Государственное строительство и право

Государственно-правовая политика правительства Юга России в августе 1920 г. формулировалась в следующих декларациях: определение будущего государственного строя России народом России; равенство гражданских и политических прав граждан; предоставление в полную собственность земли обрабатывающим ее крестьянам; защита интересов рабочего класса и его профессиональных организаций; объединение различных частей России «в одну широкую федерацию, основанную на свободном соглашении»; восстановление производительных сил России «на основах, общих всем современным демократиям, предоставляющих широкое место личной инициативе»; признание международных обязательств, заключенных предыдущими правительствами России; выполнение обязательств по выплате долгов.

Сибирское правительство

В Сибири в 1918—1919 гг. был установлен политический режим, руководимый Директорией во главе с Верховным правителем России (Колчак), более либеральный, чем на Юге. Политический блок, на который опиралось Сибирское правительство (со столицей в Омске), включал широкий спектр партий — от монархистов до социалистов (эсеров и меньшевиков).

Государственное право. Ч. 1. Видеоурок по обществознанию 10 класс

На территории Сибирского правительства было созвано Учредительное собрание, обсуждавшее вопросы, поставленные еще в январе 1918 г. Были восстановлены земские и городские органы самоуправления, мировые суды, некоторые профессиональные союзы и общественные организации, а также действие уставов и уложений, принятых до октября 1917 г.

В начале апреля 1918 г. японские части высадились во Владивостоке под предлогом защиты жизни и собственности японцев.

В мае 1918г. чехословацкий корпус завязал бои с «красными» частями в Западной Сибири. Поощряемый союзниками корпус двинулся к Волге, отрезав Центральную Россию от Сибири, и в июне взял Самару. Антибольшевистские партии (эсеры и меньшевики) создали Временное правительство в Самаре. В июле 1918 г. в Омске было создано Сибирское правительство, управлявшее Западной Сибирью. В Чите атаман Семенов летом 1918 г. сформировал центр власти, контролировавший Забайкалье.

В сентябре 1918 г. на уфимском совещании была предпринята попытка объединить все эти территории под единым руководством. На совещании присутствовали представители Омского, Самарского, национальных (казахского, тюркско-татарского, башкирского) и казачьих военных правительств. Они подписали акт, учреждавший Всероссийское временное правительство. Власть сосредоточивалась в руках Директории (из пяти директоров) с центром в Омске.

В ноябре 1918 г. адмирал Колчак сверг Директорию и принял титул Верховного правителя. К лету 1919 г. этот титул за ним признали союзники и «белые» генералы, контролировавшие другие регионы России.

Наступление «красных», уход чехословаков и массовые восстания в январе 1920 г. привели к падению правительства Колчака. Власть перешла к местному (Иркутск) Политическому центру, состоявшему из эсеров, которые вскоре передали ее большевистскому Военно-революционному комитету. Задержанного чехословаками Колчака ВРК приговорил к расстрелу в феврале 1920 г.

Экс-глава СВР генерал армии МАЛОМУЖ. Президенты Украины, премьеры и главы СБУ – агенты КГБ и ФСБ

В правительствах Юга России и Сибири налоговая политика строилась на повышении ставок косвенных налогов, когда большая тяжесть обложения приходилась на категории состоятельных граждан. На это же были направлены чрезвычайные налоги военного времени.

Источник: studref.com

Вопросы ведения

14. Конституционные права и свободы человека и гражданина.

15. О б организации системы государственной власти в Российской Федерации, в том числе основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации

16. Правовой статус Президента Российской Федерации

17. Правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации

18. Правовой статус Правительства Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти

19. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

20. Государственная символика

21. Военное и чрезвычайное положение

22. Объявление амнистии и о порядке ее применения

III . Законодательство о судебной системе, в том числе о:

23. Конституционном Суде Российской Федерации

24. Верховном Суде Российской Федерации

25. Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

26. Судебной системе в Российской Федерации

27. Статусе судей и судопроизводстве

28. Мировых судьях

29. Создание и упразднение судебных участков на территории РФ

30. Компенсация за нарушение разумных сроков рассмотрения судебных дел

31. Государственная судебная экспертиза

IV . Процедуры, альтернативные судебной:

32. Третейское разбирательство, деятельность третейских судов

33. Деятельность международного коммерческого арбитража

34. Деятельность в сфере медиации

V . Государственная регистрация и кадастровый учет

35. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

36. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

37. Государственный кадастровый учет

38. Государственная кадастровая оценка недвижимости

VI . C амостоятельные блоки

39. О нормативных правовых актах, порядке их принятия (издания) и об их официальном опубликовании.

