Формирование объекта капитального строительства

Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства / Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1431

Основные понятия проектирования объекта строительства

Краткая, а потому сугубо казеная и наукоемкая статья, раскрывающая основные понятия проектирования объекта капитального строительства. Выполнена по результатам семинара СРО, посвященного проблемам проектирования.

1.1 Обзор базовых документов градостроительного регулирования

В настоящее время существует несколько базовых документов строительной сферы, регулирующие, в том числе процесс проектирования[1] строительных объектов:

1) Градостроительный кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 (с изменениями 12-го года): регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, по капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

2) Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 (ред. 21.07.2011 г): регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Устанавливает статус технических регламентов, которые содержат требования безопасности к технической продукции. Для строительной отрасли в области проектирования актуальны технический регламент о требованиях пожарной безопасности №123-ФЗ от 22.07.2008, технический регламент о безопасности зданий и сооружений №384-ФЗ от 30.12.2009.

3) Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 (ред. 19.07.2001).

4) Федеральный закон Российской Федерации «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ от 01.12.2007 (ред. 21.11.2011).

1.2 Основные этапы создания объекта строительства

В общем случае можно выделить следующие основные этапы создания объекта строительства:

1) Сбор исходных данных для проектирования в соответствии с документами:

— Приказ Министерства регионального развития «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» №207 от 10.05.2011;

— Постановление Правительства Российской Федерации «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» N20 от 19.01.2006 (ред. 04.02.2011);

— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям» N83 от 13.02.2006 (ред. 27.11.2010);

— Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» №36 от 01.04.2008.

2) Проведение инженерных изысканий (ИИ).

3) Создание проектной документации (ПД):

— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» №87 от 16.02.2008 (ред. 15.02.2011);

— нормативно-техническая документация (см. п. 7).

4) Экспертиза ИИ, ПД:

— Постановление правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» №145 от 05.03.2007 (ред. 27.09.2011);

— Постановление правительства Российской Федерации «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» № 1070 от 29.12.2008 (ред. 17.10.2011);

— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «О Порядке проведения государственной экологической экспертизы» №698 от 11.06.1996.

5) Утверждение ПД техническим заказчиком.

6) Разрешение на строительство.

7) Выполнение рабочей документации (РД):

— национальные стандарты СПДС, в том числе, вошедшие в перечень по приказу ФАТРМ №2079 от 01.06.2010;

— своды правил, в том числе вошедшие в перечень по РПРФ №1047-р от 21.06.2010;

8) Строительство (выполнение работ), строительный контроль и авторский надзор.

9) Ввод объекта в эксплуатацию.

10) Регистрация объекта (для объекта недвижимости).

1.3 Организационные формы проектирования. Генеральный проектировщик

Любой реализуемый проект удобно классифицировать по степени сложности (в рамках опыта и сферы деятельности ООО «Электроавтоматика»). В основу классификации следует положить объем выполняемых работ, а также количество функций, которое необходимо взять на себя проектной организации. В зависимости от этой классификации проекта следует принимать решения об организационной форме работы над проектом.

Если речь идет о проекте небольшом, выполняемом компанией своими силами (как правило, это проекты, где компания выступает в качестве субподрядчика), то в рамках компании достаточно назначить главного инженера проекта (ГИП), которому подчинить на время проектирования ведущих специалистов требуемой квалификации. Такая структура оправдывает себя и позволяет минимизировать трудовые ресурсы, при этом в качестве ГИПа может выступать технический специалист, разрабатывающий один из разделов проекта.

Проект средней сложности подразумевает использование подрядных организаций и значительный объем работы. Компания общается непосредственно с техническим заказчиком и отвечает за весь объем выпускаемой документации. В этом случае следует говорить о функциях генерального проектировщика.

В обязанности генерального проектировщика входит:

— участие в разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) экономической целесообразности и хозяйственной необходимости проектирования объекта;

— участие в составлении задания на проектирование;

— определение объемов, этапов и стоимости проектных и изыскательских работ;

— подготовка и выдача субподрядным организациям заданий на разработку технических проектов, рабочих чертежей, а также производство инженерных изысканий;

— подготовка совместно с субподрядными организациями в соответствии с нормами продолжительности проектирования графиков разработки проектов, согласование их с подрядными организациями и представление их заказчику для утверждения;

— координация работ субподрядных организаций и увязка всех частей проекта;

— согласование в процессе проектирования принципиальных технических решений, принимаемых субподрядными организациями;

— обоснованное определение объемов строительно-монтажных работ, состава и количества оборудования, изделий и материалов;

— составление заказных спецификаций и заявочных ведомостей на оборудование и материалы;

— составление сводной сметы и сводки затрат на строительство;

— обеспечение соответствия технических проектов заданию на проектирование и рабочих чертежей — утвержденному техническому проекту;

— обеспечение патентной чистоты проектных решений;

— приемка готовой проектно-сметной документации и материалов инженерных изысканий от субподрядных организаций;

— комплектация проекта по частям, главам и передача заказчику всей проектно-сметной документации, в том числе и разработанной субподрядными организациями;

— защита совместно с субподрядными организациями проекта в экспертных организациях.

