Во исполнение пункта 2б постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направляет разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи.
О ФОРМИРОВАНИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 (далее — Программа), разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Финансовое планирование для частной клиники
Стоимость территориальной программы формируется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) (далее — соответствующие бюджеты) и средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и утверждается в виде приложения к территориальной программе по форме, в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящим разъяснениям.
Территориальные нормативы объема и финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, и средств обязательного медицинского страхования формируются в соответствии с Программой на основании средних нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Программой, с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации и указываются в текстовой части территориальной программы, а также в табличной форме в приложении к ней.
Мастер-класс « От идеи до реализации в сфере медицинской лазерной диагностики»
В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ государственных гарантий субъектами Российской Федерации формируется и развивается трехуровневая система медицинских организаций. Рекомендуется установление распределения медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, по следующим уровням:
первый уровень — медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие населению в пределах муниципального образования (внутригородского округа):
первичную медико-санитарную помощь;
и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;
и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
и (или) паллиативную медицинскую помощь;
второй уровень — медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие в том числе специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований, а также специализированные больницы, больницы скорой медицинской помощи, центры, диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);
третий уровень — медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие населению высокотехнологичную медицинскую помощь.
Отнесение медицинской организации к третьему уровню оказания медицинской помощи осуществляется при соблюдении лицензионных требований, предъявляемых к медицинским организациям, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 и в случае распределения комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации (далее — Комиссия) объема на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Разъяснения по оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе применение коэффициента уровня оказания медицинской помощи представлены в Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (совместное письмо от 12 декабря 2019 г. Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/И/2-11779 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 17033/26-2/и) (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013 г., N 27960) распределение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным, осуществляется по группам.
Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, и перечень медицинских организаций, проводящих профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, является приложением к территориальной программе и включает полный пронумерованный перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, с указанием медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с реестром медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (приложение 3 к настоящим разъяснениям).
2. Финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее — базовая программа), застрахованным лицам осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу — за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Проведение обязательных диагностических исследований и оказание медицинской помощи по поводу заболеваний и состояний, включенных в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы, при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу) и средств обязательного медицинского страхования (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу).
При проведении обязательных диагностических исследований учитываются результаты таких исследований, проведенных застрахованным лицам, в том числе в рамках диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.
За счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи в случае выявления заболевания, включенного в базовую программу, в рамках проведения обязательных диагностических исследований при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу.
Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные Программой.
В рамках базовой программы осуществляется финансовое обеспечение медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом. При этом проведение медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, занимающихся спортом и выступающих на соревнованиях в составе сборных команд, оценка уровня их физического развития, выявление состояний и заболеваний, являющихся противопоказаниями к занятиям спортом, не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
3. При формировании и экономическом обосновании территориальной программы и определении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования следует учитывать объемы медицинской помощи, оказываемой населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.
Территориальная программа должна быть сбалансирована по видам, формам и условиям оказания медицинской помощи, так, например, сокращение объема специализированной медицинской помощи в стационарных условиях должно сопровождаться увеличением объема медицинской помощи в условиях дневного стационара, а сокращение объема скорой медицинской помощи вне медицинской организации — увеличением объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме.
4. Методические подходы к формированию
территориальной программы, в том числе к установлению
органами государственной власти субъектов Российской
Федерации дифференцированных нормативов объема
и финансового обеспечения медицинской помощи
с учетом региональных особенностей
Основой формирования территориальной программы является потребность населения в медицинской помощи, предоставляемой на бесплатной основе.
На первом этапе при формировании территориальной программы рассчитываются и устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — законодательство в сфере охраны здоровья) определены виды, условия и формы оказания медицинской помощи. Средние нормативы объема медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи установлены Программой преимущественно по условиям оказания медицинской помощи, а также по ее видам (для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи) и формам (для медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме).
В целях определения потребности населения в объемах медицинской помощи по видам и условиям ее оказания необходимо провести анализ показателей здоровья населения, включая медико-демографические показатели и показатели уровня и структуры заболеваемости населения, основанных на данных медицинской статистики, а также фактического выполнения объема медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в динамике не менее чем за 3 предыдущих года по данным формы федерального статистического наблюдения N 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению» (далее — форма N 62) и иных форм статистического наблюдения.
По данным Росстата на 1 января 2019 г. в структуре населения Российской Федерации женщины составляют 53,6%, мужчины — 46,4%, дети (в возрасте от нуля до семнадцати лет включительно) — 20,6%, взрослые (в возрасте 18 лет и старше) — 79,4%, лица в возрасте 65 лет и старше — 15,0%.
В случае если половозрастная структура населения (застрахованных лиц) в субъекте Российской Федерации аналогична среднероссийской, при формировании территориальной программы могут быть использованы нормативы Программы.
