В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза – это проверка соответствия документации, обосновывающую намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза заключается в том, что вышеуказанные действия совершаются уполномоченными органами государственной власти.
Объекты экологической экспертизы
Объектами государственной экспертизы выступают такие проекты:
- инструкций и нормативных документов в сфере охраны природы, которые принимаются и утверждаются региональной властью;
- региональных целевых программ, предполагающих строительство капитальных сооружений, воздействующих на окружающую среду;
- материалы обследования, которые являются основанием для придания территории статуса особо охраняемой;
- проектная документация сооружения, которое предполагается к строительству на особо охраняемой территории;
- документация объектов, которые используются для хранения или обезвреживания отходов I-V класса опасности;
- документация земельных участков, которые создаются на водных объектах РФ.
Государственная экологическая экспертиза: правовое регулирование
Согласно тому же федеральному закону, законодательство об экологической экспертизе основывается на положениях:
Государственная экологическая экспертиза объектов ОНВ I категории
- Конституции РФ,
- Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
- Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Общим законом, определяющим основные принципы охраны окружающей среды – это Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Специальным законом, который устанавливает отношения проведения экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Существует еще ряд федеральных законов, которые регламентируют отношения в области экологической экспертизы. Например,
- Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»,
- Градостроительный кодекс РФ,
- Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»,
- Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»,
- и др.
Законодательство об экологической экспертизе регулируется не только региональным законодательством, но и региональным.
Об экологической экспертизе. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ 2021 год. Последняя редакция
Документ продается с актуализацией на дату продажи! Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ, часть 1)
Содержание Глава I. Общие положения Статья 1. Экологическая экспертиза Статья 2. Законодательство об экологической экспертизе Статья 3. Принципы экологической экспертизы Статья 4. Виды экологической экспертизы Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти Статья 6. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов Российской Федерации Статья 6.1.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы Статья 7. Утратила силу Статья 8. Утратила силу Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы Глава III. Государственная экологическая экспертиза Статья 10. Государственная экологическая экспертиза Статья 11.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня Статья 13. Утратила силу Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы Статья 16.
Эксперт государственной экологической экспертизы Статья 17. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы Глава IV. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза Статья 19.
Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы Статья 20. Общественная экологическая экспертиза Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы Статья 24.
Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы Глава V. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе Статья 26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе Статья 27.
Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе Глава VI. Финансовое обеспечение экологической экспертизы Статья 28. Финансовое обеспечение государственной экологической экспертизы Статья 29. Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы Глава VII.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе Статья 31. Уголовная ответственность Статья 32. Административная ответственность Статья 33. Материальная ответственность Статья 34.
Гражданско-правовая ответственность Глава VIII. Разрешение споров в области экологической экспертизы Статья 35. Утратила силу Глава IX. Международные договоры Российской Федерации Статья 36. Международные договоры Российской Федерации Глава X. Заключительные положения Статья 36.1.
Заключительные положения Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона Статья 38. Утратила силу
Понятие, предмет и принципы экологической экспертизы
Основным элементом рационального природопользования и охраны окружающей среды является оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, а также экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза — это своего рода средство обеспечения выполнения экологических требований. Это способ реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. В Определении Конституционного суда РФ от 30.09.2010 №1421-О-О указано, что государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза — это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Осуществление деятельности во вред окружающей среде запрещено законом.
Конституция РФ устанавливает права человека на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Такое право распространяется не только на существующие объекты, но и на проектируемые объекты. Одной из гарантий реализации права на достоверную информацию об окружающей среде является надлежащее закрепление формирования информации, ее поиска, получения и распространения.
Источником подобной информации является государственная либо общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза имеет основной признак — непосредственное участие общества, то есть учет общественного мнения в отношении объекта экспертизы. При проведении государственной экологической экспертизы в обязательном порядке участвуют в составе экспертной комиссии привлеченные эксперты, такие как ученные, специалисты кандидаты наук различных областей науки.
Независимая экологическая экспертиза.
Предмет и задачи экологической экспертизы
Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы (ст.1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ).
Основные задачи экологической экспертизы
1) Определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности
2) Организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов
3) Установление соответствия объектов требованиям экологического законодательства, санитарным нормам, строительным нормам и правилам
4) Оценка влияния деятельности объектов
5) EE влияния на состояние окружающей среды, здоровье людей и качество природных ресурсов
6) Оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей среды и здоровья людей
7) Подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов
Цель экологической экспертизы
– определить соответствие планируемой деятельности действующим требованиям в области охраны окружающей среды и тем самым предупредить возможные негативные последствия.
