Грк 51 разрешение на строительство

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 9 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом отменяется необходимость выдачи разрешения на строительство для строительства или реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.

Источник: www.kremlin.ru

Какие документы нужны на разрешение на строительство? Ст. 51 ГрК РФ. Разрешение на строительство

Большая часть населения России не знает законов и правил, касающихся возведения домов, и других норм, относящихся к градостроительной сфере. Кроме того, эти люди считают, что, имея землю в собственности, они вправе возводить на ней любые строения, какие захотят. Это мнение ошибочно. Такие постройки признают незаконными, а самого собственника привлекут к ответственности. Поэтому при желании что-либо возвести на своей земле необходимо получить соответствующее разрешение.

Градостроительный кодекс РФ (2021) — Главы 6 — 6.4 (ст. 47 — 55.33) — аудиокнига

Что такое разрешение на строительство по ГрК РФ

Регистрация опасных производственных объектов: правила и требования, порядок регистрации, необходимые документы

Вам будет интересно: Регистрация опасных производственных объектов: правила и требования, порядок регистрации, необходимые документы

Согласно нормам Градостроительного кодекса, строительное разрешение — это документ, подтверждающий соответствие документации, представленной в форме проекта, следующим нормам, установленным:

  • регламентом градостроительной деятельности;
  • проектом территориального планирования;
  • межевым проектом территории, если строительство или реконструкция капитальных объектов строительства линейного и нелинейного типов;
  • допустимость расположения объекта строительства на участке земли в зависимости от разрешенных видов его использования и установленных для этого участка ограничений.

Банкротство управляющей компании: понятие, причины, этапы проведение процедуры и последствия

Вам будет интересно: Банкротство управляющей компании: понятие, причины, этапы проведение процедуры и последствия

Если у застройщика имеется разрешение на строительство ИЖС, он вправе строить или реконструировать капитальные объекты, если это не противоречит градостроительному законодательству.

Последствия строительства без разрешения

Если собственник земельного участка собрался возводить на нем частный дом, ему необходимо выяснить следующие моменты:

Интерпол: штаб-квартира, государства-члены, функции

Разрешение на строительство отменили??? Статья 51.1 ГрК

Вам будет интересно: Интерпол: штаб-квартира, государства-члены, функции

Если собственник решил не улаживать все эти вопросы, осуществить свой замысел без разрешения на строительство ИЖС, его действия будут признаны незаконными. Его лишат права на оформление права собственности на построенный дом или вовсе заставят его снести.

Случаи выдачи строительного разрешения

Разрешения на капитальное строительство выдаются в следующих случаях:

Органы, выдающие строительные разрешения

Методы отбора проб: правила, методика, основные показатели

Вам будет интересно: Методы отбора проб: правила, методика, основные показатели

По ГрК РФ разрешение на строительство по общим правилам выдается следующими органами:

  • уполномоченными федеральными исполнительными органами власти (если объект строительства или реконструкции будет располагаться на территориях двух и больше российских субъектов);
  • уполномоченными исполнительными органами власти субъекта (если объект строительства или реконструкции будет располагаться на территориях двух и больше муниципальных районов).

Перечень документов для получения разрешения на строительство

Перед началом строительных работ необходимо выяснить, какие документы нужны на разрешение на строительство. Строительное разрешение – документ, который способен удостоверить, что проектные документы соответствуют требованиям и нормам плана участка (градостроительного), и предоставить застройщику полное право начать строительный процесс.

В некоторых случаях законодательство разрешает обойтись без оформления разрешения на строительство. Одним из разрешающих документов является Федеральный закон № 93 от 2006 года, определяющий такое понятие, как «дачная амнистия».

Согласно этому документу, согласие соответствующих органов на введение недвижимого объекта в пользование получать необязательно, если речь идет о построении индивидуального жилого дома, который возведен на земельном участке в пределах поселения, если этот участок используется для ведения подсобного хозяйства.

Получить разрешение на ввод такого жилища в эксплуатацию можно при представлении установленного ст. 51 ГрК РФ строительного разрешения. Дачная амнистия допускает государственную регистрацию права на эту собственность при представлении документов, подтверждающих факт построения этого недвижимого объекта и содержащих описание дома. Таким документом является исключительно кадастровый паспорт индивидуального жилого строения.

