Подборка наиболее важных документов по вопросу Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Финансирование объектов капитального строительства
Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2020 г. № 2459
МОСКВА
Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.04.2021 № 521, от 07.07.2021 № 1129, от 05.05.2022 № 816)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (далее — Правила) .
2. Пункт 3 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2016 г. № 451 «О Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 22, ст. 3227; 2020, № 9, ст. 1199) , дополнить подпунктом «е» следующего содержания:
«е) принятие решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в соответствии с Правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2459 «Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».».
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях отбора проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в соответствии с Правилами утвердить:
положение о Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — межведомственная комиссия) ;
порядок принятия межведомственной комиссией решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры;
состав межведомственной комиссии из числа представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, единого института развития в жилищной сфере, определенного Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по согласованию) , и (или) иной организации, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 Правил (по согласованию) .
4. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» установить, что государственные гарантии субъектов Российской Федерации могут предоставляться в целях обеспечения исполнения денежных обязательств юридических лиц, являющихся заемщиками по договорам займа, заключенным специализированными обществами проектного финансирования с указанными юридическими лицами в соответствии с Правилами.
41. Рекомендовать субъектам Российской Федерации предоставлять государственные гарантии в целях обеспечения исполнения денежных обязательств юридических лиц, являющихся заемщиками по договорам займа, заключенным специализированными обществами проектного финансирования с указанными юридическими лицами в соответствии с Правилами, на основании решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, принятых Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или ее президиумом (штабом) либо межведомственной комиссией. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 31 декабря 2020 г. № 2459
ПРАВИЛА финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.04.2021 № 521, от 07.07.2021 № 1129, от 05.05.2022 № 816)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (далее — объекты инфраструктуры) , в том числе реализуемых при жилищном строительстве, с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, включая порядок отбора проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры для осуществления указанного финансирования.
2. Целями финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в соответствии с настоящими Правилами являются:
а) обеспечение экономического роста за счет реализации проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры;
б) увеличение темпов строительства жилья за счет финансовой поддержки проектов жилищного строительства;
в) привлечение средств широкого круга частных инвесторов для реализации проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры;
г) достижение целевых показателей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
3. В целях настоящих Правил под специализированным обществом проектного финансирования (далее — специализированное общество) понимается специализированное общество, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, определенному Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — единый институт развития в жилищной сфере) , и специализированное общество, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит иной организации, определенной Правительством Российской Федерации.
4. Специализированное общество размещает неконвертируемые процентные (купонные) бездокументарные с централизованным учетом прав облигации, номинированные в валюте Российской Федерации, обеспеченные залогом денежных требований по договорам займа, предоставляемого специализированным обществом в соответствии с настоящими Правилами (далее соответственно — облигации, договоры займа со специализированным обществом) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
5. При реализации проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированным обществом предоставляются денежные средства на основании договоров займа со специализированным обществом, а также предоставляются следующие меры государственной поддержки:
а) субсидии из федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям;
б) предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом (далее — государственные гарантии) .
6. Обязательства специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям могут исполняться за счет собственных средств и заемных средств специализированного общества и (или) субсидий из федерального бюджета, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
7. Исполнение обязательств специализированного общества по выплате номинальной стоимости облигаций и процентного (купонного) дохода по облигациям (далее — обязательства специализированного общества по облигациям) обеспечивается поручительством единого института развития в жилищной сфере, если 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) специализированного общества принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, или поручительством иной организации, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, если 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) специализированного общества принадлежит указанной иной организации.
