Формирование ценообразования в строительстве

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Цена — один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.

Михаил Ермилов «Выбор эффективной методики определения цены, ценообразование в строительстве»

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.

Задачи курсовой работы:

изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов; рассмотрение основных этапов ценообразования; изучение видов ценовой стратегии; изучение методов ценообразования; рассмотрение рыночного и экономического методов ценообразования; особенности ценообразования в строительстве

1. Особенности ценообразования в строительстве

В условиях конкурентной рыночной экономики цена любого товара, формируется под воздействием основного закона рынка? закона спроса и предложения. В качестве примера можно привести цены на нефть и жилье. При увеличении спроса растет цена барреля нефти. В последнее время в Москве и Санкт-Петербурге в результате снижения объёмов предложений в связи с проблемами получения земельных участков и соответствующего увеличения проса, в том числе за счет расширения ипотечного и простого кредитования, наблюдается значительный рост цен на рынке строительного жилья.

В цене как центральной экономической категории рынка отражается вся система ценообразующих факторов: динамика издержек (затрат) производства (себестоимости), монополизации рынка, коррупционные явления, соотношение спроса и предложения и др. 1

Ценообразование в промышленности (2)

. на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена — это орудие конкурентной борьбы. Принципы ценообразования в промышленности соответствуют общим принципам ценообразования: принцип .

Цены могут быть регулируемыми и договорными. Государственное (административное) регулирование цен осуществляется на продукцию так называемых монополий (железнодорожный транспорт, газ, энергетика, связь, услуги жилищно-коммунального хозяйства).

Ценообразование в строительстве

На остальные товары (работы, услуги) производители устанавливают свободные (договорные) цены.

В условиях неопределенности рыночной экономики покупатели, диктующие спрос, знают, что недвижимость является надежным способом сохранения и приумножения средств (доходов).

Цены растут не только на жилье. Наблюдается также постоянный рост цен на ресурсы. В связи с этим, а не в результате роста производительности труда, как должно быть, вынужденно растут заработная плата и пенсии.

Строительная продукция отличается спецификой и имеет индивидуальный характер. Этим обусловлены особенности ценообразования в строительстве, основные из которых заключаются в следующем: в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик, и подрядная организация; стоимость строительной продукции в значительной мере зависит от места строительства, региональных и природно-климатических условий; особенности учета сметной прибыли и формирования стоимости эксплуатации машин и механизмов; стоимость строительной продукции определяется сметой на основе проекта (чертежей, документации).

Сметных норм, расценок и других данных. В сметном деле используют два понятия: смета и сметный расчет. Смета является более точной ценой и составляется на основе объёмов работ по рабочей документации или рабочим чертежам. Сметные расчеты составляются на предпроектной или проектной стадии, когда рабочая документация еще не разработана и объёмы работ окончательно не определены.

1.1. Ценообразование строительной продукции

Сметная стоимость строительства – это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектной документацией. Цена на строительную продукцию определяется в индивидуальном порядке на основе составленной сметной документации в соответствии с выполняемыми объемами работ. Оценка стоимости строительной продукции осуществляется на основе специально разработанной системы ценообразования.

Действующая система ценообразования включает: 2

  • Элементные сметные нормы: государственные (ГЭСН), территориальные (ТЭСН), элементные сметные нормы и др.;
  • Сборники единичных расценок (в сметных ценах 2000г.): федеральные и территориальные единичные расценки, а также другие сметно-нормативные документы.

Приоритетное значение в практике сметного ценообразования отводится территориальным сборникам, которые учитывают особенности строительства и уровень цен конкретных регионов.

Сметная стоимость – основа для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, а также расчетов за выполненные подрядные строительно-монтажные работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и др. на основе сметной документации осуществляется учет и отчетность, оценка деятельности подрядных строительно-монтажных организаций и заказчиков. В условиях рыночных отношений оценка стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ.

Основы строительного черчения

. в альбом формата А3. Пример компоновки листа формата А1 приведён на рис.1. Основы строительного черчения Чертежи, а также текстовая техническая документация оформляются по правилам, . установленным ЕСКД (Единая система конструкторской документации), на листах бумаги определенных размеров, .

При составлении сметных расчетов могут применяться различные методы определения стоимости строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, а также метод на основе банка данных о стоимости ранее построенных объектов-аналогов.

