Экономические проблемы, как и любые другие, и не только в строительстве, по остроте, содержанию, влиянию на экономическую систему государства изменяются во времени. По этой причине далее приведены те из них, которые уже длительное время не решаются, но требуют своего решения. Во-первых, это формирование рыночных отношений в строительстве.
Данная проблема представляет собой совокупность труднорешаемых задач. При этом решенной только в строительной отрасли она быть не может, а требует формирования рыночных отношений во всей экономической системе государства. Во-вторых, это низкая инвестиционная активность в стране.
В-третьих, это часто встречающаяся разнонаправленность экономических интересов участников капитального строительства. В-четвертых, необоснованно слабая роль государства в управлении всей экономической системой и капитальным строительством в том числе.
В-пятых, низкая эффективность строительной отрасли в целом и деятельности отдельных строительных организаций, низкая их надежность. В-шестых, это отсутствие на федеральном и региональном уровнях системы взаимодействия между участниками капитального строительства (строительными организациями, производителями строительных материалов и др.) разных форм собственности и органами управления.
Почему лучше не строиться в 2021 — 2022 г. Проблемы строительства. Строительство из бревна.
Этот перечень может быть продолжен. Далее приведена адресная система мер, направленных на решение экономических проблем в строительстве (табл. 1.1).
Реализация изложенных мер возможна только в ходе решения макроэкономических проблем всего общества, куда входят общегосударственные меры по социально-экономическому оздоровлению общества и поддержке всех отраслей реального сектора экономики. Целесообразно облегчить налоговое бремя для производителей, уменьшить ставки налогов и повысить уровень их собираемости, увеличить долю чистой прибыли для самофинансирования технического развития организаций. Очевидна полезность создания единого государственного банка для надежной аккумуляции депозитов юридических и сбережений физических лиц, а также для кредитования инвесторов при годовых ставках на мировом уровне 5-6 % сверх уровня инфляции.
Это будет стимулировать и коммерческие банки пойти по пути благоприятного отношения к инвестору. Приведенная в табл. 1.1 информация свидетельствует о том, что решение большинства проблем в капитальном строительстве адресовано в первую очередь федеральным органам управления, включая Госстрой России. Кроме того, многие проблемы могут быть решены строительными организациями, возможности которых определяются их организационно-техническим, финансовым состоянием, уровнем квалификации и целеустремленностью руководителей и инженерно-технических работников. И, наконец, часть проблем может быть решена осторожными расчетливыми инвесторами, роль и возможности которых определяются инвестиционным климатом, гарантиями их интересов и надежностью работы подрядчиков в условиях рыночных отношений. Таблица 1.1 Система мер по улучшению экономического положения строительной отрасли
ЗАКАЗАЛ СРУБ — ПОЛУЧИЛ ПРОБЛЕМЫ! Как не допустить основные ошибки?
законодательно оформленные государственные гарантии неприкосновенности частного капитала, вкладываемого в реальный сектор экономики
расширение практики заключения государственных контрактов с гарантированным финансированием на весь период строительства объектов для государственных нужд
уменьшение дефицита федерального и регионального бюджетов и увеличение объемов безвозвратного финансирования жилищного строительства для малоимущих граждан (очередников)
упорядочение, упрощение и ускорение процедуры отведения земельных участков и получения разрешительной документации на строительство
повышение эффективности инвестиционных торгов с установлением стартовой цены на объект строительства, учитывающей рыночный уровень, с оплатой прав на застройку, с рассрочкой на период строительства
упорядочение, упрощение и ускорение проведения экспертизы проектно-сметной документации с целью сокращения инвестиционного цикла
совершенствование научной методики для оценки эффективности инвестиционных проектов
создание ‘»прозрачной» информационной системы по возможным объектам прямого или долевого инвестирования
улучшение условий прямого инвестирования с продажей земли или со сдачей ее в долгосрочную аренду под строительство конкретного объекта
облегчение налогового бремени и снижение таможенных пошлин, образование свободных экономических зон с льготными условиями для инвестирования
использование иностранных займов кредиторами с банковской или государственной гарантией их погашения
создание государственной системы стратегического, межфирменного и внутрифирменного планирования
разработка и признание обязательной на государственном уровне научно обоснованной системы оценки вариантных решений инвестиционных проектов на различных уровнях управления государством
снижение себестоимости строительства и договорных цен на объекты строительства для привлечения заказчиков среднего достатка
повышение уровня концентрации строительства как средства улучшения фондооснащенности, производительности труда и рентабельности
создание финансово-строительных компаний для концентрации финансовых ресурсов на инвестиционных проектах
создание крупных проектно-строительных фирм, способных своими силами управлять всем инвестиционным циклом по системе «управление проектом», проектировать и строить объекты «под ключ»
страхование предпринимательских рисков подрядчика и заказчика, введение института поручителей с обеих сторон при заключении договоров подряда
повышение качества выполняемых работ, сокращение сроков строительства объектов как основных факторов определяющих конкурентоспособность
разработка и обязательное применение кодекса предпринимательской чести в строительстве
разработка и обязательное применение научно обоснованной методики определения надежности (устойчивости) проектных и строительных компаний
Проявление большей активности в управлении строительством со стороны государственных органов управления, в частности Госстроя России, в области законотворчества, обновления всей нормативной базы системы ценообразования, проектирования и строительства уже привело к существенному улучшению результатов в отрасли. Активный поиск путей совершенствования экономики, организации и управления в отрасли ведут и сами строители.
