Государство строительство и право

Содержание

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).
  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Теория государства и права. Часть 1

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ЗА 13 МИНУТ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО. ЕГЭ

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше.

Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Читайте также:  Пособие по проектированию каркасных промзданий для строительства в сейсмических районах к снип ii 7 81

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим».

М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Источник: mipt.ru

Перспективы государственно-правового строительства, связанные с реализацией эффективной модели государства Текст научной статьи по специальности «Право»

Рассматриваются перспективы государственно-правового строительства , связанные с концепцией эффективного государства .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанов Олег Анатольевич

Содержательные характеристики правовой легитимности государственной власти в системе функционирования общественных отношений

The prospects of state and legal construction connected with the concept of the effective state are considered.

Текст научной работы на тему «Перспективы государственно-правового строительства, связанные с реализацией эффективной модели государства»

ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА

ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ СТЕПАНОВ,

заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются перспективы государственно-правового строительства, связанные с концепцией эффективного государства.

Ключевые слова: государственно-правовое строительство, эффективное государство.

Annotation. The prospects of state and legal construction connected with the concept of the effective state are considered. Keywords: state and legal construction, effective state.

Масштабы происходящих в мире перемен, напрямую затрагивающих Россию, заставляют искать новые подходы для решения стоящих перед страной задач и проблем.

Глава Сбербанка России Г. Греф ститает, что для преодоления кризисных явлений в российской экономике необходимо радикально повысить качество управления на государственном и корпоративном уровнях. «Нам нужно радикально повысить качество управления. У нас немыслимые общественные издержки в области государственного управления. Если мы посчитаем издержки на единицу эффективности, они будут гигантскими, и в эту гигантскую мельницу неэффективности сколько угодно не заправляй зерна — муки мы не получим», — отметил он во время выступления 1 октября 2014 г. на форуме «Россия зовет!»1.

В качестве конкретного шага, определяющего дальнейшие перспективы государственно-правого строительства в российском обществе, вполне может рассматриваться идея эффективной государственности, исходным началом которой является принцип уважения прав личности, обеспечения ее свобод при учете интересов социума.

В рамках эффективной модели государственного строительства свобода человека выступает как его право при условии, что его действия не противоречат интересам общества. С учетом этого, эффективный тип государства может ассоциироваться с построением государственного механизма, в котором реали-

зуется идея управления по целям, определенным законодательством, закрепляющим как для личности, так и для органов государства такие рамки свободы, выход за которые недопустим.

Сам термин «эффективность» допустимо соотносить со свойством явлений, характеризующим способность обеспечивать необходимые результаты, с мерой целенаправленного воздействия чего-либо на что-либо. Применительно к государству следует говорить о степени реализации им своего предназначения, полезности для личности и общества, о его конкурентоспособности в мире. В социально-экономической сфере, в частности, эффективность государства должна оцениваться по способности соответствующих институтов влиять на долговременный экономический рост в целях повышения благосостояния народа. Эффективно действующее государство должно заботиться о том, чтобы экономический рост, повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов в стране приводили к реальным улучшениям в сфере демографии, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды, безопасности, а также в таких сферах, как качество государственного управления, участие граждан в принятии решений, влияющих на их благосостояние и общественное положение.

Вестник Московского университета МВД России

HflK ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, концепция эффективного государства призвана строиться на потребности достижения определенной гармонии в отношениях личности и государства в рамках развития гражданского общества. Для формирования принципов деятельности такого государства как основополагающих идей, определяющих модель последнего, важен не только уровень развития информационных технологий и умение ими пользоваться, но и наличие справедливых правовых начал в функционировании государственного механизма. В концептуальном плане обеспечение таких начал должно рассматриваться в качестве важнейшей цели государственно-правовой деятельности.

Исходя из этого, для обеспечения эффективной государственной деятельности необходим приоритет права во всех сферах общественной жизни, который предполагает создание оптимальных условий свободного развития личности, охрану ее прав и интересов во всех направлениях деятельности государства.

