В Минстрое обновили проект правил проектирования полигонов для промышленных отходов, сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе министерства. В том числе, изменили пункт, которым разрешалось строить свалки на заболоченных территориях, к которому возникли претензии у экспертов Института водных проблем РАН. Но учёные сочли ответ неоднозначным.
Сейчас в Минстрое готовят проект пересмотра свода правил проектирования полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов.
В изначальной версии проекта планировали смягчить норму, запрещающую строить свалки промышленных отходов на заболоченных и подтопляемых территориях при выполнении «инженерных мероприятий, направленных на устранение таких природных процессов и исключающих влияние проектируемых объектов на подземные и поверхностные воды».
Старший научный сотрудник лаборатории гидрогеологических проблем охраны окружающей среды Юрий Медовар рассказал «Парламентской газете», что строительство свалок, для которого понадобилось бы осушать болота, привело бы к изменению местного микроклимата и нарушило бы северную экосистему в целом. Кроме этого, болота поглощают углерод — один из парниковых газов, которые влияют на изменение климата.
Экология 11 класс (Урок№4 — Твёрдые бытовые отходы. Способы уменьшения загрязнения почв отходами.)
Поэтому научный руководитель Института Виктор Данилов-Данильян и старшие научные сотрудники лаборатории гидрогеологических проблем охраны окружающей среды Юрий Медовар и Игорь Юшманов обратились в Минстрой с просьбой пересмотреть норму.
В пресс-службе Минстроя сообщили, что замечания рассмотрели в Центральном научно-исследовательском и проектно-экспериментальном институте промышленных зданий и сооружений, которому было поручено подготовить вторую редакцию свода правил.
«Итоговая редакция СП 127 «СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения проектирования» не содержит обозначенных в письме учёных формулировок», — говорится в ответе пресс-службы.
Но в Институте водных проблем РАН посчитали, что исправленный пункт неоднозначен. Теперь в нём вместо болот разрешается строить полигоны на территориях с просадочными породами, а они находятся в основном на юге, а не в зонах вечной мерзлоты, где изначально предполагалось строить полигоны, пояснил Юрий Медовар.
По его мнению, есть два варианта дальнейшего развития событий при итоговой доработке правил проектирования полигонов. «Первый — возможно, в Минстрое использовали неточный термин для обозначения многолетнемерзлых грунтов, и тогда можно надеяться, что норму уточнят и болота оставят в покое, построив полигоны в других местах. Второй — пункт о строительстве полигонов на болотах включат в правила в изменённом виде», — сказал он.
Источник www.profiz.ruРазмещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами
Хранение и размещение твердых коммунальных отходов: правовое регулирование
Содержание:
- Размещение отходов: разбираемся в терминологии
- Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Документы для получения лицензии на размещение отходов
- Требования к объектам размещения отходов
- Способы размещения отходов
- Реестр объектов размещения отходов
- Литература для изучения вопроса
- СанПин о размещении отходов
- Сроки получения лицензии
- Размещение отходов: разбираемся в терминологии
Размещение отходов: разбираемся в терминологии
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов
Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов. Накопление отходов, в отличие от хранения отходов, не подлежит лицензированию.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
Согласно Федеральному закону “Об отходах производства и потребления”, на деятельность по размещению отходов I — IV классов опасности нужна лицензия. Лицензия на размещение отходов, выданная до 1 июля 2015 года, действительна до 1 января 2019 года.
За размещение отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды”). Исключением являются случаи размещения отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Только данный факт необходимо подтвердить результатами мониторинга окружающей среды.
Лицензия выдается на конкретные виды отходов, с которыми планирует работать лицензиат. Весь перечень отходов, который порой “простирается” на десятки страниц перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, которых нет в списке, является незаконным.
Документы для получения лицензии на размещение отходов
- Акт ввода в эксплуатацию полигона. Проект полигона.
- Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники.
- Договор с профильной компанией об устранении последствий при возникновении аварийной ситуации.
- Программа радиационного контроля.
- Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе “Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления”.
- Протокол общественных слушаний по местонахождению. объекта размещения отходов.
- Раздел “ОВОС” на объект размещения отходов.
- Положительное заключение Госэкологической экспертизы на объект обезвреживания отходов. на площадку, где проводится размещение, отходов. Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ. на площадку, где проводится размещение отходов. Нормативы и разрешение на выброс.
