Оперы это в строительстве

В 1978 году была основана Притцкеровская премия (ее называют «архитектур­ной Нобелевкой»), а в 2002 году лауреатом впервые стал австралиец — Гленн Меркатт. Архитектора наградили за проекты очень «правильных» жилых домов — экологичных, сдержанных по форме и глубоко продуманных с точки зрения планировки и климатических условий Австралии. Такое решение жюри поразило весь архитектурный мир: предыдущие лауреаты были известны своими радикальными высказываниями как в теории, так и на практике.

Но еще более удивительным стал следующий, юбилейный год Притцкеровской премии. 25-м лауреатом стал датчанин Йорн Утсон, автор самого известного и провокативного сооружения в мире — Сиднейского оперного театра. К тому моменту Утсону исполнилось 84 года, и он спроектировал множество зданий в самых разных странах, однако в первую очередь жюри отметило именно австралийский проект 1956 года: «Датский архитектор Йорн Утсон, который спроектировал, вероятно, самое знаменитое здание в мире, Сиднейскую оперу…»

«Опера будущего». Лекция Inner Emigrant

Утсон получил заказ на проектирование оперы в ходе открытого международ­ного конкурса, обойдя 200 других участников. В 2019 году были опубликованы визуализации, выпол­ненные на базе чертежей нескольких других конкурсных предложений: они показывают, насколько скульптурная идея Утсона отлича­лась от всего остального.

В качестве площадки для будущего здания оперы организаторы конкурса предложили мыс Беннелонг. Он разделяет две бухты — Сиднейскую и Фарм — в заливе . Здесь начиналась история города: в 1817 году на Беннелонге начали строить форт Маккуори, который в ХХ веке сменило трамвайное депо.

Вид на Сиднейскую бухту. 1900-е годы Powerhouse Museum

Такое расположение требовало объекта с равноценными фасадами. Главный вход хотелось обратить к городу, откуда придут зрители, но и другие ракурсы оперы должны были украшать панораму Сиднея. Это противоречило тради­цион­ной технологии строительства театрального здания, у которого обычно на задах размещают технические пространства для хранения и загрузки декораций с воротами и пандусами, выводами вентиляции и так далее. Утсон убрал все дополнительные помещения в большой двухэтажный подиум, который не кажется громоздким благодаря пластике основных объемов, раскрываю­щихся в разные стороны и отвлекающих внимание от нижней части.

Поднимаясь по широкой лестнице на второй этаж, зритель символически отрывался от повседневной жизни и шел на встречу с искусством в сторону океана и величественных театральных сводов. В альбоме «Сиднейская опера. Принципы проекти­рования Йорна Утсона» (2002) архитектор расска­зывал, что ему понравилась идея плато, создаваемого человеком для контакта с возвышен­ным, как в сооружениях майя, которые он видел в Мексике.

Своды Сиднейской оперы чаще всего сравнивают с лепестками и парусами. Первые отсылают к расположенному по соседству историческому ботани­ческому саду, едва не ставшему парковкой оперы. Вторые рифмуются с профессией отца Утсона, известного проектировщика яхт. В то же время такая форма-капюшон позволила архитектору скрыть традиционно возвы­шающуюся над крышами театральных зданий сценическую коробку, из кото­рой на сцену спускаются декорации при смене картин, а иногда и парящие актеры. Там же расположена часть светозвукового оборудования.

Опера это…

Впрочем, воплотить идеи Утсона в жизнь оказалось очень трудным делом. автор проекта (для архитектурной профессии это еще молодость) нарисовал своды, не проконсультировавшись с конструкторами. Как реали­зовать такой проект, не потратив заоблачные суммы и не задействовав огром­ные человеческие ресурсы, никто не знал. К решению этой задачи был привле­чен британский инженер Ове Аруп Основанная им компания, которая теперь называется Arup, или Arup Group Limited, до сих пор остается одним из мировых лиде­ров в сфере инженерного проектирования. . Главная проблема заключалась в том, что изгиб сводов, нарисованных вдохновленным Утсоном от руки, невозможно было свести к единой ясной и простой математической формуле, с которой было бы легко работать при расчетах конструкций и по которой строители могли бы воспроизвести задумку в железобетоне без ошибок. Тем более что по проекту своды планировалось отделать плиткой, а при различном искрив­лении поверхности в каждой отдельной точке каждую плитку пришлось бы создавать индивидуально под конкретный участок.

