Государственное строительство — в политике, область государственной деятельности (наряду с хозяйственным и социально-культурным строительством), занимающаяся отношениями центра и регионов, проектированием и организацией работы оптимальных государственных органов, эффективной реализации их функций для прогрессивного социально-экономического развития государства и общества, обеспечением политических и отдельных личных прав граждан.
Понятие «государственное строительство» (state-building) было впервые употреблено Чарльзом Тилли в 1970-х годах в связи с изучением создания и развития государств Восточной Европы. Он определял его как «процесс появления специализированных кадров, контроль над совместной территорией, лояльность и прочность политических институтов с централизованным и автономным положением, которые удерживали бы монополию на насилие по отношению к населению данного государства». Тилли писал, что формирование государства осуществлялась по четырем направлениям:
- ведение войн (устранение и нейтрализация внешних соперников);
- становление государственности (ликвидация или нейтрализация соперников на своей собственной территории);
- защита территории;
- добыча (привлечение средств для первых трех видов деятельности).
Государственное строительство (state-building) или «построение нации» (nation-building) часто понимается как деятельность, направленная на реконструкцию слабых политических институтов, как правило, после той или иной формы вмешательства (например, операции по поддержанию мира ООН).
ТЕНДЕРЫ и ГОСЗАКУПКИ для начинающих за 10 мин. Правки 2020. Госзакупки с нуля. Тендеры в перевозках
Фрэнсис Фукуяма разработал теорию «построения сильного государства» после конфликта, включающую три стадии: 1) постконфликтная перестройка; 2) создание собственных государственных учреждений на основе имеющейся стабильности; 3) укрепление государственных институтов [1] .
Обучение по специальности «государственное строительство» с 2010 года производится в Республике Беларусь (специальность 1-26 05 01) [2] .
Специальность обеспечивает получение квалификации «Руководитель в сфере государственного управления».
Источник: ru-wiki.org
2.2. Органы государственного и муниципального управления строительством
Любое государство заинтересовано в развитии производственно – экономического потенциала страны, пополнении бюджета, обеспечении порядка и повышении уровня жизни общества, что обуславливает государственное управление экономикой (в том числе и строительством). Одна из главных проблем состоит в рациональном сочетании централизма и демократии. Вместе с тем в государственном управлении строительством есть общие для всех отраслей задачи.
Строительство, как и другие отрасли экономики, управляется государством через законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
Законодательная власть принимает законы, прямо или косвенно влияющие на строительную деятельность (инвестиционно–строительный климат). Законы прямого влияния определяют структуру и задачи государственных органов управления строительством, размеры госбюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов, перечень основных объектов и сроки их ввода в эксплуатацию. Законы косвенного влияния формируют «внешнюю» среду инвестиционно–строительной деятельности. Это пакеты законов о налогах и налоговой системе, о собственности, инвестиционной деятельности, землепользовании, предпринимательской деятельности, защите прав потребителей, о труде и др.
Для обеспечения исполнения законов государство создает систему исполнительной власти, в которую входят государственные комитеты, министерства, службы и инспекции. Их задача – управлять использованием государственного имущества и разрабатывать механизм исполнения законов всеми организациями и гражданами. Государственные органы исполнительной власти имеют многоуровневую структуру (федеральный, региональный и районный уровни), обеспечивают не только выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, но и вводят собственные требования (подзаконные акты, инструкции), исполнение которых обязательно наравне с законами.
Судебная власть призвана контролировать исполнение законов государственными исполнительными, муниципальными органами власти, а также всеми организациями и гражданами.
Прокурор имеет право осуществлять проверку исполнения законов, получать любую информацию и документы о деятельности предприятий и организаций, при обнаружении нарушений законов возбуждать расследования с привлечением компетентных специалистов и передавать результаты расследования в суд. Деятельность прокуратуры осуществляется в соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Суды определяют виновность (невиновность) в нарушении законов конкретных физических и юридических лиц и, в случае виновности, — меры в соответствии с законом. Хозяйственные споры рассматриваются арбитражными судами.