Идут процессы роста концентрации строительных мощностей, интеграции проектирования и строительства, создания финансово-строительных компаний. В каждом регионе страны есть примеры успешно работающих строительных организаций различных структур и форм собственности. Рекомендуемая литература 1. Васильев В.М., Панибратов Ю.П.. Резник С.Д.. Хитров В.А.
Управление в строительстве. — М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2003. 2. Костючеико В.В., Крюков К.М., Кудинов О. А. Менеджмент строительства: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 3. Экономика строительства. 2003. № 1.
Источник: uchebnik-ekonomika.com
Новая уникальность как проблема
Строительный сектор является одной из важнейших отраслей любой экономики, и Россия здесь не исключение. Будь то стандартное жилищное или коммерческое строительство, рядовая инфраструктура или же необычные по своей сложности и масштабам объекты, сразу приобретающие громкое прозвище вроде «стройки века», в любом случае все начинается со строительной площадки.
В советское время в России был накоплен большой опыт индустриального строительства, что определялось как проводившейся интенсивной индустриализацией с опережающим накоплением основных фондов, так и приоритетом, отдававшимся «тяжелым» отраслям промышленности.
В 1990-е годы ряд компетенций был, по-видимому, утерян вместе с прекратившими свое существование некогда крупными строительными трестами и их инженерными школами.
Наше время, напротив, имеет все шансы войти в историю России как эпоха активного строительства: новые дороги, мосты, промышленные объекты, побитые (еще в 2014 году) советские рекорды по объемам жилищного строительства. Однако, при наличии явных достижений в сфере «стандартного» строительства, с его отработанными, поставленными на поток решениями и технологиями, реализация масштабных и нестандартных проектов зачастую сталкивается с серьезными трудностями. Срываются сроки ввода, растет смета, всплывают технические трудности – и это у весьма почтенных компаний, никак не однодневок.
Приземленные проблемы космодрома
В качестве наглядного примера просится строительство космодрома «Восточный» в Амурской области. Этот проект должен был стать одним из главных символов эпохи – такие объекты во всем мире можно пересчитать по пальцам. Совокупная сумма инвестиций в строительство космодрома с 2011 года превысила 160 млрд рублей, общая сумма инвестиций в проект (с учетом второй очереди) может достичь 600 млрд рублей.
Работы проводила весьма почтенная организация, опыт и компетентность которой не вызывали ни у кого сомнения — ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» («Дальспецстрой»).
Однако уже на второй год строительства заместителя директора «Спецстроя» Александр Бусыгин признал, что отставание от графика строительства отдельных объектов космодрома «Восточный» достигает двух месяцев. В конечном счете первая очередь космодрома вместо изначально запланированного 2015 года была сдана лишь летом 2017 года.
Но это и не вся правда. В сентябре 2018 года выяснилось, что заливка бетоном стартового стола космодрома «Восточный» «Спецстроем» была выполнена с браком, из-за чего образовались пустоты под основанием стартового комплекса для ракет-носителей «Союз-2».
В ноябре того же года на космодроме обнаружили новые дефекты — нарушения в гидроизоляции и деформационном шве стартового стола, а также в системе отведения дождевых вод (конструкция стартового стола для современных ракет предусматривает мощную подземную инфраструктуру – топливоподачи, газоотведения и т.д.). Эти нарушения были признаны критическими. Другие выявленные дефекты — нарушения в расположении и оформлении швов в бетонировании стены резервуара-накопителя сбора дождевых сточных вод, а также нарушения нормативных требований к выполнению стыковых соединений стержней, сеток и каркасов Центрального распределительного пункта.
Для «Спецстроя» космодром стал «лебединой песней». В конце 2016 года по итогам проверки «Спецстрой» был распущен и сейчас преобразуется в отдельные профильные строительные управления в составе Минобороны. Но счастливым концом это назвать трудно: есть объективная потребность и политическая воля к реализации проекта, есть финансовые средства – но практическая реализация проекта даже силами мощнейшей профильной структуры обернулась рядом технических провалов. Как заявил глава правительства Дмитрий Медведев, на площадке реально построено только 5 из 19 запланированных объектов, и такую скорость «нельзя назвать приемлемой». И это на объекте государственного значения, на который денег особо не жалели.
В принудительном порядке
Другой знаковый проект нашей эпохи – Крымский мост. В отличие от многострадального космодрома, судьба этого проекта оказалась куда счастливее. Он, по крайней мере, был построен в срок и в рамках сметы.
Крымский мост также достаточно уникальный инженерный объект. Протянувшись на 19 км, он стал крупнейшим в Росси и одним из лидеров в мире. Мост строился в сложных геологических условиях, на грунтах, склонных к разжижению, в районе с повышенной сейсмичностью. Высота пролетов должна была обеспечивать возможность сохранения судоходства через Керченский пролив. А самим конструкциям моста предстояло выдерживать мощные ветры, скорость которых здесь может достигать 40 м/с – это соответствует урагану по шкале Бофорта.
Показательно, что несмотря на значительный объем средств, которые государство было готово направить на строительство моста (230 млрд рублей), большого числа желающих взяться за этот проект не нашлось.