В определенной мере экологическая экспертиза – это форма контроля, направленного на предотвращение загрязнения окружающей среды, причем такое предупреждающее действие обходится в 4-5 раз дешевле, нежели ликвидация последствий экологически необоснованных решений.
Объектами экологической экспертизы
Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:
проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
проекты соглашений о разделе продукции;
материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности.
Объекты экологической экспертизы регионального уровня (статья 12) включают:
проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основные вопросы экологической экспертизы
— где и когда произошло экологическое нарушение?
— в чем его источник или причина, каковы механизм и масштаб?
— каким было состояние объекта до воздействия и какие изменения произошли?
— был ли причинен вред окружающей среде и насколько значимый?
— при каких обстоятельствах произошло нарушение природоохранного законодательства или условий эксплуатации потенциально опасных объектов?
— возможно ли исправить причиненный окружающей среде вред и какие мероприятия для этого необходимы?
— какова стоимость восстановительных мероприятий?
Особенности оформления материалов и проведения экспертизы в ЭУ
Для назначения экологической экспертизы в экспертном учреждении необходимо обратиться с соответствующим заявлением к руководителю ЭУ, предоставив в его распоряжение всю имеющуюся документацию. Для достижения необходимых целей руководителем ЭУ поручается проведение экспертизы специалисту соответствующего профиля, при необходимости, для проведения лабораторных исследований привлекаются специализированные лаборатории.
Принципы экологической экспертизы
Эксперты осуществляют свою деятельность на основе принципа независимости и гласности при участии общественных организаций (объединений) с учетом общественного мнения.
Также при осуществлении государственной экологической экспертизы используется принцип устойчивого развития малочисленных народов.
Для реализации такого принципа к участию в проведении экспертизы привлекаются представители и объединения объединений малочисленных народов.
Также основополагающим принципом проведения экологической экспертизы является необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий при реализации проектов и работ в местах проживания малочисленных народов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие принципы:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экологической экспертизы является соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, государственной охраны культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной и иной безопасности.
Говоря об объекте экологической экспертизы, нужно понимать что относится к такому, а именно:
- экологические требования, установленные техническими регламентами;
- экологические требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды.
Основная цель проведения экологической экспертизы – это предотвращение негативного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.
Особенностью государственной экологической экспертизы является то, что при проведении такой экспертизы в обязательном порядке участвуют общественные объединения. А также осуществляется учет общественного мнения.
Объекты федеральной экологической экспертизы
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня выступают:
- 1. Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области защиты окружающей среды. Эта документация разрабатывается и утверждается на федеральном уровне, то есть Правительством РФ, различными министерствами и ведомствами для оптимизации мер безопасности.
- 2. Проекты целевых программ федерального уровня. Они предусматривают строительство и эксплуатацию таких хозяйствующих субъектов, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую природу.
- 3. Проекты соглашений о разделе продукции. Данный вид соглашений заключает в себе все необходимые условия раздела произведённой продукции между сторонами, а также порядок пользования недрами, порядок добычи и разработки полезных ископаемых.
- 4. Материалы, которые предназначены для обоснования лицензий на осуществление тех видов деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
- 5. Техническая документация на технику или оборудование, использование которых может повредить безопасности окружающей природы и среды.
- 6. Исследование земельных участков, которые имеют статус особых охраняемых природных зон федерального значения.
- 7. Все виды деятельности, проводимые на континентальном шельфе.
- 8. Объекты недвижимости, строительство которых предполагается в национальных парках, заповедниках или природоохранных зонах.
- 9. Проектная документация объектов, которые используются для размещения отходов различной степени опасности. В этот перечень входит документация на строительство объектов, которые занимаются обезвреживанием и размещением таких отходов, то есть обеспечивают безопасность для природы.
- 10. Документация на искусственные земельные участки, которые будут размещены на государственных водных объектах.
Экспертизе в обязательном порядке подлежат все объекты, строительство и реализация которых может повлечь за собой последствия для безопасности природы. Без положительного заключения государственной экспертизы объект недвижимости не будет реализован и профинансирован. Например, не будет возможности осуществить возведение многоквартирного дома.