В соответствии с этими задачами и создается структура органов государственного управления строительством (рис.2.1)
Помимо государственных заказчиков – управлений капитального строительства,в составе правительственной структуры исполнительной власти действуют следующие органы:
Федеральное агенство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству – Росстрой,в состав которого входят представители субъектов федерации, проектных, строительных объединений, объединений по производству строительных материалов, научно – исследовательских институтов и объединений. Структура Росстроя включает управления, отделы и институты, разрабатывающие строительное законодательство – нормы, правила, технические условия, порядок ценообразования, типовые проектные решения. Росстрой осуществляет контроль и анализ строительной деятельности в стране и вырабатывает направления правительственного регулирования строительной политики.
Министерство экономики России включает Комитет инвестиционной политики и инвестиционных программ, который разрабатывает основные направления капитальных вложений в государственное строительство и подготавливает проекты государственного плана и бюджета по этим вопросам. В этой работе участвует Управление финансирования строительства и строительной индустрии Минфина России, основная задача которого – рациональное использование выделенных государством бюджетных ассигнований и организация контроля за их расходованием государственными заказчиками.
Государственный контроль и надзор за строительствомосуществляют различные комиссии, комитеты и инспекции, которые имеют централизованное управление и отделения на местах. Объектами контроля и надзора этих инспекций являются: качество строительных проектов и строительно–монтажных работ; эксплуатация строительных машин и установок, работающих под давлением; охрана труда и пожарная безопасность; соблюдение санитарных норм и обеспечение охраны окружающей среды; охрана памятников истории и архитектуры; сохранность и восстановление зеленых насаждений и др.
Функции муниципального управления строительством сходны с государственными, но относятся к муниципальным строительным программам. Муниципальные органы власти определяют размер средств из муниципального бюджета, направляемых на строительство и реконструкцию объектов, организуют и контролируют их использование, определяют порядок управления муниципальной собственностью. По отношению к строительной деятельности, ведущейся на территориях, подведомственных муниципальным органам власти, этими органами определяются архитектурно – градостроительные требования, порядок землепользования, санитарные требования, вклад заказчиков (инвесторов) в развитие муниципальной инфраструктуры, обеспечение жильем малоимущих слоев населения и др. Любое строительство в данном регионе осуществляется только с разрешения муниципальных органов власти и под их контролем. Функции муниципального управления строительством не дублируют, а дополняют функции государственного управления.
Состав органов муниципального управления строительством определяют власти на местах, сообразуясь с действующим законодательством. Как правило, в крупных городах, областях и регионах в составе органов местного управления действуют: инвестиционный комитет, комитет по строительству и архитектуре, комитет по управлению имуществом, межведомственная строительная комиссия, административно – техническая инспекция и др.
Инвестиционный комитет определяет основные направления вложения средств местного бюджета, в том числе в строительные программы, капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда, объектов соцкультбыта и инфраструктуры. Кроме того, инвестиционный комитет разрабатывает правила осуществления инвестиций заказчиками (инвесторами) в строительство на данной территории. Эти правила предусматривают участие всех инвесторов в развитии инфраструктуры региона.
Комитет по строительству и архитектуре определяет архитектурную политику в регионе с учетом исторических, демографических и других факторов: проводит экспертизу строительных проектов и согласовывает их к применению, устанавливает градостроительные требования и утверждает архитектурно – планировочные задания с учетом местных особенностей. В состав этого комитета входят архитектор региона и районные архитекторы, осуществляющие свои функции на местах.
Комитет по управлению имуществом определяет порядок и правила пользования муниципальной недвижимостью, в том числе выделения земельных участков под строительство, а также регистрации недвижимости и прав собственников на нее.
Межведомственная строительная комиссия включает представителей муниципалитета (мэрии), районных администраций, специалистов по вопросам архитектуры и строительства, эксплуатирующих организаций и др. Рассматривает строительные проекты с точки зрения их необходимости для региона, соответствия градостроительным требованиям и увязки с общегородскими (районными) сферами жизнедеятельности. Комиссия делает замечания по проектным предложениям и после их устранения рекомендует главе местной исполнительной власти (мэру) издать распоряжение о проектировании и строительстве объекта. Проект распоряжения подготавливается инвестиционным комитетом.
Административно – техническая инспекцияосуществляет контроль готовности организаций к выполнению строительно – монтажных работ, выдает разрешения на производство работ, а также ведет учет всех строящихся в регионе объектов.