Обоснование территориальных дифференцированных нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя/застрахованное лицо осуществляется с учетом региональных особенностей, при этом Программой субъектам Российской Федерации дано право на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливать дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя/застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации и передвижных форм оказания медицинской помощи.
Нормативы объема медицинской помощи по видам и условиям ее предоставления по территориальной программе устанавливаются раздельно в части финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов могут применяться понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Программой, для:
Белгородской области, Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Липецкой области, Московской области, Орловской области, Тамбовской области, Тверской области, г. Москвы, Ненецкого автономного округа, Вологодской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской области, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края, Республики Мордовия, Чувашской Республики, Нижегородской области — в размере 0,7;
Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Ярославской области, Республики Карелия, Республики Коми, Калининградской области, Псковской области, г. Санкт-Петербурга, Ростовской области, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Кировской области, Пензенской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — в размере 0,8;
Воронежской области, Курской области, Тульской области, Архангельской области, Волгоградской области, Кабардино-Балкарской Республики, Самарской области, Саратовской области, Республики Алтай, Тюменской области, Томской области, Республики Бурятия, Камчатского края — в размере 0,9.
Рекомендуемые для установления в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, на 2020 год с учетом рекомендуемых коэффициентов дифференциации объема медицинской помощи представлены в приложении 4 к настоящим разъяснениям.
В части медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, субъекту Российской Федерации рекомендуется устанавливать дифференцированные нормативы объема предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо по видам, формам и условиям оказания медицинской помощи с учетом указанных факторов (на основе распределения объема медицинской помощи для медицинских организаций первого, второго и третьего уровней системы организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, с учетом объема медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации) в рамках подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи устанавливаются для каждого этапа (уровня) оказания медицинской помощи в расчете на 1 жителя (1 застрахованное лицо) субъекта Российской Федерации на основе распределения объема медицинской помощи для медицинских организаций первого, второго и третьего уровней системы организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, а также с учетом объема медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации.
При установлении дифференцированных нормативов объема медицинской помощи субъектом Российской Федерации предусматривается осуществление структурных преобразований системы оказания медицинской помощи (развитие медицинской помощи в неотложной форме, медицинской реабилитации, стационарозамещающих технологий, паллиативной медицинской помощи и т.д.) с учетом параметров, предусмотренных Программой и государственной программой «Развитие здравоохранения».
На втором этапе устанавливаются нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, при этом учитываются параметры заработной платы работников, занятых в сфере здравоохранения, а также увеличение расходов на другие статьи расходов.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов устанавливаются с учетом региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в части заработной платы медицинских работников.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливаются с учетом коэффициента дифференциации, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования» (далее — коэффициент дифференциации)
На третьем этапе рассчитываются подушевые показатели расходов по каждому виду медицинской помощи как произведение норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и норматива объема медицинской помощи по каждому виду (условиям оказания) медицинской помощи в разрезе источников финансового обеспечения. Затем путем суммирования подушевых расходов по видам и условиям оказания медицинской помощи рассчитываются подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Подушевой норматив финансирования территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов устанавливается с учетом региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в части заработной платы медицинских работников. Установление размера подушевого норматива финансирования территориальной программы выше среднего подушевого норматива Программы с учетом региональных особенностей относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Указанный подушевой норматив включает в том числе расходы на оказание прочих видов медицинских и иных услуг в медицинских организациях, деятельность которых не может быть измерена объемами медицинской помощи (в соответствии с разделом V Программы). Размер этих расходов определяется на основе статистических данных с учетом параметров прогноза социально-экономического развития на соответствующий год.
Подушевой норматив финансирования территориальной программы за счет средств обязательного медицинского страхования устанавливается с учетом коэффициента дифференциации.
В целях организации обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования включает расходы на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации (средства на административно-управленческие расходы системы обязательного медицинского страхования), которые планируются как сумма расходов на ведение дела страховых медицинских организаций и расходов на обеспечение выполнения территориальным фондом обязательного медицинского страхования своих функций, установленных законом о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
На четвертом этапе определяется стоимость территориальной программы, включая средства соответствующих бюджетов и средства обязательного медицинского страхования, и рассчитывается доля расходов на оказание медицинской помощи в разрезе видов (условий оказания) в общих расходах на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы.
При формировании и определении стоимости территориальной программы на 2020 год за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов учитывается численность населения субъекта Российской Федерации по прогнозу Росстата на 1 января 2020 года, при формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования — численность застрахованных лиц на 1 января 2019 года.