Ресурсный метод заключается в калькулировании в текущих ценах и тарифах ресурсов (элементы затрат), необходимых для осуществления

Ресурсно-индексный метод сочетает ресурсный метод с системой индексов цен на ресурсы, используемые

Базисно-индексный метод основан на использовании системы текущих индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном периоде.

Базисно-компенсационный метод предполагает суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен и дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на используемые в строительстве ресурсы. Метод на основе банка данных о стоимости аналогичных объектов заключается в использовании при составлении сметных расчетов данных о стоимости ранее построенных зданий и сооружений.

Вся сумма затрат, определенная сметной на строительство объекта, называется полной сметной стоимостью или капитальным вложениями (В к ).

Полная сметная стоимость определяется по формуле:

где В к – полная сметная стоимость

С с-м.р – затраты на строительно-монтажные работы по возведению зданий и сооружений, монтажу технологического оборудования

С об – затраты на приобретение технологического оборудования

Сметная стоимость строительно- монтажных работ (Сс-м.р ) складывается из затрат на строительное производство, включающих прямые затраты и накладные расходы и сметной или нормативной прибыли (плановых накоплений Нп ).

сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется по формуле

где С с-м.р — затраты на строительно-монтажные работы по возведению зданий и сооружений, монтажу технологического оборудования

З п – прямые затраты

Р н – накладные расходы

П н – нормативная прибыль.

Сметная прибыль – является нормативной (гарантированной заказчиком) прибылью. Это сумма средств, необходимых для покрытия отдельных расходов строительных организаций, не относимых на себестоимость работ.

Согласно действующему законодательству сметную прибыль рекомендуется исчислять от величины фонда оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат. Общеотраслевые нормативы сметной прибыли при строительстве и реконструкции установлены в размере 65% к фонду оплаты труда рабочих, при ремонтно-строительных работах – 50% к фонду оплаты труда рабочих, что составляет приблизительно 11% сметной стоимости строительно-монтажных работ. 2 При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ, приведенные в Методических указаниях по определению величины сметной прибыли в строительстве, утвержденными Постановлением Госстроя от 28 февраля 2001 г. № 15.

Определение сметной стоимости строительства (2)

. и анализа затрат как у заказчика, так и у подрядчика, для проведения промежуточных денежных расчетов между ними. Цель данного курсового проекта — это изучение метода определения сметной стоимости строительства. Для .

При согласовании между заказчиком и подрядчиком может разрабатываться и использоваться индивидуальная норма сметной прибыли, если строительство осуществляется за счет собственных средств инвесторов.

Новым планом счетов бухгалтерского учета предусматривается два варианта учета затрат на производство. Первый, традиционный, основан на калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) путем группировки затрат на прямые и косвенные (накладные) и включения в себестоимость сначала прямых, затем косвенных. Калькулирование есть процесс исчисления себестоимости продуктов (единицы продукта, части продукта, продуктовое направление, серия, заказ) разной степени готовности.

Достоверные калькуляционные расчеты необходимы:

  • для планирования деятельности строительной организации в целом и отдельных центров ответственности, поскольку формирование планов производственной себестоимости является неотъемлемой частью процедуры планирования;
  • контроля выполнения планов строительной организации в целом и отдельных центров ответственности;
  • принятия управленческих решений, поскольку на основе данных о себестоимости может формироваться, например, производственная программа и ценовая политика.

Калькуляции по времени составления можно подразделить на две группы: на предварительные, составляемые до изготовления продукта; последующие, составляемые после изготовления продукта.

Читайте также:  Строительство заборов как бизнес

К предварительным относят калькуляции:

  • проектную, применяемую для обоснования экономической эффективности инновационных проектов;
  • нормативную, составляемую на основе норм, действующих на определенную дату и применяемую для краткосрочного планирования;
  • плановую, составляемую на основе плановых норм — средних для определенного временного интервала или будущих норм, применимую для среднесрочного планирования;
  • сметную, являющуюся разновидностью нормативной (плановой) калькуляции.

Последующие калькуляции составляются после изготовления продукции (отчетные калькуляции).

Второй метод широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он основан на разделении всех затрат строительной организации на переменные и постоянные.

Например, определим сметную себестоимость и сметную стоимо сть строительно-монтажных работ при строительстве жилого кирпичного дома.

