Распоряжение Федерального дорожного агентства от 16 сентября 2015 г. N 1690-р
«Об издании и применении ОДМ-218.2.054-2015 «Рекомендации по применению текстильно-песчаных свай при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах основания»
В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и обеспечения дорожных организаций рекомендациями по применению текстильно-песчаных свай при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах основания:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с даты утверждения данного распоряжения ОДМ 218.2.054-2015 «Рекомендации по применению текстильно-песчаных свай при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах основания» (далее — ОДМ 218.2.054-2015).
Ростверк по забивным сваям. Что такое отказ сваи?
2. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (А.В. Бухтояров) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.2.054-2015 и направить его в подразделения и организации, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Костюка.
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕКСТИЛЬНО-ПЕСЧАНЫХ СВАЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ ОСНОВАНИЯ»
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог и содержит положения по применению текстильно-песчаных свай на слабых грунтах основания.
1.2 Настоящий методический документ содержит требования к инженерно-геологическим изысканиям, требования к материалам и рекомендации по технологии упрочнения слабого основания земляного полотна автомобильных дорог текстильно-песчаными сваями, основанные на требованиях Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», расчетах несущей способности слабых оснований и устойчивости насыпей под эксплуатационными нагрузками, в соответствии с СП 34.13330, СП 22.13330.2011, пособием к СНиП 2.05.02-85. Рекомендации направлены на обеспечение безопасности и устойчивости земляного полотна автомобильных дорог за счет повышения прочностных характеристик слабых грунтов в основании земляного полотна.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений N 384-ФЗ от 30.12.2009
ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения (с Изменением N 1)
ГОСТ 1.5-2001 Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
Виды ростверков
ГОСТ 5686-2012 Грунты. Методы полевых испытаний сваями
ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)
ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием
ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля
ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация
ГОСТ 30672-2012. Грунты. Полевые испытания. Общие положения
ГОСТ Р 53225-2008 Материалы геотекстильные. Термины и определения
ГОСТ Р 54257-2010 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования (с Изменением N 1)
ГОСТ Р 54476-2011 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик сопротивляемости сдвигу грунтов в дорожном строительстве
ГОСТ Р 54477-2011 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик деформируемости грунтов в дорожном строительстве
ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении
ГОСТ ISO 9001-2011 Система менеджмента качества. Требования
ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Система управления охраной труда. Общие требования
СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства
СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть III. Инженерно-гидрографические работы при инженерных изысканиях для строительства
СП 11-105-97 Часть I. Общие правила производства работ
СП 11-105-97 Часть III. Правила производства работ в районах распространения специфических грунтов
СП 12-136-2002 Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ
СП 50-101-2004 Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений
СП 50-102-2003 Проектирование и устройство свайных фундаментов
СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*
СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*
СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
СП 45.13330.2012 Земляные сооружения. Основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87
СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96
СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия
СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
СНиП 22-01-95 Геофизика опасных природных воздействий
СНиП 23-01-99* Строительная климатология
Примечание — При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и обозначения
3.1 В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
активная зона: Глубина слоя слабого основания, где вертикальные нормальные напряжения от действия внешней нагрузки на поверхность основания не превышают 20% напряжений от собственного веса грунта основания;
текстильно-песчаные сваи (ТПС): Строительные конструкции, состоящие из геополотна тканого или геополотна вязаного, формирующего геоболочку сваи в форме цилиндра, заполненную дренирующим грунтом;
слабые грунты: Связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа);
слабые основания: Основания земляного полотна с наличием слоя слабых грунтов в пределах активной зоны мощностью не менее 0,5 м;
гибкий ростверк: Часть свайного фундамента, объединяющая головные участки свай и служащая опорной конструкцией для возводимых элементов сооружения, выполненная из геосинтетического материала.