Районные администрации имеют в своем составе строительные отделы и межведомственные комиссии, определяющие потребности районов в строительных проектах и рассматривающие заявки инвесторов (заказчиков) по строительству. Районные администрации в обязательном порядке выражают свое отношение к предполагаемому строительству и согласовывают заявку заказчика (инвестора) на получение распоряжения о строительстве на конкретном пятне застройки.
Источник: studfile.net
Строительство Советского государства
Советское государство — главное оружие в строительстве социализма
Свергнув господство буржуазии, пролетариат России установил свою диктатуру, т. е. стал господствующим классом. Созданная великим Лениным партия большевиков стала правящей партией, руководящей и направляющей силой Советского государства.
С первых дней своего существования Советская власть приступила к решению главной и коренной задачи, во имя которой она была создана,- строительству социализма. Чтобы построить социалистическое общество, необходимо было ликвидировать капиталистическую собственность на средства производства и установить общественную собственность, уничтожить эксплуатацию человека человеком, помочь крестьянам перейти на социалистический путь. Нужно было создать мощную индустрию, крупное коллективное сельское хозяйство, осуществить культурную революцию. Вот почему важнейшей функцией Советского государства стала организаторско-хозяйственная и культурно-воспитательная деятельность.
При осуществлении этих задач диктатура пролетариата столкнулась с ожесточенным сопротивлением эксплуататорских классов. Враги не только пытались помешать социалистическому строительству, но и прилагали отчаянные усилия, чтобы свергнуть Советскую власть и восстановить свое господство. Советское государство вынуждено было беспощадно подавлять сопротивление эксплуататорских классов.
Советская власть должна была зорко охранять страну от внешних врагов, от империалистов, пытавшихся задушить государство рабочих и крестьян путем военной интервенции, экономической блокады и другими средствами. Оборона страны, защита ее независимости стали одной из самых важных функций диктатуры пролетариата.
- организаторско-хозяйственную и культурно-воспитательную,
- подавления сопротивления эксплуататоров,
- обороны страны.
Диктатура пролетариата, призванная осуществлять эти новые задачи, не могла использовать старую государственную машину (органы управления, армию, суд и т. д.), являвшуюся аппаратом подавления трудящихся эксплуататорским меньшинством. Поэтому нужно было сломать старую государственную машину и заменить ее новой.
Строительство нового государственного аппарата
- ВЦИК как основной законодательный орган,
- Совнарком — центральный исполнительный орган.
- внутренних дел,
- земледелия,
- труда,
- финансов,
- торговли и промышленности,
- просвещения,
- иностранных дел,
- по делам военным и морским и др.
- Наркомат внутренних дел возглавил бывший депутат большевистской фракции в IV Государственной думе Г. И. Петровский.
- Наркомом по делам национальностей был И. В. Сталин.
- Наркомом финансов — В. Р. Менжинский,
- Наркомом просвещения — А. В. Луначарский.
- Был создан комитет по делам военным и морским в составе В. А. Овсеенко (Антонов), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко.
Строительство центральных органов государственного управления проходило в условиях острой борьбы против саботажа со стороны чиновников, отказавшихся сотрудничать с Советской властью. Народные комиссары, явившись в бывшие министерства для организации работы наркоматов, находили пустые комнаты, запертые столы и шкафы без ключей.
Саботажники полагали, что Советская власть без их помощи не сможет управлять страной и через несколько дней потерпит крах. Но они жестоко ошиблись. «. У нас,- писал Ленин,- есть «чудесное средство» сразу, одним ударом удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никогда не располагало и располагать не может.
Это чудесное дело — привлечение трудящихся, привлечение бедноты к повседневной работе управления государством» (Сочинения, т. 26, стр. 87). Коммунистическая партия прекрасно использовала это чудесное средство, она привлекла наиболее сознательных рабочих в государственный аппарат. Народный комиссариат внутренних дел создавался при активном участии рабочих Путиловского завода. В организации Народного комиссариата иностранных дел участвовали рабочие завода Сименс — Шуккерт и матросы Балтийского флота и т. д.
Советское правительство приняло решительные меры к подавлению саботажа чиновников и буржуазных специалистов. Саботажники были объявлены врагами народа. Все честные служащие перешли на сторону Советской власти. Для подавления ожесточенного сопротивления внутренней контрреволюции 7 декабря 1917 года была образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф. Э. Дзержинским. По определению В. И. Ленина, ВЧК стала нашим разящим орудием против бесчисленных заговоров и покушений на Советскую власть.