Так, если изначально был интерес к проекту со стороны «Стройтрансгаза» Геннадия Тимченко, то очень скоро этот интерес остыл. Как заявил сам Тимченко, «Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся. Не хочется брать на себя репутационные риски».
В результате исполнитель («Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга) в 2015 году был назначен распоряжением правительства – чуть не в принудительном порядке и на безальтернативной основе. Как говорил впоследствии сам Ротенберг: «Кто-то должен это делать… Президент сказал – надо сделать».
Позже, распоряжением правительства от 26 января 2017 года, «Стройгазмонтаж» был определен единственным исполнителем работ по проектированию и строительству железнодорожных подходов к мосту через Керченский пролив. Тоже не от хорошей жизни: три попытки «Росжелдора» провести конкурсные процедуры по этому проекту (на 17 млрд рублей) провалились – за отсутствием претендентов.
Надо отдать должное «Стройгазмонтажу» — компания с честью справилась с поставленной задачей, несмотря на непрофильность (ее основная специализация – строительство газопроводов).
Хотя не обошлось и без эксцессов. Так, в декабре 2017 года стало известно, что возникли проблемы с грунтом, использующимся для строительства земляного полотна железнодорожных подходов к мосту. «Росжелдор» обратился к генподрядчику строительства моста, «Стройгазмонтажу», с предложением провести корректировку. Исправление ошибок обошлось почти в 23 млрд рублей.
По словам Ростислава Шкурко, гендиректора проектировавшего железнодорожные подходы «Ленпромтранспроекта», вина лежит на компании «Крымсетьэнергопроект», выполнявшей на субподряде геологические изыскания как для автомобильных, так и для железнодорожных подходов. При начале строительства, по результатам контрольного бурения было выявлено, что фактические свойства грунта отличаются от материалов изысканий. Грунт частично не пригоден для возведения насыпи, его можно использовать путем стабилизации, что потребовало дополнительного времени и средств.
Пуд соли
Впрочем, если космодром и мост-гигант в сейсмоопасной зоне строят действительно не каждое десятилетие, то с сооружением других промышленных объектов, казалось бы, проблем быть не должно. Но они есть. Например, при строительстве новых калийных шахт.
Технологический процесс производства калийных удобрений имеет в своей основе добычу калийной соли. Глубины залегания солей как правило значительные, а чувствительность к воде (способность к растворению, грубо говоря) – высока. Поэтому добыча осуществляется шахтным способом. В мире не так много, с десяток, стран, обладающих сколь-нибудь значительными запасами калийных солей.
Россия – в числе абсолютных лидеров, и в настоящее время наша страна является одним из крупнейших мировых производителей калийных удобрений. Однако весь этот потенциал держится на еще советских заделах. Последнюю калийную шахту в России запустили еще в 1980-х годах.
Разумеется, калийщики понимают, что на старых заделах далеко не уедешь, старые участки постепенно вырабатываются, их нужно замещать новыми объектами хотя бы для поддержания объемов добычи на уже достигнутых уровнях.
Организация нового калийного производства – довольно сложное и затратное мероприятие. По опыту зарубежных проектов, например, можно отметить, что ввод новых мощностей обходился инвесторам на протяжении последнего десятилетия примерно в 1-1,5 млрд долларов и порядка пяти лет строительных работ на 1 млн тонн мощностей.
В России ведущим производителем калия является компания «Уралкалий» с объемом производства порядка 11-12 млн тонн в год. Останавливаться на этом компания не намерена, ведя строительство Усть-Яйвинского рудника и планируя строить Половодовский ГОК.
О своем намерении войти на калийный рынок заявляли и иные компании сектора. Так, например, «Акрон» (специализируется на азотных удобрениях) планировал освоение Талицкого участка Верхнекамского месторождения с потенциальной мощностью производства в 1-2 млн тонн в год (пока работы не ведутся). Другая компания, «Еврохим» (азотные и сложные удобрения), строит Усольский ГОК в Пермском крае и Гремячинский ГОК в Волгоградской области. Проектная мощность каждого проекта должна БЫЛА превысить 2,3 млн тонн в год.
Это значительные объемы – весь мировой рынок калийных удобрении в настоящее время оценивается на уровне 67 млн тонн, и он продолжает расти в силу объективных конъюнктурных причин (основные районы потребления — в быстрорастущих экономиках Китая, Индии и Бразилии с их увеличивающимся и богатеющим населением).
Казалось бы, снова если не идеальные (мировые цены все же просели несколько лет назад, после разрыва союза «Уралкалия» с «Беларуськалием» и восстанавливаются достаточно медленно), то во всяком случае неплохие условия для развития производственной базы. На практике же снова повторяется «космическая» эпопея и компании снова сталкиваются с технологическими сложностями.
Вспыхнувший пожар в декабре 2018 года на стволе №4 рудника СКРУ-3 в Соликамске унес жизни девяти рабочих-строителей подрядной организации, работавших на этом объекте. ФГУП «Управление строительства №30» (УС-30), проводившее строительные работы на этом стволе, ни разу не «однодневка», почтенная и специализированная компания с почти сорокалетней историей и огромным, казалось бы, накопленным опытом шахтостроения.
Единственная российская и одна из 3-4 подрядных организаций, работающих на территории России, способных строить подобные объекты. Причем заказчик – ПАО «Уралкалий» работает практически с каждой из них. Следствие еще идет, четверо сотрудников УС-30 находятся под арестом, основной версией считается нарушение техники безопасности при проведении работ. Но в любом случае показатель культуры производства строительных работ так себе.