Согласно сметному расчету затраты составляют:

  • Стоимость материалов, деталей и конструкций – 26 749 тыс.р.;
  • Оплата труда рабочих – 24 181 тыс.р.;
  • Эксплуатация строительных машин и механизмов — 19 894 тыс.р., в том числе заработная плата машинистов – 20 436 тыс.р.

Примеры похожих учебных работ

Выпускной квалификационной работы «Совершенствование системы управления финансами .

. Количество Количество Степень наименование объектов строительства договоров привлеченных строительной организации- строитель- . Методические аспекты совершенствования системы управления финансами строительной организации 1.1 Исследование состояния .

Основы архитектурно-строительного проектирования

. необходимые для оценки состояния и износа жилых зданий. Территориальные строительные нормы (ТСН) регламентируют некоторые условия и правила проектирования и строительства объектов, наиболее характерные для данного региона. .

Себестоимость строительно-монтажных работ

. в целом путём суммирования данных локальных смет с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат». С целью .

Основы ценообразования в строительстве

. конкретного приращения доли рынка. В работе предполагается рассмотреть проблемы ценообразования Объект исследования — ценообразование в строительстве. Предмет исследования — проблемы ценообразования в строительстве. Цель исследования — изучить .

Основы формирования договорной цены на строительную продукцию в процессе строительства .

. всего, с появлением и развитием механизма договорных цен в строительстве. Понятие договорной цены на строительную продукцию в отечественной практике впервые было закреплено в нормативных документах в 1986г., когда Госстроем СССР были утверждены .

  • Авиационная техника
  • Ракетно-космическая техника
  • Инженерные сети и оборудование
  • Морская техника
  • Промышленный маркетинг и менеджмент
  • Технологические машины и оборудование
  • Автоматизация технологических процессов
  • Машиностроение
  • Нефтегазовое дело
  • Процессы и аппараты
  • Управление качеством
  • Автоматика и управление
  • Металлургия
  • Приборостроение и оптотехника
  • Стандартизация
  • Холодильная техника
  • Архитектура
  • Строительство
  • Метрология
  • Производство
  • Производственный маркетинг и менеджмент
  • Текстильная промышленность
  • Энергетическое машиностроение

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Источник: drprom.ru

Реформа ценообразования повернется к строителям лицом. А чем стояла раньше?

Ввести ресурсный метод ценообразования в строительстве одноэтапно и одномоментно не представляется возможным — такое заявление сделали представители Главгосэкспертизы России на круглом столе «Реформа ценообразования. Формирование цены строительства в новых условиях». Круглый стол прошел в рамках деловой программы выстави «Отечественные строительные материалы».

Председательствовала на круглом столе заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза Анна Молчанова.

Реформа системы ценообразования выходит на новый виток развития, и теперь даже много раз недобрым словом помянутая ФГИС ЦС будет развиваться так, чтобы это было удобно строительному комплексу, а не ломать строителей и производителей под себя, заверили представители Главгосэкспетизы, а также рассказали, как будет внедряться ресурсный метод по новому плану. В ходе двухлетней работы по проведению реформы ценообразования и попыток довести до надлежащего рабочего состояния ФГИС ЦС стало понятно, что к 25 мая 2019 года завершить все эти преобразования не получится.

В итоге Минстрой России разработал «дорожную карту» и ряд проектов постановлений и приказов, которые вводят переходный период с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования. Этот переход продлится до 2022 года, и к этому же моменту ФГИС ЦС должна быть наполнена существенным массивом качественной информации о стоимости строительных ресурсов.

Реформа разворачивается в сторону здравого смысла

Об изменениях в подходах к наполнению ФГИС ЦС рассказал заместитель начальника Главгосэкспертизы России Александр Вилков. Поскольку за полтора года работы информационной системы в нее поступило гораздо меньше информации о стоимости строительных ресурсов, чем должно было быть, разработчики решили поменять сам принцип предоставления этой информации. Теперь средневзвешенная цена стройматериалов будет рассчитываться не только по себестоимости от производителя, но и с учетом цен торговых домов и официальных дилеров, а также цен на рынке конкретного региона. Стоит напомнить, что и строители, и инженеры-сметчики два года доказывали необходимость такого подхода, но до последнего времени Минстрой в лице замминистра Хамита Мавлиярова упирался всеми руками и ногами, и только после его увольнения и прихода замминистра Дмитрия Волкова ситуация начала разворачиваться в сторону логики и здравого смысла.