Размер бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на реализацию территориальной программы на 2020 год определяется исходя из величины подушевого норматива финансирования за счет средств соответствующих бюджетов, установленного территориальной программой, и численности населения субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения территориальной программы с дефицитом ее финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2020 год необходимо в срок до 15 января 2020 г. представить в Минздрав России:
— информацию о размере:
утвержденных бюджетных ассигнований (за исключением взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения), направляемых на реализацию территориальной программы в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (с выпиской из Закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации);
дефицита финансового обеспечения территориальной программы с обоснованием его расчета и указанием численности населения субъекта Российской Федерации, которая использована при расчетах;
— график ликвидации указанного дефицита.
Для определения стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования необходимо величину среднего подушевого норматива финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования, установленного Программой на 2020 год (12 699,2 руб.) умножить на коэффициент дифференциации и на численность застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года.
Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования не включает средства на обеспечение выполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих функций.
Стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования не включает средства, возмещенные территориальному фонду обязательного медицинского страхования по месту оказания медицинской помощи за медицинскую помощь, оказанную лицам, которым выдан полис обязательного медицинского страхования (застрахованным) в иных субъектах Российской Федерации, средства на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, а также средства на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации кадрового дефицита и на стимулирование медицинских работников за выявление в ходе проведения диспансеризации населения онкологических заболеваний.
В целях обоснования территориальных дифференцированных нормативов объема медицинской помощи и ее финансирования для последующего утверждения в рамках территориальной программы следует обеспечить учет и провести анализ показателей по видам медицинской помощи.
4.1 Первичная медико-санитарная помощь
В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Программой предусмотрена приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
4.1.1. Для первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, устанавливаются:
— для медицинской помощи, оказываемой с профилактической и иными целями:
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов:
территориальный норматив объема медицинской помощи с профилактической и иными целями, включающий нормативы объема для паллиативной медицинской помощи;
за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров (включающий 1-е посещение в году для проведения диспансерного наблюдения);
территориальный норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации;
территориальный норматив посещений с иными целями;
— для медицинской помощи, оказываемой в связи с заболеваниями:
территориальные нормативы обращений в связи с заболеваниями (за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, а также средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования);
территориальные нормативы в связи с проведением отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, гистологических исследований и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии) (за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования)
— для медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
территориальный норматив посещений в неотложной форме.
Учет посещений и обращений осуществляется на основе учетной формы N 025-1/у «Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях», утвержденной приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 834н (далее — Талон).
Территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров за счет средств обязательного медицинского страхования, устанавливается с учетом показателя федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» по субъекту Российской Федерации (за исключением предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).
Обоснование территориальных нормативов объемов комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации приводится в таблице согласно приложению 5 к настоящим разъяснениям и представляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Средний норматив объемов комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних учитывает 1,58 посещения. При установлении территориального норматива комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров учитывают сложившуюся в субъекте Российской Федерации кратность посещений при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, отражаемую в указанной таблице.
Территориальный норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации включает комплексные посещения в рамках 1-го этапа диспансеризации. В отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, диспансеризация проводится с привлечением близлежащих медицинских организаций.
Территориальные нормативы комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации устанавливаются с учетом приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации:
от 13 марта 2019 г. N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» (зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2019 г., N 54495),
от 10 сентября 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2017 г., N 47855);
от 15 февраля 2013 г. N 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013 г., N 27964);
от 11 апреля 2013 г. N 216н «Об утверждении порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью» (зарегистрирован Минюстом России 21 мая 2013 г., N 28454).
Посещения с иными целями включают:
посещения для проведения диспансерного наблюдения граждан, страдающих отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний или имеющих высокий риск их развития, а также граждан, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений);
посещения для проведения 2 этапа диспансеризации,
разовые посещения в связи с заболеваниями,
посещения центров здоровья,
посещения медицинских работников, имеющих среднее медицинское образование, ведущих самостоятельный прием;
посещения центров амбулаторной онкологической помощи;
посещения в связи с выдачей справок и иных медицинских документов и другими причинами.
Объем посещений для проведения диспансерного наблюдения рассчитывается на основе численности лиц, состоящих под диспансерным наблюдением при отдельных заболеваниях и состояниях в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации с учетом численности указанной категории граждан в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 30 Сведения о медицинской организации». В отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, при наличии хронических заболеваний проводится диспансерное наблюдение в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи.
Объем медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями, на 2020 год рекомендуется обосновать в разрезе видов посещений и включить обоснование в виде приложения к территориальной программе в соответствии с формой, представленной в приложении 6 к настоящим разъяснениям.
Для медицинских организаций, в составе которых на функциональной основе созданы центры здоровья, единицей объема первичной медико-санитарной помощи является посещение:
— впервые обратившихся граждан в отчетном году для проведения комплексного обследования;
— обратившихся граждан для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья, а также граждан, направленных медицинской организацией по месту прикрепления, медицинскими работниками образовательных организаций.
Медицинские организации, в которых созданы центры здоровья, участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи в этих структурных подразделениях.