Кроме моральных и репутационных потерь этот инцидент нанес заказчику, по-видимому, и серьезный материальный ущерб, сумма которого пока еще не озвучена, на стволе все еще проводятся следственные действия и доступ к месту аварии закрыт. И естественное следствие случившейся аварии – замедление работ по проекту. Сроки продолжения строительных работ на пострадавшем шахтном стволе тоже пока под вопросом, как и размер понесенного в результате пожара ущерба.
Шахта невезения
Еще более впечатляющий «букет» проблем в той же калийной отрасли демонстрирует «Еврохим» при освоении Гремячинского калийного месторождения в Волгоградской области.
«Еврохим» работает над этим проектом с 2005 года. По изначальным условиям лицензии первая продукция должна была быть получена еще в 2011 году, а к 2013 году предполагалось выйти на проектные мощности – 3,4 млн тонн калия в год. Сумма реализации проекта оценивалась в 85 млрд рублей. В реальности же стоимость проекта уже выросла почти вдвое, а сама стройка стала не историей успеха, а чередой скандалов и судебных разбирательств.
Так, в 2008 году «Еврохим» заключил договор на строительство шахтного ствола с фирмой Shaft Sinkers, специализирующейся на проходке шахтных стволов методом предварительного тампонажа горных пород. Договор оказался сорван, по мнению «Еврохима», из-за неэффективной технологии гидроизоляции, использованной на объекте подрядчиком, что привело к притоку большого количества подземных вод в выработки. А это критически опасно для хорошо растворяющейся в воде калийной соли, добыча в таких условиях просто невозможна. В 2012 году «Еврохим» подавал иски против подрядчика в Швейцарскую торговую палату (Цюрих) и Международную торговую палату (Париж), требуя выплаты компенсации в размере 800 млн долларов упущенной прибыли из-за срыва сроков ввода ГОКа на Гремячинском месторождении.
В 2013 году «Еврохим» объявил о возобновлении строительства. Сообщалось, что это удалось благодаря технологии замораживания горных пород, для чего была установлена замораживающая станция. Ледопородную защиту разработала и запустила компания Thyssen Schachtbau GmbH, один из мировых лидеров в области шахтостроения, который на тот момент уже строил шахтный ствол на Усольском ГОКе «Еврохима» в Пермском крае. Тогда же было объявлено, что объект будет запущен в начале 2018 года.
Но громкое имя поставщика технологии и репутация высокого немецкого качества ситуацию не спасли. В последнем квартале 2017 года при откачке воды образовались подземные пустоты, которые привели к росту нагрузки – а затем и повреждению ледопродного ограждения. Вода снова стала проникать в строящуюся шахту.
В феврале 2018 года «Еврохим» в одностороннем порядке разорвал договор с «РД Констракшн Менеджмент», выступавшей в качестве генерального подрядчика на объекте, и выдвинул ей финансовые требования. Прекращение договора компания объяснила несоблюдением промежуточных сроков строительства.
Чтобы восстановить и поддерживать целостность ограждения и продолжить откачку воды, на глубине 838 метров активировали шесть дополнительных замораживающих скважин. Из-за этого ввод клетевого ствола в эксплуатацию снова отложили, и пообещали совместить его запуск со стартом второй очереди развития горных работ. Теперь, уже с новым подрядчиком, «Еврохим» надеется запустить шахту в 2021 году.
Не мы такие
В целом, можно говорить не просто о каких-то частностях, тут уже целая тенденция в самых разных отраслях. На отсутствие сильных строительных организаций в России, недостаток компетенций и устаревшие технические стандарты жалуются в самых различных отраслях, от химической промышленности, где «строительный фактор» стал узким местом реализации амбициозных программ развития, до объектов транспортной инфраструктуры, где провалов технического характера не удалось избежать даже на таких знаковых проектах, как Крымский мост.
При этом нельзя сказать, что все рассмотренные примеры уникальны настолько, что эта проблема – общее место для всего мира.
Космодром? Да, это беспрецедентно высокие требования к качеству работ, принципиальные иные подходы к материалам (например, армирование в 2,5 раза больше, чем у обычного железобетона). Но в 2014 год китайцы смогли без особых эксцессов ввести в эксплуатацию новый космодром «Вэньчан» (в рамках проекта стартов с использованием тяжелых ракет-носителей класса «Чанчжэн»).
Мост? В том же Китае их строят во множестве, можно вспомнить хотя бы такой уникальный объект, как 55-километровый мост через дельту Жемчужной реки (Чжухай-Гонконг-Макао), открытый в 2017 году.
И те же калийные шахты: скажем, в том же 2017 году немецкая K+S AG запустила в эксплуатацию новую шахту «Бетюн» в Канаде, несмотря на то, что подобные объекты в этой стране не строились уже почти полвека, и канадский калий точно также боится воды. Да, это 3,1 млрд евро на 2 млн тонн годовой мощности – но шахта построена за 5 лет, без тех приключений, что переживает Гремячинское месторождение в России.