Виды экологической экспертизы
Вышеуказанный федеральный закон подразделяет два вида экспертизы:
- Государственная экологическая экспертиза,
- Общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза проводится органами государственной власти на уровне федерации и субъектов Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, общественных организаций (объединений) либо местного самоуправления.
Об экологической экспертизе
Субъекты экологической экспертизы
Проведя полный анализ законодательства в сфере экологической экспертизы можно выделить субъектов экологической экспертизы:
- орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
- экспертная комиссия;
- эксперт государственной экологической экспертизы;
- руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
- руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
- заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;
- физическое или юридическое лицо;
- лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт;
- кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы;
- заинтересованные лица;
- орган местного самоуправления;
- граждане и общественные организации в области экологической экспертизы;
- консультанты экологической экспертизы и иные работники.
Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза — одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.
С инициативой проведения общественной экологической экспертизы
могут выступать (
субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы
):
- граждане;
- общественные организации (объединения);
- органы местного самоуправления.
Общественную экологическую экспертизу могут проводить
(
субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы
): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты общественной экологической экспертизы
: те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
Сроки проведения общественной экологической экспертизы
: общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы
приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Для проведения государственной экологической экспертизы существует определенные правила.
Соответственно на федеральном уровне государственного регулирования проведения государственной экологической экспертизы приняты комплекс нормативных актов:
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
- Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»;
- Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»;
- Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утв. Приказом Минприроды РФ от 06.05.2014 N 204
- нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает:
- общий порядок проведения государственной экологической экспертизы,
- проведение экспертизы в отношении объектов, указанных в самом законе,
- особый порядок проведения экологической экспертизы в отношении отдельных объектов, которые упоминаются в иных нормативно-правовых актах.
Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы
Представление заказчиком соответствующих документов в уполномоченный орган государственной власти, а именно:
- заявление на проведение государственной экологической экспертизы,
- опись всех материалов, которые были представлены в уполномоченный орган государственной власти,
- документация, подлежащая государственной экологической экспертизе. Пакет документов установлен в каждом случае в законе (ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»,
- положительные заключения органов контроля и надзора, а также органов местного самоуправления, если таковое установлено законом,
- заключение органов власти, общественной экологической экспертизы, если таковые субъекты непосредственно участвуют в проведении государственной экологической экспертизы,
- материалы обсуждений с гражданами и общественными организациями, которые организовываются органами местного самоуправления,
- реквизиты для подготовки счета на оплату (ИНН, БИК, КПП, ОКПО).
- Приеми регистрация заявления на проведение государственной экологической экспертизы.
- Рассмотрение заявления и материалов.
- Оплата заказчиком государственной услуги в течение 30 календарных дней с момента уведомления об оплате проведения государственной экологической экспертизы.
- Проведение межведомственных запросов при необходимости.
Принятие приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
Со дня оплаты услуги государственная экспертиза должна быть начата не позднее 15 дней с момента такой уплаты.
В течении этого времени проводятся следующие мероприятия:
- формирование экспертной комиссии,
- назначение руководителя и ответственного секретаря комиссии,
- утверждение персонального состава экспертной комиссии,
- утверждение срока для проведения государственной экологической экспертизы.
Порядок их проведения
Главное условие создания экспертной комиссии – подача заказчиком необходимой документации, с сопроводительным письмом в приемную Природнадзора.
Существующий регламент обычной госэкспертизы требует представления следующих документов:
- Проектной документации, с оценками негативных факторов воздействия на природную среду результатов деятельности объекта;
- Положительных заключений (согласований) органов исполнительной власти;
- Заключений федеральных властных структур;
- Результатов проведения общественной экспертной группы, если таковая проводилась;
- Отчетов об обсуждениях проблемных объектов с гражданами и общественными организациями.
Специалисты приступают к работе после оплаты заказчиком выставленного счета. После составления заключения, секретарь экспертной комиссии отсылает его заказчику заказным письмом.
Источник: dominanta39.ru
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В соответствии с Градостроительным кодексом, проектная документация содержит материалы, определяющие технологические, конструктивные, инженерно-технические и архитектурные решения для будущего объекта капитального строительства. Государственная экологическая экспертиза документации будущего проекта требуется для определения ее соответствия установленным техническим нормам и регламентам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям промышленной, радиационной, пожарной безопасности.
Цена от: 130000 руб.