Требования к объектам размещения отходов
На сегодняшний день существует ряд требований к объектам размещения отходов (полигонам, шламохранилищам, отвалам пустой породы, терриконикам, золошлакоотвалам, специально оборудованным комплексам по их переработке и захоронению). Основные положения размещения отходов описаны в статье 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” и более подробно в СанПин 2.17.1322-03.
Далее приведем некоторые правила размещения отходов из СанПин 2.17.1322-03, коих гораздо больше, чем в одной статье ФЗ-89. Например, в СанПин указывается каким образом должны храниться отходы в зависимости от степени опасности: 1 класс – только в контейнерах, бочках и цистернах; 2 класс – в полиэтиленовых мешках и пластиковых пакетах; 3 класс – в бумажных мешках, хлопчатобумажных и текстильных; 4 класс – насыпью.
В отдельном разделе документа приводятся требования к самим объектам размещения отходов, которые частично пересекаются с положениями закона “Об отходах”. Понятно, что место для хранения и захоронения отходов выбирают на этапе разработки проектной документации, размер территории определяется с учетом эксплуатации на 20-25 лет; берется во внимание классы опасности отходов, которые планируют размещать. Объект выбирается за пределами жилой зоны и мест скопления, отдыха людей.
Территория с хранящимися отходами не должна простираться на территории всех 3-х поясов зон санитарной охраны источников воды. Полигоны запрещено размещать на заболоченных территориях. Весь полигон должен быть опоясан кольцевыми каналом и валом высотой от 2 метров.
Хранение и захоронение отходов должны происходить с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. И другие санитарные правила и нормы.
Способы размещения отходов
- террасами;
- терриконами;
- грядами;
- в котлованах;
- в траншеях;
- в цистернах;
- в емкостях;
- в накопителях;
- на картах;
- на платформах.
Реестр объектов размещения отходов
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ФЗ №89).
Карту с обозначением объектов размещения (хранения и захоронения) отходов по всей Российской Федерации смотрите, к примеру, на сайте clevereco.ru одного эколога-энтузиаста. Здесь же вы найдете реестр с адресами полигонов и шламохранилищ — http://clevereco.ru/groro/
Литература для изучения вопроса
- Актуальная версия федерального закона №89 “Об отходах производства и потребления” (говорится о требованиях к объектам размещения отходов);
- Актуальная версия федерального закона №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” (приводятся перечисление видов обращения с отходами, на которые нужна лицензия; комплектность лицензии);
- СанПиН 2.1.7.1322-03 (подробно рассказывается о требованиях к размещению и обезвреживаю отходов на полигонах и других объектах);
- Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 (описываются методы определения классов опасности отходов);
- Письмо Росприроднадзора от 17.11.2015 №АС 03-03-36/20364 “О лицензировании деятельности” (краткий обзор с пояснениями всех нормативных документов о лицензировании отходов);
- Приказ Минприроды РФ от 01.07.2016 №379 “Об утверждении административного регламента Росприроднадзора по предоставлению лицензии” (описывается процедура подачи документов на получение лицензии, процедура переоформления лицензии, список из 81 Управления Росприроднадзора, выдающих лицензии; причины отказа в выдаче лицензии; сроки рассмотрения документов).
СанПин о размещении отходов
Российским законодательством разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В данном документе содержится информация о целях размещения отходов и области применения документа; временном складировании и транспортировании отходов; требовании к размещению, устройству и содержанию объектов; составе предпроектной и проектной документации и прочее.
Сроки получения лицензии
Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.
Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.
Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.
В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.
Остались вопросы по статье?
Источник ecolusspb.ruГде не запрещается захоронение отходов и строительство полигонов
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
ПОЛИГОНЫ ДЛЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Проектирование, эксплуатация и рекультивация
Polygons for solid communal waste. Projecting, operation and reclamation
Дата введения 2018-05-18
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — АО «ЦНС».
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ФГБУ «РСТ», 2022
Введение
Работа выполнена акционерным обществом «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» — АО «ЦНС» (руководитель работы — А.И.Михайлов; ответственный исполнитель — А.В.Бормашов). Исполнители — Г.Л.Цеханский-Сергеев, В.Г.Быков, С.А.Деревянко, Т.В.Луговой, А.Г.Лебедев, М.В.Андросова, А.А.Талызин, Е.И.Кемяшова.