Проблема часто заключается в физическом отсутствии достаточно крупных и технологически подготовленных строительных компаний в России. Что, в ряде случаев, вынуждает промышленные компании брать в свои руки функции, выполняемые в норме подрядчиками. По этому пути пошли «Сибур», многие угольные и металлургические компании России. Вероятно, это экономически оправдано, если работы носят регулярный характер, но космодромы, калийные шахты и мосты размером с крымский не строят каждый день и иметь профильный трест для таких объектов вряд ли по силам компаниям-заказчикам.
Проблема отчасти может лежать в недостаточном внимании к проектной документации, геологическим условиям потенциального места строительства, устаревшей нормативной базе — вплоть до сметных нормативов еще 1984 года. Можно вспомнить хотя бы вал банкротств строительных подрядчиков, занятых на строительстве олимпийских объектов в Сочи.
По словам первого замглавы Минстроя Леонида Ставицкого, «чтобы эффективно работать, нужно иметь полный объем документации, нужен единый проект организации строительства, необходимо рисовать сетевые, линейные, пообъектные графики разных уровней, вплоть до ежедневных. А при заключении подрядных договоров строго следовать проекту организации работ и строго выполнять условия государственного контракта. Вот так выглядит классическая строительная цепочка». Да, так выглядит идеальная цепочка, осталось найти квалифицированного подрядчика, способного выполнить все работы в полном соответствии с документацией.
Вряд ли хорошим решением для отрасли стало бы полное «утопление» ныне имеющихся на российском рынке строительных подрядчиков, попавших «под раздачу» с авариями и дефектами строительства. Это означало бы переход от ситуации недостаточных компетенций к полному отсутствию таковых. Однако, очевидно, что выявленные на примере ряда крупных строительных провалов закономерности технического и организационного характера надо как-то решать, и для решения этих проблем требуются системные изменения.
Источник: expert.ru
Проблемы в строительстве, проблемы у заказчика
Допустим, у вас нет навыков строительства, но есть навыки управления, тогда вы потенциально самостоятельно способны на организацию стройки. При этом вам придется исполнять очень многие функции и логиста, и менеджера, и прораба и тому подобное. Так как ответственность за покупку, хранение и доставку материалов, лежит на вас.
Допустим, у вас нет навыков строительства, но есть навыки управления, тогда вы потенциально самостоятельно способны на организацию стройки. При этом вам придется исполнять очень многие функции и логиста, и менеджера, и прораба и тому подобное. Так как ответственность за покупку, хранение и доставку материалов, лежит на вас.
Вам предстоит нанять работников, за которыми нужно следить, нужно руководить ими, непременно будут конфликты, их жизненные вопросы будут влиять на вас. Также чем больше вы хотите сэкономить, тем меньше вы вынуждены платить рабочим, а отсюда следует закон – какая зарплата, такая работа.
Это будет повторяться изо дня в день, и будет вас беспокоить, вызывать переживания, и возможно даже нарушения сна. Но многим такой путь очень нравится, так как эту роль избирают большинство заказчиков. Но смысл в том, чего вы этим добьетесь? Быть может, вы сэкономите 25-30% полной суммы строительства, если сравнивать с услугами, предлагаемыми вам строительной организацией.
Но за счет чего достигается эта экономия? Естественно только за ваш. Сколько времени вы потратите на строительство, сколько сил заберет оно у вас, а также здоровья и нервов? Только дилетантам может казаться, что это все просто, только в действительности же строительство требует не малых затрат.
Заказчик отдыхает, строители работают Если случилось так, что навыков строительства и управления вы не имеете, и заниматься этим желания нет, поскольку вам дорого ваше время и здоровье, то нужно смириться с мыслью, что четверть или треть всех средств – это прибыль фирмы, с которой вы будете сотрудничать. Так как все проблемы по организации и проведению строительства падут на плечи подрядчика.
Также существуют фирмы, которые занимаются оформлением всех бумаг, необходимых для разрешения строительства и по последующей регистрации частной собственности. Ваша главная задача, это своевременное финансирование, контролирование сроков исполнения и качества работы и, соответственно, подписание всех документов.
Сначала работа, потом деньги Естественно, что сначала вам придется оплатить предоплату, как гарантию ваших намерений и на покупку строительных материалов, а также транспортных затрат, для начальной стадии строительства. Как правило, эта сумма не больше 20-30% от цены коробки.
Но встречаются и такие фирмы, которые хотят предоплату и в 60%, обосновывая это тем, что нужно закупить все материалы сразу. И если, вдобавок, эта сумма будет считаться от договорной цены по смете на строительство всего дома, на вряд ли стоит иметь с такой фирмой дело, если они не поменяют договорные условия.
Обычно такие фирмы требуют поэтапных платежей, при этом, никак не связывая оплаты и процесс строительства, тем самым, лишая вас законного права влиять на процесс строительства и диктовать свои условия. Существует одно простое правило: если строители получили оплату, то у них исчезает заинтересованность в этих деньгах.
Мы говорим не о порядочности подрядчика, а исключительно о заинтересованности. Если заинтересованность в строительстве стимулируется деньгами, которые ещё не заплачены, то это только положительно повлияет на ход строительства. И именно из-за заинтересованности подрядчика строятся дома высокого качества.
Важным приложением к договору является график строительства и оплаты строительных и монтажных работ. В обязательном порядке эти графики должны быть соединены друг с другой. Это не обычная формальность, а очень важные документы. Так как по этим графикам вы проверяете работы и платите за их выполнение, причем, только за то, что уже сделано.