Объем первичной медико-санитарной помощи, оказанной в центрах здоровья, в том числе являющихся структурными подразделениями врачебно-физкультурных диспансеров, центров охраны здоровья семьи и репродукции, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медицинской профилактики, формируется на основе реестров счетов, заполненных в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее — МКБ-10) по классу XXI «Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения» (Z00 — Z99).
Средний норматив объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме за счет средств обязательного медицинского страхования, включает в том числе посещения на дому.
Обращение по поводу заболевания — это законченный случай лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее двух посещений по поводу одного заболевания (складывается из первичных и повторных посещений), включающий лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия, в результате которых наступает выздоровление, улучшение, направление пациента в дневной стационар, на госпитализацию в круглосуточный стационар. Результат обращения отмечается в соответствующих позициях Талона только при последнем посещении больного по данному поводу. На 2020 год средняя кратность посещений в связи с заболеванием в одном обращении составляет 2,9 посещения.
Субъекты Российской Федерации устанавливают территориальные нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема в связи с проведением отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и гистологических исследований с целью выявления онкологических заболеваний) с учетом применения различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленного заболеваемостью населения, в связи с чем эти нормативы могут быть обоснованно ниже или выше средних нормативов, установленных Программой.
Средний норматив объема молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний (0,0007 на 1 застрахованное лицо) — это комплексное исследование одной зоны интереса биопсийного (операционного и диагностического) материала с постановкой всех необходимых тестов для данного вида опухоли в соответствии с клиническими рекомендациями по лечению онкологических заболеваний.
Средний норматив гистологических исследований с целью выявления онкологических заболеваний (0,0501 на 1 застрахованное лицо) — это прижизненное патолого-анатомическое исследование в амбулаторных условиях макро- и микроскопических изменений фрагментов тканей, органов с учетом следующих критериев учета:
при вырезке, проводке и микротомии — по числу объектов (объектом является один тканевой образец, залитый в один парафиновый или замороженный блок) с последующим описанием материала в соответствии с необходимыми требованиями;
при окраске микропрепаратов (постановке реакций, определений) — по числу объектов, обработанных одной окраской (реакцией, определением) с последующим описанием материала в соответствии с необходимыми требованиями;
при пересмотре — описание представленного из одной зоны интереса биопсийного (операционного и диагностического) материала вне зависимости от объема и количества.
Все гистологические исследования осуществляются в целях выявления, подтверждения или уточнения онкологического заболевания.
Иммуно-гистохимические и гистохимические исследования не включены в установленные нормативы отдельных диагностических (лабораторных) исследований.
Средний норматив финансовых затрат на 1 молекулярно-генетическое исследование с целью выявления онкологических заболеваний (15000 рублей) рассчитан как средневзвешенная стоимость одного комплексного исследования и включает расходы на оплату транспортных услуг в целях доставки диагностического материала к месту исследования и расходы на хранение образца.
Средний норматив финансовых затрат на 1 гистологическое исследование с целью выявления онкологических заболеваний (575,1 рубля) рассчитан как средневзвешенная стоимость одного гистологического исследования.
В рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования с целью эффективного расходования финансовых средств необходимо разработать дифференцированные тарифы на отдельные услуги в зависимости:
для молекулярно-генетических исследований: от вида опухоли и необходимого количества применяемых тестов;
для гистологических исследований: от вида исследований и с учетом указанных критериев.
При определении нормативов финансовых затрат на проведение лабораторных и диагностических исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, гистологических исследований и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии) учитываются различия в стоимости медицинских услуг, связанные с уровнем заболеваемости застрахованных лиц, в том числе по профилям оказания медицинской помощи, необходимостью применения выездных форм оказания медицинской помощи, применением расходных материалов и медицинского оборудования, особенности маршрутизации пациентов в субъекте Российской Федерации, а также за его пределами в рамках межтерриториальных расчетов. При этом Программой субъектам Российской Федерации дано право устанавливать нормативы финансовых затрат на указанные исследования с учетом вышеназванных особенностей. Обоснование установленных в территориальной программе нормативов финансовых затрат на отдельные диагностические и лабораторные исследования за счет средств обязательного медицинского страхования приводится в таблице согласно приложению 7 к настоящим разъяснениям и представляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Назначение отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и гистологических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии) осуществляется врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную, медицинской организации, к которой прикреплен гражданин, при наличии медицинских показаний.
Порядок направления на такие исследования устанавливается нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Страховые медицинские организации осуществляют контроль за назначением, направлением на проведение и выполнением отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, гистологических исследований и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях проведения указанного контроля медицинская организация обеспечивает доступ представителей страховой медицинской организации на территорию и в помещение медицинской организации, а также к необходимой медицинской документации.