Изменение N 1 к настоящему своду правил подготовлено авторским коллективом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (д-р техн. наук Н.Н.Слюсарь; М.В.Висков; д-р техн. наук В.Н.Коротаев), ЗАО «Спецгеоэкология» (Б.В.Трушин, И.Н.Гнездилов), АО «Инжпроектсервис» (М.А.Степанов).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на проектирование, эксплуатацию, реконструкцию и ликвидацию объектов размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) — полигонов, а также ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, на которых захоронены ТКО.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ Р 56828.40-2018 Наилучшие доступные технологии. Размещение отходов. Термины и определения
ГОСТ Р 59415-2021 Биологическая безопасность. Система сбора свалочного газа на полигонах твердых коммунальных отходов, состоящая из специальных вертикальных газовых скважин. Общие технические условия
ГОСТ Р 59416-2021 Биологическая безопасность. Установки факельные высокотемпературные для обезвреживания свалочного газа с системой предварительной осушки и газоочистки. Общие технические условия
ГОСТ Р 59417-2021 Биологическая безопасность. Определение биогазового потенциала полигонов твердых коммунальных отходов с откачкой биогаза из вертикальных скважин и утилизацией на факельной установке. Общие технические условия
ГОСТ Р 59418-2021 Биологическая безопасность. Очистка сточных, технических, поверхностных вод и фильтратов полигонов твердых коммунальных отходов на основе обратного осмоса. Общие технические условия
ГОСТ Р 59419-2021 Биологическая безопасность. Нагельно-покрывная система укрепления крутых откосов полигонов твердых коммунальных отходов металлическими решетками. Общие технические условия
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 21.13330.2012 «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» (с изменением N 1)
СП 25.13330.2020 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах»
СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменениями N 1, N 2)
СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания» (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (с изменением N 1)
СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» (с изменением N 1)
СП 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»
СП 448.1325800.2019 Инженерные изыскания для строительства в районах распространения просадочных грунтов. Общие требования
СП 499.1325800.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от карстово-суффозионных процессов. Правила проектирования
СП 502.1325800.2021 Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений.
Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 биогаз: Газ, образующийся при анаэробном разложении органической составляющей отходов.
вид отходов: совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
3.3 вместимость полигона: Количество отходов в тоннах, размещаемых на участке захоронения отходов в уплотненном состоянии.
3.4 вывод из эксплуатации полигона ТКО: Прекращение размещения отходов после заполнения объекта до установленной проектной документацией вместимости, с последующим проведением мероприятий по сохранению объекта размещения твердых коммунальных отходов в безаварийном состоянии, изоляции захороненных отходов (консервация), исключающей их негативное воздействие на окружающую среду, контролю состояния объекта размещения твердых коммунальных отходов и состояния окружающей среды в месте его размещения.
3.5 геологический барьер: Естественное грунтовое основание, расположенное ниже планировочной отметки карты, обладающее свойствами и размерами, достаточными для препятствия распространению опасных веществ в грунтовой среде.
3.6 жизненный цикл полигона ТКО: Период, в течение которого осуществляются проектирование объекта (в том числе выбор земельного участка размещения объекта и инженерные изыскания), строительство, реконструкция, этап вывода из эксплуатации и ликвидация объекта.
захоронение отходов: Изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
3.8 инертные материалы: Материалы, состоящие из веществ, которые не вступают во взаимодействие с кислородом воздуха, водой, компонентами захораниваемых отходов, не обладают химической, биохимической и биологической активностью.
консервация полигона ТКО: Деятельность по сохранению объекта после прекращения размещения на нем отходов в безаварийном состоянии, изоляции размещенных на объекте отходов, исключающем загрязнение окружающей среды в течение неопределенного срока, с возможностью использования территории расположения объекта размещения отходов для иных целей.
3.10 концентрат: Сточная вода, получаемая в результате очистки фильтрационных вод (фильтрата) на установках обратного осмоса.
крупногабаритные отходы: Твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
3.12 ликвидация полигона ТКО: Этап жизненного цикла объекта размещения ТКО, включающий в себя мероприятия по демонтажу установленного на объекте размещения твердых коммунальных отходов оборудования, удалению и (или) изоляции (консервация объекта размещения ТКО) захороненных на нем отходов, восстановлению природной среды, восстановлению нарушенных при строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта размещения твердых коммунальных отходов земель в порядке, установленном [2].
3.13 ложе участка захоронения: Нижняя часть полигона, контактирующая с почвой, состоящая из основания и стенок.
Источник docs.cntd.ru