3.2 В настоящем методическом документе применяются следующие обозначения и сокращения:
Fгр — площадь влияния одной текстильно-песчаной сваи, м 2 ;
Fсв — площадь сечения текстильно-песчаной сваи, м 2 ;
dсв — диаметр одной текстильно-песчаной сваи, м;
L — расстояние между осями свай, м;
α- коэффициент армирования слабого основания;
rro — радиус текстильно-песчаной сваи, м;
Δ rro — увеличение радиуса текстильно-песчаной сваи после прохождения осадки, м;
J — прочность в поперечном направлении геооболочки для текстильно-песчаных свай, кН/м;
Δ- относительное удлинение материала текстильно-песчаных свай, зависящая от времени,%;
Rпр — прочность в поперечном направлении геосинтетического материала для гибкого ростверка, кН/м;
hi — мощность слоя слабого грунта основания, м;
Er,i- модуль деформации слабого грунта, кПа;
φ’г — угол внутреннего трения слабого грунта, град.;
С’г — сцепление слабого грунта, кПа;
φ’с — угол внутреннего трения заполнителя текстильно-песчаной сваи, град.;
Er,i — модуль деформации заполнителя текстильно-песчаной сваи, кПа;
γr — удельный вес слабого грунта, кПа;
ρ- плотность слабого грунта, г/см 3 ;
Кбгр — коэффициент бокового расширения слабого грунта;
Кбо — коэффициент бокового давления заполнителя геооболочки;
Сиг — коэффициент консолидации при горизонтальной фильтрации, см 2 /мин;
Сив — коэффициент консолидации при вертикальной фильтрации, см 2 /мин;
Кф — коэффициент фильтрации грунта, м/сут;
Кф,с — водопроницаемость материала текстильно-песчаных свай, м/с;
КТ: Комплексная технология;
ПД: Проектная документация;
ППР: Проект производства работ;
РД: Рабочая документация;
ТПС: Текстильно-песчаные сваи.
4 Общие положения
4.1 ТПС, применяемые для укрепления слабых оснований автомобильных дорог, состоят из геооболочки цилиндрической формы диаметром 0,4 — 1,5м, заполненной крупнозернистым материалом (песком или гравием). Геооболочка заправляется внутрь обсадной трубы, которая погружается в слабый грунт с помощью вибропогружателя или предварительного бурения, с обязательным заглублением в слой прочного грунта. Последующее заполнение геооболочки крупнозернистым материалом производится с виброуплотнением. Расстояние между сваями определяется расчетом и может составлять от 0,8 до 4,5 м.
ТПС обеспечивают: восприятие основной части эксплуатационной нагрузки; уплотнение слабых грунтов межсвайного пространства при устройстве свай; вертикальный дренаж по глубине свай и ускорение процесса консолидации основания.
Улучшение прочностных и деформационных характеристик грунта в зоне уплотнения приводит к увеличению несущей способности грунтов, что позволяет передать на модифицированные грунтовые основания большие нагрузки. Заполненные дренирующим грунтом сваи одновременно выполняют функцию вертикальных дрен и обеспечивают ускорение процесса консолидации водонасыщенных грунтов за счёт сокращения пути фильтрации воды, отжимаемой из слабой толщи. Параметры ТПС, свайного поля и технологических процессов по их устройству определяют расчетом.
5 Требования к инженерно-геологическим изысканиям на участках строительства автомобильных дорог с применением текстильно-песчаных свай
5.1 Укрепление слабых оснований с применением текстильно-песчаных свай следует проектировать на основе результатов инженерных изысканий и конструктивных решений рабочей документации, полученных в соответствии с требованиями [7, 8, 15], СНиП 11-02, СП 11-102, СП 11-104, СП 11-105 и настоящего ОДМ.
5.2 Результаты инженерных изысканий в соответствии с СП 22.13330 должны содержать данные, необходимые для оценки влияния технологических процессов на расчетные нагрузки, передаваемые на текстильно-песчаную сваю и грунты межсвайной зоны, с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства) инженерно-геологических и гидрогеологических условий площадки строительства (в соответствии с ГОСТ 20276, ГОСТ Р 54476 и ГОСТ Р 54477). К ним относятся:
— данные об инженерно-геологическом строении территории строительства с описанием напластований грунтов, их размеров в плане и по глубине, классификационных наименований грунтов, с указанием выделенных инженерно-геологических элементов;
— гидрогеологические условия с указанием наличия толщины и расположения водоносных горизонтов, сведения о фильтрационных характеристиках грунтов;
— физико-механические характеристики грунтов;
— сведения о возможном изменении гидрогеологических условий в процессе строительства и эксплуатации сооружения.