Советское государство ликвидировало старый суд и всю прежнюю систему судебных учреждений, служившую интересам буржуазии и помещиков. Созданы были новые судебные органы (местные суды и революционные трибуналы), избираемые Советами, призванные охранять революционную законность, защищать интересы рабочих и крестьян. Была ликвидирована буржуазная милиция и создана советская, рабоче-крестьянская милиция.
Создание Красной армии
Мир еще не был заключен. Россия продолжала находиться в состоянии войны с Германией и ее союзниками. Поэтому до создания новой армии нельзя было ликвидировать старую армию. Но Советское государство сразу же стало на путь ее решительной демократизации. Оно упразднило все чины и звания в армии, ввело выборность всего командного состава и должностных лиц.
Вместе с тем развернулась подготовка к созданию новой, Красной Армии.
15 января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет о создании рабоче-крестьянской армии, а 29 января — декрет об организации рабоче-крестьянского красного флота. Красная Армия создавалась на добровольных началах из наиболее сознательных элементов трудящихся классов, готовых отдать свои силы и жизнь для защиты Советской республики. Вступавшие в ряды Красной Армии должны были представить рекомендации войсковых комитетов или большевистских партийных организаций и других организаций, стоявших на платформе Советской власти.
Строительство Советов на местах
Повсеместно были отстранены от должности губернские и уездные комиссары бывшего Временного правительства. Вся власть перешла к Советам. 5 ноября 1917 года В. И. Ленин обратился к трудящимся России с призывом: «Товарищи-трудящиеся! Помните, что вы сами теперь управляете государством. Ваши Советы — отныне органы государственной власти, полномочные, решающие органы.
Сплотитесь вокруг своих Советов. Укрепите их. Беритесь сами за дело снизу, никого не дожидаясь» (Сочинения, т. 26, стр.266).
Рабочие и трудящиеся России горячо откликнулись на призыв своего вождя. Они участвовали в ликвидации старых органов власти, всемерно укрепляли Советы.
Развернулось строительство Советов в деревне. Существовавшие во многих уездах и губерниях самостоятельные Советы крестьянских депутатов сливались с Советами рабочих и солдатских депутатов в единые органы власти. Городские думы и земские учреждения были постепенно упразднены. Их функции перешли к Советам.
Выборы и роспуск Учредительного собрания
Чтобы сорвать строительство Советского государства, контрреволюция стала требовать созыва Учредительного собрания, надеясь получить в нем большинство и с его помощью ликвидировать Советскую власть.
До Октябрьской революции находившиеся у власти буржуазные и мелкобуржуазные партии, не желая удовлетворить коренных требований народа о мире, о земле и 8-часовом рабочем дне, фальшиво заявляли, что это может сделать только Учредительное собрание. Выборы в него откладывались до окончания мировой войны. Поэтому среди широких масс крестьянства, отсталых слоев рабочих с Учредительным собранием были связаны определенные надежды.
После победы Октябрьской революции, удовлетворившей в короткий срок коренные требования народа, надобность в Учредительном собрании отпала. Но так как идея Учредительного собрания еще была популярна среди трудящихся, Советское правительство провело выборы в Учредительное собрание. — Выборы проходили в ноябре 1917 года, когда во многих городах и особенно в деревнях еще не утвердилась власть Советов, а массы крестьянства плохо знали об исторических Декретах о мире и о земле.
К тому же выборы проводились по явно устаревшим избирательным спискам, составленным до Октябрьской революции, например, избиратели голосовали за единый список партии эсеров. Между тем эта партия уже раскололась на правых эсеров — заклятых врагов революции — и левых эсеров, которые в то время поддерживали Советскую власть. Поэтому исход выборов не отразил подлинных настроений масс. Формальную победу на выборах одержали эсеры.
5 января 1918 года Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов открыл Учредительное собрание. Он зачитал и поставил на утверждение депутатов «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанную Лениным и утвержденную ВЦИК. Декларация содержала уже принятые важнейшие законы Советского государства: о власти Советов, о земле, о мире, рабочем контроле. Декларация провозгласила основную задачу пролетарской революции — уничтожение всякой эксплуатации человека человеком и построение социализма.