8. Единый институт развития в жилищной сфере или иная организация, определенная Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (далее — учредитель) , вправе предоставить специализированному обществу, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит учредителю, денежные средства по договору займа в целях предоставления специализированным обществом денежных средств на основании договоров займа со специализированным обществом, исполнения обязательств специализированного общества по облигациям и (или) возврата ранее предоставленных специализированному обществу учредителем в соответствии с настоящим пунктом денежных средств по договору займа, а также в целях осуществления расходов и платежей специализированного общества, предусмотренных подпунктом «д» пункта 14 настоящих Правил (далее — договор займа с учредителем) . Специализированное общество вправе досрочно исполнить обязательства перед учредителем по договорам займа с учредителем. При предоставлении учредителем специализированному обществу займов по договорам займа с учредителем со специализированного общества не могут взиматься комиссии и иные платежи, в том числе связанные с предоставлением и обслуживанием таких займов, включая платежи за досрочное исполнение обязательств по договорам займа с учредителем. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
9. Права (требования) специализированного общества по обязательствам юридических лиц (далее — заемщики) , возникшим из договоров займа со специализированным обществом, а также вытекающим из признания договора займа со специализированным обществом недействительным, приобретаются учредителем у специализированного общества в следующих случаях:
а) заемщик находится в процессе ликвидации;
б) в отношении заемщика введена процедура банкротства;
в) договор займа со специализированным обществом признан недействительным решением суда, вступившим в законную силу;
г) заемщик допустил просрочку исполнения обязательства по договору займа со специализированным обществом в части возврата суммы займа (погашения суммы основного долга) и (или) уплаты процентов за пользование займом по договору займа со специализированным обществом не менее 270 календарных дней. При этом специализированным обществом предъявлено требование о возврате суммы займа (погашении суммы основного долга) и (или) об уплате процентов за пользование займом по договору займа со специализированным обществом и (или) требование об исполнении государственной гарантии, указанной в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, независимой гарантии или поручительства, которыми обеспечивается исполнение обязательств по договору займа со специализированным обществом в соответствии с настоящими Правилами, в установленный условиями таких государственной гарантии, независимой гарантии или поручительства срок, и какое-либо из указанных требований специализированного общества не удовлетворено на дату приобретения права (требования) по договору займа со специализированным обществом. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129, от 05.05.2022 № 816)
10. Стоимость приобретаемых учредителем в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил прав (требований) должна быть равна размеру задолженности заемщика перед специализированным обществом по договору займа со специализированным обществом, включающей сумму основного долга и начисленные, но не уплаченные на дату перехода к учредителю прав (требований) проценты за пользование займом по договору займа со специализированным обществом, либо размеру требования о возврате полученного по недействительной сделке в случае приобретения учредителем прав (требований) на основании подпункта «в» пункта 9 настоящих Правил. При определении предусмотренной настоящим пунктом стоимости не учитываются неустойки (пени, штрафы) , начисленные в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением заемщиком обязательств по договору займа со специализированным обществом, а также проценты за пользование чужими средствами.
11. Денежные средства, полученные специализированным обществом от размещения облигаций, могут быть использованы специализированным обществом в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящими Правилами, на предоставление займов по договорам займа со специализированным обществом и исполнение обязательств специализированного общества по облигациям и обязательств по договорам займа с учредителем. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2021 № 521)
12. Денежные средства, полученные специализированным обществом от размещения облигаций, подлежат зачислению на залоговый счет (залоговые счета) специализированного общества, залогом прав по которому (которым) обеспечивается исполнение обязательств специализированного общества по облигациям (далее — залоговый счет) . Залоговый счет открывается в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства, определенном в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — уполномоченный банк в сфере жилищного строительства) .