5.3 Результаты изысканий для устройства текстильно-песчаных свай должны содержать физико-механические характеристики грунтов, представленные в табл.5.1.
5.4 Механические характеристики грунтов, непосредственно входящие в расчет, следует, как правило, определять путем прямых испытаний грунтов в условиях природного залегания в соответствии с ГОСТ 20276. При отсутствии или недостаточном количестве данных непосредственных испытаний, допускается, для предварительных расчетов, использовать значения нормативных и расчетных прочностных и деформационных характеристик по классификационным таблицам с учетом коэффициентов надежности по грунтам.
Таблица 5.1 — Физико-механические характеристики грунтов основания для устройства текстильно-песчаных сваи
Источник: mooml.com
Свайные конструкции с армогрунтовым ростверком на слабом основании
Для повышения устойчивости и снижения осадки слабых грунтов назначаются щебеночные сваи и сваи из жестких материалов.
Сваи могут быть опертыми, доходящими до подстилающих слабую толщу прочных пород, и висячими, не достигающими подстилающих слоев. Висячие сваи устраивают при большой мощности слабого слоя, когда устройство опертых свай оказывается технически сложным.
Эффект от работы щебеночных свай проявляется за счет восприятия ими части нормальных напряжений от веса насыпи, за счет бокового обжатия слабого грунта в межсвайном пространстве и в ускорении отжатия норовой воды.
В грунтах, обладающих структурной прочностью (иольдиевыс глины и т.н.), применение щебеночных свай особенно эффективно.
Щебеночные сваи устраивают специальным оборудованием с обсадными трубами диаметром 0,4—0,8 м, аналогичным оборудованию для устройства вертикальных дрен. В плане сваи располагают по квадратной сетке.
Расчет щебеночных свай для повышения устойчивости основания заключается в определении сближения свай т = d/l (отношения диаметра свай d к расстоянию между сваями в свету /), при котором коэффициент запаса (или безопасности) Кзлп = 1,0.
В этом случае обеспечивается равенство вертикальных напряжений в межсвайном пространстве Р2 и безопасной допустимой нагрузки на основание Рбсз при перераспределении нагрузки между сваями и грунтом в межсвайном пространстве (рис. 12.4).
С учетом найденного требуемого сближения свай (штр = d/l) назначается диаметр свай d и расстояние между ними /. Диаметр назначается в пределах 0,8—1,0 м, расстояние между сваями в свету от 1,5 до 2,5 м.
Усиление основания насыпи жесткими сваями производится для повышения устойчивости, а также для получения практически бсзосадочного основания при природных механических свойствах слабой толщи.
Схема перераспределения внешней нагрузки от веса насыпи при наличии свай представлена на рис. 12.5.
При расчете свайного основания находят оптимальное сочетание диаметра свай, расстояния между сваями и прочности материала свай.
Приближенно максимальную требуемую прочность свай, независимо от наличия ростверка и высоты насыпи, можно оценивать по формуле
Рис. 12.4. Схема для расчета оснований со щебеночными сваями:
II — мощность слабой толщи; / — расстояние между сваями в свету;
d — диаметр песчаной сваи; 50 — осадка основания без сваи;
St — осадка основания со сваями; SJ2 — боковая деформация свай;
Рг — нагрузка на межсвайное пространство; Р <)— нагрузка от веса насыпи;
Рс — нагрузка на сваи
Рис. 12.5. Схема действия нагрузки на сваи от веса насыпи
t 20 кН/м и относительным удлинением при разрыве е 2 /[(fsHу + fq P) S 2 ] — отношение нагрузки на сваю к общей нагрузке на площадь S 2 ; f5 — коэффициент от воздействия собственного веса насыпи; f — коэффициент от воздействия временной нагрузки.
При расчете на строительную фазу работы конструкции /5 =1,3; fq = 1,2, на эксплуатационную фазу fs = 1, fq = 1.