При установлении объема медицинской помощи, оказываемой врачами-педиатрами участковыми, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), следует учитывать дифференциацию потребления медицинской помощи прикрепленным населением в зависимости от пола, возраста, уровня общей заболеваемости, а также климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения в субъекте Российской Федерации.
В случае установления государственного (муниципального) задания врачебно-физкультурным диспансерам и другим медицинским организациям, предоставляющим медицинские и иные услуги в рамках территориальной программы, измеряемого в посещениях с профилактической и иными целями, выполненный этими медицинскими организациями объем медицинской помощи может включаться в объем медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях за счет средств соответствующих бюджетов в целом по субъекту Российской Федерации.
Установленные Программой средние нормативы финансовых затрат на 2020 год на 1 комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров (1 782,2 рубля), на 1 комплексное посещение для проведения диспансеризации (2 048,7 рубля), включают в том числе расходы на проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации мобильными медицинскими бригадами, а также проведение указанных мероприятий в выходные дни.
Субъект Российской Федерации может устанавливать территориальные нормативы финансовых затрат на 1 комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации как без учета расходов на оказание медицинской помощи мобильными медицинскими бригадами так и с учетом указанных расходов.
В рамках подушевых нормативов финансового обеспечения территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета и средств обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации может устанавливать дифференцированные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры заболеваемости населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
В случаях оказания медицинских услуг с применением мобильных медицинских комплексов на территории субъекта Российской Федерации тарифным соглашением устанавливаются тарифы на медицинские услуги с применением мобильных медицинских комплексов, которые могут включать командировочные расходы, в том числе расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно воздушным транспортом (при необходимости, с учетом особенностей транспортной доступности субъекта Российской Федерации), а в случаях отсутствия указанных услуг на территории субъекта Российской Федерации тарифные соглашения содержат информацию об их отсутствии.
Особенности оплаты первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования представлены в Методических рекомендациях.
Для определения стоимости единиц объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, рекомендуется использовать поправочные коэффициенты по основным специальностям, представленные в приложении 8 к настоящим разъяснениям.
Оплата медицинской помощи, оказываемой несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования по подушевому нормативу в медицинских организациях, определенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Профилактические медицинские осмотры обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, могут осуществляться в образовательной организации, в связи с чем дополнительно может быть установлен тариф на оплату профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
Расчет соответствующих тарифов на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования производится исходя из расходов на проводимые осмотры врачами-специалистами, лабораторные, функциональные и иные исследования с учетом применения передвижных форм предоставления медицинских услуг. Оплата медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, может осуществляться за законченный случай.
При планировании и учете объема гарантируемой стоматологической помощи застрахованным лицам по территориальной программе обязательного медицинского страхования учитываются как посещения с профилактической и иными целями, так и обращения в связи с заболеваниями. При этом учитывается кратность условных единиц трудоемкости (далее — УЕТ) в одном посещении, которая в среднем по Российской Федерации составляет 4,2, число УЕТ в одном посещении с профилактической целью — 4,0, в одном обращении в связи с заболеванием (законченном случае лечения) — 9,4.
Для оплаты стоматологической медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, единицей объема следует считать посещение с профилактической и иными целями, стоимость которого корректируется с учетом содержащегося в нем количества УЕТ, а также обращение по поводу заболевания.
При оказании стоматологической помощи необходимо соблюдать принцип максимальной санации полости рта за одно посещение.
Для обоснования размера тарифа на стоматологическую помощь целесообразно устанавливать перечень лекарственных препаратов, медицинских изделий, необходимых для ее оказания в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Финансовое обеспечение проведения медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского обследования перед профилактическими прививками при осуществлении иммунопрофилактики, а также оказания медицинской помощи в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, при возникновении поствакцинальных осложнений осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается первичная медико-санитарная помощь, оказанная в том числе:
медицинскими работниками со средним медицинским образованием, ведущими самостоятельный прием;
врачами и медицинскими работниками со средним медицинским образованием в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений.
В территориальной программе устанавливается размер финансового обеспечения фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов в зависимости от численности обслуживаемого ими населения: до 100 человек, от 100 человек до 899 человек, от 900 до 1 500 человек, от 1 500 человек до 2 000 человек и свыше 2 000 человек (информация согласно приложению 9 к настоящим разъяснениям представляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
При этом субъект Российской Федерации вправе устанавливать размер финансового обеспечения фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов с учетом покрытия всех расходов, предусмотренных тарифом на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, при условии соответствия материально-технической базы фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, их кадрового состава требованиям, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
При определении размера финансового обеспечения фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, обслуживающих до 100 человек и свыше 2 000 человек, учитывается решение субъекта Российской Федерации о необходимости организации таких фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов.
4.1.2. Программой установлены средние нормативы объема и финансовых затрат для медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара в целом, без указания вида медицинской помощи.