Если такое недвижимое имущество будет выступать в качестве предмета сделки в недостроенном состоянии, тогда до государственной регистрации необходимо будет согласовать выполнение строительства.

Список документации, необходимой для получения разрешения

Седьмая часть 51 статьи Кодекса указывает, какие документы нужны на разрешение на строительство. В этот список входят:

Перечень документов для застройщиков частного типа

К таким лицам относятся лица, планирующие построить дом для проживания семьи (одной), если его высота не будет превышать трех этажей. Для них ответ на вопрос, какие документы нужны на разрешение на строительство, включает всего три пункта:

  • правоустанавливающие документы по участку земли (свидетельство, подтверждающие регистрацию права, документ о выделении земельного участка или другой схожий);
  • план градостроительного типа по земельному участку;
  • схема по распределению планировки.

Авторитеты Ярославля: криминал, разборки, аресты, сроки, списки с фото

Вам будет интересно: Авторитеты Ярославля: криминал, разборки, аресты, сроки, списки с фото

Существует разница, где получать градостроительный план земельного участка и организационную схему. Схема представляет собой собственноручное указание на место расположения дома на земельном участке, а градостроительный план – официальный документ, который необходимо брать в администрации данного населенного пункта.

Чаще всего администрация выдает полный перечень документов, который требуется собрать и подать для оформления такого плана. В перечень входят технические условия (по электричеству, водо- и газоснабжению, канализации), топографическая актуальная съемка участка земли, справочная документация из организации, занимающейся охраной культурных объектов наследия, и проект дома.

На законодательном уровне решение вопроса, как получить разрешение на строительство дачного дома, упрощено. Согласно законодательным нормам, от застройщика необходимо только подать заявление, а все остальные документы обязана собрать администрация местного уровня. Это положение также закреплено в Указе, изданном Верховным Судом РФ.

Документ, разрешающий строительство, относится только к земельному участку. Он не привязан ни к собственнику-гражданину, ни к собственнику-организации.

Из правила подачи документов для частных застройщиков есть одно исключение. Если недвижимый объект возводится для проживания более чем одной семьи (например, таунхаус или многоквартирный дом), застройщик должен будет представить полный пакет документов по седьмой части 51 статьи Кодекса.

Случаи, когда строительное разрешение не нужно

Существуют ситуации, когда получать разрешение не нужно вовсе. К ним относятся:

Действия для оформления строительного разрешения

Указание о том, кто выдает разрешение на строительство частного дома, можно найти не только в соответствующем кодексе РФ, но и в законе, касающемся дачной амнистии. По общим правилам, выдающим разрешение органом является исполнительный властный орган на местном уровне в месте нахождения участка земли. Исключение составляют только указанные выше определенные объекты строительства.

Даже при строительстве частного дома разрешение нужно получить обязательно, если на возведение строения необходимо будет оформлять кредит целевого назначения в банковской организации для получения недостающих денежных средств. Также разрешение понадобится, если построенный дом нужно будет подключать к газоснабжению.

Необходимые документы

В общий перечень документов входят следующие бумаги:

  • заявление в письменной форме, которое необходимо будет направить в адрес главы администрации нужного населенного пункта;
  • паспортные (анкетные) данные застройщика;
  • документы по участку земли, которые имеют правоустанавливающий характер;
  • план градостроительного типа;
  • схема по организации плана земельного участка.

После подачи необходимых документов на выдачу разрешения установлен десятидневный срок (исчисляется в рабочих днях). В течение этих дней проводится проверка на соответствие этих схем фактическому расположению строения и градостроительным нормам.

Строительное разрешение на постройку жилого индивидуального дома действует в течение десяти лет. Затем его необходимо будет обновлять.

Если после проверки документов заявителю был выдан отказ в разрешении на строительство, его можно обжаловать посредством обращения в судебный орган.