Соответственно это подразумевает, что строительство дома должно быть разделено на этапы. И по окончанию каждого из этапов вы проверяете работу, если вас всё устраивает, то подписываете, предложенный вам, акт приема–сдачи выполненных работ оконченного этапа и оплачиваете, оговоренную за него сумму.
Например, в этом приложении должно быть прописано таким образом: на 30 день после начала строительных работ при условии, что будут окончены работы по монтажу перекрытий 3- го этажа будет внесена сумма в размере 304781 рублей. При внесении денежных средств за стройматериалы или работы, требуйте товарную накладную или чек, подтверждающий вашу оплату и ее сумму.
Эти документы должны быть подписаны руководящей личностью и иметь соответствующую печать учреждения. Если вас эти нюансы не интересуют, то вы идеальный заказчик для каждой строительной фирмы. Случись что, то у вас не будет никаких обоснований для иска против строительной компании.
Если вы уверены, что вас это не коснётся, то как минимум надо брать расписку, за получение денег, с того человека, которому хотите дать деньги. Форму расписки можно найти в интернете, желательно чтобы она была написана рукой того, кто берет с вас деньги. В расписке обязательно должны присутствовать паспортные данные этого человека, причем их нужно сверить с его реальным паспортом.
Так как зачастую мошенники указывают неверные данные, а потом их не могут найти, либо оказывается, что это данные другого человека. Суть капитализма в контроле и учете Одно из важных и наиболее скучных дел – это контроль исполнителей подрядчика. Строителей можно не контролировать, если ваше строительство не в странах СНГ или России.
К сожалению, таков уж менталитет этих народов, что без халявы они не могут. При строительстве есть и скрытые работы, которые впоследствии будут перекрыты другими этапами работ. К примеру, прокладка труб, утепление стен и тому подобные работы. По-хорошему должен вестись журнал работ, в котором указываются все работы, их дата. В том числе и скрытые.
На каждом этапе вы осуществляете контроль и подписываете документы о завершении этапа, без которых строители не могут продолжать работу и переходить к следующему этапу. Конечно же, много порядочных и исполнительных строителей, но как говорится: доверяй, но проверяй. Так как потом для вас может оказаться очень неприятным сюрпризом, когда узнаете, из чего сделан ваш дом.
Роль архитекторов очень важна, они разрабатывают проект и осуществляют авторский надзор, следят, чтобы все работы строителей соответствовали проекту. И была соблюдена технология строительства, и дом был построен по ГОСТам и СНИПам, и материалы были, такие же, как и в смете. Независимость авторского надзора, ещё одно важное правило.
Но в прайсах многих строительных компаний вы обязательно увидите такую услугу. И цена его будет очень даже заманчивой около 1-2% от общей стоимости, а независимый архитектор запросит в разы больше. Кому как ни ему знать, скольких затрат времени и сил потребуется для выполнения контроля за исполнителями подрядчика.
Архитектор должен быть на вашей стороне, особенно если дело зайдет до спора с организацией. А будет ли он защищать ваш интерес, если он работает на строительную организацию? Очень сомнительно. Стоимость этих услуг совершенно разная, но суть не менее различна.
Источник: kazap.ru
Строительство в Узбекистане 2021: проблемы, состояние, перспективы отрасли
2021 год демонстрирует деловую активность в строительном секторе. Настроение предпринимателей постепенно восстанавливается до докризисного уровня. Тем не менее, строительный сектор все еще остается проблемной отраслью в узбекской экономике. В День строителя, который в этом году страна отмечает 8 августа, Anhor.uz вспоминает важные события этого года.
Последние два года оказались непростыми для строительного сектора. Профессиональному сообществу потребовалось проделать большую работу, чтобы удержать рынок и сохранить стабильность. Вопреки эпидемиологической ситуации, после непродолжительного застоя, при поддержке власти, была восстановлена работа на стройплощадках по возведению жилья и коммерческих объектов.
Благодаря этому стройка устояла и сегодня продолжает вытягивать экономику страны. Впрочем, это не означает, что отрасль полностью вышла из кризиса, который начался еще до пандемии. Если строительному сектору удалось перейти к компенсационному росту и «отыграть» падение 2020 года, то проблемы с нехваткой квалифицированных кадров, коррупцией и нарушением норм строительства, отсутствием четкой политики и стратегии в области строительства все еще не решены.
Главные цифры
На сегодняшний день в отрасли насчитывается около 1,5 млн строителей. По состоянию на 1 июня 2021 года количество предприятий и организаций в строительном секторе достигло 43,3 тыс. ед., что на 5 тыс. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из общего количества строительных предприятий 56,9 % относятся к строительству зданий и сооружений, 9,9 % – к строительству объектов гражданского назначения, 33,2 % осуществляют специализированные строительные работы.
По данным Госкомстата, затраты на строительные работы за первое полугодие 2021 года составили 48,6 трлн сумов. По сравнению с прошлым годом темпы роста составили 100,1%. При этом госорганизации выполнили строительные работы в объеме более чем 1 трлн 971 млрд сумов. Таким образом, их доля в республике составляет 4,1%. Локомотивом строительной отрасли остается жилищное строительство.
К слову, именно жилищная сфера быстрее всего вышла в фазу восстановительного роста, «отбивая» потери пандемического 2020 года.