13. На залоговый счет подлежат зачислению денежные средства, поступившие:
а) от заемщиков и (или) третьих лиц в счет исполнения обязательств указанных заемщиков перед специализированным обществом по договорам займа со специализированным обществом;
б) при обращении взыскания на имущество (в том числе имущественные права) , залогом которого обеспечивается исполнение обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
в) от лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта;
г) от уполномоченного банка в сфере жилищного строительства в качестве процентов за пользование денежными средствами, находящимися на залоговом счете;
д) при выплате страхового возмещения по договору страхования имущества, переданного в залог в обеспечение исполнения обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом;
е) при исполнении гарантом обязательств по государственной гарантии, указанной в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил;
ж) от учредителя по договорам займа с учредителем, заключенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил;
з) от учредителя за приобретение прав (требований) специализированного общества в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
и) при получении специализированным обществом иных платежей, подлежащих зачислению на залоговый счет в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при получении специализированным обществом денежных средств, причитающихся заемщику в счет исполнения третьим лицом обязательства перед заемщиком, если право (требование) по такому обязательству заложено специализированному обществу и договором залога указанного права (требования) , которым обеспечивается исполнение обязательств заемщика по договору займа со специализированным обществом, предусмотрено зачисление таких денежных средств на залоговый счет. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
14. В целях обеспечения исполнения обязательств специализированного общества по облигациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключается договор залога прав по договору банковского счета, залогодержателями по которому являются владельцы облигаций. Указанным договором предусматривается, что списание (перечисление, выдача) денежных средств с залогового счета допускается в целях:
а) предоставления денежных средств на основании договоров займа со специализированным обществом, в том числе в целях исполнения обязательств заемщиков по кредитным договорам и (или) договорам займа, заключенным с третьими лицами, согласно которым заемщикам были предоставлены кредиты и (или) займы на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, в соответствии с пунктами 29 и 391 настоящих Правил; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
б) исполнения обязательств специализированного общества по облигациям;
в) исполнения обязательств специализированного общества по договорам займа с учредителем, заключенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил;
г) уплаты вознаграждения учредителю за предоставленное в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил поручительство;
д) оплаты административно-хозяйственных расходов специализированного общества, а также осуществления иных платежей, связанных с осуществлением специализированным обществом своей уставной деятельности, в том числе операционных расходов специализированного общества, расходов, связанных с размещением облигаций, расходов, связанных с проведением экспертизы проектов в соответствии с настоящими Правилами, расходов, связанных с заключением и исполнением договора, указанного в пункте 16 настоящих Правил. В целях осуществления предусмотренных настоящим подпунктом платежей денежные средства с залогового счета могут быть перечислены на иные счета специализированного общества в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства, не являющиеся залоговыми счетами. Ежегодный размер платежей по указанным в настоящем подпункте расходам не может превышать 1 процент совокупной номинальной стоимости облигаций, находящейся в обращении на конец соответствующего года. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
15. Уполномоченный банк в сфере жилищного строительства обязан проводить операции по залоговому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора залога прав по договору банковского счета, указанному в пункте 14 настоящих Правил, осуществляя контроль соблюдения специализированным обществом предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил и договором залога прав по договору банковского счета целей их расходования.
16. Специализированное общество заключает с уполномоченным банком в сфере жилищного строительства договор, согласно которому уполномоченный банк в сфере жилищного строительства принимает на себя следующие обязательства:
а) сбор и перечисление специализированному обществу исполнения, полученного от заемщиков по договорам займа со специализированным обществом;
б) мониторинг хода реализации проектов, реализуемых в соответствии с настоящими Правилами, а также финансового состояния заемщиков;
в) контроль за целевым использованием заемщиками денежных средств, предоставленных им на основании договоров займа со специализированным обществом, при реализации проектов, отобранных в соответствии с настоящими Правилами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
Объектом исследования работы является механизм проектного финансирования , применяемый в инвестиционно-строительных проектах. … инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 № 39-ФЗ, исходя из толкования его ст. 1, инвестиционный проект представляет собой «обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» [3]. Данное определение достаточно.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов: Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства
Судебная практика: Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из решения ФАС: В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» В силу части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «РБ», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 171 «Налоговые вычеты» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право») По мнению ИФНС, учреждение не вправе принять к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным подрядными организациями на строительство объектов, выполнение функций технического заказчика и осуществление авторского надзора за строительством объектов, финансируемых за счет бюджетных инвестиций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О применении законодательства о закупках при закупке проектных и (или) изыскательских работ юрлицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 28.02.2020 N 24-04-07/15400) Вопрос: О применении законодательства о закупках при закупке проектных и (или) изыскательских работ юрлицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) для строительства объекта за счет бюджетных инвестиций из бюджета субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 21.04.2020 N 03-07-11/31840) Вопрос: АО (далее — Общество) является коммерческой организацией. Обществом получены денежные средства в виде бюджетных инвестиций от Департамента городского имущества за дополнительно выпущенные акции Общества на финансирование капитального строительства объекта (далее — Объект).