Контрреволюционное большинство Учредительного собрания уклонилось от обсуждения исторической декларации, отказалось признать Советскую власть и ее декреты. Тем самым Учредительное собрание разоблачило свою враждебность к социалистической революции и народу.
Большевистская фракция по предложению Ленина в специальном заявлении заклеймила контрреволюционеров и покинула Учредительное собрание. Вместе с большевиками ушли и левые эсеры. 6 января декретом ВЦИК Учредительное собрание было распущено. Широкие массы рабочих, солдат и крестьян одобрили этот декрет. Идея Учредительного собрания была развенчана в глазах народных масс.
III Всероссийский съезд Советов
10 января в Таврическом дворце открылся — III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд заслушал отчетные доклады Я. М. Свердлова о деятельности ВЦИК и В. И. Ленина о деятельности СНК. Горячо одобрив политику Советского правительства, делегаты съезда утвердили «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
Историческое значение имело решение о преобразовании республики в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (РСФСР) на основе добровольного союза народов России. Образование РСФСР способствовало укреплению доверия между народами Советского государства, экономическому и культурному подъему ранее отсталых национальностей.
В эти же дни в Петрограде заседал III Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Он принял решение объединиться с III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Это слияние произошло 13 января. Тем самым было завершено объединение рабочих и крестьянских Советов, что явилось яркой демонстрацией крепнущего союза рабочего класса и крестьянства — основы Советского государства.
Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
Принята III Всероссийским съездом Советов
- 1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
- 2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик.
II
- 1) . частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.
- 2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики, подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем совете народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами. Как первый удар международному банковому, финансовому капиталу III съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.
- 3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства, как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.
- 4) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.
- 5) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.
- 1) Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей, преступнейшей из всех войн, III съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике. достижения, во что бы то ни стало, революционными мерами демократического мира трудящимися, без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.
- 2) В тех же целях III съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах.
IV
III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Источник: hist-world.com
Государственные инвестиции — что это, виды и формы, особенности
Инвестиции
Что это такое и зачем они нужны
Часть денежных, материальных и иных активов государства, составляющих его бюджет, и образуют государственные инвестиции. Сюда направляются также различные средства, принадлежащие другим внутренним источникам.
Такие денежные вливания помогают предприятиям держаться на плаву, развивают и поддерживают экономическую мощь страны, решают социальные проблемы.
Страны – самые крупные корпорации с огромными финансовыми активами, которые образованы заемным и бюджетным капиталом, средствами внебюджетных фондов. Вложение этих денег во внутреннюю и внешнюю экономику и называют государственной инвестиционной деятельностью.
На чем основана государственная инвестиционная политика
Государственные инвестиции финансируются взимаемыми налогами и чистой прибылью, что получают национальные компании и предприятия. Для их привлечения правительство разрабатывает целевые программы и проекты, дающие возможность получить грант на осуществление какой-либо деятельности.
Сферы государственных вложений
Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.
Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.
Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.
Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:
- защита окружающей среды
- развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
- создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
- поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
- обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.
Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:
- капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
- кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
- инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
- трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.
Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.
Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.
Характерные особенности и признаки
Отличительные черты государственных инвестиций: это крупные объемы вложений, необходимые для запуска утвержденного проекта. ГИ имеют определенную цикличность.
Как правило, это открытые системы, реализуемые заказчиками/застройщиками и другими контрагентами (проектировщиками, подрядчиками, банками, поставщиками материалов и т.д.). Активы привлекаются в реальный сектор экономики и размещаются под конкретные цели.
Государственные инвестиции — куда они идут
Для начала стоит разобраться, куда уходят деньги от государственных инвестиций. Нужно понимать, что любой желающий не может получить деньги, только потому, что он захотел этого. Государство в первую очередь инвестирует в социально значимые отрасли. Если вы придете к чиновнику с проектом, который в данный момент к такой не относится, то вам откажут. Показательным является тот факт, что на коммерческую составляющую обращают внимание в самую последнюю очередь. Давайте теперь взглянем на то, какие же отрасли считаются значимыми на данный момент в России:
- Малый бизнес. Одним из главных приоритетов, поставленных государством, является развитие точечного бизнеса и небольших компаний. По мнению руководителей страны это позволит сформировать так называемые средний класс, а также увеличит поступление налоговых отчислений.