Сейчас же говорить о качестве и объективности внесенной во ФГИС ЦС информации не приходится, поскольку из 8000 зарегистрированных в ней компаний данные предоставляют чуть более 2000, а в целом размещены цены не более чем на 12% строительных ресурсов. При этом в системе обнаруживается довольно много ошибок и разночтений: не сходятся единицы измерений продукции, а цены в соседних регионах могут различаться в разы. Так что прежде, чем говорить об использовании цен из этого ресурса, особенно при формировании сметной стоимости объектов госзаказа, нужно тщательно проверить всю информацию и привести ее в порядок, а также подтянуть новые источники информации.

Еще один шаг, который предполагается сделать в ближайшее время, — связать ФГИС ЦС с федеральной информационной системой Минпромторга, а также создать общую для всех министерств и ведомств базу строительных сметных нормативов.

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев развил тему реформы ценообразования и весьма подробно рассказал о том, каким образом теперь будет работать ФГИС ЦС. Он напомнил, что система была создана Главгосэкспертизой России в весьма короткие сроки и за довольно небольшие деньги, она работает и позволяет обеспечить сбор, обработку, размещение и хранение информации. Кроме того, постепенно в ней будут размещены все нормативные документы, которые необходимы сметчику для того, чтобы быстро и объективно посчитать сметную стоимость строительства. На сегодняшний день там размещены актуализированные сметные нормы, методические документы по определению сметной стоимости строительства, классификатор строительных ресурсов, сформированный с участием представителей отраслевых ассоциаций, а также перечень компаний, которые должны предоставлять цены на свою продукцию.

Сейчас система работает только на вход, практически без сбоев, информация в нее поступает, но на выходе пока ничего нет. Заработать в полном объеме система должна была 25 мая 2019 года, но сейчас понятно, что срок этот нереален. Поэтому в настоящий момент обсуждается проект постановления Правительства, где эта дата будет сдвинута на 1 января 2022 года.

Главная составляющая часть ФГИС ЦС — это классификатор строительных ресурсов, и от того, насколько качественно он будет сформирован и понятен производителям, зависит достоверность и объективность сметных цен, которые будут использованы при формировании стоимости строительства объекта. Сейчас классификатор содержит 109970 позиций, причем в него постоянно вносятся изменения, в том числе по итогам работы с отраслевыми ассоциациями производителей стройматериалов. В конце 2018 года вместе с МГСУ была завершена работа по приведению в соответствие наименований и характеристик в классификаторе с ГЭСН. В марте 2019 года Минстрой планирует своим приказом утвердить и новую элементную сметную базу, и классификатор, который будет ей соответствовать.

Что касается наполнения ФГИС ЦС данными о стоимости ресурсов, то без изменения методологии мониторинга ценообразования полноценно она работать не будет. Поэтому заявлен поэтапный переход сначала на ресурсно-индексный метод, где будут спускаться индексы к каждому элементу отдельно, а с 1 января 2002 года должен заработать ресурсный метод, где будут учитываться не средневзвешенные цены, а цены предложения от производителей и импортеров.

Такой разворот в сторону здравого смысла стал возможен потому, что при нынешнем подходе выявилось очень много негативных последствий по результатам анализа тех ценовых показателей, которые сегодня размещены во ФГИС ЦС. Ведь, помимо низкой наполняемости системы, еще более серьезную проблему составляет качество предоставляемой туда информации.

Если брать регионы с развитой строительной отраслью и стройиндустрией, например, Московскую область, то данные во ФГИС ЦС получаются существенно выше того, что есть на реальном рынке. А на Северном Кавказе, в Чечне ситуация прямо противоположная — там цены во ФГИС на 30-40% ниже, чем реально можно купить стройматериалы на рынке. Такое стало возможным из-за того, что из мониторинга были исключены дилеры и торговые дома, а информация берется только по конкретному региону. Поэтому без существенного изменения нынешних алгоритмов сбора информации и без введения ответственности производителей за достоверность представляемой информации система полноценно работать не будет.

Для того чтобы ФГИС ЦС все-таки наполнялась качественной информацией, Главгосэкспертиза и Минстрой России предлагают ввести административные наказания для производителей (штрафы, и весьма немалые) не только за непредоставление информации о ценах производимой продукции, но и за то, что эта информация будет ненадлежащего качества или не соответствовать действительности. А чтобы подстегнуть производителей к этой работе, Минстрой предлагает все стройматериалы, которые не внесены во ФГИС ЦС, с точки зрения объектов госзаказа считать контрафактными и запретить к применению.