40. Об адвокатуре.

42. Об имплементации законодательства Республики Крым и г. Севастополь в правовую систему Российской Федерации.

Источник: komitet2-10.km.duma.gov.ru

Государственное строительство в Российской Федерации на современном этапе

С момента принятия Конституции РФ 1993 г. вся деятельность в сфере государственного строительства направлена на построение демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

В соответствии с новым Основным законом была ликвидирована советская система государственных органов. Демократические начала, закрепленные в главном законе страны, реализуются благодаря широкому участию народа в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.

Государственные органы стали формироваться в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Во главе государства стоит Президент РФ, который избирается всенародным голосованием на шесть лет (до 2009 г. срок полномочий Президента РФ составлял четыре года). Согласно ст. 80 Конституции РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власт; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Законодательная власть. В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание РФ — двухпалатный парламент, нижняя палата которого называется Государственная Дума, верхняя — Совет Федерации. Первые выборы в Государственную Думу и Совет Федерации были проведены 12 декабря 1993 г. одновременно с Всенародным референдумом, результатом которого стало принятие новой Конституции РФ. Выборы проходили в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. Совет Федерации также был сформирован не в соответствии с нормами Конституции РФ, а по правилам, предусмотренным Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г.

Читайте также:  Постановка на учет дома без разрешения на строительство

Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ранее устанавливал, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.

Позднее в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Совет Федерации стал формироваться из двух представителей от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Это привело к тому, что Совет Федерации перестал играть роль заметного субъекта политических отношений и приобрел черты президентского органа, а главы регионов были отдалены от власти на федеральном уровне. Ввиду сопротивления региональных лидеров реформированию верхней палаты парламента в середине 2000 г. был создан Государственный совет при Президенте России, который должен был предоставить им возможность участвовать в обсуждении наиболее важных политических вопросов страны. Данный орган собирался не чаще одного раза в три месяца, а в промежутках между сессиями действовал президиум из семи руководителей регионов. Какой-либо значимой роли в политической жизни всей страны Государственный совет нс играл.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не внес ничего принципиально нового.

Исполнительная власть. В Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ — коллегиальный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия Правительства закреплены в Конституции РФ (гл. 6) и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Федеративное устройство РФ. Россия по форме государственного устройства является федеративным государством. Первоначально Конституция РФ закрепляла положение о 89 субъектах РФ. Впоследствии число субъектов сократилось до 83 в результате объединения ряда регионов.

Так, в 2003 г., как отмечалось ранее, были объединены Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, в результате чего образовался новый субъект РФ — Пермский край. В 2007 г. завершилось слияние трех субъектов РФ — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа — в Красноярский край. В 2007 г. образован новый субъект — Камчатский край, образованный в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. В 2008 г. Иркутская область и Усть-Ордынский автономный округ объединились в рамках нового субъекта РФ — Иркутской области. Тогда же был образован Забайкальский край, сформировавшийся в результате слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

В 2014 г. на основании результатов общекрымского референдума, на котором был поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта РФ, а также Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, в число субъектов РФ вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь (Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). Таким образом, в настоящее время в составе России находится 85 субъектов РФ.

В 2000 г. на территории РФ были образованы федеральные округа, количество которых изначально было семь (Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ), а впоследствии, в результате выделения из Южного федерального округа

Северо-Кавказского федерального округа, стало восемь. Федеральные округа нс являются субъектами РФ, они созданы исключительно для усиления роли федерального центра на местах. Принципами их формирования и функционирования являются: общность территории, специализация хозяйства, общность и достаточность природно-ресурсного потенциала.

В федеральные округа были назначены полномочные представители Президента РФ, одна из основных задач которых — приведение законодательства субъектов федеральному законодательству, в первую очередь Конституции РФ. Несмотря на первоначальное противоборство между полномочными представителями Президента РФ и главами субъектов РФ, впоследствии стало очевидным, что первые имеют реальную власть, а вторые вынуждены ей подчиняться.

В конце 2000 г. Государственная Дума Российской Федерации утвердила в качестве государственных символов России герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг (бело-сине-красный). На смену гимну России 1990— 2000 гг. («Патриотическая песня» М. И. Глинки) пришел известный всем со времен СССР гимн под музыку А. В. Александрова и на стихи С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана, с переработанным С. В. Михалковым текстом.