где г = 2 — коэффициент запаса; сц — сцепление в грунте.
Источник: studme.org
Рекомендации по применению текстильно-песчаных свай при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах основания федеральное дорожное агентство
8.1.1.1 Рекомендации по технологии устройства текстильно-песчаных свай предназначены для составления проектов производства работ (ППР) и выполнения процессов упрочнения слабых грунтов основания земляного полотна, как при новом строительстве, так и при реконструкции объектов. Рекомендации учитывают требования нормативных документов по безопасности сооружений, организации строительного производства, технике безопасности, правилам пожарной безопасности и охране окружающей среды (СП 48.13330, СП 12-136, СНиП 12-03, [12, 15]).
8.1.1.2 При устройстве текстильно-песчаных свай в составе комплексной технологии необходимо организовать последовательное выполнение трех технологических стадий (рисунок 8.1): 1) формирование рабочей платформы; 2) устройство свай методом бурения или вибропогружения; 3) устройство гибкого ростверка.
8.1.1.3 При выборе метода устройства свай (вибропогружения или бурения) вблизи существующих зданий и сооружений необходимо учитывать проектную оценку влияния динамических воздействий на конструкции существующих зданий или сооружений, а также на находящиеся в них чувствительные к колебаниям машины, приборы и оборудование. Метод вибропогружения обеспечивает большее уплотнение межсвайного пространства. Метод бурения предпочтительнее при работе с наличием плотных прослоек грунта или в том случае, когда воздействие вибрации на находящиеся рядом строения, транспортные сооружения должно быть минимизировано. Сваи закладывают рядами, первоначально устраиваются первый, третий, пятый ряд, затем второй, четвертый, шестой и т.д.
8.1.1.4 Состав и порядок выполнения технологических и контрольных операций (приведены в приложении Г) необходимо уточнить в ППР в зависимости от характеристик грунтов, имеющегося в наличии оборудования и организационных условий на конкретном объекте, ожидаемых климатических условий на весь период строительства. Особенности производства работ в зимнее время, а также необходимые дополнительные мероприятия разрабатываются в проекте производства работ.
Рисунок 8.1 — Стадии комплексной технологии
8.1.2 Устройство свай методом вибропогружения
8.1.2.1 Формирование рабочей платформы для устройства текстильно-песчаных свай должно обеспечить возможность въезда и производство работ виброоборудованием на слабом основании. Устройство платформы включает дренажные прорези, водоотводные канавы и защитный слой из дренирующего грунта, укрепленный геополотном.
8.1.2.2 Прорези и водоотводные канавы в слабых водонасыщенных грунтах следует устраивать в соответствии с Рекомендациями [8] с целью ускорения консолидации основания за счет сокращения пути фильтрации воды, отжимаемой из слабой толщи. Расстояние между дренажными прорезями принимается равным от 2 до 2,5 м, ширина прорезей от 1 до 1,2 м, глубина 1 м. При продольном уклоне местности свыше 0,003 прорези устраивают вдоль оси насыпи, при меньшем уклоне – поперек оси с водоотводными канавами по границе основания и отводом воды в резервы и водопропускные трубы. Для заполнения прорезей и канав следует использовать песок гравелистый (ГОСТ 25100) с коэффициентом фильтрации от 3 м/сут или гравий. Для разработки грунта и засыпки прорезей песком применяются экскаваторы — обратная лопата и погрузчики.
8.1.2.3 На подготовленное основание с прорезями, водоотводными канавами и выравнивающим слоем песка 5см следует уложить прослойку из геотекстиля. Технологические и разделительные прослойки устраивают из геополотна нетканого (иглопробивного) с плотностью от 250 г/м 2 или термоскреплённого с плотностью от 110 г/м 2 . Прослойку следует укладывать на спланированную поверхность. Толщина прослойки из геополотна, используемой в качестве дрены, под расчетной нагрузкой от вышележащих слоев должна быть от 2 мм. Этому условию удовлетворяет геополотно нетканое толщиной в ненагруженном состоянии от 2,0 до 4 мм.