Нормативные акты: Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства
Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Раздел II. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 14.07.2022) 16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;
Через год после перевода жилищного строительства на проектное финансирование лишь треть жилья строится с использованием нового механизма. Те застройщики, кто все-таки перешел на эскроу, говорят о превращении банков в регулятора и контролирующий орган. … При этом в распределении денег, которые банки выделяют на строительство , налицо дисбаланс в пользу Москвы . Тринадцатого июля на совещании у Владимира Путина, посвященном выполнению нацпроектов, вице-премьер Марат Хуснуллин, который курирует строительную отрасль, рассказывал, что выход на плановые показатели ввода 120 млн кв. м жилья в год возможен к 2026-2027 году.
«У вас больше нет своих денег»: как новый механизм финансирования строек жилья повлиял на рынок
Через год после перевода жилищного строительства на проектное финансирование лишь треть жилья строится с использованием нового механизма. Те застройщики, кто все-таки перешел на эскроу, говорят о превращении банков в регулятора и контролирующий орган и сращивании их со строительными компаниями. При этом в распределении денег, которые банки выделяют на строительство, налицо дисбаланс в пользу Москвы
Тринадцатого июля на совещании у Владимира Путина, посвященном выполнению нацпроектов, вице-премьер Марат Хуснуллин, который курирует строительную отрасль, рассказывал, что выход на плановые показатели ввода 120 млн кв. м жилья в год возможен к 2026-2027 году. «В сравнении с сегодняшним показателем 75 млн кв. м рост до 120 млн — это больше, чем на 60%. Расти придется очень быстро. Тем более у нас кроме коронавируса еще переход на счета эскроу…»
Прошлой весной строители предрекали коллапс отрасли в связи с переходом на новую систему финансирования жилищного строительства — не напрямую дольщиками, а при посредничестве банков. Все в один голос обещали рост цен, снижение предложения, череду банкротств. Строителям удалось добиться смягчения закона: дома, готовые на 30%, квартиры в которых активно продавались, разрешили достраивать по старым правилам, точные критерии определяли региональные власти.
Как работает механизм эскроу
С июля 2019 года деньги за квартиры в новостройках попадают не напрямую от покупателей застройщикам, а на специальные банковские счета (эскроу). Деньги замораживаются на этих счетах до момента регистрации права собственности на квартиру. Банки, в которых открываются счета эскроу (эскроу-агенты), выдают застройщикам проектное финансирование на строительство жилых домов.
Что в результате? По данным Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС), застройщики-юрлица возводят сейчас 98,7 млн кв. м жилья и только 36% из них строятся по новым правилам, то есть с использованием счетов эскроу, остальные достраиваются по старым. Крупнейший российский застройщик группа ПИК в операционном отчете за первое полугодие показала, что поступления средств от продажи недвижимости на эскроу-счета выросли на 558% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 20 млрд рублей. Но это все еще в четыре раза меньше, чем поступления от обычных продаж (84,2 млрд рублей). «Будучи системообразующими застройщиками, ПИК и ЛСР получили разрешение достраивать объекты «по критериям», — объясняет топ-менеджер компании-конкурента. — Масштаб их деятельности таков, что банковская система их не переварит».