Современного высокоточного оборудования тогда не существовало: для реали­зации проекта арматуру пришлось бы гнуть кустарно, а временную форму для заливки бетона создавать прямо на стройке. И это при максимальной высоте свода в 65 метров и на площадке, открытой океанским ветрам. А еще несущие ребра, стыки с перекрытиями, инженерные стояки, отделка традиционной глазурованной керамической плиткой и другие важные детали.

Источник: arzamas.academy

Что такое опера

«Ах, вы никогда не бывали в опере?» — обязательно спросят вас хотя бы раз в жизни.

Считается, что посетить оперный театр обязан каждый культурный человек.

Зал

Чтобы подготовить себя к восприятию оперы, не лишним будет узнать, что это за жанр, чем он интересен для публики и о чём нужно помнить, отправляясь на премьеру.

Читайте также:  Предприятие в строительстве это

Опера — это.

Опера – это жанр музыкально-драматического искусства, история, сыгранная на сцене с помощью музыки. Само слово «опера» переводится с латыни как «действие, труд». Главные герои оперного действа не говорят, а поют.

Когда им нужно выразить глубокую мысль или сильную эмоцию, они исполняют на сцене отдельную арию. Собственно из таких арий складывается сюжет оперы.

Текст музыкального представления называется либретто (что это такое?). Обычно он представляет собой краткий пересказ уже существующего литературного произведения, адаптированный для сцены и вокала.

Реже текст либретто пишется на заказ кем-то из писателей-современников конкретно для той или иной оперы, либо составляется самим композитором.

Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки.

Но влияют на оперу и другие царственные родственники: живопись помогает в оформлении декораций, актёрское мастерство и вокал воплощают энергию музыки и тайные посылы литературы. Так что любители синтетического искусства, как правило, находят в посещении оперы колоссальное удовольствие.

Из истории оперного жанра

Опера ассоциируется у знатоков музыки с Италией. Однако, как и многие виды искусства, зародилась она в античной Греции. Именно там сценическую речь впервые попробовали соединять с музыкой.

Позже в Риме увеличили долю сольных выступлений по сравнению с речитативами и разговорными вставками. Жанр стал по преимуществу музыкальным.

Временем настоящего рождения оперы справедливо считают другой период истории искусства, связанный с крупным явлением итальянской культуры рубежа 16-17 веков, получившим название Флорентийская камерата. В составе этого творческого содружества были лучшие музыканты и поэты Флоренции.

Нарушая традиции модной в ту эпоху полифонии, они ввели в свои спектакли лирическое одноголосие, стремясь подчеркнуть экспрессивность (что это?) поэзии средствами музыки. Новоизобретённый жанр был назван драмой через музыку.

Годом появления первой оперы считается 1598-й, но, к сожалению, следов этого произведения не осталось. Известно лишь, что оно называлось «Дафна», а его создателями были Я.Перри и О.Ринуччини.

Первая опера в мире

Сохранилась их вторая опера — «Эвридика», самая старая из всех, дошедших до современного слушателя. Правда, сегодня успеха она не имеет, чего нельзя сказать об опере «Орфей», написанной К.Монтеверди в 1607 году в Мантуе.

В 17 столетии в Венеции открылся первый общественный музыкальный театр «Сан-Кассиано», благодаря которому посещение оперы стало удовольствием не только для царского двора.

Странствующие по Европе певцы и актёры достаточно быстро сделали оперу любимым театрально-музыкальным развлечением жителей Германии, Польши, Венгрии, Франции, Великобритании и других стран.

В 18 столетии возникло разделение оперы на два жанра: сериа (серьёзная опера) и буффа (комическое действо).

В настоящее время опера существует в нескольких основных видах:

  1. Комическая; ;
  2. Большая опера;
  3. Опера спасения;
  4. Романтическая;
  5. Оперетта.

Композиция оперы

Перед началом оперного представления принято играть увертюру. Это вступительная часть композиции, не связанная с сюжетом произведения, но настраивающая на восприятие его содержания.

Действие произведения разворачивается в его основной части, которая состоит из актов, перемежающихся антрактами.