8.1.2.4 Прослойку из геополотна нетканого следует накрыть защитным слоем из песка толщиной 0,5м для работы виброкатка в интенсивном технологическом режиме уплотнения слабого основания. Интенсивный технологический режим предназначен для воздействия максимально допустимой по несущей способности грунта вибронагрузки на основание с целью улучшения его прочностных и деформационных характеристик. В качестве управляемых параметров виброуплотнения принимаются амплитуда вибрации, скорость движения катка, число проходов.
8.1.2.5 Уплотнение грунта рекомендуется в соответствии с [15] начинать с режима пробного уплотнения. Следует организовать работу катка круговыми проходами, начиная с краевых полос. Величина перекрытия следов должна составлять 0,2 м. Режим работы виброкатка следует уточнять по результатам испытаний грунтов на сдвиг (в соответствии с требованиями ГОСТ 20276) и расчета коэффициента безопасности.
Переувлажненные глинистые грунты следует уплотнять захватками 200-350 м, используя для этой цели сначала легкие катки весом не более 100 кН для прикатки, а затем основные виброкатки. Для первого прохода могут быть использованы и основные виброкатки с выключенным вибратором. Скорость движения катков при первом проходе 1км/ч, при последующих проходах от 2 км/ч до 4 км/ч. Число проходов катка определяется по результатам пробного уплотнения.
8.1.2.6 Целесообразно применять виброкатки оснащенные системой непрерывного слежения за степенью уплотнения грунта и бортовой компьютерной системой глобального позиционирования (GPS). Система слежения фиксирует полученные данные о работе катка и достигнутой плотности грунтов, а система GPS передает их с помощью передатчиков (включая спутниковую связь) на офисный компьютер. Бортовой компьютер машины позволяет оптимально регулировать параметры вибрации, осцилляции (диапазон амплитуд) и скорость движения катка в зависимости от степени уплотнения грунта.
8.1.2.7 Работы по устройству текстильно-песчаных свай следует выполнять после контроля прочности основания для восприятия нагрузки от строительной техники. При недостаточной несущей способности слабых грунтов по защитному слою следует сделать и последовательно перемещать временную дорогу из инвентарных плит.
8.1.2.8 Состав работ по устройству свай методом вибропогружения трубы-лидера должен включать следующие процессы [14]:
1) Установка вибропогружателя в рабочее положение в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
2) Погружение стальной вытесняющей трубы-лидера, выбранного диаметра с двухопорным клапаном, при помощи высокочастотного вибратора через слабые грунты до проектной отметки;
3) Укладка в трубу-лидер и заполнение песком заранее подготовленной геооболочки.
4) Подъем (в вибрационном режиме) трубы-лидера с открытым опорным клапаном.
Под воздействием вибрации и последующих нагрузок от насыпи происходит уплотнение песка в сваях, оболочка дополнительно расширяется и передает уплотняющие горизонтальные напряжения на слабые грунты межсвайного пространства.
8.1.3 Устройство свай методом бурения
8.1.3.1 Перед устройством текстильно-песчаных свай методом бурения для въезда бурового оборудования на слабое основание формируют рабочую платформу в соответствии с п.8.1.2 настоящего ОДМ.
8.1.3.2 Состав работ по устройству свай методом бурения должен включать следующие процессы [13]:
1) Установка бурового оборудования в рабочее положение в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
2) Бурение скважины на проектную глубину:
— установка первой режущей секции обсадной трубы;
— установка следующей (второй) секции обсадной трубы с креплением ее к первой специальными накладками на болтах;
— бурение скважины до проектной отметки с погружением обсадной трубы (обсадная труба заглубляется ниже нижнего торца скважины на 1 м);
— проверка скважины на наличие воды с измерением уровня грунтовых вод.
Из несущего пласта нескального грунта необходимо отобрать образцы для их освидетельствования на соответствие характеристикам проектного грунта, с оформлением акта освидетельствования скрытых работ, выполненных на строительстве.
3) Укладка в трубу-лидер и заполнение песком заранее подготовленной геооболочки. Трубу поднимают в режиме вибрирования. В процессе подъема вследствие воздействия вибратора происходит уплотнение песка.