Решение данной задачи обусловлено формированием в главных институтах власти понимания того, что причины негативных проявлений в отношении личности в значительной мере связаны с системой управления обществом в целом, качество которой опре-

деляется на законодательном уровне. При этом речь может идти о совершенствовании как формального контроля (деятельность правоохранительных органов), так и неформального (общественное мнение) контроля за действиями личности.

Следовательно, реализация идеи эффективного государства в России связана с дальнейшим прогрессом не только в государственно-правовых отношениях, но и с развитием культуры. В рамках функционирования такого государства должна формироваться культура не «подчинения», а «участия» в общественных процессах граждан, которые непосредственно вовлекаются в процесс выработки и принятия требований и решений, в том числе с помощью использования телекоммуникационных технологий.

Исходя из этого, важно выделить две базовые функции, которые должно выполнять государство, претендующее на статус эффективного: обеспечение действенных рычагов контроля общества над государством на основе выборных начал формирования структуры власти, форм и методов воздействия на деятельность правящих элит и гарантии социальной регуляции, обеспечивающей прозрачность механизмов власти; поступательное развитие экономики.

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА О ПЕЧАТИ 1905—1906 гг. И РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ШИНГАРЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Рецензент: кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Мамонтов А.Г.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проведенный в статье анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность печати в Российской империи в начале ХХ в., способствует уточнению современных представлений о месте и роли средств массовой информации в обществе, о пределах и возможностях государственного участия в информационных процессах, а также закономерностях развития отношений государства и средств массовой информации.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел, полиция, свобода слова, свобода печати.

Annotation. The analysis of the normative legal acts regulating the printing activity in the Russian Empire in the early twentieth century contributes to the refinement of modern ideas about the place and the role of media in the society and the limits and possibilities of the state participation in the information processes, as well as the regularities of relations between the state and the media.

Читайте также:  Строительство будет осуществляться по проекту

Keywords: the Ministry of Internal Affairs, police, freedom of speech, freedom of the press.

Источник: cyberleninka.ru

Государство и право

1. Государство – особое, суверенное территориальная организация политической власти, обладающее специальным аппаратом и регулирующее отношение в обществе с помощью общеобязательных правил поведений (норма права).

Основные признаки государства:

1) Наличие публичной власти

3) Территориальная организация населения

4) Функционирование посредством права

5) Наличие специального аппарата управления и принуждения

Важнейшая роль, которую государство играет в обществе, то есть его социальное назначение заключается в том, что это единственная организация, призванная представлять общие интересы населения.

Функции государства – основные направления деятельности государства.

По сферам деятельности выделяют:

-внутренние функции (экономическая, социаьлная функция, экологическая, охрана прав и свобод граждан)

-внешние функции (оборона страны, международное представительство)

Для обеспечения выполнения своих функций государство создает специальную структурную организацию, называемую государственным механизмом, как строго организованной целостной внутренней структуры, включающей в себя:

-государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательные, исполнительно распорядительную и судебную функцию

-государственные предприятия (для осуществления хозяйственной деятельности)

Для характеристики государства большое значение имеет понятие формы государства. Обычно выделяют следующие элементы из которых складывается форма государства:

1) Форма правления. Различают:

-монархия- абсолютная и ограниченная

-республика – президентская, парламентская или смешанная

2) Форма государственного устройства:

-федерация (объединение ряда государств)

3) Политический режим6

2. Право – это систмеа обязательных правил поведения, закрепленных в в официальный документах, охраняемых силой государства.

Право регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни, в которой выделяют политическую, экономическую, социальную, духовную сферы.

Основные признаки права:

Для понимания процессов правообразованиянеобходимо обратиться к понятию источника права как к форме выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, его формирование и изменение

-нормативный акт (виды: законы конституционные; обычные текущие федеральные; подзаконные акты)

Норма права – это нормативная, системная, общеобязательная, формально определенная, установленная компетентным субъектом, обеспечиваемая принудительной силой государства, правилом поведения, представительно обязывающего характера.

Структура нормы права.

4) Нормы, сотставляющие право государство образуют единую систему.

Система права это строение права, выражающееся в его делении на отрасли. Отрасли права – совокупность правовых норм, регулирующих какую либо сторону общественных отношений.