В рамках организации проектировщика целесообразно создавать команду проекта во главе с менеджером проекта (его задачи: административное руководство участниками, контроль сроков, общение с Заказчиками, подрядными организациями, разрешение возникающих трудностей). В команду проекта необходимо включить помимо назначенного ГИПа (ГАПа), также начальников отделов и ведущих специалистов, инженеров-исполнителей. Важно включить в состав команды экономистов и юриста.

Третий тип проектов «особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (ГК, ст. 48.1), накладывает в настоящее время ряд дополнительных требований к команде проекта. Эти требования связаны с аттестацией участников проекта по промышленной безопасности (привлечение специалистов высшей квалификации). В команду проекта в обязательном порядке необходимо включить инженера по промышленной безопасности, который будет следить за наличием удостоверений у исполнителей, проводить первичную экспертизу технических решений, готовить документацию для экспертизы промбезопасности.

1.4 Главный инженер проекта

Главная проблема при назначении ГИПа — это отсутствие специалистов высокой квалификации, способных выполнять его функции и нести ответственность за проект. Часто приходится снижать планку требований к данной должности, что практически сразу сказывается на качестве выполнения работ проектной организацией. Не удается организовать и передачу знаний и опыта от уже сложившихся инженеров к подрастающему поколению. Как правило, загрузка таких сотрудников велика, а коммерческое руководство компании крайне неохотно одобряет дополнительные ставки.

Между тем, требования к ГИПу в условиях рынка значительно выше, чем, скажем при плановой экономике. В методических рекомендациях МДС 11-11.2000 рассматриваются вопросы организации работы управляющего проектом. Не пересказывая текст этого документа, хочется отметить: ГИП несет ответственность за все, что происходит с проектом, начиная от заключения договора, заканчивая прохождением экспертизы и сдачей проекта Заказчику, авторским надзором. Уровень требований к ГИПу значительно превышает уровень технического специалиста, заставляя кандидата разбираться в экономике, юридических аспектах, маркетинге.

1.5 Проектная документация

После отмены стадийности проектирования (ГОСТ 21.1101 – 2009) в настоящее время существуют два понятия, которые могут классифицировать результат проектных работ. Первое — проектная документация, второе — рабочая документация (рабочий проект).

Читайте также:  Акт разбивки осей объекта капитального строительства на местности сп

1) Проектная документация (ПД), которая выполняется в соответствии с постановлением Правительства №87 «Об утверждении Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»» и подлежит государственной экспертизе.

Проектная документация представляет собой совокупность документов различной тематической направленности (таблица 1).

2.2. Порядок формирования стоимости строительства объектов капитального строительства определяется этапом инвестиционно-строительного процесса. В целях настоящей Методики под этапом инвестиционно-строительного процесса понимают определенную. 2. … капитального строительства ; — этап подготовки проектной документации; — этап закупочных процедур. Для каждого этапа инвестиционно-строительного процесса различают: — вид стоимости строительства ; — подходы к формированию стоимости строительства ; — используемые показатели и сметные нормативы; — формы представления результатов расчета стоимости строительства .

Формирование объекта капитального строительства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 сентября 2020 года N 1431

(с изменениями на 27 мая 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 278 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.03.2022, N 0001202203050019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 года N 962 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.05.2022, N 0001202205310027).

1. Утвердить прилагаемые:

«В случаях если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении такой информационной модели.».

3. Настоящее постановление действует до 1 марта 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2020 года N 1431

Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства

(с изменениями на 27 мая 2022 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства.

2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

«формирование информационной модели объекта капитального строительства» — сбор, обработка, систематизация, учет, включение в информационную модель и хранение в электронной форме взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, предусмотренных составом сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее — сведения, документы, материалы), на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;

«ведение информационной модели объекта капитального строительства» — актуализация сведений, документов, материалов, включенных в информационную модель объекта капитального строительства, путем изменения сведений, документов, материалов и (или) их перевод в режим архивного хранения.