По структуре основное действие представляет собой чередование сольных арий, речетативов, разговорных фрагментов и отдельных музыкальных тем, сопровождаемых танцем или другими сценическими элементами.

Венчает представление эпилог. Его задача – подытожить сюжет, озвучить выводы или рассказать о дальнейшей судьбе героев.

Самые знаменитые оперы мира

Неподготовленному слушателю будет сложно проникнуться величием оперы. Перед началом представления будет полезно познакомиться с либретто произведения, чтобы представлять сюжет произведения.

Не лишним будет заглянуть на специальные музыковедческие сайты, рассказывающие об истории создания той или иной оперы, её авторах, любопытных фактах, связанных с ней.

Для тех, кто не слышал ещё ни одной оперы, можно порекомендовать выбрать что-нибудь для первого прослушивания из следующего списка:

Разумеется, список можно и нужно дополнять.

Заключение

Профессионалы советуют не только прослушивать диски с записями и просматривать киноверсии опер, но и посещать оперный театр.

Важен эффект присутствия на этом празднестве музыки и поэзии. Так что смело берите билеты. Приятного прослушивания, больших и маленьких открытий!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Я бы отнёс этот жанр к вымершему. Сейчас абсолютно никто не ходит а оперу. Потому что скучно. И исполняют там всё под фонограмму.

Они так поют, что ни одного слова разобрать невозможно, поэтому приходится либретто читать, даже если поют по-русски.

Да, признать это не очень приятно, но я тоже ничего не понимаю, даже если оперные певцы поют на русском. Поэтому предпочитают оперету — там поют, можно сказать, по слогам.

Источник: ktonanovenkogo.ru

Оперный театр

Оперный театр — здание музыкального театра, в котором проходят, прежде всего, представления опер, оперетт и балетов.

Здание оперного театра (за исключением театров под открытым небом) имеет большую сцену с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом или в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной.

Читайте также:  Строительство домов как строить

Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции, а затем в других городах Италии и предназначались для развлечения аристократии.

При строительстве оперных театров со времени их возникновения до наших дней использовались две различные тенденции.

В классическом ярусном театре расположение публики в ложах имело такую же значимость, как и происходящее на сцене. Зрительный зал и сцена были ярко освещены. Исполнители пели на авансцене, в то время как задняя часть сцены служила для сменяющихся декораций. В современных театрах используется вся сцена от рампы до задника сцены, зрительный зал затемнён и имеет полукруглую форму. Со временем театры становились всё больше, так здание Метрополитен Опера в Нью-Йорке вмещает 4 000 зрительских мест.

Вторая важная тенденция касается расположения оркестровой ямы. В театре барокко музыканты находились на одном уровне с партером. Дирижёр был необязателен, так как оркестр и исполнители имели непосредственный контакт. Со временем оркестр стал занимать всё больше места, в результате этого появилась оркестровая яма.

При строительстве Байройтского театра Рихард Вагнер устроил специальную оркестровую яму для исполнения своих произведений. Она ярусами уходит глубоко под сцену и закрыта сверху, таким образом, нельзя точно установить источник звуков, что создаёт дополнительный сценический эффект.

В XVIII веке зрителем оперных театров стала и буржуазия. Оперные театры превратились из дворцовых театров в государственные оперы.

Понятие «оперный театр» включает в себя не только здание театра, но и учреждение. Под этим может пониматься как постоянная труппа театра (солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты), так и художественные руководители (директор, дирижёры, режиссеры, драматурги, помощники режиссёра), администрация, кассы, гардероб и театральные мастерские. В больших оперных театрах может быть занято до 1000 постоянных сотрудников. В некоторых странах, например в Великобритании, Франции и США, не существует постоянных театральных трупп. Постановки разрабатываются совместно несколькими театрами, а затем идут в них поочерёдно.

Источник: dic.academic.ru

Сиднейский оперный театр – архитектурный шедевр в гавани Беннелонг

Сиднейский оперный театр

В самом крупном городе Австралии – Сиднее – построено уникальное удивительное здание мировой архитектуры, Опера-хаус. Сиднейский оперный театр – многофункциональное сооружение, не просто здание, а произведение искусства, вершина человеческого созидательного гения.