Однако все не так критично, как может показаться на первый взгляд: органы власти готовы, наконец, повернуться лицом к рынку и выслушать мнение производителей стройматериалов. «Мы должны сделать механизм, адаптированный к сложившемуся рынку, а не пытаться рынок строительной индустрии подстроить под те механизмы, которые мы написали в постановлении», — резюмировал С. Лахаев.

Читайте также:  Шва в строительстве что такое

ФГИС ЦС — ориентир, а не догма

Нужно сказать, что производители весьма скептически настроены к работе Главгосэкспертизы и ее детища — ФГИС ЦС, о чем и высказались в ходе круглого стола. По мнению профессионалов, эта система толкает их на отступление от ГОСТов и упрощение процессов производства, иначе цена их продукции будет выше заявленной в системе, где выводится средняя цифра между ответственным производителем и «гаражным» производством. Кроме того, Минстрой подчас не торопится вносить изменения в различные разделы классификатора строительных ресурсов: так, проект приказа на изменение классификатора по теплоизоляционным материалам лежит в Минстрое без движения с июня 2018 года.

Кроме того, не стоит забывать, что на основе ФГИС ЦС будет формироваться максимальная начальная цена контракта, и, следовательно, она уже будет достаточно низкой и усредненной. А потом в ходе торгов идет снижение цены на 25-30%, и в итоге реально построить качественный объект за заявленную стоимость практически невозможно. Об этом очень подробно говорила в своем выступлении руководитель рабочей группы Минстроя России по вопросам методологии определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование Ольга Гаращенко. По ее словам, вся реформа системы ценообразования возникла из-за убеждения Правительства России в том, что цены на строительство в стране сильно завышены, и ФГИС ЦС поможет их снизить. Однако такой посыл вызывает очень большие сомнения — в целом рентабельность строительства снизилась уже до 2-3% и иногда переходит в отрицательные значения.

На самом деле реформа должна состоять в том, чтобы не минимизировать и без того невысокую цену, а начать учитывать в ходе выбора подрядчика его опыт, материальную базу, репутацию и так далее. Нематериальные критерии должны начать превалировать над минимальной ценой контракта, потому что сейчас в результате применения закона 44-ФЗ получается не экономия средств, а строительные продукты весьма низкого качества, которые требуют огромных денег на последующую эксплуатацию и ремонты.

Поэтому профессиональное сообщество представило свои предложения Минстрою России, чтобы в законе 44-ФЗ были изменены весовые категории, которые позволят соблюсти баланс минимальной цены и качества. А в целом все беды строительного госзаказа идут от того, что здесь полностью нарушены рыночные отношения и создана ситуация, когда госзаказчик, вопреки рынку, диктует свои условия подрядчику. Поэтому ФГИС ЦС нужна для того, чтобы формировать ориентировочную стоимость строительства, но эта цена никак не может быть начальной максимальной ценой контракта.

Нужно сказать, что представители Главгосэкспертизы спокойно и серьезно восприняли всю критику, прозвучавшую в адрес явно затягивающейся реформы и, возможно, впервые за два года высказали полную готовность работать в тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Источник: ancb.ru

Формирование ценообразования в строительстве

Формирование ценовой политики относится к наиболее значимым вопросам управленческого учета в строительной организации на современном этапе.

Ценовая политика является важным элементом системы управленческого учета строительной организации, под которой подразумевается не только установление цены на выполняемые строительные работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях.

Система ценообразования в строительной организации должна ставить своей целью наиболее эффективное определение цены, которую заказчик готов оплатить за конкретные строительные работы, а также исследование возможности реализации заказчикам данных услуг по цене с учетом желаемой величины прибыли. Таким образом, перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости строительной продукции, но и с расчетом отпускной цены, что имеет существенное значение при реализации строительной продукции и завоевании лидирующих позиций в определенной отрасли.