Стоимость действительна до 2 февраля
Перезвоните мне Рассчитать стоимость
Также предметом экспертизы является оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Основная цель экологической экспертизы – определить соответствие документации требованиям законодательства и нормативных документов по охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на экосистему.
Федеральное законодательство предусматривает проведение экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство или реконструкция которых производятся в исключительной экономической зоне РФ, включая территориальные воды, континентальный шельф. Также обязательно проводится экспертиза документации строящихся объектов на особо охраняемых природных территориях.
Основными принципами проведения экологической экспертизы являются:
- принятие того, что любая хозяйственная деятельность является потенциально опасной для экосистемы;
- обязательность процедуры экспертизы до утверждения решения о строительстве объекта;
- комплексность оценивания возможных воздействий и их последствий;
- обязательность учета требований экологической безопасности;
- достоверность информации;
- научная обоснованность заключения;
- ответственность участников за качество проведения экспертизы;
- гласность и учет общественного мнения.
Экологическая экспертиза Заказать
Государственная экологическая экспертиза закон
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза – это проверка соответствия документации, обосновывающую намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза заключается в том, что вышеуказанные действия совершаются уполномоченными органами государственной власти.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится для предотвращения неблагоприятного воздействия предполагаемой деятельности объекта на окружающую среду, социально-экономических и прочих последствий, связанных с ней.
Указанные цели достигаются посредством оценки выполнения предписаний законодательства, соблюдения требований к разработке проектной документации. В ходе общественной экологической экспертизы проводится анализ качества прогноза воздействия на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза: правовое регулирование
Согласно тому же федеральному закону, законодательство об экологической экспертизе основывается на положениях:
- Конституции РФ,
- Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
- Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Общим законом, определяющим основные принципы охраны окружающей среды – это Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Специальным законом, который устанавливает отношения проведения экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Существует еще ряд федеральных законов, которые регламентируют отношения в области экологической экспертизы. Например,
- Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»,
- Градостроительный кодекс РФ,
- Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»,
- Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»,
- и др.
Законодательство об экологической экспертизе регулируется не только региональным законодательством, но и региональным.
Понятие, предмет и принципы экологической экспертизы
Основным элементом рационального природопользования и охраны окружающей среды является оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, а также экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза — это своего рода средство обеспечения выполнения экологических требований. Это способ реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. В Определении Конституционного суда РФ от 30.09.2010 №1421-О-О указано, что государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза — это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Осуществление деятельности во вред окружающей среде запрещено законом.
Конституция РФ устанавливает права человека на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Такое право распространяется не только на существующие объекты, но и на проектируемые объекты. Одной из гарантий реализации права на достоверную информацию об окружающей среде является надлежащее закрепление формирования информации, ее поиска, получения и распространения.
Источником подобной информации является государственная либо общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза имеет основной признак — непосредственное участие общества, то есть учет общественного мнения в отношении объекта экспертизы. При проведении государственной экологической экспертизы в обязательном порядке участвуют в составе экспертной комиссии привлеченные эксперты, такие как ученные, специалисты кандидаты наук различных областей науки.
Принципы экологической экспертизы
Эксперты осуществляют свою деятельность на основе принципа независимости и гласности при участии общественных организаций (объединений) с учетом общественного мнения.
Также при осуществлении государственной экологической экспертизы используется принцип устойчивого развития малочисленных народов.
Для реализации такого принципа к участию в проведении экспертизы привлекаются представители и объединения объединений малочисленных народов.
Также основополагающим принципом проведения экологической экспертизы является необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий при реализации проектов и работ в местах проживания малочисленных народов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие принципы:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экологической экспертизы является соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, государственной охраны культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной и иной безопасности.
Говоря об объекте экологической экспертизы, нужно понимать что относится к такому, а именно:
- экологические требования, установленные техническими регламентами;
- экологические требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды.
Основная цель проведения экологической экспертизы – это предотвращение негативного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.
Особенностью государственной экологической экспертизы является то, что при проведении такой экспертизы в обязательном порядке участвуют общественные объединения. А также осуществляется учет общественного мнения.
Понятие государственной экологической экспертизы
Экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).
Объекты государственной экологической экспертизы
Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и иными нормативными правовыми актами РФ.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
-
в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
- в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
- в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
- проектная документация:
-
объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;
- искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
- проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
- материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
-
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
- проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:
- Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);
- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204, зарег. в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).
Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем случае включает:
- Представление заявления и материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ, их прием (проверка полноты и достаточности) и регистрация. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов.
- Рассмотрение заявления и представленных материалов. Ответственный исполнитель, получив зарегистрированные заявление и материалы заявителя, осуществляет проверку комплектности материалов, являющихся объектом государственной экологической экспертизы.
- Формирование и направление межведомственных запросов, необходимых для предоставления государственной услуги.
- Проведение государственной экологической экспертизы экспертной комиссией:
-
проведение организационного заседания;
- подготовка и рассмотрение индивидуальных и групповых (при наличии экспертных групп) экспертных заключений
- составление проекта заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
- обсуждение проекта заключения экспертной комиссии;
- подписание и утверждение заключения экспертной комиссии.
- Выдача заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).
Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений.
Обязательность заключений — фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.
Юридическая сила экспертного заключения выражена в законе словами: «Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы». Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.
Согласно Закону «Об экологической экспертизе» заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18).
Виды экологической экспертизы
Вышеуказанный федеральный закон подразделяет два вида экспертизы:
- Государственная экологическая экспертиза,
- Общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза проводится органами государственной власти на уровне федерации и субъектов Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, общественных организаций (объединений) либо местного самоуправления.
Виды в России
Выделяются два вида экологических экспертиз в России, различающиеся инициаторами запроса на проверку:
- государственная;
- общественная.
В первом случае исследуемые объекты или деятельность проверяются на соответствие государственным требованиям. Во втором случае проверка имеет рекомендательные результаты, используемые общественными объединениями для инициирования действий в области защиты окружающей среды. Экологическая сертификация обязательна по требованиям госорганов, если деятельность предприятия или объекта входит утвержденный список.
Контроль объектов вне утвержденного списка осуществляется по общественному запросу. Общественные проверки проводятся в целях разных организаций, на основании чего существует деление:
- ведомственные;
- научные;
- коммерческие.
Разделение на государственную и общественную экспертизу включено в федеральный закон № 174-ФЗ.
Государственная
В роли инициатора такой проверки выступает государство. Проведение государственной экологической экспертизы – требование нормативно-правовых документов. Организация и проведение связанных действий производится Росприроднадзором, в состав которого входит штат экспертов в сфере экологии. За счет государственного надзора подтверждается и контролируется рациональное использование природных ресурсов страны, охраняется окружающая среда.
Общественная
Основываясь на запросах граждан, публичных организаций, местных администраций, проводятся общественные аудиты. Исключение для проведения проверки составляют объекты, представляющие тайну:
- государственную;
- коммерческую;
- иную, которая охраняется законодательно.
Федеральный закон № 174-ФЗ распространяется на общественную экспертизу. Документом определены права, которыми наделены граждане, общественные организации в сфере экологической экспертизы:
- инициирование экспертной проверки;
- информированность о выводах и промежуточных итогах.
Ответственность за результаты общественной проверки не отличается от государственной.
Ведомственная
Один из видов экологической экспертизы – ведомственная. Инициаторами проведения выступают министерства, профильные ведомства, использующие результаты для анализа деятельности подведомственных предприятий в области экологической защиты. Выводы применяются для улучшения экологических показателей при последующей государственной сертификации. Результаты двух видов контроля не должны противоречить или исключать друг друга.
Научная
Один из видов экспертизы, который не регламентируется законодательно, – научная. В роли инициаторов выступают научные, образовательные учреждения, проводящие проверку в следующих целях:
- сверка данных;
- изучение событий.
Обстоятельства для проверки возникают в лабораторных или естественных условиях.
Коммерческая
Социально ответственные компании, внедрившие политику в сфере защиты окружающей среды, заказывают аудит собственных процессов на соответствие экологическим требованиям. Коммерческая экологическая экспертиза проводится по инициативе и в интересах заказчика. Такая проверка не регулируется законодательством, процесс полностью управляется участниками аудита.
Субъекты экологической экспертизы
Проведя полный анализ законодательства в сфере экологической экспертизы можно выделить субъектов экологической экспертизы:
- орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
- экспертная комиссия;
- эксперт государственной экологической экспертизы;
- руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
- руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
- заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;
- физическое или юридическое лицо;
- лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт;
- кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы;
- заинтересованные лица;
- орган местного самоуправления;
- граждане и общественные организации в области экологической экспертизы;
- консультанты экологической экспертизы и иные работники.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. При этом оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику ответственным секретарем экспертной комиссии в течение 5 дней со дня его утверждения. При этом после завершения экспертизы один экземпляр материалов остается в экспертном подразделении, а остальные возвращаются заказчику.