Символ застывшей музыки

Своим появлением здание оперного театра в Сиднее обязано дирижеру из Великобритании Юджину Гуссенсу, который прибыл в 1947 году в Австралию, чтобы записать концерт Сиднейского симфонического оркестра на радио. Британца шокировало то, что оперу негде разместить, в большом городе не оказалось здания, куда бы пришли люди послушать музыку.

История необычного проекта

Сэр Юджин предложил правительству штата построить в Сиднее музыкальный дом. Загоревшись идеей, Гуссенс облюбовал для оперы место и убедил влиятельных людей Австралии присоединиться к делу. Оперный театр решили построить в сиднейской гавани Беннелонг, на воде, на месте трамвайного депо, которое перенесли в другое место. Правительство штата объявило международный конкурс на лучший проект музыкального дома.

Проект Сиднейской оперы

В декабре 1956 года жюри, рассмотревшее 233 заявки из 28 стран, отвергло большинство проектов и сузило круг претендентов. Председатель жюри, американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен, разглядел среди отвергнутых «явного фаворита» – датчанина Иорна Утзона, работа которого пришлась ему по душе.

Архитектор, пользующийся несокрушимым авторитетом, настоял на победе своего избранника: решение о победителе не было единогласным. 29 января 1957 года назвали победителя конкурса, – Иорна Утзона, который предложил украсить гавань зданием, напоминающим летящий по волнам корабль.

Мнение австралийцев о проекте

Экстравагантная, экспрессивная система то ли ракушек, то ли парусов, начерченных датским архитектором, вызвала у австралийцев противоречивые мнения. Одни, восхищаясь, считали театр великолепным памятником застывшей мелодии, других смущала форма крыши, напоминающая огромные раковины устриц или раздутые ветром паруса.

Здание в разрезе

Кто-то сравнивал крышу с выброшенным на сушу белым китом и монашенками, дерущимися за мяч. Но ни у кого не вызывало сомнения, что театр Сиднея – рукотворный символ Австралии.

Замысел автора

Сиднейский оперный театр – образец экспрессионизма в архитектуре. Здание, окруженное с трех сторон водой, с крышей в форме парусов разных размеров, издали похоже на большой корабль, пришвартовавшийся в сиднейской бухте. Таким задумал будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актеры и музыканты.

Театр в стиле экспрессионизма

В 1959 году на мысе Беннелонг в Сиднее заложили первый камень будущего театра, который планировалось возвести за 4 года, затратив 7 миллионов долларов. За внешним легким и воздушным зданием, уводящим зрителя в страну музыки, скрыт титанический труд и огромные вложения. 14 лет и 102 миллиона долларов – столько потребовалось на строительство оперного театра на самом деле.

Строительные работы

Разрешение на возведение театра получено в 1955 году при условии полного отказа в бюджетном финансировании, деньги пришлось собирать с помощью лотереи.

Строительство необычного театра сразу же столкнулось с трудностями. Площадь для возведения здания ограничивалась водой, власти Сиднея постоянно вмешивались в проект. Они потребовали построить два дополнительных зала, не предусмотренных первоначально. Сделать такую нестандартную крышу тоже оказалось непросто, подобного опыта в мире не было.

Читайте также:  Положение по комитету по капитальному строительству

Строительство оперного театра в Сиднее

На поиск верного решения у архитектора уходили годы. Внесенные в ходе строительства изменения увеличили вес здания. Построенный в гавани Сиднея фундамент пришлось взорвать и заменить новым. Технология строительства оказалась затратной и сложной: не было плавучей подъемной техники. Материалы для покрытия кровли доставлялись по спецзаказу из стран Европы.

Каждую из 2000 закрепляемых секций кровли изготавливали по отдельным индивидуальным эскизам.

Из-за неравномерности высоты крыши в здании не удавалось наладить акустику, поэтому сделали звукоотражающие подвесные потолки, отсутствовавшие в проекте. Это требовало дополнительных затрат, строительство шло медленно. Партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла власть, вырученные за лотерею деньги пустили на благоустройство дорог.

Архитектора Сиднейской оперы обвинили в непрофессионализме и вынудили отказаться от самой значимой в его карьере работы. В 1966 году Утзон уехал из Сиднея навсегда. Строительство заканчивали молодые австралийские архитекторы во главе с архитектором Холлом.