4) Сбор, погрузка и вывоз автосамосвалами грунта, выбранного из скважины.
8.1.3.3 При выполнении работ по устройству текстильно-песчаных свай методами вибропогружения или бурения необходимо оформлять акт промежуточной приемки ответственных конструкций и акт освидетельствования скрытых работ.
8.2 Технология устройства гибкого ростверка на слабом основании
8.2.1 Технологический процесс устройства гибкого ростверка должен включать следующие операции:
— выравнивание защитного слоя над сваями;
— раскатку рулонов геосинтетического материала и его закрепление на поверхности основания;
— стыковку геополотен и засыпку их грунтом с уплотнением;
8.2.2 Геосинтетический материал следует раскатывать с перекрытием полос от 20 см до 30 см, не допуская при этом отклонений [10]. Для соединения геополотен следует применять сшивку или склейку. Уложенную прослойку из геосинтетического материал в течение рабочего дня необходимо засыпать грунтом. Оставлять не засыпанный грунтом геосинтетический материал запрещается. Перед отсыпкой грунта проверяют качество уложенной прослойки — сплошность, величину перекрытия, качество стыковки геополотен, общую ширину и их количество.
8.2.3 По результатам осмотра следует составить акт на скрытые работы, в котором приводятся характеристики готового слоя из геосинтетического материала, а также данные о поставщике, виде и характеристиках. В случае несоответствия фактических данных, приведенных на упаковке, устройство прослоек следует приостановить и провести контрольные испытания согласно правилам приёмки, указанным в технических условиях.
8.2.4 После оформления акта на скрытые работы следует выполнить засыпку слоя геосинтетического материала грунтом по схеме “от себя”. Доставленный автомобилями-самосвалами грунт распределяют слоем толщиной от 30 см до 40 см по всей площади захватки. Грунт перемещают бульдозером последовательно с образованием промежуточных валов и разравнивают от средины насыпи к её краям. Проезд колёсных или гусеничных машин по геосинтетическому материалу запрещается.
1-9 – рулоны геополотна; 10 – установка для соединения рулонов;
11 – бульдозер; 12 – автосамосвалы; I – подготовка подстилающего слоя грунта; II – транспортировка, укладка и соединение рулонов геополотна;
III – отсыпка, распределение и уплотнение слоя грунта
Рисунок 8.2 — Схема устройства прослоек из геосинтетического материала
8.2.5 Формирование гибкого ростверка производят после укладки геосинтетического материала и устройства защитного слоя из песка в режиме интенсивной технологии в соответствии с п.8.1.2 настоящего ОДМ. В ходе уплотнения и осадки межсвайного пространства производят досыпку грунта между сваями. В результате в основании образуется уплотненный ростверк, который позволяет уменьшить напряжения в межсвайном пространстве за счет перераспределения нагрузки на сваи. На подготовленном основании производится послойная отсыпка и уплотнение дорожной насыпи в соответствии с Рекомендациями [8].
8.3 Требования к контролю качества и приемке выполненных работ
8.3.1 Используемые на всех технологических стадиях грунты, материалы, изделия и конструкции должны удовлетворять требованиям РД, ГОСТ 32731 и п.6 настоящего ОДМ. Замена предусмотренных проектом грунтов, материалов, изделий и конструкций, входящих в состав возводимого сооружения или его основания, допускается только по согласованию с проектной организацией и заказчиком. Все материалы должны иметь технический паспорт.
8.3.2 Материалы для геооболочки свай должны быть сертифицированы и соответствовать характеристикам, заложенным в РД в соответствии с требованиями п.6. настоящего ОДМ. Примеры материалов, соответствующих условиям применения для КТ, приведены в приложении Д.1.
8.3.3 Перед началом работ необходимо провести верификацию поступивших материалов и конструкций. Все поступившие материалы и конструкции должны иметь документы, удостоверяющие их качество и соответствие требованиям ГОСТ 32731 и п.6 настоящего ОДМ. Контролируемые параметры геосинтетического материала (поверхностная плотность, прочность на разрыв и относительное удлинение в продольном и поперечном направлениях, коэффициент фильтрации) должны соответствовать требованиям, указанным в п.6 настоящего ОДМ, контролируемые параметры песка (гранулометрический состав, коэффициент фильтрации) – ГОСТ 25100. Результаты проверки заносятся в журнал верификации (входного контроля).