Получение разрешения является длительным процессом. Даже если известно, где получать градостроительный план земельного участка, как оформлять все документы. При этом строительство при отсутствии данного документа грозит застройщику наложением штрафных санкций или обязанностью снести возведенное здание.

Читайте также:  С чего начать строительство крыши дома

Источник: 4fo.ru

Грк 51 разрешение на строительство

Статья 51. Разрешение на строительство

Комментарий к статье 51

1. Части 1 — 6.1, 14 — 19, 23 комментируемой статьи устанавливают общие положения о разрешении на строительство. Разрешение на строительство является государственным или муниципальным ненормативным правовым актом (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 февраля 2014 г. по делу N 33-1078). Разрешение на строительство выполняет две основные функции:
— подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (с 1 января 2017 г. — градостроительному регламенту) или проекту планировки территории и проекту межевания территории. Дополнительно с 1 января 2017 г. проверяется соответствие проектной документации на допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством РФ. Если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в его отношении не устанавливается градостроительный регламент, проверке подлежит соответствие требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (ч. 1.1 комментируемой статьи, которая действует с 1 января 2017 г.). При этом оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов не входит в полномочия органа местного самоуправления при выдаче разрешений на строительство (см. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 27 февраля 2014 г. по делу N 33-1078);
— дает право на строительство или реконструкцию. Обязанность получить разрешение на строительство возлагается на застройщика (заказчика) (см. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 16 мая 2016 г. по делу N 33-7696/2016). Однако при строительстве без получения соответствующего разрешения к административной ответственности может быть привлечен как застройщик, так и подрядчик, поскольку последний обязан удостовериться в том, что застройщик, привлекая подрядчика к осуществлению работ по строительству, обладает соответствующим разрешением на строительство (см. п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях»).
Нередки ситуации, когда владельцы смежных земельных участков недовольны строительством по соседству. Для подачи заявления в суд заявитель, не являющийся застройщиком, должен документально подтвердить, что разрешением на строительство нарушаются не только требования закона, но и его права и законные интересы.
Пример: суды указали, что предприниматель, не являющийся застройщиком, должен документально подтвердить, что решением органа местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство нарушаются не только требования закона, но и его права и имущественные интересы. Суды установили, что у администрации города отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в выдаче застройщику разрешения на строительство. Разрешение адресовано застройщику и не содержит в себе властного предписания в отношении предпринимателя, не возлагает на него какой-либо административной обязанности, не влечет ограничение его охраняемых законом интересов в предпринимательской сфере и не препятствует осуществлению полномочий собственника в отношении принадлежащего ему имущества (земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества) (см. Определение ВАС РФ от 23 июля 2014 г. N ВАС-9315/14).
Части 3, 3.1 комментируемой статьи устанавливают особые условия для выдачи разрешения на строительство в случае:
— отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки в населенном пункте — установлен запрет на выдачу разрешения на строительство;
— при комплексном освоении территории — разрешение выдается только после образования земельных участков в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания территории.
Части 4, 5, 5.1, 6 определяют органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство. По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Однако в ч. ч. 5, 5.1 уполномоченный орган определяется в зависимости от типа объекта капитального строительства, а в ч. 6 комментируемой статьи — от типа территории, на которой осуществляется строительство или реконструкция. Уполномоченные органы принимают административные регламенты предоставления государственных услуг по выдаче разрешения на строительство (например, Административный регламент, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 июня 2012 г. N 162, или Административный регламент, утв. Приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 12 июля 2016 г. N 1/16-нпа).
С 1 января 2013 г. заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 6.1).
Форма разрешения на строительство утверждена Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». С 1 января 2017 г. обязательным приложением к разрешению на строительство объекта индивидуального жилищного строительства является представленное застройщиком описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (ч. 16.1). Разрешение может выдаваться на отдельные этапы строительства, реконструкции (ч. 12).
Разрешение выдается без взимания платы (ч. 15).
Пример: орган местного самоуправления принял постановление о подготовке и согласовании документов, выдаваемых в режиме «одного окна». Судом из буквального толкования содержания оспариваемого постановления установлено, что при отсутствии квитанции об оплате соответствующее заявление на оказание услуг по выдаче разрешения на строительство принято не будет, поскольку заявителем не представлен необходимый перечень документов. Положения оспариваемых пунктов ставят в зависимость от оплаты услуги на выдачу разрешения на строительство само получение такого разрешения, а также иных документов, выдаваемых на основе данного разрешения, тогда как в силу прямого указания закона такая услуга оказывается безвозмездно. В связи с этим являются верными выводы суда о том, что изготовление и выдачу разрешения на строительство должен обеспечить орган местного самоуправления в порядке предоставления муниципальной (бюджетной) услуги (см. Кассационное определение Оренбургского областного суда от 2 марта 2011 г. N 33-1116/2011).
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о государственной тайне (ч. 23).
2. Части 7 — 7.2, 10 — 13 устанавливают общий порядок выдачи разрешения на строительство. Установлен заявительный характер получения разрешения на строительство. Форма заявления утверждена Приказом Минрегиона России от 2 июля 2009 г. N 251. Также определен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.