Ночью опера особенно красива

Интересно, что во время пышной церемонии открытия театра в 1973 году в списке архитекторов, строивших Оперу, имени Утзона не оказалось. В 2000 году, когда в Австралии готовились к проведению Олимпийских игр, австралийцы предложили Утзону вернуться и закончить работу над театром, согласившись сделать все, что он скажет. Архитектор отказался.

Архитектура – сочетание легкости и массивности

Оперный театр в Австралии продемонстрировал новый взгляд на архитектуру. Здание длиной 183 м, шириной 118 м занимает площадь 22 тысячи квадратных метров и стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 метров в илистое дно гавани.

Кровля высотой 67 и диаметром 150 метров состоит из 2000 секций весом 30 тонн. Конструкция закреплена металлическими тросами протяженностью 350 километров. 645 километров кабеля использовано для подключения к театру электроэнергии. Над двумя основными залами – две большие раковины, другие паруса – над меньшими помещениями. Поверхность купола покрыта 1 миллионом глазурованных переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

Кровля необычной формы

Массивное здание весом 161 тысячу тонн выглядит, как легкий парусник. На фасаде нет украшений. Блики солнца и перемещение облаков, отраженные в черепице, чудесным образом украшают фасад днем. Яркое освещение ночью превращает театр в сказочный терем. Интересный и необычный фасад театра занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 2007 года.

Комплекс объединяет пять залов вместимостью 5738 человек:

  • Концертный зал – самое большое помещение, вмещающее 2679 зрителей. Здесь самый большой в мире орган, состоящий из 10 тысяч труб.
  • Оперный театр, на сцене которого представляют оперу и балет, вмещает 1507 зрителей.
  • Драматический театр рассчитан на 544 человека.
  • Малая драматическая сцена – самое уютное помещение, рассчитанное на 398 человек.
  • Игровая студия вмещает 500 человек.

Концертный зал

Всего в здании 800 помещений, в которые ведут 2200 дверей. Здесь расположены служебные помещения, аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров, а также магазины и студии. Здание многофункционально: площадки оперного театра открываются при организации фестивалей, концертов и выступлений выдающихся личностей. В малых залах театра проводят свадьбы и вечеринки, лекции и выставки.

Интерьер в стиле «готики космической эры»

Комплекс театра входит в двадцатку рукотворных шедевров XX века, здание признано выдающимся сооружением современной архитектуры. Несмотря на это, великолепная постройка сиднейского театра внутри ничем особенным не отличается. Австралийцы объясняют это тем, что архитектор Холл, заканчивающий строительство после отъезда Утзона, испортил вид здания.

Интерьер в яркой цветовой гамме

Помещения театра отделаны деревом и розовым гранитом. Интерьер выполнен в яркой цветовой гамме в стиле «готики космической эры». Запутанная планировка помещений – предмет насмешек австралийцев, которые помнят забавный конфуз: курьер с посылкой, заблудившись в залах, вышел на сцену во время представления.

Репертуар оперного театра

Первое представление в театре состоялось 28 октября 1973 года. Поклонники русской музыки гордятся, что первым поставленным на сцене сиднейского оперного театра произведением стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».

Репертуар театра не ограничивается только симфонической музыкой, реализуя разные номера: от театральных миниатюр до кинофестивалей. Программа сиднейского театра непрерывно развивается и включает кабаре и юмористические шоу, детские представления, театральные и танцевальные постановки, а также классическую и современную музыку, фильмы.

Сцена

Шагая в ногу со временем, театр предлагает цифровое творческое обучение, знакомство с историей Австралии, эксклюзивные выступления талантливых художников и артистов, музыкантов и политиков. В театре предусмотрена социальная поддержка и помощь слабовидящим и глухим людям – субтитры, система увеличения четкости звука, возможность пройти с собакой-поводырем. К услугам посетителей – рестораны с непринужденной обстановкой, поздний ужин и детское меню.

Световое шоу на здании

Театр, в котором проводится 3000 мероприятий, посещают 2 миллиона зрителей в год, Стратегия цифровой записи спектаклей с демонстрацией на телевидении привлекла еще больше зрителей. Лучшей инновацией признана постройка открытой площадки на берегу сиднейской бухты для проведения шоу и концертов. Число туристов, приезжающих ради наружной фотографии, сосчитать невозможно. Внутренние экскурсии проводятся днем.

Источник: architectureguru.ru

Рейтинг
Загрузка ...