8.3.4 При устройстве текстильно-песчаных свай на всех стадиях комплексной технологии должен осуществляться контроль технологических процессов и, особенно, технологического регулирования нагрузок. Площадку для пробного уплотнения (опытный участок) следует располагать в пределах основания возводимой насыпи, а при невозможности – в специально отведённом месте. Минимальные размеры площадки для пробного уплотнения должны составлять: ширина от 3×Ву, м; длина от 20 м, где Ву – ширина уплотняемой полосы, принимаемая по технической характеристике уплотняющей машины.
Контроль плотности следует выполнять в соответствии с ГОСТ 22733. Допускается использовать приборы для ускоренного определения плотности (плотномер-влагомер Н.П. Ковалёва, радиометрические, пенетрационные плотномеры и др.).
8.3.5 При выборе виброкатков следует учитывать их современное оснащение: бортовую систему контроля плотности грунтов, позволяющую получить на мониторе и сохранить в памяти послойную структуру состояния грунтов под катком. Информация о результатах работы катка и параметрах вибронагрузки хранится в памяти компьютера для последующей подготовки технической документации о состоянии основания и насыпей при сдаче выполненных работ.
Примеры машин, соответствующих условиям применения для КТ приведены в приложении Д.2.
8.3.6 Для проверки прочностных и деформационных характеристик текстильно-песчаных свай и межсвайной зоны на опытном участке следует регистрировать по каждой свае следующие данные:
— идентификационная запись сваи и текущий производственный номер;
— тип и основные параметры используемого вибратора;
— диаметр сваи и геооболочки из геополотна;
— вид оболочки из геополотна (тип и прочность);
— характеристики грунтового основания, способного нести проектную нагрузку.
8.3.7 Контрольные функции должны быть организованы на базе полевых лабораторий при дорожно-строительных подразделениях, а также контрольных постов в составе работ по контролю качества возведения насыпей на слабых основаниях. Контроль характеристик грунтов производится с целью установления стабилизации осадок и коэффициента безопасности (несущей способности) грунтов основания в соответствии с РД (ГОСТ 20276).
8.3.8 Испытания грунтов, измерения осадок и горизонтальных смещений следует вести в период упрочнения основания и возведения насыпи ежедневно, первые три месяца после полного возведения насыпи — еженедельно, в дальнейшем — до сдачи участка в эксплуатацию 2 раза в месяц [8]. При обнаружении резкого увеличения осадки или выпора грунта виброуплотнение необходимо немедленно прекратить для выявления причин деформаций и корректировки технологических режимов. В случае фиксирования потери прочности основания следует назначить мероприятия по ликвидации опасного состояния и предупреждения дальнейшего развития деформации.
8.3.9 В ходе работ необходимо предусматривать периодическое проведение натурных измерений (мониторинг). Состав, объем, и методы мониторинга устанавливают в зависимости от уровня ответственности сооружения и сложности инженерно-геологических условий. Следует учитывать требования СП 22.13330. Натурные измерения деформаций оснований должны предусматриваться при применении новых или недостаточно изученных конструкций сооружений.
8.3.10 При интенсивном уплотнении грунтов на первой технологической стадии необходимо вести сравнительный анализ фактического и расчетного хода осадки. Расчетная осадка грунта от нагрузки определяется по п.7.4. настоящего ОДМ. Решение о завершении уплотнения слабого основания следует принимать с учетом допустимого по РД ежедневного прироста осадки.
8.3.11 Для оценки несущей способности основания в ходе работ необходимо организовать контроль изменения прочностных характеристик (сопротивления сдвигу). Оценка несущей способности производится по величине коэффициента безопасности, который определяется в соответствии с п. 7.1 настоящего ОДМ.
8.4 Требования по безопасности проведения работ
8.4.1 Организация и производство работ должны соответствовать требованиям СП 48.13330, СП 12-136, действующим правилам пожарной безопасности и взрывобезопасности [12].