При разработке методики ценообразования в конкретной строительной организации необходимо учитывать факторы, которые должны лежать в ее основе. К ним относятся:

ь сложившиеся цены;

ь структура затрат, прямых и косвенных;

ь общие и конкретные цели строительной организации;

ь опыт установления цены;

ь степень изученности рынка сбыта;

ь реакция работников отдела сбыта;

ь степень конкуренции и ее влияние на цены;

ь состояние спроса на продукцию;

ь зависимость от поставщиков материалов и субподрядчиков;

ь структура спроса и его чувствительность к ценам;

ь политика государства[10].

Не может существовать единственно правильный способ выявления той окончательной цены, по которой строительные работы будут выполняться. Это в первую очередь связано с тем, что структура влияющих факторов в каждом отдельном случае имеет свои особенности. В связи с этим оптимальная цена необязательно должна быть наиболее высокой с точки зрения того, что она максимизирует прибыль от продажи конкретной продукции или услуги. С учетом влияющих факторов в конкретной строительной организации может считаться оптимальной та цена, которая максимально соответствует стратегическим и производственным задачам хозяйствующего субъекта. Так как ассортимент продукции и услуг, перспективные планы, охват рынка, финансовые ресурсы, основные принципы менеджмента, как правило, существенно отличаются у разных строительно-монтажных организаций, понятие «оптимальная цена» тоже неодинаково.

Подавляющее большинство строительно-монтажных организаций в настоящее время не используют или используют в недостаточной степени показатели производственных затрат, а также маркетинговых исследований в процессе ценообразования. Для того чтобы переломить ситуацию, необходимо, чтобы менеджмент организации имел четкое представление о том, каков уровень прямых и косвенных затрат и как они распределяются между отдельными видами продукции или услуг. Если организация производит один вид продукции, то данная проблема неактуальна, когда же учитывается более чем один продукт, распределение затрат представляет собой сложную задачу, решить которую весьма трудно.

В мировой практике наибольшее распространение получили 2 концепции определения минимальной цены на продукцию:

* на основе полной производственной себестоимости;

* на основе переменных затрат.

Суть ценообразования на основе полной производственной себестоимости заключается в следующем: суммируются полная себестоимость продукции и торговая надбавка. При этом полная себестоимость единицы продукции определяется делением суммы постоянных и переменных затрат на производство продукции на общее количество выпущенных изделий.

Ценообразование на основе переменных затрат основано на принципе, согласно которому цены зависят не от полных, а только от переменных затрат с некоторой прибавкой к стоимости, вносящей вклад в покрытие постоянных затрат и формирование дохода. Размер последнего зависит от тех целей, которых необходимо достичь (расширение сегмента занимаемого рынка, максимизация прибыли и др.).

Определить минимальную цену, используя переменные затраты, также можно двумя способами:

*на основе средних переменных затрат, основанных на прогнозируемом уровне производительности;

*на основе дополнительных затрат производства.

С учетом особенностей строительной отрасли, в частности, применяемого позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции, ценообразование на основе дополнительных затрат производства является в наибольшей степени приемлемым. Так как в строительстве спрос измеряется количеством заказов, рассматриваемый способ ценообразования позволяет учитывать спрос при определении отпускной цены. Вариант ценообразования, основанный на дополнительных издержках производства, позволит учесть степень жесткости конкуренции и ее влияние на цены.

Таким образом, при установлении цены необходимо руководствоваться определенной методикой, разработанной с учетом особенностей конкретной строительной организации и намеченных долгосрочных и краткосрочных целей, а также влияющих при этом факторов. Кроме того, чем большим объемом своевременной и достоверной учетной информации обладает менеджер, тем более высока вероятность принятия обоснованного решения.

Политика и стратегия ценообразования должны соответствовать определенной маркетинговой стратегии строительной организации. При этом целями такой стратегии могут являться:

*проникновение на новый рынок продукции;

*развитие рынка продукции, выпускаемой строительной организацией;

*сегментация рынка продукции (т. е. выделение из общей массы покупателей отдельных групп, различающихся требованиями к свойствам продукции и чувствительностью к уровню ее цены);

*разработка новых видов продукции или модификация уже существующей для завоевания новых рынков (например для удовлетворения особых требований потребителей, в том числе зарубежных).

В условиях, когда реализовать избранную строительной организацией концепцию маркетинга без использования активных мер в области ценообразования нельзя, необходимо определить задачи, выполняемые только при помощи управления ценами. Исходя из этого, необходимо выбрать конкретную стратегию:

* стратегию премиального ценообразования;

* нейтральную стратегию ценообразования;

* стратегию ценового прорыва.