Указанный перечень является исчерпывающим, поэтому установлен запрет на истребование иных дополнительных документов (ч. 10).

С 1 января 2017 г. к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии объекта капитального строительства, планируемого к строительству на территории исторического поселения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов (ч. 10.1).

Если такое заключение не приложено, то уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган обязан самостоятельно направить документы для получения такого заключения (ч. ч. 11.1, 11.2). Строительство или реконструкция объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения может осуществляться в соответствии с типовым архитектурным решением, утвержденным в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» для данного исторического поселения. Об этом должно быть указано в заявлении о выдаче разрешения на строительство (ч. 10.2).
Общим правилом является возможность не предоставлять документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Это правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории для линейных объектов), разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Такие документы могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия (ч. 7.1). При отсутствии в Едином государственном реестре прав сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок обязанность по их предоставлению возлагается на заявителя (ч. 7.2).
Пример: застройщик освобождается от обязанности представлять документы, необходимые для получения разрешения на строительство, в том числе и градостроительный план земельного участка, только в том случае, если такие документы уже имеются и находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления по заявлению физического лица обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний.

Читайте также:  Современные технологии в строительстве теория и практика пнипу

Исходя из данной нормы, градостроительные планы изготавливаются органами местного самоуправления по заявлению застройщика. Доказательств того, что застройщик обращался в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, материалы дела не содержат. Таким образом, в распоряжении органа местного самоуправления отсутствует градостроительный план, поэтому он не может быть получен в рамках межведомственного взаимодействия (см. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13 января 2016 г. по делу N 33а-184/2016).
Новеллой законодательства является возможность направлять документы для получения разрешения на строительство в электронной форме (ч. 10). Заявление, подписанное усиленной электронной подписью заявителя, подается через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Порядок определяется в административных регламентах предоставления государственных услуг, например, в п. 22 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, утв. Приказом Минстроя России от 19 мая 2016 г. N 334/пр.
3. Части 9, 9.1, 9.2 комментируемой статьи определяют порядок выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Распространенной ошибкой является мнение, что для строительства или реконструкции таких домов разрешение не требуется.
Пример: на основании ч. 3 ст. 48 ГрК РФ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) не требуется осуществление подготовки проектной документации. Однако такое положение этой законодательной нормы не исключает необходимость получения от уполномоченных органов разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства (см. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19 января 2016 г. по делу N 33-563/2016).
В связи с этим органами местного самоуправления предъявляются исковые заявления о сносе самовольных построек. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. При этом отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку (см. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 24 сентября 2015 г. по делу N 33-21329/2015).
Пример: суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возведенная истцом постройка подлежит сносу, поскольку не соответствует санитарно-бытовым требованиям, Правилам землепользования и застройки города Новосибирска. При этом судом принято заключение судебного эксперта ФБУ «Сибирский РЦСЭ Минюста России» (см. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 13 октября 2016 г. по делу N 33-10100/2016).
С 1 января 2017 г. перечень необходимых документов для получения разрешения на строительство дополнился документом, содержащим описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, располагающегося на территории исторического поселения федерального или регионального значения.
4. В ч. 11 определен срок для проверки документов и выдачи или отказа в выдаче разрешения на строительство. Он составляет 10 календарных дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
5. В ч. 13 комментируемой статьи установлены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство:
— отсутствие необходимых документов;
— несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
— с 1 января 2017 г. — поступившее от органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Отказ может быть оспорен в судебном порядке (ч. 14). Неправомерным является отказ в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что ранее такое разрешение выдавалось, но его срок уже истек.
Пример: общество обратилось в администрацию с письмом, в котором просило продлить срок действия разрешения на строительство. Администрация сообщила обществу, что продление срока действия этого разрешения считает преждевременным, поскольку работы по строительству не ведутся из-за отсутствия финансирования.