В Российской Федерации осуществляется реформа системы государственного управления — административная реформа. Она реализуется в два этапа. Первый длился с 2003 по 2005 гг. и был направлен на оптимизацию функционирования различных субъектов государственной власти, второй этап, начавшийся в 2006 г., и продолжающийся но сей день, имеет основной задачей упростить взаимодействие между властью и обществом.

Начало Административной реформе положило Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г., в котором был поставлен вопрос о необходимости проведения административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Указ Президента РФ от 23 мая 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» определил приоритетные направления на указанный период:

  • — ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • — исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • — развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
  • — организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
  • — завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Читайте также:  Сборник 29 общие производственные нормы расхода материалов в строительстве

Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» устанавливались конкретные мероприятия, направленные на достижение целей реформы.

В целях реализации задач, сформулированных в Послании Президента РФ, распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р были одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 гг. и план мероприятий по ее проведению. В указанный период вводятся механизмы досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц, разрабатываются типовые программы административной реформы для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, внедряется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, разрабатываются основные стандарты государственных услуг и административные регламенты.

В дальнейшем работа в этом направлении была продолжена в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Среди основных направлений реформы названы:

  • — снижение избыточного государственного регулирования;
  • — повышение качества государственных услуг;
  • — повышение эффективности органов власти;
  • — повышение информационной открытости.

Конституцией РФ 1993 г. было установлено, что высшими органами судебной власти в Российской Федерации являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе», помимо высших судов в судебную систему входят: суды общей юрисдикции, система арбитражных судов, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен, а его функции переданы Верховному Суду РФ.

В 2006 г. начала действовать Общественная палата РФ. Она была сформирована в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 320-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, общественного контроля за деятельностью государственного аппарата.

Значимым событием в жизни страны стала реформа МВД России, основными целями которой являлись: повышение эффективности, борьба с коррупцией, улучшение имиджа правоохранительных органов России.

Реформа МВД России была инициирована Президентом РФ Д. А. Медведевым и оформлена Указом от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Необходимость коренных изменений в МВД России назревала давно, но в этот период, ввиду множества громких правонарушений, совершенных сотрудниками милиции (дело Евсюкова, «оборотни в погонах» и др.), к этой теме было привлечено внимание как общества, так и государства. На протяжении 2009—2011 гг. были осуществлены основные мероприятия этой реформы: переименование милиции в полицию, сокращение штата сотрудников, передача некоторых обязанности другим органам власти или коммерческим структурам, изменение порядка финансирования, создание соответствующей правовой базы.

Несмотря на большой объем проделанной работы, общественность, руководство страны и МВД России не удовлетворены результатами реформы. Совершенствование системы МВД продолжилось и после 2011 г.

Процесс государственного строительства в России непрерывен. Практически ежедневно возникают проблемы как внутреннего, так и внешнего происхождения, которые требуют внесения изменений в организацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Источник: studme.org

Скоро: доступ к каталогу только после регистрации на сайте — Регистрация

Советское государственное строительство и право. Учебник / Атаманчук Г.В., Берченко А.Я., Жилинский С.Э., Керимов Д.А., и др.; Редкол.: Керимов Д.А., Кобец Н.Г., Мальцев Г.В., Черноголовкин Н.В. — М.: Мысль, 1984. — 508 c.

Атаманчук Г.В., Берченко А.Я., Жилинский С.Э., Керимов Д.А., Кириченко М.Г., Кобец Н.Г., Лаптев В.В., Лукьянов А.И., Мальцев Г.В., Михайлов А.Н., Мицкевич А.В., Недавний А.Л., Прокошин В.А., Рекунков А.М., Савенков Н.Т., Сорокин В.Д., Сухарев А.Я., Черноголовкин Н.В., Шамба Т.М., Юзьков Л.П., Редкол.: Керимов Д.А., Кобец Н.Г., Мальцев Г.В., Черноголовкин Н.В. :
Советское государственное строительство и право. Учебник

Оглавление:

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Тема I. Сущность, функции и формы социалистического государства . . . . . . . .5
§ 1. Марксистско-ленинская концепция сущности государства . . . . . . . . . . .5
§ 2. Возникновение государства диктатуры пролетариата — социалистического
государства нового, высшего исторического типа . . . . . . . . . . . . . . . . 9
§ 3. Функции государства диктатуры пролетариата . . . . . . . . . . . . . . . 14
§ 4. Формы государства диктатуры пролетариата . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Тема II. Советское общенародное государство — государство развитого
социализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
§ 1. Перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное
государство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§ 2. Функции общенародного государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
§ 3. Перерастание социалистической государственности в коммунистическое
общественное самоуправление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Тема III, Социалистическое право, его сущность, система и формы . . . . . . . 44
§ 1. Марксистская концепция сущности права . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
§ 2. Сущность социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
§ 3. Определение социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
§ 4. Формы социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
§ 5. Система социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Тема IV. Реализация социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
§ 1. Формы реализации права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
§ 2. Этапы (стадии) применения права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Тема V. Социалистическая законность, правопорядок и юридическая
ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
§ 1. Понятие социалистической законности и правопорядка . . . . . . . . . . . 87
§ 2. Повышение требований законности в зрелом социалистическом обществе . . . 92
§ 3. Обеспечение социалистической законности . . . . . . . . . . . . . . . . .95
§ 4. Роль партийных и советских органов в укреплении законности и
правопорядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
§ 5. Правонарушения и их виды. Понятие и основания юридической
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
§ 6. Виды юридической ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
Тема VI. Дальнейшее развертывание социалистической демократии — основное
направление развития общенародного государства и права . . . . . . . . . . . 111
§ 1. Сущность и система социалистической демократии . . . . . . . . . . . . .111
§ 2. Формы социалистической демократии и основные направления ее дальнейшего
развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Тема VII. Конституция СССР — Основной Закон Советского государству . . . . . 130
§ 1. Марксизм-ленинизм о сущности конституции. Советская Конституция и ее
историческое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
§ 2. Конституция СССР 1977 г. — конституция социалистического общенародного
государства и ее основные черты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
§ 3. Реализация Конституции СССР в практике коммунистического строительства .143
§ 4. Несостоятельность буржуазной критики Советской Конституции . . . . . . .147
Тема VIII. Советы народных депутатов — политическая основа СССР . . . . . . .151
§ 1. Понятие и характерные черты политической основы Советского государства .151
§ 2. Место Советов в политической системе общества и руководство ими со
стороны КПСС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
§ 3. Принципы и порядок формирования Советов народных депутатов . . . . . . .159
§ 4. Народный депутат и его статус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
§ 5. Повышение роли Советов в условиях развитого социализма . . . . . . . . .171
Тема IX. Государство и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
§ 1. Характер и принципы взаимоотношения государства и личности при
социализме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
§ 2. Система прав, свобод и обязанностей граждан социалистического общества .187
Тема Х. Национально-государственное устройство СССР . . . . . . . . . . . . .201
§ 1. Марксизм-ленинизм о формах национально-государственного устройства при
социализме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
§ 2. Советская федерация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
§ 3. СССР — единое союзное многонациональное государство . . . . . . . . . . 211
§ 4. Союзная республика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
§ 5. Советская национальная автономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
§ 6. Административно-территориальное устройство . . . . . . . . . . . . . . .224
Тема XI. Советский государственный аппарат, принципы его организации и
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
§ 1. Понятие, структура и особенности советского государственного аппарата . 226
§ 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата . . . . . 232
§ 3. Эффективность и совершенствование государственного аппарата . . . . . . 237
Тема XII. Высшие органы государственной власти и управления СССР, союзных и
автономных республик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
§ 1. Высшие органы государственной власти в системе органов Советского
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
§ 2. Верховный Совет СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
§ 3. Высшие органы государственной власти союзных и автономных республик . . 252
§ 4. Высшие исполнительные и распорядительные органы государственной власти
Союза ССР, союзных и автономных республик . . . . . . . . . . . . . . . . . .256
Тема XIII. Местные органы государственной власти и управления . . . . . . . .268
§ 1. Система местных органов государственной власти и повышение их роли в
условиях зрелого социализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
§ 2. Полномочия и основные направления деятельности местных Советов . . . . .271
§ 3. Организация работы местных Советов народных депутатов . . . . . . . . . 288
§ 4. Исполнительные комитеты местных Советов . . . . . . . . . . . . . . . . 292
§ 5. Отдела и управления исполнительных комитетов . . . . . . . . . . . . . .296