Суть стратегии премиального ценообразования заключается в следующем: устанавливаются цены на строительную продукцию более высокие, чем у конкурентов. Это может быть целесообразно в том случае, если имеется сегмент рынка, в котором потребители готовы платить за особые свойства продукции, выпускаемой строительной организацией, более высокую цену, чем основная масса потенциальных потребителей. При применении этой стратегии с помощью маркетинговых исследований необходимо предварительно оценить:

* может ли прирост объема прибыли за счет объема продаж данной продукции по повышенной цене (и следовательно с большей рентабельностью к затратам) превзойти потерю размера прибыли по сравнению с уровнем объема продаж, возможным при более низкой цене;

* позволит ли продажа продукции организацией по относительно высоким ценам создать ей имидж организации, производящей высококачественную продукцию;

* возможно ли за счет сокращения объемов продаж этой продукции (и соответственно ее производства) освободиться от части используемого оборудования, а также сократить объем запасов и оборотного капитала в целях повышения рентабельности продукции.

Стратегия премиального ценообразования может быть применена также и в случае, если продукция обладает определенными свойствами, которые имеют преимущественное значение для потребителей в данном сегменте рынка. Только при соблюдении этого условия организация сможет получать массу прибыли за счет продаж своей продукции в данном сегменте рынка по более высокой цене, включающей так называемую премиальную надбавку, по сравнению со среднерыночным уровнем цены, за наиболее полное удовлетворение требований этой группы потребителей.

Нейтральная стратегия ценообразования подразумевает установление организацией цены на продукцию на уровне цен конкурентов, что не только означает отказ от использования цен для увеличения занимаемого сектора рынка, но и не позволяет цене сокращать этот сектор. Таким образом, при избрании такой стратегии роль цены как инструмента маркетинговой политики строительной организации сводится к минимуму.

Читайте также:  Строительство автостоянки как 2 очереди

Стратегию нейтрального ценообразования целесообразно применять строительно-монтажным организациям, действующим на таком рынке, где:

* потребители весьма чувствительны к уровню цены продукции организации, что не благоприятствует премиальному ценообразованию;

* организации-конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж на рынке, что делает опасной стратегию ценового прорыва.

Таким образом, каждой организации на рынке необходимо поддерживать определенные соотношения цен в рамках ценового ряда. Под ценовым рядом следует понимать существующие одновременно соотношения цен на различные виды или модификации одной и той же строительной продукции одного изготовителя или всех изготовителей, действующих на данном рынке.

Смысл стратегии ценового прорыва заключается в следующем: действия направлены на получение большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка.

При этом цена продукции, устанавливаемая в рамках такой стратегии, вовсе не обязательно должна быть низкой по абсолютной величине. Она низка только по отношению к потребительским свойствам продукции, ее необходимости для покупателей и ценам аналогичных конкурирующих видов продукции. Реализация такой ценовой стратегии уместна лишь в том случае, если есть основания полагать, что потенциальные конкуренты по каким-то причинам не смогут (или не захотят) ответить аналогичным снижением цен.

Роль затрат при обосновании ценовых решений чрезвычайно высока. При рыночной системе, когда имеет место эластичный спрос, уровень цены определяет возможный объем продаж и, следовательно, возможный объем производства.

Так как при росте объемов выпуска снижается доля условно-постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, то это ведет и к сокращению себестоимости единицы продукции. Вследствие этого преимущественно затратный метод ценообразования при рыночном сбыте продукции в строительной организации влечет за собой опасность серьезных финансовых просчетов, поскольку себестоимость изделия соответствует лишь определенному объему его выпуска и продаж; следовательно, ошибочными могут оказаться финансовые расчеты организации, основанные на указанном методе ценообразования.

Как показывает опыт экономически развитых стран, более рациональный подход состоит в том, чтобы вначале спрогнозировать уровень цены нового изделия, которую можно получить на рынке, а лишь затем определять объем его производства и рынки сбыта. В таком же порядке следует анализировать и учитывать затраты при обосновании ценовой политики строительной организации; при этом необходимо точно определять не только сумму затрат на производство продукции организации, но и то, как она может измениться при колебаниях объемов продаж указанной продукции в зависимости от перемен в политике ценообразования. Также нужно учитывать предельные или приростные затраты. Таким образом, суть ценовой политики строительной организации заключается в управлении ценами в рамках активной политики ценообразования; при этом целью является определение того уровня затрат на производство продукции организации, который сможет обеспечить организации получение желаемых финансовых результатов при сбыте своей продукции[4].