Тогда общество обратилось с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в чем ему было отказано со ссылкой на ранее выданное соответствующее разрешение, а выдача нового разрешения на строительство действующим законодательством не предусмотрена. Суд указал, что действующее законодательство не содержит норм, регулирующих порядок выдачи нового разрешения на строительство в отношении объекта, строительство которого было начато, но не окончено по ранее выданному разрешению. Какого-либо запрета на подачу заявления о выдаче нового разрешения на строительство в такой ситуации, при условии представления всех необходимых документов, также не установлено. Следовательно, данное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство в ГрК РФ не предусмотрено (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2015 г. по делу N А43-13092/2014).
Нередко возникает вопрос о правомерности отказа в выдаче разрешения на строительство, если объект уже частично построен.
Пример: администрация отказала в выдаче разрешения на строительство, основанием для отказа послужило фактическое осуществление обществом строительства объекта по указанному адресу без разрешения. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.

Следовательно, отказ администрации правомерен. Суд кассационной инстанции не согласился с указанными выводами, поскольку ГрК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Судебная коллегия ВС РФ определение кассационной инстанции отменила и оставила в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.

Системное толкование приведенных положений ГрК РФ дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства (см. Определение ВС РФ от 16 июня 2015 г. по делу N А07-7616/2014).
В случае признания отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным суд не может обязать орган местного самоуправления выдать разрешение на строительство.
Пример: возложение на департамент обязанности по выдаче разрешения на строительство объекта было бы возможным при доказанности факта представления обществом полного пакета документов и их соответствия законодательству. Поскольку суд не может подменять собой административный орган в части установления комплектности представленных обществом материалов и соответствия их законодательству, испрашиваемый заявителем способ устранения нарушенных прав и законных интересов в виде обязания департамента выдать разрешение на строительство объекта не мог быть применен в конкретном случае. Соответственно, удовлетворение судами требования общества о возложении на департамент обязанности по выдаче обществу разрешения на строительство нарушает положения градостроительного законодательства, определяющие условия и порядок предоставления такого разрешения (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2015 г. по делу N А46-10354/2014).
6. Часть 17 комментируемой статьи определяет объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство. Этот перечень является открытым. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
— строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);
— строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, с которым новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2016 г. по делу N А60-54457/2014);
— изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
— капитального ремонта объектов капитального строительства;
— в иных случаях.
Законодатель наделил субъекты РФ правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется. Например, в Новосибирской области принят Закон Новосибирской области от 14 декабря 2015 г. N 20-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области».
7. Части 19, 20, 21 комментируемой статьи определяют срок действия разрешения на строительство. Срок действия разрешения на строительство устанавливается исключительно в соответствии с разделом проектной документации «Проект организации строительства». Установление срока действия разрешения на строительство в соответствии со сроком, указанным в каком-либо ином документе (в том числе в техническом задании на проектирование или в заявлении о выдаче разрешения на строительство), действующим законодательством не предусмотрено (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 мая 2016 г. по делу N А11-6619/2015).
Срок действия разрешения на строительство может быть продлен. Единственным основанием для отказа в продлении является случай, когда строительство, реконструкция объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении.