В целях планирования первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, рекомендуется вести раздельный учет объема и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи с учетом источников ее финансового обеспечения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в дневном стационаре, являющемся структурным подразделением преимущественно медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь амбулаторно.
4.1.3. Подушевые расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи включают подушевые расходы на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях для каждого из установленных нормативов объема и подушевые расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара.
Указанные подушевые расходы для медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, рассчитываются как произведение соответствующего норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и норматива объема медицинской помощи, для медицинской помощи в условиях дневного стационара — как произведение соответствующих расчетных показателей.
4.1.4. Финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи включает расходы на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях и расходы на оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара, указанные расходы рассчитываются раздельно по источникам финансового обеспечения территориальной программы в соответствии со следующим алгоритмом:
а) в амбулаторных условиях:
— расчет планируемого (абсолютного) числа единиц объема (посещений с профилактической и иными целями, комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, посещений с иными целями; посещений в неотложной форме, обращений в связи с заболеваниями) как произведение соответствующего норматива объема на численность жителей/застрахованных лиц;
— расчет расходов для выполнения планируемых объемов медицинской помощи как произведение нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на планируемое (абсолютное) число единиц объема медицинской помощи в разрезе установленных нормативов объема;
Планирование объема и финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях осуществляется в соответствии с приложением 10 (строка 03, графы 7 — 18).
Расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях также могут быть рассчитаны как произведение соответствующего показателя подушевых расходов на численность жителей/застрахованных лиц.
Справочно: расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях не включают расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях.
б) в условиях дневного стационара:
расчет расходов на оказание первичной медико-санитарной помощи определяется как произведение стоимости 1 случая лечения в дневном стационаре при оказании первичной медико-санитарной помощи на планируемое абсолютное число случаев лечения.
Планирование объема и финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара осуществляется в соответствии с приложением 10 (строка 03, графы 23 — 26).
Расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара также могут быть рассчитаны как произведение соответствующего показателя подушевых расходов на численность жителей/застрахованных лиц.
На заключительном этапе осуществляется расчет и оценка доли расходов на оказание первичной медико-санитарной помощи (в том числе в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара), в общих расходах на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы (в разрезе источников финансового обеспечения (средства соответствующего бюджета и обязательного медицинского страхования) и в целом по территориальной программе).
4.2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная,
медицинская помощь
В соответствии законодательством в сфере охраны здоровья специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
4.2.1. Для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях устанавливается территориальный дифференцированный норматив случаев госпитализации (законченных случаев лечения в стационарных условиях);
Рекомендуемые показатели числа случаев госпитализации, средней длительности пребывания одного пациента в медицинской организации в стационарных условиях (дней) и числа койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей/застрахованных по профилям медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи» (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., N 24440) представлены в приложении 11 к настоящим разъяснениям.
Если половозрастная структура населения (застрахованных лиц) в субъекте Российской Федерации отличается от среднероссийской, в территориальной программе необходимо скорректировать объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в разрезе отдельных профилей с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих в том числе особенности возрастного состава населения субъекта Российской Федерации.
Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления удельного веса (в % или долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по Российской Федерации.
Например, если в структуре населения субъекта Российской Федерации дети составляют 19,5% и взрослые 80,5%, то поправочные коэффициенты составят: 0,947 для детского (19,5 / 20,6 = 0,947) и 1,014 для взрослого населения (80,5 / 79,4 = 1,014).
Справочно: структуре населения Российской Федерации дети составляют — 20,6%, взрослые — 79,4%.
Скорректированное число случаев госпитализации определяется как отношение скорректированного числа койко-дней к средней длительности пребывания одного пациента в медицинской организации в стационарных условиях.
Пример расчета скорректированного с учетом поправочных коэффициентов числа койко-дней представлен в таблице 1.
Пример коррекции объема медицинской помощи,
оказываемой в стационарных условиях по профилю
«кардиология», в субъекте Российской Федерации
Источник: rulaws.ru
Финансирование строительства диагностических медицинских центров бесплатное предоставление
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Обществознание (Экономика)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов
В) обеспечение охраны правопорядка
Г) организация работы общественного транспорта
Д) выплата пенсий, субсидий
1) социальное обеспечение населения
2) организация производства общественных благ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров — организация производства общественных благ.
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов — социальное обеспечение населения.
В) обеспечение охраны правопорядка — организация производства общественных благ.
Г) организация работы общественного транспорта — организация производства общественных благ.
Источник: 5splusom-school.ru
Финансирование строительства диагностических медицинских центров бесплатное предоставление
1 . Ниже приведён перечень налогов и сборов. Все они, за исключением двух, в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся к федеральным налогам и сборам. Найдите два налога и сбора, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. налог на добычу полезных ископаемых 2. государственная пошлина 3. налог на доходы физических лиц 4. транспортный налог 5. налог на прибыль организаций 6. налог на имущество организаций
Верный ответ: 46
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17024.