3. Формирование информационной модели объекта капитального строительства и ведение информационной модели объекта капитального строительства осуществляются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, а также индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, выполняющими работы по заключенному с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, договору о выполнении инженерных изысканий, договору о подготовке проектной документации, внесении изменений в такую документацию, договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, сносе объекта капитального строительства, иному договору, предусматривающему формирование информационной модели объекта капитального строительства и ведение информационной модели объекта капитального строительства (далее — договоры), в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами, заключенными договорами.

4. Сведения, документы, материалы включаются в информационную модель объекта капитального строительства в том числе посредством электронного взаимодействия между лицами, указанными в пункте 3 настоящих Правил.

5. Сведения о фактическом выполнении работ в процессе выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства включаются в информационную модель объекта капитального строительства после завершения выполнения таких работ.

6. В случае если сведения, документы, материалы размещены в открытом доступе в составе информационных ресурсов государственных информационных систем, в информационную модель объекта капитального строительства включаются сведения о таких государственных информационных системах и способах доступа к содержащимся в них сведениям, документам, материалам.

7. Сведения, документы, материалы подлежат хранению в составе информационной модели объекта капитального строительства с момента их включения в такую информационную модель и без ограничения срока.

8. Лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, если иное не предусмотрено заключенными между ними договорами, могут использовать для формирования информационной модели объекта капитального строительства и ведения информационной модели объекта капитального строительства любые программные и технические средства при соблюдении следующих условий:

а) использование классификатора строительной информации для формирования информационной модели объекта капитального строительства и ведения информационной модели объекта капитального строительства в объеме, закрепленном соответствующей XML-схемой;

б) осуществление учета операций по актуализации сведений, документов, материалов, включенных в информационную модель объекта капитального строительства, с фиксацией оснований, времени и даты совершения этих операций, содержания вносимых изменений и информации об учетных записях лиц, осуществивших такие операции.

9. Застройщик, технический заказчик или лицо, ответственное за эксплуатацию объекта капитального строительства, направляют информационную модель объекта капитального строительства в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований после утверждения проектной документации в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленной в форме информационной модели.

10. Обработка в составе информационной модели объекта капитального строительства сведений, документов, материалов, содержащих информацию ограниченного доступа, осуществляется с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2020 года N 1431

Состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требования к форматам указанных электронных документов

(с изменениями на 27 мая 2022 года)

1. На этапе выполнения инженерных изысканий в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) отчетная документация о выполнении инженерных изысканий и приложения к ней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если такое требование установлено соответствующими заданием и (или) договором;

б) иные документы, представляемые для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», за исключением заявления о проведении государственной экспертизы проектной документации на объект капитального строительства, а также для проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», за исключением заявления о проведении негосударственной экспертизы (при наличии), проектной документации на объект капитального строительства.

2. На этапе осуществления архитектурно-строительного проектирования в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) сведения, документы и материалы, входящие в состав разделов проектной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если требование к ее формированию установлено в задании на проектирование;

б) иные документы, представляемые для проведения государственной экспертизы проектной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», за исключением заявления о проведении государственной экспертизы, а также для проведения негосударственной экспертизы проектной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», за исключением заявления о проведении негосударственной экспертизы (при наличии);

в) документы, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на строительство в соответствии с частями 7 и 10_1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или сведения о государственных информационных системах и способах доступа к содержащимся в них документам, если документы размещены в открытом доступе в составе информационных ресурсов указанных государственных информационных систем;

Читайте также:  Основания и порядок принятия решений о консервации незавершенного объекта капитального строительства

г) сведения, документы и материалы, входящие в установленном порядке в состав разделов рабочей документации, графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если требование к ее формированию установлено в задании на проектирование.

3. На этапах осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;

б) реквизиты (дата и номер) решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» о прекращении действия разрешения на строительство или о внесении изменений в разрешение на строительство;

в) документы и материалы, входящие в состав исполнительной документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если такое требование установлено соответствующими заданием и (или) договором;

г) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий (при наличии);

д) сведения, содержащиеся в общем и специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ;

е) документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частями 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или сведения о государственных информационных системах и способах доступа к содержащимся в них документам, если документы размещены в открытом доступе в составе информационных ресурсов указанных государственных информационных систем.

4. На этапе осуществления эксплуатации объекта капитального строительства в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) реквизиты (дата и номер) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

б) материалы, отражающие фактическое выполнение работ по техническому обслуживанию объекта капитального строительства, о проведении текущего ремонта объекта капитального строительства;

в) сведения, содержащиеся в журнале эксплуатации здания, сооружения;

г) графические материалы в виде трехмерной модели объекта капитального строительства, если такое требование установлено документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении сведений, документов, материалов, определенных частью 13 статьи 55_24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

5. На этапе осуществления сноса объекта капитального строительства в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) результаты и материалы обследования объекта капитального строительства;

б) сведения, документы и материалы, входящие в состав проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 509 «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства», графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если такое требование установлено соответствующими заданием и (или) договором.