Читайте также:  Регистрация участка под строительство

При продлении застройщиком срока разрешения на строительство повторного представления ранее поданных для выдачи соответствующего разрешения документов не требуется. Предъявление к застройщику требований о повторном представлении документов, являвшихся основанием для выдачи разрешения на строительство, как и отказ по этим основаниям в продлении срока действия разрешения на строительство, является незаконным. Других оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, как и перечня документов, подлежащих приложению к заявлению о продлении указанного срока, законом не предусмотрено (см. Апелляционное определение Псковского областного суда Псковской области от 26 ноября 2013 г. по делу N 33-1917/2013; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2015 г. по делу N А63-11027/2013). При этом комментируемая часть не предусматривает сроков, в течение которых должно быть рассмотрено заявление о продлении разрешения на строительство.
Заявление застройщика о продлении срока действия разрешения на строительство должно быть подано не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. Однако пропуск срока обращения с заявлением о продлении данного разрешения не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2015 г. по делу N А46-4326/2015). При этом не следует злоупотреблять указанной нормой.
Пример: общество требовало продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад (в октябре 2009 года). В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) в период с сентября 2009 года либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших обществу своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление действия разрешения недопустимо (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 ноября 2014 г. по делу N А32-7106/2014).
8. Части 21.1 — 21.4, 21.16 комментируемой статьи определяют основания и порядок прекращения действия разрешения на строительство. Такими основаниями являются:
— принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки;
— отказ от права собственности и иных прав на земельные участки;
— расторжение договора аренды;
— прекращение права пользования недрами.
Это исчерпывающий перечень оснований. Не может являться основанием для прекращения действия разрешения на строительство протест прокурора.
Пример: орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что при отсутствии какого-либо из названных оснований решение о прекращении действия выданного застройщику разрешения на строительство не может быть принято (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2015 г. по делу N А82-16899/2014).
Разрешение на строительство не может быть отменено в порядке ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» как правовой акт, изданный органом местного самоуправления. Полномочия администрации относительно разрешения на строительство ограничены положениями ГрК РФ, которым возможность отмены ранее выданного разрешения на строительство не предусмотрена (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 2014 г. по делу N А41-23622/2014). Поскольку разрешение на строительство является государственным или муниципальным ненормативным правовым актом, оно может быть признано недействительным при условии, что при его выдаче были нарушены положения законов или иных нормативно-правовых актов и оно нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица (см. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 27 февраля 2014 г. по делу N 33-1078).
9. Части 21.5 — 21.13 комментируемой статьи устанавливают случаи сохранения действия разрешения на строительство:
— приобретение права на земельный участок физическим или юридическим лицом;
— образование земельного участка путем объединения земельных участков;
— образование земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;
— переоформление лицензии на пользование недрами на нового пользователя недр.
Пример: общество приобрело земельный участок, предыдущему собственнику которого было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Однако орган местного самоуправления признал утратившим силу указанное разрешение в связи с тем, что на указанном земельном участке ведется строительство многоквартирного жилого дома.

Считая, что при переходе права собственности на земельный участок разрешение на строительство сохраняет свое действие, общество обратилось в суд. Суд указал, что у него не имеется оснований полагать, что общество осуществляло строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка. Предыдущий собственник строительные работы не производил, в установленном порядке объекты незавершенного строительства не зарегистрированы и предметом правоотношений не являются. Следовательно, в рассматриваемом случае положения ч. 21.5 ГрК РФ не подлежат применению (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2015 г. по делу N А32-13580/2015).
10. Части 21.14 — 21.16 определяют порядок внесения изменений в разрешение на строительство. Такие изменения вносятся при переходе прав на земельные участки, переходе права пользования недрами, образовании земельного участка. Предусмотренные основания не являются исчерпывающими.

Например, допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта. Это также является основанием для внесения изменений в разрешение на строительство. Однако следует обратить внимание, что причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 февраля 2016 г. по делу N А60-25700/2015).
Основаниями для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство являются:
— отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка обязательных реквизитов документов;
— недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;
— несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как полагают суды, перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство относится к случаям получения органом власти уведомления, указанного в ч. 21.10 ст. 51 ГрК РФ (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2015 г. по делу N А33-21452/2014).

Источник: kommentarii.org

Рейтинг
Загрузка ...