Источник: studbooks.net

Из истории развития сметного нормирования в России

Заказать Турбо сметчик

Становление и развитие сметного нормирования обусловлено необходимостью регулирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющими их подрядчиками.

В России первый опыт производственного нормирования в строительстве относится к 1811-1812 гг., когда были разработаны Уроч­ные реестры по части гражданского строительства и по военным ра­ботам. Эти документы содержали нормы расхода рабочей силы, транс­портных средств и материалов. Впоследствии для уточнения Урочных реестров проводились нормативные наблюдения и на основе их ре­зультатов, а также статистических данных в 1832 г. был издан общий нормативный сборник «Урочное положение на все общие работы, про­изводящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехни­ческих сооружениях».

«Урочное положение» неоднократно пересматривалось с целью его уточнения, а главным образом, снижения норм. В 1869 г. оно было утверждено правительством. Нормативного документа такого уровня, регулирующего организацию и экономику строительного производства, на тот момент не имела ни одна страна мира.

После Октябрьской революции в 20-х годах прошлого века было сделано несколько попыток приспособить «Урочное положение» к новым условиям, а затем проведен коренной его пересмотр и издан новый по форме и содержанию нормативный сборник — «Свод производственных строительных норм» (1927-1930 гг.)

Значительные изменения в области сметного нормирования произошли в 1955-56 гг., когда в состав Строительных норм и правил (СНиП) вошли сметные нормы и правила (СНиП IV). В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы (ЭСН) на строительные конструкции и работы. Разрабатывались они с использованием принципов укрупнения и усреднения.

Тогда же были введены среднерайонные сметные цены на эксплуатацию строительных машин, на строительные материалы и конструкции, на перевозки грузов. На основе элементных сметных норм и цен на ресурсы были составлены сборники единых районных единичных расценок на строительные работы (ЕРЕР). Для определения стоимости монтажных работ были разработаны ценники на монтаж оборудования. Таким образом, была сформирована государствен­ная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. В конце 50-х- начале 60-х годов на основе ЭСН и ЕРЕР приступили к разра­ботке укрупненных сметных нормативов: укрупненных сметных норм (УСН), укрупненных расценок (УР), а затем прейскурантных цен на здания и сооружения (ПРЗС).

СНиП неоднократно пересматривались, совершенствовались и в наиболее системном виде правила определения сметной стоимости строительства были представлены в СНиП IV-84. В 16 главах были объединены все существовавшие ранее самостоятельно сметные нормативы, в том числе элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН-84), сметные цены на ресур­сы, единые районные единичные расценки на строительные работы (ЕРЕР-84), расценки на монтаж оборудования (РМО-84), нормы лими­тированных затрат, укрупненные сметные нормы и др.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм и цен) сметно-нормативная база в составе СНиП IV-84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специали­стов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересы строительных организа­ций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ. Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат: на заработную плату рабочих, на эксплуатацию строительных машин, нормы плановых накоплений и др.

В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, форми­руемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым под­ходом к определению стоимости строительства. Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и систе­мы сметных нормативов.

Начиная с 1992г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов. Новые подходы к ценообразованию в строительстве получили отражение в Своде правил по определению сто­имости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94. Он явился основополагающим методи­ческим документом по ценообразованию в строительстве, определяю­щим его (ценообразования) цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению сто­имости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.

В 2004 г. Свод правил и Методические указания были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Методика включила в себя как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.

Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методи­ческие указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строитель­стве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию на­кладных расходов и сметной прибыли и др.

Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой форми­рования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единич­ные расценки (ФЕР-2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.) и прочих затрат. На базе единой методологии и государ­ственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР-2001). При необходимос­ти могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР).

Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территори­альные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранс­портных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района- Московской области в ценах на 01.01.2000 г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновле­нием ежемесячно или раз в квартал).

После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации. В 2012 году Департамент архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства регионального развития Российской Федерации был выделен из состава Министерства. Новую организацию назвали Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (сокращенно Госстрой России). В 2013 году Агентство было преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

Источник: avis-media.com

Рейтинг
Загрузка ...