2 . Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью. 2. К социальным потребностям человека относят потребность в общении. 3. К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена. 4. Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями. 5. К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
Верный ответ: 1245
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17175.
3 . Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) обоснованность гипотез
Б) комплексное описание объекта
В) образность и наглядность
Г) ярко выраженный субъективный характер
Д) стремление к достоверности и объективности
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
1) наука
2) искусство
Верный ответ: 11221
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17226.
4 . Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществоведения по теме «Общественный прогресс». Один из слайдов называется «Противоречивость общественного прогресса». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства 2. рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр 3. увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины 4. ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий 5. увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники 6. расширение возможностей самореализации личности в условиях демократизации общества
Верный ответ: 125
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17202.
5 . Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Верный ответ: 1234
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16903.
6 . Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
А) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов
Б) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров
В) организация работы общественного транспорта
Г) выплата пенсий, субсидий
Д) обеспечение охраны правопорядка
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1) социальное обеспечение населения
2) организация производства общественных благ
Верный ответ: 12212
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16904.
7 . На рынке области Z представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
Верный ответ: 346
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16605.
1. Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы. 2. Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод. 3. Причина социального конфликта связана с интересами его участников. 4. Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества. 5. Социальный конфликт предполагает противоборство сторон.
Верный ответ: 1235
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17006.
9 . В ходе социологических опросов совершеннолетним жителям стран Z и Y предлагали высказать своё мнение о необходимости оппозиции в политической жизни страны.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В стране Z доля отметивших, что наличие оппозиции позволяет учитывать иные мнения при принятии государственных решений, больше доли отметивших, что оппозиция поддерживает диалог власти и общества. 2. Доля тех, кто отметили, что общество может выбирать между программой власти и программой оппозиции, в стране Y больше, чем в стране Z. 3. Равные доли опрошенных жителей обеих стран отметили, что наличие оппозиции обеспечивает возможность демократических выборов. 4. Доля тех, кто отметили, что оппозиция позволяет держать власть под контролем общества, в стране Z больше, чем в стране Y. 5. Одинаковые доли опрошенных в стране Y отметили, что оппозиция поддерживает диалог власти и общества и что наличие оппозиции обеспечивает возможность демократических выборов.
Верный ответ: 24
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17257.
1. Некоторым политическим лидерам подчинённые готовы повиноваться в силу сложившейся традиции. 2. Политический лидер призван объединять своих сторонников для достижения властно значимых целей. 3. Политическим лидерством называют способность определённого лица решающим образом постоянно влиять на всё общество, группу, организацию, государство. 4. Демократическое лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых. 5. По стилю общения лидера с подчинёнными различают харизматический и рационально-легальный типы лидерства.
Верный ответ: 123
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17258.
11 . В течение 18 лет страной Z руководит правитель, унаследовавший власть от своего отца. Он восьмой представитель правящей династии. Он единолично определяет цели развития страны и способы их достижения. Опорой режима являются церковь и армия. Что из перечисленного характеризует подобный тип политического лидерства?
Запишите цифры, под которыми указаны верные. характеристики.
1. региональный 2. традиционный 3. анархический 4. авторитарный 5. демократический 6. общенациональный
Верный ответ: 246
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16659.
12 . Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам (свободам) гражданина России? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. право на защиту чести и доброго имени 2. право на частную собственность 3. свобода предпринимательской деятельности 4. право на охрану здоровья и медицинскую помощь 5. свобода совести, мысли, слова
Верный ответ: 234
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16710.
13 . Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) обеспечение проведения в России единой финансовой и денежно-кредитной политики
Б) объявление амнистии
В) освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
Г) назначение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации
Д) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории России
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) Президент Российской Федерации
2) Совет Федерации
3) Государственная Дума
4) Правительство Российской Федерации
Верный ответ: 43312
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16761.
14 . Выберите верные суждения об источниках (формах) права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Нормативные правовые акты являются источниками только для отраслей материального права. 2. Нормативный договор — совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающихся субъектов. 3. Закон обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам. 4. Формы (источники) права — это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения. 5. Юридический прецедент — исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантировано его принудительной силой.
Верный ответ: 234
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16612.
15 . Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Прохор неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько дисциплинарных взысканий.
Б) 26-летний Лука был направлен на альтернативную гражданскую службу.
В) Марина вышла замуж за жителя другого города и переехала по месту жительства мужа.
Г) По истечении срока трудового договора Виктор Петрович не был переизбран на должность ректора вуза.
Д) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Мирона достаточного уровня квалификации для занимаемой должности работника
ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) инициатива работодателя
2) инициатива работника
3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Верный ответ: 13231
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17263.
16 . 15-летняя Марина хочет устроиться на работу курьером. При каких условиях работодатель может заключить с ней трудовой договор? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.