В настоящее время в Узбекистане действует около 12,5 тыс. предприятий по производству строительных материалов, количество видов которых превысило 180. К 2020 году принято 626 международных стандартов производства качественных и безопасных строительных материалов.
По состоянию на 1 июля 2021 года, количество предприятий строительства и организаций, относящихся к сфере строительства, по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году возросло на 135,0 % и является одним из секторов со стабильными темпами роста.
Основным фактором, повлиявшим на возросшую численность предприятий в строительной отрасли на 1 июля 2021 года на 113,0 %, если сравнить с соответствующим периодом 2020 года, является рост количества действующих предприятий в сфере строительства зданий и сооружений на 56,9 % (от общего количества предприятий в строительной отрасли) (темпы роста – 111,0 %), объектов гражданского назначения – на 9,9 % (темпы роста – 115,9 %), специализированных строительных работ – на 33,2 % (темпы роста – 115,7 %).
Объем строительных работ, выполненных крупными строительными организациями, в январе-июне текущего года составил 12114,5 млрд. сумов. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года, в рассматриваемое время темпы роста строительных работ достигли 85,7 %, а их доля в общем объеме уменьшилась на 4,5 % и составила 24,9 %.
Больше всего строительных компаний в Ташкенте – 19,7% от общей доли в республике. Меньше всего строительных компаний действует в Сырдарьинской и Навоийской области – 3,6% и 3,7% соответственно. Между тем наиболее высокая доля в объеме строительных работ, выполненных крупными строительными организациями, отмечена в Ташкенте (27,8 % от общего объема строительных работ в данном регионе, или на 128,1 %, чем в соответствующем периоде 2020 года), Навоийской области (22,7 % от общего объема строительных работ в этом регионе, или 87,7 % к аналогичному периоду 2020 года) и Кашкадарьинской области (21,3 % от общего объема строительных работ в регионе, или на 166,2 %, чем в соответствующем периоде 2020 года).
Объем строительных работ, выполненных малыми предприятиями и микрофирмами, по сравнению с другими организациями, в январе-июне 2021 года увеличился, их доля составила 56,7 % от общего объема, что на 2,3 % больше, если сопоставить с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, объем выполненных ими строительных работ составил 27545,9 млрд.сумов, по отношению к январю-июню 2020 года, темпы роста достигли 104,5 %.
Государственная забота
Нарастить темпы строительства частично удается за счет господдержки. Например, в марте этого года президент Узбекистана объявил масштабную программу жилищного строительства во всех регионах страны общим объемом финансирования в размере 1,1 млрд долларов. Правительство пошло на этот шаг с надеждой, что в конечном итоге это придаст дополнительный импульс экономическому развитию в период постпандемии.
Одним из важных событий 2021 года стало решение президента Узбекистана Шавката Мирзиёева – строительство «Нового Андижана». Глава государства лично заложил первый камень в основу нового, построенного с нуля города в Андижанском районе.
Новый Андижан будет построен на холмах недалеко от Андижана. Он будет состоять из многоквартирных домов, в которых будет более 130 тысяч квартир: сам город рассчитан на более чем 450 тысяч человек. Строить город планируется в 2021−2041 годах в восемь этапов.
Не менее значимой новостью стало постановление президента «О дальнейшем совершенствовании системы управления многоквартирными домами», в рамках которого в ближайшие годы планируется произвести в более чем 6 тыс. многоквартирных домах капитальный ремонт, а также строительство и ремонт 1800 детских площадок. В документе отмечается, что в 2021 году будут снесены и отстроены заново 211 домов, а 57 – реконструированы.
Кроме того, в этом году принято решение начать строительство новых типовых домов, которые будут совмещены с современными гидропонными теплицами. Их стоимость составит примерно 88 тысяч долларов. Из этой суммы 30 тыс. долларов будет уходить на строительство дома, состоящего из четырех комнат, а 58 тыс. долларов – на строительство тепличного хозяйства на 10 сотках. Строительство домов будет осуществляться за счет государственно-частного партнерства.
В ходе недавней поездки в Сурхандарьинскую область Шавкат Мирзиёев ознакомился с мастер-планом Термезского международного торгового центра, который будет построен компанией Surxon-Qurilish-Ta’minot на территории свободной экономической зоны «Термез». Компания привлекла турецких специалистов к разработке проекта, заявила об использовании при строительстве качественных строительных материалов и сохранности большекронных деревьев. Согласно проекту общей стоимостью 75 миллионов долларов, на территории комплекса будут 1800 торговых точек, логистический центр и склады вместимостью почти 1 миллион тонн грузов, экспоцентр площадью 1,6 тысяч метров, а также две гостиницы, хостел, больница, пункты технического обслуживания автомобилей и другие объекты.
Под будущий центр выделено 26 гектаров земли в Термезском районе. Генеральный подрядчик напоминает строительный кластер – предприятия компании выпускают металлоконструкции, бетон, сухие строительные смеси, инертные материалы, ДСП, гранит и габбро (горная порода), всю офисную продукцию, имеет в своем составе проектные бюро, транспортные и логистические компании. Ранее компания участвовала в строительстве международного аэропорта, комплекса высших учебных заведений, военных объектов.