- Сельское хозяйство. Ни для кого не является секретом, тот факт, что деревни постепенно умирают, в первую очередь из-за недостатка финансов. Государственные инвестиции призваны решить эту проблему. Развитие сельского хозяйства также является одним из главных приоритетов экономической политики страны.
- Экология. Различные экологически программы появились относительно недавно и проекты пока финансируются слабо. Как правило, речь идет о модернизации крупных промышленных предприятий в целях уменьшения выброса вредных веществ в окружающую среду.
- Проекты, направленные на улучшение качества жизни социально незащищенных слоев населения. В первую очередь это инвалиды и дети сироты.
Это направления, которые актуальны по все стране, но не стоит забывать, что на региональном и местном уровне также можно получить финансирование за счет государственных инвестиций.
Если рассматривать направления для индивидуальных вложений, то стоит отдать предпочтение надежности и стабильности. Эти качества сочетает в себе недвижимость, а именно зарубежная. Сейчас есть масса привлекательных квартир или домов, по невысоким ценам, но с завидной инвестиционной привлекательностью. Для примера рекомендуем ознакомиться с материалом «КУПИТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ В ТАИЛАНДЕ». Кстати, говоря о Тайланде, можно ответить, что эту страну можно рассматривать для постоянного проживания, конечно она имеет свои особенности, но где их нет. О тайнах и реальностях этой страны расскажет материал «ПЕРЕЕЗД В ТАИЛАНД НА ПМЖ – СПОСОБЫ ПРОЖИВАНИЯ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»
Виды и формы гос инвестиций
Формами государственных инвестиций выступают:
- льготные инвестиционные кредиты
- налоговые послабления и льготы
- прямые капиталовложения из бюджета
- инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней (министерства, внебюджетные фонды и т.д.)
Государственные вложения в России
Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.
Такая структура экономики требует оздоровления.
Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.
Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.
На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.
Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.
Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.
Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.
Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.
Объекты бюджетного инвестирования
Главными объектами бюджетных инвестиций являются государственные (муниципальные) унитарные предприятия, автономные и бюджетные учреждения. На них государство размещает инвестиции в форме государственного заказа.
Объект государственных инвестиций принадлежит государству, поэтому инвестиции увеличивают капитал этих объектов, чаще всего, путем увеличения их уставного фонда. Эти инвестиции осуществляются по статье «Бюджетные инвестиции». В конечном итоге, государство сохраняет за собой право собственности на инвестируемый капитал и фиксирует прирост государственных активов в бюджете.
Субсидии в виде инвестиций законодательно не относятся к «чистым» инвестициям и рассматриваются лишь как форма государственной поддержки инвестиционной деятельности объектов, коими являются государственные предприятия и учреждения.
Государственные инвестиции предлагаются и негосударственным инвестиционным объектам. Такое инвестирование, по статье «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам», получило распространение в связи с появлением государственно-частного партнерства. В случае инвестирования в такие объекты, бюджетные инвестиции становятся частью уставного капитала нового предприятия. Это означает, что государство приобретает права управления созданным предприятием, и приобретает право получения доходов от его деятельности. Управление таким предприятием может быть передано государством одной из государственных структур низшего уровня, регионального или муниципального.
Как получить государственные инвестиции — пошаговая инструкция
Теперь давайте поговорим об одном очень важном факторе — получении государственных инвестиций малому бизнесу. У любого начинающего предпринимателя есть два варианта их получения:
- Получение субсидий от государства на открытие собственного бизнеса. Подобным у нас в стране занимаются центры занятости. В зависимости от региона сумма колеблется от 50000 до 90000 рублей.
- Получения гранта на развитие собственной компании. Сумма этих инвестиций составляет уже до 300000 рублей. Занимается этим вопросом министерство экономического развития.
Разумеется второй вариант наиболее выгодный для предпринимателя. Именно поэтому далее мы рассмотрим его более детально.
Этап первый — изучение нормативов
Программа является федеральной и действует по всей стране, но с поправкой на регионы. По этой же причине реализация поручена региональным органам. И в деталях программа одного региона скорее всего будет отличаться от программы своего соседа.