При организации и проведении работ во избежание пожаров, взрывов, отравлений, ожогов, других несчастных случаев и аварий, являющихся следствием несоблюдения технологического процесса, правил хранения и транспортировки, следует строго выполнять требования, изложенные в нормативно-технической документации на материалы (технические условия) и в технологических инструкциях.
8.4.2 Перед началом выполнения работ генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая участок, обязаны оформить акт-допуск.
8.4.3 Производство работ на территории действующего участка необходимо осуществлять при строгом выполнении мероприятий, указанных в акте–допуске. Указанные мероприятия принимаются на основе решений, разработанных в ПД и РД:
— установление границы территории, выделяемой подрядчику для производства работ;
— определение порядка допуска работников подрядной организации на территорию организации;
— проведение необходимых подготовительных работ на выделенной территории;
— определение зоны совмещенных работ и порядка их выполнения.
8.4.4 Генеральный подрядчик при выполнении совмещенных работ с участием субподрядчиков обязан:
— осуществлять их доступ на производственную территорию с учетом выполнения требований изложенных в акте-допуске;
— обеспечить выполнение всех мероприятий охраны труда и координировать действия субподрядчиков в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ.
8.4.5 Перед началом и в процессе производства работ руководитель работ обязан:
— оформить необходимую документацию (наряд-допуск) на право производства работ в местах действия опасных или вредных факторов;
— перед началом работ ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске;
— проводить систематические осмотры участка, проверку условий труда рабочих и принимать меры к устранению выявленных недостатков;
— производить выдачу спецодежды и других средств индивидуальной защиты согласно действующим нормам.
8.4.6 При организации рабочей зоны до начала производства работ следует установить опасные для людей участки, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
8.4.7 Конструкция защитного и сигнального ограждения должна быть предусмотрена в РД исходя из условий производства работ (мест расположения).
При наличии опасных и вредных производственных факторов безопасность работ обеспечивается на основе выполнения мероприятий, содержащихся в РД.
ППР должен содержать схемы и инструктивные указания по рациональной организации и технологии строительного производства, привязанные к местным условиям строительства, в которых намечают рациональные режимы труда и мероприятия по безопасности, организационные требования к подготовке и обслуживанию трудового процесса, перечень и число инструмента и приспособлений, схему организации рабочего места и пр.
Источник: rykovodstvo.ru
Автодорожное строительство
Геосинтетические материалы находят широкое применение в дорожном строительстве.
Заложение геосинтетики в конструкцию дороги позволяет обеспечить армирование, дренаж и гидроизоляцию, организовать разделение разнофракционных слоев. Это не только способствует улучшению качества покрытия, но и увеличивает межремонтные интервалы.
Благодаря геосинтетическим материалам существенно сокращаются временные и экономические затраты на возведение дороги.
Армирование
Слабое основание скачать pdf
Дорожная одежда скачать pdf
Водопропускные трубы скачать pdf
Лежневый настил скачать pdf
Силовая обойма скачать pdf
Гибкий ростверк скачать pdf
Увеличение несущей способности скачать pdf
Ледовая переправа скачать pdf
Гидроизоляция
Устройство автомобильных дорог на вечномёрзлых грунтах скачать pdf
Берегоукрепление при высоком уровне поверхностных вод скачать pdf
Подтопляемые территории скачать pdf
Укрепление конусов мостов скачать pdf
Просадочные грунты скачать pdf
Устройство автомобильных дорог на болотах скачать pdf
Противофильтрационная завеса скачать pdf
Быстротоки скачать pdf
Ликвидация просадок на вечномёрзлых грунтах скачать pdf
Берегоукрепление из геошпунтов скачать pdf
Дренаж
Высокий уровень грунтовых вод скачать pdf
Пластовый дренаж скачать pdf
Дренажная прорезь скачать pdf
Другие отрасли
Просто позвоните нам:
(4912) 500-798
или отправьте свой номер телефона,
наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время
и бесплатно проконсультирует по всем вопросам
Нажимая кнопку «Отправить»
вы соглашаетесь с Правилами сайта
Источник: rgeosnab.ru