§ 6. Правовые акты исполнительных комитетов местных Советов народных
депутатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299
Тема XIV. Органы народного контроля в СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
§ 1. Ленинские принципы организации народного контроля . . . . . . . . . . . 303
§ 2. Система органов народного контроля, формы и методы их работы . . . . . .306
§ 3. Основные задачи, права и обязанности органов народного контроля . . . . 311
§ 4. Взаимодействие органов народного контроля с постоянными комиссиями
Советов народных депутатов, государственными и общественными организациями . 314
Тема XV. Правосудие в СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
§ 1. Демократические принципы организации и деятельности советского суда . . 318
§ 2. Основные направления судебной деятельности на современном этапе . . . . 324
Тема XVI. Прокурорский надзор в СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
§ 1. Ленинские принципы организации и деятельности прокуратуры . . . . . . . 328
§ 2. Основные задачи и направления прокурорского надзора . . . . . . . . . . 335
Тема XVII. Конституционные основы советской внешней политики и
международное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .342
§ 1. Конституция СССР о внешней политике СССР . . . . . . . . . . . . . . . .342
§ 2. Советская внешняя политика и международное право . . . . . . . . . . . .347
§ 3. СССР — составная часть мировой системы социализма, социалистического
содружества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .350
§ 4. Защита социалистического Отечества . . . . . . . . . . . . . . . . . . .353
Тема XVIII. Административное законодательство . . . . . . . . . . . . . . . .356
§ 1. Предмет административного законодательства. Понятие
административно-правовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
§ 2. Акты государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .358
§ 3. Советская государственная служба, понятие и принципы. Классификация
советских государственных служащих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
§ 4. Советское законодательство об административных правонарушениях . . . . .363
Тема XIX. Советское хозяйственное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370
§ 1. Хозяйственное законодательство и его совершенствование в современных
условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
§ 2. Правовое положение предприятий и объединений . . . . . . . . . . . . . .373
§ 3. Законодательство о планировании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
§ 4. Хозяйственный договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
§ 5. Ответственность в хозяйственных отношениях . . . . . . . . . . . . . . .387
§ 6. Порядок разрешения хозяйственных споров . . . . . . . . . . . . . . . . 389
§ 7. Правовая работа в народном хозяйстве . . . . . . . . . . . . . . . . . .392
Тема ХХ. Гражданское законодательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .394
§ 1. Предмет и задачи гражданского законодательства в СССР . . . . . . . . . 394
§ 2. Понятие, формы и охрана собственности в СССР . . . . . . . . . . . . . .396
§ 3. Обязательственное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
§ 4. Жилищное законодательство и его применение местными Советами . . . . . .404
§ 5. Авторское и изобретательское право . . . . . . . . . . . . . . . . . . .408
§ 6. Наследственное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .411
§ 7. Правовая защита чести и достоинства гражданина или организации . . . . .413
Тема XXI. Советское трудовое законодательство . . . . . . . . . . . . . . . .415
§ 1. Предмет и задачи советского трудового законодательства . . . . . . . . .415
§ 2. Коллективный договор, его роль в организации труда и укреплении трудовой
дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
§ 3. Трудовой договор, его роль в реализации конституционного права граждан
на труд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .419
§ 4. Правовое регулирование рабочего времени, времени отдыха и заработной
платы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .426
§ 5. Трудовая дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
§ 6. Охрана труда. Трудовые споры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .435
§ 7. Государственное социальное страхование. Надзор и контроль за соблюдением
трудового законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Тема XXII. Законодательство о земле и охране природы . . . . . . . . . . . . 443
§ 1. Социалистическая государственная собственность на землю — основа
земельных отношений в СССР. Правовой режим землепользования . . . . . . . . .443
§ 2. Правовое регулирование водных, лесных, горных отношений, охраны
атмосферного воздуха и животного мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .448
§ 3. Законодательство об охране окружающей среды и его применение в
деятельности местных Советов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Тема XXIII. Правовое регулирование колхозного строительства в СССР . . . . . 456
§ 1. Колхозное строительство и его принципы . . . . . . . . . . . . . . . . .456
§ 2. Правовое регулирование деятельности колхозов . . . . . . . . . . . . . .462
§ 3. Полномочия местных Советов по руководству колхозами . . . . . . . . . . 469
Тема XXIV. Законодательство в области социального развития и культуры . . . .471
§ 1. Социальное развитие и культура как объект правового регулирования . . . 471
§ 2. Политико-воспитательная и культурно-просветительная работа местных
Советов народных депутатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Тема XXV. Советское законодательство о браке и семье . . . . . . . . . . . . 486
§ 1. Понятие и принципы советского семейного законодательства. Брак и семья .486
§ 2. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми и другими
членами семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .491
Тема XXVI. Советское уголовное законодательство . . . . . . . . . . . . . . .497
§ 1. Возникновение, развитие, принципы советского уголовного
законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497
§ 2. Понятие и признаки преступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
§ 3. Понятие, цели и виды наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .502

Читайте также:  Возмещение ндфл при строительстве дома в 2022

Источник: lawlibrary.ru

Рейтинг
Загрузка ...