6. Сведения, документы и материалы, включаемые в информационную модель объекта капитального строительства, представляются в форме электронных документов (далее — электронные документы) в виде файлов в формате XML (за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего документа).

7. Схемы, подлежащие использованию для формирования электронных документов в виде файлов в формате XML на различных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, утверждаются и вводятся в действие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. До введения в действие схемы, подлежащей использованию для формирования электронных документов в виде файлов в формате XML, электронные документы представляются в следующих форматах:

осуществлять строительство объектов капитального строительства , если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов в соответствии со статьей 51, пунктом 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1]. 4.2.2 Разрешение на строительство является основанием для выноса осей зданий и других сооружений в натуру геодезическими службами [1]. 4.2.3 В разрешении на строительство (приложение А) объекта капитального строительства предоставляемого лицу, осуществляющему строительство , ука-зывается [1]

2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам

Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.

Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

Рассмотрим данные требования подробнее.

  1. Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.

При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:

а) конкретные значения площади участка;

б) указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.

Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга [1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:

  • общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.

Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области [2] , в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.

Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы [3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Поскольку в данном случае регулирование предельных размеров участков не унифицировано, то правообладатели могут столкнуться с существенными трудностями в определении того, установлен ли данный параметр в отношении участка вообще и каким нормативно-правовым актом он регулируется.

Например, в соответствии с п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В п. 1 ст. 4 закона № 101-ФЗ указано, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В Московской области [4] данный вопрос урегулирован следующим образом: минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара, за исключением прямо предусмотренных случаев (например, если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности). Одновременно предусмотрено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного городского округа Московской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Применительно к Ленинградской области [5] в законодательстве закреплено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара.

  1. Образование земельных участков не должно приводить к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости

Соблюдение данного требования оценивается в каждом конкретном случае, исходя из назначения и характеристик расположенного на земельном участке объекта капитального строительства.

Например, в одном из дел [6] суд указал, что в соответствии с техническими нормами площадь участка под существующими гостевыми домами должна обеспечивать размещение не только непосредственно гостевого дома, но и инфраструктуры базы отдыха (в т. ч. дорог, аллей, игровых и спортивных площадок, автостоянок).

Читайте также:  Акт приемки объекта капитального строительства на основании договора подряда

В другом деле [7] суд пришёл к выводу о том, что раздел земельного участка, на котором расположены здания и иные объекты, составляющие единый имущественный комплекс морского вокзала, с учётом функциональной взаимосвязи между объектами не позволит использовать образуемые участки для целей грузопассажирских перевозок и обеспечить предоставление иных услуг в полном объёме.

Верховный Суд РФ [8] рассматривал дело, в котором заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка проходили непосредственно вдоль стен объекта недвижимости, отсутствовала территория, необходимая для подъезда к указанному зданию. Суды пришли к выводу о том, что в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

  1. Раздел, перераспределение или выдел земельных участков не должны приводить к тому, что сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешённым использованием

Указанное требование действует, главным образом, в тех случаях, когда обременение (ограничение), установленное в отношении исходного участка, имеет пространственные границы, и образование участка в новых границах осуществляется таким образом, что он полностью/преимущественно расположен в зоне обременения (ограничения).

Например, в отношении исходного участка, разрешённое использование которого допускает строительство определённых объектов, может быть установлен сервитут прохода (проезда). В указанном случае образование в результате раздела нового участка таким образом, что почти вся его территория будет расположена в зоне прохода (проезда), ввиду чего размещение объекта капитального строительства в соответствии с разрешённым использованием будет невозможным, не должно допускаться.

  1. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам

Необходимо отметить, что понятия «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ», «чересполосица» не содержатся в законодательстве, что затрудняет предоставление общих рекомендаций и разъяснений по данному вопросу [9] .

Можно отметить, что объединяет указанные понятия то, что все перечисленные обстоятельства являются недостатками землепользования, поскольку соответствующая конфигурация и иные характеристики участков затрудняют их рациональное (наиболее эффективное) использование.

Наличие конкретных недостатков землепользования устанавливается, как правило, на основании заключения эксперта при возникновении спора в суде (например, об оспаривании решения Росреестра об отказе в постановке участка на кадастровый учёт, отказа в утверждении Схемы, отказа в предварительном согласовании предоставления участка).

