывается для технически сложных объектов промышленного назначения, в т. ч. транспортного, энергетического, гидротехнического, мелиоративного и других специальных видов строительства ТЭО инвестиций обосновывает необходимость и целесообразность строительства или реконструкции промышленных объектов, в т.ч. их техническую осуществимость и эффективность инвестиций. В ТЭО инвестиций должны рассматриваться решения в части размещения, мощности объекта, оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду, соответствие архитектурным и другим требованиям согласно заданию на проектирование ТЭО инвестиций после его согласования или утверждения является основанием для дальнейшей разработки проектной документации.
Разработка проект.
Проект (П) на строительство объекта гражданского назначения разрабатывается на основании исходных данных, задания на проектирование, согласованного эскизного проекта (при его наличии). Он состоит из следующих основных разделов.
— пояснительная записка с исходными данными,
— архитектурно-строительное решение, генплан, благоустройство территорий, схема транспорта (при необходимости),
— технологическая часть (при необходимости),
— решения по инженерному оборудованию и внешним инженерным сетям,
— оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС) Необходимость разработки ОВОС определяется с участием государственных органов охраны окружающей природной среды,
— ведомость объемов работ.
Проект на строительство, расширение и реконструкцию объекта промышленного назначения разрабатывается на основании исходных данных, задания на проектирование согласованного ТЭО инвестиций (при необходимости). Он должен состоять из следующих основных разделов:
— пояснительная записка с исходными данными,
— генеральный план и транспорт,
— решения по инженерному оборудованию и внешним инженерным сетям,
— оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с требованиями ДБН А.2.2-1-95,
— сборники спецификаций на оборудование, материалы, конструкции и изделия,
— ведомости объемов работ,
— технико-экономическая часть, экономические показатели
Рабочий проект.
Рабочий проект (РП) является совмещенной стадией проектирования, предназначенной для согласования и утверждения проектной документации, а также для строительства объекта. Он выполняется на основании согласованной планировочной документации, государственных программ развития отрасли или согласованных предпроектных проработок, задания на проектирование, архитектурно-планировочного задания, исходных данных и технических условий на подключение к источникам инженерного обеспечения.
Рабочий проект состоит из пояснительной записки (с технико-экономическими показателями), рабочих чертежей, сметной документации и раздела организации строительства.
Рабочая документация.
Рабочая документация (Р) предназначена для строительства.
Она включает:
— рабочие чертежи, которые разрабатываются в соответствии с требованиями стандартов (ДСТУ и ГОСТов),
— паспорт отделочных работ,
— ведомость объемов строительных и монтажных работ,
— сборники спецификаций оборудования, изделий и материалов по ДСТУ Б А.2.4-10-95 (ГОСТ 21.110-95),
— опросные листы и габаритные чертежи на соответствующие виды оборудования и изделий,
— исходные требования на разработку конструкторской документации на оборудование индивидуального изготовления (включая нетиповое и нестандартизированное оборудование)
Объем и детализация рабочих чертежей должны соответствовать требованиям стандартов «Системы проектной документации для строительства».
После утверждения проекта (эскизного проекта, ТЭО инвестиций) по решению заказчика рабочие чертежи могут разрабатываться подрядчиком или другим проектировщиком (при наличии лицензии), в т.ч. с привлечением авторов.
Деталировочные чертежи металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов должны разрабатывать заводы-изготовители, а деталировочные чертежи воздуховодов — монтажные организации В отдельных случаях проектировщик может брать на себя разработку деталировочных чертежей металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов за отдельную плату.
Рабочие чертежи, как правило, подписывают руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, главный специалист соответствующего раздела, исполнитель и лицо, ответственное за нормоконтроль.
РД разрабатывается после утверждения предшествующей стадии проектирования.
Стоимость проектных работ определяется в соответствии с порядком и правилами определения стоимости проектно-изыскательских работ для нового строительства, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства Украины.
Согласование проектной документаци.
Разработанная проектная документация подлежит согласованию.
Эскизный проект (ЭП) и ТЭО инвестиций согласовывают
— с местными органами градостроительства и архитектуры — по вопросам размещения, рационального использования намеченной для отвода территории, соответствия предусмотренных проектом решений требованиям архитектурно-планировочного задания, действующей градостроительной документации,
— с органами местного самоуправления — по вопросам размещения, использования имеющихся источников снабжения, инженерных коммуникаций, условий их развития (для получения официальных технических условий при подготовке исходных данных, необходимых для разработки П и РД), а также использования трудовых ресурсов (при создании новых рабочих мест на производственных объектах)
Проекты и рабочие проекты согласовывают с местными органами градостроительства и архитектуры (если проект разработан без предварительной разработки ЭП и ТЭО инвестиций) и с органами местного самоуправления (которые выдавали технические условия на подключение к источникам снабжения или инженерным коммуникациям).
При наличии особых условий размещения объекта (исторические зоны городов, оползневые территории и др.) необходимо по указаниям органов градостроительства и архитектуры согласовать проектную документацию с соответствующими организациями.
Проектная документация, разработанная в соответствии с государственными нормативными документами и заверенная подписями главного архитектора (инженера) проекта, не подлежит согласованию с органами государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины. При отсутствии норм и правил на проектирование принятые проектные решения необходимо согласовывать с соответствующими органами государственного надзора.
Проектная документация, выполненная с обоснованными отклонениями от действующих государственных нормативных документов, подлежит согласованию только в части этих отклонений с соответствующими органами государственного надзора.
Проектная документация на реконструкцию подлежит согласованию с органами градостроительства и архитектуры в случаях изменения цветового решения фасада зданий, архитектурных решений (влияющих на ранее сложившийся характер окружающей застройки), конструктивных решений (которые могут вызвать опасные ситуации в будущем при изменении условий эксплуатации).