Система современного российского права включает следующие отрасли:

В каждой стране действует своя правовая система, но наряду со спецификой в каждой правовой системе есть элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы – правовые семьи.

Классификация правовых семей:

В связи с наметившейся тендентцией конвергенции правовых систем различных государств можно прогнозировать увеличение правовых систем, относящихся к смешанным правовым семьям.

3. Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношение между государствами.

Источниками международного права служат международные договоры, соглашения конвенции, заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций.

Система международного права – набор взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей институтов и норм международного права, составленных в таком порядке, позволяющие воспроизвести целую картину в совокупности юридически закрепленных правил поведения международной арене. Отрасль международного права – это обособленная группа международно правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного рода.

Основные принципы современного международного права:

1. Принцип запрещения применения силы либо угрозы силы, нарушение данного принципа расценивается как агрессия.

2. Принцип территориальной целостнссти государств, объектом этого принципа является межденародное отношение государств, связанные с защитой их прав на принадлежащей им территории.

3. Принцип нерушимости государственных границ (государственные границы являются пространственным ориентиром, распространение суверинитета определенной нации)

4. Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, явное действие которого прослеживается по отношению к оружию массового поражения в частности ядерного оружия.

5. Принцип мирного разрешения международных споров

6. Принцип суверенного равенства государств, согласно которому все суверенные государства являются равноправными участниками международных отношений вне зависимости от экономической мощи, политического режима и так далее.

7. Принцип отказа от интервенции и не вмештельства во внутренние дела государства.

Источник: studopedia.ru

Каковы основные принципы правового государства

Концепция правового государства была сформулирована в XVIII — начале XIX веков на волне расширения критики феодализма, беззакония, безответственности органов государственного управления перед обществом. Идеологами правового государства в то время являлись французский правовед Шарль де Монтескье и английский философ Джон Локк. Их работы акцентировали необходимость построения общества, основанного на обеспечении свобод личности. Инструментом формирования такого общества они считали правовое государство.

​Правовое государство — это государство, деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Таким образом, идея правового государства противопоставляется произволу в любом его проявлении: диктатуре, деспотизму, полицейскому государству и прочему. В то же время существование в стране правового государства является необходимой составляющей демократического режима.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Признаки правового государства

Демократия

Демократия — это форма правления, при которой все граждане государства участвуют в управлении, то есть источник власти – это народ.

Правовое государство является основной, но не единственной характеристикой демократической системы управления. Она также подразумевает существование смешанной экономики и разделение властей.

Смешанная экономика

Отличительная черта смешанной экономики — распространенность частной собственности в сочетании с распределением ограниченных ресурсов при значительной роли государства. Иными словами, экономика регулируется не только законами рынка, но и решениями руководителей государства.

Соответственно, выделяют следующие признаки смешанной экономики:

  • сосуществование конкурентно-рыночных стимулов и государственного регулирования;
  • сосуществование государственного и частного секторов экономики.

Ученые и экономисты-практики признают, что существование «чистой» экономической системы (рыночной или административно-плановой) невозможно. В этой связи, современные экономики характеризуют по принципу преобладания в них элементов той или иной системы: преимущественно рыночные или преимущественно командные.

Плюрализм

​Политический плюрализм — существование в стране различных политических сил, движений, партий, их признание правящей элитой, конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Кроме того, плюрализм не должен допускать дискриминации той или иной политической группы по критерию несогласия государственного руководства с их взглядами и мировоззрением (исключением являются праворадикальные нацистские и фашистские политические образования).

Необходимыми условиями для реализации истинного политического плюрализма в государстве являются:

  • свобода слова;
  • свобода массовой информации;
  • многопартийная система;
  • наличие политической оппозиции;
  • свободные выборы;
  • парламентаризм;
  • существование негосударственных общественных организаций.

Основные принципы правового государства

Верховенство закона

Закон обладает высшей юридической силой, все нормативно-правовые акты ему соответствуют, а деятельность органов государственного управления, физических и юридических лиц не может выходить за предусмотренные им рамки. Все коррективы в действующие законодательство должны вноситься в соответствии с основным законом государства, а также с ранее принятыми правилами процедуры.