Обязательно изучите какие виды предпринимательской деятельности деятельности попадают в данную программу до регистрации юридического лица. В противном случае вы просто не сможете участвовать в конкурсе. Как правило допускаются следующие виды деятельности:
- строительство;
- сельское хозяйство;
- социальные и коммунальные услуги;
- обрабатывающие производства.
Чаще всего список дополняется еще несколькими пунктами, но он постоянно изменяется в каждом регионе. Поэтому изучение действующих нормативов — обязательно.
Этап второй — сбор и подача документов
Следующим этапом является подача документов в министерство экономического развития. Тут необходимо учитывать один очень важный фактор — многие документы действительно весьма ограниченное количество времени. Поэтому их необходимо собирать в самые кратчайшие сроки.
Что нужно собрать:
- В первую очередь свидетельство о регистрации юридического лица. Лучше всего оформить ИП, так как это упростит вопрос с получением дальнейших документов. Плюс далеко не во всех регионах к конкурсу допускаются ООО.
- Удостоверение личности и индивидуальный номер налогоплательщика. С этим проблем быть не должно, если последнего по каким-либо причинам нет, то необходимо обратиться в налоговую службу для его получения.
- Выписка из ЕГРЮЛ. Стоит отметить, что она действительна в течение 30 дней.
- Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей. Этот документ действует всего 10 дней.
- Справка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей. Этот документ рекомендуется брать в день подачи заявки.
- Бизнес-план. Более подробно о том, что это такое и как должно выглядеть мы поговорим чуть позже.
- Банковские реквизиты. Деньги то нужно куда-то перечислять.
Поскольку юридическое лицо у вас только открыто, то проблем с получением справок и документов возникнуть не должно.
Этап третий — рассмотрение заявки
Итак давайте рассмотрим сам процесс отбора заявок, которые получат финансирование. Опять же, в разных регионах процесс может протекать по-разному, но можно выделить основные критерии:
- Создание рабочих мест. Чем больше сможете вы трудоустроить работников у себя на предприятии, тем лучше для государства. А это значит, что шансов получить грант у вас больше.
- Возраст. Предпочтение отдается предпринимателям младше 30 лет.
- Собственное финансирование. Чем больше вы ваших средств будет вложено в проект, тем больше шанс получить грант.
И на самом деле это все основные критерии. В некоторых регионах могут выделяться наиболее приоритетные сферы деятельности, но это необходимо узнавать на местах.
Сам процесс финансирования может затянуться до полугода, все зависит от работы конкретных людей на местах.
Могут ли госинвестиции быть прибыльными в принципе
Значительная часть средств вкладываются в перспективные и прибыльные проекты, в которых также предусмотрена определенная доля госсобственности. Это военные разработки, экономические преобразования, развитие сельского хозяйства, строительство недвижимости. Такие государственные инвестиции окупаются за 5–10 лет и в дальнейшем могут приносить прибыль.
Примером могут служить морские фрегаты «Тальвар», поставляемые в Индию, эсминцы «Фучжоу» для Китая (каждый – 500–700 млн долларов), экспортируемые самолеты-амфибии «Бе-200». Это возведение заводов Nokian Tyres и Toyota в Санкт-Петербургском регионе, международного делового центра «Москва-сити», Бурейской ГЭС, автомагистралей «Амур» и «М11», скоростных железных дорог и Крымского моста.
Порядок получения государственной помощи
Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.
Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.
Государственные контракты заключаются на:
- проектные и изыскательские работы,
- строительство,
- реконструкцию,
- реставрацию,
- техническое перевооружение,
- приобретение объекта.
Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:
- Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
- Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.
Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.
Соглашение обязательно должно содержать:
- цель инвестирования;
- объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
- наименование объекта, его мощность;
- срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
- права и обязанности сторон сделки;
- ответственность;
- порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).
Финансирование бюджета за счет налоговых поступлений
Через бюджет развитых государств проходит до 40% внутреннего валового продукта. В России большую часть доходов бюджета составляют налоговые платежи. На них приходится 84% всех поступлений.
Налоги – это безвозмездные обязательные платежи, производимые субъектами хозяйствования путём отчуждения части имущества в пользу государства.