Согласование не проводится, если в проектной документации на реконструкцию не предвидятся изменения градостроительных условий, фасадов здания, условий транспортных связей, инженерного обеспечения, требований, касающихся охраны окружающей природной среды, а также не нарушаются требования действующих нормативных документов по проектированию. При этом экспертиза проводится в соответствии с действующими нормативными актами.
Экспертиза и утверждение проектной документации.
Проектная документация (ЭП, ТЭО инвестиций, П, РП) до ее утверждения подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с действующим законодательством.
При экспертизе инвестиционных проектов службы Укринвестэкспертизы привлекают органы охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, органы по контролю за охраной труда, другие органы государственного надзора, специализированные службы органов местного самоуправления, представителей общественных объединений и учитывают их выводы.
Заказчики, которые осуществляют строительство за счет собственных средств, самостоятельно определяют порядок прохождения экспертизы соответствующих проектов. При этом обязательной государственной экспертизе подлежит уровень соблюдения требований по безопасности для жизни и здоровья населения, охране окружающей среды и энергосбережению.
Проектная документация, не подлежащая утверждению, может быть передана на экспертизу только по решению заказчика.
Представление проектной документации на согласование, экспертизу и утверждение является обязанностью заказчика и выполняется за его счет. Проектировщик обязан защищать свои проектные решения.
Проектная документация (ЭП, ТЭО инвестиций, П, РП) вступает в силу после ее утверждения заказчиком Утверждение фиксируется в форме приказа (распоряжения или решения) В документе об утверждении приводятся основные данные и технико-экономические показатели объекта. В документы об утверждении и протоколы согласования с органами градостроительства и архитектуры вносятся фамилии ГАПа или ГИПа, а также авторов проекта.
Проектировщик несет ответственность за качество проектных решений, соблюдение действующих нормативных документов и законодательных актов. Утвердив проектную документацию, заказчик несет ответственность перед государством за соблюдение требований нормативных документов и за проектные решения, предусмотренные в документации. За передачу в производство проектной документации, не соответствующей обязательным требованиям нормативных документов, заказчик несет ответственность согласно действующему законодательству.
Осуществление авторского надзора.
Специалистами нашей архитектурной группой осуществляется авторский надзор проводимый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.
— номер разрешения на строительство ; — наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, содержащей краткие проектные характеристики; — описание этапов строительства , если разрешение … — постановление органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии со статьей 8, пунктом 8 Земельного кодекса Российской Федерации [6]; — акт выбора земельного участка для строительства объекта капитального строительства , утвержденный решением органа местного самоуправления либо исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Этапы проектирования объектов капитального строительства
ГрК РФ Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или в случае, если подготовка проектной документации такого объекта осуществляется до утверждения документации по планировке территории в соответствии с частью 11.1 настоящей статьи, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 472-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в части 1.1 настоящей статьи, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации, рабочей документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, принятого в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 472-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Положения части 3 настоящей статьи не применяются в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы указанные юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Утратил силу с 1 июля 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);
(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7 — 10.1. Утратили силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 01.07.2021 N 276-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ, от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта. В этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование являются:
1) решение о подготовке такой документации по планировке территории;
2) чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
11.2. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации при наличии утвержденного проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта.
(часть 11.2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(часть 12 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
(часть 12.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.2. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
(часть 12.2 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 01.05.2022 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.3. Сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
(часть 12.3 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
12.4. Форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 12.4 введена Федеральным законом от 06.12.2021 N 408-ФЗ)
О требованиях к проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений см. главу 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ.
13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи и с учетом следующих особенностей:
1) подготовка проектной документации осуществляется в объеме отдельных разделов применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции объектов капитального строительства (в случае проведения реконструкции объекта капитального строительства);
2) проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
3) содержащиеся в проектной документации решения и мероприятия должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (в случае подготовки проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов);
4) проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса);
5) в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», статьей 30 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в состав проектной документации в обязательном порядке включаются документация, разделы проектной документации, предусмотренные указанными федеральными законами.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
(часть 15 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15.1. Особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
(часть 15.1 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
15.2. Застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.
(часть 15.2 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
15.3. В случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с частью 3.11 статьи 49 настоящего Кодекса.
(часть 15.3 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
15.4. Внесение указанных в частях 15.2 и 15.3 настоящей статьи изменений в проектную документацию после получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации не допускается в случае, если при строительстве, реконструкции такого объекта капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с настоящим Кодексом.
(часть 15.4 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
15.5. Оценка соответствия разделов проектной документации объекта капитального строительства, в том числе разделов проектной документации, подготовленных применительно к этапу строительства, реконструкции объекта капитального строительства, изменений в них, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, до направления проектной документации на экспертизу проектной документации. Порядок такого экспертного сопровождения, в том числе порядок и сроки согласования указанных в настоящей части разделов проектной документации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть 15.5 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 350-ФЗ)
16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
проектирования и строительства проектные решения устаревали, а сметная стоимость объектов значительно возрастала; в проектах не всегда учитывались новейшие научно-технические достижения, прогрессивные технологии и методы организации строительства ; во многих случаях не предусматривались меры по экономному расходованию материальных ресурсов и повышению производи-тельности труда. … Но продолжающееся ухудшение дел в капитальном строи — тельстве вызвало необходимость разработки правительством ряда постановлений, в которых было предложено проектным, изыска-тельским…
- http://texpert.info/osnovnyie-ponyatiya-proektirovaniya-obekta-stroitelstva/
- https://ssstroy.1c-umi.ru/stadii_proektirovaniya/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/b884020ea7453099ba8bc9ca021b84982cadea7d/