Следует отметить, что повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в случае отрицательного заключения и при условии переработки материалов с учетом замечаний, изложенных в заключении, а также на основании решения суда или арбитражного суда.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Для проведения государственной экологической экспертизы существует определенные правила.
Соответственно на федеральном уровне государственного регулирования проведения государственной экологической экспертизы приняты комплекс нормативных актов:
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
- Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»;
- Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»;
- Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утв. Приказом Минприроды РФ от 06.05.2014 N 204
- нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает:
- общий порядок проведения государственной экологической экспертизы,
- проведение экспертизы в отношении объектов, указанных в самом законе,
- особый порядок проведения экологической экспертизы в отношении отдельных объектов, которые упоминаются в иных нормативно-правовых актах.
Перечень административных процедур при проведении ГЭЭ
Государственная экологическая экспертиза федерального уровня подробно рассматривается в упомянутом Административном регламенте. Предоставление аналогичной услуги на региональном уровне осуществляется с учетом положений Административного регламента, разработанного и утвержденного в отдельном субъекте РФ (например, Административный регламент предоставления госуслуги по проведению ГЭЭ объектов регионального уровня в ХМАО — Югре, утвержденный приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны ОС, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО — Югры от 14.10.2014 № 24-нп).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Независимо от уровня ГЭЭ процедура состоит из следующих этапов:
- Прием и регистрация заявления, комплекта документов от заказчика. На основании указанной документации будет инициировано проведение ГЭЭ. Представить документы (см. перечень в пп. 1–1.1 ст. 14 закона № 174-ФЗ) можно как лично, так и по почте либо в электронном формате (пп. 33–34 Административного регламента).
- Изучение заявления и представленных материалов. Проводится ответственным исполнителем. Выявленные в документации недостатки должны быть исправлены заказчиком в установленный срок. В противном случае документы будут возвращены ему без проведения ГЭЭ (п. 42 Административного регламента).
- Осуществление межведомственных запросов. Документы, указанные в пп. 16 и 17 Административного регламента, запрашиваются госорганом самостоятельно (п. 45 Административного регламента).
- Издание приказа о подготовке и реализации ГЭЭ. Осуществляется в течение 1 месяца (для объектов, указанных в пп. 7.1 и 7.3 закона № 174-ФЗ, — 3 дней) с момента получения полного комплекта документов (п. 49 Административного регламента).
- Проведение ГЭЭ. На основании приказа (п. 51 Административного регламента).
- Выдача заключения ГЭЭ. На основании приказа (п. 65 Административного регламента).
Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы
Представление заказчиком соответствующих документов в уполномоченный орган государственной власти, а именно:
- заявление на проведение государственной экологической экспертизы,
- опись всех материалов, которые были представлены в уполномоченный орган государственной власти,
- документация, подлежащая государственной экологической экспертизе. Пакет документов установлен в каждом случае в законе (ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»,
- положительные заключения органов контроля и надзора, а также органов местного самоуправления, если таковое установлено законом,
- заключение органов власти, общественной экологической экспертизы, если таковые субъекты непосредственно участвуют в проведении государственной экологической экспертизы,
- материалы обсуждений с гражданами и общественными организациями, которые организовываются органами местного самоуправления,
- реквизиты для подготовки счета на оплату (ИНН, БИК, КПП, ОКПО).
- Приеми регистрация заявления на проведение государственной экологической экспертизы.
- Рассмотрение заявления и материалов.
- Оплата заказчиком государственной услуги в течение 30 календарных дней с момента уведомления об оплате проведения государственной экологической экспертизы.
- Проведение межведомственных запросов при необходимости.
Принятие приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
Со дня оплаты услуги государственная экспертиза должна быть начата не позднее 15 дней с момента такой уплаты.
В течении этого времени проводятся следующие мероприятия:
- формирование экспертной комиссии,
- назначение руководителя и ответственного секретаря комиссии,
- утверждение персонального состава экспертной комиссии,
- утверждение срока для проведения государственной экологической экспертизы.