1. выполнение лёгкого труда 2. наличие решения суда об эмансипации 3. труд не должен причинять вреда здоровью 4. прохождение медицинского осмотра 5. согласие обоих родителей (попечителей) 6. согласие органа опеки и попечительства
Верный ответ: 134
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17139.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 17-20.
Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.
Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).
Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы.
Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но, будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями Министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.
Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.
Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода.
Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.
17 . Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил? Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: социальная позиция, связанная с определёнными правами и обязанностями
2) ответ на второй вопрос, например: предписанный, достигнутый и статусы, сочетающие предписанные и достигнутые элементы
(Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании трёх видов социальных статусов.)
3) ответ на третий вопрос, например: каждый статус включает в себя ряд ролей
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16915.
18 . Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность». (Объяснение смысла / определение понятия может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например: личность — это совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни
Может быть дано другое объяснение смысла понятия
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16916.
19 . На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).
В правильном ответе должны быть приведены примеры:
1) формальных ролевых ожиданий от ученика: администрация школы и учителя ожидают, что ученик не будет опаздывать на занятия, будет носить школьную форму, соблюдать дисциплину на уроках, выполнять домашние задания
2) неформальных ролевых ожиданий от ученика: одноклассники рассчитывают, что ученик будет надёжным другом или просто приятным собеседником, партнёром по играм
3) формальных санкций по отношению к ученику: отметки по учебным предметам
4) неформальных санкций по отношению к ученику: похвалы/замечания учителей, уважение/неуважение одноклассников
По каждой позиции могут быть приведены другие примеры
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16917.
20 . Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко объясните каждое из них.
В правильном ответе должны быть высказаны предположения и даны объяснения, например:
1) выбор главного статуса может зависеть от жизненных обстоятельств непреодолимой силы (например, женщина стала матерью, и этот статус стал для неё главным, так как она жизненно необходима своему ребёнку)
2) выбор главного статуса может быть обусловлен жизненными целями человека (например, человек стремится найти престижную работу и сделать карьеру, а потому сначала статус студента, а потом сотрудника организации является для него главным)
Могут быть высказаны другие предположения, даны другие объяснения
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16918.
21 . На графике изображено изменение ситуации на рынке 3D-принтеров в стране Z. Предложение переместилось из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях подешевеют материалы, используемые для печати на 3D-принтерах?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась
2) ответ на второй вопрос: (одно обстоятельство / фактор с объяснением влияния): количество производителей (например: на рынок вышли два новых производителя ЗD-принтеров, что привело к увеличению объёмов производства и к росту предложения)
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании обстоятельства/фактора и объяснении)
3) ответ на третий вопрос: снижение цен на материалы для печати на ЗD-принтерах приведёт к росту спроса на них и повышению их равновесной цены
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения предложения и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировка
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17044.
22 . На рынке детской одежды области Z конкурирует множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса, продаётся стандартная продукция.
Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ объясните. Какие барьеры входа на рынок этого типа существуют? Какой тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: рынок совершенной конкуренции
2) объяснение, например: на рынке действует множество конкурирующих фирм, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам
(Может быть приведено другое объяснение.)
3) ответ на второй вопрос: барьеры отсутствуют: ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного производства в другое.
(Ответ на второй вопрос может быть сформулирован иначе.)
4) ответ на третий вопрос:
а) по объекту — рынок товаров
б) по масштабу — региональный
Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух или более типов (видов)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17145.
23 . Конституция Российской Федерации устанавливает основы гражданства Российской Федерации.
На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обращаем внимание, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Могут быть приведены такие подтверждения:
1) Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2) Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3) Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные: как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17121.
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Брак как институт права в Российской Федерации»
24 . Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Брак как институт права в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Условия заключения брака в Российской Федерации:
а) достижение брачного возраста
б) дееспособность лиц, вступающих в брак
в) добровольность вступления в брак
г) отсутствие близкого родства и др.
2. Порядок заключения брака в Российской Федерации:
а) в органах ЗАГС
б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др.
в) по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган ЗАГС
г) в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака и др.
3. Личные права супругов:
а) свобода в выборе рода занятий, профессии
б) свобода в выборе места пребывания и жительства
в) право выбора фамилии и др.
4. Имущественные права супругов:
а) законный режим имущества супругов
б) договорной режим имущества супругов
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно двух подпунктов.)
5. Прекращение брака:
а) смерть / объявление умершим одного из супругов
б) расторжение брака
в) признание брака недействительным
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они
могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17047.
25 . Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие меры российского государства направлены на сохранение и укрепление семьи? (Назовите любые три меры.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию этой меры в современной России. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) обоснование
2) ответ на вопрос
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании названий трёх партий.)
3) три примера, иллюстрирующих реализацию различных мер.
Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются.)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17048.
Источник: studarium.ru