Разные виды налогов поступают в бюджеты разных уровней. В случае формирования избытка финансирования средства могут распределяться между уровнями бюджета в форме субсидий.
В федеральный бюджет поступают налоги из реального сектора экономики в виде налогов на прибыль. Сюда зачисляются акцизы на спирт, алкогольную продукцию, табачные товары, а также автомобили, акцизы на бензин и так далее. В федеральный бюджет поступает сто процентов косвенного налога на реализацию продукции и услуг.
Так же начисляется налог на добычу полезных ископаемых, в том числе обязательные платежи, связанные с этой деятельностью. Сто процентов водного налога идет в бюджет федерального уровня. Все обязательные платежи, связанные с использованием государственных услуг гражданами и субъектами хозяйствования страны направляются в обще государственный бюджет.
Региональные бюджеты получают средства от налога на прибыль, игорный бизнес, транспорт. Сто процентов налога на доходы иностранных граждан и восемьдесят пять процентов налогов с доходов резидентов страны. Акцизы на отдельные виды продукции, налоги с добычи полезных ископаемых в виде алмазов и другое.
Местные бюджеты в основном финансируются из средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет государственных пошлин и прямых налоговых отчислений, предназначенных для их финансирования. Сюда относят земельный налог, налог на рекламу, налог на дарение и наследование, обязательные лицензионные сборы.
Государственные инвестиции в промышленность
Главными задачами инвестирования финансовых средств в промышленный сектор экономики Российской Федерации являются импортозамещение, выпуск собственной дорогостоящей продукции, которая будет способна удовлетворить потребности граждан нашей страны, и, как следствие, создание новых рабочих мест. Главной стратегической задачей государства является обеспечение прямых инвестиций, т.к. именно они способны устранить важнейшие проблемы в экономике государства.
В качестве примера можно привести Российско — Китайское сотрудничество на Дальнем Востоке, где процесс развития идёт достаточно активно. На сегодняшний день там осуществляется 22 проекта, в которых поддержка Китая составила 3 млрд. $. Если перевести в процентное выражение, то доля китайских инвестиций от их общего объёма составляет 22%.
Что касается малого и среднего бизнеса, то с помощью государственных инвестиций создаётся спрос. Благодаря долгосрочному кредитованию частному сектору, возможно выполнить следующие задачи:
- Повысить уровень жизни народа;
- Обеспечить сбыт производимой продукции (с помощью инвестиционных средств);
- Удовлетворить спрос граждан в дорогостоящем товаре.
Государственные инвестиции в сельское хозяйство
Одним из главных вопросов развития экономики страны в целом является привлечение инвестиционных средств в сельское хозяйство. Ведь это ключевая сфера деятельности, от которой напрямую зависит рост экономики и развитие государства в целом. Однако она является совсем непривлекательной для инвестиций, ввиду того, что приносит малую прибыль. Помимо этого, данная отрасль имеет свои особенности, которые также отталкивают потенциальных инвесторов: большие сроки окупаемости и высокие риски потери вкладываемых средств из-за прямой зависимости от природных условий.
Одним из ключевых источников финансирования сельского хозяйства являются государственные инвестиции, с помощью которых возводятся новые заводы, тепличные сооружения и комплексы, а также совершенствуется общая инфраструктура в регионах страны. Вкладываемые государством средства идут на охрану окружающей среды, обеспечение оптимального уровня жизни в сельской местности, наделение хозяйств оборотными ресурсами и важные вопросы агропромышленного комплекса.
Так как же получить государственную помощь? Государство даёт субсидии на совершенствование собственного хозяйства: строительство необходимых построек, инфраструктуры, а в некоторых случаях даже помогает с приобретением земельного участка – всё это обеспечивается государственными программами и фондами развития, под которые должен подходить частный бизнес.
И в заключение стоит добавить, что государственное инвестирование бывает следующих видов: льготные займы, налоговые льготы, прямые государственные вложения и инвестиции от государственных предприятий и крупных организаций (компаний). «Фонд прямых инвестиций» занимается совершенствованием прямого государственного инвестирования в России. Однако, главный его недостаток – на законодательном уровне он не может инвестировать даже самый перспективный проект, если зарубежный поток денежных средств в нём отсутствует.
О государственных инвестициях на примере фермерства:
Заключение
На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.
Источник: uspeshnick.ru