По данным ЦБ, на 1 июня в России банки заключили с застройщиками 1229 кредитных договоров на проектное финансирование на сумму 1,4 трлн рублей. Весь рынок игроки оценивают в 4,1 трлн. «35% строительных компаний перешли на счета эскроу, — говорит Forbes аудитор Счетной палаты Светлана Орлова. — Это уже более детальный контроль за финансами. Раньше было как: взял, деньги собрал, перевел их в офшоры и ничего не строишь. И каждый месяц, каждую неделю количество обманутых дольщиков растет. Теперь все иначе, процесс жестко контролируется».
Мощнейший регулятор
«Мы были первыми, кто полностью перешел на счета эскроу», — говорит председатель совета директоров ГК МИЦ Андрей Рябинский. Другие опрошенные Forbes застройщики расстаются со старыми правилами не столь охотно: «Инград» продает с использованием счетов эскроу порядка 70%, MR Group — 20%, «Гранель» — 10%. Так что МИЦ с его 100% действительно выделяется. Московское отделение Сбербанка финансирует проекты компании на 45 млрд рублей, ПСБ на 10 млрд, Совкомбанк на 2 млрд.
Рябинский говорит, что о своем решении не жалеет. «Мы гораздо легче пережили кризис, связанный с пандемией, поскольку финансирование идет от банка и не так сильно зависит от продаж, — перечисляет он. — А главное, нам не пришлось перетряхивать структуру компании, потому что все лишнее и неэффективное уже было отсечено до кризиса, на этапе подготовки к переходу на эскроу».
«Нынешняя ситуация с пандемией наглядно показала важность механизма эскроу, — рассуждает вице-президент ГК «Инград» Артем Бортневский. — В первую очередь, несмотря на падение спроса, мы продолжали стройки, поскольку понимали, что у нас есть необходимое финансирование. Второй момент — доверие клиентов. Часто принято приводить общую статистику падения спроса на рынке, однако если делить ее по игрокам, то окажется, что у крупных компаний падение составило от 20% до 50%. При этом небольшие застройщики, не перешедшие на проектное финансирование, потеряли до 70%».
Что конкретно происходит с компанией, когда она подписывает договор с банком о финансировании проекта с использованием счетов эскроу? Сначала застройщик готовит объемный пакет документов: юридические права на земельный участок, исходно-разрешительная документация, финансовые модели, расписанный постатейно бюджет проекта. «От момента, когда застройщик впервые приходит в банк за проектным финансированием и до момента принятия решения может пройти полгода и больше», — говорит вице-президент ПИК Алексей Алмазов. Если банк на кредитном комитете утверждает проект, то дальше стартует совместная работа.
«Насколько банк интегрируется в процесс? Я вам скажу: очень сильно интегрируется, — делится опытом Рябинский. — По сути, у нас появился мощнейший регулятор и контрольный орган. Причем действует он гораздо эффективнее, потому что подходит к процессу не формально, а по сути. Мы порезали много ненужных расходов, изменили структуру правления, порядок проведения тендеров и так далее. Это потребовало от нас сил и нервов, но результат оказался положительным, потому что мы стали эффективнее».
«Вы сращиваетесь с банком-кредитором, и у вас больше нет своих денег, — делится впечатлениями финансист подмосковной строительной компании. — Деньги на финансирование вообще всей вашей деятельности вам выдает банк. И его сотрудники становятся частью вашего казначейства, а руководители какого-то уровня — частью вашего менеджмента». По его словам, для работы по одному проекту от банка нужны минимум три человека: кредитный менеджер, эксперт по строительству и аналитик. Общение с ними происходит ежедневно.
Для МИЦ переход на работу по новым правилам не был легким. «Мы должны были перейти на счета эскроу в июле (2019-го года. — Forbes), — рассказывает Рябинский. — По факту финансирование стройки началось только в сентябре. Это был непростой период». Помимо всего прочего, компании пришлось сменить контрагента. Сроки ввода в эксплуатацию некоторых домов сдвинулись на 2-4 месяца. «У нас есть несколько корпусов, где мы меняли подрядчика и теряли время. Свою лепту, конечно, внесла и приостановка строительных работ из-за пандемии, — продолжает Рябинский. — Из-за этого мы немного поехали по срокам. Мы очень серьезно относимся к этой ситуации, и мы постараемся не допускать этого больше никогда». По данным ЕИЖС, у ГК МИЦ в стадии строительства 42 дома общей площадью 834 000 кв. м.