Пробелы отрасли
Основные проблемы в строительной отрасли – незаконное строительство, недостаток финансирования, нехватка квалифицированных кадров, коррупция, устаревшая законодательная база и отжившие нормативно-технические документы, технологическая отсталость, плохой менеджмент. Системные проблемы и недостатки сдерживают развитие отрасли. Кроме того, многие застройщики используют в своей деятельности «серые схемы», например, экономят на стройматериалах и привлекают неквалифицированных работников, что в конечном итоге сказывается на качестве проекта.
К примеру, недавно Минстрой назвал пять компаний, которые возводят в столице многоэтажные дома и коммерческие объекты с нарушениями. В их число вошли Humo-Sarbon, Insoft Invest, Sheyx AJ Invest, Uchtepa Qalqon и Zarafshon Buildings. Было установлено, что строительно-монтажные работы ведутся некачественно, без уведомления стройинспекции и оформления необходимых документов.
Плачевная ситуация наблюдается и в регионах республики. Регулярно в СМИ появляются сообщения об обрушениях в новостройках, которые не так давно были сданы в эксплуатацию. Например, в январе 2021 года стало известно, что в Джизаке обрушилась часть многоэтажного дома, который также строился незаконно. Позже глава Минстроя Батыр Закиров заявил, что при выдаче разрешений и строительстве имела место «прямая коррупционная схема».
Для устранения многих проблем важно, чтобы для строительных компаний приоритетными направлениями деятельности стало совершенствование управления, учет требований рынка, использование качественных технологий и материалов. В свою очередь, правительству необходимо усилить контроль качества возводимых в республике объектов и объявить серьезную борьбу с коррупцией.
Большой проблемой можно обозначить низкое качество производимых строительных материалов, не соответствующих современным требованиям экологичности, сейсмичности, противопожарным и другим нормам. Эта проблема перекликается с проблемой реализации на внутреннем рынке контрафактной продукции. К примеру, компания «Кнауф» изменила дизайн одного из наиболее востребованных своих продуктов.
«Эта строительная смесь — лидер по числу подделок среди наших продуктов. Надеемся, что новая упаковка хотя бы на время остановит поток контрафакта, ведь покупая неоригинальную штукатурку, потребитель не получает заявленного компанией КНАУФ немецкого качества», – заявили в организации.
Отечественное не берем
Проблема импортозамещения в строительной отрасли актуальна долгие годы. Несмотря на то, что стройиндустрия Узбекистана может в полной мере обеспечить рынок необходимыми стройматериалами, застройщики вынуждены покупать дорогое импортное сырье. На сегодняшний день надежда на скорое разрешение проблемы не наблюдается, однако власть делает попытки в этом направлении.
Так, например, с 1 июля 2021 года предприниматели Узбекистана могут рассчитывать на льготы на производство 14 видов стройматериалов. Об этом говорится в указе президента «О дополнительных мерах по повышению промышленного потенциала региона». В документе отмечается, что за последние четыре года объем производства продукции вырос на 23%. Однако из-за того, что в регионах страны не освоена большая часть разведанных месторождений нерудных материалов, спрос на стройматериалы в большей степени рынку приходиться покрывать за счет импорта.
Между тем, международная компания «Кнауф» – лидер на рынке строительных материалов Узбекистана в 2021 году запустит в Ферганской долине завод по производству сухих гипсовых смесей и гипсовых плит. Компания обещает, что на рынок поступят дополнительные 17 млн кв.м гипсокартонных листов и 40 тыс. тонн сухих гипсовых смесей.
Новое предприятие покроет высокий спрос региона и снизит логистические издержки, которые падают на потребителя. Стоит отметить, что «Кнауф» одна из немногих компаний, которая уделяет огромное внимание внедрению инновационных технологий, обеспечивающих экологичность и экономичность производства. Заводы «Кнауф» в высшей степени автоматизированы и имеют строжайшую систему контроля качества. Все заводы международной группы «Кнауф» помимо национальных стандартов соблюдают методы бережливого производства и постоянного улучшения. Отметим, что за годы работы на рынке Узбекистана компания инвестировала в экономику свыше 90 млн евро.
В декабре 2020 года в столице ввели в строй Ташкентский металлургический завод (СП ООО Toshkent Metallurgiya Zavodi). Совместное предприятие открыто при участии Узбекистана и частных инвесторов. Завод оснащен современным итальянским оборудованием, которое позволяет выпускать продукцию (холоднокатаный рулон с оцинкованным и полимерным покрытием) высокого качество по мировым стандартам.
Продукция завода востребована в строительной индустрии (для производства металлочерепицы, воздуховодов, сэндвич-панелей, гнутого профиля, ЛСТК), так как, потребители уже осознают, что импортированные до настоящего времени холоднокатаные рулоны с оцинкованным и полимерным покрытием из Китая в действительности не соответствуют качественным параметрам международных стандартов и по истечению короткого времени эксплуатации теряют свои свойства.
Оба предприятия – «Кнауф» и «Ташкентский металургический завод» уделяют большое внимание контролю качества выпускаемой продукции. В лабораториях производятся химические анализы, физико-механические испытания, и другие исследования, гарантирующие заявляемое качество продукции. Помимо долговечности, контроль качества продукции позволяет обеспечить безопасность в использовании – экологическую, противопожарную, сейсмическую. Это, несомненно отражается на себестоимости продукции, но в конечном счете является более выгодным при использовании, в сравнении со строительными материалами сомнительного качества, которые продолжают реализовываться на рынке и использоваться в отечественном строительстве.
Источник: e-cis.info