Условия проведения
Общественная экологическая экспертиза проводится после госрегистрации заявления от инициаторов. При поступлении заявки на проверку одного объекта от двух и более общественных объединений может создаваться одна комиссия.
Орган территориальной власти в семидневный срок с даты поступления заявки должен ее зарегистрировать либо отказать в этом. Если в установленный срок не было отказано в регистрации, заявление признается зарегистрированным.
Государственная экологическая экспертиза: мероприятия по проведению экспертизы
- Проведение государственной экологической экспертизы начинаетсясо дня утверждения приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы. Срок проведения экспертизы не может превышать три месяца, но может быть продлен по заявлению заказчика на один месяц, если иное не установлено законом.
- Утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение передается в Росприроднадзор для подготовки проекта приказа об утверждении заключения. После утверждения заключения экспертной комиссии Росприроднадзором, документ принимает статус заключения государственной экологической экспертизы.
- Выдача заключения государственной экологической экспертизы. На данном этапе заказчика уведомляют о завершении государственной экологической экспертизы и направляют соответствующий документ. Также информация о заключении экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор. Такая информация направляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Если кредитные организации участвуют в финансировании проекта, то информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется и им.
ОПЛАТА
Принципиальным является вопрос о моменте, когда экспертиза должна быть оплачена. С момента определения соответствия представленных материалов требованиям ответственный исполнитель в срок не более 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма направляет заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления. К указанному уведомлению при- лагается смета и счет на оплату проведения экспертизы.
В случае отсутствия оплаты счета в течение 30 дней со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, возвращаются с уведомлением заказчику без проведения экспертизы.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после оплаты экспертизы и представления заказчиком комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве.
Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
Источник: baikalhangkai.ru
Экологическая экспертиза: что это такое, виды, объекты и субъекты проверки, порядок проведения
Экологическая экспертиза – ряд мероприятий, направленных на определение степени защиты экологии от окружающего воздействия в результате хозяйственной деятельности. Проверка осуществляется документально и практически. Цель – подтверждение, что предприятие или любой другой хозяйствующий субъект не несет угрозу экологической безопасности. По результатам проверки присваивается сертификат.
Проверка производится по запросу от общества или государства – этим определяются виды экологической экспертизы. Инициатор несет финансовые издержки, относящиеся к процедуре подтверждения соответствия. Для предприятий, работающих с опасными для природы и человека материалами, прохождение проверки обязательно.
Нормативное регулирование
Нормативно-правовой акт, определяющий понятие экологической экспертизы, – федеральный закон № 174-ФЗ. Документ включает порядок проверки, нормы, действующие права, обязанности сторон, виды, принципы. Нормативный акт соответствует гражданским правам в сфере защиты окружающей среды, закрепленным статьей 42 Конституции РФ.
В нормативных документах описаны положения, связанные с проведением экспертизы:
- права госорганов;
- порядок проведения исследования;
- права граждан;
- документооборот;
- финансирование;
- ответственность сторон;
- решение спорных ситуаций;
- участие России в международных договорах и связанные с этим обязательства.
Орган, отвечающий за воплощение государственной политики в области экологической безопасности, – Росприроднадзор.
Основные принципы и цели
В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:
- каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
- эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
- деятельность оценивается комплексно;
- должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
- обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
- соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
- заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
- гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
- вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.
Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.
Виды в России
Выделяются два вида экологических экспертиз в России, различающиеся инициаторами запроса на проверку:
- государственная;
- общественная.
В первом случае исследуемые объекты или деятельность проверяются на соответствие государственным требованиям. Во втором случае проверка имеет рекомендательные результаты, используемые общественными объединениями для инициирования действий в области защиты окружающей среды. Экологическая сертификация обязательна по требованиям госорганов, если деятельность предприятия или объекта входит утвержденный список.
Контроль объектов вне утвержденного списка осуществляется по общественному запросу. Общественные проверки проводятся в целях разных организаций, на основании чего существует деление:
- ведомственные;
- научные;
- коммерческие.
Государственная
В роли инициатора такой проверки выступает государство. Проведение государственной экологической экспертизы – требование нормативно-правовых документов. Организация и проведение связанных действий производится Росприроднадзором, в состав которого входит штат экспертов в сфере экологии. За счет государственного надзора подтверждается и контролируется рациональное использование природных ресурсов страны, охраняется окружающая среда.