При этом судебная практика выработала определённые подходы к толкованию рассматриваемых понятий.

Например, в одном из дел [10] суд указал, что в результате вклинивания остаётся узкая полоса между исходным и образуемым земельными участками, что является ухудшением конфигурации изменённого земельного участка. Часть земельного участка от точки 2 до точки 9 на Схеме имеет узкую вытянутую форму, с трёх сторон окружена земельным участком, заявленным обществом для приобретения в собственность. В связи с наличием данных обстоятельств РФ будет лишена возможности рационально использовать указанный земельный участок, в том числе передавать в пользование третьим лицам.

Также отметим, что примером «другого препятствующего рациональному использованию недостатка» является невозможность обеспечить доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в т. ч. путём установления сервитута (в тех случаях, когда отсутствует «вклинивание»). Указанное обстоятельство в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

  1. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов

Наличие данного требования обусловлено необходимостью обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности на территории конкретного участка, непротиворечивости адресной системы.

Так, подготовка ПЗЗ осуществляется в отношении территории поселений, городских округов / их частей (с особенностями применительно к межселенным территориям, городам федерального значения). Указанные ПЗЗ могут предусматривать различное регулирование тех или иных вопросов (ВРИ, параметров), регулирование может также отличаться и применительно к различным населённым пунктам, в отношении которых действуют одни и те же ПЗЗ. Очевидно, формирование участка, находящегося в различных муниципальных образованиях / населённых пунктах, делало бы практически невозможным определение подлежащего применению регулирования.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 26 закона № 218-ФЗ рассматриваемое ограничение не действует в случае, если выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ муниципального образования / населённого пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.

  1. Границы образуемого земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков

Указанное требование не распространяется на земельные участки, образуемые для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Применительно к требованию о недопустимости пересечения границ территориальных зон можно отметить, что его наличие обусловлено теми же причинами, которые были рассмотрены в п. 5, в части необходимости обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности в отношении участка, поскольку применительно к каждой территориальной зоне устанавливается отдельный градрегламент с ВРИ и предельными параметрами.

При этом данное требование является зеркальным предусмотренному п. 4 ст. 30 ГрК РФ, п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилу о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Однако в данном случае возникает вопрос о том, допустимо ли образование из исходного участка, который расположен в нескольких территориальных зонах (например, такое зонирование было установлено в ПЗЗ ввиду отсутствия описания местоположения границ участка в ЕГРН в соответствии с актуальными требованиями), участка, который также будет расположен в нескольких территориальных зонах. Специфика данной ситуации заключается в том, что несоблюдение требования по непересечению границ территориальных зон не возникает в результате образования нового участка, а изначально существует в отношении исходного.

Одной из возможных точек зрения в данном случае является указание на недопустимость образования такого участка с применением по аналогии закона положений п.п. 8 и 9 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ в части того, что образование новых участков возможно только путём устранения существующих противоречий и исключения пересечения границ территориальных зон.

Как и в п. 5, рассматриваемое требование не действует, если Росреестром выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ соответствующих территориальных зон, лесничеств.

В качестве примера толкования судами нормы о непересечении границ лесничеств можно отметить, что в соответствии с обстоятельствами дела, рассмотренного Верховным Судом РФ [11] , администрация утвердила схему расположения земельных участков, имеющих пересечение с границами земель лесного фонда. Образованный земельный участок был сдан в аренду. Суд признал договор аренды недействительным, поскольку спорный земельный участок был образован с нарушением законодательства, в связи с чем он не мог служить предметом договоров аренды.

  1. Образование земельных участков не должно нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами

Примером такого требования является закрепление того, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учёте которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, не должны пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

Пересечение границ образуемого участка с границами других существующих участков является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта образуемого участка (пп. 20 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ).

Данное ограничение не действует в прямо предусмотренных случаях (другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, специальное регулирование по «лесной амнистии» [12] ).

В законодательстве можно встретить и иные ограничения при образовании участков, например:

  • земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводнённый карьер, разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводнённого карьера (п. 4 ст. 8 ВК РФ);
  • земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется (п. 14 ст. 48 закона № 73-ФЗ [13] ).

[1] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».

1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта , введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства (пункт 1 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ); 2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки) (пункт 2 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ).

Источники
  • http://texpert.info/osnovnyie-ponyatiya-proektirovaniya-obekta-stroitelstva/
  • https://docs.cntd.ru/document/565738494
  • https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zemlepolzovatelya/glava-2-3/

Рейтинг
Загрузка ...