Защита прав и свобод человека

Права и свободы человека, наравне с его жизнью, имеют абсолютный приоритет и признаются высшей ценностью. При этом подразумевается существование и эффективное функционирование институтов, специально созданных для выполнения задачи по защите прав человека.

Равенство перед законом

Законы должны иметь равную силу для всех членов общества, независимо от их благосостояния и социального статуса. Равенство перед законом в главной мере проявляется в деятельности судебной ветви власти — суд должен относиться к каждому человеку как к равному члену общества.

Что касается самих законов, то они должны формулироваться таким образом, чтобы в них не было указания на конкретных лиц, организаций, социальных групп. Также законы не должны приниматься для решения конкретных задач. Однако стоит иметь в виду, что в ряде случаев законы, сформулированные в общих чертах, могут вызывать у правосудия определенные сложности, связанные, например, с самоопределением граждан в качестве членов той или иной социальной группы.

Контроль за соблюдением закона

Функцию контроля за соблюдением законов выполняют органы судебной системы. В их обязанности входит также трактовка и разъяснение положений законодательства в соответствии с высшим законом страны. Так, в компетенцию Конституционного суда РФ входит проверка по запросам граждан применяемых законов на соответствие их Конституции РФ.

Эффективные правоохранительные органы

Основной задачей правоохранительных органов является недопущение нарушений прав и свобод человека. Ответственность за обеспечение гражданского порядка и безопасности жизнедеятельности населения страны возлагается, в первую очередь, на полицейские структуры. В более широком смысле (предотвращение терактов, пресечение контрабанды наркотиков) данные задачи возлагаются на иные, в том числе силовые структуры.

Разделение властей

Принцип разделения властей заключается в разделении государственной власти на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом разделяются их права, обязанности и функции, причем так, чтобы ни одна из ветвей не могла пользоваться правами другой. Кроме того, несмотря на формальное разделение, все ветви должны работать сообща на благо человека и общества.

Целью данного принципа является создание системы «сдержек и противовесов», которая должна минимизировать ошибки в государственном управлении и предотвратить узурпацию всей государственной власти со стороны одной из ветвей.

Взаимная ответственность государства и гражданина

У государства и гражданина есть определенные обязательства друг перед другом. Так, государство обязуется обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантировать МРОТ, единство рынка товаров и услуг, признавать местное самоуправление и прочее, в то время как гражданин обязан соблюдать действующее законодательство, уважать права и свободы других лиц, платить налоги, защищать отечество. За невыполнение этих обязанностей должна наступать ответственность с обеих сторон.

Единство права и закона

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по и наименованию, но и по содержанию быть правовым. Он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. Кроме того, при его разработке должны быть использованы все правовые средства, выработанные мировой практикой.

Читайте также:  Налоговый вычет земельный участок под строительство

Принцип «разрешено все, что не запрещено законом»

Один из основополагающих принципов правового государства, сформулированный Ш. де Монтескье. Его сущность заключается в том, что действиям, не противоречащим законодательству, нельзя препятствовать. На практике это правило, к сожалению, соблюдается не всегда. Один из самых частых примеров — противодействие фото- и видеосъемке в общественных местах со стороны их владельцев, в то время как данное действие не запрещено законодательством и не требует (за рядом исключений) дополнительных согласований.

Условия функционирования правового государства

Для функционирования правового государства обязательным является создание у населения потребности в государственном управлении. Необходимо выработать стабильный правопорядок, установить несменяемую законность и конституционализм, развить систему местного самоуправления, расширить и внедрить во все сферы общества принципы демократии.

Источник: wiki.fenix.help

Правовое государство: понятие, примеры, признаки, функции

Судейский молот

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

В статье 1 прямо сказано, что РФ – правовое государство. Таким образом, основной закон прямо провозглашает, что российское государство стремится быть правовым. Здесь стоит отметить, что «правовое государство» – это некий идеал, к которому с разным успехом стремятся все современные страны. России на пути к этому идеалу предстоит решить некоторые проблемы, в частности, сформировать зрелое гражданское общество.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.

Источник: dnevnik-znaniy.ru

Рейтинг
Загрузка ...