Общественная
Основываясь на запросах граждан, публичных организаций, местных администраций, проводятся общественные аудиты. Исключение для проведения проверки составляют объекты, представляющие тайну:
- государственную;
- коммерческую;
- иную, которая охраняется законодательно.
Федеральный закон № 174-ФЗ распространяется на общественную экспертизу. Документом определены права, которыми наделены граждане, общественные организации в сфере экологической экспертизы:
- инициирование экспертной проверки;
- информированность о выводах и промежуточных итогах.
Ведомственная
Один из видов экологической экспертизы – ведомственная. Инициаторами проведения выступают министерства, профильные ведомства, использующие результаты для анализа деятельности подведомственных предприятий в области экологической защиты. Выводы применяются для улучшения экологических показателей при последующей государственной сертификации. Результаты двух видов контроля не должны противоречить или исключать друг друга.
Научная
Один из видов экспертизы, который не регламентируется законодательно, – научная. В роли инициаторов выступают научные, образовательные учреждения, проводящие проверку в следующих целях:
- сверка данных;
- изучение событий.
Обстоятельства для проверки возникают в лабораторных или естественных условиях.
Коммерческая
Социально ответственные компании, внедрившие политику в сфере защиты окружающей среды, заказывают аудит собственных процессов на соответствие экологическим требованиям. Коммерческая экологическая экспертиза проводится по инициативе и в интересах заказчика. Такая проверка не регулируется законодательством, процесс полностью управляется участниками аудита.
Сроки проведения
Начало экологической экспертизы возможно только после оплаты со стороны заказчика, предоставления документации, требуемой для проверки. Видом и объектом проверки определяется допустимый срок с момента оплаты, после которого необходимо начинать процедуру. По закону проверка запускается в течение 3-15 дней с момента оплаты и получения документов. Срок проведения – не более двух месяцев. При отсутствии противоречия с нормативными актами возможно продление на один месяц по инициативе заказчика.
Объекты государственной экспертизы
Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:
- федеральный;
- региональный.
Название уровня отражает масштаб действия требований к проведению экспертизы. В зависимости от уровня проверка управляется федеральным ведомством (Росприроднадзор) или местными властями.
Федеральный уровень
Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:
- строительство;
- выпуск новых видов техники;
- работа на охраняемых природных объектах;
- деятельность на Байкале;
- работа с отходами.
При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.
Региональный уровень
Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.
Объекты и заказчики
Среди объектов добровольной экспертизы выделяются те, с которыми жители сталкиваются регулярно. К таким объектам относятся:
- недвижимость;
- транспорт;
- рабочие места.
Заказчики общественного экологического аудита: граждане, общественные или эксплуатирующие организации.
Важная функция аудита – подтверждение, что окружающая среда не несет опасности для человека, природы.
Результаты служат гарантом безопасности объекта для человека и окружающей среды. Например, при строительстве домов из низкокачественных материалов существует риск развития радиационного фона, бактериологических инфекций.
Организации, ответственные за проведение проверки
Росприроднадзором учреждены бюджетные организации, в состав которых входят экспертные советы и комиссии, осуществляющие государственную экологическую экспертизу. Каждый эксперт обязан иметь профильное образование, сертификат, подтверждающий квалификацию. Те же требования предъявляются организациям, проводящим общественную проверку. Отличие – они учреждены частными лицами и, как правило, выполняют работы на коммерческом основании.
Каждая экспертная организация обязана сохранять независимость, непредвзятость при составлении заключения.
Анализируемые показатели и методы проверки
Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:
- физические;
- химические;
- биологические.
Среди направлений аудита физических показателей выделяются: радиационный фон, уровни шума, вибрации, электромагнитные излучения, освещенность. Лабораторным способом определяется химический состав окружающей среды: вредные испарения, взаимодействия элементов, загрязнения. В биологической части исследования определяется наличие бактерий, грибков, болезней, других опасностей биологического характера.
В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.
Порядок проведения
Порядок проведения общественной экспертизы для заказчиков:
- заключение договора с экспертной организацией, оплата, предоставление документации;
- исследование;
- получение заключения и сертификата о соответствии.
Государственная экспертиза отличается тем, что после получения необходимых материалов оценивается их полнота, а затем формируется комиссия. В рамках комиссии готовится групповое заключение, а также выводы каждого из экспертов. На основании этого выпускается сводное заключение.
Источник: cleanbin.ru