«Ни по опыту, ни по должности, ни по возрасту»
В распределении денег, которые банки выделяют застройщикам, налицо дисбаланс. По данным ЦБ, из 1229 кредитных договоров, заключенных в России, на Москву приходится всего 124. В денежном выражении девелоперы столицы получили почти половину пирога: 666 млрд рублей из 1,39 трлн. «Размер среднего проекта в Москве — 5 млрд рублей, в регионах — 500 млн. Средневзвешенная цена по Москве 160 000 рублей за кв. м, а по России 65 000 рублей, — объясняет Алмазов из ПИК. — В Москве рентабельность гораздо выше, и банки относятся к кредитованию более высокомаржинальных проектов лучше». В 13 регионах России, в числе которых Омская и Мурманская области, Дагестан, Карачаево-Черкесия, до сих пор не заключено ни одного договора о проектном финансировании.
«Основная сложность в том, что региональные застройщики и банки разговаривают на разных языках, — говорит Алмазов. — Как правило, им не приходилось общаться раньше, проекты в основном финансировались за счет дольщиков. Многим застройщикам трудно даже сформировать подробную финансовую модель по стандартам банков». По словам Алмазова, региональные застройщики часто склонны переоценивать качество своего продукта, бюджет проекта, цены продаж, банки же, в свою очередь, сильно консервативны в оценках проектов».
Еще одна сложность — нехватка свободных собственных средств у застройщиков. «При проектном финансировании банки готовы в среднем участвовать в проектах в соотношении 85% на 15%, — рассказывает Алексей Алмазов. — То есть у застройщика должно быть хотя бы 15% собственных средств. Допустим, 5-7% — это участок, но нужно еще 7-10%». Лишних денег у девелопера нет, да и участок зачастую заложен в банке.
Чтобы плотно работать с застройщиками, банкам требуется много людей. «Большинство крупных застройщиков так или иначе осядут в лидирующих банках, у которых большой капитал: Сбербанк, ВТБ, может быть, Россельхозбанк, Газпромбанк, — предполагает собеседник Forbes из числа крупных девелоперов. — Каждый из нас принесет много больших проектов. Это огромная документация, большое количество строительных вопросов. На нашу компанию работает сейчас довольно большая группа сотрудников Сбербанка. Ни по опыту, ни по должности, ни по возрасту, ни по обязанностям и полномочиям эти люди не соответствуют нам. И дальше дисбаланс будет только нарастать».
Пока новые правила действуют чуть больше года, и нет никакой единой системы требований банков к застройщикам. Кому-то нужно личное поручительство бенефициара, кому-то нет. Кто-то переводит взаимодействие с контрагентами в онлайн через личный кабинет, кто-то продолжает работать по телефону и с бумагами.
Как отразился переход отрасли на счета эскроу на потребителях и спросе? «Строящиеся по эскроу проекты по умолчанию вызывают больше доверия в силу защищенности дольщиков, — говорит заместитель генерального директора MR Group Ирина Дзюба. — С другой стороны, новым правилам всего год, и очевидно, что приобрести через эскроу проект на высокой стадии готовности сегодня проблематично — просто исходя из сроков строительства».
Подборка наиболее важных документов по вопросу Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. … Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства . Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Недвижимость: 210.00.13.11.111.
- http://government.ru/docs/all/132269/
- http://www.consultant.ru/law/podborki/byudzhetnye_investicii_v_obekty_kapitalnogo_stroitelstva/
- https://www.forbes.ru/biznes/405245-u-vas-bolshe-net-svoih-deneg-kak-novyy-mehanizm-finansirovaniya-stroek-zhilya-povliyal